Нищий духом

Кто такие «нищие духом», как толковали святые отцы первую заповедь блаженства и почему в основе спасения лежит адекватная самооценка? Сегодня мы отправляемся в путешествие сквозь века, к дням Нагорной проповеди Христа, чтобы начать знакомство с нетленными секретами обретения вечного счастья.

Духовные бедняки

Итак, Христос вышел на общественную проповедь. Он собирает своих учеников и других жителей Галилеи и произносит слова, вошедшие в христианскую историю как заповеди блаженства.

Блаженством принято считать состояние ни чем непоколебимого счастья. Оно никогда не происходит вне человека, но всегда переживается им внутри, по ту, закрытую от глаз сторону ребер. Выходит, заповеди блаженства служат ориентиром, который говорит: делай так – и будет тебе счастье. Вечное счастье.

«Нагорная проповедь” Макаров Иван Кузьмич, 1822-1897 гг.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3), начинает свою проповедь Христос.

Царством Небесным можно назвать состояние преображенной, очищенной от копоти греха души, драгоценным изумрудом, добыча которого требует от человека, как от рудокопа, усилий и ударов кирки духовной по покрывающей внутреннее сокровище темной оболочке страстей.

Нам вполне понятен смысл слова «нищие», говорящий о бедственном материальном положении тех или иных людей. Но Господь добавляет сюда уточнение о том, что блаженны не просто неимущие бедняки, а нищие духом.

Очевидно, речь идет об отсутствии невидимого богатства духовного, но разве христианина нельзя в этом отношении считать богачом? Ведь у нас есть Бог, мы имеем возможность общаться с Создателем, участвовать в Таинствах Церкви и даже принимать Тело и Кровь Спасителя…

Под нищетой духа святые отцы понимали правильное самоощущение человека перед лицом Бога и вообще всеми людьми.

Чтобы лучше понять «нищету духа», стоит задать себе ряд вопросов и самостоятельно на них ответить:

  • Почему произошло отпадение человека от Бога?
  • В каких условиях оказалось после этого человечество?
  • Способен ли человек творить только добрые дела?
  • Чем заканчивались мелкие и крупные попытки отдельно взятых людей, национальных лидеров или цивилизаций уподобиться Богу?

Самоуверенное безумие

При объективном рассмотрении на ум приходят очевидные ответы, от которых сердце сокрушает тяжелый вздох. Также сокрушался и апостол Павел, констатируя, что

«доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»

(Рим. 7:19).

Люди вчера и сегодня в своем заблуждении были уверены, что они способны на все. Или на многое. И это многое, по их разумению, давало им особые привилегии, власть и возможность насладиться собственной исключительностью.

Сатин, герой пьесы Горького «На дне» был уверен, что слово «человек» звучит гордо. Вполне гуманистический идеал. Он заставляет поколения вкладывать колоссальные усилия в развитие «человеческого потенциала», «светлого будущего» или «достижения науки». С точки зрения настоящих законов Вселенной о времени и вечности, однобокость гуманистической парадигмы свидетельствует лишь о суженном горизонте и ограниченности мысли архитекторов идеи человекоцентричности.

Болгарский подвижник Дедушка Добри, собиравший милостыню для православных храмов

Можно сказать, что гуманисты – люди, «богатые духом». Но это будет скорее горькой иронией, чем правдой. Тварный мир становится для таких людей единственным полем битвы, следовательно, законы и принципы жизни подгоняются под «жизнь один раз». Отсюда и возникает то зло на нашей планете, в происхождении которого атеисты и безбожники очень любят обвинять Бога.

В действительности, убежденность части в людей в праве осуждать, обманывать, обворовывать, оскорблять, унижать и даже убивать (не делом, так словом), создают мрачную реальность «богатого духом» человечества. Иными словами, «богачи» – это гордецы, которые во всем и везде руководствуются самомнением, но никак не вечными истинами.

Кажется, что эта кичливая и самоуверенная «нация» будет жить вечно, избежит смерти тела и Страшного Суда. В действительности, как мы видим, все люди рано или поздно оканчивают свой земной путь. Но далеко не все успевают понять, что в вечности действуют уже совсем другие правила. И эта суета людей под солнцем только усиливает понимание тщетности многих потуг человека. Нищий духом ясно видит: что бы он ни предпринимал, во всем он ограничен, путь его наполнен фатальными ошибками, и перед Богом он ничто. Конечно, Бог любит каждого человека как сына, но признание своей ничтожности перед Господом есть адекватное восприятие самого себя.

И в этом адекватном видении и раскрывается способность человека увидеть свои несовершенства, исправление которых совместно с Богом становится актом соработничества на пути к счастливой вечности. Смирение помогает увидеть Создателя. Затемненный духовный взор внезапно раскрывается, Господь становится как бы чуточку ближе, хотя телесным зрением Его и не увидишь.

Счастье против правил

Светлейшие умы человечества, от царя Давида до Исаака Ньютона, признавали свою ограниченность в сравнении с величием Божьим. Не это ли стало залогом их выдающихся достижений в истории? Не честолюбие толкало их на поиски ответов, а восхищение открывающимися масштабами Бога. А вот убежденный в своем превосходстве человек напоминает безумца или неразумного младенца, уверенного, что лучше, умнее и сообразительнее других людей.

Смирение возводит людей на объективное восприятие самих себя. Таким образом, розовые очки спадают, а иллюзии в отношении своего места в мире развеиваются. Но это не тягостная перемена, а, наоборот, при осознании своей тотальной слабости перед Богом, возможность почувствовать любовь и доброту Создателя. Через признание «нищеты духовной» невидимо открывается аромат того самого блаженства, о котором говорит Христос. Это ощущение Небесного Царства.

Господь призывал верующих в Него научиться быть «кроткими и смиренными сердцем» (Мф. 11:19), как и Он Сам. Бог открыл секрет, как увидеть иную духовную реальность уже здесь, в мире, где все, что доступно глазу, имеет только материальную форму. Поразительно, но счастье вечности заключено в не торжестве личного эгоизма, попрании прав и свобод ближнего, кичливой самоуверенности и самоутверждении через увеличении дохода. Осознание ничтожности всех сокровищ мира и понимание своего недостоинства перед Богом позволяет встать на первую ступень лестницы, ведущей в Царство вечного блаженства.

Почему блаженны нищие духом?

Что такое духовная нищета? Если это плохо, то почему нищие духом — блаженны? Не унижает ли человека ощущение себя как ничтожества? Почему Заповеди блаженства — ключ ко всему Евангелию? Читайте в интервью с о.Георгием Бреевым из его книги «Радуйтесь!»

Радуйтесь

Протоиерей Георгий Бреев

125 р

— Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали заповедь Христа «Блаженны нищие духом». И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом — бомжи.

— Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, — начинает объяснять батюшка. — Все-таки бомж — это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашел, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины ее кроются в самом человеке.

Вот наш храм. Сегодня, входя в него, я увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один — в кожаной курточке, другой — высокий, дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент: юродивый.

— Такое внешнее благополучие «нищих» нас часто смущает.

— Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идет сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь — Небо на земле. Эта святыня дана нам сверху, чтобы туда нас поднять.

Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Потому что сейчас, через какие-то секунды я сам стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.

Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Нет, скорее всего, мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как свое несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.

— А мы и надежд не оправдали, и плодов не принесли?

— Человек является вершиной, венцом, царем всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!

У каждого человека есть совесть — совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого — только сам человек и дух, который живет в нем.

Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает нам ее.

Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.

— Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?

— Духовная нищета — это способность человека себя увидеть таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей — и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?

— Как пылинка?

— Конечно. Хочу поделиться чувством, которое возникло у меня, когда я летел на самолете. Был ясный день. Матушка-земля смутно мелькала внизу в уменьшенных масштабах. А над головой была такая глубина, что взгляд там терялся и невольно цеплялся за землю. Вдруг мы подлетели к морю. Земля уплыла из-под ног, самолет ушел в голубую бездну. Появилось страшное потрясение, ощущение, что вот ты, пылинка, входишь в эту неизреченную космическую глубину. Сейчас ветер дунет — и тебя унесет, ты растворишься.

— Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?

— Нищий телесно, физически несет на себе печать униженности. Хотя он и пользуется вниманием, заботой, но в душе переживает. И многие очень щепетильны в этом отношении.

Но нищета духовная — другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Мое, а случайное явление», — ты потеряешься. Но Она говорит: «Ты Мое, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Ее не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой — Величайшая Святыня.

— Стало быть, нищета духовная — это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства.

— Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно все Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются Заповеди блаженства. И первая из них — о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое — нищие духом.

Бог Всеблагой, Всесовершенный, умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке — человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем». И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.

Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить свое предназначение только тогда, когда тоже как бы умаляемся и даем возможность другому проявлять себя — Богу или человеку.

Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в Вечность, где мы найдем полноту и завершенность. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.

Ответы священника Георгия Бреева на другие вопросы о духовной жизни ищите в его книге «Радуйтесь!».

Нищета души

Когда Мать Тереза приехала в Соединенные Штаты для получения почетной ученой степени, она сказала: «Это самое бедное место из всех мест, где я когда-либо была, — рассказывает Роберт Сейпл, директор благотворительной христианской организации «Видение мира». — Она говорила не об экономике, взаимных фондах, Уолл-стрит и покупательной способности, — добавляет он. — Она говорила о нищете души».

Незадолго до своей смерти, которая последовала от опухоли мозга, Ли Этуотер, политтехнолог, руководивший избирательными кампаниями республиканцев, сделал признание. «1980-е годы, — сказал он, — были временем приобретения — приобретения благосостояния, силы, престижа. Я знаю. Я добился большего благосостояния, силы и престижа, чем большинство. Но вы можете обрести все, чего хотели, и по-прежнему ощущать внутреннюю пустоту». Он предупреждал о наличии «духовного вакуума в самом сердце американского общества, опухоли души».

Во всех великих религиозных традициях человеческие существа рассматриваются как имеющие в жизни некое предназначение. Обнаженное до самой сути, это предназначение заключается в служении Богу, в заботе о его творениях и о таких же, как мы, человеческих существах.

Счастлив тот мужчина или та женщина, чья работа и жизненные силы служат этим целям, кто находит свое призвание или средства, которые позволяют его или ее талантам служить на пользу общества. Ни в одной из этих традиций предназначение не рассматривается как простое накопление вещей, силы или удовольствий — или как «стремление купить первоклассный товар».

Сейчас уже редко можно услышать, чтобы кто-нибудь оценивал свою работу как призвание. Работа может быть «интересной» и «творческой» или тупой и скучной. Она может давать общественное положение или считаться незначительной, и это безотносительно ее истинной ценности. Например, наша жизнь нарушается гораздо более чувствительным образом, когда перестают работать сборщики мусора, чем когда перестают работать футболисты. Работа может приносить большие денежные вознаграждения, а может едва поддерживать наше существование. Но мы почти никогда не спрашиваем, в чем смысл нашей работы и чему она служит. Для большинства, но, конечно, не для всех нас, если работа приносит деньги, этого достаточно. Зачем делать эту работу? Очень просто. За нее платят.

Рассмотрим, к примеру, хорошо оплачиваемых профессионалов, которые создают рекламу для супержестоких видеоигр, которая так обеспокоила Кэролайн Соу (как это было описано в главе 7). Несомненно, большинство из них описали бы свою работу как «увлекательную» и, конечно, «творческую», ведь она заставляет их постоянно порождать новые идеи для эффективного продвижения товара на рынке. В этой работе нет ничего механического. Удобная обстановка? Без сомнения. Свободный график? Возможно. Чувство самодовольства от того, что удается быть таким умным, успешным манипулятором, которого посещают такие остроумные идеи, как «Это лучше, чем застрелить соседскую кошку». «Я люблю свою работу», — вероятно, сказали бы они вам, если бы вы их спросили.

Теперь посмотрим на разработчиков самих игр. Все описанные привилегии имеют силу и, в приложение к ним, плюс — более высокая оплата труда, достаточная, чтобы покупать «Феррари», «Порше» и особняки. Некоторые из них признают, что никогда не разрешили бы своим собственным детям пользоваться товарами, которые они производят (или, в случае постановщиков фильмов о насилии, смотреть эти фильмы), что они производят и продают товары для детей других людей. Но перестать производить их? Во всяком случае, не тогда, когда эти товары приносят такую большую прибыль.

Приобрести мир — потерять душу.

То, что подобные профессионалы могут «получать удовольствие» от своей работы без малейшего беспокойства о ее конечном смысле и последствиях, ясно свидетельствует об успешном вытеснении нашей современной экономикой из сознания людей вопросов о смысле и цели. Они не переживают об этом — по крайней мере, внешне. А может быть, те виды вознаграждения, которые они получают за свои сомнительные с моральной точки зрения продукты — деньги, интерес, власть, общественный статус — действуют как морфий, притупляя все уколы сожаления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Нищие духом

Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах…

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…

«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать». Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.

ДУХОВНАЯ НИЩЕТА ЛЮДЕЙ ЕСТЬ ПРИЧИНА ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ БЕДСТВИЙ

Дорогие друзья, несколько месяцев уже как я стала не быстро, но уверенно погружаться в бескрайние глубины Гуманной Педагогики (http://www.gumannajapedagogika.com/)
Это целая Вселенная и очень важный взгляд на мир и на Педагогику, которого мне так не хватало.
И, конечно, всё, что я изучаю, я синтезирую. Ищу общность и созвучие.
Поделюсь с вами одним интересным созвучием.
Метод Комплексной Сказкотерапии изначально создавался для того, чтобы развивать и укреплять нравственный иммунитет, то есть, способность противостоять негативному влиянию духовного, информационного, эмоционального, социального и иного характера. А нравственный иммунитет, в сою очередь, связан с личностным духовно-волевым стержнем, осью личности (отсюда и определение Комплексной Сказкотерапии как воспитательной системы — «в — ось — питание»).
На чём основывается нравственный иммунитет? Конечно, на способности различать Добро и зло.
И на обучающем курсе мы обязательно уделяем этой теме внимание. Она базовая и без неё никак нельзя, если мы действительно хотим писать точные, добрые, поддерживающие, укрепляющие, исцеляющие сказки, которые не только заставляют задуматься о жизни, но и по-настоящему воспитывают, питают нас как личностей от рождения и до самой смерти.
А на днях, читая «Основы гуманной Педагогики», я нашла очень созвучные слова Шалвы Александровича Амонашвили:
«Что есть воспитание в контексте жизни?

Оно есть качество жизни. Каково воспитание — можно ожидать соответствующее изменение качества жизни в том обозримом будущем, когда данное молодое поколение вольётся в неё: жизнь растворит его в себе, не оставляя от него следа, или поколение со своей волею изменит облик жизни, сделает её более или менее возвышенной.
Воспитание несет качество жизни, но само оно тоже нуждается в качестве, которое зависит от общества, от всех тех социальных сил, которые действуют в обществе. Может ли общество осознать важность качества воспитания, понять, в чём это качество состоит, и позаботиться, чтобы хотя бы будущему поколению достался тот духовно-нравственный облик, которого лишился сам и от которого зависит эволюция человечества на Земле?
Или же поступит оно по-другому: погрузившись в свои мелкие земные проблемы, в заботах о своём материальном благе, оказавшись в западне злобы и алчности, забудет о самом святом — о воспитании молодого поколения? Может быть, даже воспользуется его доверчивостью и вовлечёт в решение своих эгоистических нужд?
Качество жизни во многом зависит от качества воспитания, а качество воспитания зависит от уровня сознания общества, которому доверено творить эту жизнь. Эту мысль можно рассматривать как закономерность, отражающую объективную действительность. А вопрос состоит в том, на каком уровне осознаёт общество само качество жизни и, исходя из этого, качество воспитания.
Проблем у общества всегда уйма. Каждая эпоха рождает свои проблемы. Но среди всех проблем всех эпох проблема воспитания есть постоянная.
Иногда общество той или иной эпохи умаляло значение воспитания и, кстати говоря, оно никогда не уделяло воспитанию достойного внимания. Людям об этом напоминали самые выдающиеся мыслители своего времени, особенно же — классики педагогики. Однако общество не всегда внимало зову Свыше. Так было и, к сожалению, так есть до сих пор: общества и государства стран мира, относятся к проблеме воспитания и образования не с пониманием эволюционного развития человечества, а с позиций узких задач обустройства личной жизни, с позиций политической и экономической коньюнктуры. И это при том, что, повторяя уже сказанное, на Земле нет более важной социально-исторической проблемы, чем воспитание и образование подрастающего поколения, его устремлённость к духовно-нравственному совершенствованию.
Духовная нищета людей есть причина всех социальных бедствий, нравственный упадок ускоряет разложение общества. Алчность, зависть, корысть, чувство собственности, злобы, гордыня, ненависть и тому подобные составляющие тьмы есть те подлинные причины,которые рождают вражду не только между отдельными людьми и сообществами людей, но и провоцируют межгосударственную напряжённость, столкновения, войны. Политики обычно маскируют истинные причины, — бездуховность и безнравственность, — некими (экономическими, геополитическими, национальными, межрелигиозными и т.д. и т.п.) условностями.
Истинная педагогика озабочена созиданием Человека в человеке, Человека благородного и великодушного. Автор прекрасной книги под названием «Педагог» Климент Александрийский (до 215 лет), один из отцов раннего христианства, назначение педагогики определил так: «Педагогика состоит в усмотрении истины по прямому направлению к Богу, в неустанном отпечатлении на себе дел вечно ценных».
В педагогическом процессе все средства, все его компоненты должны быть подчинены этой цели. Среди этих компонентов мыслятся и знания в виде основ наук. Допустимо ли возвеличивание задачи «вооружения» подрастающего поколения основами наук над целью воспитания Благородного Человека? При том, возвеличивание до той степени, что всякие другие цели и задачи воспитания отодвигаются на задний план или вовсе снимаются? Великий Менделеев говорил: давать знания необлагороженному человеку то же самое, что и дать в руки сумасшедшему саблю. Думаю, нам не будет трудно представить, что мог бы натворить озлобленный, корыстный, жадный и т.д. человек, вооружённый современными, пусть даже школьными, знаниями по физике, химии, биологии, психологии, технологий, компьютерной грамотности.
Чему должны служить все науки в школе, все так называемые учебные предметы? Созидать Человека в человеке, облагораживать душу и сердце растущего человека, возвеличивать в его воображении значимость общего блага, взращивать в нём благородство и великодушие, дать импульс движению по прямому направлению к Богу».
Красивое и очень ценное созвучие, по-моему.
Счастья вам и добра!
С любовью, КС

Я бы хотел начать с простого вопроса: почему бедные принимают столько плохих решений? Знаю, это звучит грубо, но давайте взглянем на некоторые данные. Бедняки больше берут в долг, меньше копят, больше курят и пьют, меньше занимаются спортом, и их питание не очень-то здоровое. Почему?

Привычное объяснение было однажды высказано британским премьер-министром Маргарет Тэтчер. Она назвала нищету «дефектом личности». Бесхарактерностью, по сути.

Уверен, немногие из вас настолько прямолинейны. Но мысль о том, что проблема кроется в самих бедняках, принадлежит не одной лишь миссис Тэтчер. Некоторые из вас, возможно, считают, что бедняки должны нести ответственность за свои ошибки. А другие могут поспорить, сказав, что мы должны помочь им принимать более удачные решения. Но основное предположение все же одно: проблема в них самих. «Вот бы мы могли просто изменить их, научить их, как правильно жить, и вот бы они это услышали». Говоря по правде, именно так я думал долгое время. И лишь несколько лет назад я понял: все, что, как мне казалось, я знал о нищете, — неверно.

Все началось, когда я случайно наткнулся на работу американских психологов. Ради увлекательного исследования, которое проводилось в Индии с фермерами, выращивающими сахарный тростник, они проделали путь длиной почти 13 000 километров. Эти фермеры, нужно заметить, как только заканчивается уборка урожая, собирают за раз около 60% своей годовой прибыли. Это означает, что одну часть года они сравнительно бедны, а вторую — богаты. Исследователи попросили их пройти IQ тест до и после сбора урожая. То, что они после этого обнаружили, поразило меня до глубины души. Перед сбором урожая фермеры показали намного худшие результаты. Как выяснилось, последствия жизни в нищете включают в себя уменьшение коэффициента умственного развития на 14 баллов. Это сопоставимо с потерей ночного сна или последствиями алкоголизма.

Несколько месяцев спустя я услышал, что Эльдар Шафир, профессор Принстонского университета и один из авторов этого исследования, собирается приехать в Нидерланды, где я живу. Мы встретились в Амстердаме, чтобы обсудить его новую революционную теорию нищеты. Я могу подвести ее итог в двух словах: менталитет дефицита. Оказывается, люди ведут себя иначе, когда воспринимают нечто как дефицитное. И неважно, что это — время, деньги или пища.

Вам всем знакомо чувство, когда нужно сделать слишком много дел или когда вы откладываете перерыв на обед, и уровень сахара в крови падает. Это сужает фокус внимания до того, чего у вас нет в этот момент: сэндвича, который вы сейчас должны есть, встречи, которая начнется через пять минут, или счетов, которые нужно оплатить завтра. Долгосрочная перспектива вылетает в трубу. Можно сравнить это с новым компьютером, на котором одновременно запущены десять «тяжелых» программ. Он работает все медленнее, возникают ошибки… Наконец, он зависает. Не потому, что компьютер плохой, а из-за того, что он должен делать сразу слишком многое. У бедняков такая же проблема. Они принимают плохие решения не из-за своей глупости, а потому что они живут в обстановке, где каждый принимал бы неверные решения.

Вдруг я понял, почему так много программ борьбы с бедностью не дают результатов. Инвестиции в сферу образования, например, часто совершенно бесполезны. Бедность — не отсутствие знаний. Недавно аналитики изучили 201 исследование эффективности курсов по финансовой грамотности и пришли к выводу, что обучение практически не принесло результатов. Поймите меня правильно: это не говорит о том, что бедняки ничему не могут научиться, они могут стать даже умнее. Но этого недостаточно. Как профессор Шафир сказал мне: «Это как научить человека плаванию, а затем бросить его в бушующее море».

До сих пор помню, как сидел там в замешательстве, а затем меня посетило озарение, что мы могли разобраться в этом десятки лет назад. Психологам не нужны были результаты сканирования мозга, они должны были только узнать коэффициент интеллекта фермеров, а сами тесты были разработаны более ста лет назад. Я вспомнил, что уже читал о психологии бедности. Джордж Оруэлл, один из величайших писателей всех времен, узнал о нищете на собственном опыте в 1920-х. Он написал тогда, что «суть бедности» состоит в том, что она «уничтожает будущее». И он удивлялся, цитирую: «Как люди считают естественным право давать отповедь и читать вам мораль, как только ваш доход падает ниже определненного уровня».

Эти слова точно так же актуальны и сегодня. Главный вопрос, конечно же, — что можно сделать? У современных экономистов припрятано несколько решений. Мы можем помочь беднякам с бумажной работой или отправлять им сообщения с напоминаниями об оплате счетов. Такой подход невероятно популярен у современных политиков по большей части из-за того, что это почти ничего не стоит. Подобные решения, как мне кажется, — символ нашей эпохи, где мы так часто лечим симптомы, игнорируя основную причину.

Поэтому мне интересно: почему бы нам просто не изменить обстановку, в которой живут бедные? Или, возвращаясь к аналогии с компьютером, зачем возиться с программами, если можно легко решить проблему, добавив памяти? На это профессор Шафир ответил мне пустым взглядом, а спустя несколько секунд сказал: «О, я понял! Вы хотите сказать, нужно дать бедным больше денег, чтобы искоренить нищету. Конечно, это было бы замечательно, но, боюсь, такого левого направления, который есть здесь, в Амстердаме, нет в Америке».

Действительно ли это старомодная левая идея? Помню, как однажды читал о старом плане — идеях, которые были предложены лучшими мыслителями в истории. Философ Томас Мор впервые упомянул об этом в своей «Утопии» более 500 лет назад. Его сторонники распространили это на весь спектр идей: от левых до правых, начиная от борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга и заканчивая экономистом Милтоном Фридманом. Это невероятно простая концепция: безусловный базовый доход.

Что это? Сейчас вы запросто поймете. Это ежемесячные выплаты, которых хватает на основные нужды: еду, жилье и образование. Они выдаются без всяких условий, поэтому никто не будет вам указывать, что нужно сделать, чтобы их получить, и как ими распорядиться. Базовый доход — не привилегия, а право. Здесь нет никакой заклейменности. Как только я узнал об истинной природе бедности, спрашивал себя снова и снова: возможно ли, что это — та самая идея, которую мы все ждали? Может ли все действительно быть так просто? В последующие три года я прочел все, что смог найти по теме базового дохода. Я изучил десятки экспериментов, которые проводились по всему миру, и прошло не так много времени, как я наткнулся на историю городка, в котором это смогли сделать… по-настоящему искоренить нищету. Но потом… почти все забыли об этом.

Все началось в канадском городке Дофине. В 1974 каждый получал безусловный базовый доход, и таким образом никто не заходил за черту бедности. В начале эксперимента толпа исследователей заполонила город. Четыре года все шло хорошо. Затем правительство сменилось, и новые канадские министры не увидели смысла в дорогостоящем эксперименте. Когда стало ясно, что средств для анализа результатов не осталось, исследователи убрали все бумаги, и вышло примерно 2 000 коробок. Прошло 25 лет, и канадский профессор Эвелин Фордже обнаружила их записи. Три года она изучала данные при помощи всех методов статистического анализа, и какой бы она не использовала, каждый раз результат был одним и тем же: эксперимент был потрясающе успешным.

Фордже обнаружила, что жители Дофина не только стали богаче, но также умнее и здоровее. Дети стали значительно лучше учиться. Частота госпитализации снизилась на 8,5 %. Случаи домашнего насилия стали происходить реже. Уменьшились и жалобы на психическое здоровье. Люди не увольнялись с работы. Единственные, кто работал немного меньше — молодые матери и дети, которые задерживались в школе. Похожие результаты были получены в других бесчисленных экспериментах по всему миру: от США до Индии.

Итак… вот что я узнал. Когда дело касается бедности, мы, богатые, должны перестать притворяться, что знаем, как лучше действовать. Нужно перестать отправлять обувь и игрушки нищим, тем, кого мы никогда не видели. Необходимо избавиться от широко распространившейся патерналистской бюрократии, передав их зарплаты тем беднякам, которым они должны помогать.

Потому что самое замечательное в деньгах то, что люди могут потратить их на нужные для себя вещи, а не на то, что им требуется по мнению самоназначенных экспертов. Только представьте, сколько блестящих ученых, предпринимателей и писателей, таких как Джордж Оруэлл, сейчас прозябают в нищете. Представьте, сколько энергии и талантов проявятся, если бедность исчезнет раз и навсегда. Уверен, базовый доход сыграет роль венчурного капитала. И мы не можем позволить себе отказаться от этого, потому что нищета обходится очень дорого. Посмотрите, например, на стоимость детской бедности в США. Она оценивается в $500 млрд, которые уходят ежегодно из-за повышенных расходов на здравоохранение, высокого уровня отсева из школ и большого числа преступлений. Это невероятная растрата человеческого потенциала. Давайте поговорим об очевидном. Как вообще можно перейти к модели безусловного базового дохода? На самом деле, это обойдется дешевле, чем вы думаете. В Дофине финансирование шло за счет отрицательного подоходного налога. Это значит, что ваш доход увеличивается, когда вы заходите за черту бедности. В таком случае, опираясь на лучшие имеющиеся оценки наших экономистов, при чистых издержках обращения в размере 175 млрд — четверти военного бюджета США или 1% ВВП — можно вытащить из нищеты всех обедневших американцев. Фактически, можно искоренить нищету. Это должно стать нашей целью.

Время мелких задумок и небольших изменений прошло. Я совершенно уверен, что настал час принципиально новых идей, и базовый доход намного лучше еще одной стратегии, придуманной политиками. А еще это полное переосмысление того, что такое работа на самом деле. В данном случае это поможет не только бедным, но и всем нам.

Сегодня миллионы людей ощущают, что их работа не так уж полезна или значительна. Недавний опрос 230 000 работающих людей в 142 странах показал, что только 13% опрошенных действительно любят свою работу. А после другого соцопроса стало понятно, что 37% трудящихся Британии занимают должность, которой, по их мнению, и быть-то не должно. Прямо как в «Бойцовском клубе», где Брэд Питт сказал: «Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить то, что нам не нужно».

Поймите меня правильно, я говорю не об учителях, мусорщиках и тех, кто ухаживает за людьми. Если они перестанут работать, возникнут проблемы. Я говорю о высокооплачиваемых профессионалах с прекрасными резюме, которые работают… стратегическими транзакторами на встречах, где они продумывают величину добавочной стоимости из-за неорганизованного сотрудничества в сетевом обществе. Или делая что-то вроде того. Снова представьте, сколько талантов пропадают, так как мы говорим детям, что они должны «зарабатывать на жизнь». Или вспомните, как несколько лет назад гений математики, работающий в Facebook, сетовал: «Лучшие умы моего поколения думают о том, как заставить людей кликать на рекламные объявления».

Я историк. Если история чему-то нас и учит, так это тому, что все может быть по-другому. Нет ничего, что нельзя было бы изменить в том, как сегодня построены общество и экономика. Идеи могут менять мир, и они это делают. Думаю, особенно в последние несколько лет стало совершенно очевидно, что мы не можем держаться за статус-кво — нам нужны новые концепции.

Знаю, многие из вас могут пессимистически относиться к будущему из-за роста неравенства, ксенофобии и изменения климата. Но недостаточно знать, чтó нам не нравится, нужно еще и понимать, чего мы хотим. Мартин Лютер Кинг не говорил: «У меня есть кошмар». У него была мечта.

Так что… вот о чем я мечтаю: я верю в будущее, где ценность работы определяется не размером зарплаты, а количеством счастья, которое вы несете в мир, смыслом, который вы несете. Я верю в будущее, где цель образования — подготовить вас не к очередной бесполезной работе, а к тому, чтобы вы хорошо прожили жизнь. Я верю в будущее, где жизнь без нищеты — не привилегия, а право, которого мы все заслуживаем. И вот мы здесь. Вот мы здесь. У нас есть проведенные исследования, есть доказательства и инструменты.

Сейчас, когда прошло более пятисот лет с момента, как Томас Мор написал о базовом доходе, и сто лет после того, как Джордж Оруэлл раскрыл истинную природу бедности, нам всем нужно изменить свое мировоззрение, потому что нищета — не бесхарактерность. Нищета — это отсутствие денег.

Перевод: Анна Радич
Редактор: Питер Паллос

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5.3).
Μακάριοι οἱ πτωχοὶ τω̨̃ πνεύματι ὅτι αὐτω̃ν ἐστιν ἡ βασιλεία τω̃ν οὐρανω̃ν.
Среди евангельских заповедей блаженств эта заповедь неслучайно употребляется первой. Она задает камертон слушателю или читателю, потому что в самом начале Нагорной проповеди и изложения заповедей блаженств говорит о самой главной христианской добродетели – смирении или смиренномудрии. Без нее любые другие добродетели могут оказаться бесполезными и даже послужить причиной падения и духовной гибели, поскольку могут подтолкнуть к самомнению и гордости. Именно гордость погубила даже самого светлого и совершенного ангела, действительно обладавшего всеми возможными достоинствами кроме одного – смирения или нищеты духа.

Сцена из спектакля Московского Малого театра «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Открытка 1909 г.

Нищета духа – это, в частности, означает не приписывать себе в заслугу ни совершенных тобой хороших поступков, ни своих талантов и способностей. Ведь свой нрав и характер мы не создаем себе сами. Он – следствие либо уже чего-то заложенного в нашей натуре, либо хорошего воспитания, которое опять же не нами устроено и в этом смысле тоже дар. И если когда-то вдруг получится встать перед Богом и ощутить Его присутствие, то невозможно не почувствовать собственную нищету и убожество. Как говорил блаженный Августин, «кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно».
Интересен один из оттенков значения в древнегреческом слове ὁ πτωχός (ptōhos) – нищий, бедняк. Оно является однокоренным с глаголом πτώσσω или πτήσσω, что значит пугаться, припадать от страха, нагибаться, трепетать. Поэтому один из возможных, поясняющих основное значение переводов на русский язык этого очень известного выражения «нищие духом» будет что-то вроде трепещущие и склонившиеся Духом или в Духе
Что касается трепета или страха, то страх Божий книга Притч зовет началом премудрости (Пр. 1.7). Человеческое сердце несовершенно, и если считать, что правильное отношение к заповедям с самого начала исчерпывается любовью, то легко отдаться на волю собственных непросветленных склонностей. Ведь одна из необходимых добродетелей – недоверие к собственным порывам и напрашивающимся чувствам, понимание того, что это чаще всего стремления все того же ветхого человека, в которых много самоугождения, скрытого под разными благовидными предлогами. Правильная любовь, по Евангелию, хотя бы отчасти – это только то, что может появиться лишь со временем, после долгого и трудного духовного пути, восхождения.
Вот что по поводу страха Божия говорил Сергей Иосифович Фудель:
«Есть особая проба на золоте христианства, по которой его никогда ни с чем не спутаешь и по которой всегда можно отделить от него всякое не истинно христианское учение, в частности, сектантство… Этой золотой пробой является страх Божий. Человека, чье сердце ранено любовью к Богу, – сам страх потерять его ведет за собой. Ведь первоначальный толчок любви в обретенной вере подобен малому лучу, и ощущающий его не смеет и не должен, из-за духовной осторожности, даже и называть его настойчиво – любовью. Любовь надо доказать, а не преждевременно утверждать себя ее имеющим… «.

Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия” (свт. Игнатий Брянчанинов). «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань” (преп. Исаак Сирин)».

Интересно, что один из оттенков древнегреческого слова «нищий», использованного в Новом Завете – это склонившийся, припавший к земле. Дело в том, что это для языческой античности характерны гордые, исполненные чувства собственного достоинства телесные позы, «прямые спины» как свидетельства несломленного духа. Такая стойкость в трудных обстоятельствах была на самом деле во многом обусловлена полисными гарантиями политической свободы, когда закон гарантировал, что над свободным человеком и его телом не будет чиниться никакого насилия, никаких пыток.
Во времена же первых христиан-мучеников подвергали разным страшным пыткам, и истинная святость и мужество порой представали в совсем неэстетичном виде. Вообще кротость или смирение как главные христианские добродетели не могут ассоциироваться с «прямыми спинами» и часто употребляемым, но очень смутно понимаемым выражением «чувство собственного достоинства». Смиренный, нищий духом – это тот, кто в Святом Духе, в смирении и кротости склонился перед Богом, как Христос склонился перед Отцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *