Николаевский мужской монастырь

Инвентаризация кладбищ завершена

На сегодняшний день в г. Нижнем Тагиле и на присоединенных территориях проведена полная инвентаризация всех кладбищ. Список кладбищ Вы можете найти на странице «Кладбища» на данном сайте. Также Вам доступна услуга поиска захоронений Ваших близких

Адрес:
Россия, Свердловская область, Нижний Тагил, ул. Газетная 45А;

График работы:
понедельник — четверг 8:30 – 17:30; пятница 8:30 – 16:15

Верхотурье, расположенное в самом центре Свердловской области, пока изучено достаточно слабо, чтобы войти в число крупнейших аномальных зон России: первые исследования местности, включающие в том числе опросы населения, были проведены местными исследователями аномальных явлений только в 1990-х гг., но и этих данных вполне достаточно для того, чтобы убедиться в том, что Верхотурье не менее богато на необычные происшествия и явления, чем знаменитая Пермская аномальная зона.

Некогда Верхотурье было крупнейшей крепостью на Урале, через нее проходил путь в Сибирь, здесь была построена таможня, позднее это место стало одним из главных центров православия в России, не в последнюю очередь благодаря подвижничеству святого чудотворца Симеона Верхотурского, проживавшего в 50 км от города. Многочисленные случаи исцеления у его мощей и другие чудеса привлекли к Верхотурью сотни паломников со всей России. Однако и сегодня на этой земле происходят далеко не рядовые явления, хотя и не известные за пределами края.

Одно из самых странных событий случилось весной 1980 г.: по словам очевидцев из деревень Лиханово и Глазуновка, расположенных всего в 20 км от города, где-то неподалеку в тайге упал неопознанный летающий объект, похожий на гигантскую тарелку. Военные, занимавшиеся поисками упавшего объекта, информацию не разглашали, а центральная пресса в то время не обращала внимания на выдумки уральских жителей, поэтому позднее, когда тарелкой заинтересовались уже уфологи, жители с удовольствием поделились своими наблюдениями.

Особо негативной энергией в районе Верхотурья обладает место под названием Кликун-камень возле скалы на берегу Туры. Сама гора очень красивая, а название такое получила из-за голосистого эха, раздававшегося среди скал. Некогда берег у Кликун-камня был излюбленным местом отдыха городской молодежи, однако в годы Гражданской войны именно здесь происходили массовые расстрелы красногвардейцев. Каменная скала впитала в себя губительную энергию разрушения и ненависти, и сегодня это место считается опасным, тяжелым, а человек, если пробудет здесь слишком долго, рискует впасть в депрессию, ему начнут сниться кошмары, мучить видения, возникнут головная боль и тошнота.

Одной местной жительнице, которая, несмотря на недобрую славу скалы, отправилась к ней, почудилось, что из расщелины в горе на нее смотрит чей-то пристальный взгляд, и это ощущение не покидало ее всю обратную дорогу домой. Одним словом, местные жители не советуют ходить к этому проклятому месту.

Случаются странные происшествия и в Свято-Николаевском мужском монастыре. По словам служителя обители, в одной из башен монастыря обитает шумный дух, или полтергейст, который очень не любит, когда кто-либо его беспокоит в башне. Стоит только кому-нибудь из братьев остаться в башне ночевать, как утром он просыпается весь поцарапанный, с синяками и следами побоев, а сложенные аккуратно вещи бывают раскиданы по всей комнате.

Но наряду с гиблыми и опасными местами в Верхотурье есть немало участков с позитивной энергетикой, одно посещение которых дает человеку силы. Одним из таких мест является бывшая могила Симеона Верхотурского, где случаются исцеления от различных болезней и другие чудеса. Могила эта уж давно пуста, мощи святого перенесли в Верхотурье, но чудеса не оставили любимого святым села. По словам местных жителей неподалеку от могилы святого забил родник с целебной водой. Удивительно, но родник каким-то образом умеет вычислять дни Великого поста, которые каждый год смещаются, и все это время воды в роднике нет, только на Светлую Пасху родник просыпается вновь.

Симеон Верхотурский, одна из ключевых фигур православия в Уральском регионе, был выходцем из богатого дворянского рода. Решив посвятить себя служению Господу, он продал все свое имущество и вырученные деньги пожертвовал на строительство храма. А сам зарабатывал себе на жизнь пошивом шуб крестьянам, причем за работу просил только еду и кров, а денег не брал.

Вторая святыня края, связанная с верхотурским подвижником, — большой камень на берегу реки, на котором любил сидеть Симеон. Несколько очевидцев рассказывали, что ночью и над самим камнем, и над рекой возле берега, где он находится, появляются какие-то огненные столбы, а в воздухе явственно ощущается повышенное содержание озона, причем появление этих столбов не зависит от времени года, поэтому с грозой или шаровыми молниями их связать нельзя. Постояв в воздухе несколько минут, столбы исчезают сами собой, а на смену им приходит невероятная свежесть.

Но на этом странные явления в Меркушине не заканчиваются. Неподалеку от села располагается болотное местечко Рогозинка, именно здесь, по мнению исследователей, изучающих аномальные явления, находится воронка от падения какого-то звездного тела, скорее всего, метеорита, но пробраться на болота пока не представляется возможным. Таят свои тайны и другие районы области, соседствующие с Верхотурьем. Как показали опросы местного населения, здесь довольно часто можно наблюдать необычные огненные вспышки в небе, появляются и НЛО, держащие путь дальше на север. Со слов старожилов, в заболоченной местности Верхотурья и соседних районов неоднократно видели каких-то поземных карликов, превращения птиц в людей, русалок.

Одним словом, край богат на проявления аномальных явлений и ждет, когда заинтересованные в раскрытии тайн исследователи обратят свое внимание и на этот уральский край, не менее интересный, чем знаменитые аномальные зоны Центральной части России.

Описание

Так бывает — не все имеет описание. Для карты важны название и координаты . Места на нашей карте создаются и наполняются обычными людьми. Вы и сами можете изменить или дополнить информацию на этой странице. Этим поможете людям лучше узнать о мире вокруг.

Кладбище в Верхотурьем — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Свердловской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

В 1608 г. по царской грамоте от Василия Шуйского был Ионе разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. До какого времени управлял новоустроенной обителью Иона – неизвестно. Известно, что с 9 мая 1615 г. до 1621 г. монастырём управлял игумен Герасим. В 1620 г. была учреждена Сибирская епархия с епископской кафедрой в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом был Киприан Старорусенников. Следуя из Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно осмотрел церкви и монастыри, посетил Верхотурье, побывал в Николаевском мужском монастыре и поставил нового игумена Германа, постриженика Волоколамского Иосифова монастыря. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен. Причиною оживления обители послужило перенесение мощей святого Симеона , Верхотурского Чудотворца из села Меркушино в сей монастырь.

Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей святого Симеона чудотворца. 12 сентября 1704 г. они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память. С начала XVIII в. верхотурские монахи вели записи о чудесах святого Симеона, собирали свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». За составление «Подробного сказания о жизни и чудесах Святого Праведного Симеона Верхотурского» взялся инспектор Пермской, а позднее ректор Рязанской духовной семинарии архимандрит Макарий, и в 1857 г. он получил дозволение Святейшего Синода опубликовать свой труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 г. архимандрит Макарий передал Верхотурскому Николаевскому монастырю право на дальнейшую публикацию. А первым автором тропаря и кондака праведному Симеону был митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, ему же принадлежит описание открытия мощей в 1694 году.

Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи святого праведного Симеона , не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с двумя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами – главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого праведного Симеона до 1914 г.

От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки второго каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.

За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с четырьмя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.
В 1855 г. во время настоятельства архимандрита Гавриила над Святыми вратами по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен ещё один небольшой храм, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.

С преобразованием монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существовавшие здесь храмы, а с приходом в связи с этим трех валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре они ввели общежительные порядки. Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не только внешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия обучал духовной жизни братию, к нему обращались и прихожане за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Схимонах Илия скончался в Верхотурском монастыре 30 ноября 1900 года.

При архимандрите Иове построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. он был уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Братией монастыря был избран настоятелем монастыря отец Арефа с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении на строительство нового большого каменного храма. Сам о. Арефа вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы, несомненно, ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события – 300 — летие существования сей обители и 200-летие святого праведного. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Торжественно освящен 11 сентября 1913 года, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых.

В 1920 г. последний архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт (в миру Константин Петрович Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург за сотрудничество с белой армией Колчака. В 1925 г. он вновь был арестован за распространение антисоветской литературы. Ксенофонта приговорили к двум годам лишения свободы и трем годам лишения права проживания в Уральской области как социально опасного элемента. Эти годы он провел в Казани. В 1932 г. вновь последовал арест,обвинение в антисоветской деятельности и приговор – 5 лет лагерей. Он был сослан на строительство Беломоро – Балтийского канала, дальнейшая судьба его неизвестна. В 1989 г. он был реабилитирован посмертно. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи святого Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи святого праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены Церкви в 1989 г., а в монастырь были торжественно перенесены после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона (Затекина) за короткий срок были восстановлены надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи святого праведного Симеона . Стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего было отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершены работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения.
21 октября 2016 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви наместником Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря назначен иеромонах Иероним (Миронов)..

30 октября митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом он возведён в сан игумена с вручением игуменского посоха.

МОНАСТЫРСКАЯ ГОСТИНИЦА

В монастырской гостинице паломники могут остановиться на 3 дня и проживать в течение этого периода бесплатно. посещать богослужения, катехизаторские беседы, побывать на экскурсиях, помогать посильно на послушаниях в гостинице и храмах. Питание для прожиающих в это время на благотворительной основе. паломники могут внести посильное пожертввание в церковную кружку на содержание гостиницы или пожертвовать в монастырь продукты птания, бытовую химию, постельные принадлежности.

Записаться на проживание в паломнической гостинице можно по телефону: +7922-296-36-87

ИКОННАЯ ЛАВКА

В Свято-Николаевском монастыре работает две иконные лавки.

Иконная лавка на улице при входе в монастырь через Святые ворота Надвратной церкви находится справа. В иконной лавке можно приобрести свечи, духовную литературу, масло, освященное на мощах святого праведного Симеона Верхотурского, иконы и серебрянные церковные изделия (нательные крестики, цепочки, кольца с молитвой, брелки с иконами). Также в иконной лавке можно заказать требы для поминовения в монастыре. Паломники могут получить ответы на вопросы информационного порядка, ознакомиться с графиком богослужений в монастыре и получить информацию о том, в каком храме совершается богослужение.

График работы иконной лавки на улице с 7-00 до 19-00. В Великие праздники Рождеста Христова, Пасхи и Симеоновы дни лавка работает до окончания богослужений.

Иконная лавка в Крестовоздвиженском соборе предлагает паломникам тот же товар, что и лавка на улице. В продаже иконы, свечи, сувениры, освященное на мощах масло, духовная литература. В иконной лавке собора можно приобрести тару для святой воды (1,5 л и 5 л) График работы лавки: с 9-00 до 17-00.

ПРАВОСЛАВНЫЙ МУЗЕЙ

В настоящее время Православный музей закрыт на реставрацию.

Экскурсионная служба Свято-Николаевского монастыря предлагает паломникам экскурсии по храмам и территории монастыря, а также по желанию экскурсантов сопровождение экскурсовода и экскурсии по храмам и монастырям г.Верхотурья и с.Меркушино. Пожертвование за экскурсии определяется в зависимости от длительности и обсуждается с экскурсоводом.

Заказать экскурсии можно по телефону +7982-699-38-47

СЛУЖБА ПОРЯДКА

При входе в Свято-Николаевский монастырь находится служебное помещение Службы порядка. Дежурный охранник ответит на вопросы о расположении необходимых паломникам помещений (храмов, экскурсионной службы, трапезной, иконной лавки, чайной лавки, туалеты).

В обязанности Службы порядка входит следить за порядком на территории обители, помочь паломникам в соблюдении благочестивого вида (показать, где находятся длинные юбки и платки для женщин, ответить на интересующие паломников вопросы), объяснить правила заселения в гостиницу и пребывания на территории монастыря паломников с личным транспортом.

Телефон Службы порядка +7904-543-35-04

МОНАСТЫРСКАЯ ТРАПЕЗНАЯ

В Свято-Николаевском монастыре для паломников работает монастырская трапезная. Расположена она в братском корпусе №4 за Преображенским собором. В уютной трапезной можно вкусно пообедать с 11-00 до 17-00. Горячие суп или борщ, в жаркие летние дни монастырская окрошка, всегда разнообразные гарниры, салаты, а также ежедневно вареники с к артошкой, блинчики в ассортименте, монастырский хлеб и выпечка. На третье блюдо предлагаем чай, кофе заварной и растворимый, морсы и квас. Все это можно приобрести за небольшое пожертвование для монастыря. В трапезной бездрожжевой хлеб, который выпекают монахи, подается во славу Божию. Но можно и купить ржаной или пшеничный в дорогу.

Монастырская трапезная принимает заказы на обслуживание паломнических групп комплексным обедом. Заказать обед надо заранее по телефонам +7912-246-44-67 (брат Владимир) или +7904-177-44-29 (сестра Ирина)

МОНАСТЫРСКАЯ ЧАЙНАЯ ЛАВКА

Чайная лавка находится у входа в монастырь через Святые ворота Надвратной церкви слева. Ежедневно с 9-00 до 17-00 здесь можно отдохнуть с дороги или после долгой службы, попив горячего чая или кофе, или охладиться, испив газировнной воды. паломникам предлагаем выпечку монастырского приготовления: булочки с повидлом, с корицей, расстегаи, пирожки с капустой или картошкой, кексы, песочное печенье и пряники.

Прикоснуться к святыням

«Слава богу, что такие времена наступили»

3 февраля

Ранним утром мы заполнили шикарный автобус экскурсионно-паломнической службы «Лествица» и в 8:32 отъехали от общества инвалидов Кировского района.

Татьяна Павловна, наш экскурсовод:
— Мы сегодня отправляемся в духовную столицу Урала и Сибири — Верхотурье. Знаменательно, что мы вначале побывали в столице Сибири — Тобольске. Для начала, по нашим правилам, почитаем утренние молитвы, у кого есть молитвословы — доставайте, кто не имеет — слушайте: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Боже милостив буди мне грешному…»
В прошлой поездке мы говорили о том, что главным покровителем путешествующих является Святитель Николай Чудотворец… сегодня ему также прочитаем молитву на освящение нашего пути: «О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!..»

Сумрак ночи ещё не рассеялся, когда наш автобус вырвался из Екатеринбурга на «оперативный простор». Навстречу — слепящая змея встречных машин и красные огоньки попутных. Указатель «Нижний Тагил 135 км» — 09:02.
Окончили пение тропаря в честь Николая Чудотворца — 09:12.
Смотрим «коротенький» фильм про Святителя Николая Чудотворца. Рассветает — 09:41.
Татьяна Павловна:
— Вначале мы приезжаем в Верхотурье и прикладываемся к мощам праведного Симеона Верхотурского в Крестовоздвиженском храме. Потом кушаем и едем в Меркушино. Посещаем храм Михайло-Архангельский, Симеоновский храм, могилу праведного Симеона и возвращаемся в Верхотурье на службу. Если кто завтра причащается, сегодня вечером можно будет исповедоваться, почитать правила, приготовиться к причастию. А завтра, после ночлега в Актае, мы возвращаемся в Верхотурье на утреннюю службу, потом кушаем, едем в Покровский монастырь и возвращаемся домой. Вот такой у нас план. А сейчас немножко отдохните, у нас будет санитарная остановка, а потом я вам расскажу про праведного Симеона Верхотурского.

Татьяна Павловна:
— Мы с вами посмотрим редкий фильм о возвращении святыни — мощей праведного Симеона Верхотурского, который прославил уральский край, житие которого до сих пор изучается, потому что о нём мало что известно…

Указатель «Нижний Тагил 10 км» — 10:32.

Татьяна Павловна:
— Мы подъезжаем к санитарной остановочке. Было 10 рублей, на всякий случай прихватите. Может, пенсионерам можно и бесплатно.

«Санитарная остановочка» (Туалет для пенсионеров бесплатный). 10:58 — 11:13

Татьяна Павловна:
— Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Все на месте соседи? Чтобы никого не оставить.
Я хочу вам сейчас передать иконочку праведного Симеона Верхотурского. Он изображён на фоне ели в синем простецком мужицком платье, в лаптях, с удочкой и ведром для рыбы. Ель мы уже не увидим, её в 1854 году снесло ветром. Благочестивые паломники очень часто отламывали от неё веточки, и поэтому, конечно, она не смогла выжить, но камень, на котором любил заниматься праведный Симеон Верхотурский, остался. Около него имеется Поклонный крест, который был поставлен в наше время. Рядышком находится храм в честь Всех Святых, в земле Сибирской просиявших.
В фильме о возвращении святыни вы, конечно, видели обезображенные храмы в Меркушино: без колоколен, без крыш, без окон и дверей. Всё это сейчас стоит в благолепии, всё восстановлено. Слава богу, что такие времена для нас наступили…
Ну, что рассказать о городе Верхотурье? Расположен на реке Туре, очень высокое место, 12 саженей над уровнем реки…
С перемещение мощей праведного Симеона возрождается духовная жизнь Верхотурья. И Верхотурье начинает называться духовной столицей Урала и Сибири. До 700 тысяч паломников посещали город Верхотурье, Свято-Николаевский монастырь, чтобы приложиться к святым мощам праведного Симеона Верхотурского.
Предположительно считается, что он почил в 1642 году… Это был простой незаметный человек, тихий, спокойный, ласковый. С добрыми глазами, русоволосый, очень любил уединение, любил молиться. Летом ловил рыбу, ровно столько, сколько нужно было для своего дневного пропитания… Шил шубы, уклонялся от платы, его немножко считали блаженным… Почти в каждом храме, в каждом монастыре есть его икона… Почил он в 1642 году, было ему около 35 лет… Похоронен был в Меркушино, около любимого им храма… Через 50 лет произошло чудо, о котором стали говорить: постепенно из земли стал выходить гроб. И когда была видна уже крышка, крышка приоткрылась сама собою, то люди увидели, что там лежат нетленные чьи-то мощи, но никто не мог вспомнить, кто это? Нашёлся один из стареньких людей — Афанасий (ему было уже 70 лет), который рассказал всё, что знал от своих родителей. И вот эти его воспоминания дошли до нас и вошли в состав жития праведного Симеона Верхотурского…

Указатель «Верхотурье 127 км» — 11:39.

Татьяна Павловна:
— В 1704 году было принято решение перенести эти мощи из Меркушино в Свято-Николаевскую обитель, мужской монастырь… В 1704 году, в сентябре месяце мощи праведного Симеона Верхотурского переносят в город Верхотурье… 60 км несли раку несколько человек… В тех местах, где была остановка по просьбе юродивого Косьмы, были построены часовни, в будущем — храмы…
Григорий Распутин года 2-3 был послушником Верхотурского мужского монастыря, где он излечился от бессонницы… Недалеко от Верхотурья был обнаружен целебный источник Актайских вод, в котором люди окунались и получали многочисленные исцеления… Под руководством Распутина был построен царский теремок к приезду царской семьи… несколько лет назад, к сожалению, сгорел. В нём находился музей… Приезду императора Николая помешала Первая мировая война… К 300-летию Дома Романовых в 1913 году был построен Крестовоздвиженский собор — третий собор в России по величине, который вмещал до 7 тысяч паломников… строился 8 лет…
В 1927 году собор и монастырь закрыли, мощи были поруганы, осквернены при большом стечении народа. Я вам хочу зачитать, как это происходило:
В 1917 году мирное течение благочестивых лет России было нарушено… Вместо крестов на куполах церквей появились красные флаги. На божественной литургии Архимандрит Ксенофонт с высоко поднятым крестом громогласно провозгласил: «Насильникам большевикам анафема, анафема, анафема! Будь они во веки веков прокляты!
25 сентября, в день перемещения святых мощей праведного Симеона Верхотурского из Меркушино, 1920 года власти решили провести вскрытие его святых мощей… Во время богоборческих лет поругание несли не только церкви и монастыри, храмы, священнослужители, простые миряне верующие. Но на поругание отдавали себя и святые… чудным образом мощи исчезали…
Была назначена комиссия, в которую вошли председатель Екатеринбургского ЧК Тунгусов… Богослужению не виделось конца… стали слышны вздохи, плачи, отдельные выкрики, чем дальше, тем больше… Вооружённые красноармейцы бросились выталкивать всех из собора и пробираться к раке с мощами… Председатель Екатеринбургского ЧК Тунгусов подошёл к гробу, опустил туда руку, вынул голову праведника Симеона и высоко поднял её, чтобы всем было видно. По толпе пронёсся вздох. Так начались надругания над мощами Верхотурского чудотворца, исцелившего от недугов и болезней всех с верой приходящих к нему просить о помощи… И эти исцеления продолжались практически более 300 лет.
…В 1988 году православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси, и для церкви началась оттепель: стали возвращаться монастыри, храмы, мощи, иконы. В 1992 году Екатеринбургской епархии были переданы мощи праведного Симеона Верхотурского… Был возвращён Свято-Николаевский мужской монастырь. Вид его, конечно, был страшный, всё было обезображено, всё обесчестено и поругано… Конечно, та былая красота и слава, которая была до революции, ещё не восстановлена до конца, потому что очень много было порушено, было порушено отопление, вентиляция. Всё это современные наши инженеры не смогли восстановить в том былом великолепии, как это было и как работало. Мы увидим сохранившийся игуменский и настоятельский корпус, увидим восстановленные Преображенский храм, Свято-Николаевский храм, в котором много лет лежали мощи праведного Симеона, в 1930 году большевики его взорвали. И в наше время было принято решение поставить небольшой Свято-Николаевский храмик, мы его посетим…

Указатель «Верхотурье» — 12:42.

Татьяна Павловна:
— Посмотрите, на переднем плане виднеется Крестовоздвиженский собор. Мы сейчас с вами едем сразу в кафе, пообедаем, а потом посетим монастырь, приложимся к мощам и поедем в Меркушино. Справа находится Верхотурский Кремль, Свято-Троицкий собор…

Выходим из автобуса в столовую — 12:51.
Выехали из Верхотурья — 14:00.

Татьяна Павловна:
— У бывшей послушницы Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга Ангелины была такая задумка и благословение: написать икону Божией Матери. А мы знаем, что преподобный Серафим умер перед этой иконой «Умиление Божией Матери». Сейчас этот образ находится в Покровском монастыре. Завтра мы будем прикладываться к этому чудотворному образу. История этого образа такова: монахиня отправилась пешком в Дивеево за полторы тысячи километров, чтобы списать этот список. А потом собственноручно вышивала эту икону. Вы увидите, какая она большая в Покровском монастыре. И эту икону она вышила, потом её во время богоборческих лет прятала одна старушка, потом она хранилась в Успенском кладбищенском храме, и потом, когда Покровский монастырь восстановился, её передали женской обители.
Сейчас мы будем проезжать места, где останавливалась рака с мощами праведного Симеона, когда блаженный Косьма просил: «Давайте, братья, отдохнём, Симеоне», и рака становилась тяжёлой и неподъёмной, тогда все останавливались и отдыхали вот в этих местах. Так-то дорога эта особо ничем не знаменательна больше. Первая нам часовня навстречу попадётся, потом будет Косьминская пустынь, которая принадлежит мужскому монастырю. Вот справа уже видно нам немножко часовенку… В богоборческие времена первым делом уничтожали часовни. Было проще, они были маленькие. Часовен всегда в два раза больше было.

Указатель «Деревня Пинягина» — 14:25.

Татьяна Павловна:
— Впереди виднеется храм… Я хочу историю рассказать этого храма. Мы едем вдоль реки, и в 1683 году в Верхотурье, вот где Верхотурский Кремль и Свято-Троицкий собор красивый стоял, был пожар, и всю утварь драгоценную на берег реки выбрасывали из храма. И была спасена икона Спасителя, написанная Симоном Ушаковым… вот посмотрите… храм образа Христа Спасителя. Это храм очень старый. А история его возникновения такова. Когда утварь спасали, икону нечаянно сдуло как бы ветром, вот эту, спасённую из Верхотурья. И верхотурцы, конечно, были поражены. Она упала в воду и поплыла. И куда, вы думаете, приплыла? Вот приплыла в это село, за 22 км, Красногорское. Жители, конечно, с почестями встретили эту икону. До революции она хранилась, особо почиталась. И перед Троицей крестным ходом из этого села шли в Верхотурье. Там эта икона стояла до праздника апостола Петра и Павла, и потом обратно крестным ходом возвращали в это село. Конечно, образ этот, первообраз, потерялся, с него был написан список, храм этот тоже перестраивался, он 19 века, вот этот храм сохранился. Такая вот удивительная история была. Эту традицию крестного хода сохраняли до революции, потом она, конечно, была прервана…
Село Костылёво проезжаем (14:31), и справа сейчас будет видна Косьминская мужская пустынь, то есть это от монастыря Свято-Николаевского Верхотурского… Вход закрыт, для женщин особенно, ну и для паломников практически. То есть вот они там молятся, подвиги совершают…

Храм в честь Всех Святых в Земле Сибирской просиявших — 14:46.

Татьяна Павловна:
— Храм в честь Всех Святых в Земле Сибирской просиявших построил генерал армии — Вячеслав Тихомиров, главнокомандующий внутренних войск России. И вот слева там, к реке если спуститься, там камень, на котором удил рыбу праведный Симеон Верхотурский… Этот храм Вячеслав Тихомиров решил построить на этом месте. 6 ноября 2002 года была закладка первого камня, а в 2005 году уже этот храм был освящён… Ну, а сейчас мы приближаемся к селу Меркушино, год основания его считается 1620 год. Наша дорога всё время идёт вдоль реки Туры… Мы увидели великолепную панораму храма Михаила Архангела, который до революции был построен… по преданию в этом храме молился праведный Симеон Верхотурский… там идёт галерея от храма, которая соединяет другой храм — Симеоновский, где находится могила праведного Симеона. Там сейчас можно будет спуститься под алтарь. Могила, конечно, выложена, там вода в ней, берут воду. Раньше, когда мы приезжали, можно было самим набрать воды. Нам рассказывали, если люди праведные и как бы угодные праведному Симеону Верхотурскому, то вода прибывала очень быстро, если люди не очень молились или как-то далеки, то воды не было… После революции храм Михаила Архангела взорвали, разрушили, его уже строили в 2003-2005 годах… по старым фотографиям. Восстановили в том великолепии, в каком он был. Вначале реставрировали, конечно, Симеоновский… в советское время это был спортзал, потом его совсем забросили, и здание ветшало. Но наступили времена оттепели, и постепенно всё это вернули Русской Православной церкви, всё это восстанавливалось, слава Богу, и, слава Богу, что были люди, силы, средства, всё это было отдано. То есть, как бы Бога не гнали, православие не уничтожали, не искореняли из душ, из умов людей, всё это сохранилось и неуничтожимо.
Слава Богу, историческая справедливость восторжествовала… В Михайло-Архангельском храме находятся мощи преподобного Константина Богоявленского. Это молодой священник, протоиерей… 22 года ему было. В этом селе, в храме он служил совсем недолго. Учился он в училище в Екатеринбурге, потом учился в семинарии в Перми. О нём очень мало что известно… отец его был дьякон. Сам священник служил где-то около полутора лет, то есть он ничего примечательного, казалось бы, не сделал, и очень своей жизнью напоминает скромность праведного Симеона Верхотурского, то есть как его последователь, можно сказать.

Указатель «Меркушино» — 14:52.

Татьяна Павловна:
— 27 июля 1918 года он и староста храма были расстреляны. Перед тем, как их расстрелять (они знали, что их ведут на расстрел), их заставили выкопать для себя могилу. И священник шёл и отпевал себя и своего старосту. А как обнаружили? Когда стали восстанавливать храм, даже не восстанавливать Михайло- Архангельский храм, а строить заново, и около алтарной части экскаватор наткнулся на останки, потому что они были перезахоронены. Там, где их вначале похоронили, их перезахоронили к алтарю храма. Так как храм был взорван, могилы, конечно, не тронули, но при строительстве их обнаружили. И обнаружили, что мощи нетленные, так же как у праведного Симеона Верхотурского. Опять загадка, кто это, чьи? Чудом сохранилось Евангелие в серебряном окладе, и там средствами современных исследований было установлено, что надпись: «Священник протоиерей Константин Богоявленский». По этим данным было выявлено в архивах Ново-Тихвинского монастыря…
Сейчас мы Туру переезжаем, которая была судоходная, представляете? Здесь был причал, верфь судостроительная…
В общем, таким чудом сёстры Ново-Тихвинского монастыря выяснили, что это протоиерей Константин Богоявленский. В 2002 году его причислили к лику святых…
Вот этот комплекс, он полностью восстановлен, видите, какая красота! Такой у нас план: мы прикладываемся к мощам — справа находятся, в храм поднимаемся. Влево — там водичку можно набрать и заказать требы. Симеоновский храм, там внизу можно будет спуститься к могилке. Предлагаю вначале к могилке пройти, в храме прямо, а потом мы пойдём, кто требы заказывать, кто прикладываться. То есть, вот сейчас уже 3 часа… Нам, я думаю, хватит, минут 40-50. В 4 часа мы будем отправляться обратно. Сейчас без пяти три… Берите с собой бутылочки, деньги, одевайтесь.

Подъехали к храмам в Меркушино — 14:56.
Александр Кириллович беседовал с монахиней о доступности храмов для колясочников. Отъехали от храмов — 16:01. Мост через Туру, очень красивый вид на храмы -16:05

Татьяна Павловна:
— Сейчас мы возвращаемся в Верхотурье, в Свято-Николаевский мужской монастырь. Служба должна быть в Крестовоздвиженском соборе… Мощи праведного Симеона Верхотурского лежат в Крестовоздвиженском соборе, то есть на том историческом месте, на котором лежали перед началом революции… Слава Богу, что сейчас рака тоже сделана нашими уральскими умельцами… Три иконостаса сделаны нашим Сысертским фарфоровым заводом, и ещё большая икона слева праведного Симеона Верхотурского с житиями. Это старинная икона, которая сохранилась с тех дореволюционных времён, остальные все иконы современные.
А сейчас мы будем читать правила ко Святому Причастию: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша…»

Мост через Туру, слева монастырь.

Татьяна Павловна:
— Успели как раз к службе, в 5 часов служба начинается. Сейчас посмотрим, или в Преображенском, или в Крестовоздвиженском соборе служба… То, что мы приложились к могилке, где лежал праведный Симеон Верхотурский — это тоже очень даже неплохо. Кто настраивается на исповедь, не бойтесь, идите смело. — 16:59.

Сели в автобус — 19:42.

Татьяна Павловна:
— У нас сейчас будет ужин, мы ждём двух женщин, которые нас немножко игнорируют своим поведением. Мы, значит, должны поужинать, разместиться, и там есть источник «Актай». Кто пойдёт, я переживаю, — в прошлый раз мы в декабре были, там было темно идти и плоховато видно было… Там храм, живоносный источник, вначале бутылки можно купить, и можно воды набрать, и можно окунуться, кто желает…Там можно окунуться и можно обливаться. Справа там — заходишь окунаешься, а слева — две кабинки, из колодца воду набираешь… А в купели самой там раздеваться очень тепло, потому что там обогрев есть.

Отъехали от Свято-Николаевского мужского монастыря — 19:53.

Татьяна Павловна:
— Там жил отец Макарий, он был известен по всей России, к нему приезжали очень многие знатные люди, окормлялись, исповедовались, просили у него молитв. Он был очень простой жизни, в монастырь пришёл пастухом, неграмотным почти. Вид у него блаженный был, немножко глаза вверх заводил, всё в небо смотрел, руки на груди сложенные… Постепенно эта заимка увеличивалась, даже дом его сохранился. Там была вначале и часовня построена, потом живоносный источник, потому что целебные свойства этой воды были уже известны…

Татьяна Павловна рассказывала о заимке Свято-Николаевского мужского монастыря «Актай», куда мы едем на ночёвку — 20:01.

Татьяна Павловна:
— В Крестовоздвиженском будет братский молебен у мощей праведного Симеона Верхотурского, а в восемь будет литургия в Преображенском, где мы были. Мы поедем с вами на эту службу к восьми часам. Потом после службы мы приложимся к мощам праведного Симеона Верхотурского. Потом будем дальше решать. Как мы быстро управимся, потому что мы очень долго собираемся, и бывает, что кого-то ждём. У нас вообще-то по плану Покровский монастырь, если успеем, и Троицкий собор, который стоит на горке. Потом в час кушаем и отправляемся домой. Мне кажется, в половине восьмого завтра мы должны уже сидеть в автобусе. То есть, в семь пятнадцать выходим. Завтрака у нас не будет. Завтрак всегда после службы…

Ужин в доме отдыха «Актай». Купание в «живоносном источнике». Ночь в спальном корпусе.

4 февраля

Свято-Николаевский мужской монастырь. Приложились к мощам праведного Симеона Верхотурского в Крестовоздвиженском храме.
Литургия в Преображенском храме. Отъехали от Свято-Николаевского мужского монастыря — 10:13

Татьяна Павловна:
— Монастырь, в который мы сейчас едем, женский. Он образовался в 1621 году… Слева, посмотрите, пожалуйста, это Воскресенский разрушенный храм, он был городской приходской храм, вокруг была ограда и были гостиные дворы… Архиепископ Киприан разрешил образовать Покровский монастырь. Территория монастыря была очень большая, мы посетим только один храм, Покровский, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Справа — старый Покровский храм, он заброшенный, его финансировали одно время, потом финансирование прекратилось, и его перестали реставрировать. Это было давно и он, конечно, разрушается, погибает. Территория этого монастыря была очень большая, вот тот храм, который я вам показала — Иоано-Предтеченский, полностью разрушается, в нём гараж был в 50-е годы. А вот в Покровском монастыре, который мы посетим, здесь была баня, в алтаре была кочегарка. И по документам этот храм был уже передан епархии, но очень долго баню не выселяли и не отдавали монашеству. Там видна икона Покрова Божьей Матери, и она сама собой в советское время проявлялась, представляете? — Кочегарка в алтаре, груды угля… Мощи Косьмы Верхотурского блаженного, который полз за Симеоном, и чудотворная икона Божией Матери «Умиление».

Подъехали к Покровскому женскому монастырю — 10:18.
Посетили монастырь, сели в автобус — 10:42.

Татьяна Павловна:
— Сейчас мы посетим Верхотурский Кремль — это самое первое каменное здание. И ещё чем уникален этот Верхотурский монастырь. Слева, когда мы зайдём, там находятся житные амбары, это самые старые постройки 18 века… А Свято-Троицкий собор, он в 60-х годах был причислен к историческим памятникам, и благодаря этому он дошёл до наших времён, потому что его пришлось властям реставрировать. И когда его возвращали в 90-х годах, это был храм, который требовал большого ремонта… Нас сейчас Сергей Алексеевич высадит около храма, а справа находится кафе, вот где мы кушали вчера… Обед у нас — как мы подойдём, так нас будут кормить, то есть они готовы нас раньше покормить. Мы прогуляемся, посмотрим всё и можем тихонечко пойти в столовую, то есть 40 минут — 50 нам хватит. Требы тоже можно заказать.

Подъехали к Верхотурскому государственному историко-архитектурному музею-заповедниук — 10:48.

Татьяна Павловна:
— В чём особенность этого храма? Видите: четверик, а на нём восьмерик, это редчайшее архитектурное сооружение. И пять глав находятся… одна в центре, большая, на восьмерике, а четыре — не по углам, а по частям света. То есть, вот здесь у нас юг, вот та — восточная часть… По храму, мы знаем, можно определить, где восток находится. Алтарная часть — апсида, она всегда на востоке. Вот эта колокольня… это был единый ансамбль. Очень часто, бывает, достраивают, а это не достраивали… вот эта часть — трапезная называется, маленькая. Колокольня — вход, трапезная и основной четверик.

Обед в пельменной «Флинтстоун».
Сели в автобус- 12:21.
Выехали из Верхотурья 12:32.

Татьяна Павловна:
— Сейчас мы прочитаем молитвы, но кое-что хочу про Покровский монастырь… Храм очень красиво виден Крестовоздвиженский, вся его часть: и алтарная, и основная… и стиль его виден, так что… праведный Симеоне Верхотурский, моли Бога о нас. Я думаю, каждый почувствовал или ещё, может быть, потом почувствует, что благодать, которую мы всё равно вольно или невольно мы её получаем, она даётся даром. И Господь её даёт, и святые дают, кому хотят, не то, что «заработал — получи». Я про Покровский монастырь забыла вам рассказать, что раньше это был, по преданию считается, что это был монастырь, в который ссылали невест и жён, которые были не верны своим мужьям, для исправления. Вот одна из историй интересная. Из разных концов страны в монастырь направляли отбывать заключение женщин, обвинённых в блуде и прелюбодеянии. По несколько лет отрабатывали они свои преступления. Рассказывают, что преждевременное освобождение можно было лишь, если среди местных жителей совершившая грех находила себе мужа…

Татьяна Павловна рассказывает о великородных узниках, содержавшихся в Покровском монастыре, в частности, о Машеньке Хлоповой (Анастасии) — невесте первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича.

Свернули на дорогу влево — 15:53.
Проехали поворот на Окружное кладбище — 16:05.
Река «Каменка» — 16:06.
Пересекли дорогу на Берёзовский — 16:14.
Свернули на дорогу от ТЭЦ к Екатеринбургу — 16:21.
Вышли из автобуса около общества инвалидов Кировского района — 16:35.

Людмила Петровна, паломница:
— Мы порой не замечаем чудес, которые происходят вокруг нас. Для этого, наверно, надо быть очень близко к Богу. Вот и я давно хотела съездить в паломническую поездку в Верхотурье. И вдруг, по милости Божьей, это осуществилось, конечно, не без помощи и участия очень добрых и понимающих людей, через которых Господь преподнёс нам такой подарок…

Подготовил Евгений Арбенев
Фото автора

P.S. Путешествие в Верхотурье, состоявшееся 3-4 февраля 2014 года, провела Экскурсионно-паломническая служба «Лествица» при Ресурсном центре «Семья Димитрия Солунского» в рамках реализации проекта Кировской районной организации ВОИ «Социально-культурная реабилитация инвалидов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *