Non expedit

19 декабря 2016 17:25

На 73-м международном Венецианском кинофестивале были показаны две части сериала Паоло Соррентино «Молодой папа», где главную роль папы римского Пия XIII сыграл Джуд Лоу. Официальная премьера сериала состоялась 21 октября в Италии и Германии, 24 октября он вышел во Франции. Затем в Швеции, Великобритании, Польше.

После чего стало известно, что команда Соррентино приступила к работе над вторым сезоном — настолько велик оказался интерес к сериалу, суть которого умещается в пару фраз. Конклав (собрание кардиналов, созываемое для избрания нового папы) не мог определиться с выбором нового главы Ватикана так долго, что неожиданно для самих себя кардиналы выбрали Ленни Беллардо. И с опозданием обнаружили, что ничего не знают об этом американце 47 лет.

Конечно, эти две фразы лишь намек на то, что будет происходить в фильме. Остальное — сразу спойлеры, а еще невольно вспоминается Лев Толстой. Когда его попросили пересказать суть «Анны Карениной», он ответил: чтобы узнать суть, надо прочесть оба тома. Впрочем, упомянуть некоторые детали все же придется.

Но прежде напомню: мировой кинематограф регулярно, раз в несколько лет, осмеливается на очередную экранизацию внутренней жизни Ватикана. Это может быть откровенная развлекательная фантастика-лайт от Дэна Брауна «Код да Винчи», либо драма коммуниста Нанни Моретти «У нас есть папа!» — важная для исследования психологии личности, внезапно ставшей наместником Бога на Земле. Снимаются костюмные исторические драмы — такие как «Борджиа» и, конечно, байопики. Например, «Папа Иоанн Павел II».

Большая их часть вызывает у верующих зрителей негативные эмоции: они считают, что библейские события искажены, религиозные подвиги неверно интерпретированы, а создаваемые образы недостаточно глубоко проработаны. Тем не менее возможность прикоснуться к закулисью Католической церкви снова и снова вынуждает режиссеров браться за папство, а публика каждый раз готова смотреть, оценивать, волноваться, ругать или иногда хвалить.

В связи с этим примечательно, что сериал «Молодой папа» появился именно сейчас, когда главой Ватикана и Католической церкви стал аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, взявший имя Франциск. В молодости Бергольо упорно совершенствовал свои знания, и в результате преподавал литературу, философию и теологию в трех католических колледжах Буэнос-Айреса, занял пост ректора колледжа святого Иосифа, а затем получил докторскую степень в Германии. Что гораздо важнее в рамках размышлений о сериале Франциск — первый папа-иезуит (уже в 70-е годы он занимал посты в иезуитском ордене Аргентины, сочетающем в себе черты военных, дипломатических, интеллектуальных, экономических, научных и политических операций). Кроме того, папа Францик известен как аскет и страстный поклонник футбола.

Почему это так важно? Очень просто. Отголоски этих его черт с легкостью можно будет обнаружить и в главном герое, и в окружении кинопапы. Но есть и более глубинные нюансы: Пий XIII, кажущийся поначалу безукоризненным, вызывает неприятие у кардиналов. Он пришел с явным намерением исправить то, что «натворила» Церковь до него, но его замыслу сделать мир лучше сопротивляются не только великие грешники, праведники тоже не выказывают радости от перемен к лучшему. Словом, папа готов стать настоящим заместителем Бога, но люди не верят, что это возможно.

Вызывает Пий отвращение и у зрителя. Причем настолько сильное, что даже те, кто традиционно настроены против Церкви и ругают ее за использование механизмов влияния на мир, незаметно проникаются к ней сочувствием в связи с избранием новым папой неприлично умного, красивого, абсолютно убежденного в своей правоте Ленни Беллардо. А от того, с каким цинизмом и рвением он принимается искоренять грехи и вовсе становится жутко. Пий сомневается в существовании Бога, обличает гомосексуализм, выявляет педофилию, тотально запрещает аборты. А священникам придется забыть о послаблении и надежде на возможность завести семью.

Огнем, мечом и кадилом папа искореняет, раскрывает, наказывает первые четыре серии столь рьяно, что зритель, пребывая в полнейшем восторге — показали правду жизни, чувствует странную подавленность. Он растерян, раздосадован, и его внимание удерживает лишь гениальная игра Джуда Лоу, то молящегося, то оголяющегося, то меняющего белоснежные папские облачения на другие папские облачения. Неизменными останутся лишь красные лакированные ботинки, иногда выглядывающие из-под длинной полы.

В столь плотной концентрации подлинного и истинного трудно заметить, что скандалы, тайны, вскрытые в сериале язвы из тех, что уже давно преданы огласке и осуждены прессой, вербующими, епископатом, Церковью. Режиссер (он же сценарист) Паоло Соррентино будто прошел одну иезуитскую школу с Бергольо: ежесекундно открывая очередную «завесу тайны», он не говорит и не показывает при этом ничего нового.

Да и «старое» подается настолько аккуратно и дозировано, что становится понятно: консультантами сериала были не просто христиане, но люди сведущие, разбирающиеся в нюансах, формулировках. И как не отпирается Ватикан от участия в этом проекте, папский контроль за смыслами становится очевиднее с каждой сценой. С каждой фразой Папы, выбранной из Священного Писания, святых отцов и учителей Церкви. Особенно в тот момент, когда Пий использует провозглашенный в 1867-м году принцип non expedit, крайне удачно и тонко упоминая об этом крайне редком при шантаже премьер-министра Италии, применяемый столь редко, что применение его вряд ли пришло бы в голову даже самому талантливому сценаристу (non expedit — особое предписание папы, которое переводится как «не подобает», направленное против участия католиков в итальянских выборах, которому иезуиты придают большое значение).

Неназванные консультанты в «Молодом папе», то есть своеобразные серые кардиналы этого царства, заслуживают отдельного упоминания лишь за то, что Пий дважды произносит слова Иосифа Бродского: «Красота при низких температурах — настоящая красота». Слова странные, непонятые, если не знать, что это цитата из автобиографического эссе поэта «Набережная неисцелимых», посвященного взаимоотношениям Бродского с Венецией. Ни к Бродскому, ни к его поэзии придуманный папа не имеет никакого отношения, но цитирует его неспроста. Тонкая красная линия сложно-родовых отношений Ленни Беллардо с этим городом пронзила насквозь все 10 частей фильма.

Однако с четвертой серии настрой, фон, сам папа — меняются. Незаметно. Не быстро. Не категорично. Но чем дальше, тем отчетливее проступает истинное лицо Пия XIII, человека преодолевающего свои сомнение и невежество, мудрого, отлично представляющего пределы своей власти и возможностей (ради того, чтобы зритель осознал этот факт окончательно, в восьмой серии разыгрывается сцена в кабине самолета). Но самое важное — Пий XIII от Паоло Соррентино, Джуда Лоу и папы Франциска являет образ настоящего наместника Христа, главы Ватикана и Католической церкви, человека настолько верующего, что по его молитве Бог готов совершать настоящие чудеса.

«Молодой папа», безусловно, современное христианское кино, истинные смыслы которого распознаются не сразу, как и должно быть в настоящем фильме-перевертыше. Что не меняет сути: Соррентино, носящий сегодня титул «лучший европейский режиссер», справился с задачей явить миру сильную, непобедимую Католическую церковь и ее лидера в наилучшем виде.

NON EXPEDIT. По мере объединения Апеннинского полуострова в единое Итальянское государство возник и усиливался конфликт между новым политическим образованием папской властью. Само право римского папы на светскую власть ставилось новым государством под сомнение. В ответ римский папа Пий IX 15 мая 1871 года опубликовал энциклику «Ubi nos», в которой утверждал, что предоставленные ему гарантии недостаточны для «свободного осуществления власти, данной Римскому первосвященнику Богом, и для сохранения необходимой свободы Церкви». Затем он опубликовал буллу «Non expedit», запрещавшую всем католикам участвовать в политической жизни нового итальянского государства, в частности выдвигать свои кандидатуры на выборах в представительные органы власти.

При папе Льве XIII (1878-1903) положение Римского престола изменилось. В ряде документов (и главным образом в энциклике «Rerum novarum») папой было сформулировано социальное учение католической Церкви, что способствовало приспособлению католической церкви к новым реалиям, было положено начало созданию католических рабочих организаций, профсоюзов и других обществ, находившихся под контролем католической церкви. Ватика фактически возвращался к политической деятельности на территории Итальянского государства.

Сами надежды на восстановление Папского государства в прежнем его виде оставались только надеждами. Лев XIII высказал свое пожелание решить так называемый «римский вопрос», не отменив формально буллы «Non expedit», призвал католиков к укреплению и расширению деятельности католических организаций. Во время парламентских выборов 1895 года правительством Ф. Криспи была впервые сделана попытка привлечь голоса католиков. Но только в 1904 году в связи с предстоящими парламентскими выборами группа католических деятелей обратилась к тогдашнему папе Пию Х с просьбой отменить буллу «Non expedit». Хотя булла тогда и не была отменена, папа предоставил епископам право решать в каждом отдельном случае, нужно ли католикам участвовать в выборах. Во время парламентских выборов 1913 года глава «Итальянского католического избирательного союза» В. О. Джентилони заключил с главой либерального правительства Дж. Джолитти соглашение, которое было призвано препятствовать избранию в парламент социалистов. Католики выставили своих кандидатов в 64 округах и в итоге голосования получили в парламенте 29 мест. И всё же все еще «римский вопрос» не позволял кардинально улучшить и отношения Ватикана с Италией, несмотря на смягчение папского запрета на участие католиков в политической жизни.

Только после окончания Первой мировой войны был продолжен курс на нормализацию отношений Ватикана с Королевством Италия. Папа римский официально отменил буллу «Non expedit» 12 ноября 1919 года.

«Если поешь во время молитвы, то это стоит двух молитв. А если еще и танцуешь, то это все равно что три раза помолиться!» — восклицает падре Хосе. Он не просто танцует фламенко во время проповеди, но еще и любезно приглашает прихожанок воззвать к Богу с ним вместе. Уникальная манера богослужения католического священника приносит плоды. В его церкви стало действительно многолюднее, особенно уверовали в «священный танец» местные женщины.

Видеоролик, где отец Пепе служит «танцевальную» мессу, уже появился на портале YouTube. На записи священник в белоснежной сутане, черных брюках и лакированных туфлях отплясывает с одетой в оранжево-салатовые цвета прихожанкой под дружные аплодисменты собравшихся в зале. Под конец он так увлекается танцем, что даже снимает сутану и остается в обычной рубашке.

Ролик набрал десятки тысяч просмотров и вызвал неоднозначную реакцию пользователей интернета. Некоторые резко критикуют священника за его вольное, по их мнению, отношение к церковным обрядам. Однако сам он отвечает на эту критику с добродушной улыбкой: «Я люблю свое дело. Это словно помогает мне быть ближе к Господу». Падре уверен в своей правоте. По его мнению, традиционные церковные обычаи кажутся современным людям слишком скучными и устаревшими. Вот он и придумал, как вернуть паству в церковь.

Некоторые наблюдатели опасаются, что в ближайшие годы Испания из глубоко верующей католической страны может превратиться в полуостров атеизма. В 2010 году по заказу правительства королевства было проведено исследование: лишь 15 процентов тех, кто причисляет себя к католикам, посещают богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *