Носов красное вино победы

Весна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фронте, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным. Пал Будапешт, была взята Вена. Палатное радио не выключалось даже ночью.

«На войне как в шахматах, — сказал лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской раскосиной. — Е-два — е-четыре, бац! И нету пешки!»

Сашина толсто забинтованная нога торчала над щитком кровати наподобие пушки, за что его прозвали Самоходкой.

«Нешто не навоевался?» — басил мой правый сосед Бородухов. Он был из мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах.

Продолжение после рекламы:

Слева от меня лежал солдат Копёшкин. У Копёшкина перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и ещё какие-то увечья. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибинтовали к лубку, подведённому под затылок. Копёшкин лежал только навзничь, и обе его руки, согнутые в локтях, тоже были забинтованы до самых пальцев.

В последние дни Копёшкину стало худо. Говорил он все реже, да и то безголосо, одними только губами. Что-то ломало его, жгло под гипсовым скафандром, он вовсе усох лицом.

Как-то раз на его имя пришло письмо из дома. Листочек развернули и вставили ему в руки. Весь остаток дня листок проторчал в неподвижных руках Копёшкина. Лишь на следующее утро попросил перевернуть его другой стороной и долго рассматривал обратный адрес.

Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин! Но война все ещё продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого… Сколько же ещё?!

Ночью восьмого мая я проснулся от звука хрумкавших по коридору сапог. Начальник госпиталя полковник Туранцев разговаривал со своим замом по хозчасти Звонарчуком: «Выдать всем чистое — постель, белье. Заколите кабана. Потом, хорошо бы к обеду вина…»

Шаги и голоса отдалились. Внезапно Саенко вскинул руки: «Все! Конец!» — завопил он. И, не находя больше слов, круто, счастливо выматерился на всю палату».

Брифли существует благодаря рекламе:

За окном сочно расцвела малиновая ракета, рассыпалась гроздьями. С ней скрестилась зелёная. Потом слаженно забасили гудки.

Едва дождавшись рассвета, все, кто мог, повалили на улицу. Коридор гудел от скрипа и стука костылей. Госпитальный садик наполнялся гомоном людей.

И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр: «Вставай, страна огромная…»

Перед обедом нам сменили белье, побрили, потом зарёванная тётя Зина разносила суп из кабана, а Звонарчук внёс поднос с несколькими темно-красными стаканами: «С победою вас, товарищи».

После обеда, захмелев, все стали мечтать о возвращении на родину, хвалили свои места. Зашевелил пальцами и Копёшкин. Саенко припрыгал, наклонился над ним: «Ага, ясно. Говорит, у них тоже хорошо. Это где ж такое? А-а, ясно… Пензяк ты».

Я пытался представить себе родину Копёшкина. Нарисовал бревенчатую избу с тремя оконцами, косматое дерево, похожее на перевёрнутый веник. И вложил эту неказистую картинку ему в руку. Он еле заметно одобрительно закивал заострившимся носом.

До сумерек он держал мою картинку в руках. А самого его, оказывается, уже не было. Он ушёл незаметно, никто не заметил когда.

Санитары унесли носилки. А вино, к которому он не притронулся, мы выпили в его память.

В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты.

(урок мужества)

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Евгения Носова;

вызвать интерес к его произведениям;

обсудить рассказ «Красное вино победы».

Оборудование: книга, портрет писатели

«Наше поколение — наполовину вырубленная роща» С. Наровчатов

Биография писателя

Евгений Иванович Носов (1925-2002)

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника.

В. Кудрин. Победа

В 1943 году 17-летним юношей Носов ушел на фронт. Воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского солдатом-артиллеристом. Был ранен в последние дни войны на подступах к Кенигсбергу (с 1946 Калининград), что нашло отражение в рассказе Носова «Красное вино победы» (1962).

В сентябре 1945 года, после госпиталя, 20-летний фронтовик Евгений Носов вернулся в школу доучиваться.

Когда он в первый раз открыл дверь класса, дети встали, приняли его за учителя. А дома на гимнастерке остались медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и два ордена — Красной Звезды и Отечественной войны.

Окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал и газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником). Начал печататься в 1947 году (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.).

В 1957-м опубликовал первый рассказ (для детей) «Радуга», а в 1958-м — первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В лучших рассказах и повестях писателя («Шумит луговая овсяница», 1965; «Объездчик», 1966; «За долами, за лесами», «Варька», «Домой, за матерью», 1967; «И уплывают пароходы, и остаются берега», 1970; «Шопен, соната номер два», 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу.

Грустная тональность произведений Носова конца 1980 — 1990-х годов (фантастический рассказ «Сон», рассказы «НЛО нашего детства», «Темная вода», «Карманный фонарик», «Костер на ветру», «Красное, желтое, зеленое…») связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т. ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, pазочарования и эгоизма.

Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе («Жди назавтра ясного дня», 1992, посвящено Афанасию Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

История создания рассказа «Красное вино победы»

Рассказ впервые опубликован в журнале «Наш современник» (1969, № 11), отдельной книгой вышел в издательстве «Современник» в 1979 году.

Военная история молодого рассказчика в произведении повторяет факты из биографии самого писателя: после прорыва восточно-прусских укреплений, на подступах к Кенигсбергу, в феврале 1945 г. Е. Носов был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».

После ранения Евгений Носов попадает в госпиталь в подмосковный Серпухов, и через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».

В беседе с корреспондентом «Литературной России» писатель говорил, подчеркивая свою жизненную пристрастность к людям определенного душевного склада, наиболее интересным для него как художника: «Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется — как у Копешкина… и без медали с войны вернулся, и умирает…»

Вопросы для обсуждения

Где и когда происходят события, описанные в рассказе? Действие рассказа происходят весной 1945 г. в городе Серпухове, в военном госпитале.

Почему рассказчик называет эту весну самой томительной? Все понимали, что войне конец, и все — и врачи, и раненые — ждали счастливого дня.

Что мы узнаем о героях?

– Саша Селиванов – по прозвищу Самоходка с Волги – «смуглый с татарской раскосиной»;

– Бородухов – «заметно напирал на «о», отчего речь его звучала весомо и основательно. Был он из мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах, кряжист и матер телом… С начала войны это четвертое его ранение»;

– солдат Копешкин – родом из Пензенской области, семейный, он «числился в извозе, справляя и на войне свою нехитрую крестьянскую работу: запрягал, распрягал, кормил-поил обозных лошадей, если позволяли фронтовые условия — гонял их в ночное, чинил сбрую, возил за батальоном всякую солдатскую поклажу: мешки с сухарями, концентраты, каптерское имущество, патронные цинки»;

– сапер Михай из Молдавии – «молчаливо-медлительный увалень с широченной спиной и с детским выражением округлого лица, на котором примечательны были и удивительно ясные, какие-то по-утреннему свежие, чистые, ко всему доверчи­вые голубые глаза, и маленький нос пипочкой. К тому же Михай был золотисто-рыж, будто облитый медом. Этот большой тихий тридцатилетний ребенок вызывал у нас молчаливое сост­радание. Он единственный в палате не носил гипсов: обе его руки были ампутированы выше локтей, и пустые рукава исподней рубахи ему подвязывали узлами»;

– Саенко и Бугаев – сибиряки – их считают «нетяжелыми» больными, так как они могут передвигаться самостоятельно;

– начальник госпиталя полковник Туранцев, «или Дед, как называли его за узкую ассирийскую лопаточку бороды. Туранцева все побаивались, но и уважали: он был строг и даже суров, но считался хорошим хирургом»;

– сестра Таня – «милая, терпеливая, измученная бессонницами сестренка! Тоненькая, чуть ли не дважды обернутая полами халата, перехваченная пояском», она была очень вниматель­на к бойцам и «почти все были тихо влюблены в нее»;

– няня Зина – ласковая с солдатами, все для нее сынки.

Почему персонажи повествования рассказывают о своей малой родине?

В рассказе Носова перед нами предстают солдаты разных национальностей, но всех их объединяет война. Автор проводит мысль о том, что у каждого из них есть своя малая родина, и ее приметы разные; автор видит одну из причин победы в этой страшной войне следующую: не только все города, большие и маленькие, но даже самые неказистые и, быть может, на карте не обозначенные деревеньки. — все имели своих защитников на фронте.

«Сколько разных мест на земле ”, – думал я, слушая разговоры.

Лежали раненые и в других палатах, и у них тоже были где-то свои единственные родные города и деревни. Были они и у тех, кто уже никогда не вернется домой… Каждый воевал, думая о своем обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника.

Потому и похоронные так широко разлетались, так густо усеяли русскую землю…»

Как люди приняли весть о победе?

Ни госпиталь, ни городские жители не спали. Люди пели пес­ни, радовались, и стремились свою радость разделить со всеми. «Люди не могли наедине, в своих домах, переживать эту радость и потому, должно быть, устремились сюда, к госпиталю, к тем, кто имел отношение к войне и победе».

Зачем в рассказ введен образ фотографа?

Медали и ордена, которые предлагал старый фотограф солдатам обесцениваются; а ведь награды доставались нелегко – пролитая кровь на полях сражений, иногда и смерть. Это не побрякушки, которые можно брать напрокат, это бесценные реликвии. Не случайно один из персонажей грубо называет фотографа «трупоедом».

В рассказе есть описание начальника госпиталя Туранцева. Подчеркивается, что он был не только хорошим хирургом, но и справедливым человеком. Докажите это.

Эпизод с кавалерийским старшиной: «Чтобы носить Золотую Звезду, – сказал он ему, – одной богатырской груди недостаточно. Надо лечиться от хамства, пока еще не поздно. Война скоро кончится, и вам придется жить среди людей. Попрошу запомнить это».

Как вы понимаете название рассказа?

Красный цвет символизирует знамя, с которым солдаты шли в бой, это цвет крови, которую бойцы проливали за свою Родину. Красное вино — в честь Победы и в память об ушедших, о тех, кто остался на полях сражений.

Заключение

Война — величайшая трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Рассказ «Красное вино Победы» подобен притче, где каждый образ, каждый эпизод, чуть ли не каждое слово несёт на себе непомерный груз. Не понаслышке, а через собственную сердечную боль прошло для Евгения Носова все описанное.

Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы строками из стихотворения «Сороковые, роковые…» Давида Самойлова:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Вечная память погибшим и тем, кто тихо уходит.

Литература:

1. Гусева, В.П. Вино. Вина. Война: Читаем рассказ Евгения Носова «Красное вино Победы» // Библиотека в школе. — 2004. — № 7. — С. 22-25.

2. Ломунова, М. Во всем — большим и честным. В гостях у Евгения Но­сова // Лит. Россия. — 1976. — 2 января.

3. Носов, Е.й. Избранное: Рассказы.— М.: Дет. лит., 2004.

4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М., 2000.

5. Соснина, Н.А. «Красное вино Победы» //Литература в школе. — 2005. — № 5. — С. 40-41.

Красное вино победы

Краткое содержание рассказа

Весна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фронте, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным. Пал Будапешт, была взята Вена. Палатное радио не выключалось даже ночью.

«На войне как в шахматах, — сказал лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской раскосиной. — Е-два — е-четыре, бац! И нету пешки!»

Сашина толсто забинтованная нога торчала над щитком кровати наподобие пушки, за что его прозвали Самоходкой.

«Нешто не навоевался?» — басил мой правый сосед Бородухов. Он был из мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах.

Слева от меня лежал солдат Копёшкин. У Копёшкина перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и ещё какие-то увечья. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибинтовали к лубку, подведенному под затылок. Копёшкин лежал только навзничь, и обе его руки, согнутые в локтях, тоже были забинтованы до самых пальцев.

В последние дни Копёшкину стало худо. Говорил он все реже, да и то безголосо, одними только губами. Что-то ломало его, жгло под гипсовым скафандром, он вовсе усох лицом.

Как-то раз на его имя пришло письмо из дома. Листочек развернули и вставили ему в руки. Весь остаток дня листок проторчал в неподвижных руках Копёшкина. Лишь на следующее утро попросил перевернуть его другой стороной и долго рассматривал обратный адрес.

Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин! Но война все ещё продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого… Сколько же ещё?!

Ночью восьмого мая я проснулся от звука хрумкавших по коридору сапог. Начальник госпиталя полковник Туранцев разговаривал со своим замом по хозчасти Звонарчуком: «Выдать всем чистое — постель, белье. Заколите кабана. Потом, хорошо бы к обеду вина…»

За окном сочно расцвела малиновая ракета, рассыпалась гроздьями. С ней скрестилась зеленая. Потом слаженно забасили гудки.

Едва дождавшись рассвета, все, кто мог, повалили на улицу. Коридор гудел от скрипа и стука костылей. Госпитальный садик наполнялся гомоном людей.

И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр: «Вставай, страна огромная…»

Перед обедом нам сменили белье, побрили, потом зареванная тетя Зина разносила суп из кабана, а Звонарчук внес поднос с несколькими темно-красными стаканами: «С победою вас, товарищи».

Я пытался представить себе родину Копёшкина. Нарисовал бревенчатую избу с тремя оконцами, косматое дерево, похожее на перевернутый веник. И вложил эту неказистую картинку ему в руку. Он еле заметно одобрительно закивал заострившимся носом.

До сумерек он держал мою картинку в руках. А самого его, оказывается, уже не было. Он ушел незаметно, никто не заметил когда.

Санитары унесли носилки. А вино, к которому он не притронулся, мы выпили в его память.

В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты.

В самом рассказе описывается реальный случай, который произошел на войне. Кому как ни автору знать о тяжелой Второй мировой войне. В 1944 году он служил в армии, был ранен и отправлен в госпиталь на лечение. Находясь в госпитале до конца войны, он глубоко проникся всей душей данной проблемы, что и дало толчок для написания произведения.

Автор уделяет большое внимание людям, которые ценой своей жизни заплатили за долгожданную Победу. Семьи потеряли своих родных и близких. Носов возносить общечеловеческие проблемы на первое место.

Автор по-своеобразному изобразил войну в рассказе. Точнее он ее вообще не показал, ни убийств, выстрелов, танков, немцев. Главным местом, на котором Носов сосредотачивает внимание читателя – это военный госпиталь с ранеными солдатами. Писателю удалось передать все до мельчайших подробностей, так как он сам в феврале 1945 года был ранен и госпитализирован. Но в рассказе очень сильно показана работа врачей, медсестер. До мельчайших подробностей автор описывает работу хирурга. Когда вчитываешься в эти строки, по телу бегут мурашки от страха и боли, который люди переносили в то время. Но ему удавалось спасти этих ребят, к сожалению, большинство оставались инвалидами, но они теперь смогут жить. Все с нетерпением ждали окончание войны.

Автор описывал войну такой, какая она была на самом деле, без вранья. Так же он описал главных героев, которых было несколько. Возможно, образы взяты из жизни самого автора, так как в госпитале он провел достаточно большое количество времени.

Один из парней по кличке Самоходка, у него нога была в толстом гипсе, и он постоянно лежал на спине ногою вверх.

Далее Бородухов, минный осколок попал ему прямо в тазовую кость, от чего мужчина тоже был прикован к постели. Для него это уже не первое ранение.

Больше всех досталось парню по фамилии Копешкин. Он не мог уже говорить, а еле-еле хрипел. Несколько раз ему делали переливание крови, все тело было в гипсах. К большому сожалению, его не стало, как раз в то самое утро, когда все в госпитале узнали о Победе.

Подводя итог, можно сказать, что автор донес мысль о понимание той ужасной войны. Когда читатель прочтет данный рассказ, то душа и сердце наполнится тем волнение, страданием и ужасом, которое пережили главные герои. Красное вино, которое принесли солдатом в День Победы — символизирует кровь. Кровь, которую пролили на войне. Как жаль, что эта война унесла такое большое количество жизней.

Другие сочинения:

По книге Красное вино победы

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Человек будущего

    О том, что будет в будущем, интересно каждому человеку. Еще каких-то пятьдесят лет назад человечество не подозревало, что появятся технологии, с помощью которых можно будет отслеживать местоположение человека

  • Путь Раскольникова к преступлению (по роману Достоевского Преступление и наказание)

    Фёдор Михайлович Достоевский-русский писатель, который впервые принялся за написание психологических произведений. Над такими произведениями читатель должен задуматься, вынести что-то полезное для себя

  • Сравнительная характеристика Маруси и Сони (по повести В дурном обществе Короленко)

    Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о судьбах детей. Писатель противопоставляет ребят, живущих в достатке, нищим, которые не всегда имеют средства на пропитание, кров и одежду.

  • Критика о Слове о полку Игореве

    Одним из величайших произведений в древнерусской культуре считается «Слово о полку Игореве». В книге повествуется история поражения вовремя похода на земли половцев. Изложение проигранного боя не случайно

  • Анализ рассказа Ангелочек Андреева

    Прекрасный рассказ Л.Н.Андреева под названием»Ангелочек. Впервые представлен был и прочтён читателями в Московской газете под названием Курьер в 1899 году. Направление ежедневных изданий было ближе всего направленно на демократичную политику

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *