Неверие апостола фомы

«Фома неверующий», — иронично говорим мы про человека крайне недоверчивого, не желающего поверить без доказательств, скептического. Имя, упоминаемое во фразеологизме, стало нарицательным, а само выражение в лингвистике называют «связанным», ведь Фома обязательно неверующий, а неверующий во что бы то ни стало Фома. Задумываемся ли мы о том, откуда в современный русский язык пришло это выражение и чье собственное имя упоминается в нем?

Фома — ученик Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов, его имя вспоминается в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Фоминым воскресеньем, а вся последующая неделя — Фоминою.
Фразеологизм сформировался на основе эпизода из Евангелия от Иоанна. В тексте Священного Писания говорится о том, что Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Спустя восемь дней Христос вновь является к ученикам и предлагает Фоме прикоснуться к ранам на Своем теле. Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27), — сказал ему при этом Спаситель. Фома уверовал и произнес: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20. 28). И тогда Христос сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали (Ин. 20, 29).
Когда мы испытываем сомнения в вере, нужно вспомнить святого апостола. Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Несмотря на нашу иронию по поводу «неверующего Фомы», в Евангелии апостол вовсе не отрицательный персонаж. Он был одним из самых преданных учеников Господа, готов был идти с ним даже в моменты опасности. Неверие Фомы было добрым — оно рождалось не из неприятия Христа, не из цинизма, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю.
В современном же русском языке фразеологизм «Фома неверующий» мы употребляем в широком смысле, называя так в шутку или с иронией всех недоверчивых людей. Несмотря на такие синонимы, как маловер, недоверчивый, скептик, предпочитаем образное выражение.
Фразеологизм прочно вошел в сокровищницу языка, закрепился, в том числе, и благодаря работам художников, которых не мог не волновать Евангельский сюжет с глубоким вероучительным смыслом. В истории изобразительного искусства данный эпизод называется «Неверие апостола Фомы» или «Уверение Фомы». Эта тема стала популярной, начиная с XIII века, когда появляется много изображений апостола Фомы и сцен из его жития. На тот же сюжет созданы полотна Рембрандта и Караваджо.

Ирина Рокицкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *