Новгородская икона знамение

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород.

«Знамение,» икона Божией Матери

Празднование 27 ноября

Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.

Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы

Описание иконы

Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.

История

Зимой 1170 года соединенные силы русских удельных князей, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72» — возглавляемые Мстиславом, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром он собрал духовенство и горожан и рассказал им о таинственном голосе, пробудив в них надежду. Архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и обратился к Пресвятой со слезной молитвой. Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй !».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Празднование и новые чудеса от Новгородского образа

Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.

В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием . В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чудотворные списки

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

См. также

  • Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
  • Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:

Использованные материалы

  • Страница сайта Православные имена:
  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»:
    • — Ноябрь
  • Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
  • «Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи,» Псковское агентство информации, 10 декабря 2009:
  • Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:

Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» — од­на из ран­них сохра­нив­ших­ся на Ру­си чу­до­твор­ных икон.

Дву­сто­рон­няя ико­на второй чет­вер­ти — середина XII века из Спа­са на Иль­и­не ули­це це­рк­ви в Нов­го­ро­де; ны­не — в нов­го­род­ском Со­фий­ском со­бо­ре.

На ли­це­вой сто­ро­не по­ме­ще­но по­яс­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, на обо­рот­ной — изоб­ра­же­ние свя­тых, ко­то­рых пред­по­ло­жи­тель­но отож­деств­ля­ют с Ио­а­ки­мом и Ан­ной (со­глас­но позд­ним над­пи­сям, это апостл Пётр и мц. На­та­лия) в пред­стоя­нии Спа­си­те­лю. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с воз­де­ты­ми ру­ка­ми, бла­го­слов­ляю­щий Мла­де­нец со свит­ком — в круг­лой «сла­ве»; на по­лях на­пи­са­ны свя­тые Ге­ор­гий и Иа­ков Пер­ский, пре­по­доб­ные Пётр Афон­ский и Онуф­рий Ве­ли­кий (или Ма­ка­рий Ве­ли­кий). На обо­рот­ной сто­ро­не, на верх­нем по­ле, пред­став­ле­на эти­ма­сия (пре­стол уго­то­ван­ный) с дву­мя ар­хан­ге­ла­ми, на бо­ко­вых по­лях, в верх­ней час­ти, — свя­тые Ека­те­ри­на и Ев­до­кия (или Ев­фи­мия), в ниж­ней — свя­тые Кли­мент Рим­ский и Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Раз­мер ико­ны 59× 52,5 см. Пер­во­на­чаль­ная жи­во­пись со­хра­ни­лась не пол­но­стью.

Про­слав­ле­ние об­раза свя­зы­ва­ет­ся с из­вес­ти­ем Нов­го­род­ской пер­вой ле­то­пи­си о по­хо­де на Нов­го­род войск кня­же­ской коа­ли­ции под пред­во­ди­тель­ст­вом сы­на кн. Ан­д­рея Юрь­е­ви­ча Бо­го­люб­ско­го кн. Мсти­сла­ва Ан­дрее­ви­ча и по­бе­де над ней нов­го­род­цев во гла­ве с кн. Ро­ма­ном Мсти­сла­ви­чем 25.2.1170 «си­лою кре­ст­ною и свя­тою Бо­го­ро­ди­цею». В нов­го­род­ской Празд­нич­ной ми­нее второй четверти XIV века со­дер­жит­ся «Сло­во о зна­ме­нии Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы», со­глас­но ко­то­ро­му ар­хи­еп. Нов­го­род­ский Ио­анн ус­лы­шал глас, по­ве­ле­ваю­щий вы­не­сти на сте­ну ост­ро­га ико­ну Бо­го­ма­те­ри из Спас­ской церк­ви. Стре­лы, пущен­ные суз­даль­ца­ми, по­па­ли в ико­ну, ко­то­рая об­ра­ти­лась ли­цом к го­ро­ду и на­ча­ла ис­то­чать слёзы. Не­при­ятель­ское вой­ско по­кры­ла тьма, а вы­шед­шие из ост­ро­га нов­го­род­цы об­ра­ти­ли вра­гов в бег­ст­во. Празд­но­ва­ние об­ра­зу бы­ло ус­та­нов­ле­но в день св. Иа­ко­ва Пер­ско­го, 27 но­ября (10 декабря). В XV веке в нов­го­род­ской ико­но­пи­си сло­жил­ся са­мо­сто­ятельный сю­жет «Чу­до (зна­ме­ние) от ико­ны Бо­го­ма­те­ри» («Бит­ва нов­го­род­цев с суз­даль­ца­ми»). С конца XV века в нов­го­род­ской, а позд­нее и в об­ще­рус­ской тра­ди­ции назв. «Зна­ме­ние» за­кре­пи­лось за нов­го­род­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри и близ­ки­ми ей ико­но­гра­фич. ва­ри­ан­та­ми в ка­че­ст­ве на­име­но­ва­ния это­го ико­но­гра­фического из­во­да.

Об­раз Бо­го­ма­те­ри «Зна­ме­ние» нов­го­род­ско­го из­во­да (с те­ми же при­пис­ны­ми свя­ты­ми) яв­лял­ся се­мей­ной свя­ты­ней бо­яр Ро­ма­но­вых. При ца­ре Ми­хаи­ле Фё- ­до­ро­ви­че и пат­ри­ар­хе Фи­ла­ре­те бы­ло ус­та­нов­ле­но и не­ко­то­рое вре­мя су­ще­ст­во­ва­ло до­пол­нительное празд­но­ва­ние ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Зна­ме­ние» 21 августа; в этот день пат­ри­арх слу­жил ли­тур­гию в церкви Зна­ме­ния на Ста­ром Го­су­да­ре­вом дво­ре.

Душевный рай

— Конец XIV — начало XV века — это до сих пор малоизвестный и малоизученный период новгородской иконописи. Все очень хорошо знают Андрея Рублёва, московское искусство того времени. А что происходило здесь, в Новгороде? Существует сложившееся представление, что Новгород – величественный, энергичный, мощный, суровый. И иконопись соответствующая. Но вот на рубеже XV века в новгородской живописи вдруг появляется ощущение тишины, созерцательности, гармонии, умиротворения, которое обычно связывается с образами Рублёва. Почему Рублёв – гений? В ту тяжёлую эпоху он создал «Троицу». Мы все помним фильм Тарковского: страшное время, и вдруг рождается красота. В Новгороде было подобное, мы просто мало знаем об этом периоде. Рублёв, безусловно, гений, он максимально выразил в своём творчестве духовный свет. Но это не исключение, скорее, это было общее состояние, единый процесс в живописи, и не только. Нельзя сказать, что новгородские иконописцы находились под влиянием Рублёва. Русь подхватила это из Византии, и потом в каждом центре по-своему, своим языком это выражалось. Можно вспомнить Феофана Грека – драматичного, экспрессивного. Когда его смотришь, понимаешь — чтобы достичь духовного совершенства, нужно прилагать необыкновенные усилия: лествица, восхождение — это неимоверно тяжело даётся. И вдруг в XV веке у Рублёва это состояние уже есть, оно достигнуто, ты на вершине гармонии. То же и в наших новгородских памятниках той эпохи — ощущение гармонии, тишины, созерцательности, душевного рая. Как это происходит?

Так Юлия Борисовна КОМАРОВА, хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, отвечает на мой вопрос, какие иконы ей больше всего нравятся в музейной экспозиции. Правда, ответ она начала с того, что это сложный вопрос, и ей трудно выбирать какие-то отдельные памятники.

Новгородка, она закончила обычную школу и школу художественную, и уже в школьные годы знала, что профессия её будет связана с искусством. Год она проработала в музее смотрителем, специально, чтобы подготовиться к поступлению в вуз.

— И вот когда я сидела в этом зале – в иконах, здесь тогда было всего шесть залов, — рассказывает она, — поняла, что если я буду искусствоведом, то буду заниматься только новгородской иконой. Потому что в XV век я влюбилась сразу, это совершенное искусство, абсолютная красота, абсолютная гармония, это искусство мирового уровня, сопоставимое, например, с Леонардо. Понимаете, мы у себя в Новгороде имеем такое. Я поступила на истфак в МГУ, на искусствоведческое отделение. Когда приехала в Москву, сразу сказала – закончу и вернусь в Новгород. И не разочаровалась, и диплом писала по новгородскому XV веку. У меня были лучшие преподаватели, специалисты с мировым именем, Энгелина Сергеевна Смирнова преподавала древнерусское искусство, Ольга Сигизмундовна Попова читала Византию – они ещё работают, пишут, дай им Бог здоровья.

С Юлией Комаровой мы продолжаем наше путешествие по музейной экспозиции «Русская икона XI-XIX веков», насчитывающей 300 памятников, считающейся одной из лучших коллекций древнерусского искусства среди музейных собраний страны. Мы уже рассказывали о том, что в Великий Новгород нужно ехать, чтобы увидеть самую древнюю икону России «Апостолы Пётр и Павел», написанную в XI веке в византийском стиле. Мы открыли тайны двух древнейших икон с изображением Николая Чудотворца.

Сегодня мы знакомимся с новгородскими иконами XIV-XV веков — светлыми, рублёвского колорита и рублёвской эпохи.

Почему у Фёдора Тирона разные сапоги

В этом зале музея — храмовые иконы. Внимание обязательно привлечёт образ «Благовещение с Феодором Тироном». Икона поступила в музей в 30-е годы прошлого века из церкви Бориса и Глеба в Плотниках.

— Икона написана во второй половине XIV века. Это уже вторая встреча с Византией — после перерыва, после изоляции русских городов снова возвращается влияние византийского искусства, это палелоговский стиль, названный по имени правящей династии Палеологов, — рассказывает Юлия Комарова. — К этому времени в местных иконописных школах уже много своих наработок. Интересно видеть, как всё соединяется – мастерство новгородских иконописцев с влиянием византийской живописи, всегда в каких-то разных пропорциях, в переработке.

Она обращает внимание на то, что икона имеет большие размеры, мы видим крупные образы, определённость и чёткость композиции. Сюжет известен, мы знаем, что происходит. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии благую весть, на изображённом сегменте неба нисходящий символ Святого Духа. Фигура Богоматери – застывшая, неподвижная. Архангел, кажется, к ней шагает, делает стремительное движение, но в то же время это движение остановлено. Зафиксирован момент кульминации – расправленные крылья, но они распластаны по плоскости, привязаны к ней.

Среди иконографических особенностей – например, золотой цвет плаща архангела. Это необычная деталь – в то время, в XIV веке, архангела Гавриила было принято изображать в цветном плаще, как правило, красном.

Другая необычная деталь — отсутствие архитектурного фона. Нейтральный золотой фон напоминает о древних домонгольских памятниках. Здесь, правда, присутствует зелёный позём, но это более поздняя запись поверх золотого фона, и золото поблёскивает в утратах.

— Всё говорит о том, что, вероятно, у этой иконы, написанной в XIV веке, был какой-то древний, домонгольский образец, прообраз, — продолжает рассказ Юлия Борисовна. — Иконографические детали отсылают нас в прошлое, говорят о том, что эта икона воспроизводит несохранившийся памятник. И учёные пытаются разгадать загадку.

На иконе присутствует фигура святого Фёдора Тирона, который никак не связан с сюжетом. Между главными персонажами помещена меньшая по масштабу его фигурка. Очевидно, иконописец внёс образ, который имеет отношение к заказчику.

У Фёдора Тирона по-разному написанные половины фигуры. Правую часть не тронули при реставрации, сохранив запись и лаковое покрытие XVII века. Левая расчищена до XIV века. Вот почему у святого и сапоги разные. Реставрировалась икона, кстати, довольно давно, в ГЦХРМ, после возвращения из эвакуации в 1948 году.

А о происхождении иконы, и как на ней мог появиться Фёдор Тирон, учёные выдвигают свои версии.

— Например, Элиса Алексеевна Гордиенко, наша новгородская исследовательница живописи, предложила очень остроумную версию, — рассказывает Юлия Комарова. – Новгородский князь Мстислав Владимирович, с которым связана легенда об исцелившей его, приплывшей из Киева чудотворной иконе «Никола Круглый», при крещении получил второе имя Фёдор — его небесным патроном был Фёдор Тирон. После рождения у него сына — знаменитого новгородского князя Всеволода, который получил при крещении имя Гавриила – он в 1103 году основывает церковь Благовещения на Городище. И якобы для церкви был написан местный образ, а икона, которую мы видим, уже является копией с этого образа. Подтверждением может служить то, что на печатях Всеволода-Гавриила с одной стороны изображено Благовещение, с другой стороны Фёдор Тирон. Икона связывается, таким образом, с этими двумя князьями, Мстиславом и его сыном Фёдором, а также со строительством церкви Благовещения на Городище.

А вот по версии московского исследователя Александра Сергеевича Преображенского, возможно, при князе Мстиславе в Новгороде были построены два каменных храма в честь его патрона Феодора Тирона, которые позднее стали именоваться церквами Феодора Стратилата – на Щирковой улице и на Ручью. И эта икона может быть иконой из церкви Феодора Стратилата на Ручью — репликой несохранившегося древнего образа, созданной при возведении каменного храма в 1360-1361 годах.

— Такая вот почти детективная история, — заключает наш гид по экспозиции. — Мы можем соглашаться с той или иной версией, которая нам кажется более убедительной.

Сияющий новгородский век

Но вот икона «Спас Вседержитель» конца XIV века – несомненно, из церкви Фёдора Стратилата на Ручью. Правда, разные исследователи расходятся во мнении в её датировке. Многие датируют её уже началом XV века.

— Я говорила о параллели с искусством Андрея Рублёва, — напоминает Юлия Борисовна. – Да, памятник ложится в период новгородского искусства, новгородской живописи XIV века. Стиль схож с Феофаном Греком – сумрачный, тёмный колорит, коричнево-вишнёвые, тёмно-синие оттенки. Тёмный лик. И это не от времени, икона и была такой – тёмной, с белильными разделками, как у Феофана – контрастными, как всполохи по тёмному фону. Но, обратите внимание, с одной стороны — драматичность, сумрачный колорит, но в то же время, если мы будем смотреть на лик Христа – плавный, стекающий контур, тонкий нос, большие распахнутые глаза. Очень красивая рука, гибкие пальцы. Ощущение умиротворения — Господь уже не грозный карающий судья и вершитель судеб, а милостивый, прощающий, милосердный. Вот оно, ощущение созерцательности, тишины, задумчивости. Тема милосердия, умиротворения — то, что особенно ярко, отчётливо звучит у Рублёва, — и в нашем новгородском искусстве тоже была.

Близка к «рублёвскому времени» и икона «Собор двенадцати апостолов» — храмовый образ из новгородской церкви Двенадцати апостолов на Пропастех, написанная около 1432 года. Образ с очень редким сюжетом. Подобный есть лишь в Пушкинском музее — византийская икона XIV века.

На иконе в центре изображён Христос, отсылающий своих учеников на проповедь. Изображение, близкое к иконе «Пётр и Павел» в византийском стиле, мы и здесь видим этих двух учеников Христа в центре. Склонённые фигуры апостолов, то, как они общаются, может быть, без слов – создаёт ощущение сплочённой группы близких людей, единомышленников. И вместо тёмного, сумрачного XIV века здесь — сияющий, пронизанный светом XV век, с яркими голубыми, розовыми, жёлтыми красками и их оттенками.

Мы стоим у икон из церкви Успения на Волотовом поле. На них пять праздников — Сретение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие во ад и Успение. Волотовские иконы — лучшие новгородские памятники середины XV века. Юлия Борисовна признаётся, что «говорить о них сложно, это – как о Джоконде рассказывать, абсолютная красота, которая дух захватывает, то, во что влюбляешься с первого взгляда».

Не задаю вопросов, чтобы не прервать её монолог, в котором звучит бесконечное очарование музейной коллекцией.

— Когда говорят о новгородском XV веке, подразумевается, что это вершина, классика, классическая эпоха развития новгородской иконы. К этому времени новгородская икона проходит большой путь в своём развитии, вырабатываются основные приёмы в изображении того или иного сюжета, того или иного персонажа, складываются правила, каноны изображения композиций, рисунка. Все иконы могли бы быть в одном храме. Это абсолютно полное ощущение гармонии, найдено равновесие между плоскостностью и объёмом. С одной стороны, они выразительные – читается чёткий силуэт на плоскости, и в то же время достаточно объёмно смоделированы фигуры, лики. Гармония и равновесие между общим впечатлением, ясностью композиции и достаточной детализацией. Ничего нельзя сдвинуть в ту или иную сторону, вот она, вершина – всё сходится. А колорит? Яркие, звонкие, синие, красные, зелёные, белые, жёлтые краски – насколько сложно в пространстве одной композиции гармонично расположить эти цвета, чтобы рождалось ощущение ясности и внутренней гармонии. Представьте, иконам 500 лет, а краски не потеряли до нашего времени яркости, насыщенности и кажутся светоносными.

Историческая хроника: наше дело правое!

Икона «Чудо от иконы Богоматерь Знамение», её ещё называют «Битва новгородцев с суздальцами» — одна из знаменитых новгородских икон. Она относится ко второй половине XV века и происходит из новгородской церкви Николы Кочанова. Это икона, сюжет которой основан на реальных исторических событиях.

— Внешне она мало напоминает традиционную икону, традиционный моленный образ, — уточняет хранительница фонда. — Скорее, миниатюру или иллюстрацию исторической хроники.

Сюжет основан на событиях XII века. В 1170 году Новгород осадили войска суздальского князя Андрея Боголюбского. Во время осады города новгородский владыка архиепископ Иоанн молился в Софийском соборе перед образом Христа и услышал голос, который повелел ему отправиться в церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, где хранилась древняя чудотворная почитаемая двухсторонняя икона «Богоматерь Знамение».

Икону после службы торжественная процессия переносит с Торговой стороны на Софийскую, её встречают новгородцы, выходящие из стен Детинца.

На втором регистре продолжение сюжета. Икону укрепили на городской стене, войско новгородцев укрылось за стенами крепости. Навстречу друг другу выезжают послы — и со стороны новгородцев, и со стороны суздальцев. В это время суздальцы начинают обстреливать город, и одна из стрел ранит Богородицу в глаз. Икона поворачивается к суздальцам оборотной стороной. На войско суздальцев пала тьма, они в ужасе и панике начинают уничтожать друг друга. Таким чудесным образом новгородцы одержали победу, благодаря заступничеству иконы Богоматери.

В третьем регистре новгородское войско выезжает из стен, во главе войска святые. Считается, что здесь одно из первых изображений Александра Невского, ещё до его официальной канонизации – он был канонизирован в XVI веке, а икона XV века. На стороне новгородцев святые Борис, Глеб, Георгий Победоносец — наше дело правое, подтверждает сюжет. Архангел Михаил тоже помогает новгородскому войску. И суздальское войско терпит поражение.

— Удивительно, как минимальными средствами достигается максимум выразительности, — говорит Юлия Комарова. — Суздальское войско вначале – сплочённая, плотная масса, а затем – как растёкшаяся капля. Очень легко всё читается. Настолько всё ясно и понятно, ничего лишнего. Каждая линия на своём месте. Если она что-то очерчивает, то уже ни на миллиметр не сдвинешь без того, чтобы не утратилось ощущение внутренней энергии.

Она ещё раз обращает внимание на очень светлый колорит образа:

— В XV веке он становится более разнообразным, богатым, с большим количеством оттенков. Хотя присутствуют традиционные белый, красный, зелёный цвета, в то же время появляются голубые, розовые, желтоватые оттенки, красочная гамма становится более светлой, богатой, разнообразной.

И, конечно же, такие иконы, служат бесценным историческим источником для исследователей, архитекторов, реставраторов. На иконе изображён Софийский собор с позолоченной главой. Церковь Спаса Преображения — с деревянными водостоками, колоколами на двухпролётной звоннице. Увлекательно и познавательно рассматривать строения, одежды новгородцев – живописец изображал их такими, какими видел в XV веке.

Умиление — по миллиметру под микроскопом

Настоящим открытием новгородских музейщиков можно считать икону «Богоматерь Умиление» XV века, которая под более поздними записями очень долго хранилась в фондах музея. Она не была изучена, не была исследована, о происхождении ничего не было известно, пока икону в работу не взял реставратор, а музейные работники приступили к исследованиям.

Архивные документы показали, что в Новгородский музей икона поступила в 30-е годы прошлого века. В годы войны она была вывезена немцами в Германию — сохранились все немецкие маркировки, которые это подтверждают. Специалисты музея понимали, что этот памятник — древний, но пока икона была под записями, насколько древний, определить было сложно. Предполагали, что, возможно, это XVI век.

— Параллельно с раскрытием иконы, реставрацией, которую с 2000 года проводил Юрий Юрьевич Александров, мы «раскручивали» историю иконы, — рассказывает Юлия Борисовна. — На архивных дореволюционных фотографиях удалось узнать её в одном из образов, которые находились в местном ряду по сторонам от царских врат в Николо-Дворищенском соборе на Ярославовом дворище, это один из наших центральных храмов. Узнать её было трудно, потому что она была под записями, на ней был оклад, икона была закрыта цветочными гирляндами. Из летописных источников известно, что в 1460-е годы в соборе был пожар, и после пожара иконостас обновлялся. К этой дате уже можно привязаться, икона была написана именно в это время — в классическую эпоху развития новгородской иконы.

И вот спустя 15 лет – именно столько времени заняли реставрационные работы – на свет явилась икона XV века, безусловный шедевр новгородской иконописи, ещё не опубликованный, мало известный, и это, конечно, стало открытием.

— Мы всё время говорим: в Новгороде суровые образы, те же «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Одигитрия Тихвинская», — комментирует хранительница фонда. — И вот новгородская «Богоматерь Умиление» — более трогательный, нежный образ. Такие, как правило, связываются с живописью Владимира, Москвы.

Особенность извода в том, что младенец лицом прижимается к щеке Богоматери, и совершенно трогательный жест – он держит её за подбородок. Рука Марии – изящные, тонкие пальцы, она нежно придерживает головку младенца.

— Эта нежность, как нам казалось, несвойственна новгородской иконе, и, тем не менее, это стопроцентно новгородская икона! – восторгается Юлия Борисовна. — Как мало мы ещё знаем! Нам кажется, что сложилось представление: XV век был величественным и строгим — и вдруг открывается новый памятник, который это представление опровергает.

Отдельный рассказ, конечно, можно было бы посвятить и тому, как реставрировалась икона. Но за деталями процесса лучше обратиться к самому реставратору. И он поведает и о хорошей сохранности иконы «Богоматерь Умиление», и о том, что современные способы реставрации дают возможность максимально сохранить раннюю живопись. О том, что икона раскрывается бережно, без применения каких-либо растворителей, по миллиметру, под микроскопом, чтобы, не дай Бог, случайно не удалить, не повредить ни миллиметра авторского письма, поэтому реставрация заняла так много времени. И о том, что ножки у младенца и рука Богоматери на иконе, которой поклонялись, были процелованы до грунта…

Ромб, овал, ромб

Представление об иконописном ансамбле новгородского храма можно получить в следующем зале экспозиции. В небольшой церкви Петра и Павла в Кожевниках на Софийской стороне, построенной в самом начале XV века, после пожара в XVI веке, о чём говорят летописи, появляется новый иконостас. Теперь он – в музейном собрании.

Экскурсоводы здесь рассказывают посетителям о сложении, символике иконостаса и его рядов. Тут представлены все четыре ряда икон — в XVI веке иконостасы были четырёхъярусными. Мы видим местный ряд, царские врата, храмовые иконы Петра и Павла в житии, «О тебе радуются» и другие. Затем идёт деисусный чин – ядро иконостаса, над ним праздничный чин, а затем пророческий.

По площади и по объёму зал похож на пространство церкви, и это позволило музейщикам дать ощущение храмового ансамбля, представление, как иконостас смотрелся в интерьере храма.

Иконы церкви Петра и Павла в Кожевниках — очень красивая живопись середины XVI века. Видно, насколько прочными были традиции новгородской живописи: излюбленные сочетания цветов – киноварь, синий, зелёный, белый; ясный, очень чёткий, отработанный рисунок, ясные композиции.

Центральную икону «Спас в силах» можно долго рассматривать, размышляя, например, о геометрии в живописи. Сюжет известен — Спас, сидящий на престоле с открытым Евангелием, образ Христа – судья в день Страшного суда. Наложение геометрических фигур. Внешний ромб – в четырёх углах символы евангелистов, это образ земли. Внутренний синий овал – образ неба с небесными силами, серафимами и херувимами. И над землёй и над небом царящая слава Христа – внутренний красный ромб.

Пожар, пришедший с полуденной стороны

И, конечно, было бы совершенно непростительным не остановиться ещё на двух уникальнейших новгородских иконах из музейного собрания.

Одна из наиболее известных икон – «Видение хутынского пономаря Тарасия», которая относится ко второй половине XVI века. Икона происходит из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря, основанного в XII веке.

Сюжет композиции построен на реальных исторических событиях, которые случились в Новгороде в начале XVI века, когда город подвергся череде бедствий.

Сначала пожар произошёл на Торговой стороне. Летопись упоминает, что тогда погибли более 3000 новгородцев. Затем в течение трёх лет город страдал от моровой чумы. Эпидемия тоже унесла жизни большого количества жителей города.

Это всё рассматривалось как кара небесная, наказание жителей города за грехи. И возникла легенда, которая записана в летописи, в житии новгородского святого Варлаама Хутынского — о том, как все предстоящие бедствия незадолго перед событиями увидел пономарь Тарасий Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря.

Он остался в соборе на ночь и готовил свечи для службы. Внезапно почувствовал благоухание и увидел, как сами собой зажглись в храме свечи и лампады, и из гробницы восстал основатель монастыря Варлаам Хутынский. Он повелел пономарю подняться на крышу собора и сверху посмотреть на Новгород.

Трижды преподобный Варлаам отсылает пономаря, чтобы показать, что случится, и на иконе это изображено. Пономарь увидел гигантскую волну на озере Ильмень, которая нависает над городом и грозит ему потоплением. Увидел огненное облако пожара, угрожающее Новгороду, пришедшее с полуденной стороны. Увидел ангелов, которые пускают на город стрелы болезней, и они поражают жителей.

Композиция очень чётко разделена, помогает нам читать икону Юлия Комарова. Мы видим небесную сферу. Вверху Троица – Бог-отец, заседающий на престоле, Бог-сын и символ Святого Духа в виде голубя, предстоящего перед престолом. Вот Богоматерь, Иоанн Предтеча, припадающий к престолу Варлаам Хутынский, лики святых, изображённые по чинам святости, предстоящие мужья, жёны, дети.

— Конечно, самое интересное – панорама средневекового Новгорода, — говорит Юлия Борисовна. — Иконописец показывает город таким, каким он был в то время, во второй половине XVI века. Вот Софийская сторона, Детинец, мы видим постройки кремля – Софийский собор, звонницу, перекрытую деревянными шатрами, Грановитую владычную палату с уступчатым фронтоном. Я говорю об этом потому, что такие иконы служат бесценным источником при реставрации архитектурных памятников. Архитекторы, реставраторы обращаются к ним как к документальным подтверждениям при восстановлении исторических памятников.

На иконе прописаны постройки южной части кремля. Здесь выделяется Борисоглебский храм, он был разобран после шведского нашествия в начале XVII века. Несохранившиеся проездные башни Новгородского кремля. Деревянный Великий мост через Волхов. Никольский собор на Ярославовом дворище. Церковь Спаса Преображения с образом Богоматери Знамение. Мы видим как сохранившиеся храмы, Юрьев монастырь, Антониев монастырь, так и не дошедшие до наших дней, например, церковь Благовещения на Городище.

Очень интересно рассматривать жителей города, и это можно делать бесконечно долго. В одном из домов идёт свадебный пир, вот иконописец пишет икону, книжник переписывает рукопись, вот рыбаки ведут лов на Волхове и Ильмене, всадники скачут через волховский мост – мы видим повседневную жизнь средневекового города.

Рядом с каждым человеком изображён ангел-хранитель. Он либо кисточкой ставит метку на лбу праведника, либо, помолившись, отворачивается и отлетает от человека – кто-то выживет, а кто-то пострадает. Есть на иконе и загадочная фигура – почему-то один из ангелов изображён в чёрных одеждах…

Какими были средневековые новгородцы, с какими причёсками ходили, какие носили одежды – можно увидеть и на иконе «Деисусный чин и молящиеся новгородцы».

Это, поясняет наш гид, двухчастная композиция. В верхней части Деисус (деисис с греческого обозначает моление) – изображение Страшного суда, Христос, сидящий на престоле, и перед ним предстоящие святые, которые молятся, заступаясь за человеческий род.

Внизу изображена новгородская семья. Принято считать, что это уже умершие предки, которые предстоят перед престолом Господа и молят его о своих живых потомках. Подпись гласит: «Молятся рабы Божии Григорей, Марья, Иаков, Стефан, Евсей, Тимофей, Олфим и чады Спаса и Пречистой Богородицы о гресех своих».

По изображениям можно изучать костюмы того времени: интересна женская одежда, плат с длинной бахромой, мужские кафтаны на застёжках, а детки одеты в подпоясанные белые длинные рубашки. Все в высоких сапогах. Здесь нет иконографического канона, это творчество мастера, который позволяет нам стать очевидцами ушедшей новгородской эпохи.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Александр КОЧЕВНИК

Читать также по теме:

Лучшее переняли у Византии

Легенда о «Круглой доске»

Подлинный Феофан Грек – только в Новгороде

Когда камни не тонут

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород.

«Знамение,» икона Божией Матери

Празднование 27 ноября

Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.

  • Страница сайта Православные имена:
  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»:
    • — Ноябрь
  • Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
  • «Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи,» Псковское агентство информации, 10 декабря 2009:
  • Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:

Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *