Нимб над головой

Нимбы над головами святых, скорее всего, «спонтанное сверхслабое свечение за счет окислительных процессов». На иконе — святые Флор, Иаков и Лавр. Конец XIV века. Государственный Русский музей.

ЗАГАДОЧНОЕ CИЯНИЕ

Мне, корреспонденту отдела науки «Комсомольской правды», всегда казалось, что так называемую ауру — сияние, которое якобы существует вокруг тела каждого человека, — придумали мистики и шарлатаны. А на самом деле ничего такого нет. Но на днях в редакцию пришло письмо от серьезного ученого, который доказывал, что люди и в самом деле светятся.

— Мы имеем дело с необыкновенным физическим явлением, — объяснял мне доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Александр Журавлев. — У этого явления длинное название: спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов. Обнаружил его я с моими коллегами Борисом Тарусовым и Анатолием Поливодой.

— Александр Иванович, все люди светятся? Или только избранные?

— Все светятся. Кто-то слабее, кто-то сильнее. Порождают излучение в видимом диапазоне химические — окислительные — реакции, в которые вовлечены так называемые свободные радикалы.

У нас во всех внутренних органах, тканях очень много жиров, ненасыщенных жирных кислот. На поверхности кожи — пот и жир. Эти вещества начинают окисляться даже при самых низких концентрациях кислорода. В результате образуются активные продукты — перекиси. Но светятся не они, а продукты их распада. И подобное явление свойственно всяким живым тварям. Включая нас с вами.

Профессор Александр Журавлев.

— Что-то я не вижу вокруг вас и меня сияния…

— Свечение редко можно увидеть невооруженным глазом — чувствительности не всегда бывает достаточно. Цвет свечения белый, распространяется оно на расстояние от 380 до 1200 нанометров. Есть и невидимое излучение, которое можно зафиксировать только с помощью специальной аппаратуры для измерения сверхслабых световых потоков — фотоэлектронных умножителей.

— Как мне свою ауру увидеть?

— Надо взять у вас кровь из пальца, поместить в пробирку, а ее саму — в фотоэлектронный умножитель. И увидите, как ваша кровь будет светиться.

— А вот нимбы над головами некоторых людей… Их вроде бы видят окружающие. Это свечение то же самое — «спонтанное сверхслабое за счет окислительных процессов»? И действительно ли оно признак святости?

— У некоторых людей возникает весьма редкое нарушение обмена веществ, когда выделяется патологический флюоресцирующий пот. Под влиянием внешнего света он сияет. И это свечение может достигать такого уровня, что оно становится заметным. Особенно в темноте. И если в давние времена наши предки увидели, как у одного святого засветилось вокруг головы, то этого факта для них было достаточно, чтобы впоследствии на всех иконах рисовать ауру-нимб вокруг их голов.

— Но, может, светящийся пот — это некий признак, свидетельствующий об особенном строении организма таких людей?

— Нет, это скорее признак патологии или предпатологии, когда в организме производится много фосфора, да еще и выделяется с потом.

Любой предмет — хоть рука, хоть ключ, — помещенный в электромагнитное поле, начинает светиться. Явление называется «эффект Кирлиана». Им часто пользуются экстрасенсы, чтобы поставить диагноз заболевания человеку. Это обман.

ЭФФЕКТ КИРЛИАНА — ОБМАН

— Сейчас в любой «Лавке жизни» можно сделать фото своей ауры. Получаешь снимок с неким довольно ярким ореолом вокруг тела. Некоторые экстрасенсы по его цвету и толщине судят о состоянии человека. Что это за свечение?

— Тут речь идет об эффекте Кирлиана. Он возникает тогда, когда предметы помещают в электромагнитное поле. Их действительно начинает окружать некий ореол. Но возникает он не в результате жизнедеятельности. Просто с поверхности — любой — отрываются электроны, которые ионизируют воздух. Это свечение и фиксирует фотопленка. Подобным образом светятся и живые тела, и трупы, и листья, и кирпичи. Картинка возникает красочная, дает возможность очаровывать и вводить в заблуждение всех несведущих и желающих заблуждаться.

А свечение, которое мы открыли, — это свечение наших внутренних органов. И к эффекту Кирлиана оно не имеет никакого отношения. Какую информацию несет свечение Кирлиана, науке неизвестно.

— Ваше открытие сейчас применяют?

— Начались эксперименты по использованию свечения для диагностики болезней. Например, злокачественная опухоль — это антиоксидантный паразит. Он концентрирует у себя в тканях большое количество антиоксидантов, подавляя свечение. И мы видим, что опухоль светит слабее, чем непораженный орган.

Или когда при туберкулезе идет воспалительный процесс, то в легких резко усиливаются окислительные процессы, и мы видим, что свечение, например, сыворотки крови туберкулезного больного резко увеличивается. Таким образом, свечение позволяет выявить болезнь на ранних этапах.

— Когда такая чудо-диагностика появится в поликлиниках?

— Когда создадут сверхчувствительные установки и подготовят специалистов по квантовым технологиям.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Самое интересное, что это открытие Журавлев и его коллеги сделали почти 50 лет назад. В 1961 году сенсационные результаты их исследований изучили в Академии наук СССР и… зарубили. В постановлении комиссии было сказано, что в представленной научной работе нет ни фундаментального значения, ни практического приложения.

А в 2009 году открытие советских биофизиков переоткрыли японцы из Университета Киото и Технологического института Тохоку. Исследователи помещали обнаженных по пояс людей в абсолютно темную комнату. Они сидели там по 20 минут. В это время добровольцев снимала камера высокой чувствительности, способная улавливать даже отдельные фотоны. Съемка повторялась каждые три часа с 10 утра до 10 вечера.

Обработка полученных изображений подтвердила: человеческое тело светится в видимом диапазоне. То есть испускает фотоны. Сияние это весьма призрачное и слабое — в тысячу раз менее интенсивное, чем способен уловить человеческий глаз. Но оно есть. О чем, собственно, и твердили наши ученые еще 50 лет назад.

Теперь японцы претендуют на Нобелевскую премию! И ведь, наверное, дадут.

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Нимб (от лат. nimbus — туча, облако) принадлежит к тем символическим формам, которые в нашем сознании прочно связаны с христианским искусством. Между тем с лучистым сиянием вокруг головы представляли своих богов и героев еще древние греки. Тем самым они хотели показать внеземное происхождение этих персонажей. Нимб также был известен изобразительной культуре Древнего Египта, Древнего Рима и Индии. Так что христианским художникам этот символ достался как бы в наследство.

В раннехристианскую эпоху с нимбом почти всегда изображали Христа, редко Богоматерь и ангелов и уж совсем в исключительных случаях — особо почитаемых святых. В то же время им награждали земных правителей, то есть персон царского происхождения. На мозаиках V века в римской базилике Санта-Мария-Маджоре дважды с нимбом представлен царь Ирод: в сценах с волхвами и с избиением вифлеемских младенцев. А вот нимбы у апостолов впервые встречаются только в мозаиках Арианского баптистерия в Равенне, которые выполнены на рубеже V-VI веков.
В христианском искусстве можно встретить нимбы различных форм и цветов. Самые распространенные, традиционно встречающиеся — это круглые золотые или серебряные. Но помимо того существуют еще треугольные, шестигранные, звездчатые, а по цвету — голубые, розовые, зеленые и даже радужные. Пожалуй, самая необычная форма нимба — прямоугольная. Оказывается, таким способом художники показывали, что представленный на иконе, на мозаике или фреске человек на момент создания произведения был жив. Он мог быть его ктитором, то есть жертвователем и заказчиком росписи.

Такой последовательный переход иногда приводил к использованию разных нимбов в одной картине, так на одной из картин Фра Анджелико (ок.1450) Дева Мария изображена с нимбом в перспективе, Иосиф с плоским, а у Христа нимб все еще с крестом.

Разные изображения нимбов на картине Фра Анджелико (ок.1450).

Ко времени высокого возрождения (начало 16-го века) большинство художников отказались от изображения нимбов в своих картинах на религиозные темы. Однако церковная реакция на протестантскую реформацию привела к принятию декрета, предписывавшего обязательное изображение нимбов.

К 19-му веку изображение нимбов в искусстве стало весьма необычным, и осталось лишь в иконографии.

Нимб не только у святых

Нимб использовали не только в религиозной иконографии. В разные периоды и в разных культурах нимб также могли рисовать на фигурах правителей или героев. Например, еще в Древней Греции Гомер описывал сверхъестественный свет вокруг голов воинов в битве. А эллинистические правители часто изображали себя на монетах с короной с расходящимися лучами.

Нимб также часто можно видеть у византийских императоров, при чем у них он часто был изображен в виде ободка. Позднее эта традиция была скопирована и русскими царями.

Византийский император Юстиниан I с нимбом.

В Четвероевангелии болгарского царя Ивана Александра вся его семья изображена с нимбами.

Болгарский царь Иван Александр и его семья.

И даже местных феодалов не стеснялись изображать с нимбами, как, например, сербский феодал Константин Деянович, изображенный в том же Четвероевангелии.

Сербский феодал Константин Деянович. Тоже с нимбом.

Как еще изображали нимбы?

Мы можем найти изображение нимбов почти любого цвета, но чаще всего их изображали золотом, желтым или белым цветом, когда нимб символизировал свет, либо красным, когда он символизировал огонь.

Интересно, что в период между 500–1100 годами в Италии существовала традиция изображения прямоугольных нимбов, которые обозначали ныне живущих людей, в основном пап католической церкви. Ниже мы видим такой нимб у Папы Пасхалия I и его матери Феодоры, при чем на этой мозаике она была подписана как episcopa.

Примеры употребления слова нимб в литературе.

Все было в традициях доброй старой русской литературы: застекленная дачная терраса, всклокоченные волосы уже седеющего романиста, слушатели, сидящие вокруг длинного чайного стола, а за стеклами террасы несколько вполне созревших рослых черноликих подсолнечников с архангельскими крыльями листьев, в золотых нимбах лепестков, как святые, написанные альфреско на стене подмосковного пейзажа с сельским кладбищем и золотыми луковками патриаршей церкви времен Ивана Грозного.

Рекламные бабочки кружились вокруг ее головы золотистым нимбом, мерцая, как навсегда утерянные шансы, как возможности, которые так никогда и не возникли.

Тед Банди, Жуан Корона, Джон Уэйн Гейси, Уэйн Уильямс, Дэвид Берковец — над головой каждого Денглер нарисовал круглое золотистое колечко — нимб.

Зеленая книжица — вряд ли больше моей ладони и не толще среднего пальца — оказалась собранием историй о праведниках, со множеством эмалевых изображений аскетических пантократоров и гипостазов в сверкающих ризах, с черными нимбами над головами.

Княгиня догадывалась, что лекарь не дорожит своим положением в доме и готов в любую минуту сменить нимб святого на камердинерскую ливрею в пенатах, и потому строжайше наказала всем жителям своего государства не спускать с Гаврилы глаз ни днем ни ночью.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *