Николаевский собор Ницца

Среди достопримечательностей Ниццы много и старинных церквей и часовен, разбросанных по городу. Знаменита православная церковь Ниццы — Свято-Николаевский православный Собор.

Главные церкви Ниццы:

Свято-Николаевский православный Собор

Cathédrale orthodoxe russe Saint-Nicolas

Свято-николаевский православный собор в Ницце — самый красивый и самый большой православный храм в Западной Европе/

Русская церковь в Ницце стала отражением популярности этого курорта среди русских аристократов. Началось все с императрицы Александры Федоровны, которая прибыла в бухту Вильфранш 26 октября 1852 года. За ней на Лазурный берег устремились многие русские. В бухте была приобретена земля и построены особняки для императорского дома. Через некоторое время среди владельцев жилья или земли в городе насчитывалось около 400 русских семей.

Первым русским храмом, построенным в Ницце, стала церковь свв. Николая и Александры, построенная в 1856 — 59 гг (см. ниже). Но к концу 19-го столетия первый храм оказался слишком мал, так что был построен собор Николая Чудотворца, красивейшего православного собора за пределами России.

В апреле 1865 года в Ницце в особняке парка Бермон от тяжёлой болезни скончался русский Наследник Цесаревич Николай Александрович, сын императора Александра II. Князь Вяземский предложил выкупить виллу в собственность России и построить на этом месте храм в память покойного великого князя. Император России купил виллу в 1867 году, на этом месте была заложена Никольская часовня, освященная в 1869 г в присутствии великого князя Александра Александровича. В память о скончавшемся муниципалитет Ниццы назвал близлежащую улицу бульваром Цесаревича (позднее — Царевича). На месте, где стояла кровать Цесаревича, в полу часовни встроена плита из чёрного мрамора.

В 1896 годуна Лазурный Берег прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. По просьбе русской общины Ниццы и в память о погибшем цесаревиче император Николай II и его мать Мария Фёдоровна приняли под своё покровительство строительство храма.

Будущий Свято-Николаевский собор был заложен в 1903 году в присутствии великих князей Михаила Николаевича и Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, великой княгини Анастасии Михайловны, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской. Проект нового храма был разработан Преображенским. В 1906 г за недостатком финансов работы приостановились, предлагалось даже упростить проект ради экономии. Но в 1908 году Николай II пожертвовал из личных средств 700 000 франков, на которые был возведён купол и закончены основные строительные работы. Новый храм был освящен в 1912 году. Святейший Синод постановил считать храм соборным, однако наружные и внутренние работы не были полностью завершены.

Образцом для собора послужили пятиглавые московские церкви 17-го века (как, например, в Останкине и Никитниках). Он построен из немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической черепицей. Высота храма составляет 50 метров, он рассчитан на 625 человек.

Интересно диагональное расположение двух главных входов с юго-западного и северо-западного углов. Первоначально, участок, отведённый под строительство храма, находился на углу двух улиц, и такое расположение входов было удобно. Однако собор возвели в другой части города, на территории бывшей виллы Бермон, но первоначальный план здания был сохранён.

Фасады собора украшают полихромные изразцы (фирмы Кантагали из Флоренции) и мозаичные иконы («Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В. А. Фролова по эскизу Васильева. Резьба белокаменных оконных и дверных наличников, нижних карнизов и колокольни была сделана итальянскими мастерами.

Иконы для иконостаса в стиле Симона Ушакова выполнил московский иконописец Глазунов. Царские врата — копия ворот церкви св. Илии Пророка в Ярославле. Запрестольный образ Пресвятой Троицы был написан Васильевым.

Примечателен образ святителя Николая Чудотворца, находившийся при кровати скончавшегося Цесаревича; раньше он был снаружи при входе в часовню, но его поместили в церковь в 1912 году. В мае 1935 года полностью почерневшая икона обновилась без вмешательства человека, после чего ее положили для почитания в храме.

Церковь свв. Николая и Александры

Eglise Saint Nicolas et Sainte Alexandra

Строительство церкви Святых Николая и Александры началось зимой 1856 г по инициативе вдовствующей императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, при финансовом участии пребывающих в Ницце россиян. Проект был разработан синодальным архитектором Александром Кудиновым, хотя при строительстве было внесено много изменений местным зодчим.

Церковь освятили 31 декабря 1859 года во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Процедура проходила в присутствии великой княжны Марии Николаевны, дочери императора Николая I, позже ставшей принцессой Баденской, а также при участии русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный храм во Франции.

Резной дубовый трёхъярусный иконостас был сделан в Санкт-Петербурге по эскизам члена Императорской академии художеств профессора А. М. Горностаева; он является даром императрицы Александры Фёдоровны. Иконостас был написан в стиле византийских фресок профессором Васильевым.

На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска.

Адрес: rue de Longchamp, 6

Базилика Нотр Дам

Basilica of Notre-Dame de Nice

Базилика Нотр-Дам в Ницце расположена в центре города, на Avenue Jean-Médecin. Храм был построен в период 1864 — 1868 гг по проекту архитектора Луи Ленормана, это самая большая церковь в Ницце, хотя она и не является кафедральным собором.

Вдохновением для строительства базилики послужил кафедральный собор Анжера, возведенный в стиле Готики. Постройка этой базилики была попыткой офранкофонить город после графства Ниццы, аннексированным Францией у Италии. В то время готические постройки были характерной особенностью Франции. Отличительной чертой базилики являются две башни высотой 65 м, возвышающиеся с восточной стороны, а также окно-роза с изображениями Успения Богородицы.

Кафедральный собор святой Репараты

Cathédrale Sainte-Réparate

Первая церковь на этом месте была построена в начале 13 века на территории, принадлежавшей аббатству св. Понс, став приходской церковью в 1246 году. В начале первой половины 16-го века появились причины, по которым епископ Ниццы переехал из кафедрального собора Cimiez на замковый холм, возвышающийся над городом, в церковь Saint Reparata, которая в 1590 году была освящена тогдашним епископом, Луиджи Паллавичини, в присутствии герцога Савойского Чарльза Эммануэля I, как chiesa-cattedrale.

Однако в 1649 году было решено, что здание церкви слишком маленькое. В результате епископ Дидье Паллетис заказал архитектору Жану-Андре Гуиберту построить новую церков, с учетом ее значимости для города. Первоначально церковь имела прямоугольную форму и была ориентирована на север. Но в 17 веке ее перестроили по модели церкви Санта Сюзанна в Риме, то есть в виде латинского креста, ориентированного на восток, с куполами, отделанными цветной плиткой в генуэском стиле. Само здание выполнено в барочном стиле.

На свою 250-ую годовщину, в 1949 году, собору присвоили статус малой базилики. Всего в мире 1613 церквей с титулом «малой базилики», причем 543 из них находятся в Италии. Малая базилика имеет ряд привилегий, по сравнению с рядовыми церквями: в ней, при определённых условиях, может быть дарована полная индульгенция, служащие в малой базилике священники имеют право на особое облачение, в богослужениях и процессиях используется тинтиннабулум, а в интерьере традиционно устанавливается архаичный вариант знамени Церкви в виде полосатого красно-жёлтого конического навеса — «зонтик» (лат. umbraculum). Он же изображается на намёте герба базилики.

Place Rossetti

Церковь св. Франциска и Павла

Église Saint-François-de-Paule

Эта церковь была построена в 18 веке, став переходным звеоном между стилями барокко и неоклассицизм.

  • Rue Saint François de Paule

Церковь Сен-Жак-ле-Майор

Église Saint-Jacques-le-Majeur

Построенная в 1607 году, это была первая приходская церковь старой Ниццы. Влияние стиля барокко выразилось в тяжелых украшениях из фальшивого мрамора, лепнине, ангелочках и медальонах.

  • rue Droite, place du Jésus

Церковь св. Мартина и св. Августина

Église Saint-Martin-Saint-Augustin

Церковь была построена в 16 веке. Церковь отделана фальшивым мрамором, декорированными арками и росписями

  • place Saint-Augustin

Церковь Благовещения

Église de l’Annonciation

Строгая внешность церкви контрастирует с богатым убранством интерьера.

  • 1 rue de la Poissonnerie, rue de la Préfecture

Церковь Иисуса

Église du Jesus

Построенная в 1607 году, это была первая приходская церковь старой Ниццы. Влияние стиля барокко выразилось в тяжелых украшениях из фальшивого мрамора, лемнине, ангелочках и медальонах.

  • Rue Droite

Часовня Визитасьон

Chapelle de la Visitation или chapelle de la Providence

Часовня расположена у подножия лестницы, ведущей к замковому холму (montée Monica Rondelly). Она была построена в 1609 году и имеет украшения в стиле «trompe–l’œil» («сверхнатурализма).

  • rue Saint-Augustin

Часовня Милосердия

Chapelle de la Misericorde

Эта часовня принадлежит братству Черных кающихся («Penitents noirs»).

  • Cours Saleya

Часовня Святого Креста

Chapelle Sainte-Croix

С 1764 года эта часовня принадлежит братству «penitents blancs» (белый кающихся). Закрыто для публики.

  • Rue Saint Joseph

Часовня святой плащаницы и святой Троицы

Церковно-богослужебная жизнь в Ницце началась еще до аннексии города Францией, когда он был частью Королевства Сардиния. В 1856 г. вдовствующая императрица Александра Федоровна обустроила молельную комнату в съемной вилле Авигдор на берегу моря, где 10 ноября начались первые богослужения с участием сопровождавшего ее в заграничной поездке священника.

По её же инициативе уже в январе 1860 г., поблизости от старого города на улице «Campo Longo» (Longchamp) был построен и освящен русский храм в честь святителя Николая Чудотворца и святой мученицы Александры, небесных покровителей Николая I и самой вдовствующей императрицы.

В 1865 г. на вилле Бермон скончался лечившийся в Ницце юный наследник Российского Престола великий князь Николай, сын императора Александра Второго. Через три года на месте его последнего пребывания на выкупленном императором Александром участке была возведена мемориальная часовня, именовавшаяся какое-то время «мавзолеем Цесаревича» (заметим, что тело наследника было перевезено и захоронено в усыпальнице Романовых в Санкт-Петербурге). Улица, ведущая к императорскому участку, была названа городскими властями «бульваром Царевича» — boulevard du Tzarewitch.

В 1900 г. началась подготовка к строительству нового большого храма в Ницце, которое взяла под свое покровительство вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III, которая когда-то была помолвлена с трагически скончавшимся на ниццкой земле Цесаревичем. Первый камень в основание церкви был положен в 1903 г., а в 1912 г. храм был освящен в честь святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя основного жертвователя — императора Николая Второго, святого царственного Страстотерпца. Ввиду его особого статуса Святейший Синод Российской Церкви пожаловал храму титул «собора»: уникальный в истории заграничного русского Православия случай. Улица, ведущая к храму от бульвара Царевича, была названа местными властями «авеню Николая Второго» (avenue Nicolas II).

Так, за два года до Первой Мировой войны и за пять лет до Русской революции, Николаевский собор стал духовной опорой русской эмиграции на южном побережье Франции и одной из главных достопримечательностей города.

В 1896 г., во время визита императрицы Марии Феодоровны, вдовы Александра III, на Французскую Ривьеру, протоиерей Сергий Любимов объявляет о планах строительства новой церкви, поскольку церковь на улице Longchamp стала слишком мала для русской диаспоры. Этот проект трогает ее сердце, и она быстро находит необходимые средства, особенно со стороны своего сына Николая II. Она берет под свое покровительство работу комиссии по строительству нового русского храма в Ницце. Руководителем проекта был назначен Михаил Тимофеевич Преображенский, профессор Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Необходимо было найти средства, подрядчика и землю. Участок с храмом на улице Лоншам имел серьезные ограничения, а приобретенный Святейшим Синодом для нужд прихода новый участок земли оказался малопригодным для столь значительного строения. После ходатайства императрицы-матери Марии Феодоровны перед Царем, император Николай Второй предоставил для нового храма приобретенный еще его дедом мемориальный парк Бермона, с давно существующей там часовней в память о его дяде — цесаревиче Николае Александровиче.

Первый камень был заложен в 1903 г. в день поминовения Цесаревича. В церемонии приняли участие члены императорской фамилии, духовенство и власти Ниццы. Проект был очень сложным, до завершения строительства собора сменилось несколько руководителей. Начал работы Ипполит Шевалье (Центральная школа архитектуры).

Земельный участок состоит из нескольких слоев различных материалов (верхнего слоя почвы, глины, песка, гравия и т.д.), необходимо было увеличить устойчивость основания. Когда Фомберто (школа изящных искусств Марселя) продолжил строительство, он приглашает компанию Burron в качестве подрядчика. Материалы, предложенные ей, не подходили, почему был назначен ряд экспертных консультаций. Различные экспертные мнения посеяли сомнения. Поэтому сменивший Фомберто Люсьен Барбет (колледж изящных искусств в Париже), начинает новые консультации. Он пользуется услугами подрядчика Оноре Оселя для фасада и его орнаментов, которые будут скрупулезно изготовлены по эскизам M.T. Преображенского.

Но в 1904 г. работы замедляются по нескольким причинам: русско-японская война, крах российских активов, первый революционный кризис октября 1905 года и разногласия между Барбет и Преображенским по поводу интерьера. Тем не менее, архитектору удастся сохранить алтарь и ризницу в их первоначальном виде. В то время государственных средств не хватало, поэтому в качестве платы на продолжение работ царь Николай II выделил 700.000 франков из собственных средств. Тогда же он назначил князя Голицына, вице-президента Комитета по строительству собора, Президентом. Последний, решительный и эффективный управляющий, будет финансировать важные декоративные работы.

Под натиском Голицына, строительство переходит в новые руки: Джозеф Марс (школа изящных искусств в Париже) берет на себя руководство работами в октябре 1909 г. Но, как и его предшественники, которые ощущают на себе трудности этого грандиозного проекта, 29 октября 1910 г. он уходит в отставку по состоянию здоровья. Бразды руководителя строительства перешли к Генриху Стоклину (сын Жюля Стоклина, автора многих зданий в Каннах), который и завершит строительство собора в декабре 1912 г.

Собор впечатляет размером, пропорциями и изысканностью. Он выдержан во вполне «старорусском» стиле: богатые и буйные пейзажи, контрастирующие с формальной строгостью плана. Но он также доказывает свою современность. Он построен в форме греческого креста с центральной частью большого объема и пятью куполами, символизирующими Христа и четырех евангелистов, откуда поднимаются две башни-близнеца с колокольней в центре, создающие равновесие архитектурных форм. Алтарь при этом не выделяется.

Удивительно, что собор построен из различных материалов с несколькими типами фактур и цветов: камень, кирпич, керамика и т.д. Цвета должны гармонировать с климатом Ниццы и, следовательно, в основном, с лазурной синевой средиземного неба (кирпичная облицовка бледного оттенка, зелено-голубая майолика, белые камни). Оригинальность заключена также в архитектурном ансамбле башен-близнецов и колокольни. Их декоративное богатство подчеркивает основные формы и усиливает их. Возникает ощущение прочности и устойчивости (колонны, арки), но в то же время здание устремлено в небо (двуглавые орлы, венчающие конусовидные башни-близнецы и др.). Колокольня является центральным стержнем, который соединяет разные объемы.

Основной корпус храма сооружен на квадратном основании, над которым нависают два ряда «кокошников» с лежащими на них барабанами. Вставленные в узкую прямоугольную оправу окна «купают в свете» внутренность куполов. Центральное пространство также украшено тремя маленькими окнами с каждой стороны, богато декорированными майоликой. Сами барабаны увенчаны куполами, покрытыми лакированной черепицей (использовано 3 оттенка зеленого цвета), над которыми водружены высокие позолоченные кресты.

Иконостас был сделан в России в мастерских Хлебникова. Он сделан из дерева, покрытого бронзой и листовой позолоченной медью с чеканными узорами. На сводах алтарной абсиды изображен образ Божией Матери «Знамение», окруженной ангельским воинством. В верхней части иконостас венчает крест. Изображения на сводах и колоннах выполнены в нежных бледно-голубом, желтом и фиолетовом цветах. В орнаментах мы видим смешение лилий, цветочных гирлянд с двуглавыми орлами. Эти смелые сочетания глубоко подчеркивают эпоху создания собора — XX век.

После различных перипетий строительства собора, благодаря настойчивости князя Голицына, было окончательно завершено в соответствии с оригинальной архитектурой. Он был освящен 17 декабря 1912 г. епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), в сослужении духовенства из Парижа, Флоренции, Висбадена, Женевы, Марселя и Ментона, в присутствии князя Романовского, княгини Анастасии Мекленбург-Шверинской, а также префекта Андре Жоли и мэра Ниццы Франсуа Гуарана.

Парк на территории русской церкви располагает к отдыху от суеты большого города. Первоначально планировались аллеи, но в конечном варианте предпочли высокие деревья, густые кустарники и газоны с цветами, которые создают поэтическую красоту и покой сада.

Собор святителя Николая по традиции был освящен в честь небесного покровителя правящего самодержца императора Николая Второго. Император оплатил почти половину стоимости работ и обеспечил храм обширным земельным участком, который был отдан в формальную аренду церкви на 99 лет.

Большой крест, олицетворяющий связь собора и Царской Семьи, был создан в память о мученически убиенных 17 июля 1918 г. — строителе собора императора Николая, его супруге и детях. На кресте изображены их святые покровители. Другой пример тесной связи с династией Романовых — Донская икона Божией Матери, в вышивке которой приняла участие сестра императора Николая II великая княгиня Ксения Александровна, проживавшая после революции в окрестностях Ниццы.

Храмовые святыни:

1) Чудотворная икона святителя Николая. История иконы св. Николая Чудотворца близка и дорога сердцу каждого русского человека. Она принадлежала наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, старшему сыну императора Александра II и при его кончине в Ницце в 1865 году находилась у его смертного одра. Позднее его мать императрица Мария Александровна отдала икону в русскую церковь на улице Лоншам, где в апреле 1865 года совершалось отпевание её сына. Когда на месте кончины Цесаревича была построена часовня в память об этом печальном и драматичном событии русской истории, икона была помещена на некоторое время на наружную часть часовни. Под воздействием палящего южного солнца и влажного морского климата защитный слой оплавился, а образ совершенно потемнел. Позже, когда рядом с часовней был построен Никольский собор, икону с почти неразличимым изображением поместили в алтаре храма на внутренней стороне иконостаса. В 1935 г., в день праздника «Николы вешнего», церковный сторож заметил некий блеск на иконе и проявившуюся золотую полоску, а затем, в течение нескольких дней наблюдал вместе с диаконом как икона постепенно «проявлялась». К началу июня было уже хорошо видно прежде утраченное изображение Николая Чудотворца, о чем и было сообщено настоятелю храма архиепископу Владимиру (Тихоницкому). В честь обновления храмового образа был отслужен благодарственный молебен, а специалисты подтвердили, что икона не испытала человеческого вмешательства. Обновившийся чудом образ святого Николая стал почитаться одной из главных святынь собора, к нему прибегали все страждущие чада Русской Церкви, оказавшиеся в рассеянии.

2) Икона Божией Матери «Всецарица». Этот очень редкий старинный образ конца 17-го века школы Симона Ушакова был подарен собору частными благотворителями в день праздника иконы 31 августа 2016 г. Известный всему миру чтимый афонский список иконы Всецарицы прославлен многочисленными чудесами исцелений, особенно онкологических заболеваний. Прославились и его списки, находящиеся в разных странах, в том числе в Москве.

3) Чтимая Казанская икона Божией Матери располагается у южного клироса (справа от иконостаса).

4) Икона преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился подвижник, расположена в северном приделе.

5) Икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей.

6) Мощевик Киево-Печерских преподобных отцов.

7) Донская икона Божией Матери, вышитая рукой сестры св. страстотерпца Царя Николая великой княгини Ксении Александровны, располагается в южном приделе.

Русский православный собор св. Николая по праву считается одной из интереснейших достопримечательностей Ниццы. Его пятиглавый собор, спроектированный М.П. Преображенским, выполнен в стиле храмов Ярославля 16-17 веков и московских церквей 17 века. Возвышающиеся над городом купола смотрятся весьма экзотично среди прочих строений Ниццы. Этот собор также является самым красивым и самым большим русским православным храмом за пределами России.

История возникновения собора Святого Николая

Николаевский собор неразрывно связан с историей русских царей. Как известно, апрель 1865 года принес царской семье Романовых очередную трагедию – от тяжелой болезни в особняке парка Бермон скончался сын императора Александра II. Цесаревичу Николаю было всего 22 года. Чуть позже присутствовавший при кончине наследника князь Петр Андреевич Вяземский в своих мемуарах «Вилла Бермон» предложил выкупить это место в собственность России, чтобы построить там храм в память цесаревича. Император приобрел виллу и 26 марта уже готовый храм был освящен.

В выборе материалов для строительства проявилась вся щедрость семьи Романовых. Итальянский гранит, позолоченный купол и кресты, кирпич из Германии и материал для фасадной мозаики из Флоренции.

Чудотворная икона в храме

Внутреннее убранство собора Святого Николая практически полностью состоит из икон, подаренных царской семьей и их приближенными. Но главная святыня – это чудотворный образ святого Николая. Будучи личной иконой цесаревича Николая, она находилась рядом с ним при его смертном одре. После кончины Николая она долгое время висела над входом в памятную часовню. Нещадное южное солнце и влажный климат негативно сказались на образе: икона почернела, а изображение исчезло.

Затем образ повесили в соборе, а в день перенесения мощей святого Николая, 22 мая 1935 года, изображение на иконе вдруг начало светлеть. С каждым днем просветление увеличивалось, и вскоре каждый мог наблюдать необыкновенно прекрасное изображение Святителя Николая с Христом и Божьей Матерью по сторонам. О чудесном просветлении иконы было объявлено верующим и в честь вынесенной в середину собора иконы отслужили молебен.

Сегодня этот образ выставлен в северной части храма. Многие верующие стекаются к ней, чтобы помолиться об избавлении от бед. И не раз были засвидетельствованы чудеса исцелений и другой помощи от этой иконы. А потому собор св. Николая был и остается одной из главных достопримечательностей Франции для верующих русских и других туристов.

Практическая информация

Адрес: Avenue Nicolas II, 06000 Ницца, Франция.

Контактный телефон: +33 9 81 09 53 45.

Часы работы: ежедневно с 9:00 до 18:00.

Продолжая осматривать храмовую архитектуру Ниццы, стоит посетить римско-католический собор Нотр-Дам, одну из наиболее молодых церквей города.

Как сообщает сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, свою поддержку Никольскому собору уже выразил мэр Ниццы Кристиан Эстрози.

В этом году на звание лучшего памятника архитектуры Франции претендуют 14 номинантов, среди которых значатся такие известные достопримечательности, как парижская Сент-Шапель, дворцово-парковый комплекс Шан-де-Батай в Нормандии и бельфортская Цитадель.

Подведение итогов голосования состоится 26 июля.

Свято-Никольский храм является крупнейшим православным храмом в Западной Европе и одним из самых посещаемых памятников истории на Лазурном берегу. Как сообщается на портале Sobory.ru, к началу 1890-х годов для разросшейся русской общины в Ницце стала недостаточной приходская церковь святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. В 1896 году вдовствующая императрица Мария Федоровна поддержала инициативу русской общины о постройке нового русского храма. Первый камень был заложен 12(25) апреля 1903 года — в день кончины цесаревича Николая, который умер в Ницце от туберкулеза позвоночника.

Спонсорами строительства были император Николай II, императрица Мария Федоровна и другие. На протяжении ста лет храм находился в юрисдикции «русского экзархата» Западной Европы, тогда еще бывшего под управлением Константинополя, однако в 2011 году французский суд подтвердил право собственности России на эту церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *