Ни каждый день

Правило 20. Не живите завтрашним днем

Если предыдущая заповедь показалась вам сложной, попробуйте эту… Я слышу ваше возмущение: «Но ведь именно завтра случится то-то и то-то! Именно завтра я стану успешным, счастливым, богатым, красивым, известным, влюбленным, получу хорошую работу, избавлюсь от ненужных связей, перееду в другой город, заведу друзей, куплю хорошее вино…» Это могут быть планы, мечты, что угодно. Но повторюсь, вы живете здесь и сейчас. Именно этого мига вы ждали, именно этот момент вы должны оценить без всякой мишуры и ненужных пустяков. Желания – одна из самых потрясающих вещей! Наслаждайтесь тем, что у вас есть жизнь и вы можете мечтать.

Жить сегодняшним днем вовсе не значит отказаться от ответственности и забот, сесть в позу лотоса и отрешенно дышать носом, – хотя все это прекрасно, если вы именно этого хотите. Это значит только то, что непосредственно в данный момент вы должны ценить свою жизнь и стремиться жить в полную силу, прямо здесь, прямо сейчас.

Мы не можем распланировать все свое счастье в будущем – «О, если бы я был богаче/моложе/здоровее/счастливее/влюбленным/без этих отношений/имел другую работу/послушных детей/крутую машину/был высоким и стройным блондином/имел ученую степень/хорошие зубы/норковую шубу…» – список бесконечен. Если бы только вот это или то изменилось, все было бы великолепно, так вы думаете? К сожалению, нет: мир существует по другим правилам. Как только «вот это» или «то» изменится, сразу появится что-нибудь еще, что снова отодвинет ваше счастье. Как только вы вдруг обнаружите, что стали наконец стройнее/образованнее и т. п., выяснится, что это, конечно, хорошо, но вот еще бы денег побольше. И таких «вот еще бы», без которых счастье считается неполным, – море разливанное.

Не суетитесь. Ключ к счастью – это умение принять и оценить то, что вы имеете прямо сейчас. Этот маленький секрет позволит вам быть гораздо счастливее тех, кто постоянно заглядывает в будущее в поисках лучшей доли.

И не думайте, что то, чего вы хотите, нужно только вам. Мне бы тоже не мешало сбросить пару килограммов, получить еще одно образование и иметь побольше денег (надо же, как мы все их любим). Но в то же время я ценю себя таким, какой я есть сейчас, а также то, что у меня есть уже сегодня, потому что – вот в чем секрет – это все настоящее. Я сегодняшний – это настоящий я, будущий еще не возник и даже может вообще не возникнуть. И те деньги, которые есть у меня сегодня, – это настоящие деньги, материальные и осязаемые. Мечты прекрасны, но реальность тоже хороша.

МЕЧТЫ ПРЕКРАСНЫ, НО И РЕАЛЬНОСТЬ ХОРОША.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Правило 19. Живите настоящим

Правило 19. Живите настоящим Каким бы ни было прошлое, оно прошло. Раз нельзя изменить вчерашний день, обратите свое внимание на сегодняшний. Порой так и тянет углубиться в воспоминания, но есть опасность в них застрять. Не теребите прошлое, живите здесь и сейчас.Если вы

Тринадцатое правило Живите с удовольствием

Тринадцатое правило Живите с удовольствием Иногда радость становится причиной улыбки, а иногда улыбка может быть причиной радости. Тхить Нят Хань Я, конечно, приношу извинения за тот шум, который сопровождает наши безумства, но я не представляю, как можно обучаться

Тринадцатое правило Живите с удовольствием • Научитесь находить радость во всем, чем вы занимаетесь, включая самые будничные заботы.• Научитесь превращать занятие в игру. Игра – необходимая предпосылка развития человека.• Хорошее настроение способствует успешному

Живите в настоящем

Живите в настоящем Наш разум постоянно курсирует между прошлым (вплоть до того, что случилось всего минуту назад) и будущим (тем, что вы планируете). И вы можете полностью утратить ощущение настоящего, перестать радоваться тому, что оно вам дает. Вспомните, с каким

Шаг № 9: Определяем время «антрактов» для себя: утром, днем, вечером

Шаг № 9: Определяем время «антрактов» для себя: утром, днем, вечером Ага! Вот, дорогие мои мамы, мы и подобрались с вами к самому интересному! Ко времени заботы о себе.:) Я думаю, что вы уже успели заметить, как мы организовали наш распорядок дня выше. Это уже большой вклад в

Ждать у моря погоды и ничего не делать?

В Евангелии сказано: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, достаточно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Эти слова Спасителя вполне можно понимать буквально, но только обязательно правильно.

Нигде в Священном Писании мы не сможем найти одобрения праздности. Многим из нас с детства знакома поговорка «кто не работает, тот не ест», которая – как ни странно, потому что широко распространена она была в советские времена – является практически дословной цитатой из Послания апостола Павла к фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3, 10).

Игумен Нектарий (Морозов)

Безусловно, апостол Павел вряд ли решился бы как-то противоречить словам Христа Спасителя. Более того, все Священное Писание говорит о том, что со стороны человека необходим труд – как духовный, так и телесный

Если мы вернемся к самому началу Священного Писания, Книге Бытия, то увидим, что человек получил повеление в поте своего лица снедать свой хлеб, то есть трудиться своими руками, уставать, утомляться и таким образом добывать пропитание, для себя насущное.

Поэтому в словах «не заботьтесь о завтрашнем дне» нет призыва к праздности. Что же означает «заботиться» в этом контексте? Чрезмерно много думать о том, будет ли мне завтра что есть, что пить, во что одеться.

Думать нужно иначе: мне просто нужно сегодня делать все, от меня зависящее, для того, чтобы завтра у меня все это было. Мне необходимо быть в своих расходах скромным, бережливым, мне необходимо работать усердно, но при этом избегать страха, волнения, внутренней суеты, которая рождается у человека, не доверяющего Богу и Его Промыслу о себе. Ведь этот страх порой появляется у людей, которые уже имеют все необходимое, но с большими сомнениями и тревогой смотрят в завтрашний день. И этот страх без какой-то реальной причины начинает уничтожать человека изнутри.

Границу между здравым попечением и суетностью не так сложно определить. Все, что здраво, носит конструктивный характер. Когда человек рассчитывает свои силы, средства, обдумывает все обстоятельства и не мечется от этого, а напротив, чувствует себя более спокойно и уверенно, это можно назвать здравой, нормальной заботой.

При этом если человек верующий, то он понимает, что его планы могут подкорректироваться в соответствии с волей Божией. А значит, так тому и быть, потому что в конечном итоге все обратится к пользе. Когда же человек в этих мыслях и в этом попечении пребывает непрестанно, когда этот страх его мучает и заставляет глотать успокоительные препараты, то, конечно, грань здравого отношения человек уже переступил.

Здесь и сейчас, всё и сразу?

Выражение «не заботьтесь о завтрашнем дне» в сознании некоторых людей приобретает совершенно превратный смысл: живи беспечно, одним днем, «бери от жизни все», не думай о последствиях. Очевидно, что такая подмена понятий может произойти только в сознании человека, который свои представления о том, как правильно прожить эту жизнь, черпает где угодно, но только не в Евангелии.

Это, скорее, даже какая-то сатанистская идеология, ведь известно, что один из постулатов современного сатанизма — это «здесь и сейчас», то есть я должен получить все, что захочу, прямо здесь и прямо сейчас, невзирая ни на моральные, ни на материальные ограничения.

А почему происходит эта подмена? Она происходит тогда, когда человек теряет веру. Это то, о чем говорил Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено». И если нет вечной жизни, то хочется действительно получить максимум удовольствия от каждого дня жизни земной. Человек просто не задается вопросом: «А что потом?», или же задается и дает себе на него отрицательный ответ: «Никакого «потом» не будет».

Если продолжить разговор о подменах, то приходится вспомнить, что часто в некой беспечности обвиняют многодетные семьи: мол, люди рожают детей и не думают о том, как они их будут воспитывать. Такие семьи на самом деле часто сталкиваются с бытовыми и финансовыми проблемами. Но, на мой взгляд, данная постановка вопроса вообще неправильна и неправомочна.

Какая альтернатива предлагается? Заниматься планированием рождаемости? Это совсем не христианский подход. Мы видим семьи, в которых родители хотят иметь детей, и Господь им их не посылает; и видим семьи, в которых действительно есть определенные материальные трудности, отсутствие достатка, и рождается ребенок за ребенком. Ведь это тоже дело Промысла Божия.

Появление каждого человека в этот мир – это всегда некое чудо. Вот не было его – а потом он явился. И мне кажется, что это именно как чудо и как волю Божию надо принимать, а не упрекать людей в беспечности.

А насколько уж удается обеспечить детей необходимым, это, наверное, в значительной степени зависит не от того, сколько их рождается, а от того, как в целом складывается жизнь родителей: насколько они востребованы как профессионалы в своей области, насколько они в свое время потрудились, чтобы такими профессионалами стать.

Вот на чем нужно концентрироваться, а не на количестве детей. Ведь нет ничего дурного в том, чтобы приобретать профессию, которая может сделать человека твердо стоящим на ногах.

Просто не надо, с другой стороны, и как­-то безутешно скорбеть, когда по какой-то причине труд невысоко оплачивается, лишь бы он был честным и не связанным с чем-то греховным.

Есть, конечно, такие семьи, где детей рожают одного за другим и не занимаются ими. Но здесь проблема не в многодетности, ведь по большому счету нет разницы: один ребенок предоставлен самому себе, или двое, или пятеро. Вся суть – в родителях, которые либо пьют, употребляют наркотики, либо им просто нет дела до своих детей.

Во многих многодетных семьях дети не только не предоставлены самим себе, но они еще и участвуют в воспитании друг друга, и их количество становится не проблемой, а наоборот, решением проблемы.

Заповедь о труде

Я еще раз возвращусь к Книге Бытия и к повелению в поте своего лица добывать хлеб. Все необходимое нам в жизни действительно добывается с трудом, и это некая епитимия, которую несет человек после грехопадения. А что мы знаем о епитимии? Плохо, когда приходится ее нести, ведь это означает, что есть некий повод, который определяет ее необходимость. Но если уж ее нам определили, то нужно ее выполнять.

Посильное, разумное попечение о своих материальных нуждах – тоже составляющая часть епитимии, данной нам после грехопадения. Фактически это еще одна заповедь Божия – трудиться и добывать свой хлеб.

А возвращаясь все-таки к этому слову – «не заботьтесь», или, как сказано в церковнославянском тексте, не пецытесь (не пекитесь) – хочется вспомнить рассказ Аркадия Аверченко, замечательного дореволюционного писателя, которого называли королем смеха.

Герою этого рассказа, который пытался сделать какое-то дело и для этого блуждал по многим инстанциям, все время говорили: «Надо бы похлопотать». Он никак не мог понять, что значит «похлопотать»: бегать, хлопать руками, крутиться, еще что-то делать?

Так и человек, который излишне о чем-то печется, он как бы бессмысленно «хлопочет» – бегает, машет руками, а толку от этого никакого нет, потому что внутреннее беспокойство, суета способны только лишь помешать человеку сделать то, что ему необходимо.

Если речь, допустим, идет не о семье, а о монастыре, то и там эконом совершенно обязательно должен рассчитать запасы, денежные средства так, чтобы их хватило на питание, на одежду для братии, на все необходимое для богослужения. Если он этого не рассчитывает, то грош ему цена как эконому – и, наоборот, выполняя свое монашеское послушание, он ни в коем случае не приходит в противоречие с Евангелием.

Однако если он без конца ходит мрачнее тучи и говорит: «Завтра мы все умрем с голоду», хотя на день сегодняшний есть все необходимое, он, безусловно, против доверия Богу погрешает. Мы можем видеть множество примеров в истории различных обителей, когда открывали амбар с полной уверенностью, что он пустой, а он чудом Божиим ломился от пшеницы или других запасов.

Господь тем самым явным образом показывал, что человек посредством собственного попечения ничего не может обрести, что Он заботится о нас Сам, и мы получаем то, что нам потребно. Ведь в Евангелии есть и такие слова: Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6, 27). Сделайте все, что от вас зависит, а в остальном положитесь на Бога.

Старец Паисий говорил про себя: когда нужно что-то сделать, я сначала делаю все по моим силам, что требуется, а потом становлюсь на молитву, воздеваю руки и молюсь о том, чтобы Господь дал то, чего не хватает. Вот самое лучшее попечение, самая лучшая забота о завтрашнем дне.

Записала Инна Стромилова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *