Ниневия город

Недалеко от Багдада (Ирак) сохранились останки великого города Ниневии — последней столицы Ассирийской империи. Этот город был обычной провинцией, пока к власти не пришёл Синаххериб (705–680 гг. до н.э.). Новый царь выстроил невероятно роскошный город, такой большой, что в нём умещались не только дворцы и храмы, но и пастбища для скота. Ниневия — «логовище львов», «город крови» — оставила свой след не только на страницах учебников и энциклопедий, но и в Библии.

Слово «Ниневия» происходит от хурритского Ni-nu-a-a. Оно упоминается в надписях царя Дунги, жившего в XXIV веке до н. э. Ниневию по-другому называют Ninua, что означает «селиться». Территориально город был расположен очень удачно — в восточной части реки Тигр. Занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, а в 612 г. разрушена до основания.

По мнению историков, Ниневия основана в середине 5 тысячелетия до н.э., но город упоминается не только в исторических источниках, а и в Библии. Согласно библейскому варианту, город построил некий Ассур — сын Сима. (Правда, сегодня «ассур» — имя нарицательное, обозначающее еврейский народ в целом). Если обратиться к исторической литературе, то окажется, что Ниневию построил Синаххериб, сын правителя Ассирии, однако, «город крови» упоминается уже в 1930 г. до н.э. Это означает, что город существовал давно, но вторую жизнь он пробрёл, став столицей при Синаххерибе.

Месторасположение Ниневии

Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км. Отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую категорически запрещалось. Включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 м в высоту (как двадцатиэтажный дом).

Ниневия. Реконструкция

Вода поступала в город по каналу шириной в 20 м и длиной свыше 50 км, который шел то по тоннелю, то по акведуку. Окружность города достигала 150 км. В черте поселения находились не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царская улица (главная улица города) шириной 26 м, залитая асфальтом, была украшена искусными статуями и имела большую ширину, чем Невский проспект в современном Петербурге.

Ниневия. Реконструкция

Пророк Иона пишет, что город можно было обойти за три дня. Таких больших городов в древности не было. Но Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности — речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин.

Сам город не был похож на большинство городов своего времени. Конечно, и здесь встречались лабиринты узких улочек-проходов между глухими глинобитными стенами домов; и здесь их захламлял всякого рода мусор. Но все же от городских ворот к храмам и от храма к храму вели широкие, спрямленные улицы, кое-где даже мощенные посредине плитами.

На этих улицах не было прекрасных домов с великолепными фасадами и стройных рядов, деревьев; виднелись лишь глухие беленые стены. Зато с них открывался прекрасный вид на высокие украшенные нишами и выступами белые стены храмов с многоярусными башнями и стены царского дворца.

Ниневия. Реконструкция

Современники пророка Ионы говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе. В нем проживало 120000 (по другим данным 170 000) человек. Однако, археологические раскопки подтвердили, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде, неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек. Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.

Как же выглядела Ниневия? Высокие желтоватые ее стены, увенчанные ступенчатыми зубцами, возвышались над водами мутной желтой р. Тигр. Вдоль реки тянулись низкие ивовые кусты, обозначающие линию берега; кое-где отходили влево и вправо арыки. Между ними – поля пшеницы и ячменя, местами – огороды и фруктовые сады. Из-за кустов виднелись высоконосые ладьи; круглые, обтянутые кожей куфы и плоты келеки. Их волокли на канатах против течения из Вавилона. Ниневия представляла собой громадный рынок, это был богатейший город Передней Азии. За его высокими кирпичными стенами, тянущимися на несколько километров с севера на юг, жили десятки тысяч людей.

Недалеко от р. Хоср проходила дорога, которую построил еще отец Синаххериба Саргон II в конце VIII в. до н. э., когда основал новую столицу. У самой дороги – огромный насыпанный по приказу Саргона холм, на вершине которого (над городской стеной) и был построен дворец.

Площадка на вершине холма была такой обширной, что на ней удалось разместить дворец и три храма. Из-за стен поднимались верхушки нескольких пестрых ступенчатых храмовых башен. Необычайно прочные стены ассирийской столицы были усилены рвами, башнями, дополнительными пристройками, всякого рода укреплениями. Высокая двойная башня окаймляла ворота, ведущие на площадь к дворцу.

Дворец царя Синаххериба в Ниневии

Дворец Синаххериба считался самым совершенным и величественным произведением своеобразного ассирийского зодчества. По словам Г.Роулинсона, «он превзошел размерами и великолепием все прежние строения того же рода». Дворец Ашшурбанапала, построенный на той же платформе внуком Синаххериба, достигает еще большего совершенства орнаментации, но даже это здание не сравнится с дворцом Синаххериба по числу покоев и величественности размеров.

Дворец занимал площадь до трех гектаров земли; в нем располагалось не менее 70 или 80 комнат и зал. Парадные покои, как это тогда было принято, покрывали рельефы на алебастровых плитах, изображающие главные моменты и сцены из жизни царя, домашней и походной, военной и мирной. Двадцать семь пар крылатых чудовищ, множество глиняных табличек, сотни каменных плит, украшенных резными изображениями ассирийских царей, — все это было найдено при раскопках Ниневии.

Дворец окружен широким пустым пространством. Он воздвигнут на высокой облицованной кирпичом платформе и похож на крепость: те же высокие белые стены с чередующимися выступами башен, те же зубцы наверху и каменные глыбы цоколей. Между двух высоких белых башен с голубыми зубцами располагалась арка с окованными медью воротами. Из нее выступали два гигантских изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческими лицами, с черными бородами и цветными крыльями.

Библиотека в Ниневии

Библиотеку Ашшурбанапала иногда называют «первой библиотекой в мире», и старейшей из сохранившихся царских библиотек в мире. Обнаружена археологами в ходе раскопок на месте Ниневии, сегодня известном как Kuyunjik. Библиотека содержит более 30 000 глиняных табличек и фрагментов с текстом, написанным клинописью. Собрано несколько тысяч глиняных книг. Они размещались по отраслям знаний. На всех глиняных «листах» стоит библиотечный штамп со словами: «Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии».

Библиотека в Ниневии

Городские ворота Ниневии — Нергал

Рельефы из дворца

Рельефы из дворца

Огромные богатства Ниневии привели к развращению народа (Иона.1:2). Жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15)…» И потому столица Ассирии была обречена. Библия в лице пророков Ионы и Наума предрекла Ниневии гибель, превращение в пустыню. Пророческая Книга Наума посвящена падению Ниневии, а вместе с ней и всего Ассирийского царства.

За сто лет до этого в город приходил пророк Иона (около 824-783 гг.). В своей книге Иона повествует о том, как Бог приказал ему идти в Ниневию и привести ее жителей к покаянию, а за то, что сначала отказался, пророк был наказан тем, что кит проглотил его и все-таки доставил в Ниневию. Ниневитяне «покаялись», и Бог отвел свой карающий меч. И действительно, именно тогда в стране состоялись реформы, приведшие к монотеизму. Сегодня историки не сомневаются в реальном существовании Ионы — тому найдено много доказательств. В Ассирии его именем названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

Доре Гюстав «Иона проповедует Ниневитянам», Ветхий Завет

Кстати, первую осаду мидийцами Ниневия выдержала. И… продолжила свои завоевания. Покорив Сирию, Палестину, Вавилон, Ассирия опустошила эти земли, разрушила города и поработила население. Противники жестоко уничтожались: их распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег». Вскоре и Иудея была во власти ассирийского царя, остался только Иерусалим.

Именно тогда пророк Наум и предсказал окончательную гибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем. В это время Ниневия была в зените славы, и люди не могли в это поверить. Тем не менее в 614 году (через 23 года после пророчества) Ниневия в самом деле пала. Причем пророчество исполнилось буквально. Город три года стойко выдерживал осаду. Но нападающие разрушили плотину, дав Тигру возможность выйти из берегов и размыть часть крепостных стен. Столицу разграбили и сравняли ее с землей.

Падение Ниневии

Разумеется, причиной краха ассирийцев стала не только их гордыня. Против Ассирии объединились вавилоняне, мидийцы и скифы. Ассирия стала терпеть одно поражение за другим. В 614 году до н.э. был взят и разрушен Ашшур. Затем в 612 году до н.э. пала Ниневия — город льва, львицы и львенка, блестящий, «как само солнце». Город разрушили, а всех жителей вырезали. Всюду слышались разъяренные крики победителей, жаждущих мщения: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и преступлений».

О степени ненависти к Ассирии говорит и то, что победители хватали за ноги младенцев и разбивали им головы о стены. Царь Ниневии Син-шарру-ишкун зажег дворец и погиб в пламени. В 609 году до н. э., когда были разбиты последние ассирийские отряды в битве при Харране, могущественнейшая держава Древнего Востока прекратила свое существование. Культура ассирийцев была окончательно похоронена в конце VII века до н э. Все города, все поселки, все дворцы и храмы Ассирии – решительно все в этой стране было ограблено, разрушено и сожжено. «Враги Ассирии сторицей отплатили ей за те удары, которые она когда-либо наносила. Тишина опустилась на огромную территорию верхнего Тигра».

Только в середине девятнадцатого века Ниневия вновь вернулась из небытия благодаря усилиям археолога Астона Генри Лэйярда. Раскопав руины, археологи обнаружили остатки знаменитой царской Куюнджикской библиотеки. Также нашли полихромную керамику, бронзовые скульптуры, многочисленные рельефы и статуи хранителей врат – крылатых быков и львов.

Ворота Нергал (Ниневия)

Крылатый бык, раскопанный иракскими археологами в Неби Юнус

Ниневийская равнина

Руины Ниневии

Для использования в других целях, см Ниневия (значения) . «Ninevites» перенаправляется сюда. О движении сопротивления Южной Африки см. Умкоси Везинтаба .

Ниневия

نَيْنَوَىٰ

Реконструированные ворота Машки в Ниневии (в настоящее время разрушены ИГИЛ)

Показано в Ираке Ниневия (Ближний Восток)

Место расположения

Мосул , мухафаза Ниневия , Ирак

Область, край

Месопотамия

Координаты

36 ° 21’34 «N 43 ° 09’10» E  /  36,35944 ° N 43,15278 ° E Координаты: 36 ° 21’34 «N 43 ° 09’10» E  /  36,35944 ° N 43,15278 ° в.д.

Тип

Поселок

Площадь

7,5 км 2 (2,9 квадратных миль)

История

Заброшенный

612 г. до н.э.

События

Битва при Ниневии (612 г. до н.э.)

Ниневия ( / п ɪ п ɪ v ə / ; Arabic : نينوى Naynawā , сирийский : ܢܝܼܢܘܹܐ , латинизируется : Nīnwē ; аккадский : 𒌷𒉌𒉡𒀀 URU NI.NU.A Нинуа ) был древний ассирийский город Верхней Месопотамии , расположенный на окраина Мосула в современном северном Ираке . Он расположен на восточном берегу реки Тигр и был столицей и крупнейшим городом Неоассирийской империи , а также крупнейшим городом в мире на протяжении нескольких десятилетий. Сегодня это общее название для половины Мосула, расположенной на восточном берегу Тигра, и провинция Ниневия в этой стране получила свое название от него.

Это был самый большой город в мире примерно пятьдесят лет до 612 г. до н.э., когда после тяжелого периода гражданской войны в Ассирии он был разграблен коалицией своих бывших подчиненных народов, включая вавилонян , мидян , халдеев , персов , Скифы и киммерийцы . Город больше никогда не был политическим или административным центром, но в поздней античности он был резиденцией христианского епископа. Он уменьшился по сравнению с Мосулом в средние века и был в основном заброшен к 13 веку нашей эры.

Его руины лежат через реку от современного крупного города Мосул в иракской провинции Ниневия . Два главные говорит , или курган-руина, в стенах Скажите Kuyunjiq и Расскажите Nabi Юнус , сайт святыни Ионов , библейский пророк , который проповедовал в Ниневие. Здесь было раскопано большое количество ассирийской скульптуры и других артефактов, которые сейчас хранятся в музеях по всему миру. Исламское государство Ирака и Левант (ISIL) заняли место с 2014 по 2017 году, в течение которого они снесли несколько памятников там, нанесли значительный ущерб другим и вырыли 11 глубоких траншей. Иракские силы отбили этот район в январе 2017 года.

НИНЕ́ВИЯ (נִנְוֵה, Нинве; по-аккадски Нинуа, Нина), город в Ассирии (см. Месопотамия) на восточном берегу реки Тигр (напротив современного Мосула); начиная с правления Санхерива — столица Ассирийского царства. Ныне — Тель-Куюнджик и Тель-Неби-Юнис (где, согласно мусульманскому преданию, похоронен пророк Иона — на арабском Юнис).

Археологические раскопки, ведущиеся здесь (в основном в Куюнджике) около 150 лет, обнаружили существование поселения уже в начале 4 тысячелетия до н. э. Одним из древнейших письменных упоминаний Ниневии является надпись Нарамсина (1-я половина 23 в. до н. э.). В начале 14 в. до н. э. Ниневия принадлежала царству Митанни, однако уже в середине следующего столетия вернулась под власть ассирийских царей. Ниневия была центром культа богини Иштар (см. Астарта). Вершины своего расцвета город достиг, когда Санхерив (705–681 гг. до н. э.), сделавший Ниневию столицей, почти полностью перестроил ее (площадь города внутри стен достигла при нем 15 кв. км). На одной из окраин города был разбит ботанический сад с растениями, доставлявшимися со всех концов империи; были сооружены многочисленные роскошные здания, в том числе царский дворец, называвшийся «дворцом, не имеющим себе равных»; его стены были украшены барельефами, передающими сцены строительства, охоты и сражений, в том числе — осады Лахиша. Другой дворец (в районе Неби Юниса) был построен сыном Санхерива, Асархаддоном (680–669 гг. до н. э.). Сын последнего Ашшурбанипал (669–627 гг. до н. э.) построил новый дворец и создал обширную царскую библиотеку (несколько тысяч клинописных текстов литературного, религиозного, лексикографического, астрономического и исторического содержания, а также деловые документы, письма и государственные договоры). В конце правления Ашшурбанипала царская резиденция была, по-видимому, перенесена в Харран (библейское Харан). В 612 г. до н. э. Ниневия была захвачена и разрушена войсками мидийцев и вавилонян.

Согласно библейскому списку народов, Ниневия (как и другие основные города Месопотамии) была построена в дни Нимрода (Быт. 10:10–12). В книге Ионы о Ниневии говорится как о «городе великом… на три дня ходьбы» (3:3), в котором одних лишь малых детей «более ста двадцати тысяч человек» (4:11). В II Ц. 19:36–37 и Ис. 37:37–38 Ниневия упоминается как город, куда Санхерив вернулся после неудачной попытки овладеть Иерусалимом и где он был убит своими сыновьями. Пророки Цфания (2:13–15) и Нахум (вся книга) предрекали гибель Ниневии.

В Аггаде Ниневия — огромный город с полуторамиллионным населением. Глас пророка Ионы был столь громок, что проник во все углы города, и те, кто услышал его, отвратились от своего нечестивого образа жизни (Мид. Иона 99–100). Согласно ряду аггадических источников (Та‘ан. 16а; Мид. Иона 100–102 и др.), раскаяние жителей Ниневии было искренним, однако амораи Эрец-Исраэль считали, что оно не было достаточно глубоким (ТИ., Та‘ан. 21:1, 65б): по прошествии 40 дней обитатели города не только оставили путь благочестия, но стали еще большими грешниками, чем прежде; тогда пришла кара, предсказанная Ионой, и они были поглощены землей (ПдрЭ. 43).

В период римской власти на месте Ниневии была основана военная колония Клавдия Нинус. Небольшое поселение существовало здесь до монгольского завоевания (2-я половина 13 в.). Биньямин из Туделы упоминает Ниневию в своих путевых записях.

Название Ниневия сохранилось в наименовании иракской провинции Найнава, центром которой является Мосул.

НИНЕВИЯ
Вернуться к списку городов
Источник — книга Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства»

Следующие две группы пророчеств следует рассматривать более или менее совместно, так как они весьма сходны друг с другом. Ниневия и Вавилон были двумя главнейшими городами древности. Как вы убедитесь ниже, оба они обладали невероятным могуществом, огромным населением, оба являлись центрами военных империй и отличались крайней военной агрессивностью. И, однако, на вершине их могущества и влияния против обоих городов, окруженных неприступными стенами, прозвучали пророчества обреченности — и вскоре они пали. Ниневия держалась всего три месяца, а Вавилон был взят без боя.
Вначале рассмотрим пример Ниневии, греховной столицы Ассирийской империи. Пророк Наум, посланный проповедовать раскаяние и не услышанный ниневиицами, изрек волю Господа об этом городе.
Писания
(661-612 г. до Р.Х.)

Наум
1:8 Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, И врагов Его постигнет мрак.
1:10 …Ибо сплетшиеся между собою как терновник И упившиеся как пьяницы, Они пожраны будут совершенно, Как сухая солома.
2:6 Речные ворота отворяются, И дворец разрушается.
3:10 Но и он переселен, пошел в плен; Даже и младенцы его разбиты На перекрестках всех улиц, А о знатных его бросали жребий, И все вельможи его окованы цепями.
3:13 Вот, и народ твой — как женщины у тебя: Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, Огонь пожрет запоры твои.
3:19 Нет врачества для раны твоей, Болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, Будут рукоплескать о тебе: Ибо на кого не простиралась Беспрестанно злоба твоя?
Предсказания и их объяснение
1. Ниневия будет разрушена в состоянии опьянения (Наум 1:10).
2. Разрушение «всепотопляющим наводнением» (Наум. 1:8; 2:6).
3. Сожжение (Наум 3:13).
4. Город будет навсегда покинут жителями и останется опустошенным («Нет врачества для раны твоей») (Наум 3:19).
Датировка

«Наиболее ранние и поздние даты книги Наума, — пишет Джордж Э.Майсингер, — можно установить с помощью самого пророка. Самая ранняя дата определяется в стихе 3:8, где пророк пишет о завоевании Ноамона (Фив), как о свершившемся событии. Из ассирийских летописей можно узнать, что Ашшурбанипал захватил Фивы в 663 г. до Р.Х… Что до самой поздней даты, то она становится ясна из контекста книги Наума, поскольку падение Ниневии для него является будущим событием. Вавилонские хроники, хранящиеся в Британском музее в Лондоне, определяют год падения Ниневии как 612 г. до Р.Х.»
Некоторые исторические сведения о Ниневии

Реки вокруг Ниневии, как будет показано ниже, сыграли важную роль в истории города.
«Сеннахирим, дед Ашшурбанипала, — пишет Уолтер А. Мэр, — жаловался на то, что эта река не только неоднократно на протяжении веков выходила из берегов, но и подмывала фундаменты некоторых дворцов, из-за чего они, по всей видимости, и разрушились. В дни его правления река представляла собой такую угрозу, что царю пришлось изменить ее русло, устранив некоторые излучины, чтобы облегчить течение. Он также укрепил основание храма могучими известняковыми балками, чтобы фундамент его не ослаблялся в половодье».

Ниневия обладала внушительными оборонными укреплениями. О них пишет древний историк Диодор и Международная стандартная библейская энциклопедия. Ниневия обладала:
— самыми крупными размерами среди городов древности
— внутренней стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. По такой стене свободно проезжало три колесницы в ряд, а современных автомобилей по ней могло бы проехать 6-7. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).
— крепостным рвом шириной в 45 метров. Окружность Ниневии составляла более 10 километров. «Врагу, нападавшему с востока, со стороны, наиболее уязвимой для города, — пишет историк Ниневии и Вавилона Остен Х.Лейард, — приходилось первым делом штурмовать огромную стену, защищенную к тому же отдельно стоящими фортами. После этого ему предстояло, чтобы взять город, преодолеть два рва и внутреннюю стену, которая по размерам мало уступала внешней.
(Согласно данным Рича, расстояние от внутренней окружности стены до внутренней поверхности первой стены составляло 602 метра. Добавив к этой цифре ширину внешней стены, получим о коло 660 метров — такова была ширина полосы укреплений вокруг Ниневии.)
Сохранившиеся развалины этих укреплений практически подтверждают сведения Диодора Сицилийского, который писал, что стены достигают 30 метров в высоту, и что по ним может проехать три колесницы в ряд. Это заставляет думать, что древние историки, описывая крепостные валы вокруг Ниневии, ограничивались лишь теми укреплениями, которые окружали отдельные кварталы или царский дворец, как и в случае Вавилона. В то время как внутренние стены строились из камня и кирпичей, наружные, видимо, состояли попросту из грунта, гальки и обломков камня, получившихся при выкапывании рвов;которые ценой огромных усилий прокладывались в скальной породе».
История

Наш рассказ об истории Ниневии будет опираться на магистерскую диссертацию Джорджа Майсингера, написанную в Даласской богословской семинарии. История эта’ оставляет довольно жуткое впечатление.

«Вскоре началось возвышение Псамметиха, египетского фараона, выступавшего против Ассирийского владычества, и надеждам Ассирии в Египте был положен конец. Земли, принадлежавшие Эламитам, были потеряны еще до смерти Ашшурбанипала. В свое время они были не слишком значительным приобретением, но их потеря указала на то, что колесо фортуны стало вращаться против Ассирии. Наступал ее последний акт на исторической сцене. Одна из величайших загадок истории состоит в том, что Ассирия, в 663 г. до Р.Х. находившаяся на вершинах власти, всего за 51 гол погрузилась в забвение».
Несмотря на всю прочность стен Ниневии, Ассирия рушилась на глазах.
«Летом 614 г. до Р.Х., — продолжает Майсингер, — Киаксар выступил против самой Ниневии. Хотя в этом месте текст поврежден, из него ясно, что завоевателям не удалось взять стены города, и они атаковали более легкую добычу, захватив город Тарбис, расположенный в нескольких километрах к северо-западу от Ниневии. Затем Киаксар направился на юг и разграбил город Нимруд».

«Разумеется, — продолжает Майсингер, — недавние военные и внешнеполитические неудачи подорвали дух ассирийской армии. И тем не менее, одним этим невозможно объяснить, почему в 612 году произошло такое сокрушительное поражение Ассирии. Ужас ассирийцев не мог не быть следствием какого-то чрезвычайного события.
Превосходящей военной мощью противника тоже не объяснишь картины, нарисованной пророком Наумом. Даже если коалиция врагов Ассирии обладала всей передовой военной техникой своего времени, стратегическими познаниями и вооружениями, ей не удалось бы «с легкостью» преодолеть крепостные стены Ниневии. Тридцатиметровые стены с башнями, на которых стоят закаленные бойцы, стены, усиленные вдобавок крепостным рвом 45-метровой ширины, не преодолеть за каких-то три месяца.
Неумолимо надвигался конец Ассирийской империи. В последние годы Ашшурбанипала мидийцы и объединенные племена умман-манда, как пишет историк Холл, — быстро собирались… подобно стервятникам, ожидавшим последних мгновений жизни своей жертвы. Эти стервятники накинулись на свою жертву в 612 г. до Р.Х. и полностью поглотили ее.

Три месяца — невероятно краткий срок для осады. Если вспомнить что осада Азота фараоном Псамметихом продолжалась, согласно Геродоту, 29 лет, и что Азот был куда меньшим городом, чем Ниневия становится поразительным, что Ниневия продержалась всего три месяца. Однако произошло это в согласии с пророком Наумом, предсказавшим, что великий город падет, подобно спелым плодам смоковницы, если тряхнуть ветку (Наум 3:12)».

Перейдем теперь к другому источнику, к книге Глисона Арчера, комментирующей Ветхий Завет. «Предсказание Наума 2:6 отличается удивительной точностью, поскольку, по историческимданным, жизненно важная часть городской стены Ниневии была снесена наводнением, что и позволило осаждавшим войскам мидийцев и халдеев без труда пойти на штурм города» (Предсказание 2).
Описание драматических событий, сопутствовавших падению Ниневии, мы находим у Диодора Сицилийского.
Расположившись лагерем за пределами городских стен, царь ассирийский не догадывался о резком ухудшении своего военного положения. Прекрасно помня о своих былых победах над врагами, он потерял бдительность и присоединился к своим воинам, веселящимся подобно животным и предающимся пьянству (Предсказание 1). Об этом ослаблении ассирийской обороны стало известно Арбасу, предводителю напавшей армии, от дезертиров. Он замыслил предпринять ночную атаку. Войска Арбаса с большим успехом ворвались в расстроенный лагерь ассирийцев и заставили их бежать в город, нанеся им при этом большие потери. Эта битва, исход которой был предрешен пьянством и отсутствием дисциплины среди ассирийцев, стала преддверием битвы за сам город, т.е. осады. Понимая шаткость своего положения, вождь ассирийцев Сарданапал подготовился к обороне своего города и царства. В Ассирии было известно пророчество, гласившее: «Ни один враг никогда не возьмет Нимуса приступом, если только сама река раньше не станет врагом города». Сарданапал решил, что этого никогда не произойдет, и чувствовал себя в безопасности.

Враги ассирийцев, довольные своими первыми победами, все же не могли прорваться сквозь могучие городские стены. У жителей города были основательные запасы продовольствия, и город смог таким образом устоять против завоевателей на протяжении трех месяцев. По истечении этого срока, однако, река вышла из берегов в результате ливневых дождей, разрушила часть городской стены и затопила участок города. Охваченный ужасом царь решил, что сбылось древнее пророчество. В отчаянии он заперся вместе со своими богатствами, наложницами и т.д. в крыле своего дворца и поджег его (Предсказание 3). Узнав о проломе в стене, осаждавшие прорвались в город и захватили его. Арбас был провозглашен царем Ниневии.
Во многих районах Ниневии обнаруживаются большие количества пепла и золы, возникшие после разграбления города вавилонянами. скифами и мидийцами в 612 г. до Р.Х. После этого город утратил свое значение.
Остановимся теперь на нынешних временах.

«Всего столетие назад. — подчеркивает Джозеф Фри, — такие известные по Библии города, как Ниневия и многие другие, представляли собой лишь бесформенные холмы, происхождение которых в некоторых случаях было забыто» (Предсказание 4).

Эдуард Чиера добавляет к этому такую мысль: «Если даже современному туристу, знакомому с множеством трудов по древним цивилизациям Вавилона и Ассирии, трудно в точности представить себе картины их прошлого, то понятно, что первые путешественники могли вновь и вновь пересекать эту местность, не подозревая о близости Вавилона и Ниневии. Даже те из путешественников, кто обладал научным складом ума, знал из Библии о существовании этих двух городов, а то и пытался их отыскать, не раз проходил над самыми их развалинами, не подозревая об этом» (Предсказание 4).
«В 612 г. до Р.Х., — пишет о разрушении Ниневии Меррилл Унгер, — этот роскошный древний город, столица Ассирийской империи, был, в согласии с предсказаниями древнееврейских пророков, стерт с лица земли. После этого он оставался легендой вплоть до открытия его развалин сэром Остеном Лейардом и другими исследователями в XIX веке. Древний городсейчас служит местом интенсивных археологических раскопок».

Находились критики, которые сомневались даже в историческом существовании Ниневии. «Бесценные останки этой неустрашимой империи, — пишет Майсингер, — находились в стороне от анналов мировой истории вплоть до XIX века. Сэр Генри Лейард, неутомимый пионер британской археологии, был первым, кто раскрыл загадки этого народа, столь долго хранившего от человечества свою тайну. Под археологической лопатой Лэйарда Ниневия немедленно начала раскрывать одну загадку за другой. В течение веков единственные сведения о самом существовании такой империи можно было почерпнуть из прямых и косвенных упоминаний в Писаниях. И поскольку не находилось археологических данных, способных «подтвердить» слова Библии, само существование ассирийцев стало подвергаться сомнению. Историк был озадачен, скептик насмехался над библейскими рассказами — вот каким полным было уничтожение Ассирии!»
Археологи стоят перед нелегкой задачей, указывает Меррилл Унгер. «Ниневия настолько огромна, что ее раскопки, возможно, никогда не завершатся. Над одним из древних дворцов стоит современная деревня. Над другими районами города находятся кладбища, которые нельзя потревожить. Чтобы добраться до ассирийских пластов почвы, археологам приходится преодолевать слой различных обломков толщиной в 10-15 метров».

О разрушении Ассирии увлекательно писал М.Маллаван. Его рассказ сходен с написанными о падении Ниневии. «Разграбление дворца Салманассара можно было живо представить по тому состоянию, в котором мы нашли тронный зал. Штукатурка на стенах ссохлась и пожелтела от огня, а затем покрылась копотью, проникшей даже в кирпичную кладку. Под действием жара южная стена наклонилась внутрь под опасным углом, а пол тронного зала оказался погребенным под полутораметровым слоем угля, золы и обгоревших предметов, в том числе многих сотен фрагментов изделий из слоновой кости, поверхность которых от огня посерела, почернела, а в некоторых случаях стала как бы отполированной. Этот мусор был перемешан со злаками — зернами проса, ячменя и пшеницы. Мне довелось видеть остатки многих древних пожаров — в халдейском Уре, в Ниневии, в Арпахии, в долинах Хабур и Бали. — но ни один из них не был таким образцом мстительного костра, куда с умыслом кидалось завоеванное; костра, копоть от которого до сих пор висела в воздухе, когда мы вели раскопки. После этой грандиозной катастрофы стены дворца частично обрушились в тронный зал, образовав трехметровый слой обломков кирпича-сырца.
Конкретные исполнения пророчеств

Пророчество напоминает о наводнении. «Три раза Наум предсказывает разрушение Ниневии наводнением (1:8: 2:6; 2:8). Это многократное подчеркивание события нельзя отмести из-за образного стиля речи, а выражения «речные ворота»; «всепотопляющее наводнение»;»пруд полный водою» нельзя принимать лишь как чисто поэтические образы» (Майер).
Майсингер пишет: «Как выяснилось, одному только нападению врагов нельзя приписать все разрушения, имевшие место в Ниневии. Следовательно, пришлось вернуться к гипотезе наводнения. Было представлено достаточно доказательств, — как считает автор этих строк,- чтобы сделать наводнение единственно верным объяснением. отвечающим всем деталям падения Ниневии. Вода разрушила часть оборонительных построений и дала возможность врагам ворваться в город и разграбить его.»
Майер замечает, что «случившееся в Ниневии можно вполне рассматривать как исполнение пророчества Наума. Согласно историческим данным, город пал в месяце Ав. Именно на этот период приходится наибольшее выпадание осадков, поэтому вода в реке поднимается в это время (т.е. в апреле и марте, сойтветствующих месяцу Ав) до самого высокого уровня».
«Перу Диодора, — пишет Майсингер, — принадлежит самое известное античное повествование, цитирующее еще более раннего Ктезиаса. В нем говорится нам, что были сделаны многочисленные, но безуспешные попытки разрушить стены города, но в третьем году (отсчет, по-видимому, ведется от 614 года до Р.Х.. когда Киаксар предпринял неудавшуюся попытку пробить брешь в стенах Ниневии. Это не означает, что трехлетняя осада была непрерывной, т.к. «Вавилонская хроника» поясняет, что мидяне отсутствовали в Ассирии в 613 году, и что ассирийская армия вела наступление на вавилонскую в том же году) частые дивн» переполнили Евфрат, затопили часть города и разрушили городскую стену на длину в 20 стадий».

Джордж Баджер считает, что «установленный факт наводнения является буквальным исполнением пророчества Наума (1:8: 2:6) и объясняет наличие пески и гальки в холмах Koyoonjuk (Койонюк) и Nimrud (Нимруд)».
Некоторые ученые считают, что Тигр не протекал вблизи древней Ниневии, т.е. находился в своем теперешнем географическом положении.

Ответом этим критикам может служить длинный список ученых, доказывающих, что в древности «Тигр протекал в непосредственной близости от города, с его западной стороны». Этот список приводится в работе Майера. В настоящее время уже мало кто оспаривает, что река в половодье вполне могла разрушить шлюзы и затопить город.

Вызвать наводнение мог не только Тигр. Существовало еще две возможности.
«Второй рекой, которая могла стать причиной «всепотопляющего наводнения», — пишет Майер, — мог быть Хоср… перегороженный двумя построенными в типично ассирийском стиле плотинами. Обе они, как считают ученые, были снабжены шлюзами (затворами) для регулирования стока. Как легко было бы осаждающей армии запрудить Хоср в районе плотины, закрыть шлюзы и лишить город питьевой воды (вода из Тигра для питья не годилась), а затем открыть затворы, чтобы масса накопившейся воды ринулась на город, разрушила шлюзы, затопили нижние районы города -и помогла сокрушить Ниневию! Даже по сей день в том месте, где предположительно находился шлюз Нинлил, река Хоср расширяется, напоминая нам о словах пророка: «Ниневия была… как пруд, полный водою».
Существовала и третья река, на которой можно было открыть затворы шлюзов или которая могла затопить город. Это река Тебилту. Ее название, происходящее от ассирийского глагола «табалу», т.е. «уносить», «отрывать», указывает на то, что она могла превращаться в бурный поток».
Вновь припомним пророчества Наума и их исполнение.
1. Ниневия погибла в состоянии опьянения. «Своим успехом, — подчеркивает Рамм, — мидийцы были частично обязаны благодушию ниневийцев, которые решили, что враг навсегда оттеснен, и предались пьянству и веселью».
Можно с уверенностью считать также, что:
2. Ниневия была разрушена наводнением.
3. Ниневия была сожжена.
4. Город был полностью разрушен и заброшен.
«Здесь… — пишет Куби в своей книге «Дорога в Ниневию», — не сохранилось ни прекрасных колонн, ни резьбы по камню, ни разборчивых надписей… Здесь, в Междуречье, не было ни деревьев, ни цветущих лоз среди развалин, ни ручьев и акведуков… Эта жестокая земля была опустошенной даже весной… не было ни одного указания на то, что могло лежать под рукотворными холмами, внезапно поднимающимися среди плоской равнины. Лейард не увидел там никаких очертаний зданий — да и были ли они? Почему-то он был уверен в их существовании. Считалось, что грандиозные здания и памятники, превратившие Ниневию в один из самых славных и поразительных городов мира, исчезли вместе с ее народом, не оставив, как и он, никакого следа. И все же, бродя по гигантским холмам, я исполнялся уверенности в том, что под ними скрываются какие-то останки древней столицы, и укреплялся в жажде начать раскопки».

Вернуться к списку городов

Наверх

Библия и Наука — библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история — от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события.
Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов.

Ниневия (Nineveh, аккад. Нинуа, др.-евр. Нинве) — город в северной Месопотамии, находившийся на месте впадения реки Хоср в Тигр, на восточном берегу Тигра напротив современного иракского города Мосул, примерно в 400 км от Багдада.

Городище расположено на двух высоких холмах-теллях — Куюнджике и Неби-Юнусе. До наших дней сохранились фрагменты городской стены, в плане представляющей собой почти правильный прямоугольник шириной 2 км и длиной 5 км.

Главный холм, ныне известный под названием Куюнджик, был заселен начиная с VII тыс. до н. э. Однако наивысшим расцветом Ниневии было период, когда она стала столицей ассирийской империи, вплоть до ее разрушения в 612 г. до н. э. мидийцами и вавилонянами.

История изучения

Первое детальное исследование городища предпринял Клодиус Джеймс Рич, чья карта развалин Ниневии увидела свет в 1820 г. В 1846 г. археологические работы начал британский археолог Остин Генри Лэйард, который за пять лет раскопал значительную часть юго-западного дворца царя Синаххериба.

Остин Генри Лэйард на раскопках Ниневии. Рисунок из книги Лейарда.

В 1852 г. Лэйарда, работавшего по поручению Британского музея, сменил Ормуз Рассам, его бывший помощник. Ему удалось обнаружить Северный дворец, принадлежавший царю Ашшурбанапалу, а также библиотеку, названную по имени этого царя.

Талантливый исследователь клинописных источников британец Джордж Смит в 1872 г. опубликовал перевод большей части вавилонской версии повествования о Потопе, выполненный по табличкам, обнаруженным Лэйардом и Рассамом. В надежде найти оставшуюся часть текста он приступил к раскопкам в Ниневии весной 1873 г. и буквально через несколько дней достиг поставленной цели.

Раскопки в Ниневии, гравюра XIX в.

В 1904-1905 и в 1927-1932 г. в Ниневии вел раскопки британский археолог Реджинальд Кемпбелл Томпсон. Он тщательно исследовал плохо сохранившиеся остатки храма бога мудрости Набу, покровителя писцов, а также примыкающее к нему святилище Иштар, в котором была обнаружена великолепно выполненная бронзовая голова, интерпретируемая как изображение либо аккадского царя Саргона I, либо Нарам-Суэна. В свой последний сезон раскопок Томпсон провел сквозное зондирование доисторических слоев холма Куюнджик. А его помощник Макс Мэллоуэн по результатам этих работ составил первую достоверную периодизацию месопотамской керамики.

Во второй половине ХХ века раскопки в Ниневии предпринимались иракскими и американскими исследователями.

Расцвет города

О раннем поселении на Куюнджике известно очень мало, хотя, вероятно, оно активно росло и развивалась на фоне общего подъема Месопотамии во время Урукского периода (примерно 4000-3000 г. до н. э.). Есть основания полагать, что поселение следующего периода (около 3000-2500 г. до н. э.), было, как минимум, не меньше предыдущего.

Первоначально своей известностью город был обязан местному культу Иштар Ниневийской. Так, например, упоминая события, имевшие место за пятьсот лет до начала его правления, ассирийский царь Шамши-Адад I (правивший в начале XVIII в. до н. э.) в своей надписи ставит себе в заслугу то, что он реконструировал храм Иштар впервые после «Маништушу, сына Саргона, царя Аккада».

Начиная со времени правления Салманасара I (1273-1244 гг. до н. э.) многие среднеассирийские, а затем новоассирийские правители предпочитали строить в Ниневии свои резиденции на вершине холма Куюнджик. А плоский участок непосредственно к северу от нее был местом расположения обширного нижнего города, существовавшего по крайней мере с начала I тыс. до н. э.

После насильственной смерти Саргона II в его собственном лагере во время военного похода в 705 г. до н. э. его сын и наследник Синаххериб (704-681 гг. до н. э.) принял решение перенести ассирийскую столицу из Дур-Шаррукина (Хорсабада) — города, незадолго до того построенного Саргоном. Из-за трагической гибели отца он казался новому царю зловещим местом. Своей резиденцией Синаххериб избрал давно почитаемую «вечной» Ниневию.

Реконструкция внутреннего интерьера дворца Синаххериба в Ниневии

Согласно обнаруженной археологами царской надписи, он построил здесь дворец, в котором многое было «достойно восхищения». Длина здания достигала 500 м, а поддерживающие перекрытия колонны покоились на спинах сверкающих бронзовых львов. Во время раскопок этой постройки были обнаружены каменные рельефы общей длиной почти в 3 км, в том числе изображения осады и взятия Синаххерибом иудейского города Лахиша.

Осада Лахиша, рельефы из дворца Синаххериба в Ниневии

Во времена Синаххериба город разросся и занимал около 750 га, а его грандиозные двойные стены достигали в длину 12 км. Внушительная внутренняя стена из сырцового кирпича, вероятно, имела высоту не ниже 25 м, а внешняя, чуть ниже, была выполнена из тщательно отесанных блоков песчаника и на всем своем протяжении венчалась каменными зубцами.

Стены Ниневии, ворота Шамаша (фото: StevanB)

В город вело не менее пятнадцати ворот. Одни из них, Ворота Нергала (Нергал — шумеро-аккадское божество) в северной части стены, были роскошно украшены. Их фланкировали гигантские статуи крылатых быков с человеческими головами. Отсюда к дворцовому холму Куюнджику шла мощеная царская дорога.

Крылатый бык из Ниневии

В северо-западной части нижнего города, неподалеку от Ворот Сина и Ворот Машки располагался оживленный квартал ремесленников и богатый район, в котором найдены внушительных размеров дома с обширными внутренними дворами.

После смерти Синаххериба строительство в городе велось с гораздо меньшим размахом. Цари Асархаддон (680-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанапал (668-627 гг. до н. э.) продолжали застраивать Тель Неби-Юнус, второй холм Ниневии, где еще во времена Синаххериба был возведен имперский арсенал. Однако бóльшая часть начатых там в середине VII века работ не были завешены.

Дворец Ашшурбанапала неподалеку от северной оконечности Куюнджика был в целом скромнее, чем постройки его деда Синаххериба. Однако до нас дошли выдающиеся художественные памятники — украшавшие его рельефы, в том числе изображающие царскую охоту на львов.

Охота на львов, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)

Еще один из найденных рельефов, датируемый примерно 645 г. до н. э., изображает царский заповедник, орошаемый с помощью высокого акведука. На рельефе изображены и отдельные инженерные сооружения, такие как дамба и акведук, служившие для создания популярных со времен Синаххериба садов и парков. Сравнительно недавно была высказана гипотеза о том, что знаменитые Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, на самом деле располагались не в Вавилоне, а в ассирийской Ниневии.

Царский заповедник с висячими садами, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)

Также при раскопках Северного дворца было обнаружено около 24000 клинописных табличек, составлявших так называемую Библиотеку Ашшурбанапала. Это бесценный источник по истории Месопотамии, включающий в себя архивные документы, учебники и тексты религиозного содержания.

Библейские источники

В Библии Ниневия неоднократно упоминается в политическом и религиозном контексте. При этом ее описания носят как легендарный, так и вполне реальный характер.

В книге Бытия (Быт 10:11-12) о ней повествуется как об одном из крупнейших городов Месопотамии. Ее основателем называют Нимрода, правнука Ноя. Слава древней Ниневии, вероятно, лучше всего отражена в книге Ионы, где говорится о том, что город будет помилован, а не разрушен. Упоминая о поразительной величине города, автор пишет, что требуется «три дня ходьбы», чтобы обойти ее (Ион. 3:3). Это, скорее всего, не точное описание, а символическая формула, подобная сообщению о том, что Иона провел три дня во чреве кита. С другой стороны, реальное скопление людей и домашних животных в городе во времена осады Ниневии позволило для характеристики численности населения использовать такую цифру как «более ста двадцати тысяч человек <…> и множество скота» (Ион 4:11).

Иона проповедует в Ниневии, гравюра XIX в.

Мусульмане полагают, что могила Ионы находится на холме Неби-Юнус (в переводе с арабского — «холм пророка Ионы»); тесная связь пророка с Ниневией подтверждается в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф.12:41, Лк.11:30,32), где говорится, что жители ассирийской столицы, «ниневитяне», среди которых проповедовал Иона, воскреснут в день страшного суда, чтобы осудить поколение, отвергнувшее Иисуса.

Другие библейские упоминания о Ниневии более историчны. Два из них повествуют о том, что Ниневия была резиденцией Синаххериба (4Цар.19:36; Ис.37:37), а еще в одном месте говорится, что царь был убит именно здесь собственными сыновьями (4Цар. 19:36-37).

Большой интерес представляет собой видение Наума, в котором предсказывается ниспровержение Ниневии. Несмотря на то, что книга была написана уже после самого события, вероятнее всего, в ахеменидский период (VI-IV в. до н. э.), она носит отпечаток живого свидетельства падения города. Автор рисует яркую картину катастрофы: «множество убитых», «груды трупов» в «городе кровей» (Наум 3:1-3). По-видимому, это нельзя считать гиперболой, так как факт трагической гибели города подтверждается археологическими данными. Во время сравнительно недавних раскопок в Ниневии у ворот Халзи обнаружены беспорядочно разбросанные и переплетенные между собой человеческие останки.

Падение города

Вавилонская хроника указывает, что Ниневия пала в середине лета 612 г. до н. э. после трехмесячной осады. Тот же самый источник сообщает, что покоривший город вавилонский царь Набопаласар (625-605 гг. до н. э.) находился вместе с придворными во дворце в Ниневии, после чего вернулся на родину, привезя туда пепел с развалин ассирийской столицы.

Некоторую информацию о городе сообщует древнегреческий историк Геродот. Он рассказывает о походе союзника Набопаласара, мидийского царя Киаксара, на Ниневию, но подробностей разрушения города не приводит. Согласно римскому историку Диодору Сицилийскому (конец I в. н. э.), Ниневия пала после продолжительной трехлетней осады, когда воды Евфрата разлились и пробили брешь в городских стенах. В действительности ни Тигр, ни ошибочно упомянутый Диодором Евфрат, никогда не разливаются в середине лета. При этом и в книге пророка Наума настаивается, что ключевую роль в событиях, сопутствовавших разрушению Ниневии, сыграло наводнение: «речные ворота отворяются, и дворец разрушается» (Наум 2:6). Вероятно, речь идет не о самом дворце, а о каком-то менее значительном комплексе, расположенном у подножия холма. Если Ниневия действительно «превратилась в пруд» (Наум, 2:7, 9), то можно предположить, что виной тому вышедшие берегов воды реки Хоср и многочисленных каналов Ниневии из-за открытия дамб. Так или иначе, город был не просто разрушен; его падение сопровождали почти ритуальные обряды уничтожения (затопление и вывоз пепла). Нечто подобное совершил царь Синаххериб в Вавилоне за 77 лет до этого.

«Падение Ниневии», гравюра 1829 г.

Тем не менее, Ниневия впоследствии вновь возродилась, хотя уже никогда не достигала своего прежнего положения. В последние столетия до нашей эры и в первые века нашей эры на ее месте существовал небольшой эллинистический город, а затем, после некоторого перерыва, — парфянское и римское поселения. Эти места оставались заселенными вплоть до исламской эпохи, после чего центр города переместился за реку, где возник средневековый Мосул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *