Нидерланды религия

Церковь в Нидерландах отделена от государства. Это означает, что они существуют параллельно и не оказывают давления друг друга.

Статистически большая часть населения Нидерландов, приблизительно 58%, являются приверженцами какой-то религии, тогда как 42% причисляют себя к атеистам. Среди верующих позиции делятся следующим образом: 26% людей считают себя католиками, 16% — протестантами, около 6 % — мусульмане. Достаточно большое количество приверженцев ислама объясняется мощным потоком иммиграции, который хлынул в Нидерланды в 60-х годах прошлого столетия из Марокко, Индонезии, Суринам и Турции. Сегодня мусульман в стране тюльпанов около 1 миллиона человек.
На самом деле, значение религии в Нидерландах в течение достаточно длительного времени идет на спад. Следовать христианской вере родителей в одной из самых терпимых стран мира по отношению к нестандартному поведению, решают все меньше и меньше представителей молодежи. Сначала покидать стены церкви стали представители протестантизма, затем подобная тенденция возникла и среди католиков.

Особенностью Нидерландов является высокая плотность населения – 396 человек/км2, благодаря чему страна занимает 15 место в мировом рейтинге. Небольшие размеры королевства и его густонаселенность привели не к внутренним столкновениям, а к развитию передовой мысли. В Нидерландах высоко развита транспортная и информационная инфраструктура. Жители этой страны получили пятнадцать Нобелевских премий (за достижения в области экономики, химии, медицины, физик) и даже премию мира!

На морском побережье в Нидерландах популярна такая услуга как аренда теплохода. Вы можете выбрать любой теплоход, в зависимости от того, сколько человек отправляется в круиз. Разумеется, на теплоходе имеется свой капитан и экипаж, который арендуется с теплоходом. В среднем стоимость аренды плавсредства начинается от 300 евро в час.

Ох и интересные люди эти нидерландцы. Вроде и не немцы, но крайне пунктуальны, вроде не испанцы, но очень любят погулять на праздниках, вроде не бразильцы, а имеют свой карнавал, не русские, но тоже устраивают купания в холодной воде на открытом воздухе. Интересно? И мне. Так случилось, что за последний год я в Нидерландах в буквальном смысле поселилась. Обычаи и традиции этой страны стремительно ворвались в мою повседневную жизнь. Я открываю их для себя постепенно, сравнивая с тем, что принято у нас и в других странах, находя очень много похожих черт и ровно столько же различий.

Самое первое, что я попыталась выяснить – это откуда такая популярность у красочных башмачков, продаваемых повсеместно в качестве сувенира или полноценной обуви (в основном домашних тапочек, у меня лично такие появились практически сразу же, мои нидерландские друзья постарались). Оказывается, давным-давно эти башмачки (по нидерландски klompen) были самой распространенной обувью. Давайте с нее и начнем.

Носить кломпены (klompen)

Варианты возникновения этой яркой и красочной обуви высказываются самые разные. Самая популярная версия – из-за специфического климата Нидерландов (очень мокро, холодно и, как следствие, очень грязно, особенно в полях) жителям нужна была повседневная обувь, которая максимально бы защищала их ноги от суровой реальности и капризов погоды.

Для производства используют в основном тополь или иву. Раньше, естественно, они делались вручную. Очень трудоемкое занятие, пока выпилишь, чтобы все красиво, гладко и, главное, одинаково. Но мастера своего дела навострились делать до 7-ми пар в день. Сейчас, конечно, все поставлено на поток. Есть сведения, что во всех Нидерландах осталось только 12 мастеров, которые могут делать кломпы вручную. Раньше каждая деревня имела своего мастера. Говорят, что кломпы являются сертифицированной защитной обувью, потому что могут выносить воздействие острых и тяжелых предметов и даже кислот.

Одним из наибольших затруднений в понимании истории кломпов является тот факт, что, когда они приходили в негодность (изнашивались, трескались), ими просто топили печи. Ну а почему нет? Дерево же. Поэтому большинство исторических «улик» просто сгорело в огне. Называется примерная дата возникновения этих чудо-башмачков – около 850 лет назад. И носили их представители рабочего класса.

Формы, кстати, у них были совершенно разные, в зависимости от профессии того, кто их носил. Были и с закругленными носами, и с заостренными. Последние пользовались популярностью среди рыбаков, острым носком башмака было очень удобно вытаскивать из воды сети. Для тех, кто работал на осушении болот, подошву кломпов делали квадратной для лучшего распределения веса (чтобы не застревать в грязюке).

У среднестатистического обладателя кломпенов их было две пары: простые и неразукрашенные для ежедневной носки и парадные (красочные) для воскресенья. Мужские башмаки обычно раскрашивали в желто-черные цвета, а женские были либо просто лакированные без рисунка, либо имели свой неповторимый традиционный узор. На свадьбу жених дарил своей невесте новую пару красивых, украшенных гравировкой, башмачков.

Еще эта обувь (с подошвой из ясеня) использовалась в танцах. Танцоры выбивали ритм, стуча своими деревянными башмачками об пол (по сути тот же современный степ).

Не закрывать занавески на окнах

Это первое, о чем предупреждают всех прибывающих на постоянное место жительство в Нидерланды – занавески в домах закрывать не принято целый день, да, даже в темное время суток, когда в комнате горят все лампы и для проходящих по улице людей вы находитесь «в аквариуме». Странно, конечно, даже некомфортно с непривычки, но не принято.

Версий, почему не принято, несколько:

  • Первая версия революционная – в 16-м веке, когда Нидерланды были испанскими, руководивший ими испанский наместник издал запрет на занавешивание окон, поскольку в домах могли скрываться подпольные цеха по производству оружия (такие цеха создавала оппозиция, недовольная испанским господством), а также проходить собрания революционного характера. Всю эту подрывную деятельность можно было скрыть занавесками, поэтому их решено было отменить.
  • Вторая версия немного созвучна первой и говорит о том, что нидерландцам нечего скрывать. Что мол, ходите, смотрите, мы как и все, ничем таким не занимаемся, все как на ладони. Это очень пересекается с менталитетом нидерландцев, с ними можно обсуждать любые, даже самые неудобные темы и они всегда скажут вам свое мнение в лицо. Прямолинейность – это про них.
  • Третья версия прагматичная – когда-то давно в Нидерландах якобы существовал налог на кирпич, из которого строили дома. Чем больше кирпичей, тем дороже. И чтобы сэкономить, они решили вместо кирпичных стен делать большие окна. И эти окна не занавешивать, потому что, учитывая климат Нидерландов, солнечных дней в году не так уж и много и еще очень сыро. А солнечный свет, поступающий через большие окна, это гарантия того, что квартира немного нагреется и просушится. И еще открытое окно это дополнительный источник света в помещении, можно сэкономить на электричестве. Немного, конечно, но можно.

Однако также не принято откровенно заглядывать в эти самые незашторенные окна. Взглядов мельком не избежать, это просто в человеческой природе – смотреть по сторонам. Но если вы специально остановились напротив окна, и прошу прощения, пялитесь на то, что там происходит, вы уже нарушаете личное пространство. Поэтому быстро проходим мимо и особо внутрь не заглядываем.

А вы помните, было такое шоу «Большой брат»? Это когда несколько участников живут все вместе в одном помещении, утыканном камерами, и вся их жизнь транслируется миллионной аудитории. Так вот, идея этого шоу принадлежит нидерландцам. Вот вам и «нечего скрывать».

Праздновать карнавал

Не Бразилия, конечно, то тоже очень грандиозно!

Празднуется шумно, с парадами, музыкой, костюмами, танцами. Все это безудержное веселье длится шесть дней (с четверга по среду). Самый главный день – воскресенье, оно должно быть ровно за шесть недель до Пасхи. Именно так и определяют дату. Время карнавала обычно выпадает на февраль либо самое начало марта.

Карнавал врывается в обычную жизнь горожан, и от него уже никуда не деться. Городские дороги перекрывают (там проходят либо парады, либо их репетиции), магазинчики закрываются, потому что практически все работники берут выходные дни на время карнавала. Все наряжаются в костюмы, садятся в большие машины, предварительно стилизованные и украшенные, и проходят парадом по улицам города. Я наблюдала карнавальное шествие в маленьком городке на юге Нидерландов, так креативные жители города даже трактор для этого приспособили и украсили.

Все подробности этого яркого праздника читайте .

Отмечать День короля

«Оранжевое море, оранжевое небо» — это очень хорошо описывает происходящее в этот день. Поскольку официальный цвет королевского дома Нидерландов оранжевый, а своего монарха нидерландцы любят (особенно за тот факт, что его день рождения это не рабочий день), они показывают свою любовь как могут. А могут они нарядиться с ног до головы в оранжевое и все вокруг себя сделать максимально оранжевым.

Как вы уже поняли, День короля (или королевы) изначально это дата его (ее) рождения. Когда все только началось, было 31 августа, потом 30 апреля, следующим должно было быть 31 января, но королева Беатрикс, взойдя на трон (это она родилась зимой), оставила датой празднования 30-е апреля. Аргументировав это данью памяти к своей матери. Подданные за такую преданность были крайне благодарны, потому что праздновать теплым апрельским днем гораздо приятнее, чем холодным январским. Сейчас это 27 апреля, потому что у правящего короля Вильяма-Александра по счастливой случайности день рождения именно в этот день.

До королевы Беатрикс монархи оставались в этот день у себя в резиденции для приема гостей и подарков. Беатрикс ввела новый обычай – каждый год в этот день она стала посещать по два города своего королевства. Ее сын традицию продолжил.

Что еще интересного происходит в этот день в Нидерландах, можно узнать

Кстати, принцесса, с которой все началось (я имею в виду празднование этого дня), была внучкой нашей с вами соотечественницы (да-да) княгини Анны Павловны Романовой (дочь российского Императора Павла I).

Запускать на Новый год фейерверки

Несмотря на наше с ними «родство», Новый год для жителей этой страны не такой масштабный праздник, как для нас с вами. Зато тема заныривания в прорубь им не чужда. Ну не совсем в прорубь, конечно. Обо всем по порядку.

За неделю до Нового года все озабочены подписыванием и рассылкой поздравительных открыток. Больших и стихотворных поздравлений они, как правило, не пишут. Ограничиваются «всего вам хорошего в Новом году!». Когда все открытки отправлены, наступает время семейного ужина. В канун Нового года все садятся за общий стол и поздравляют себя с тем, что прошел очередной год и желают себе и всем всех благ в следующем году. Дальше наступает время немного пошуметь, и в полночь начинают запускать фейерверки и жечь костры. Костры – как символ того, что все, что осталось в прошлом году, как бы кануло в лету и с новым годом все будет по-новому.

Фейерверки запускают все и везде. Это реальное ощущение, что ты в центре канонады. Взрывается все и вся! В парках, на улицах, у каждого в садике. Грохот такой, что разговор с трудом слышно. Строго говоря, это не совсем законно, потому что по правилам можно только в течение одного часа вечером, но кто чтит законы в такую ночь? «Ды-дыш» не стихает до рассвета.

После такой «жары» самое время остыть в буквальном смысле этого слова. 1-го января «мы с друзьями ходим в баню», а нидерландцы ныряют в море. Да, вот так неожиданно. Началось все в 1960-м году, когда члены одного плавательного клуба решили встретить новый год чистенькими и свеженькими. Вдохновили их на это коллеги из Ванкувера. В 1965-м году к движению присоединился известный пловец Ян ван Снейдел (первый от Нидерландов переплыл Ла Манш), а известный производитель мыла выступил спонсором этого действа. И после этого «заплывы» приобрели невероятную популярность. Только на пляжах Схевенингема собирается около 10 000 желающих. А вообще по всей стране организовывают 89 мест, где можно занырнуть.

Еще про нидерландский Новый год можно посмотреть

Встречать Синтерклааса (Sinterklaas)

Нидерландский родственник нашего Деда Мороза (это упрощенная версия происходящего). Появляется он правда не на Новый год, а гораздо раньше, и сопровождает его не симпатичная внучка, а Черные Питы – его помощники. Прибывает в Нидерланды он из Испании (на белом коне и с большой красной книгой, в которой записаны все поступки детишек за год), гостит там две недели, в течение которых к нему можно прийти в гости (в городах выделяют для этого специальные дома), посидеть у него на коленках, послушать мудрые наставления, может быть даже получить небольшой подарок.

Кульминация приходится на 5-е декабря, когда все собираются на семейный ужин и одаривают друг друга подарками. Я бы даже сказала, что по количеству подарков это самый главный праздник, потому что на Рождество и Новый год уже особо никто ничего не дарит. Нужно отметить креативность нидерландцев, многие жители вместе с подарком дарят еще стихотворение собственного сочинения про того, кому подарок предназначается. Мне это было очень приятно и я тут же решила их собирать. Потом же здорово открыть и почитать, чем ты впечатляла людей.

Кстати, есть версия, что именно этот импозантный нидерландский мужчина является прототипом того самого Санта Клауса, который всем нам очень хорошо знаком, особенно по рекламе одного известного напитка. Говорят, что американцы переняли этот образ во времена, когда Нью-Йорк был Нидерландской колонией и назывался Новым Амстердамом. Его жители (переселенцы из Нидерландов) просто немного переиграли эту традицию, и он стал появляться на Рождество.

Другие интересности про эту традицию можно найти

Праздновать Рождество

Традиционно тихий семейный праздник. Все подарки уже розданы на Синтерклаас, поэтому на Рождество просто ужин. Под елкой. Ну не под, конечно, но елку они тоже ставят и к ее украшению подходят очень ответственно. Еще на рождество принято кушать специальный хлеб. Он очень похож по вкусу на наш пасхальный кулич (там тоже сдобное тесто и изюм) только в нем еще есть начинка в виде миндальной пасты.

Едят его и на ужин и потом еще несколько дней на завтрак. Лично я бы ела его круглый год, если бы позволял мой гардероб.

Еще немного про Рождество в Нидерландах можно найти

Украшать дома «по случаю»

К этому я привыкла не сразу. Потому что когда идешь по улице и внезапно видишь картину «птица врезалась в окно», в прямом смысле этого слова (и птица там очень не маленькая), не сразу понимаешь, о чем идет речь.

Вот так это выглядит. Потом, по дополнительным подсказкам (видите под птицей надпись?) я поняла, что речь идет о счастливом событии – о появлении в доме малыша. Сад и дом еще украшают флажками, шариками, игрушками, а всем приходящим гостям предлагают «бисквит с мышками». Ну сложилось исторически такое название. На самом деле мышек там никаких нет. «Мышками» называют то, чем посыпают этот бисквит (круглой формы сухарик по-нашему) сверху. Обычное анисовое семя в сахаре.

Розовенькое для девочек и голубенькое для мальчиков. Оранжевое – когда рождается член королевской семьи.

Вот родился новый житель страны, растет себе растет и раз – стукает ему/ей 50 лет. И тут же у него в саду материализовывается вот такая фигура.

Или даже несколько сразу.

Вот здесь вообще сложно догадаться об их значении. В Нидерландах говорят, что когда тебе 50, ты видел Авраама (если ты мужчина) или Сару (если ты женщина). Намекая на то, что ты уже очень давно живешь и обладаешь большим жизненным опытом и много повидал всего. Оба это библейские персонажи, которые прожили очень долгую жизнь.

Как вы уже поняли из размеров кукол, 50летие отмечается с большим размахом. Вечеринки дома и на работе, торты, барбекю – это все здесь.

Кстати каждые последующие 10 лет тоже говорится, что «ты видел», и далее следует имя (Исаак, Яков, Джозеф и так далее) библейского персонажа. Имена могут меняться в зависимости от региона. Но надувные куклы это только для Авраама и Сары.

Это, пожалуй, самые яркие примеры украшений. Но в целом, любое значительное событие нидерландцы в тайне от соседей не держат и всячески об этом «сигнализируют». Если в семье кто-то закончил школу и успешно сдал выпускные экзамены, за окном вывешивается школьная сумка, набитая учебниками и национальный флаг.

Если у них юбилей совместной жизни, то крайне вероятно, что они тоже украсят свой дом и напишут какой-нибудь плакат на эту тему. А если не они сами, так их родственники ночью тихо подкрадутся и весь дом флажками увешают. Поверьте мне, я такое лично наблюдала.

Везде и всегда ездить на велосипеде

А точнее всеобщая велосипедизация. Все знают, что в Нидерландах велосипедов больше, чем людей. Любят местные жители этот вид транспорта с конца 19-го века с перерывом на послевоенные годы, когда по всему миру очень сильно возросла популярность автомобилей (они стали более дешевыми, и каждый мог их себе позволить). Но автомобили были причиной высокой смертности (в том числе детей) на дорогах Нидерландов, и правительство старалось как могло ограничить движение автомобилей внутри городов и переориентировать людей на альтернативные виды транспорта, одновременно с этим строя дороги и инфраструктуру для велосипедистов. Также был принят ряд законов, облегчающих жизнь велосипедистам, таких как:

  • необязательность ношения шлема при езде на велосипеде,
  • приоритет велосипедиста на дороге перед автомобилями,
  • обучение по «взаимодействию с велосипедистами» на курсах по вождению автомобилей.

Гаага была одним из первых городов, где были сделаны специальные велосипедные дорожки красного цвета, которые покрывали всю территорию города. После нее был Тилбург, Делфт и так, один за одним, города стали переходить на велосипеды.

Сейчас ездить на велосипеде для нидерландца это так же естественно, как сендвич утром или чашечка кофе за обедом. А «профсоюз велосипедистов» каждый год присуждает новому городу какую-нибудь номинацию в улучшении жизни людей на колесах.

Кулинарные традиции

Самое вкусное как всегда напоследок. Что мы знаем о традиционной кухне Нидерландов? Конечно, это селедка и сыр. Я бы еще прибавила к этому списку картошку. Причем по поводу селедки есть даже такое высказывание «Herring at a land, doctor at a stand», что можно перевести как «пока есть селедка, доктор нам не понадобится». Вот какое безоговорочное доверие.

Вообще, на мой взгляд, традиционные блюда изысканностью не отличаются. Они скорее основательные и питательные, чтобы точно наесться. Такая простая и понятная еда. Так как страна с выходом к морю, конечно, очень большое разнообразие блюд из морепродуктов.

Мясо тоже в почете. Его стараются добавлять везде, где только можно: в салаты, супы, бутерброды, ну разве что в десерты пока не добавляют. Такая же история с сыром. Сыр – обязательный компонент практически всех салатов и бутербродов. А еще иногда он и десерт, если подавать с сладким яблочным пюре.

Надо сказать, что нидерландцы очень любят перекусывать на ходу. Вообще горячую (в нашем понимании нормальную) еду, которую приготовили (типа суп, или жаркое) один едят раз в день за ужином. И то не всегда, в смысле не всегда они ее готовят «с нуля». Очень часто это просто доделанный полуфабрикат. А вот для такого «кусочного» питания очень подходят все эти бутерброды и картошки фри. А также специальные автоматы с перекусами.

Пьют нидерландцы кофе и чай (дань своему колониальному прошлому). Чай очень часто черный и с молоком. Для кофе есть специальное время, утром (с 11 до 12) и вечером (с 19 до 20). Но может, конечно, случиться и незапланированное кофепитие.

Одним из любимых сладких блюд являются блины. Строго говоря, они не всегда сладкие, начинок для них придумано несчетное количество.

Про другие нидерландские «вкусняшки» можно почитать

Из алкогольных напитков неоспоримым фаворитом является пиво. Для любителей «покрепче» пиво с джином (сначала пиво потом сразу джин). По-нашему это «ерш», по-нидерландски «kopstoot», что можно перевести как «отрыв башки». Думаю, название очень точное.

Нидерланды всегда были очень интернациональными (колониальная страна), что, конечно же, отразилось на их кухне. Поэтому каждый найдет там что-то вкусное для себя.

По реакции на статьи «Голландские философы» и «Религия и государство» стало ясно, что общее мнение состоит в том, что Нидерланды являются кальвинистской страной. Если посмотреть только на ценности тех, кто живет к северу от великих рек, то это понятно. Однако общие ценности не означают, что основные причины, лежащие в их основе, также являются общими!

Все еще довольно сложно, если человека (еще маленьким ребенком) крестили, отказаться от своей принадлежности к церкви. Более того, голоса за определенные религиозные политические партии практически не имеют никакого значения. Как неверующий человек может голосовать за церковную политическую партию, не будучи верующим, если он хочет поддерживать важные политические цели такой партии. Разумеется, возможно, и обратное.

«Рыцари», вернувшиеся из крестовых походов, также рассказывали о нечеловеческих жестокостях. Это заставило голландцев действительно задуматься об истинном смысле веры. Более поздние истории о случаях из жизни рыцарей в странах Балтии также укрепили интерес к этим вопросам. В результате средневековых порядков наследования престола Нидерланды контролировались германскими (римскими католиками) и испанскими императорами, которые в конечном итоге развязали 80-летнюю войну за независимость. Эта война привела к осознанию того, что каждый должен уметь мыслить и верить во что желает, однако он не должен беспокоить других.

Хендрик Ван Стэнвик (1580-1649) «Интерьер церкви”

В конце концов, гуманистическая идея отделения церкви от государства в вопросах управления государством получила много последователей, к несчастью для некоторых церковных движений.Это вызвало вопрос о том, что на самом деле означает гуманизм (агностика и атеизм). На этот вопрос, в простой форме, дается ответ ниже. Главный вопрос очень прост: есть ли бог? Этот вопрос действительно прост, возможны три варианта ответа, а именно:

  1. Да, теисты, 2. Не знаю, агностики, 3. Нет, атеисты.

Теисты – это люди, которые верят в безусловное всемогущество своего бога, в то время как атеисты не допускают такого безусловного всемогущества. Таким образом:

Теисты: В Нидерландах существует более ста религиозных направлений, в зависимости от классификации. Все эти направления, помимо их общих взглядов, имеют свои (иногда схожие) устои. Таким образом, в большинстве направлений необходимо полное обучение (воскресная школа, катехизис, изучение Библии и т. д.), чтобы быть полноправными верующими.

Агностики: Агностики убеждены, что мы «смертные» не владеем знаниями о «высшем». В конце концов, если есть всемогущая божественная сила, которой хотелось бы, чтобы человечество следовало своим правилам, тогда все знали бы это «с момента рождения». Так же, как каждый младенец знает, как дышать и как следует питаться грудным молоком. Поскольку определения Бога не существует, есть две возможности: либо бога нет, либо он не хочет, чтобы о нем знали. В обоих случаях каждый человек должен найти свой собственный путь.

Атеисты: Агносты отрицают существование бога(ов). Если бы существовал божественный создатель, то не было бы всех ужасных событий в его творении (дел его рук). Таким образом, никакой божественной силы не существует. Именно поэтому религия должна рассматриваться как человеческое зло и должна быть опровергнута.

Для ясности эти типизации упрощены и показаны в черно-белом цвете. Конечно, есть агносты, которые не отрицают существование бога, в то время как другие думают наоборот.

Хан Тиггелаар

Перевод на русский язык: Сюзанна Романюк

Голландские переселенцы обосновались на невских берегах вскоре после того, как Петр I в 1703 г. заложил здесь будущую столицу Российской империи. Один из иностранцев, современник первых лет истории города на Неве, в своих записях 1710 г. сообщал о месте поселения голландцев и других жителей Санкт-Питербурха: «По ту сторону реки (Невы. – а. А.), насупротив крепости (Петропавловской. – а. А.) расположена Немецкая слобода, называемая иначе Адмиралтейским островом, где в мое время жили преимущественно немцы и голландцы, служащие во флоте, и иностранные посланники, а также и многие из русских».(Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 гг. (пер. с нем.) // Русская старина. 1882. Т. 36. № 10. С. 42–43).

К этому времени в С.-Петербурге уже построили деревянную голландскую реформатскую церковь (1708 г.), причем расположили ее во дворе дома адмирала Крюйса, неподалеку от зимней резиденции Петра I. Об этом также сообщает в своих записках немецкий «Несколько далее живет, в той же улице, вице-адмирал, его превосходительство господин Корнелис Крюйс, родом голландец, или, по крайней мере, воспитанный в Голландии. Он занимает обширный дом, и у него же во дворе находится реформатская церковь, которой приход наиболее состоит из служащих во флоте и некоторых других, водворившихся в С.-Петербурге или временно там пребывающих немцев». (Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 гг. (пер. с нем.) // Русская старина. 1882. Т. 36. № 10. С. 45)

Единственное дошедшее до нас изображение церкви на земле Крюйса – это гравюра, выполненная Никитой Челнаковым. Церковь построена в 1708 г., сгорела в 1737 г. (Голландцы и их церковь в Санкт-Петербурге. 1704–1927. СПб., 2002. С. 18).

Первым пастором реформатской общины в Санкт-Петербурге стал Вильгельм Толле, который прибыл в город на Неве из Амстердама в 1704 г. по приглашению адмирала Крюйса. Вот что сообщает об этом пасторе, своем земляке, немецкий «Первым пастором при этой церкви состоял один геттингенский уроженец, скончавшийся осенью 1710 г., к общему сожалению всего своего прихода, довольно многолюдного. Этот пастор, по имени Вильгельм Толле, был благочестивый и ученый человек, знавший 14 языков и проповедовавший обыкновенно по-немецки или по-голландски, а иногда и по-фински для прихожан из финнов» (Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 гг. (пер. с нем.) // Русская старина. 1882. Т. 36. № 10. С.46)

Из-за постоянного притока иностранцев первая протестантская община быстро разрасталась и вскоре оказалась перед необходимостью разделения конфессий. В 1717 г. учреждена голландская община, в 1719 г. открыли свою церковь англичане, за ними в 1723 г. – французы с частью немецкоязычных швейцарцев.

Строительство каменного храма

В годы правления Анны Иоанновны (1730–1740 гг.) руководство общины решило построить новую церковь взамен сгоревшей деревянной и обратилось к русской императрице с прошением дозволить купить «обретающийся на Адмиралтейской стороне, перешед зеленый мост, на Мойке реке, по левой стороне перспективы угольный (угловой. – а. А.) дом господина генерал-лейтенанта Лефорта».(Аспидов А.П. Рождение и жизнь голландского дома // Ленинградская панорама. 1987. № 4. С. 29).

Прошение удовлетворили, и в 1730 г. голландцам выделили участок под церковь на углу реки Мойки и Невского проспекта. Впоследствии голландская община купила соседнее двухэтажное здание – на углу Невского проспекта и Большой Конюшенной, которым ранее владела графиня Строганова.(Пыляев М.И. Петербургская жизнь за сто лет // Новое время. 1881. № 2061).

Образовался единый земельный участок, где «угольные дома» разделялись обширным пустующим двором.

Часовню Крюйса снесли в 1730 г. из-за ее ветхости, после чего богослужения перенесли в дом, купленный общиной Голландской церкви за 315 руб. 75 коп. Участок с этим домом располагался на углу реки Мойки и (будущего) Невского проспекта.(Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. От «дома на маленькой речке» к «Deo et Servatori Sacrum». // Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717–1927 гг.). Сб. статей. СПб., 2001. С. 66.)

Помещение церкви построили на Мойке между участком полиции и домом пастора. С Мойки был и вход в церковь. «Церковь эта имела вид обыкновенного здания; богослужение отправлялось в большой зале, – сообщалось в православной печати. – Первым пастором был Грубе» (Православное обозрение. 1863. Дек. С. 309)

Пастор Й. Гаргон (служил на приходе с 1770 г.) – первый летописец истории голландской реформатской церкви в Санкт-Петербурге. Он пишет, что новое здание храма построено в 1741 или в 1742 г. под наблюдением пастора Г. Крамера. (Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. Указ. соч. С. 68.) Однако петербургский историограф Федор Туманский приводит более раннюю дату постройки: «Реформатская голландская каменная (церковь), в 1739 г. заведенная, состоит близ Зеленого моста в доме ныне купца Брауера». Это противоречие можно упразднить, если допустить, что 1739 г. – начало возведения храма, а 1741–1742 гг. – завершение строительства.(Туманский Ф. Описание Санкт-Петербурга // Российский магазин. СПб., 1793. Ч. II. С. 171).

Пастор Гаргон оставил описание интерьера голландского храма: «Расположение кафедры и скамей для пастора, церковного совета и общины – согласно голландскому вкусу, но без стульев, а со скамьями по обеим сторонам до самого конца и с широким подходом к ограде для крещения и кафедре. Вся резьба по дереву покрашена в небесно-голубой цвет, растительный орнамент всюду позолочен, что очень украшает и без того красивую кафедру. Мужчины сидят по правую руку, женщины – по левую, до самого конца на скамьях, скамьи пастора и членов церковного совета, как и у нас, стоят вдоль стен по правой и левой сторонам, неподалеку от ограды. Аналои покрыты зеленой тканью». Гаргон сообщает, что в мае 1771 г. из-за сгнивших балок чуть не обрушились чердак церкви и крыша кафедры. Появилась необходимость заменить их, и службы временно были перенесены в одну из комнат Гаргона. В результате ремонта был поднят потолок церкви, пристроена еще одна комната и проложена новая отопительная система. (Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. Указ. соч. С. 70)

Желая продолжить застройку участка, руководство голландской общины еще в 1797 г. приняло проект архитектора И. Кребера, который предусматривал не только расширение и надстройку угловых зданий, но и возведение между ними отдельно стоящей церкви. Однако замысел этот был осуществлен частично – денег хватило лишь на сооружение трехэтажного доходного дома на углу Большой Конюшенной улицы. Со временем сдача внаем квартир доходного дома позволила общине накопить в банке значительный капитал – 120 тыс. руб. Кроме того, в 1816 г. великая княгиня Анна Павловна (сестра императора Александра I) стала супругой наследника голландского престола (с 1840 г. – король Вильгельм II) и следовательно, в финансовых и строительных делах можно было рассчитывать на поддержку правительства.

В 1819 г. голландскую общину возглавил пастор Э. А. Я. Тамлинг, прослуживший здесь более 20 лет (до 1842 г.). На годы пастырской деятельности Тамлинга пришлось строительство нового храма. Церковные владения голландской общины простирались от реки Мойки по Невскому проспекту до Большой Конюшенной улицы и требовали постоянного ухода и ремонта. До 1831 г., когда решили начать строительство новой церкви, там проводился лишь косметический ремонт. Церковные здания сильно пострадали во время наводнения 7 ноября 1824 г. Год спустя, также по приказу полиции, снесли деревянные конюшни и кладовые. И вскоре церковный совет решил строить каменное здание под руководством Йохана Хайнриха Хейнемана и Геррита Хармсена. (Холтроп П.Н. Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. С. 72). Летом 1830 г. церковный совет обсудил чертежи, которые исполнил по заказу общины архитектор Рафаэль де Ригель из Рима. На представленных им проектных листах вырисовывался трехэтажный, с подвалами, жилой дом, выходящий тремя фасадами соответственно на реку Мойку, Невский проспект и Большую Конюшенную улицу. Саму церковь, «необычного вида, с куполом», архитектор расположил на набережной. Таким образом, де Ригель предлагал общине снести старые постройки и по периметру земельного участка соорудить новый ансамбль с церковью.

Проект передали в «Комитет для строений и гидравлических работ» с целью предварительного ознакомления. Но при прохождении через утверждающие инстанции и экспертизу Академии художеств встретились затруднения, а именно ректор Академии: статский советник и кавалер А.А. Михайлов признал планы де Ригеля «составленными хорошо и в целом красивыми». Однако он считал, что «для этого места сооружение слишком вытянуто, церковь надо ставить не на Мойке, а на проспекте». Французский архитектор П. Жако, так же как и де Ригель, предусматривал трехэтажную постройку по всей длине участка с одним, впрочем, существенным различием – церковь размещена на середине большой площади, имея перед собой Невский проспект. В качестве образца П. Жако использовал мавзолей римского цезаря Диоклетиана в Сплите (Хорватия) – большое и элегантное здание с четырьмя величественными колоннами, скрывающими лестницу, ведущую ко входу, и двумя флигелями по сторонам. Зал в нем круглый, диаметр – 8 сажен. Совет нашел, что новые черты более отвечают желаниям и интересам общины, нежели предыдущие. В итоге к осуществлению приняли проект П. Жако, а ему поручили надзор за строительством. К концу 1831 г. здание подвели под крышу. (Прежняя каменная церковь, построенная в 1742 г., использовалась до 11 апреля 1832 г.) В течение последующих двух лет на участке, расположенном вдоль реки Мойки, завершаются каменные работы, делаются перекрытия и ведется отделка помещений. А еще через год квартиры в новом доходном доме начинают принимать первых жильцов. Готова к тому времени и церковь, для которой по чертежу П. Жако мастер Георг Людвиг Фридрих заранее – к сентябрю 1832 г. – изготовил орган. (Аспидов А.П. Рождение и жизнь голландского дома // Ленинградская панорама. 1987. № 4. С.30-31).

Орган стал главным украшением новой церкви, он находился над входом в церковный зал. Инструмент, построенный в 1808 г. Йоханном Талем в Дерпте, значительно переделал местный органный мастер Г. Л. Фридрих, в чьем распоряжении орган находился с 1817 г. До этого он уже перестраивал органы англиканской церкви Св. Анны и римско-католической церкви. Фридрих работал вместе с органистом г-ном Шульцем и пользовался чертежами Жако. Для лучшего звучания орган изменили: трубы расставили шире, и они не задевали друг друга во время игры. В четверг 9 ноября на органе впервые играли в новой церкви. Члены церковного совета и петербургские органисты высоко оценили работу мастера. Однако Фридрих в работе проявил слишком много инициативы: вопреки договору, он минимально использовал части старого органа и практически построил новый. В качестве штрафа церковный совет обязал Фридриха изготовить двух позолоченных ангелов с трубами по сторонам основной части органа.(Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. Указ. соч. С. 84).

Книга расходов и приходов, другие документы называют нам имена тех мастеров, кто непосредственно строил и украшал дом с церковью. Каменные работы выполнили крестьянин Дмитрий Грачев и купец Иван Зайцев, печные – мастер Давыдов, лепные – скульпторы Коесков и Балин, живописные – художник Васильев, 3 августа 1833 г. за роспись плафона ему заплатили 2100 руб.

Голландская церковь получила новое богатое убранство. Позолоченная бронзовая люстра, помещенная в центре купола, за 7000 руб. была заказана у петербургского изготовителя бронзовых изделий Карла Тегелстейна. Восемьдесят четыре ее свечи хорошо освещали церковь во время торжественных событий. Кафедру проповедника, стоявшую напротив входа, изготовил резчик по дереву Херфурт по проекту Жако. Кафедру выполнили из сосны, инкрустированной ореховым деревом; обрамление и резьбу покрыли тонким слоем позолоты.

Вдоль боковых стен стояли скамьи для посольства и церковного совета. Скамьи для прочих членов общины стояли по центру, с проходами по обеим сторонам. Скамьи по боковым сторонам, входные двери, кафедру и деревянную отделку стен выполнили из красного дерева, для остальных церковных скамей использовали ясень. Все работы по дереву, хотя и не без трудностей, завершили к освящению церкви в январе 1834 г. (Арнаутсе А. В., Хаан Г. М. де. Указ. соч. С. 82-84).

Новую церковь открыли в воскресенье 14 января 1834 г. Время окончания всего строительства устанавливается по прошению старшин церкви Петербургскому обер-полицмейстеру от 15 июня 1837 г. – по поводу задержки с поставкой чугунных изделий для окончательного оформления фасада: «Чугунный заводчик Санкт-Петербургский купец Карл Грейсон… при возводившейся постройке первого отделения оной церкви по условии обещал отлить четыре балкона с подлежащими к ним решетками и установить их на месте к 14 октября прошлого, 1836 года; между тем как таковые и к настоящему времени совершенно не отделаны». (Аспидов А. П. Указ. соч. С. 31). Когда же Карл Грейсон удовлетворил требование старшин? Ответ можно прочесть сегодня на одном из таких изделий – дворовых воротах со стороны Большой Конюшенной улицы: «1837».

Итак, сооружение дома Голландской церкви было завершено окончательно: оно продолжалось с 1831 по 1838 г. В архитектурном решении фасадов здания и его интерьеров виден один из образцов позднего классицизма второй четверти XIX в. с его утонченными, тщательно проработанными элементами декора. Лицо дома, обращенное к Невскому проспекту, украшено в центре торжественным 4-колонным портиком коринфского ордера. В треугольном тимпане фронтона помещен горельеф, изображающий двух ангелов, держащих раскрытую Библию. Над входом в храм можно было видеть надпись: «Deo et Servatori Sacrum» (лат. «Храм Богу и служителям»). Торжественным и величественным выглядел многоколонный большой круглый зал под великолепным куполом – необычный для сооружений такого рода в Петербурге, напоминавший об античном пантеоне, ротонде.

Сохраняемые в СПбГИА проектные листы для дома Голландской церкви, выполненные в 1830-х гг., имеют в правом нижнем углу подпись их исполнителя – Павла Жако. Он создавал свой оригинальный проект на основе предварительного решения де Ригеля и предложения А.А. Михайлова и от первого до последнего дня руководил строительством. Это отнюдь не умаляет роли де Ригеля. 31 декабря 1834 г. де Ригелю «за планы» выплатили задержанные 3000 руб., а всего вместе с ранее выданными 15 700 – 18 700 руб. (Аспидов А. П. Указ. соч. С. 32).

К церкви с круглым куполом пристроили два здания, в которых располагались магазины, ателье и кофейни. Сдача в аренду обоих флигелей «церковного дома» голландским торговцам, а также знаменитым русским людям и учреждениям, приносила церкви немалую прибыль. В XIX в. доход от сдачи внаем «церковного дома» в десять раз превышал размер пасторского жалованья. Большая часть доходов шла на нужды школы, которую церковь содержала совместно с немецкой и французской реформатскими общинами, немалые средства выделялись на благотворительные цели. (Холтроп П. Н. Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб. 2004. С. 89).

Последующая жизнь здания голландской общины оказалась тесно связанной с развитием художеств в столице. На Невском проспекте в доме голландской церкви появилась вывеска музыкального магазина «Брандус и К°». В 1833 г. в только что построенной части дома на углу Мойки и Невского проспекта «наняло квартиру на втором этаже, состоящую из восьми комнат, для помещения выставки и продажи картин» недавно образованное Общество поощрения художников. Переданные ему помещения еще при постройке дома были специально приспособлены для этой цели.

В Российской Национальной библиотеке хранятся литографии с изображением видов Петербурга и его окрестностей – ценные документы, дающие нам возможность увидеть столицу России в середине XIX в. В свое время такая изопродукция распространялась по стране, продавалась за границу. В левом нижнем углу многих из них напечатано: «Издание Фельтена в доме Голландской церкви». Издательство находилось на первом этаже левой половины здания. (Холтроп П. Н Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб. 2004. С. 32)

Голландская церковь находилась в ведении двух властей – голландской и российской, представленных нидерландским послом и Юстиц-коллегией. Последняя со временем стала все больше контролировать как внешнюю, так и внутреннюю сторону деятельности церквей, в том числе и инославных. 1842 г. голландская церковь получила статус «посольской церкви».

В 1867 г. пастора В.Л. Велтера сменил Я.Х. Кюнст, а с 1873 г. начался долгий период служения пастора Х.А. Гиллота (с 1873 по 1902 г.).

Гиллот являл собой образ настоящего «современного» пастора. Появившаяся приблизительно в середине XIX в. «современная теология» стремилась увязать область философии и культуры с вероучением, и это отлично удавалось Гиллоту, обладавшему даром красноречия. Когда он проповедовал, весь Невский проспект заполняли кареты прихожан. (Холтроп П. Н. Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. С. 90).

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга состоят на учете 8 фондов реформатских церквей С.-Петербурга. Они включают в себя документы трех церковно-приходских общин: голландской, немецкой и французской, двух учебных заведений при них и Общества вспомоществования недостаточным ученикам этих заведений. В архиве хранятся личные фонды двух протестантских пасторов в Петербурге: Кроттэ Евгения Александровича (французская реформатская церковь; Ф. 2094) и Гиллота Генриха Адольфовича (голландская реформатская церковь; Ф. 2110).

Из них наиболее информативным представляется фонд пастора Г. А. Гиллота. В нем насчитывается 411 дел, самое раннее из которых датируется 1839 г., а самое позднее – 1919-м.

С 1882 г. органистом Голландской церкви служил Йоханнес Каппель – замечательный композитор, органист, дирижер, основоположник эстонской профессиональной музыкальной культуры. К этому времени небольшому органу работы Г.Л. Фридриха исполнилось 50 лет. Он изрядно обветшал и перестал удовлетворять художественные запросы органиста и прихожан. Было решено установить в храме новый орган; выполнение заказа поручили фирме «Валькер», которая к тому времени построила для России около 40 органов. Инструмент изготовил мастер Герман Валькер с помощниками к осени 1891 г., и уже в декабре его начали монтировать в церкви. Он имел 28 регистров, 3 ручных и педальную клавиатуры, пневматическую трактуру. Фирма «Валькер», устанавливая новый орган, тактично вписала его в старый «фасад», оставшийся от инструмента Фридриха и хорошо сочетавшийся с интерьером церкви.

(Архимандрит Августин (Никитин) Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной

общин Петербурга М- СПб Центрполиграф, 2015 С. 11-44. добавил: )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *