Нетрадиционные культы

ХРОНИКА

УДК 21

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

© Т.С. Пронина

В хронике освещен прошедший 26 мая 2009 г. в стенах Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина круглый стол «Нетрадиционные религиозные движения и системы традиционных ценностей», организованный учеными вуза.

Ключевые слова: нетрадиционные религиозные движения; деструктивный культ; психотехники; девиантность; культовая травма; традиционные ценности; церковь; религиоведение.

26 мая 2009 г. в Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им. Г.Р. Державина прошел «круглый стол» «Нетрадиционные религиозные движения в системе традиционных ценностей». Прошедшее мероприятие проводилось в рамках проекта «Нетрадиционные религиозные движения», реализуемого Центром религиоведческих исследований ТГУ с 2008 г.

Ученые и студенты университета, преподаватели Тамбовской духовной семинарии, священники Тамбовского епархиального управления, представители государственных ведомств и правоохранительных органов выступили по заявленным направлениям работы «круглого стола», приняли участие в дискуссии, внесли предложения по методам изучения и обобщения фактического материала, практическим приемам работы с лицами, вовлеченными в деятельность тоталитарных сект, средствам профилактики.

С основными докладами выступили:

Пронина Татьяна Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, директор Центра религиоведческих исследований ТГУ им. Г.Р. Державина, член Консультативного Совета по связям с религиозными организациями и национальными диаспорами при главе г. Тамбова. В своем докладе Т.С. Пронина, прежде всего, отметила, что Конституцией Российской Федерации

гарантируется свобода вероисповедания; при этом на территории нашей страны действует множество традиционных и нетрадиционных культов, не являющихся деструктивными с точки зрения права. Поэтому проблема идентификации религиозного объединения, его оценки с точки зрения возможного деструктивного воздействия на своих адептов является крайне важной, но как показывает опыт, очень непростой. Актуальность же темы обусловлена, прежде всего, тем, что феномен новых или нетрадиционных религиозных движений в российской действительности сравнительно недавний, потому процесс разработки методологии изучения нетрадиционных религиозных движений в российском религиоведении находится на стадии обсуждения, выявления закономерностей, закрепления научного терминологического аппарата: многие термины и методологические основания являются дискутируемыми. Нет единогласия между религиоведами и по вопросу критериев оценки деятельности нетрадиционных религиозных движений. Сама постановка проблемы, а именно соотнесение вероучений и деятельности нетрадиционных религиозных движений с системами традиционных ценностей, также является новой в российской религиоведческой науке. И хотя в работах западных исследователей таковые проблемы обсуждались, однако сделанные выводы и предлагаемые рекомендации к российской действительности в полной мере не

применимы и нуждаются в уточнении. К примеру, очевидно, что богатый опыт американских исследователей по проблемам современных нетрадиционных движений не может быть непосредственно применен к российской действительности, поскольку процессы формирования конфессионального спектра принципиально различны.

Т. С. Пронина выступила с презентацией Центра религиоведческих исследований, который был создан в ТГУ им. Г.Р. Державина в феврале 2009 г. В своем выступлении она обозначила задачи, которые ставит перед собой Центр и концептуальные основания его деятельности. Прежде всего, это научноисследовательская, консультативная и просветительская деятельность. Целями же и задачами Центра являются планомерный мониторинг религиозной ситуации в Тамбове и Тамбовской области, оказание информационной и консультационной помощи региональным и муниципальным органам власти, общественным организациям, СМИ в вопросах, касающихся деятельности различных религиозных объединений. Центр объединяет ученое сообщество Тамбовского государственного университета, представителей Тамбовского епархиального управления, органов региональной и муниципальной власти, религиозных организаций. В деятельности Центра участвуют люди разных мировоззрений и религиозных убеждений, разных политических пристрастий.

Определяющими концептуальными основаниями работы Центра являются: совместный компетентный поиск решений и толерантность, которая в Декларации Генеральной конференции ЮНЕСКО 1995 г. определена как уважение, принятие богатого многообразия культур нашего мира, отказ от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека. Способность к диалогу со всеми созидательными силами, подчеркнула Т.С. Пронина — одно из главных условий для работы в Центре религиоведческих исследований ТГУ.

На базе Центра реализуется ряд инновационных проектов. В рамках презентации Т.С. Пронина представила анализ результатов пилотажного замера по выборочной совокупности проекта «Религиозный портрет современного Тамбова», реализуемого со-

вместно с социологами ТГУ, Консультативным Советом по связям с религиозными организациями и национальными диаспорами при главе г. Тамбова и Рабочей группой по вопросам толерантности, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию Городской Думы г. Тамбова. Результаты, визуализированные в многочисленных диаграммах, графиках зависимостей, дают представление о численности верующих, конфессиональном спектре, социальном составе, характере религиозности, отношении горожан к введению в школах курса, связанного с изучением религий и других проблемах и закономерностях. Конечная же цель этого проекта — создание постоянно действующего сайта «Религиозная жизнь Тамбова», который будет включать в себя следующие страницы: официальную информацию о регистрации религиозных организаций на территории Тамбовщины; результаты социологических исследований религиозной ситуации в г. Тамбове, количестве последователей различных религиозных объединений; историю религиозных организаций на Тамбовщине, архивные материалы; интерактивную страницу, извещающую о событиях религиозной жизни г. Тамбова, форумах, посвященных вопросам истории и современной жизни религиозных объединений Тамбовщины.

С докладом «Профилактика правонарушений, совершаемых по религиозным мотивам», выступил В.Ю. Щербаков, представитель Центра по противодействию экстремизму УВД по Тамбовской области, который отметил сложность идентификации деструктивных религиозных образований с точки зрения права, что часто такие группы регистрируются под видом общественных некоммерческих организаций, при этом, разумеется, заявляя в уставе самые благие цели. Однако ситуация на территории Тамбовской области заставляет обратить самое пристальное внимание на деятельность религиозных образований, которые оказывают негативное воздействие на физическое и духовное здоровье своих последователей. В.Ю. Щербаков указал, что на территории Тамбовской области действуют незарегистрированные общины «Международного Общества Сознания

Кришны», один из членов которой совершил самоубийство, «Свидетелей Иеговы», члены которой совершают буквально поквартирный

обход тамбовчан с миссионерскими целями, община «Церкви Объединения» Сан Мен Муна, членам которых удалось даже реализовать свои программы в школах Тамбова, но, к сожалению, деятельность которых уже привела к семейным трагедиям, многочисленные школы йоги и др. В заключении В.Ю. Щербаков выразил озабоченность тем, что разобщенность специалистов в этой области зачастую становится серьезным препятствием на пути достижения положительных результатов в работе с пострадавшими от деструктивных религиозных образований и работе по профилактике правонарушений, совершаемых по религиозным мотивам.

С докладом «Тоталитарные секты и духовная безопасность России» выступил руководитель отдела по образованию, катехизации и миссионерству Тамбовского епархиального управления о. Игорь Груданов.

С докладом «Манипуляция и миссионерство как основа «культовой травмы» выступила Н.В. Вязовова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии, зам. директора Института психологии по социально-воспитательной работе ТГУ им. Г.Р. Державина, которая отметила, что социально-психологические, психологические и психиатрические аспекты тоталитарных культов и нетрадиционных религиозных движений, а также ряда вопросов, касающихся губительного влияния лидеров данных групп на психику адептов, широко изучены за рубежом и, к сожалению, незначительно представлены в практике психологической помощи населению в России. Бесспорно, данное положение дел имеет объективные основания в социальной ситуации развития нашего общества, которое в доперестроечный период было закрыто для широкого доступа различного рода нетрадиционных религиозных течений, получивших широкое распространение на западе и востоке. Таким образом, свобода слова и свобода вероисповедания на деле обернулись мало контролируемым со стороны государства процессом интервенции нетрадиционного религиозного тоталитаризма в Россию.

К иным объективным причинам появления и распространения нетрадиционных культов и сект можно отнести: расширение демократии и плюрализма; поиск иных, ранее не знакомых, путей духовного развития;

поиск в настоящей жизни религиозной опоры, позволяющей продлить жизнь в ином мире.

Однако объективные причины роста численности нетрадиционных религиозных движений и их активизации на территории нашей страны не привели бы к появлению собственно российских, региональных, отделившихся от традиционного православия, сект, если бы не срабатывали субъективные причины, такие как стремление к единению с верующими: на основе личных симпатий и общих интересов; на основе субъективного протеста обществу и традиционному культу; на основе стремления к твердому порядку и контролю за жизнедеятельностью со стороны лидера группы (пастыря, миссии); на основе личной потребности в принадлежности к группе и тайне обряда. Стремление решить за счет секты ряд своих психологических проблем: восстановить чувство базового доверия, утраченного в родительской семье по причине материнской депривации; преодолеть собственную асоциальность (отвержение обществом, законом, государством и традиционной церковью); преодолеть комплексы, застенчивость за счет принятия и защиты, обеспечиваемых культовым сообществом; достичь аффективных состояний, экзальтации за счет интенсивности духовных практик; переориентироваться с внешней религиозности (статус верующего) на внутреннюю (я — особенный; идея служения и мессианства).

Н. В. Вязовова обратила внимание также и на тот факт, что и сами лидеры ряда сект -личности патопсихологического типа, для которых новая прорелигиозная позиция -реализация потребности реформировать церковь и выступить в качестве мессии. Руководителям нетрадиционных религиозных движений остается только использовать данные психологические особенности адептов и, грамотно организовав систему воздействий, осуществлять манипулирование сознанием, широко применяя различные психотехники, в т. ч. экстремального воздействия (внушение, гипноз, НЛП, медитация и т. п.).

Результатом таких воздействий на психику адептов становятся устойчивые измененные состояния сознания, а именно: подавленная воля; негативное эмоциональное состояние (тревога; депрессивный синдром;

фобии); искаженное восприятие, галлюцинации (времени, пространства, цвета, звука и т. п.); деперсонализация (дисморфомания -негативное отношение к себе, своему телу, как чему-то греховному); дереализация -разрыв ранее значимых социальных контактов (семья) и уход от активной социальной и профессиональной деятельности в деятельность культовую; мессианство — вера в особые волшебные, мистические полномочия, идея величия, культивируемые сектой.

Все вышеперечисленные негативные психологические состояния, диагностируемые у адепта нетрадиционного религиозного культа, свидетельствуют о его тоталитарной сущности, приводящей к развитию определенного комплекса, основанного на изменении сознания, называемого «культовой травмой». По мнению специалистов, высказалась в завершение своего выступления Н.В. Вязо-вова, каждый носитель такой травмы нуждается в обязательном психотерапевтическом лечении, с последующей психологической реабилитацией и социальной поддержкой (в т. ч. переходом к традиционным религиозным культам).

С докладом «Отношение учащихся учреждений среднего профессионального образования к нетрадиционным религиозным движениям: на примере ТОГОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса» выступила А.Б. Зубехина, преподаватель Колледжа торговли, общественного питания и сервиса. Под ее руководством в марте 2009 г. в ТОГОУ СПО «Колледже торговли, общественного питания и сервиса» было проведено социологическое исследование на тему «Тоталитарные секты» с целью выяснить уровень информированности о деятельности тоталитарных сект на территории Тамбовской области. В результате анкетированного опроса 130 обучающихся и студентов 1-3 курсов в возрасте 14-18 лет были заданы следующие вопросы: «Знаете ли вы, что такое тоталитарная секта»?»; «Из каких источников вы узнали о понятие «тоталитарная секта?»; «Как вы думаете, а на территории Тамбовской области сейчас действуют тоталитарные секты?»; «Подходили ли к вам на улице с целью раздачи литературы религиозного толка или для разговора на религиозную тематику?» и др. Ответы показали, что подавляющее большинство опрошенных мо-

лодых людей знают что-либо о тоталитарных сектах и знают, что таковые действуют на территории Тамбовской области. Почти каждый из опрошенных сталкивался с миссионерской активностью: раздачей литературы, привлечением внимания на улицах, приглашением на беседы, учебы и т. п. При ответе на второй вопрос примечательно, что ребята в равной мере узнали о тоталитарных сектах как из СМИ, так и от родителей. По мнению большинства, эта тема является актуальной, и необходимо просвещение в этих вопросах, что уберегло бы от вовлечения в опасные религиозные группы и позволило бы отличить последние от вполне мирных религиозных объединений.

С удовлетворением участники мероприятия отметили, что проект, в рамках которого проводился круглый стол, получает реализацию и в рамках прикладного религиоведения. Формируется коллектив единомышленников, готовых к сотрудничеству и компетентному поиску решений, составляется база данных о деятельности нетрадиционных религиозных движений, неинституали-зированной религиозности на территории Тамбовской области, проводятся консультации для представителей муниципальных органов власти, органов УВД, СМИ. Все участники мероприятия согласились с тем, что важнейшее средство противодействия деятельности деструктивных религиозных образований — это просвещение, тем отраднее было отметить, что Центр религиоведческих исследований ТГУ провел по обсуждаемой проблематике две (в феврале и мае 2009 г.) просветительские акции для студентов учреждений среднего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 4.06.2009 г.

В статье рассматриваются теоретические вопросы эволюции религии, в частности, советской гражданской религии. Основное внимание уделяется содержательным аспектам понятия «харизма» в контексте развития имиджевых характеристик советского вождизма, институализации и последующей формализации и рутинизации её сакрального восприятия. Харизма вождя рассматривается исходя из следующих этапов её эволюции. Предварительный этап носит сектантский характер её единоверцев. На первоначальном этапе возникает тип легитимности, который состоит в признании «надчеловеческого» и «сверхъестественного» дара харизматического вождя, выполняющего свою миссию. На втором этапе харизматические характеристики вождя ассоциируются с образом ниспровергателя режима – оппозиционера «со стажем» прошлому режиму. На третьем этапе легитимность харизмы власти достигает своего апогея. Происходит сакрализация образа вождя. На последних этапах происходит «охлаждение» нуминозного содержания харизмы, её чувственно-эмоционального «оскудения» и «забвения».

Ключевые слова: харизма, квазирелигия, эволюция, вождизм, имидж, нуминозность, гражданская религия

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.2.93-106

Скачать статью (PDF)

Об авторах

Сторчак Владимир Михайлович – доктор философских наук, доцент,

профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аушев Хасан Омарович – аспирант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В социологической литературе выделяются три основных типа религиозных организаций, которые можно рассматривать и как этапы развития религиозной организации: секта, деноминация, универсальная церковь.

Согласно классической теории происхождения религиозных групп М. Вебера и Э. Трёльча, секта является исторически первичной формой религиозной организации, которая впоследствии может развиться в церковь. Как правило, сектантское движение служит выражением социального протеста, хотя и не всегда осознанного, оно рекрутирует своих членов из малообеспеченных слоев общества, испытывающих социальную депривацию, и поэтому в большинстве случаев является дестабилизирующей общественной силой. Секта — это религиозная группа, структурированная в организацию, относительно немногочисленная (но иногда и массовая), занимающая либо индифферентную, либо агрессивно враждебную позицию по отношению к миру в целом, обществу и государству. В сектах, как правило, сильны настроения избранничества, стремление к нравственному совершенству, в них, в отличие от церкви, подчеркивается равенство всех членов, институт священства не играет такой роли, как в церкви, либо просто отсутствует. Характерными особенностями религиозного сектантства являются: 1) претензия на исключительность вероучения; 2) стремление к максимальной изоляции своих членов от окружающего мира, полное отвержение мирских ценностей и связей. От адептов (приверженцев) требуют разорвать все связи с внешним миром (в том числе и родственные) и полностью посвятить себя и свою жизнь служению; 3) отказ от многих сторон общественной жизни; 4) формирование у членов секты психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим; 5) соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты; 6) руководители религиозных сект, как правило, претендуют на роль «небесных избранников» — «гуру», «мессия», «живой бог» и т.п.

Деноминация — это религиозная организация, находящаяся на промежуточной стадии развития между сектой и церковью. Существует два основных пути их возникновения: многие деноминации начинали свое существование как секты, возникая вокруг новых религиозных учений, некоторые явились следствием раскола в рамках традиционных религий. В отличие от сект, которые, как правило, стоят в оппозиции к государству и господствующей идеологии, деноминациям присуща тенденция к компромиссу со светской властью. Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики, а также деления на священство и мирян. В отличие от универсальных церквей, деноминация не так многочисленна, поскольку обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками. В современном обществе наблюдается рост религиозных организаций именно этого типа. Исследователи считают это следствием распространения идей религиозного плюрализма как наиболее адекватных потребностям людей в современном сложно структурированном обществе. Видимо поэтому наибольшее развитие деноминации получили в США — «стране индивидуалистов», где их сейчас насчитывают более двухсот.

Универсальная церковь – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, являющаяся интегральной частью существующего социального прядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *