Никандрова пустынь

Начиналось древнее монашество первых веков христианства с пустынножительства. Собственно, первым монахом стал по образу жизни Креститель Господа нашего Иисуса Христа – Иоанн Предтеча, живший в Иудейской пустыне. В русском языке безлюдным местом, некоей параллелью пустыне стали дремучие леса, болота, острова – пустынь. Что такое монашеское пустынножительство современный человек плохо представляет и не понимает. Зачем уходить от людей, почему надо претерпевать мучения и физические, и духовные в одиночестве? Зачем нужно молиться в безлюдье, если можно это делать в храме? В совершенном одиночестве голос Бога более слышен, и ценой больших лишений и духовной борьбы, происходит непосредственное молитвенное общение с Богом. О Никандре пустынножителе, Псковском чудотворце мы начали разговор с игуменом Свято-Благовещенского Никандрова монастыря, бывшей Никандровой пустыни, отцом Спиридоном (Иващенко). Преподобный Никандр — единственный из псковских святых закончил свою физическую жизнь в пустыни, в порховских лесах, и еще при своей жизни указал, где взять храмовую икону и построить сам храм. Благовещенская церковь была построена на месте погребения святого, а пустынь превратилась в богатейший монастырь, полностью разрушенный в 20- годы XX столетия. Игумену Спиридону 44 года, родом он из кубанского казачества.

Отец Спиридон, наши псковские святые, преподобные похожи своим смирением, кротостью, чудотворением, но они – разные. А какой он — Преподобный Никандр?

Во-первых, он пустынножитель, простой монах. И если в его душе созрело желание уйти в пустынное место, это тоже подражание древнему пустынножительству. Монастыри фактически начинались с пустынножительства: буквально уходили в пустыню первые монахи Антоний Великий, св. Макарий Египетский. В душе каждого монаха, который стремится к совершенству, рано или поздно созревает желание уединения для молитвенного общения с Богом. Но для этого надо смирение и готовность к такому образу жизни, а жить в полном одиночестве не каждый готов. Эту готовность обычно проверяли старцы, духовники, которые определяли и видели: посильно это жительство иноку, или нет, и благословляли. И монах уходил, и не безрезультатно: под конец жизни люди его узнавали и сразу получали результат своих просьб в молитвах пустынножителя. Еще в атеистическое время в справочниках по аномальным зонам Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных на земном шаре, о которой говорили, что здесь хрономиражи и время идет по-другому. И неспроста это. В советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и просто ночевали здесь, молились в лесу, видели Преподобного: он обходил монастырь с крестом и благословлял. А по-научному это называли тогда хрономиражи. Для нас, верующих, еще одно доказательство молитвенного подвига Преподобного.

Результат пустынножительства – появление мощной духовной силы?

Господь дает пустынникам и дар прозорливости, и дар чудотворения и, достигнув такого совершенства, человек может принести намного больше пользы и обществу, и страждущим.

А у Вас был совершенно осознанный выбор, Вы так и шли к цели – монашеству?

Да …Я служил в строительных частях, штукатурил, и сейчас приходится показывать нашим работникам, что и как делать. Год служил в Узбексистане, год — под Москвой.

У нас многие батюшки служили в строительных частях, у кого не спросим – служили в стройбате. И Вы в армии уже были воцерковленным человеком?

Да. У меня родители верующие. Мать пошла в школу, помню, и сказала: «В пионеры вступать не будет. И все». В комсомол я уже сам осознанно не вступал. Но армией я, в общем-то, доволен. Там отношения во многом складываются от того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если ты молодой — тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив – тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, и что можно, а что нельзя.

Разные есть люди, отец Наместник, и кто-то может сказать о монахах: им хорошо, они взяли и ушли, а мы тут остались. Им и посты легче исполнять — нет рядом холодильника, и молиться легче — ничто не отвлекает, нет телевизора и т.п. Так ли это? Что же в пустыни, на самом деле?

Есть и физические трудности, но идет еще сильная духовная борьба, мысленная. А зачастую она переходила в борьбу с реальными явлениями: привидения устрашали… Но здесь так: на какую-то ступеньку всходишь — уже чувствуешь потребность дальше идти.

Когда Вы были пострижены?

В 1988 году, постриг принял в Псково-Печерском монастыре и там подвизался четырнадцать лет.

Понятно, что все делается в этом мире Промыслом Божиим, но вот возрождать самому монастырь – это можно определить как великое счастье?

Конечно, это Промысел Божий, и у нас все делается по благословению чиноначалия. Владыка присмотрел меня в Печерах и послал сюда.

Моление Владыки Евсевия в алтаре церкви «Взыскание погибших»

Просто вот так увидел? Отметил взглядом?

Да, но я у него на глазах был, потому что был Ризничным. И конечно подготовка к праздникам, когда приезжает наш Владыка, а Ризничный отвечает за все храмы материально и готовит все к Богослужению.

Ваше послушание – монастырская Ризница в Псково-Печерском монастыре? Там же был известный Ризничный отец Серафим (Розенберг).

Да, я у него все и перенимал.

Вы его застали, отец Спиридон? А что же можно вспомнить о легендарном Ризничном?

Все хорошее можно вспомнить. Он был очень трудолюбивый, старой традиции – у него ничего не пропадало, все было на своем месте. Сам он ходил всегда в заплатанной одежде

Ризничный ходил в заплатанной одежде?

Да, но очень чистенькой.

А с какого времени, отец Спиридон, возрождается Никандрова обитель, появились монахи?

Владыка благословил с 2000 года, но почитание этого места было всегда, приезжали православные поклониться Преподобному Никандру, и благочинный наш отец Павел здесь служил Литургии в день преподобного Никандра, 7 октября. А я тут всего три года, были до меня иноки, и до нас расчистили территорию от леса. Все заросло, деревья огромные. Солдаты помогали из Псковской дивизии, приобретали у нас опыт выживания.

Сейчас Бог так помогает, что прямо на глазах поднимаются из праха разрушенные монастыри, но на это нужны деньги, чтобы покупать лес, нанимать рабочих, не все же во Славу Божию трудятся?

Постоянных жертвователей у нас нет, самый крупный жертвователь – Владыка, он нам дает средства, а понемножку все помогают.

За пять лет построили два храма в обители.

Да, быстро построили, строили местные порховские плотники. Стараются. И лес наш, выписываем тут же.

Почему, отец Спиридон, такой выбор в названии храмов – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и в честь Царственных мучеников?

Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема – народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название – Взыскание погибших — говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь. А Царственные мученики – наши покровители, покровители России: на них закончилась одна эпоха и началась новая.

Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой Крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди?

Действительно в XYI — XYII веках был духовный подъем. И, я считаю, что, когда Святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» — и тут же появлялось желание подражать. Читаешь Житие монаха – пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице-Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково-Печерский монастырь.

Сколько братии в Никандровом монастыре?

Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати.

А мощи Преподобного Никандра не ищите?

На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий – в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен…

У вас новые кирпичи лежат на месте Благовещенского храма, и какие впереди задачи?

Владыка благословил восстанавливать монастырь, и мы потихоньку движемся. Руины являются памятником архитектуры, но государство благосклонно относится к тому, чтобы восстановить памятник. Нам приходится самим готовить проекты охранных зон, утверждать, готовить генплан монастыря, подходим к изготовлению проекта восстановления Благовещенского Собора, но надо расчистить руины, чтобы сделать замеры.

Значит, отец Спиридон, у вас впереди возрождения Благовещенского храма?

Да, мы на него уже подавали бюджетные заявки в Министерство культуры.

А правда, что Благовещенский храм напоминал храм Христа Спасителя в Москве?

Он был, а не напоминал. При Архимандрите Геннадии, который был приближен ко двору Императора Павла I,монастырь переживал расцвет. И у Архимандрита были проекты расширения храма, потому что на праздник Преподобного Никандра сюда съезжались от 15 до 20 тысяч верующих. И Собор, который был к середине XYII века, расширялся несколько раз, и был такой «расплюснутый», с двумя приделами. Территория храма большая, а архитектурно он выглядел не очень гармонично. И Архимандрит Геннадий хотел его снести и построить что-то по типу Императорского храма.

А часы с монастырской колокольни, которые сейчас идут на Доме Советов, у вас есть желание попросить их обратно?

Как Владыка благословит. Вот будет колокольня воссоздаваться, а сейчас такой необходимости нет.

Отец Спиридон, что можно пожелать сейчас нашему народу в праздник обители нашего Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца?

Бога не забывать. Народ стремится за счастьем, а счастье на самом деле не в материальном благополучии — душа наша должна общаться с Богом. Хватит уже, попробовали этих удовольствий в кавычках, пусть люди пытаются заходить в храм, молиться. Пусть даже свечу только поставить, но так часто бывает: поставил человек свечку и почувствовал на душе облегчение. Слава Богу!

Ныне Никандров монастырь строится и восстанавливается. Усердием братии и трудников построены храмы, келии, крепко сделаны срубы на святых колодцах Преподобного Александра Свирского – святой часто являлся Преподобному Никандру, укрепляя его в пустынножительстве. Есть колодец, где можно омыть святой водой глаза для их исправления, есть колодец самого Преподобного Никандра, и колодец Святых Апостолов Петра и Павла, причем, один замерзает зимой, а другой — нет. И тянется ручеек православных поклониться подвигу пустынножительства, укрепиться в вере и получить исцеление от недугов, телесных и духовных «Господи, исцели душу мою, яко прибегну к Тебе».

История Никандровой пустыни насчитывает почти пять веков со дня основания преподобным Никандром в 58 году 16-го столетия. Предшествовавшие этому события отмечены в летописях. О святом месте существует весьма занимательная легенда.

Преподобный Никандр решил посвятить себя служению Богу еще в отрочестве. Молодой человек совершал молитву каждый день. Однажды, во время общения с Богом, будущему священнослужителю послышался голос из недр церковного алтаря. Он повелел Никандру отправляться в путь, чтобы найти пустынь, указанную Господом. Молодой человек искал и нашел это место среди чащоб и топей, диких зверей и непроходимых болот.

Преподобный Никандр был воистину святым и преданным Богу человеком. Он многие годы истово молился, преодолевал искушения и прощал врагов. Однажды он едва не погиб, защищая священные реликвии от грабителей. Однако воры все же унесли некоторые вещи, за что были наказаны. Один из них внезапно умер. Остальные же испугались настолько, что незамедлительно вернули все награбленные сокровища Никандру. И преподобный, следуя заповедям Божьим, простил преступников. Надо отметить, что Никандр славился своим всепрощающим сердцем, к нему шли за помощью и исцелением. И он помогал всем страждущим.

Преподобный Никандр жил в пустыни до своего последнего часа. Скончался он во время осады Пскова. Это был год 1581-й, когда на Русь надвинулось польское войско под водительством С. Батория. С тех пор минуло более 400 лет, но православные псковичи по сей день свято чтят имя преподобного. В Никандровой пустыни не иссякает поток верующих. Молитва к Никандру считается чудотворной.

К началу 20-го века пустынь пребывала в расцвете и считалась одним их самых преуспевающих монастырей Пскова. На территории обители постоянно проходило строительство, делались обновления. Купола Благовещеского собора были покрыты голубой эмалью. В помещениях колокольни располагалась довольно внушительная библиотека. Башни и кельи монахов содержались в прекрасном состоянии. Все изменилось с приходом Советской власти в 1917 году. Фактически обитель была уничтожена. Такой участи подверглось и множество других монастырей Пскова.

Восстановление Никандровой пустыни началось спустя 70 лет. Были заново отстроены 2 церкви. Появились новые братские корпуса. Лесная грунтовая дорога стала современной асфальтированной. Последним обстоятельством обитель обязана стараниям псковских десантников.

На территории Никандровой пустыни существует великое чудо природного происхождения –5 уникальных целебных источников. Первый расположен у самого въезда на территорию обители. Водой из него нельзя утолять жажду, только умываться. По поверьям, этот ключ лечит глазные хвори, он и называется «глазным». Следующая пара источников – колодцы Петра и Павла – располагаются в 300 метрах от монастырских стен. Считается, что в первом – вода живая, во втором – мертвая. Самый старый из здешних источников обязан своим появлением основателю пустыни. Летописи утверждают, что этот колодец вырыл преподобный Никандр. Вода из источника обладает целебными свойствами, но имеет специфический запах сероводорода.

Последний, самый большой из всех, колодец посвящен преподобному Александру Свирскому. Вода источника богата радоном. Здесь посетители совершают омовения. Для этого надо полностью раздеться и сойти в воду по специальному спуску. Для переодевания предусмотрен небольшой домик.

Пусть Вас не пугает низкая температура воды (порядка +4 градусов). При купании холода не чувствуется. Выходя из купальни, Вы ощутите себя полными сил и энергии, обновленными и здоровыми. По поверьям, этот источник избавляет от болезней. Самое важное – искренняя вера в исцеление.

Никандрова пустынь – один из самых популярных монастырей Пскова, место уникальной многовековой истории. Здесь можно приложиться к святыням, поправить здоровье. Но самое важное – обрести веру и отдохнуть душой.

В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.
Первоначальный деревянный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в конце XVI века основателем пустыни и первым ее настоятелем игуменом Исаией по благословению митрополита Новгородского Александра. В 1673 году он, вместе с другими церквами и прочими зданиями, сгорел, но, благодаря щедрым даяниям царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и пожалованным им землям, обитель смогла восстановиться. В конце XVII века построен каменный Благовещенский собор, который простоял до конца 20-х годов XX века. Пожар 1791 года повредил его, но в 1792 году собор был восстановлен. В 1807 году пристроен новый алтарь, паперть и два придела, правый — Преподобного Никандра, левый — Святых Апостолов Петра и Павла. Над соборной папертью построили палату, служившую ризницей. В 1854 году западная стена ризницы, давшая трещину, была исправлена. В 1894 году в соборе устроены «аммосовские печи», согревавшие его, приделы и паперть гретым воздухом. Такие же печи были установлены в Зимнем дворце в Петербурге. В 1896 году цоколь храма был облицован тёсаным камнем. В 1900 году придел Преподобного Никандра был отремонтирован, стены и потолок расписаны, в 1902 году такой же ремонт произведен в приделе Апостолов Петра и Павла. В 1908 году в соборе были сделаны новые дубовые рамы, весь храм покрашен, а в Никандровом приделе был сделан паркетный пол. В 1911 году оба придела вновь отремонтированы, поскольку в некоторых местах на потолке отстала штукатурка. После ремонта придел был вновь расписан. Весь храм заново покрыли листовым железом, окрашенным масляной краской. Главы были украшены золочеными через огонь крестами и золочеными звездами. В 1913 году внутренние стены собора расписаны заново «картинами священных изображений в древнем стиле по образцам лучших русских художников».

В соборе находился древний чудотворный, во весь рост, образ преподобного Никандра в серебряной позолоченной, чеканной ризе, венец был украшен цветными камнями. Именно этот образ переносился крестным ходом в Порхов. Рака с нетленно почивающими мощами Никандра была серебряная, чеканная, с эмалевыми клеймами. Верхняя доска кипарисная с ликом угодника и венцом вокруг главы, украшенным камнями. Рака устроена в 1792 году усердием графа Шереметева. Часть мощей хранилась в особом серебряном позолоченном ковчеге, переносимым на престол той церкви, где совершалось богослужение. В двух киотах помещались святые иконы и кресты с частицами Святой Ризы Господней, Животворящего Креста Господня, Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы и 130 частицами мощей святых угодников Божиих.
Церковь Святой Живоначальной Троицы до 1791 года была деревянной. После пожара этого года она в 1801 году восстановлена уже из кирпича. Одновременно с церковью, по бокам её, построены два братских корпуса.
Каменная церковь Святого Геннадия, Патриарха Цареградского, построена в 1802 году, освящена в 1804 году. Эта церковь находилась на особом дворе, отделенном от внутренней монастырской территории настоятельскими кельями. Вокруг церкви был плодовый сад.
Деревянная церковь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия построена на братском кладбище в 1890 году, освящена епископом Псковским и Порховским Гермогеном. Над церковной папертью, на колокольне находились пять колоколов. Вблизи церкви был построен дом с четырьмя помещениями для братии и неусыпного чтения Псалтыри. Кладбище с церковью и домом было обнесено деревянной на каменном фундаменте оградой.
Внутри монастыря в конце XVII века была построена деревянная церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1798 году её перенесли к источнику, в 300 саженях от обители. В 1844 году церковь перенесли в монастырское село Любовец, где до 1854 года погребали монахов. В 1903 году церковь сгорела, но в том же году построена вновь деревянная церковь на прежнем фундаменте. 28 июня 1903 года освящена епископом Псковским и Порховским Сергием. В этой церкви во все воскресные и праздничные дни, а также на первой и Страстной неделе Великого поста совершались богослужения очередным иеромонахом из числа братии пустыни.
Колокольня в монастыре была каменная, построена в 1792 году. Под колокольней были Святые врата, ведущие в соборный храм. В 1807 году церковь Всех Святых, находившаяся в колокольне, упразднена, иконостас сняли, помещение заняли под монастырскую библиотеку и архив. В 1914 году некоторые рукописи и предметы древности были переданы в археологический музей г. Пскова. На колокольне находились 11 колоколов. На самом большом были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Апостолы Петр и Павел, Святые Кирилл и Мефодий и Преподобный Никандр. Надпись на нем гласила: «В благополучное царствование Государя Императора Александра Александровича при Гермогене, епископе Псковском и Порховском, отлит сей колокол в Благовещенскую Никандрову пустынь тщанием настоятеля архимандрита Мефодия с братиею. Лит в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Димитриевича Самгина, весу 351 пуд 37 фунтов. 1891 года февраля 18 дня. Лил мастер Иоаким Воробьев». На втором колоколе была следующая надпись: «1831 года отлит сей колокол при державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Всероссийского по благословению высокопреосвященнейшего Мефодия, архиепископа Псковского и Порховского, в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь по тщанию настоятеля оной архимандрита Афанасия с братиею на монастырскую сумму; весу в нем 142 пуда 3 фунта». Посредине этого колокола были изображения Благовещения и Преподобного Никандра. Третий колокол весил 40 п., отлит в 1686 году, четвёртый колокол — 25 п. 5 ф., отлит в 1674 году, пятый колокол отлит в 1788 году. Остальные колокола не имели обозначения веса и даты отливки.
Как отмечено в документе 1915 года, «Все означенные храмы и колокольня тверды, ремонтировка их производилась своевременно для поддержания в благолепном виде и большею частью на средства монастыря».
Часовен было семь. На запад от Святых ворот находилась часовня, в которой в день Святых Апостолов Петра и Павла совершалось водосвятие. На месте Зосимо-Савватиевской церкви, перенесенной в с. Любовец, в 1845 году поставлена часовня. По преданию, на этом месте подвизался преподобный Никандр. В этой часовне под стеклом находился гроб, в котором до устройства серебряной раки покоились мощи Никандра. Часовня во имя Живоносного источника и Первоверховных Апостолов Петра и Павла находилась в 200 саженях от монастыря. Водой из источника пользовался монастырь. Часовня на север от монастыря стояла над источником. В ней находился Крест с живописным Распятием и иконой Спасителя, несущего заблудшую овцу, и Спасителя, исцеляющего слепого. В Порхове была каменная, крытая железом часовня, при монастырском подворье. Эта часовня устроена в 1872 году, в ней был иконостас с живописным Распятием с предстоящими, иконами Благовещения Богородицы, Апостолов Петра и Павла, Чудотворца Николая, Преподобного Никандра и другими святыми. В 1876 году построена каменная часовня в селе Вячек, лежащем на пути крестного хода в Порхов. В ней совершалось торжественное молебствие при возвращении крестного хода в пустынь. Была построена деревянная часовня на так называемом «дальнем» источнике на запад от монастыря.
Крестные ходы совершались в Порхов 15 (28) мая; в пяток Святой Пасхи для водоосвящения к часовне, где была Зосимо-Савватиевская церковь; 29 июня (12 июля) для водоосвящения к часовне Живоносного Источника. По случаю 300-летия со дня кончины преподобного Никандра по ходатайству епископа Псковского и Порховского Нафанаила, настоятеля и братии монастыря в 1882 году Святейший Синод разрешил ежегодно 24 сентября (7 октября) совершать особо торжественный крестный ход с мощами Никандра вокруг монастыря.
В монастыре были хлебопекарня, сапожная, столярная, портняжная мастерские, аптека, больница, богадельня для братии. Вне стен монастыря были две деревянные и одна каменная гостиницы для богомольцев, дома для рабочих, конюшни, каретный сарай, кузница, скотный и конные дворы, квасоварня, ледник, бани для монахов и рабочих, мельница, прачечная, сараи для сена. Постройки в основном каменные, крыши крыты железом.

Изъятие церковных ценностей в 1922 году не обошло монастырь. Серебряные подсвечники были целы, хотя, судя по статье в советской газете, белые должны были их увезти. Но теперь пришел их черед. 3 апреля 1922 года Порховское общество изучения местного края просило Псковский губфинотдел, куда стекались изъятые вещи, передать их в музей в Поганкины палаты. Судьба подсвечников неизвестна.

Шли годы. От прекрасной благоустроенной обители с хорошо налаженным хозяйством, которое позволяло помогать страждущим, жертвовать немалые средства на благотворительные цели (сейчас бы сказали на социальные цели), до наших дней дошли монастырское кладбище, часть наружной ограды, развалины главного собора, колокольни, настоятельского дома. Еще уцелела аллея из туй, которая когда-то были посажена монахами. Но в народе всегда жила память о святых местах, несмотря на запреты, сюда шли на поклонение, по-прежнему была целебной вода в святых источниках. По доброй воле руководителей Порховского лесхоза была построена новая деревянная часовня в память Святого Никандра. В 2000 году архиепископ Евсевий благословил послушника Крыпецкого монастыря Владимира Федорова на регистрацию устава, создание православной общины. 15 февраля 2000 года в Порховском районе была зарегистрирована новая организация: «Приход храма Преподобного Никандра Псковского».
29 мая 2001 года в Псковском областном Собрании депутатов состоялось заседание «круглого стола», посвященного воссозданию Никандровой пустыни. Горячее участие в возрождении пустыни принял заместитель председателя Собрания Борис Полозов, начальник научно-производственного центра по охране памятников Василий Михайлович Мусийчук, редактор отдела газеты «Новости Пскова» Олег Васильевич Константинов, воины Псковского гарнизона, особенно десантники 76-й дивизии ВДВ.
Газета «Новости Пскова», в свою очередь, организовала акцию сбора средств на восстановление монастыря под наименованием «именной кирпич». Владыка Евсевий назначил инока Гавриила строителем пустыни.
В 2002 году освящен деревянный монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Он стал первым храмом возрождающейся пустыни. Построен храм на месте бывшей монастырской часовни в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
В 2005 году освящен еще один деревянный храм — в честь Царственных Мучеников. Этот храм построен на месте бывшей церкви Святого Геннадия, Патриарха Цареградского.
7 октября 2006 года, в день памяти Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, после литургии в церкви Царственных Мучеников, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием торжественно освящен закладной камень восстанавливаемого главного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он возводится из кирпича на том месте, где когда-то возвышался древний Благовещенский собор. Строители стараются максимально воспроизвести внешний вид старого собора. 9 февраля 2010 года состоялось освящение и подъём куполов на строящийся Благовещенский собор. Чин освящения куполов совершил митрополит Евсевий с сослужившими ему наместником обители игуменом Спиридоном и духовенством епархии. 7 октября 2010 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил новый Благовещенский собор.
В 2005 году построены деревянные церкви иконы Божией Матери «Знамение» в селе Дубровно и церковь Святых Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев в селе Любовец. Обе церкви ныне приписаны к Никандрову монастырю.
Заново построены все часовни на святых целебных источниках вокруг монастыря. Первой была построена часовня на источнике Преподобного Никандра. В 2005 году построена часовня с купальней на источнике Преподобного Александра Свирского, на источнике Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, на «глазном» источнике, воды которого помогают при глазных болезнях. При монастыре действует странноприимный дом. Сегодня в пустынь стекается на богомолье множество народа. Но особенно многолюдно бывает 7 октября, когда, несмотря на погоду, в Никандрову пустынь стекаются тысячи православных не только Псковской области, но и из соседних областей, из-за рубежа.

Фото: Святые источники Никандровой пустыни

Фото и описание

В Никандровой пустыни имеется четыре святых водных источника: во имя преподобного Никандра Пустынножителя, во имя Казанской иконы Богоматери, святых апостолов Павла и Петра или источник с «мертвой» и «живой» водой, а также источник во имя преподобного Александра Свирского. Данного рода источники в Никандровой пустыни образуются вследствие разлома земной коры. Ключевая вода сохраняет одинаковую температуру в течение любого времени года, равную +4 градусам, а также несет в себе удивительную оздоровительную и целительную силу.

Согласно поверью, вода одного из источников помогла избавиться от болезни глаз, а также сняла болезни, связанные с суставами, и даже вылечивала гнойные язвы. Наибольшее уважение и почитание получил источник, рядом с которым находилась часовня, освященная во имя Савватия и Зосимы, в которой хранилась деревянная рака, хранившая в себе до конца 18 века мощи преподобного святого Никандра. Имеет заслуженную славу и ключ, расположенный неподалеку от часовни под названием Живописный источник.

Святой источник иконы Казанской Божьей Матери расположен прямо на въезде в сам монастырь с правой стороны; второе название этого священного источника – «Глазной», ведь именно в этом месте многие паломники исцелили болезни глаз, хотя пить воду из данного источника не рекомендуется по причине того, что вода имеет мутный цвет, связанный с наличием торфа, а также горьковатый привкус. Рядом с источником стоит указатель, показывающий месторасположение других источников.

Для того чтобы найти источник, освященный в честь преподобного Александра Свирского, необходимо пройти 1,3 км от монастыря вглубь леса. Согласно преданию, именно на месте этого источника святому преподобному Никандру являлся сам Александр Свирский в продолжение своих молитв.

Александр Свирский был пострижен в Валаамском монастыре. Он основал в 36 верстах от Олонца монастырь, находящийся неподалеку от реки Свирь. Всю свою жизнь Александр поддерживал Никандра в отшельническом образе жизни и всегда помогал ему, когда тот видел разного рода видения. В 1533 году Александр Свирский скончался.

Источник, названный в его честь, имеет красивую голубоватого цвета воду, которая содержит много радона. В народе источник носит название Желтый, что связано с цветом травы, которая окрашивается в ржавый цвет посредством вытекающих из источника вод. Ключевая вода имеет желтый цвет из-за большого содержания железистых соединений, что нашло применение при лечении болезней желудочно-кишечного тракта. Глубина источника достигает 7 м.

По лесной тропинке, начинающейся от монастыря, можно подойти к сероводородному источнику, освященному во имя святого преподобного Никандра – это самый важный источник всей пустыни. Прямо над источником стоит часовня. В народе источник имеет название Серебряного или Зубного. В часовне над источником еще до революции находилась крышка гроба преподобного, сделанная из дуба. Есть поверье, что при зубной боли, нужно прикоснуться к крышке, выпить воды из святого источника и тогда боль пройдет.

Согласно результатам анализов, в родниковой воде содержится большое количество ионов серебра, имеющий заметный запах сероводорода, что применяется при лечении артритов, ревматизма, мышц, костей, болезней позвоночника, а сероводородная вода применяется для ванн, полосканий и орошений.

Два источника во имя святых Павла и Петра расположены в одной часовне: справа расположен источник с «живой» водой, а слева – с «мертвой». При помощи «мертвой» воды можно излечить болезни, а вот «живая» вода особенно вкусна и очень полезна для организма. Кажется, что, так как источники расположены рядом, то вода должна быть одна и та же, но разница кроется в том, что вода поднимается с разной глубины и из разных слоев пород, проходя через разные трещины. Этот источник излечивал от мужских и женских болезней, болезней сердца и его сосудов, нервной системы.

На данный момент ко всем источникам приезжает огромное количество паломников. В радоновом источнике купаются летом и зимой, а из остальных трех пьют воду и умываются.

Бородин назвал их «Северной Мацестой»

В 60 км от Пскова находится легендарный монастырь, основанный в начале XVI века преподобным Никандром. Охотники за всяческой нечистью утверждают, что время от времени здесь наблюдают т. н. хрономиражи. Между тем, по словам настоятеля монастыря отца Спиридона, рассказы о таинственных фигурах, которые являлись верующим во время молитвенных бдений на том месте, где был захоронен преподобный Никандр, он слышал не раз.

— Но в последнее время, по мере того, как монастырь восстанавливается, о таких чудесах приходится слышать все меньше и меньше, — подчеркнул настоятель. — Не за этим сюда приезжают многочисленные паломники, а для того, чтобы окунуться в целебные источники пустыни. Ежегодно мы принимаем не менее пяти тысяч человек — я считаю только по тому количеству посетителей, которые приезжают организованно, а «диких» туристов в здешних местах и не сосчитать. И все — благодаря целебным источникам.

Логичное объяснение чудодейственным силам воды и лечебной грязи Никандровой пустыни дает наука. Если посмотреть по карте, этот монастырь расположен на том же болотном массиве, что и знаменитый курорт «Хилово» — есть даже тропинка, по которой можно дойти до санатория. В свое время исследованием его лечебной воды и грязей занимался знаменитый химик Бородин, автор не менее знаменитого «Князя Игоря». Он-то и назвал эти места с полной химической уверенностью «Северной Мацестой». Впрочем, и до него слава об этих источниках гремела по всей России.

Особенно монастырь стал популярен после Отечественной войны 1812 года, когда сюда начали приезжать блестящие кавалергарды, чтобы залечить «европейские болезни», подхваченные в парижских вертепах. Может быть, от этого и пошло богатство обители? Справедливости ради следует сказать, что при монастыре долгое время был свой санаторий имени месточтимого святого Мордария, где лечились местные крестьяне. Впрочем, даже это обстоятельство не спасло от разрушения, которое последовало уже в советские времена.

Даже в советское время люди приходили сюда, чтобы набрать живительной влаги. Правда, партийные органы были начеку. Местные жители рассказывают: чтобы раз и навсегда покончить с «опиумом для народа», по приказу райкома подкатили к так называемому «желтому источнику» цистерну солярки и слили. Вскоре от нелепой смерти погиб тракторист, а от ядовитой гадости и следа не осталось. Почему так произошло? — нет ответа.

«Главное — верить, что поможет»

Когда же в начале 90-х годов сюда пришли первые монахи, здесь ничего, кроме развалин, не было. В удручающем состоянии находились и сами источники. На месте так называемого «желтого» была просто выкопанная в земле яма, заполненная голубоватого оттенка водой. Сейчас здесь поставлен домик, где можно цивилизованно раздеться и по скользким ступеням спуститься в купальню, где постоянно журчит проточная вода.

Женщины и мужчины окунаются в воду раздельно, после чего шагают дальше, чтобы приобщиться к духовным ценностям. Говорят, есть даже такие энтузиасты, которые принимают ледяную ванну каждый день. Температура воды, в которой содержатся энергетически активные ионы радона, в любую погоду неизменна: +4.

— От каких болезней здесь лечатся? — полюбопытствовал автор этих строк у служки, который следит за порядком у источника.

— От всего! Бесплодия, белокровия, радикулита, от сердечных болезней. От нервов тоже помогает… — рассказал словоохотливый старичок. — Главное верить, что поможет — по вере воздастся.

Сам же отец Спиридон в разговоре с корреспондентом ОК-информ сообщил, что эффективнее всего целебные воды помогают людям с поражениями опорно-двигательного аппарата:

— Раньше отец Серафим, который дежурил у источника, собирал и записывал истории, связанные с исцелением. А потом это дело оставили… Не каждый, кто приезжал сюда и окунулся, потом сообщал об исцелении, но, видно, такие истории передаются из уст в уста, потому что паломников у нас с каждым годом становится все больше и больше.

О популярности здешних целебных вод говорит и разнообразие регионов, представленных на машинах автостоянки. Понятно, что здесь всегда много псковичей, новгородцев. Встречаются калужане (регион 40), костромичи (44), не говоря уже питерцах и жителях Ленинградской области. По словам знатока паломнического туризма Андрея Таскаева, он лично привозил в эти заброшенные места даже гостей из Ханты-Мансийска.

Когда мы уже покидали пустынь, на наших глазах прикатили сразу два автобуса (регион 78), который выгрузил человек сто — все они, не мешкая, отправились за благостью к «желтому источничку» — официально он носит название преп. Александра Свирского.

Капонец — рукотворное озеро

До Крыпецкого монастыря от областного центра значительно ближе — километров 30, и тут главным водным чудом считается небольшое озеро, которое, если верить старинной описи, носит название Капонец. Иначе говоря, выкопанное людьми, а значит — рукотворное. В последние годы его, правда, облагородили, и вместо коричневой торфяной воды здесь плещется чистая ключевая, которая поднимается из артезианской скважины с 30-метровой глубины.

Считается, что искупавшиеся в нем тоже могут вылечить все хвори, а также обрести счастье в жизни личной и материальное благополучие. И желающих получить исцеление (особенно в жаркий солнечный день) немало. Автору этих строк доводилось лично наблюдать, как в один из недавних православных праздников прямо к купели подъехал автобус, который привез ребят из псковского лечебно-педагогического Центра.

Взрослые на руках выносили больных детей и устраивали их тут же, на травке. Вылечить этих девочек и мальчиков, у большинства из которых — ДЦП, современная медицина не в состоянии, тем не менее каждая мама, собираясь в поездку, думаю, верила в чудо: а вдруг Светлый ключ поможет поставить на ноги ее ребенка? Между тем иеромонах Мардарий — местный насельник, уверяет, что чудес, связанных с исцелением, немало и все они свидетельствуют об особой силе здешних вод.

— До наших дней сохранилось свидетельство, как святой Корнилий Крыпецкий, помолившись, омыл слепой девочке глаза и та прозрела. Известен случай (это произошло уже в 90-х годах прошлого столетия), когда больная женщина искупалась в источнике и тоже выздоровела. Однако не до конца, так как она погружалась не с головой, — продолжает священник. — Но больше всего паломников бывает по праздникам. Особенно велик наплыв народа 19 января, на Крещенье. До трех тысяч человек в день! Не поверите: машин столько, что не пробиться.

Причем люди едут уже с вечера, чтобы занять очередь в купель. Надеемся, что и 22 июля у нас будет много гостей — в этом день в монастыре отмечается праздник обретения мощей Корнилия Крыпецкого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *