Немцы католики или христиане?

На свою сторону нацистам удалось привлечь некоторых видных религиозных деятелей: например, муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, который встречался с Гитлером в 1941 году.
Фото из Федерального архива Германии

В феврале 1945 года Адольф Гитлер, беседуя с Мартином Борманом, якобы жаловался на недостаточную активность немецкой политики в отношении мусульман. Стоило лишь перешагнуть через колониальные амбиции Италии и вишистской Франции в Африке – и пример освобожденных мусульманских народов вдохновил бы весь Ближний Восток на восстание против британского владычества, грезил фюрер – «ведь это типично для мусульманского мира, от Атлантики до Тихого океана: что затрагивает одного мусульманина, к счастью или к несчастью, затрагивает всех». Конспект речи Гитлера в книге «Ислам в политике нацистской Германии (1939–1945)», опубликованной в этом году на русском языке издательством Института Гайдара, цитирует немецкий и британский историк Давид Мотадель. Исследование, посвященное политике Третьего рейха в отношении ислама, наводит на размышления о том, насколько сильна оказалась инерция взглядов еще колониальных времен на мусульманский мир.

Особое положение, которое в политике рейха занял ислам, парадоксально только на первый взгляд – взгляд современного человека, для которого современные наследники гитлеровской идеологии в первую очередь отличаются исламофобией. Разжечь пламя джихада в тылу Британской империи, втянув в Первую мировую войну Османскую империю, пытались еще в начале ХХ века центральные державы – Германская империя и Австро-Венгрия. Их планам не суждено было сбыться: Британия сумела куда эффективнее мобилизовать арабский национализм и обратить его против турок.

Этому посвящена значительная часть книги Юджина Рогана «Падение Османской империи». Научным редактором ее перевода стал сотрудник Института востоковедения РАН Артем Космарский, который перевел и «Ислам в политике нацистской Германии». Книги, таким образом, стали своего рода дилогией об исторических ошибках европейских сил в оценках и прогнозах относительно того, чем является и чем не является ислам.

Третий рейх, как показывает Мотадель, добился того, чтобы чиновники, от бюрократов из Восточного министерства до идеологов в Главном управлении СС, опирались на одни и те же представления о сути, роли и политическом значении ислама. Какими же были эти представления?

В первую очередь они опирались на концепцию «всемирного исламского единства», или «всемирного ислама» – Weltmusulmanentum. Ислам рассматривался нацистским руководством как единая религиозно-территориальная система, основой которой видели «понятный и последовательный религиозный кодекс, который пригоден для применения в определенных целях». Это положение основывалось на определенных предпосылках в виде экспертных наблюдений. Уже после начала войны каирский агент абвера Пьер Шрумпф-Пьеррон рассказывал дипломату Эберхарду фон Штореру – одному из первых должностных лиц рейха, предложивших обратиться к исламу в борьбе с британцами и разработать соответствующую программу религиозной политики – что «структура ислама имеет, между прочим, много общего с национал-социализмом: наверху авторитет, внизу «демократия». Шторера воодушевил рассказ агента о том, что в Африке якобы восторгаются фюрером – победителем Франции и борцом с «мировым еврейством». На свою сторону нацистам удалось привлечь некоторых видных религиозных деятелей: например, муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, который встречался с Гитлером в 1941 году.

В 1942 году в Берлине был открыт Центральный исламский институт, а немецкий МИД в разработке исламского направления политики рейха признал, что от провалившихся во время Первой мировой призывов мусульман к священной войне стоит воздержаться. Апелляции к национализму в Африке и на Ближнем Востоке не вызвали бы понимания у союзных Италии и вишистской Франции, а также нейтральной Испании, имевших собственные виды на колонии.

Таким образом, рейх в пропаганде примерил на себя роль защитника традиционных религиозных ценностей – в этом ключе он действовал в отношении мусульман на территориях от Северной Африки до Крыма и Кавказа. На советской земле главным проводником этой политики стал вермахт, начавший формирование так называемых «восточных легионов» из военнопленных. Исламом заинтересовались и в СС: балканские мусульмане, например, стали фактически первой после немцев этнической группой, которым было позволено вступать в войска формирований организации.

Давид Мотадель. Ислам
в политике нацистской Германии
(1939–1945). – М.: Издательство
Института Гайдара, 2020. –
416 с.: ил.

При этом выстраивали «исламскую линию» кадры еще кайзеровских времен. «Немало офицеров, которые занимались политикой Германии по мобилизации мусульман в Первую мировую войну, были задействованы снова. Самым ярким примером можно назвать пожилого Оппенгейма», – пишет Мотадель. Дипломат в отставке Макс фон Оппенгейм в 1940 году, после падения Франции, направил в немецкий МИД семистраничный меморандум о подготовке восстаний в британских владениях. Он работал в дипведомстве с 1896 года и впервые столкнулся с исламом как с политической силой во время восстания Махди в Судане – кстати, как и Уинстон Черчилль, очень серьезно впоследствии относившийся к возможности мусульманских восстаний при немецкой поддержке.

В книге, которая создавалась больше 10 лет, собран огромный материал, показывающий, что в очередной раз достигнуть своих целей – поднять всемирное восстание мусульман, чтобы оно обрушило остатки Британской империи и взорвало изнутри СССР, – нацистам не удалось не из-за исламофобии, которой верхушка рейха не страдала (Мотадель, напротив, пишет об исламофилии Гитлера, и особенно – Гиммлера), и не от недостатка усердия в проведении своих планов в жизнь. Германия оказалась в плену тех же устаревших и поверхностных представлений об исламе, которые заставили европейские империи поверить в возможность джихада стать стратегическим оружием Османской империи.

Эти заблуждения и после Второй мировой войны не были сданы в утиль. Мотадель рассказывает о том, как разработанные нацистами стратегии применялись в ходе холодной войны против СССР и ближневосточных просоветских диктатур. «Ислам воспринимался как организованная религия, которая поддается изучению и пониманию. Представлялось также, что ислам предлагает четкую систему верований, которую немусульманские государства способны расшифровать и использовать в политических целях. Более того, возникло ощущение, что требования ислама… представляют собой идеальную основу для легитимизации власти», – пишет он.

Помимо искренности – желание банально использовать мусульман в своих целях было трудно скрыть, – рейху не хватило понимания того, что ислам – это не национал-социализм и не поглощающая идентичности и индивидуальности абсолютная идея. Но почему этот подход к исламу оказался настолько долговечным? Сколь бы поверхностен ни был этот взгляд из европейской метрополии на колонизированных «благородных дикарей», он соблазнителен и лестен для религиозных деятелей, претендующих на статус духовных вождей ислама. В этом, видимо, и кроется секрет живучести стратегии, пережившей все империи: и ее объекты, и ее субъекты очень хотели бы, чтобы она оказалась верной.

Преобладающие вероисповедания в Германии, выявленные в ходе переписи населения 2011 года с использованием вопроса самоидентификации.
Синий: протестантское множество.
Зеленый: католическое множество.
Красный: нерелигиозное / независимое множество.
Более темные оттенки указывают на большинство от 50 до 75%, а самые темные оттенки указывают на абсолютное большинство с более чем 75%.

Религия в Германии (перепись 2011 г.)

Католическая церковь (31,2%) Евангелическая церковь (30,8%) Евангелические свободные церкви (0,9%) Православное христианство (1,3%) Другие христиане (2,6%) Без религии (27,9%) Иудаизм (0,1%) Другие религии (5,2%)

Христианство — самая большая религия в Германии , и она была представлена ​​на территории современной Германии с обращением первых германских племен в 4 веке. Этот район стал полностью христианизированным ко времени Карла Великого в 8-м и 9-м веках. После Реформации, начатой Мартином Лютером в начале 16 века, многие люди покинули католическую церковь и стали протестантами , в основном лютеранами и кальвинистами .

В настоящее время около 55% населения идентифицируют себя как христиане, однако только 10% немцев говорят, что верят в Бога как с абсолютной уверенностью, а 50% считают, что верят в Бога как с меньшей уверенностью. Около половины христиан в Германии — католики, в основном латинские католики ; Католицизм сильнее в южной и западной части страны. Около половины принадлежит Евангелической церкви Германии (EKD), преобладающей в северных регионах, а остальная часть — нескольким небольшим христианским конфессиям, таким как Евангелическо-лютеранская свободная церковь , Восточная православная церковь или Свидетели Иеговы . От 5 до 6% жителей Германии являются мусульманами , в то время как гораздо меньшие религии включают буддизм , иудаизм , индуизм и езидизм . Остальная часть населения не связана с какой-либо церковью, и многие из них являются атеистами , агностиками или иным образом нерелигиозными .

Демография религии в Германии сильно различается в зависимости от региона и возраста. Нерелигиозные люди составляют большинство в некоторых крупных городах Германии, включая Берлин и Гамбург , и абсолютное большинство — 70–80% — в восточных штатах, которые в период с 1949 по 1990 год были Восточной Германией . Напротив, сельские районы западных штатов, которые в тот же период были Западной Германией , более религиозны, а некоторые сельские районы очень религиозны.

Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.

Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности. Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика. Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

24-09-2008, Степан Бабкин

Немецкие христиане (нем. Deutsche Christen) — движение внутри Евангелической Церкви Германии с 1932, с Людвигом Мюллером во главе. Представители движения были согласны с расовыми идеями нацистов. Они публично заявляли, что христиане, имеющие еврейских предков, являются христианами в новозаветном смысле, но не немецкими христианами. Они так же поддерживали нацистский тезис «позитивного Христианства», которое отрицало изначальную человеческую греховность. Некоторые из них призывали удалить еврейский Ветхий Завет из Библии. Движение ставило целью создание Имперской Церкви (нем. Reichskirche), которая объединила бы всех протестантов Германии. Символом нового движения стал традиционный христианский крест со свастикой в середине и буквами D и C.

Дух этого движения наше свое выражение в проповеди, произнесенной доктором Лангманном (нем. Langmann) — евангелическим пастором и видным церковным иерархом на похоронах Густлова. Доктор Лангманн появился в форме штурмовиков, включая сапоги. В последнем напутствии он заявил, что место покойного в Вальхалле, в доме Зигфрида и Бальдра — героев, «пожертвовавших своей кровью ради жизни немецкого народа» (подобных — среди прочих — Христу). «Пусть этот Бог пошлет народы зелми брести, бряцая цепями, сквозь историю». «Да благословит Бог нашу борьбу». Именно этими словами, согласно Neue Zurcher Zeitung, 1936, № 249, завершил достопочтенный пастырь свою речь.

Проявления движения нашли место даже в архитектуре — освященная в 1935 году в южном районе Берлина Мариенгоф Мемориальная Церковь Мартина Лютера была обильно украшена нацистскими символами, а среди её прихожан более двух третей в середине 30-ых годов составляли члены НСДАП.

Власть и конфессия

Нацисты считали движение полезным на первоначальным этапе консолидации сил в Германии, так как немецкие христиане постоянно напоминали прихожанам, что именно евреи распяли Иисуса Христа, чем поощряли антисемитские настроения среди населения. Однако с 1937 нацистские идеологи посчитали немецких христиан выполнившими свое предназначение и удалили их со всех значимых постов(источник?).

Тем не менее движение существовало до конца существования Третьего рейха. После разгрома Германии епископ немецких христиан Мюллер покончил жизнь самоубийством.

Список литературы:

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Он транслировал представления о норме, идеале внешнего вида и поведения немецких женщин. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Журнал NS-Frauen-Warte был учрежден официальной Национал-социалистической женской организацией (Nationalsozialistische Frauenschaft) в 1934 году. Он считался главным пропагандистским медиа, созданным непосредственно для немецких женщин, и единственным женским журналом, который издавали при поддержке Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В том числе благодаря этой поддержке тираж NS-Frauen-Warte к 1939 году достиг 1,9 млн экземпляров и был самым крупным в этом сегменте рынка. Выходил журнал каждые две недели вплоть до 1945 года. Он был черно-белым, обложки выполнялись в цвете.

©

Обычно женские журналы рассчитаны на пролистывание как основную практику взаимодействия с материалом. Однако издатели NS-Frauen-Warte, видимо, предполагали, что читательницы будут останавливаться и внимательно читать идеологически нагруженную первую статью номера. В этом материале, который не сопровождали изображения, речь шла об актуальных политических вопросах. Вслед за главной статьей шли более легкие иллюстрированные тексты о жизни женщин в дружественных Третьему рейху государствах (Японии и Италии), о быте крестьян, рабочих и других социальных групп. В конце журнала помещали развлекательные материалы: моду, рецепты, отрывки романов, а также рекламу.

Таким образом, журнал уделял большое внимание общественно-политической тематике, несмотря на то, что в официальной идеологии «женскими делами» считались, главным образом, дом и семья.

Целевой аудиторией журнала был ограниченный круг женщин, которых идеологи национал-социализма, сторонники расовой теории и евгенических методов, считали «полноценными». Под это определение подпадали физически и психически здоровые гетеросексуальные этнические немки. Те, кто не соответствовал этому определению, вытеснялись из официального дискурса, либо именовались «врагами», подлежащими физическому уничтожению и забвению.

Одной из задач пропаганды было распространение со страниц журнала положительного образа женского труда. Поскольку официальной трудовой мобилизации женщин в Третьем рейхе объявлено не было, национал-социалисты надеялись, что при помощи прессы им удастся привлечь женщин к добровольным работам на нужды тыла и народа. В подборке журналов можно найти многочисленные статьи о необходимости волонтерства в разных областях хозяйства, в том числе сельского. Ощутимых результатов эти статьи не дали.

В представлении лидеров нацистской Германии, женщины должны были выполнять роль компаньонок мужчин: жен, матерей, сестер, в то время как самим мужчинам отводилась роль вершителей мировой истории. Иными словами, идеология Третьего рейха была построена в том числе на концепции «разделенных сфер». Для этой концепции свойственна идея, что в зависимости от половой принадлежности люди должны брать на себя четко очерченный круг дел и обязанностей, «свойственный» им «от природы».

©
©

Образы женщин и мужчин в журнале

В журнале NS-Frauen-Warte на визуальном и текстовом уровне исключались женщины разных социальных групп. Речь не только о женщинах с «неарийским» происхождением. В журнале сложно найти героинь не детородного возраста. В основном встречаются изображения юных девушек, молодых матерей и домохозяек. В иллюстрациях часто появляются героини со схожей внешностью. Это женщины со светлыми волосами и глазами, высокие, подтянутого телосложения с узкой талией, широкими бедрами и плечами.

По визуальным образам можно понять, что журнал предназначался для женщин среднего и высшего среднего класса. В то же время из других источников известно, что, действительно, именно на представительниц этих классов делали упор нацисты в своей предвыборной кампании и последующей пропаганде. В разделе «мода» журнала рассказывалось о дорогостоящих костюмах, мехах и другой одежде, которая не подходила для тяжелой и грязной работы, например, в поле. Со страниц журнала смотрели женщины с аккуратным макияжем и идеальными прическами, одетые в светлые фартуки и изящные платья. При этом в журнале не публиковались фотографии женщин, одетых в брюки. Костюм также задавал рамки феминного.

Мужчины, представленные на страницах журнала, преимущественно были военными в форме или партийными лидерами. Примечательно, что раздел, посвященный новостям с фронта и описанию военной техники, включался в номер наравне со статьями о вечерних нарядах, кулинарных рецептах и советами по уходу за детьми. Война представала как неотъемлемая часть повседневности, ее изнанка. Так, во втором номере журнала за 1941 год статья «Вечный немецкий боец» помещалась всего в нескольких страницах от советов по уходу за младенцами. В девятом номере — за материалом под названием «Мировая борьба без пощады» идет текст под заголовком «Благодаря матерям», иллюстрированный изображением женщины с ребенком. Таким образом, на страницах журнала жизнь соседствовала со смертью, появление людей на свет — с их жесточайшим уничтожением, мир детства — с бойней.

«Героическое тело»

Мужским образам в журнале присуща военная атрибутика. Солдат часто изображали верхом на коне, с оружием в руках. Женщин окружали иные предметы: домашняя утварь, наряды, дети.

При этом, кроме атрибутики, мало что отличает изображения персонажей, даже если они разного пола. Пластика мужчин и женщин на рисунках и фотографиях схожа. И те, и другие высоки, подтянуты, у них прямая осанка, идентичные черты лица, позы и жестикуляция. Они как будто наслаждаются своими идеальными телами. В съемках использовался прием «заниженного горизонта», герои смотрят на читателей сверху вниз, как на парадных портретах. В их образах можно обнаружить схожий тип телесности и телесного поведения, ограниченный набор поз и жестов.

При этом «героические тела» немецких мужчин и женщин отчетливо контрастируют с изображением неарийцев. Так, в статье «Кто такая фрау Коллонтай?», размещенной в восьмом номере журнала, текст проиллюстрирован фотографией Александры Коллонтай. Из всех доступных фотографий издатели выбрали довольно специфический вариант: на фото женщина смотрит исподлобья, ее волосы спутаны в бесформенную массу, она одета в пиджак с высоким воротом. Коллонтай на этой фотографии принципиально бесформенна, бестелесна, ее жестикуляция и поза абсолютно противоположны позам и жестам изображенных и сфотографированных немцев и немок.

©

Война без мира

Историки нацистской Германии задавались в своих исследованиях вопросом, как немецкие солдаты легитимизировали для себя преступления, на которые шли. Исследователи отмечают: многие из них думали, что таким образом они защищают дом – пространство уюта и гармонии, где их ждут «их» женщины. Официальная пропаганда при этом не формулировала, каким на самом деле является этот идеал, что он из себя представляет.

В проанализированном журнале «эстетику женского» и эстетику приватной сферы сложно обособить от милитаристской. Репрезентация повседневности в женских журналах недостаточна, скудна, для ее описания не хватает изобразительных средств. Приватная сфера превращается в продолжение мира войны и грубой мужской силы, которые считались высшими ценностями и лежали в основе нацистской идеологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *