Но все же запятые

Учебник для 10-11 классов

Русский язык

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

449. Прочитайте. Укажите средства связи частей в сложных предложениях (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, интонация). Объясните расстановку знаков препинания.

1) Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедлила явиться в роще. 2) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3) Лиза вышла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала её. 4) Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги… 5) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом.

(А. Пушкин)

Сложносочинённое предложение

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятой, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (Л.); 2) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

2. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: 1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Г.); 2) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (Т.)

3. Когда второе предложение неожиданно присоединяется к первому или резко противопоставляется ему, то между предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст — и все хохочут. (П.); 2) Стрела выходит из колчана, взвилась — и падает казак с окровавлённого кургана. (П.)

4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже, они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.); 2) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)

450. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и где — предложения с однородными сказуемыми. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. (Арс.) 5) Разговор показался ему интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжался ещё около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей. (Пришв.) 14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю. (М.-Мак.)

451. Спишите, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении укажите грамматическую основу.

I.1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья… молча смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попустословил бы с поваром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)

II. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться. (П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт собаки да он видно не в духе был. (Т.)

452. Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное предложение. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (Л.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться. (Л.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют каменные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков. (Л.) 12) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

453. Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое предложение.

Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

454. Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то … не то, а, но, или.

455. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

I. 1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении вдруг перед нами открылась древняя речная терраса нисходящая в другую д. .лину покрытую другой растительностью. (Пришв.) 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. (Пришв.) 3) Гремел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. (Пришв.) 4) Заря разгоралась за окнами и в свете её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. (Пауст.) 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. (А. Н. Т.) 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. (Нов.-Пр.) 7) За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молочной. (Кор.)

456. Объясните постановку знаков препинания перед повторяющимся союзом и, определите роль многосоюзия.

1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А. Пушкин)

457. Спишите текст, составленный на основе воспоминаний современника А. С. Грибоедова — впоследствии известного актёра П. Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подготовьтесь к пересказу текста. Найдите в тексте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том числе фразеологические. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как называется такое средство выразительности языка?

В 1824 году по..вилась в рукопис.. бе..мертная комедия Грибоедова. Мы предложили Александру Сергеевичу раз..грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх»щени» от этого предложения. В несколько дней расписали роли в неделю их выучили и дело пошло на лад.

Сам Грибоедов пр..езжал к нам на репетици.. и очень усердно учил нас. Надо было видеть с каким простодушным удовольствием он пот..рал себе руки видя своё «Горе от ума» на нашем ребяческом театре. Он был очень доволен нами и мы были в восторге что могли угодить ему. На одну из репетиций он пр..вёл с собой Александра Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера и те также нас похв..лили…

Наконец комедия была уже совсем пр..готовлена и на следующий день назначен был спектакль, но увы все наши хлопоты и надежды лопнули как мыльный пузырь. Накануне самого представления (во)время последней репетиции ..вляет(?)ся к нам инспектор Бок и об..вляет что пьесу (не)одобре..ую цензурой нельзя играть в театральном училище. Мы отправились сейчас же к Грибоедову и этим роковым известием сильно его ог..рчили.

Итак поэту (не)сужде..о было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени.., как наше) своей бе..мертной комедии.

НАПИСАНИЕ ГЛА­ГО­ЛОВ И ГЛА­ГОЛЬ­НЫХ ФОРМ

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма глагола;

—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

11.1 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

— Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов (пункт 11.1.1)

—Безударные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни (пункт 11.1.2)

—Безударные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни (пункт 11.1.3)

Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению. Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)
Единственное число Множественное число
Окончание ударное Окончание безударное Окончание ударное Окончание безударное
я идУ, поЮ я пишУ, делаЮ мы идЁМ, поЁМ мы пишЕМ, делаЕМ
ты идЁШЬ, поЁШЬ ты пишЕШЬ, делаЕШЬ вы идЁТЕ, поЁТЕ вы пишЕТЕ, делаЕТЕ
он, она, оно идЁТ, поЁТ он пишЕТ, делаЕТ они идУТ, поЮТ они пишУТ, делаЮТ
Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ)
Единственное число Множественое число
Окончание ударное Окончание безударное Окончание ударное Окончание безударное
я сижУ, кричУ я дышУ, смотрЮ мы сидИМ, кричИМ мы дышИМ, смотрИМ
ты сидИШЬ, кричИШЬ ты дышИШЬ, смотрИШЬ вы сидИТЕ, кричИТЕ вы дышИТЕ, смотрИТЕ
он, она, оно сидИТ, кричИТ он дышИТ, смотрИТ они сидЯТ, кричАТ они дышАТ, смотрЯТ

Пояснения к таблице.

1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ.

Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ.

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

Обратите внимание: фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.

I спряжение II спряжение

Все осталь­ные гла­го­лы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

брить (бреют),

стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

зиждиться (зиждутся);

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Об­ра­ти­те внимание: до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

Примечание 2: Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Ин­фи­ни­тив будет «настраивать», что делать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «настраивает». Это пер­вое спряжение, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сделать), то уж вы­хо­дит вто­рое спряжение, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сделает, со­вер­шен­но­го вида).

Примечание 3. По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

Примечание 4. В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет сложности. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справке» к за­да­нию 10.

Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).

НАВЕРХ

Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

НАВЕРХ

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола. Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

УТ/ЮТ АТ/ЯТ

ИдУТ-идУЩий

ПоЮТ- поЮЩий

ДумаЮТ- думаЮЩий

КрасЯТ-красЯЩий

СлышАТ-слышАЩий

ЛечАТ- лечАЩий

КлеЯТ- клеЯЩий

И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

Возьмём гла­гол «следовать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оста­вим основу, до­ба­вим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к за­да­нию 10 это слово было в табличке, по­то­му впи­сы­ва­ем лелеЯть, а далее по схеме: спря­же­ние I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля…щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

Запомним слова-исключения из этого правила:

брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

НАВЕРХ

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

ЕМ ИМ

ОкрашиваЕМ -окрашиваЕМый

ПросматриваЕМ- просматриваЕМый

УвлекаЕМ-увлекаЕМый

ВидИМ-видИМый

СлышИМ-слышИМый

ЗависИМ- зависИМый

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

Расходу…мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спря­же­ния , суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Неконтролиру…мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

НАВЕРХ

11.2 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

—Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни (пункт 11.2.1)

—Глас­ные перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни (пункт 11.2.2)

—Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни (пункт 11.2.3)

Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива, поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола, ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

Приведём примеры из задания 11

ненавид…вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

Обратите внимание: то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Сравним пары слов в столбиках:

Причастия (какой?, ко­то­рый что сделал) Деепричастия (что сделав?)

НастроИвший

ПросмотрЕвший

ПрижАвшийся

ПрисЕвший

НастроИв

ПросмотрЕв

ПрижАвшись

ПрисЕв

Гласная буква—суффикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «перешла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы глагола, от ко­то­рой обе формы образованы.

Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

НАВЕРХ

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

НАВЕРХ

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

РАЗЛИЧАЙТЕ:

выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 7 класс ( итоговые контрольные диктанты за 7 класс).

***

Дубровский узнал эти места. Он вспомнил, что на этом самом холме он играл с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе. Он хотел о ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость удержала его.

Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькнувшее между деревьями. В это время Антон ударил по лошадям и пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и слева на открытом месте серенький домик с красной кровлей. Сердце в нём забилось, потому что перед собой увидел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор и посмотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, посаженные при нём около забора, стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, когда-то украшенный тремя цветниками, превратился в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

(По А.С. Пушкину)

(145 слов)

Задания к тексту:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, графически объясните в нём знаки препинания.

2) Подберите однокоренные слова к слову выросли. Обозначьте морфемы, которыми они различаются.

3) Обозначьте ударение в слове осведомиться.

4) Сделайте морфемный разбор слов ветвистыми и опутанный. Какими частями речи являются эти слова?

Русский язык / 7 класс / Итоговые контрольные диктанты

Все диктанты по русскому языку для 7 класса >>>

Преподавателю: Данный контрольный диктант проводится с учащимися 7 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися курса русского языка 7 класса.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 9 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

Постановка запятой перед союзом КАК

Запятая перед союзом КАК ставится в трех случаях:

1. Если этот союз входит в обороты, близкие по роли в предложении к вводным словам, например: КАК ПРАВИЛО, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК СЛЕДСТВИЕ, КАК ВСЕГДА, КАК СЕЙЧАС, КАК НАРОЧНО, КАК НАПРИМЕР, КАК ТЕПЕРЬ: Утром, как нарочно, начался дождь;

2. Если этот союз соединяет части сложноподчиненного предложения, например: Мы долго смотрели, как тлеют угли костра;

3. Если в предложении есть обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, который начинается с союза КАК, например: Ее голос звенел, как самый маленький колокольчик;

Обратите внимание: если предложение продолжается после оборотов с союзом КАК, то необходимо поставить еще одну запятую в конце оборота. Например: Внизу, как зеркало, блестела вода; Мы долго смотрели, как тлеют угли костра, не в силах оторваться от этого зрелища.

Не обособляются обороты с союзом КАК в пяти случаях:

1. Если оборот с союзом КАК в предложении выступает в роли обстоятельства образа действия, например: Тропинка извивалась как змея. В таких случаях оборот с КАК можно заменить наречием (ПО-ЗМЕИНОМУ) или существительным в творительном падеже (ЗМЕЕЙ). К сожалению, не всегда обстоятельства образа действия можно с полной уверенностью отличить от обстоятельств сравнения.

2. Если оборот с союзом КАК входит в состав фразеологизма, например: Во время обеда она сидела как на иголках;

3. Если оборот с союзом КАК входит в состав сказуемого и предложение без такого оборота не имеет законченного смысла, например: Она держится как хозяйка;

4. Если союз КАК стоит между подлежащим и сказуемым (без этого союза там требовалось бы поставить тире), например: Озеро как зеркало;

5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или частицы СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРОСТО, например: Они все делают не как соседи или Волосы у нее вьются точь-в-точь как у матери;

Кроме этого, надо помнить, что слово КАК может быть частью составного союза КАК… ТАК И… или ТАК КАК, а также оборотов С ТЕХ ПОР КАК, С ТОГО ВРЕМЕНИ КАК, ПО МЕРЕ ТОГО КАК, КАК МОЖНО МЕНЬШЕ (БОЛЬШЕ) и др. В этом случае, естественно, запятая перед КАК тоже не ставится, например: Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь (Салтыков-Щедрин). Он не взял с собою котлеты на завтрак и теперь жалел об этом, так как ему уже хотелось кушать (По Чехову).

Упражнение

  1. Я услышал бы_ как открывалась дверь.
  2. Она была бледна какой-то индусской бледностью, родинки на ее лице стали темней, чернота волос и глаз_ как будто еще чернее (Бунин).
  3. И разве так_ как теперь_ жил Париж! (Бунин).
  4. Что ж, помогу, отец, только не вини, коль выйдет_ не как задумывал.
  5. Она_ как авторитетно утверждают мои родители и начальники_ родилась раньше меня (Чехов).
  6. «Благородные» дома я посещал редко, но в театре был_ как свой — и пропасть поедал пирожков по кондитерским (Тургенев).
  7. Ложась спать, я, сам не знаю зачем, раза три повернулся на одной ноге, напомадился, лег и всю ночь спал_ как убитый (Тургенев).
  8. Будет звучать и ныть_ как струна, а песни от нее не жди (Тургенев).
  9. У нас все_ не как у людей! (Салтыков-Щедрин).
  10. Теперь, закутанный в башлык и бурку, из-под которой торчала винтовка, он ехал с одним мюридом, стараясь быть_ как можно меньше замеченным, осторожно вглядываясь своими быстрыми черными глазами в лица попадавшихся ему по дороге жителей (Толстой).
  11. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели_ как на преступления (Толстой).
  12. Гости приехали_ как снег на голову.
  13. Навстречу ему из двери быстро вышел лет пятнадцати мальчик и удивленно уставился черными_ как спелая смородина_ блестящими глазами на приехавших (Толстой).
  14. В то время_ как Хаджи-Мурат входил, из внутренней двери вышла немолодая, тонкая, худая женщина, в красном бешмете на желтой рубахе и синих шароварах, неся подушки. (Толстой).
  15. Я сопровождал капитана_ не как слуга. Веселил ее тоже чистый, сравнительно с острогом, весенний воздух, но больно было ступать по камням отвыкшими от ходьбы и обутыми в неуклюжие арестантские коты ногами, и она смотрела себе под ноги и старалась ступать_ как можно легче (Толстой).
  16. А дальше лежит луг, вязкий_ как болото (Титов).
  17. Одна из них, самая сумасбродная, была та, что я хотела идти к нему, объясниться с ним, признаться ему во всем, откровенно рассказать ему все и уверить его, что я поступила_ не как глупая девочка, но с добрым намерением (Достоевский).
  18. Вот я учился, учился, а спроси меня_ как человеку жить надо, — я и не знаю (Толстой).
  19. Послышался мне голос, слабый, медленный и сиплый_ как шелест болотной осоки (Тургенев).
  20. Эти эксперименты можно было бы провести_ как месяцем раньше, так и месяцем позже.
  21. Улицы между домами были узкие, кривые и глубокие_ как трещины в скале (Андреев).
  22. Любители используют эту рыбу_ как естественные часы в комнатном аквариуме (По В. Матизену).
  23. На западе небо всю ночь зеленоватое, прозрачное, и там, на горизонте_ как сейчас_ все что-то тлеет и тлеет… (Бунин).
  24. Ростов почувствовал_ как под влиянием жарких лучей любви… на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор_ как выехал из дома (Толстой).
  25. Народу в вагоне было_ как сельдей в бочке.
  26. В нем присутствует ирония_ не как черта стиля или прием, но как часть общего миропонимания автора (Лакшин).
  27. Когда Степан Трофимович, уже десять лет спустя, передавал мне эту грустную повесть шепотом, заперев сначала двери, то клялся мне, что он до того остолбенел тогда на месте, что не слышал и не видел_ как Варвара Петровна исчезла (Достоевский).
  28. Но глаза_ как будто не глупые и блестящие, как у Марии Крессе (Булгаков).
  29. — Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили, — сказал князь, по привычке_ как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили (Толстой).
  30. Арманда стала уже приходить в отчаяние_ как приехал из Отейля тамошний кюре, Франсуа Луазо, подружившийся с Мольером в то время, когда тот проживал в Отейле (Булгаков).
  31. Но не успели они подняться_ как за дверями наверху нетерпеливо зазвенел колокольчик (Булгаков).
  32. «Терзайте, – говорит, – их: теперь нет их молитвенника», – и проскакал мимо; а за сим стратопедархом – его воины, а за ними_ как стая весенних гусей тощих_ потянулись скучные тени, и все кивают владыке грустно и жалостно, и все сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! – он один за нас молится» (Лесков).
  33. Увидав такое, люди останавливались_ как вкопанные. «Проелись, голубчики! зиму-то пропраздновали, а к весне и животы подвело!» – рассуждает Порфирий Владимирыч сам с собою, а он, как нарочно, только-только все счеты по прошлогоднему полеводству в ясность привел (Салтыков-Щедрин).
  34. Как нарочно_ и он не пришел нынче, а у меня еще целая страшная ночь впереди! (Бунин).
  35. Поймите, что этот ребенок, которого вы принимаете сейчас в покленовском доме, есть не кто иной_ как господин де Мольер! (Булгаков).
  36. Базар_ как бы другой город в городе (Бунин).
  37. Однако последовательное применение этого метода, трактующего литературу_ не как плод органического творчества, а как среду культурного общения, в конце концов стало тормозить развитие литературоведения (Эпштейн).
  38. Рядом с ним она чувствовала себя_ как за каменной стеной. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились_ как он мог до сих пор оставаться незамеченным (Лесков).
  39. Еще молодой, красавец собою, с состоянием, одаренный многими блестящими качествами, несомненным остроумием, вкусом, неистощимою веселостью, он явился_ не как искатель счастья и покровительства, а довольно самостоятельно (Достоевский).
  40. Половина даже, бывало, подохнет, а воспитанию не поддаются: стоят на дворе — все дивятся и даже от стен шарахаются, а все только на небо_ как птицы_ глазами косят (Лесков).
  41. Кричит_ как орел: стой, стрелять буду! (Бунин).

Всего найдено: 21

Вопрос № 303725

Здравствуйте! Прошу прощения, что задаю вопрос повторно, но мне очень нужно заручиться поддержкой авторитетного источника в одном, казалось бы, очевидном вопросе. Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что в следующем предложении логическое ударение падает на первую часть составного союза, что позволяет поставить запятую между его частями? «Сколько времени необходимо для того, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?» Есть ли возможность в этом предложении поставить запятую после «необходимо»? Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта пунктуационного оформления (в зависимости от соответствующего интонационно-логического членения предложения).

Вопрос № 282516

Добрый день!
В вопросе 282500 вы дали ответ о слитном написании слова «стереовидеосенсор». В связи с этим возник еще один вопрос: на сайте «Тотального диктанта» пишут: «радио-телеведущий», хотя, казалось бы, правило аналогично. Почему написание таково?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически правильно слитное написание (или так: радио- и телеведущий). На сайте ошибка. Передадим Ваше замечание команде проекта.

Вопрос № 278789

Добрый день! Скажите, в чем разница между двумя, казалось бы, синонимичными выражениями: жить на голодном пайке и на сухом пайке. Если мы имеем в виду, что нужно жить экономно, без излишеств, то какое правильнее употребить?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае — на голодном пайке (сидеть, жить).

Вопрос № 274608

Здраствуйте!
У меня к Вам два вопроса.
1. «Обычное, казалось бы, дело. Но ступеньки и тропинки эти не обычные. Они ведут к Пушкину.» В данном случае «не обычные» пишется раздельно, так как подразумевается противопоставление?
2. «Совсем недавно школу закончила Татьяна Ларина. Не пушкинская, конечно.» Какое правило в данном случае объясняет раздельное написание «не пушкинская»? Интуитивно я правильно написал, но не смог найти соответствующего правила.
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

1. Раздельное написание допустимо.

2. Правильно – раздельное написание при возможности подстановки слов, усиливающих отрицание (отнюдь не пушкинская).

Вопрос № 274374

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужна ли указанная запятая:
В широтах, казалось бы (,) далёких от…
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

Вопрос № 273996

Встретил в Живом Журнале (http://ls-gramota.livejournal.com/3921.html) пример пунктуации, представляющийся мне недостоверным.
В этом посте ЖЖ говорится буквально следующее:
«ЕСЛИ ОБОРОТ С «НАПРИМЕР» ВЫДЕЛЕН СКОБКАМИ ИЛИ ТИРЕ, ТО ПОСЛЕ «НАПРИМЕР» СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ.
• Многие мальчики (например, Петя) ведут себя плохо.»
Вариант со скобками возражений не вызывает, но вариант с тире здесь, казалось бы, не должен иметь никакой запятой после «например» и быть таким:
• Многие мальчики — например Петя — ведут себя плохо.»
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Заранее благодарны Вам за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Тире здесь выступает в той же функции, что и скобки. Пунктуация должна быть аналогичной.

Вопрос № 270871

Здравствуйте!
Назрел спор. Нужна ли запятая в выражении «руки мягкие (,) словно пластилин»? Я склоняюсь к тому, что не нужна, потому что «словно» содержит в фразеологический характер, если следовать правилу (Бедняга тамбурмажор стоял ни жив ни мертв и дрожал словно осиновый лист). Моя подруга говорит, что нужна, в противовес выставляя аналогичную фразу, где запятую, казалось бы, точно нужно поставить: «ты твёрдая, словно морковка». Поясните, как эти тонкости различать.
Спасибо.
С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Мягкий, словно пластилин — это выражение не является устойчивым. Запятая ставится.

Вопрос № 267732

Значения слов «максимум» и «минимум» вопросов, казалось бы, ни у кого не вызывают. Но как быть в следующем случае: «До сегодняшней ночи температура была …. -28 градусов»? «Максимум» или «минимум» нужно поставить на месте точек? И почему? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае — во избежание неоднозначного прочтения — лучше вообще не использовать слова максимум и минимум, а обойтись описательными конструкциями, например: самая низкая температура — такая-то.

Вопрос № 267385

Нужно ли обособлять «казалось бы» в предложении «Вы удивитесь, как может звучать казалось бы знакомый инструмент»?

Ответ справочной службы русского языка

Да, это вводное слово следует обособлять: Вы удивитесь, как может звучать, казалось бы, знакомый инструмент.

Вопрос № 263184

Уважаемые сотрудники!
Ваши ответы очень часто напоминают русскую народную поговорку «Ему про Фому, а он про Ерему».
Хотя, казалось бы, чего проще — не знаешь, что ответить, так честно и скажи, и передай ответ другому специалисту. Ведь не один же он у вас!
Я задала вам вопрос.
____________________________________________
Вопрос № 263162
Уважаемые специалисты!
Ответьте, пожалуйста, как лучше написать:
— присутствовать в подведомственности;
— находиться в подведомственности;
— числиться …
Ответьте, пожалуйста, непременно — спор зашел нешуточный. Особенно о «присутствовать». И, если можно, аргументированно.
Очень-очень нужно.
Спасибо!
Е.А. Щ-ч
_____________________________________
И вот что вы ответили.
_____________________________________
Ответ справочной службы русского языка
Вместо «находиться в подведомственности» лучше сказать подчиняться, быть в управлении кого-либо.
________________________________________________
Ведь из моего вопроса совершенно ясно, что в предложении (специфика юридического текста) слов «в подведомственности» избежать нельзя и попросила аргументированно ответить, какой из перечисленных вариантов предпочтительней, а какой лучше вообще не употреблять. И — главное — почему?

И ни о каком подчинении или управлении речь не идет. Речь идет о том, что подразделение организации находится на территории, подведомственной определенному налоговому органу.
Автор статьи настаивает на «присутствии в подведомственности», нам (редакции) кажется, что лучше было бы сказать «находиться в подведомствености».
И мы обратились к вам за помощью и аргументами, а получили непонятно что.
Пожалуйста, извините нас за некоторую резкость, но прошу вас попытаться еще раз ответить на наш вопрос.
Нам кажется, что «присутствие» тут менее уместно, так как речь не идет об одушевленном лице…
Или тут действует какое-то другое правило?
Помогите, пожалуйста!
С уважением, Е.Щ.

Ответ справочной службы русского языка

Глаголы «присутствовать», «находиться» и «числиться» различаются в первую очередь смысловыми оттенками, в конечном счете выбирать Вам исходя из требуемого содержания. Если в Вашем случае нельзя избежать использования слов «в подведомственности», то следует просто руководствоваться толковым словарем. Обратите внимание на синонимические ряды (приводим синонимы только для актуальных значений): присутствовать = иметься, наличествовать; находиться = располагаться, быть, пребывать; числиться = «иметься у кого-либо или быть в каком-либо состоянии согласно записи, документу и т. п.». Просим также обратить внимание на то, что глагол «присутствовать» в указанном значении вполне корректно сочетается с неодушевленными существительными.

Кстати, сочетание «подразделение организации находится на территории, подведомственной определенному налоговому органу» кажется нам более удачным. Может быть, так и оставить?

Вопрос № 260437

Добрый день, подскажите, пожалуйста, правильно ли в предложении оформлена пунктуация, есть ли в нем прямая речь? Заранее спасибо.
Приходиться иной раз слышать: зачем сегодня, в столь нелегкое для России и ее граждан, погруженных в свои тяжкие заботы, время, нужно обращение к эпохе давно, казалось бы, канувшей в лету, кто нам сегодня Ломоносов, зачем необходимо ломоносоведение?

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае кавычки не нужны. Это не прямая речь, а слова, не имеющие конкретного автора. Обратите внимание: в приведенном Вами тексте есть орфографические и пунктуационные ошибки.

Вопрос № 244457

Как правильно расставить знаки препинания в таком предложении:
«Зато казалось бы один из опанейших морских хищников акула на деле оказался не таким уж страшным»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможный вариант: Зато, казалось бы, один из опаснейших морских хищников, акула, на деле оказался не таким уж страшным.

Вопрос № 235499

Подскажите, пожалуйста, в предложении: «Уже многим она помогла решить, казалось бы, неразрешимые проблемы» нужно ли выделять запятыми «казалось бы» и почему? или нужно выделять запятыми «казалось бы неразрешимые»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятые поставлены правильно (для выделения вводного слова).

Вопрос № 230034

К вопросу 230021. Спасибо за ответ. Существует ли правило, регламентирующее такое написание? Интересует, почему в однотипных, казалось бы, предложениях различная пунктуация.

Ответ справочной службы русского языка

См. в http://spravka.gramota.ru/pravila.html?zap_2.htm .

Вопрос № 225749

В публицистике сейчас принято опускать кавычки при написании названий компаний.
1) Есть ли какое-нибудь правило, устанавливающее это?
2) Пишутся ли в кавычках названия на иностранных языках, например, компания Nokia?
3) Всегда ли нужно использовать кавычки при употреблении перед названием родового понятия. например, компания «ЛукОйл» или просто компания Лукойл?
4) Как поступать при смешении в предложении однородных членов, некоторые из которых сопровождаются такими родовыми понятиями, а другие — нет. Например в имиджевом тексте о компании принято решение не ставить название компаний в кавычки. Но как избежать недоразумений при использовании таких предложений: В Альянс входят Севербанк, Эталонбанк, Paribas, а также банки «Восточный экспресс банк» и «Южный регион». Можно ли опустить кавычки у последних двух? Вроде, с родовым понятием не поднимается рука их убрать.
5) Группа компаний БС или Группа компаний «БС», если БС — это принятое сокращение от Банковские системы, юридического названия компании?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. Не все названия компаний по правилам должны писаться в кавычках, поэтому во многих случаях кавычки опускаются вполне оправданно, во многих — вопреки правилам. На постановку кавычек в названиях оказывают влияние несколько факторов, в их числе: алфавитная система, используемая для оформления названия (кириллица / латиница); наличие или отсутствие аббревиации в наименовании; наличие или отсутствие при наименовании родового слова; семантика названия. Довольно часто однотипные, казалось бы, названия оформляются неодинаково.
2. Ни в одном из действующих справочников по правописанию нет рекомендаций по написанию наименований, оформленных латиницей, однако практика письма показывает, что в подавляющем большинстве случаев названия, написанные латиницей, в кавычки не заключаются. Корректно: _компания Nokia_.
3. Да, при наличии родового слова написанное кириллицей название почти всегда заключается в кавычки: _компания «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД»_. Если же родового слова нет, то в кавычки, как правило, не заключаются названия-аббревиатуры и некоторые сложносокращенные названия, остальные названия и без родового слова пишутся в кавычках.
4. У последних двух названий кавычки убирать нельзя. Можно оставить так, как Вы написали, или заключить в кавычки все названия, в том числе и написанное латиницей.
5. Правильно: _группа компаний «БС»_. Страницы: 2 последняя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *