Никитины воспитание детей

Легендарные книги в отличном издании с новыми материалами.

Отечественный опыт воспитания умных, здоровых и творческих детей.

  • пробуждают креативное мышление
  • подталкивают к наблюдательности и аналитике
  • развивают внимательность и интуицию
  • заражают любознательностью и верой в собственные силы
  • воспитывают уважение к детям
  • снабжают массой полезных практических сведений
  • успокаивают и снимают тревожность
  • дарят радость творчества в повседневной жизни

Возраст 0+ От 0 до 99. Чрезвычайно полезны будущим и молодым родителям, а также всем, кто интересуется воспитанием.

Борис Павлович Никитин, Лена Алексеевна Никитина

Мы, наши дети и внуки: в 2-х томах / Предисловие семейного психолога Л. Петрановской. 5-е издание, дополненное.

Издательский дом «Самокат». Москва, 2015. Серия «Самокат для родителей»

Наиболее полная авторская версия жизни и деятельности знаменитой многодетной семьи педагогов-практиков Никитиных (60-80 гг XX в.) + наблюдения и исследования опыта семьи от ближайшего окружения, ученых, медиков, психологов, последователей и самих детей. Редкие фотографии из архива Никитиных.

Для будущих, молодых и опытных родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, педагогов и всех, кто заинтересован в воспитании умных, здоровых и творческих людей.

Том 1. Так мы начинали. Первая книжка «Правы ли мы?» (1963), основанная на дневниках.

Что мы узнали. Тематические информационные материалы «Первый день, первый год» (1978-1988).

Приложения: Физиолог И.А. Аршавский о научной основе рекомендаций Никитиных.

Впервые: список рабочей библиотеки Б.П.Никитина; списки книг, рекомендуемых семьей Никитиных для родителей.

Том 2. Так мы жили. Книга «Мы и наши дети» (1979). Основной опыт семьи. Предисловие академика Н.А. Амосова. Наши ошибки (1988) – анализ Никитиными-старшими своей деятельности.

Приложения Впервые: воспоминания детей Никитиных о своем детстве. Материалы о роли книг и домашнего чтения в семье. Списки любимых книг семьи. Социологические исследования и сведения о быте многодетной семьи в позднем Советском Союзе.

Анна Никитина

Март-август 2013

  • Вступление
  • Естественное закаливание
  • Важные принципы закаливания
  • С чего начать

Не могу сказать, что в нашей семье идеально решены все проблемы здоровья. Ведь ЗДОРОВЬЕ в целом складывается из многих «составляющих»: питания (огромная отдельная тема), сна, различной деятельности, переживаний…

Однако с такими «составляющими» здоровья, как ДВИЖЕНИЕ, ПЕРЕПАДЫ ТЕМПЕРАТУР и СПОКОЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНЯМ – одним словом, «закаливанием» – наша семья давно дружит, что решает очень многое в отношении здоровья. Начиная с детства…

Неудивительно, что именно о закаливании нам задают очень много вопросов: ведь «бегать по снегу босиком» и «висеть вниз головой» – для многих является чуть ли не визитной карточкой Никитиных))). Смех смехом, но именно те привычки из нашего, уже довольно далёкого, детства, касающиеся «закаливания», дают возможность и нам самим, и детям нашим, и внукам практически не обращаться в поликлиники. И именно область «закаливания» в нашей большой семье у нас почти не вызывает споров – в отличие от остальных вопросов, касающихся воспитания детей :).

У нас есть семейный фильм, который мы между собой называем «Гуси». Отснят фильм лет 20 назад: там старшее поколение «внуков Никитиных» (9 детей в возрасте от года до 10 лет) и их папы бегают и прыгают по снегу, купаются в нём и обливаются холодной водой на снегу… – а рядом на 20-градусном морозе топчутся настоящие гуси и поджимают лапы. Всё это происходит без словесных комментариев – просто под весёлую музыку.

В фильме видно, как радостно происходит «общение с холодом». Однако многие, глядя на «голых детей на снегу» думают, что к такой «закалке» надо идти через хорошо продуманную систему постепенных, регулярных занятий, без которых любому ребёнку грозят серьёзные переохлаждения, простуды и т.п. и что «видеть голых детей на снегу вообще страшно»…

К слову скажу, что мне страшно и странно видеть «здоровых» дошкольников, закутанных в шубы-шапки при плюсовой (!) t на улице ! В такой экипировке ни головы не повернуть, ни рукой что-либо ухватить, и идти-то неудобно – какое там бегать! Чаще всего таких закутанных детей просто везут в коляске, как инвалидов – и это 3-5-летних! Взгляд этих несчастных детей тосклив и безучастен… А окружающие НЕ УДИВЛЯЮТСЯ И НЕ ОБРАЩАЮТ НА ЭТО ВНИМАНИЯ – настолько привычен подобный образ жизни, навязанный ребёнку взрослыми!

Увы, сегодня основная масса родителей ориентируется не на малыша и не на физиологию (т.е. науку), а на сложившиеся в окружении мнения, привычки и страхи, зачастую ошибочные, – в ущерб здоровью ребёнка! В этом я вижу главную проблему взрослых в отношении здоровья собственных детей.

Однако, согласитесь: у детей желание двигаться – естественно и жизненно необходимо для всей будущей жизни! Как важно сохранить это желание! И первые помощники в этом – как раз прохлада и холод (проф. И.А. Аршавский подтверждает это в своих многолетних исследованиях).

Какую же цель ставят родители, желая «закалять» своего малыша?

Недавно один молодой папа новорождённого сына напрямую спросил меня:

– Расскажите сразу, что надо делать, чтобы ребёнок не болел?

Я чуть помолчала и ответила, что ТАКОГО я ему рассказать не смогу… Важно ведь не то, заболеем мы или нет, а то, КАК ПЕРЕНОСИМ эту самую болезнь (кстати, не только болезнь, а вообще разные жизненные испытания)…

Поэтому я буду рассказывать о том, как нашим детям быть «крепкими», чтобы НЕ БОЯТЬСЯ никаких болезней, которые часто просто тренируют наш иммунитет. А кроме того, наглядно показывают, в каком состоянии наш иммунитет сейчас.

Для меня «крепкий ребенок» – не тот, кто не болеет, а тот,

кто переносит болезнь легко и сам с ней справляется !

О том, как мы болеем – напишу отдельно. А пока постараюсь коротко перечислить то, что прижилось в нашей большой семье.

1. Естественное закаливание

Как такового «закаливания» – если понимать под этим специальные процедуры – у нас никогда не было и нет. Никаких дополнительных затрат времени на «закалку» не тратилось.

Была – и есть! 🙂 – ЖИЗНЬ, В КОТОРУЮ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВХОДЯТ:

– лёгкая одежда, которая не стесняет движения и стимулирует к большей физической активности (с 2-3-х летнего возраста дети сами решают, что им надеть. А с 3-х лет практически и одеваются сами);

– хождение босиком (дома – обычное дело для всех; на улице, в том числе и по снегу – по желанию);

– очень разнообразные спортивные снаряды в доме и на улице (тема – огромна: см. наш сайт и книги). Сейчас во многих семьях есть готовые домашние спорткомплексы. У нас же всё было сделано папой (с посильным участием и нас, детей) не только в доме, а еще и во дворе: турники, канаты, шесты, батут, дорожка-зигзаг из досок разной толщины, лесенка для прыжков с высоты, домик на дереве, яма для прыжков в длину и высоту, беговые дорожки, бум, лопинг, гигантские шаги и т.д. Кстати, на всех снарядах гораздо удобнее заниматься босиком и в лёгкой одежде.

– подвижные игры вместе со взрослыми. Так как мы всегда жили в своём доме и у нас был большой двор вокруг, с местом проведения таких игр («вышибалы», «в колдунчика», «в волка», футбол, пионербол, волейбол, хоккей…) проблем никогда не было. И не помню, чтобы папа отказывался побегать с нами минут 15-20 и в выходные, и в будни.

– весёлые спартакиады по «индексам Справедливости», которые показывают каждому сильные и слабые места в собственном физическом развитии. Их лучше проводить на открытом воздухе.

– еженедельная баня (парилка, тёплый и прохладный душ, обливание холодной водой, купание в снегу… — т.е. возможность приятных «контрастных процедур»!)

И…

Записи-наблюдения за детьми.

Наши родители вели много записей о нас – чаще всего о каких-либо достижениях: физических, интеллектуальных и проч., о добрых и значимых моментах нашей жизни. Говорю об этом, потому что подобные записи помогают следить прежде всего за динамикой развития своих детей, а кроме того, и за собственными изменениями во взглядах… На мой взгляд, такие «дневники за детьми» – ещё и отличное подспорье для анализа своих собственных действий в том или ином случае, т.е. для своего родительского самовоспитания. 🙂

2. При этом соблюдаем ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА (ПРИНЦИПЫ) «закаливания»:

1. Начинаем С СЕБЯ. Всё, что мы собираемся «применить» к своему малышу, пробуем сначала на себе.

2. Всё – с радостью ! А значит – никаких страхов!

3. Активное участие малыша с самого рождения во всех «процедурах» и «упражнениях» (этого, на мой взгляд, не хватает в динамической гимнастике).

4. Быть внимательным к настрою малыша. Длительность «процедур», их интенсивность, количество… — обязательно зависят от желания РЕБЁНКА. (Малыш может облиться один или несколько раз, пойти гулять под дождём в куртке или в одних трусиках…)

Задача взрослых при этом – «заразить» малыша любовью к движению собственным примером и предоставить как можно больший ДИАПАЗОН любых физических занятий и упражнений.

Когда мы говорим о грудничках, особенно важно ОТНОШЕНИЕ МАМЫ ко всем упражнениям и процедурам. Настроение МАМЫ, по моим наблюдениям, напрямую связано с состоянием грудного младенца, поэтому её страхи могут все усилия свести на нет и даже ухудшить состояние малыша. Поэтому не делаем с малышом того, к чему не готова его мама, чего она пока боится.

3. С ЧЕГО НАЧАТЬ «здоровый образ жизни»:

1. Здоровая беременность и естественные роды (без вмешательства) – это отличное Начало. К таким родам часто приходят пары, которые уже глубоко изучают вопросы здоровья.

2. Во время кормления грудью – малыш голенький. И пока не спит – лучше всего голенький или в одной распашонке (без памперса). Заворачиваем в пеленку (или одеяльце) и согреваем ножки – только перед сном (или для сна) и гуляньем на улице (когда малыш спит, ему должно быть тепло и уютно!). Шапочки (в первую очередь, чепчики) практически не носим ни дома, ни на улице (до +5-6 градусов и ниже) – хватает «уголка» из одеяла и пеленок, а с года – часто без головных уборов.

3. Энергичное обращение с малышом (тогда каждый раз, как мы берем ребёнка на руки, он тренируется – напрягает мышцы и САМ принимает активное участие во всех «упражнениях»).

4. Температура дома — лучше всего около 20 градусов. С самого рождения малыша перепады температур в 10-20 и больше градусов совершенно естественны: вынимаем малыша из тёплых пелёнок прохладными руками; после купания в тёплой воде (30-32 градуса) – обливаем всё тельце (или только ноги) холодной (приблизительно 10-градусной) водичкой; попарились в бане – обтёрлись снегом; выбежали из тёплого дома зимой в домашней одежде – пробежались вокруг дома и т.п. Форточки при необходимости открыты, родители и дети не боятся сквозняков.

5. Помним, что прохладные ручки и ножки – не страшно, если малыш двигается! (О воздействии холода на грудных младенцев достаточно подробно написано у И.А. Аршавского — у нас на сайте «Ваш малыш может не болеть».

6. С начала прикорма спокойно даём детям неразогретую пищу (комнатной температуры), а также холодную воду, молоко, мороженое и другие продукты (вплоть до чистого снега и ледышек) – по желанию малыша.

7. Все холодовые процедуры делаем только на разогретое тело: окатываемся холодной водой – после сна или парилки (тогда и после ледяной воды – жарко!) или после игры «до пота»; на снег выбегаем – из теплого дома или бани! Если же подмерзаем – кроме одежды, надо сначала согреться и движением: весело попрыгать или побегать! (это если малыш здоров. Если заболевает – тогда надо согреть его, особенно ступни ног. Подробнее об этом – ниже).

8. Болезней не боимся. Именно страхи взрослых (в первую очередь!) мешают нашим детям быть здоровее.

Облиться холодной водой, окунуться в прорубь, выбежать босиком на снег или умыться снежком и т.п. – намного веселее делать втроём и больше (как минимум вдвоём), поэтому когда в семье много ребятишек, всё происходит намного проще и веселее :).

И всё можно делать без всякой физической подготовки. Исходя из своего опыта, уверена: не так важна регулярность, как СПОКОЙНОЕ отношение ко всем подобным процедурам. Можно подойти к обливанию холодной водой постепенно (начиная с умывания малыша холодной водой, подмывания или обливания только ножек и т.п.), а можно – сразу. Каждый делает это, исходя из собственных желаний, своего опыта и настроения малыша. Главное (повторюсь) – НЕ БОЯТЬСЯ. Могу привести несколько примеров, когда ребятишки, над которыми мамы и бабушки буквально тряслись дома, во время игр с нашими детьми выбегали на улицу босиком — на снег, лёд, лужи… — без всяких простуд потом. Для меня это неудивительно: ведь дети делали это по собственному желанию, активно двигаясь, с радостью и… рядом не было никого, кто за них боялся.

Считаться с хотением-нехотением малыша надо «с умом», не всегда идя на поводу капризов малыша, а иногда и не спрашивая. Например, после тёплого купания можно сказать: «Ах, какой ты у меня смелый!» – и быстро облить, не узнавая, хочет он этого или не хочет, а потом подхвалить его, восхититься, какой он смелый – как папа! Да подбросить его вверх!.. То есть создать радостную «цепочку образов» вместе с обливанием. Но если видим, что малыш реально боится, то лучше не обливать. Здесь взрослому надо быть очень чутким — чтобы не напугать малыша.

Обливаться холодной водой каждый день – думаю, совсем не обязательно. Видимо, это для самых дисциплинированных :). Кроме того, знаю случаи, когда человек обливается-обливается холодной водой – регулярно два раза в день, а потом прекращает это делать, и в результате его самочувствие заметно ухудшается… Видимо, обливание может стать неким допингом для организма, когда без него тяжело, как без чашечки кофе по утрам. А возможно, что при такой регулярности было и некое насилие над организмом («не хотелось, но ведь НАДО!»)… Здесь есть над чем задуматься… На мой взгляд, важно уметь «слышать свой организм», важно не загонять его в какую-либо зависимость, важно разнообразие приятных контрастов для него – причем не только в виде «обливаний», но и в общении с ветерком (разной температуры!), дождиком и лужами, травкой и камешками, снегом и солнышком… Т.е. само по себе обливание холодной водой – не панацея, а один из легко доступных способов «общения с холодом», а иногда и способ лечения.

Важно давать возможность «прикоснуться к холоду» ежедневно и не менее 4-5 раз в сутки даже для новорождённого (по рекомендациям И.А Аршавского). На то же обливание холодной водой маленький ребенок (это можно делать буквально со дня рождения, а можно начать и в любом возрасте!), конечно, может несколько «обидеться» – сильнее закричать, но потом быстро успокаивается. Часто малыши переносят такие «процедуры» совершенно спокойно, особенно когда грудничок на руках у мамы (держать малыша надо почти вертикально, личиком к маме, прижимая к груди двумя руками), а холодная вода льётся в основном на маму (здесь без помощника не обойтись).

Редко, но встречалась с ситуацией, когда родители слишком стараются приучить детей к холоду и другим стрессам: специально поддерживают дома температуру 16-18 оС, обливают холодной (а то и ледяной) водой перед каждым кормлением, купают в прохладной воде и проныривают «по Чарковскому» почти часами… На мой взгляд, это форсирование того же порядка, что и изнеживание ребёнка, только перекос идёт в другую сторону – в сторону «спортивных рекордов». То, что ребёнок это выдержит – нет сомнений (так же, как и комфорт – дети его тоже выдерживают!), но считаю, что при этом не будет никакого гиперздоровья, так как укрепление «физической составляющей» происходит здесь за счёт других важнейших качеств здоровья – общего состояния, настроения, желаний малыша…, его чувства собственного достоинства, наконец! Наши родители – низкий им поклон за это! – никогда не заставляли нас что-либо делать, всегда предоставляя выбор. При этом, однако, они достаточно чётко ориентировали нас на преодоление в себе страхов и собственных слабостей. Не скажу, что у них всё получалось гладко (в книгах Никитиных об этом немало говорится), однако уважение к решению другого (и малыша, и более старшего ребёнка, и взрослого) – было важным ориентиром для всех в нашей семье.

Поэтому после года, кроме ОТНОШЕНИЯ МАМЫ, надо всё больше учитывать настрой самого малыша, хотя годовалый-двухлетний малыш может легко настроиться сделать какой-нибудь «подвиг» – допустим, с папой пробежаться по снегу, или вместе с сестренкой умыться холодной водой… – т.е. с удовольствием ПОВТОРЯЕТ за другими. Взрослому при этом важно НАСТРОИТЬ малыша.

Будем помнить, что:

ЗДОРОВЬЕМ ВПЕРЁД НАДОЛГО НЕ ЗАПАСТИСЬ: результаты «закаливания» очень легко «свести на нет»: через три-четыре недели любой «морж», если его держать это время в полном комфорте, простудится от первого сквозняка. Поэтому соответствующий образ жизни надо поддерживать постоянно. Реально это не всегда получается, однако если в детстве была привычка много двигаться, не бояться холода и жары и т.п. – этот образ жизни потом намного легче восстановить!

С другой стороны, человеческий организм удивительно гибок – чего только ни достигают люди любого возраста, если справляются со своими страхами и регулярно прилагают усилия! Короче, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧИНАТЬ ! 🙂

Федеральный институт оценки качества образования отнес систему образования Тамбовской области к числу лучших в стране, в Центральном федеральном округе регион уступает только Москве. Выступая с отчетом о результатах деятельности администрации области за 2019 год на расширенном заседании Тамбовской областной Думы, глава администрации Тамбовской области Александр Никитин поблагодарил всех педагогов, работников системы образования области за труд, вложенные усилия, которые позволяют региону постоянно быть в числе лидеров.

При оценке качества образования учитывались самые разные факторы. В их числе высокий индекс поступления тамбовских выпускников в ведущие вузы, место лицеев в числе лучших школ России, развивающееся олимпиадное движение, все ресурсы, которые были созданы в регионе, в том числе в рамках нацпроекта «Образование».

Важная тема – практические механизмы по формированию кадрового потенциала регионов.

— Глава государства нацеливал на то, «чтобы у вузов и университетов были подлинные программы развития», и «не просто документы, а коллективные цели, поддержанные регионами в лице губернаторов». Привожу этот крайне важный посыл сегодня специально для наших тамбовских вузов. Это потребует корректировки либо разработки вновь университетских программ развития, синхронизированных со Стратегией социально-экономического развития региона и ее приоритетными направлениями, в рамках которых сегодня нужны новые прорывные технологические проекты и подготовленные кадры, — отметил губернатор Александр Никитин.

И в этом направлении сделано немало. В конце прошлого года на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина был открыт университетский Технопарк. Сейчас это место, в котором осуществляется коммерциализация разработок и технологий ведущих научных школ Тамбовщины. На его базе реализуются инновационные проекты в сфере применения беспилотной авиации в различных секторах экономики, информационных технологий, биотехнологий, «умных технологий» для городов и многое другое. Созданная «точка кипения» Агентства стратегических инициатив буквально в первые месяцы работы стала лидером по проведению мероприятий среди аналогичных подразделений в других регионах.

В настоящее время в регионе созданы предпосылки к интеграции производственных, научных и образовательных потенциалов участников химического кластера. Интегрирующим началом является Инжиниринговый центр, созданный в Тамбовском государственном техническом университете.

Знаковым для области является проект создания инновационного научно-технологического центра «Мичуринская долина». Он должен иметь статус федерального. Сейчас проект соответствующего постановления Правительства РФ направлен в федеральные министерства.

Легендарная Лена НИКИТИНА — о любви, муже, детях и семье

ОНА С НИМ БЕЗ НЕГО

Об этом не принято говорить в приличных домах.
То, на чем тысячелетиями стояло человечество и каждый человек в отдельности, медленно, но верно вымирает. Вымирает Семья.
В одной из сетевых конференций мне попалось утверждение русского американца: в США, дескать, семья превыше всего, поэтому США нам никогда не догнать. Через неделю — опаньки! — в «Плейбое» воззвание американских общественных организаций к нации: «Верните отца в семью!» Тут же статистика: 40 пар из 100 впервые обрученных разводятся (в 1960-м было 16 из 100); 72% подростков-убийц — из неполных семей; 80% детей в психиатрических лечебницах — из неполных семей; трое из четверых самоубийц-подростков — из неполных семей…

Аналогичной российской статистики мне найти не удалось, но с трудом верится, что после стольких лет игры в догонялки мы так уж отстали от Штатной ситуации… Тем не менее семья пока дышит. Пусть на ладан — и все же… Семья ради ребенка. Семья ради жилплощади. Семья ради привычек. Семья без обязательств. Однополая семья. Шведская семья. Свободный брак. Фиктивный брак. Брак…

Как объяснил мне знакомый психотерапевт, ныне существуют всего два типа семейного союза: «Я+Я» и «МЫ». Первый тип — две самодостаточные личности при общих детях и жилье. Второй — сиамские близнецы, две половинки, друг без друга шага ступить не могущие… Ну да, читали: Филимон и Бавкида, Ромео и Джульетта, «Старосветские помещики», Николай и Александра… Дела давно минувших дней… Вы таких видели? То-то… И вдруг я вспомнила: ведь была такая семья: всем известная, достойная подражания и восхищения семья Никитиных! Непобедимая и легендарная, гремевшая чудесами раннего детского развития еще в 60-е! Что с ней случилось? В кого превратились эти гениальные дети, бегавшие по снегу в одних трусиках и оканчивавшие университеты в 15 лет? С каким счетом закончился их поединок с миром? Каких детей родили они? Какими дорогами идут сегодня? С кем?..

И я поехала в Болшево.

ЗНАМЕНИЕ НА КРЫЛЬЦЕ

Стою у крыльца дома, ничем не напоминающего тот, что Лена Алексеевна и Борис Павлович описывали в своих книжках. Я читала их, когда готовилась стать мамой, еще не зная, что меня ждет и кто — Егор или Софья. И потом читала — когда уже кое-что знала: Софьюшка моя была такой же тонкой и звонкой, как и младшие Никитины на любительских фотографиях…

Стою, незваный гость, у крыльца. И тут — явление: дитя.

И какое: кудрявое, босое, внимательное и молчаливое. «Привет!» Молчит. «Как зовут тебя, солнышко?» — «Соня», — говорит, сбегает мимо по ступенькам и в сосновой рощице за домом пропадает.

Не дитя — знамение…

В доме встретили меня прохладно. Лене Алексеевне за семьдесят, она сидит на кухне, вокруг жужжат детишки. Внуки. Смиренно выслушивая отповедь в адрес журналистов, краем слуха, глаза, сердца воспринимаю то, о чем еще не знаю: Бориса Павловича нет уже полтора года, Лена Алексеевна ездит по стране одна, в семье растут 18 внуков. И еще то, что недавно столичная газета вынесла вердикт Никитиным: «эксперимент века» не удался. Как же далеко зашли мы в поисках своего «Я», если счастливая семья нынче называется «неудавшимся экспериментом»…

К моему второму приезду Лена Алексеевна чуть оттаяла.

— Одиночество — это сейчас нормально. А ведь раньше из-за него стрелялись, сходили с ума… «Ничьи люди!» «Лишние люди!..» «Нужность», «необходимость» — сегодня меркантильные понятия: папа нужен — потому что приносит зарплату, мама — потому что стирает, убирает, готовит… Живешь, работаешь, думаешь, устаешь, приходишь — а тебе навстречу бежит человечек: «Баба, баба!» — кричит, обнимает, а я ведь ей ни пряника, ни игрушки, ничего не принесла… Понимаете, между людьми вдруг почему-то возникают отношения, которым нет цены! Я — единственная для них! И нет мне замены… И так с каждым в семье.

О ЛЮБВИ

А ведь могло ничего не быть.

Ведь сказала она ему сорок три года назад: «Увы… ничего не получится». Сорок три года — как давно… Она помнит все.

Помнит, как после пединститута поехала работать на Алтай. Чтобы там скучать по человеку, оставшемуся в Москве. Скучать, ждать его писем и не знать, действительно ли он — ее тождество: ТОт, кого ЖДЕшь СТо лет сВоего Одиночества…

Потом — возвращение в Москву, любимая работа. Педагогический семинар, один из многих. И там — он, Борис Никитин…

Значит, это была любовь?

Сейчас она уверена: это была не любовь.

Тогда — что же?..

— Есть в этом мудрость — когда венчали, подразумевали: се судьба твоя, то, что тебе дано… И никто не в силах разорвать эту связь. Конечно, случалось и множество трагедий, но вектор был правильный. Человек с таким вектором будет искать, ждать свою половину, свою суженую, а потом будет терпеть, строить отношения, жить будет в этих отношениях, а не приходить в них после работы.

И что самое поразительное — только в самом конце жизни ты эту общую судьбу начинаешь воспринимать как счастье. Драгоценность. И чрезвычайно мало людей это испытали… Поменяли великое на ничтожное! Любовь на партнерство, на секс — ему есть свое место в жизни, но об этом не надо говорить! Зачем? О чем стоит говорить — жизни не хватит, чтобы наговориться…

…Сейчас она знает: лишь с ним одним она была собой. Каждый вздох рядом с ним, с самого первого, был наполнен доверием. Тому, кто не видел его живым, не понять, как это бывает: смотришь в глаза и все в них видишь — насквозь.

Против их союза были все. Ее мама, старший брат, заменивший погибшего в войну отца, друзья, соседи, обстоятельства. Он ее старше на 14 лет, в первом браке трое детей. Вот когда Лена сказала Борису: «Ничего не получится…» Помнит место, где сказала, — на Красносельской. Теперь, когда проходит мимо, у нее замирает сердце.

Потом было лето. В июле взяли паспорта, пошли в Болшевский поселковый совет. Секретарь Зинаида… Зинаида… отчество затерялось в памяти… пышная такая дама… Посадила их за громадный шкаф, в уголок — чтобы подумали. Потом позвали, начали торжественную речь… они не выдержали, рассмеялись. Секретарь строго посмотрела на них, поняла, что торжественности не получится, и отпустила с миром.

Вот так все и было — без венца, без кольца, без церковных свечей, без клятвенных речей, без родительского благословения. Даже без свидетелей — в то время не полагалось. Но, кроме брачного свидетельства, заброшенного на дальнюю полку, осталось ощущение: это навсегда…

О ЯЧЕЙКЕ ОБЩЕСТВА

— Когда-то я была убеждена, что семья сама себя спасает, все зависит от взрослых… Но, насмотревшись на другие семьи, поняла: ребенок не принадлежит семье. Семья не для себя его растит, а для общества, для самого ребенка. Вот сейчас все плачут о критическом уровне здоровья наших сограждан, кивают на скверную экологическую обстановку, на дурную наследственность, нищету… Но я знаю немало семей, которые в промышленных зонах, при очень неблагоприятном старте добивались поразительных результатов отречением от чрезмерного комфорта детей — легкой одеждой, простой едой… Тем не менее люди плывут по течению, болеют и обрекают на болезни детишек.

— А чем в таком случае семье должно помогать государство?

— Не знаю. Еще Карамзин говорил: нельзя непросвещенному народу давать свободу. Вы посмотрите, что получилось у нас: кто воспользовался свободой, данной вроде бы всем поровну? Разве нравственные люди? Необходимо признать, что общество потребления предназначено не для нравственных его членов…

— Но ведь нравственность не мораль, где все хоть записывай по пунктам. Это вопрос тонкий.

— Этому можно научить! Почему я и говорю, что дети — великие учителя жизни. Они тонко, бессознательно учат родителей радоваться за другого — не за себя. Ведь очень мало кто из нас умеет радоваться за успехи другого! Пожалеть — пожалеют, но с подтекстом: «Хорошо, что не со мной…» Но вот искренне порадоваться успеху другого человека — не могут… А ребенок этому учит…

— Но любовь к ребенку, радость за него могут быть элементарным эгоизмом. Ребенок чаще всего воспринимается как такое же «мое», как машина, квартира, собака…

— Да, большая проблема… Надо помнить, что ребенок не является ничьей собственностью, как и любой человек, иначе все извращается… Говорю по собственному опыту: через своего малыша идешь к людям, делаешься добрее. Часто вспоминаю свое пронзительное ощущение, когда Ваня, младший сын, пошел в армию. Вот проводила я его на вокзале, и после этого все время перед глазами: бритые головы, шеи торчат тощие, шинели на них висят… недомерки, недоростки… и в каждом — сын.

…В первое лето сняли комнату в Малаховке. Хорошее было лето.

Потом Никитины переехали в Болшево. Шло время. Сейчас кажется, время шло быстро-быстро, как быстро текут облака в ветреную погоду, когда, никуда не спеша, смотришь на них с земли. А тогда казалось, что время еле-еле ползет.

Он совсем не походил на ее идеального мужчину — немногословного, внешне сурового, скупого на похвалу. Таким был ее отец. Она не помнит, чтобы отец когда-нибудь приходил в восторг. А Борис был открыт в проявлении чувств, он был влюблен во всех своих детей по очереди. Потом во всех внуков.

Зато совпадало с идеалом его трудолюбие, умение работать. Она вспоминает его руки: в шрамах и мозолях, но не грубые… умные пальцы, крепкие ладони…

Она очень любила его руки. У их детей эти руки.

О ЖЕНСКОЙ ДОЛЕ

— Почему вы так строги к эмансипации?

— Нельзя сказать, что она человечеству ничего не дала, но отняла неизмеримо больше — умение любить, проще говоря! Два слова, но точнее не скажешь. И вот это женщина поменяла на карьеру, узкую тропинку — вне дома, семьи, своего мужчины, своих детей. Добровольно ли? Это отдельный разговор… Еще одна проблема — культ логики. Но ведь есть и понятие интуиции. Когда женщине даже не надо говорить с человеком, чтобы понять в нем самое главное. Это вырабатывается при общении с младенцем, который ничего не может сказать, и только мать может понять, что ему надо. Нынче интуиция у нас стала чем-то сродни кашпировщине, во что не верят или скептически усмехаются…

— Но ведь все это — следствие патриархальной организации общества, сегодня женщины вынуждены жить по мужским законам современного мира, а это мир логики…

— У нас нет и не может быть равноправия! Это заложено природой. Вы знаете, что французы еще в 70-х годах открыли разницу в возрастных изменениях психотехнических способностей мужчины и женщины? У мужчин наилучшие показатели приходятся на 20 — 40-летний возраст, после чего постепенно ослабевают. А у женщин, наоборот, в период наибольшей гормональной активности (20 — 30 лет) психотехнические способности наименьшие, к 40 годам они достигают пика и до 60-ти остаются стабильными. Значит, сначала материнство, потом карьера. А что сейчас? Эмансипация привела к тому, что общество перестало ценить женский домашний труд и, в конечном итоге, Материнство. Я помню, как слово «домохозяйка» стало почти оскорбительным, обозначало никчемную, ни на что не годную и просто глупую женщину. Позорно сидеть дома с детьми — вот ведь как! Сели за руль трактора — и свернули с главной для всего человечества дороги — рождения и воспитания детей!

Но если нет детей — ради чего тогда жить? Мы-то с дедушкой чего только не испытали: и славу, и ругань, и человеческую благодарность, и академиками почетными успели стать… Но все это суета сует. Пыль! Одной улыбки детской не стоит…

…Старенький деревянный роддом, где она лежала с Алешей, первенцем… Окна открывать нельзя, счастливые отцы залезают по срубу, чтобы позвать и увидеть своих усталых любимых. Она помнит момент, когда, услышав знакомый голос, подошла к окну и увидела его лицо — близко-близко. Прижалась носом к стеклу, долго смотрела на него. А он смотрел на нее. И оба запоминали, запомнили…

Родильный дом был километрах в двух от дома. Шли пешком — он с Алешей на руках. На полпути она устала, присели у телеграфного столба. Он отвернул угол пеленки. Лицо его в тот момент запомнилось ей до мелочей — восторженная улыбка, удивленный взгляд. И ведь не первый же это его ребенок. Он каждого ребенка так встречал. Может быть, этот взгляд покорил ее на всю жизнь? Может быть…

О СЧАСТЬЕ

— Существует мнение, что слабость цивилизованных стран — в их отказе от естественного отбора. Дескать, гуманизм нас погубит.

— Своя логика в этом есть. Но ведь гуманизм — это человечность, отказываясь от нее, мы становимся животными… Трагедия не в этом. Самое главное, основу жизни — мы просто перечеркиваем. Посмотрите вокруг: вместо напряженного творчества — комфорт, расслабление. Ничего путного из человека не выйдет, если он просто не умеет напрягаться!

— Прямо по анекдоту: «Как же вы расслабляетесь?» — «А я не напрягаюсь!»…

— Люди просто не находят наслаждения в творчестве. А ведь это умение само собой не приходит. Как тонко, умело — несмотря на всю кондовую патриархальность — вел своих ребятишек в эту сложную жизнь простой народ! Престиж труда, трудового усилия был превыше всех прочих престижей! Да и люди получались какие — в любых условиях находили выход. А сейчас чуть прищучило — тотчас охи, стоны… Почему? Да потому что ребенок с рождения попадает в условия комфорта: тепло, сытно, развлекательно. С каждым этапом жизни такой человечек будет нуждаться в еще большем раздражении центра удовольствия. Как в наркомании: вынь кайф да положь! А ведь чего-то достичь, добиться — тоже кайф! Человек испытывает такое удовольствие от того, что смог, одолел, сделал, и вот он лежит перед тобой, результат моих трудов…

— …или бегает…

— … и тебе хочется еще раз повторить это состояние! Огромная ошибка — мы разлучили ребенка со взрослыми. Большинство детей никогда не видели работающих взрослых! Кем мама с папой работают? Какие у них глаза при этом? Дети видели только усталость и впитывали негативное видение труда… Знаете, у

И. А. Аршавского, основателя возрастной физиологии, была такая удивительная мысль: вектор удовольствия возникает у человека с первых мгновений жизни. Вот он пробует сосать материнскую грудь, ощущает спокойствие и насыщение — возникают стимулы к повторению этого действия. А если не просто дать сосок ребенку, а позволить поискать его, после чего испытать удовольствие — это будет уже воспитание: потрудился, поискал и… победил!

Или другой хороший пример: интеллектуальные игры нашего дедушки. Там задачи решаются поэтапно, каждая последующая сложнее предыдущей. И вот, бывало, малыш бьется-бьется, никак не выходит у него! А у нас такое правило: не подсказывать! Бывало, пожалеешь малыша, подскажешь — а он обидится. Он хочет испытать эту радость сам, понимаете?.. За ребенка всегда все решают. Так воспитывается бесхребетность.

…В самом начале она безусловно доверяла интуиции мужа, его опыту. Потом начала сомневаться, потом — бунтовать.

У Алешки начался диатез, ночами он подолгу плакал в своей кроватке. Борис не пускал ее к сыну — пусть плачет! Месяца два терпела, потом взяла малыша к себе. И впервые все спали спокойно… Вот так ее подчинение треснуло — и появился один из постулатов системы Никитиных: учиться жить своим умом, не только чужим. Они учились. И все больше вокруг становилось людей, желающих понять, чему такому Никитины учатся сами и учат своих детей.

Вышло так, что они как будто обязались рассказывать о себе. Уже в 60-х на Никитиных смотрели тысячи — с надеждой, с обожанием, с раздражением, с тревогой… Приезжали доктора, педагоги, родители, журналисты. Никитины стали часто встречаться со своими последователями.

Вот она помнит: какое-то совещание, выступает Никитин, все на него навалились, зажали… Потом она берет слово — и разделывает всю братию под орех… Борис Павлович был очень тронут, прямо до слез. А она удивлялась и радовалась: надо же, просветление какое нашло… сумела защитить… Это она-то — первая с ним спорщица… Вот чему Никитины учились: и себя отстаивать, и друг друга не унижать. Школа их любви… вот только закончить ее не успели… Она улыбается: сорок лет прожили — совсем немножко не хватило…

О СЕМЬЕ

— Хорошо. Но творчество не только вертикаль развития личности, но и горизонталь отношений с окружающим миром.

— Да, конечно. Это к вопросу о распределении ролей в семье. Творчеством у нас в основном занимался дедушка. А я занималась отношениями. Так интересно просчитывать: когда кто кому должен уступить? или отстоять себя, наперекор всем? Очень страшно, что мало кто из молодых родителей сегодня знает, каково удовольствие от общения с малышней: сами не видели этого в детстве. Вот я смотрю на своих старших внуков, наблюдаю, как они возятся с малышами. С такой нежностью, вниманием… И я понимаю, что ребенок им уже… не страшен. А ведь как много взрослых боятся взять ребенка на руки!..

— Вы всегда выступаете против измены физической. А если не хватает тепла? Заботы? Соучастия?

Нет, не безоблачным было их счастье. В первые годы раза четыре, бывало, ей хотелось все бросить, подать на развод. Она улыбается: вот если бы он услышал ее сейчас, вскочил бы, возмутился: «Что ты такое говоришь?»

Как-то приехала из Москвы женщина — журналист? педагог? — ну, какая разница… Налили чаю, завязался разговор, потом спор. Хозяева в чем-то не согласились друг с другом. Борис Павлович выскочил из-за стола, побежал наверх, принес дневник, в который они записывали свои споры и размышления — касающийся только их двоих — и начал вслух читать. А она даже слова сказать не смогла. Никому другому не простила бы такого… Бывало, конечно, что и она, как он выражался, «с черного хода подъезжала»…

Она улыбается: он был таким увлекающимся — наверное, за двоих. Каждая поездка сопровождалась одним и тем же: ухватит какую-нибудь симпатичную даму под ручку — и вперед! Она к этому даже привыкла. Потому и вспоминает с улыбкой. Она помнит все. Когда он впервые попал в больницу — было у них еще только трое ребятишек — его отправили потом в санаторий. И вот приходит письмо: влюбился, не могу ничего поделать! Смог… Несколько раз он под Восьмое марта собирался посылать поздравительные телеграммы всем своим бывшим пассиям — с благодарностью за то, что не вышли за него замуж!..

ХЕППИ-ЭНД

— Вот как все печально-то… Неужели не будет хеппи-энда?

— Сейчас в России живет уже шестое поколение, не имеющее положительного опыта семейной жизни — сплошные грусть и слезы… А государственная политика этому способствует. Что такое планирование семьи? Это, по сути, ограничение рождаемости. Безопасный секс — это безопасность от болезней и детей. Люди неразумные и недалекие о планировании семьи не слышали, поэтому все равно рожают, зачастую себе и детям на муки. А люди разумные и тонкие проникаются планированием семьи…

Хочу я одного — чтобы люди поняли, как я поняла: для полного удовлетворения жизнью каждому человеку необходимы три вещи — Дом, Дело и Друзья. Мадонна Рафаэля — помните? — несет своего Сына людям. Зная, быть может, какова Его участь, она протягивает миру своего ребенка. В этом смысл жизни человеческой. И все это коренится в семье. Вот почему надо за семью воевать. А иначе разотрет нас природа — и начнет все сначала.

Как будто нас и не было.

Наталья ФЕДОСОВА

Старший, Алексей, окончил физфак МГПИ, но работает в области радиоэлектроники — своей главной страсти. Уже восемь лет живет в Лондоне с женой и двумя детьми — Наташе, старшей внучке Никитиных, уже 20 лет.

Антон после окончания математической школы в 13 лет одолел программу химического техникума, а затем и химфак МГУ. Работает по специальности в области иммунологических исследований, живет в Москве вместе с семьей, в которой растут двое детей.

Ольга после восьмилетки окончила педучилище, потом юрфак МГУ. Живет в подмосковном Королеве вместе с мужем и двумя дочерьми, работает по специальности в Регистрационной палате Московской области.

Анна после десятилетки окончила медучилище и работает медсестрой в болшевской школе. Живет в родительском доме вместе с мужем и четырьмя детьми.

Юлия окончила восемь классов, библиотечный техникум, Московский институт культуры. Живет с семьей в Ярославле, растит двух дочерей. Работает в турагентстве.

Иван после восьмилетки окончил техникум космического машиностроения, потом — операторские курсы при ВГИКе. Отслужил в армии. Единственному пока сыну Ивана два года.

Любовь, младшая из детей Никитиных, после восьмилетки и библиотечного техникума работает по специальности. Правда, редко — у нее уже пятеро детей, а положение, как говорится, обязывает.

В школе Никитиным было сложно — их не учили подчиняться. Зато среднеспециальные учебные заведения все окончили с красными дипломами. Семейная жизнь удачно сложилась у всех. Неопровержимым доказательством удачности эксперимента служит то, что сегодня в родительском доме вместе с Леной Алексеевной живут три из семи семей Никитиных-детей. Как вы думаете, могут ли так жить неладные семьи?

Кто такие Никитины?

Никитины Борис Павлович и Елена Алексеевна — российские педагоги-практики, исследователи раннего развития, родители семи детей, авторы многочисленных статей и более 10 книг о собственном опыте семейного воспитания. Они стали известными с 60-х годов 20 века в СССР, а позже и в других странах. В период наибольшей популярности (семидесятые — восьмидесятые годы 20 в.) Книги Никитиных расходились миллионными тиражами, а на встрече и лекции приходили сотни людей. Многие считают, что именно подвижническая деятельность Никитиных, привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей и заложила в свое время основы для того, что сегодня называется «сознательным отцовством».

Система? Скорее образ жизни

Никитины делали все, что было тогда в их силах (при чрезвычайно скромных финансовых возможностях) для того, чтобы создать своим детям «творческую и здоровую среду» в собственном доме. «Системой воспитания» свой образ жизни сами Никитины не называли. Скорее это очень большой опыт, который накопился за многие годы внимательных наблюдений за собственными семью детьми.

Базовые принципы воспитания в семье Никининих

• Минимум медицинского вмешательства в естественный процесс беременности и родов, «возвращение к природе», обязательно — грудное вскармливание с первых минут жизни. Ответственность из врачей переходит в первую очередь на родителей — на их вдумчивое, внимательное, сознательное отношение к отцовству. Медики должны участвовать только как помощники, обладающие специальными знаниями.

• Естественная физическая культура тела: минимум одежды и всего «неестественного» — мазей, притираний, лекарств и др., Максимальный доступ к природе, спорт и физкультура с раннего возраста. В этом отношении дети Никитиных и их последователей действительно выглядели у себя дома похожими на Маугли: босые, в одних трусиках, цепкие, ловкие, сильные, быстрые. Культура физического тела входила в жизнь детей естественно, без принуждения: простые и доступные спортивные снаряды в доме, общие спортивные игры и занятия с отцом, его заинтересованность и поддержка в этом направлении. Сюда же можно отнести и так называемое «закаливание» — легкая одежда, обливание холодной водой, хождение босиком по снегу и т.д .; скромное и простое питание (здесь действовал и принцип «Хочешь — ешь, не хочешь — не ешь, но никаких перекусов до следующего приема пищи»). Существенно то, что дети, в общем, просто делали то же, что делали и родители.

• «Раннее начало» — тот самый «запуск» различных способностей, которые, по твердому убеждению Б. Никитина, в изобилии заложены в каждом ребенке от рождения. Причем в раннем возрасте они настолько взаимосвязаны, что чем раньше малыш начинает ползать, ходить, плавать и исследовать, тем активнее развивается в него сознание и, соответственно, интеллектуальные способности. Никитин считал, что нужно создать очень насыщенное домашнюю среду, и ребенок будет учиться всему так просто, как учится дышать, — в доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека и т.п. Родителям же надо внимательно, без насилия и давления, помогать ребенку, развиваться и двигаться вперед.

• Раннее интеллектуальное развитие — ему Б. Никитин уделял особое внимание, ведь был уверен, что современные ему детский сад и школа теряют творческое начало в человеке, и пытался, во-первых, дать максимум до школы, а во-вторых, уменьшить период пребывания ребенка в школе до минимума. Чтение в 2-4 года, большая библиотека, созданные Никитиным разнообразные «развивающие игры», географические карты, таблица Менделеева, математические таблицы и др. на стенах детской — вот домашняя подготовка к школе.

• Сила, ловкость и … осторожность. В то время, когда дети Никитиных делали свои первые шаги, те почти не страховали их. Согласно им, ребенок, привыкая опираться только на собственные силы, учился ловко ходить, падать и чувствовать свое тело. «Заставлять — плохо, опекать и лелеять — тем больше плохо, что же тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышам что-то удается, — это, по нашему убеждению, главное поощрение для успешной работы с малышом. А когда ребенок упал? Тогда утешить, вытереть заплаканные глазки, взбодрить «- цитата Б. Никитина.

• Широкая сфера деятельности. Никитины заметили, что дети хотели работать не с игрушками (быстро становились скучными), а с бытовыми домашними предметами, которые использовали взрослые: кухонную утварь, письменное и швейное принадлежности, инструменты и приборы. Поэтому родители позволяли «окунуться» во взрослый мир и исследовать его неигрушечные качества. Этот принцип самостоятельности был в семье Никитиных очень важным, и родители требовали, чтобы все вещи после клали на место. Брать можно было что угодно, кроме двух исключений: чужие и ценные вещи (например, бытовую технику, что по незнанию детей могла испортиться).

У детей Никитиных всегда было достаточно разнообразных интересов и доступных для занятий предметов: спортивных снарядов, всевозможных инструментов. В их доме была мастерская, в которой дети занимались резкой, клейкой, лепкой, пилкой, забиванием гвоздей, сверлением и тому подобное.

• Вместе с детьми. Создать условия для разнообразных упражнений и поощрять максимальную свободу деятельности — это не все, что необходимо для гармоничного развития детей. Важным здесь является, по мнению Никитиных, единство в действиях. Совместная работа, заинтересованность результатами друг друга — это толчок к разговору, к обмену мнениями.

• Развивающие игры. Б. Никитин является и автором необычного дидактического материала — развивающих игр «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши», «Уникуб» и другие.

Современный взгляд

К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день интерес к системе воспитания детей по методу Никитиных в значительной степени угас. Пожалуй, только развивающие игры Б. Никитина по-прежнему актуальны среди энтузиастов идей раннего развития. Попробуем разобраться, в чем тут причины, и какие элементы по методике раннего развития Никитиных могут быть взяты на вооружение современными родителями.

Вспомним общие принципы воспитания по Никитиным: акцент на самостоятельности и свободе творчества в занятиях; отсутствие чрезмерной опеки взрослых; закаливание; легкая одежда и спортивное обустройство в доме; участие родителей в жизни детей не в роли руководителей, а в качестве старших товарищей, где главная функция родителей — не ставить перед ребенком сформулированные ими самими задачи, а помогать развитию, ориентируясь на потребности малыша, и проявлять интерес к ребенку.

Все это, безусловно, правильно, но …

Самостоятельность, свобода детей, индивидуальный подход к развитию ребенка — это было настоящим откровением в условиях тоталитарного общества. Однако сейчас эти принципы выглядят, скорее, общим постулатами. Основы методики Никитиных, можно сказать, вошли в повседневный быт и кажутся чем-то само собой разумеющимся. Поэтому наблюдается падение интереса к методике развития по Никитиным.

А вот что касается развивающих игр Б. Никитина, то своей актуальности они не потеряли до сих пор. Интеллектуальные игры Никитина используются для развития ребенка, как в кругу семьи, так и при посещении им развивающих центров. Игры Никитина часто идут в качестве дополнения к другим развивающим методикам, обеспечивая комплексное развитие. Игры Никитина нацелены на то, чтобы дать возможность активно мыслить, идти от простого к сложному, развивать логическое и образное мышление, пространственную геометрию. Осуществлять творческий подход к решению задач. Важным принципом для достижения успеха является непосредственное участие родителей в таких играх. Это не игра-развлечение, которое приобретается с целью «избавиться» от ребенка на время.

Развивающие игры — «спорткомплекс для ума»

Игры, о которых здесь рассказывается, выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, и называются «Материалом Никитина» или «Играми Никитина». В них играют в семьях, детских садах и школах, их даже используют в качестве реабилитационного материала в домах престарелых.

Да, это игры, но игры необычны. Как писал их автор, Б. Никитин: «Их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать :»Играй! «. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной. И следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или даже месяц … У них очень широкий спектр задач — как по сложности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, а также провести олимпиаду на первенство … Их можно назвать спортивным комплексом, но для ума, для развития творческих способностей ребенка «.

Не получая «учительских» инструкций о том, как выполнять задания, ребенок учится самостоятельно и творчески выходить из проблемных ситуаций, когда есть задача, а пути решения неизвестны. А традиционное обучение, как правило, развивает в детях только исполнительские способности — дети решают задачи по стандартному образцу после подробного объяснения учителя.

«Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» — знаменитые «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр» и т.д. — то, что можно скорее назвать НЕ играми, а игровыми пособиями, которые создают развивающую среду для ребенка. Однако надо не только почувствовать, что дает каждая игра, но и узнать интеллектуальные возможности детей, чтобы выбрать и дозу, и время, когда вводить игру или пособие, а потом наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения детей.

Подробнее о том, какие возможности в использовании этих игр и пособий усмотрел Б. Никитин, можно прочитать в авторском предисловии к книге «Интеллектуальные игры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *