Николо берлюковская

«…Коль безупречна Божественная Любовь, которая самого ожесточенного врага называет еще другом!.. Друг Мой, Иудо, зачем ты здесь?.. Почто решился на таковой безчеловечный поступок?.. Почто возненавидел Меня тогда, когда Я совокупил тебя с ликом избранных учеников Моих?.. Почто разлучился со Мною, — когда Я готовил тебе вечное со Мною Царство?» (Иеромонах Николо-Берлюковской пустыни Нил. Из очерков о Берлюковской пустыни)

На второй седмице Великого поста, накануне Недели Торжества Православия 23 марта 2019 группа прихожан нашего Храма совершила паломничество в Николо-Берлюковскую пустынь мужской монастырь.

Надо сказать, что довольно интересна предыстория этой поездки.

Задумана она была еще летом 2012 года, когда один из постоянных участников наших поездок в процессе опроса о предложениях и пожеланиях со стороны прихожан относительно мест и святынь, которые они хотели бы посетить, инициировал поездку в Берлюковскую пустынь.

Ежегодно она включалась в план, но реализовать ее удалось только спустя семь лет.

Как известно, у Бога случайностей не бывает. Тем более — Великим постом. Время Великого поста – время духовного обновления, которое невозможно без покаяния.

Как и не было случайностью время обретения главной святыни Обители – чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» монахами Берлюковской Никольской пустыни, отличавшейся строгостью монашеской жизни.

В этот период в нашем Отечестве, в особенности в придворных и дворянских кругах, распространился еретический мистицизм, привнесенный из Западной Европы. Ощутимо наметилось отступление от Православной веры, так как к строгим правилам христианской жизни это учение не обязывало.

А результат такого отступления – заговор и «восстание декабристов» в 1825 году.

Икона была обретена в 1829 году и первое чудо от нее – прозрение слепой. Берлюковские монахи обретение иконы с таким сюжетом восприняли как указание на твердость и верность стояния в истине Христовой.

Из архивного документа «Взгляд на Берлюковскую пустынь» того же иеромонаха Нила можно почерпнуть удивительные, потрясающие душу, размышления. «…Безмолвная тишина уединенного места невольно вливает в сердце чувство благоговения, располагает душу к молитве и горестной думе о предании Спасителя неверным учеником в руки законопреступников, — о предании, которое через много протекших веков, вновь здесь повторено для нас в чудотворном образе Спасителя нашего…

Сии трогательные увещевания, не для ли настоящего века повторяются глаголами чудотворений от пречистого образа Спасителя? Это не прямое ли указание на тех, кои придерживаются одною внешнею стороною христианства, видящие не видят, что исповедание имени Христова одними устами — есть льстивое лобызание Иудино? Не есть ли это громкая проповедь, обличающая многих в постыдном предательстве сына Божия на поругание, когда они, в слепоте ума, ожесточаются безверием и презирают спасительное учение Евангелия, когда они не повинуются постановлениям Православной церкви, которая есть таинственное тело Христово? И не для этого ли совершалось чудо первоначально над ослепшею женою, дабы вразумить слепотствующих душевными очами и просветить их светом истинного Богопознания и обращения на путь правый? …Но для большого утверждения в вере, надежде и любви к Спасителю, нужно обратить внимательный взгляд на чудотворение совершенное первоначально над ослепшею женой».

Как точно и верно сказано и для нас, «слепотствующих душевными очами», исповедующих имя Христово одними устами.

Было, над чем подумать, стоя перед этой удивительной иконой до начала Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя, некогда построенного для святыни, где она и поныне пребывает. Правда, не подлинная, а список с нее. После революции икона, с которой безбожниками были сняты все украшавшие ее ризы, пропала.

Однако время вернуться к повествованию о нашем паломничестве в эту необычную во всех отношениях обитель.

Промыслительно оно началось с молитвы в храме Христа Спасителя. Милость Божия была такова, что наши паломники удостоились подойти к Таинству Исповеди и Святого Причащения.

Очищенные сердцем и подкрепленные Благодатью, паломники продолжили ознакомление с Обителью в сопровождении монахини Херувимы. Она рассказала о времени зарождения монастыря, вехах его истории, а также об обретении и чудесах от главной святыни обители – чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою».

История мужского монастыря Николо-Берлюковская пустынь берет свое начало в 17 веке. Обитель переживала различные периоды, расцвет ее пришелся на конец 19– начало 20 века.

На протяжении многих лет монастырь был центром духовной жизни и успешной хозяйственной деятельности,

Обретенная чудесным образом икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою», стала главной святыней Николо-Берлюковской пустыни.

Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать».

В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли.

Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». — «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно.

Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна — все струпья с ее глаз исчезли.

Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.

Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы.

Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников.

И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы).

После прославления чудотворного образа, монастырь стал одним из почитаемых и богатейших в Подмосковье, так как на поклонение к нему стекались тысячи паломников, жаждущих исцеления от ран телесных и душевных.

Поток богомольцев был настолько велик, что в начале 20 века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 км от Богородска (нынешнего Ногинска) до Берлюковской обители. Помешала первая мировая война.

При монастыре действовал подземный Иоанно-Предтеченский скит, в котором по примеру первых христианских подвижников несли свои молитвенные подвиги старцы в кельях, устроенных в природных пещерах.

В 1920 году монастырь был закрыт, а в 1930 году богослужения прекратились в последнем храме, действовавшем уже как приход.

Здания были заняты домом инвалидов Красной Армии, в дальнейшем на территории была образована туберкулезная психиатрическая больница.

Отрадные перемены для Обители наступили лишь в 21 веке.

В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит.

В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни.

До настоящего времени еще не завершены ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

Собор Христа Спасителя, где находится чудотворная икона.

Кубический в плане кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле позднего классицизма, построенный в 1835-1848 усилиями архим. Венедикта на средства купца А. Е. Щекина. Служил летним собором монастыря, закрыт в 1930. Во 2-й пол. 20 в. занят складом. Возвращен верующим в 2004 году, ремонтируется. В подвале устроен теплый храм Михаила Архангела.

Собор Троицы Живоначальной. Большой однокупольный кирпичный храм в псевдовизантийском стиле с трапезной, выстроенный в 1878-1884 на месте кирпичной церкви 1780-х. Служил зимним монастырским собором. Боковые приделы Никольский и муч. Мины. Закрыт в 1920-х, в нач. 2000-х использовался как столовая. В 2015 году передан монастырю, в настоящее время проводятся масштабные реставрационные работы.

На территории монастыря восстановлена колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области — она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Монастырская колокольня и Романовская аллея.

Нам довелось побывать в уникальном месте — Романовской Аллее Славы.

В 2011 году настоятель Николо-Берлюковского монастыря игумен Евмений (Лагутин) и руководители фонда «Возрождение культурного наследия» А.Н. Панин и С.Я. Ваксман приняли решение воплотить в жизнь крупномасштабный проект по созданию на территории монастыря «Романовской Аллеи Славы».

Этот проект был задуман с единственной целью – возрождение патриотического духа народа нашей страны.

Немаловажно, что до сих пор, несмотря на благоприятную обстановку в сфере изучения подлинных документов в архивохранилищах, правда о многих выдающихся героях страны сокрыта, оболгана и извращена.

Патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

В обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.

А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю.

Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

Ближе к концу повествования пришла мысль о том, что, посещая благодатные места, каждый из нас в свою меру, может быть, приближается к пониманию цели жизни.

Каждое из этих мест оставляет свой след в душе, в памяти. В нашей духовной жизни. Отчасти, кому-то помогает ее выстраивать. Мы знаем, что нас помнят те святые, коим мы сподобились поклониться в местах их подвигов. И дерзаем взывать о молитвенном их предстательстве о нас.

Ездим, молимся, смотрим, слушаем. И как бы, что-то вот-вот откроется, верится, что это непременно произойдет.

Хорошо об этом сказано у Феофана Затворника. Правда, речь там идет том, как в разное время одни и те же сказанные слова или прочитанные строки, оказывают совершенно разное впечатление.

«Когда придет это чувство, тогда самая истина спасения явится в новом свете и в новой силе. Как эта истина переходит в чувство, так и все другие, — и большие и малые — все входят в сердце, и обращаются в су­щество нашего ума и духа. И всякое такое восприятие сердцем истины отзывается в сознании новым откровением, словно тут только она и узнана. Припомните, как игумен Парфений (схиигумен Бирлюковского монастыря с 1856-1860), до обращения своего из рас­кола, сто раз, как говорит сам, читал в книге о вере, что греческая Церковь и под турецким игом сохранила чистоту веры, — и все не в догадку, что это за ис­тина. Но однажды она вошла в его сердце, и все осветила, и мгновенно произвела в нем внутренний переворот. Я думаю, и всякий испытывал, как иногда вещь какая-нибудь лежит перед глазами, и все не ви­дится; а потом вдруг как бы входит в глаз — глядишь, и недоумеваешь, откуда она взялась. Тоже совершается и в духовной жизни: ныне одна, завтра другая истина до­мостроительства нашего спасения вводится в сердце и начинает быть чувствуема в ее истинном виде, но никаких новых откровений не бывает. Вот это именно, а не другое что означает и древнее обетование, что все будут научены Богом (Ис. 54,13 ср. Иоан. 6,45)».

Как знать, может быть, что-то из привычного, откроется заново и произведет перемену в духовной жизни каждого из нас. Может быть, многократно слышанные и читанные строки Евангелия.

Или — возможность заглянуть в себя, стоя перед чудотворным образом Спасителя. И задаться вопросом: не потому ли не меняется жизнь, что часто, отступая от Него, верность Спасителю меняем на сребреники земных пристрастий.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе! За то, что по плану домостроительства спасения каждого человека, Ты находишь случай и посылаешь святыни, тревожащие душу и совесть.

Л.Куликова

Фото: Т. Королева

Близ деревни Авдотьино в Ногинском районе расположены уникальные храмовые пещеры. Два года назад в них начались археологические раскопки. С недавнего времени уникальные предметы древнего искусства может осмотреть любой желающий.

От Москвы по Щелковскому шоссе до деревни Авдотьино не более часа езды. Можно добраться и электричкой с Ярославского вокзала, от железнодорожной станции Чкаловская почти к самому месту доставит 321-й автобус. Несколько минут пешком — и мы у стен знаменитого епархиального мужского монастыря Николо-Берлюковской пустыни. Он стоит на высоком берегу реки Воря. На просторной поляне среди сосен вырыт котлован с уходящими под землю ходами. Это и есть знаменитые монастырские пещеры, уникальное явление в истории христианства. Кстати, на территории России такие подземные монастыри создавали в Чернигове, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Псковской областях. Большинство из них до сегодняшнего времени не дожили и вряд ли когда-нибудь будут найдены. Это придает подмосковным пещерам особую ценность. Если раньше они были открыты только для специалистов, то сейчас пускают и туристов.

Как пояснил корреспонденту «РГ» послушник Николо-Берлюковской пустыни Алексей Дьяконов, пещеры возникли не на пустом месте. Первыми карстовые пустоты обнаружили древние славяне и создали над ними культовый языческий центр и поселение Берлино. Затем место облюбовали монахи-скитники. А в начале XVII века при пещерах была основана Свято-Николаевская Берлинская пустынь, впоследствии переименованная в Берлюковскую. В 1806-1811 годах иеромонах Максим (Погудкин), «возлюбя безмолвие», начал копать себе келью… В 1863 году при иеромонахе Иосифе (Иванове) над пещерами был заложен храм во имя Собора Иоанна Предтечи. Храм имел наружный фасад обычной церкви с куполом, а вот его алтарная часть была подземной. Из алтаря по переходам можно было попасть в созданные монахами земляные кельи. Средства на возведение подземной части храма дал меценат. Как писал иеромонах Иосиф: «Московский купец Никита Щенников через посредство неоднократного сновидения желает устроить во вверенной мне обители в нижней пещерной часовне Церковь». На храм купец пожертвовал три тысячи рублей серебром, еще тысячу рублей — на возведение чугунного иконостаса весом 180 пудов. Как писали тогда современники, иконостас «был вызолочен намордан через агонь», а иконы были на медных листах. Пещерные ходы были расширены и обложены кирпичом. Руководил работами известный в то время архитектор Николай Козловский.

Сейчас сложно представить, как столетие назад выглядел действующий подземный комплекс, ведь в советские годы храмовые постройки пребывали в запустении, монастырь был закрыт. Несколько полноводных весен размыли береговую линию реки, а местные дачники разобрали кирпичи на постройки. Довершили дело краеведы-спелеологи, в 1960 годах они разобрали одну из стен храма, в результате произошел оползень, заваливший остатки церкви.

Однако в мае 2007 года в праздник Иоанна Ветхопещерника были начаты исследовательские работы. Как рассказал корреспонденту «РГ» руководитель московского клуба «Реставросъ» Константин Лобачев, место представляло собой огромную мусорную свалку. К расчистке территории присоединились члены братии, жители деревни и даже местные чиновники. За два года значительная часть подземелий был расчищена. Более того, был обнаружен и знаменитый иконостас, а помимо него остатки церковного пола, керамические глазурованные изнутри трубы, служившие некогда дренажем. В ближайшее время его отреставрируют и восстановят медные иконы. На эти цели уже идет сбор средств. Поиск реликвий продолжается.

Материал предоставлен «Издательством Подмосковье»>>

Николо-Берлюковская пустынь — мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.

Прогулка в Иосифо-Волоцкий монастырь: где снимали кино и каялись опричники>>

Чудесное Исцеление

«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», — поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».

Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». — «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна — все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.

Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.

Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.

Прогулки по Талдому: журавли, сапоги и экскурсии на болото>>

Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

Монахи объясняли, что этот чудотворный образ — напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.

После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.

После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

Прогулки по Новому Иерусалиму: подмосковный Иордан и Гефсиманский сад>>

Самая высокая колокольня Подмосковья

В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая — больнице.

Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области — она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни Троице-Сергиевой лавры.

«Эрмитаж» русской культуры: прогулки по Сергиеву Посаду>>

Аллея Романовых

Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.

А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

Путешествие в Черниговский скит: пещеры монахов и пророчество Николаю II>>

Адрес:

Московская область, Ногинский район, дер. Авдотьино. Телефон монастыря: 8(496)51–2-75-03

Как доехать:

— на автобусе №321 от автовокзала у станции метро «Щелковская» до деревни Авдотьино;

— на электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобусом №321.

Татьяна Булкина

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения собора Живоначальной Троицы и храма Христа Спасителя Николо-Берлюковской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном Троицком соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман, епископ Луховицкий Петр, секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный монастырей Московской областной епархии, настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин), благочинный Щелковского округа протоиерей Андрей Ковальчук, благочинный Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Балашихинского округа протоиерей Димитрий Мурзюков, благочинный Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев, благочинный Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин, благочинный Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий, настоятель Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), игумены монастырей Московской областной епархии.

На богослужении присутствовали первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Ю.А. Липатов, председатель Императорского православного палестинского общества (ИППО) С.В. Степашин, глава г.о. Лосино-Петровский И.Ю. Курданин, глава Звездного городка Е.В. Баришевский, генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И.В. Ларин, благотворители и благоукрасители обители.

По окончании Литургии архиерей совершил освящение плодов нового урожая.

Игумен Евмений (Лагутин) поблагодарил владыку Ювеналия за освящение храмов обители: «Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! От имени братии нашей обители и прихожан я благодарю Вас за величайшее деяние, которое Вы сегодня с Божией помощью совершили. 15 лет мы шли к этому дню. По сути дела, это третье по счету освящение храмов Николо-Берлюковской обители. Первое было после польского нашествия, когда первый из рода Романовых, Михаил Федорович, подписал указ об открытии нашего монастыря; второе — после закрытия монастыря Анной Иоанновной и его обновления митрополитом Платоном (Левшиным); третье — после закрытия монастыря большевиками. Владыка, Вашими руками Господь наполнил Своею славой и благодатию эти два храма. Теперь у нас есть драгоценность, которую мы будем хранить и молитвенно приумножать. Позвольте в благодарность Вам и в память о сегодняшнем богослужении подарить Вам образ Успения Пресвятой Богородицы».

Затем с архипастырским словом к участникам богослужения обратился митрополит Ювеналий:

«Ваши Преосвященства, дорогой отец Евмений, всечестные отцы, уважаемые гости, дорогие братья и сестры!

Между празднуемым сегодня событием и освящением этого храма есть много общего. Господь, придя на землю ради спасения рода человеческого, творил много чудес: исцелял больных, воскрешал мертвых, учил о Царствии Божием. Он понимал, что человек слаб: когда он видит силу Божию, то полон веры, а когда что-то случается, вера у него ослабевает, он, как говорится, опускает руки. Во время молитвы Господь преобразился: лицо Его сияло, как солнце, ему явились пророки Моисей и Илия, и был глас с Неба, свидетельствующий о Его Божестве (см. Мф. 17:1-10). Смысл праздника заключается в словах, которые мы повторяем сегодня: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» (кондак праздника Преображения). Когда наступило время распятия Христова, даже ученики оставили Его и в страхе разбежались, несмотря на то, что видели Его чудеса и были свидетелями его Преображения. Все это мы вспоминаем сегодня для того, чтобы вновь повторить, что Христос пришел для нашего спасения, что Он продолжает в этом мире Свою спасительную миссию, готовя нас к Царствию Небесному.

В нашей жизни случается то же, что и с учениками Христовыми: когда приходят трудные времена, мы теряем веру, отчаиваемся, а когда наступают гонения на Церковь, мало кто стоит в вере твердо. Праздник Преображения Господня каждому из нас напоминает, что Христос Спаситель пребывает с каждым из нас. Так же и с этим монастырем: были этапы, когда он подвергался поруганию, трудно было даже поверить, что мы вновь будем освящать этот собор. Господь показывает нам, слабым и немощным, Свою Божественную силу. Человеческими руками трудно было бы все это восстановить, но промыслом Божиим, через добрых людей, которые с мужеством и любовью пришли сюда и добивались того, чтобы во всей славе воздвигнут был этот древний, славный монастырь, все оказалось возможным. Это я говорю для вас, чтобы вы верили в промысел Божий, в силу Божию, ибо Господь всегда пребывает с верующими людьми и исполняет их молитвы.

Я благодарю Вас, дорогой отец Евмений, за Ваш подвиг, с которым Вы продолжаете совершать здесь свое монашеское делание. Вы не побоялись прийти на руины и много лет с терпением восстанавливали обитель, привлекая для помощи замечательных людей, которые сегодня пребывают с нами. Не это ли является подтверждением слов апостола о силе Божией, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12:9)? Я благодарю тебя, возлюбленный, за твой подвиг, и хотел бы поблагодарить присутствующих здесь сынов нашего Отечества, которые своими жертвами, усердием и помощью приблизили этот великий и радостный праздник!»

Владыка Ювеналий вручил Патриаршие и епархиальные награды потрудившимся в деле восстановления обители: С.В. Степашину — Патриарший знак храмостроителя; игумену Евмению — орден преподобного Серафима Саровского III степени; И.В. Ларину — орден преподобного Андрея иконописца III степени. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Ю.А. Липатов был удостоен медали «За жертвенные труды» II степени, генеральный директор ООО «Промтехдизайн» Г.Н. Янушкевич, генеральный директор ООО «СКМ» А.Б. Малахов, генеральный директор ООО «Гарант-2» В.В. Чемров, помощник Председателя ИППО С.К. Казарян — медали «За жертвенные труды» III степени.

Приветствуя собравшихся, С.В. Степашин, в частности, сказал: «Ваше Высокопреосвященство! Те, кто пришел сюда восемь-десять лет назад, вряд ли могли поверить, что свершится чудо, что одна из старейших обителей Московской земли будет восстановлена. Я хочу сказать Вам огромное спасибо за то, что Вы согласились стать одним из попечителей восстановления этой обители. Спасибо Святейшему Патриарху, который нас поддержал. Отец Евмений с его соратниками — настоящие подвижники: если бы не он, я думаю, мало бы что здесь получилось. Спасибо Министерству культуры, которое после наших обращений нашло два миллиарда рублей, которые были сюда вложены. Ваше Высокопреосвященство, дорогие друзья, братья и сестры, с праздником! Дай Бог вам здоровья, берегите себя!»

В дар обители председатель ИППО передал икону Божией Матери «Всецарица».

К присутствующим также обратился И.В. Ларин: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Символично, что именно сегодня Вы совершили великое освящение храмов Николо-Берлюковского монастыря. В этот день православные люди освящают плоды нового урожая. А Вы сегодня освятили плоды трудов тех людей, которые здесь подвизались, которые возрождают монастырь. Хочется вспомнить, как 16 лет назад Вы назначили сюда настоятелем отца Евмения, и бросили семя, которое проросло. Переступив порог монастыря, мы с отцом Евмением стали братьями во Христе. Вспоминается каждый год, каждый этап нашей работы. Все эти храмы когда-то были в запустении, и сегодняшнее их великолепие во всеуслышание говорит о силе промысла Божия. Назначив отца Евмения настоятелем, Вы поступили промыслительно, зная, что рано или поздно сегодняшнее событие произойдет. Отец Евмений обладает такими замечательными человеческими качествами, которые не позволяют ему отказать ни в чем. Своими словами и проповедями он добирается до самого сердца. Хочется поблагодарить Вас, дорогой владыка, за Ваше доброе отношение к обители. Благословите тех, кто трудится на благо восстановления, потому что нужно восстановить еще четыре храма. Многая Вам и благая лета!»

Московская областная епархия/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *