Попередня Головна Наступна
В составе III тома Полного собрания русских летописей переиздается Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов — древнейшая летопись Новгородской феодальной республики, являющаяся одним из главных источников наших знаний о культуре, быте, общественно-политической жизни Великого Новгорода периода его независимости. Особое значение памятник имеет для характеристики ранних этапов древнерусского летописания: как установлено работами акад. А. А. Шахматова, в младшем изводе Новгородской первой летописи отразился так называемый Начальный киевский свод конца XI в., предшествовавший Повести временных лет. В Синодальном списке старшего извода летописи первые 16 тетрадей утрачены, но в современных исследованиях признается, что и в данной части списка был представлен тот же самый Начальный свод 1.
Публикация текста Новгородской первой летописи, осуществленная в 1950 г. А. Н. Насоновым 2, давно уже стала библиографической редкостью, поэтому возникла необходимость переиздания выдающегося памятника древнерусской культуры. Следует при этом отметить, что если текст летописи передан в издании 1950 г. весьма тщательно 3, то описание рукописей нуждается в коррективах.
Старший извод Новгородской первой летописи представлен единственным Синодальным списком. Кодекс хранится в Синодальном собрании Государственного исторического музея в Москве под № 786. Рукопись в 4°, на 169 листах, писана уставными почерками на пергамене. Первоначально она состояла из 37 тетрадей, по 8 листов в каждой (но в двух тетрадях по одному листу срезано); три листа были дополнительно приплетены в конце. Первые 16 тетрадей (т. е. около 128 листов, если считать в тетради по 8 листов) утрачены (с начала летописи до 1016 г.), текст начинается словами статьи 6524 г.: «а вы плотници суще, а приставимъ вы хоромъ рубити». Утрачена также одна тетрадь в середине летописи с изложением событий 1273—1298 гг. (причем потетрадная нумерация XIV—XV вв. этот пропуск не уловила) 4.
В Синодальном списке выделяются две части. Древнейшая часть, доводящая изложение до 1234 г. (л. 1—118 об.), может быть датирована второй половиной XIII в. 5 Считалось, что она переписана двумя писцами, но, согласно новейшим наблюдениям А. А. Гиппиуса, здесь на самом деле представлен почерк одного писца 6. Вторая часть (л. 119—166 об.) охватывает содержание 1234—1330 гг. и скопирована около 1330 г., так как после этого следуют приписки разными почерками известий 1331—1333, 1337, 1345 и 1352 гг. По своему содержанию указанные приписки связаны с новгородским Юрьевым монастырем.
Факсимильное издание Синодального списка вышло в 1964 г. под редакцией М. Н. Тихомирова 7. \VI\
Младший извод Новгородской первой летописи представлен несколькими рукописями.
Комиссионный список хранится в Санкт-Петербургском Филиале Института российской истории РАН, в собрании Археографической комиссии под № 240. Рукопись в 4°, на 320 листах. Летописный текст в основной части доведен до 1439 г. (л. 28—257), водяной знак: Голова быка — Лихачев, № 982 (1441 г.). Другим почерком (и на другой бумаге) написаны известия 1440—1446 гг. (л. 257—264), этот же писец переписал также дополнительные статьи на л. 7—13 об., 265—305 об. Водяной знак: Женская фигура — Лихачев, № 978 (1441 г.). Третьим писцом написаны статьи на л. 13 об.— 24 об.; водяной знак: Корона — Лихачев, № 992 (1451 г.). Список, таким образом, датируется серединой XV в.
Академический список (БАН, 17.8.36) — в 4°, на 241 листах. Рукопись дефектная, в самом ее начале недостает 8 листов, после л. 3 — двух листов, после л. 11 — одного листа, после л. 18 — четырех листов, после л. 23 — двух листов, после л. 24 — двух листов, после л. 25 — двух листов, после л. 26 — одного листа, после л. 31 — одного листа, после л. 59 — одного листа, после л. 77 — одного листа, после л. 107 — двух листов, после л. 113 — двух листов, после л. 146 — восьми листов, после л. 150 — четырех листов, после л. 154 — двух листов, после л. 162 — одного листа, после л. 175 — четырех листов, после л. 189 — одного листа, после л. 211 — двух листов, после л. 217 — одного листа, после л. 241 в конце рукописи утрачено еще три листа. Текст списка обрывается на л. 241 об. на середине известия 1441 г., но, судя по снятым с него в XVIII веке копиям, изложение было доведено до 1444 г. (в Комиссионном списке статья соответствует 1443 г.). Хотя А. Н. Насонов отнес рукопись к середине XV в. и указал, что бумага ее не содержит филиграней, на самом деле водяные знаки там имеются: на л. 55, 60-61, 85 знак Рыбы — Брике, № 12414 (1447-1450 гг.), на л. 212, 217 «человеческая фигура» — Брике, № 7613 (1445 г.) 8. Следовательно, по палеографическим данным список датируется серединой 40-х годов XV в., что не противоречит свидетельству В. Н. Татищева (приобретшего рукопись у раскольников) о его написании в 1444 г. 9
Толстовский список (РНБ, F.IV.223) — в 1°, на 208 листах. Текст Новгородской первой летописи доведен до 1444 г. и является непосредственной копией Академического списка. Действительно, в Академическом после л. 18 утрачено несколько листов — и именно здесь начинается пропуск текста в Толстовском (см. изд., с. 134— 135); после л. 23 в Академическом недостает 2 листа — и именно в этом месте обрывается текст в Толстовском (изд., с. 143); после л. 150 в Академическом утеряно 4 листа — в Толстовском здесь также начинается пропуск текста; наконец, после л. 59 в Академическом утрачен один лист — и соответствующий перерыв в тексте в точности отразился в Толстовском списке (изд., с. 187).
А. Н. Насонов ошибочно датировал Толстовский список серединой XVIII в., но водяной знак — четыре якоря — несомненно указывает на 20-е годы этого столетия 10. Кодекс переписан писцом, работавшим по заказу кн. Д. М. Голицына 11. На внутренней стороне верхней крышки переплета наклеен экслибрис Архангельской библиотеки \VII\ князей Голицыных: «Ex Bibliotheka Arcangelina». Толстовский список, очевидно, создан во время работы В. Н. Татищева в библиотеке Д. М. Голицына в конце 20-х годов XVIII в. — отсюда и следует, что Толстовская рукопись непосредственно копировалась с Академической летописи, принадлежавшей в то время В. Н. Татищеву. Таким образом, лишено смысла широкое привлечение вариантов по Толстовскому списку при издании Новгородской первой летописи младшего извода, но текст Толстовского списка может быть полезен для восстановления утраченных листов Академической рукописи.
В вопросе о характеристике и взаимоотношении списков младшего извода Новгородской первой летописи не потеряло научного значения раннее исследование А. А. Шахматова 12. История формирования младшего извода Новгородской первой летописи вообще достаточно сложна, но несомненно, что основное ядро памятника сложилось в первой четверти XV в. в процессе создания Летописного свода митрополита Фотия (о чем свидетельствует включение в состав Новгородской летописи повестей общерусского содержания: об Александре Невском, Михаиле Черниговском, о сражении на Куликовом поле и др.).
В третьем Приложении к изданию Новгородской первой летописи А. Н. Насоновым и А. А. Зиминым опубликован Троицкий список этой летописи, современный шифр: РГБ, ф. 173/IV, № 54. Рукопись датируется 60-ми годами XVI в.: филигрань «Сфера под лилией» — Брике, № 14029 (1563 г.). Троицкий список доведен лишь до статьи 1015 г., но текст Новгородской первой летописи дополнен здесь по Новгородской пятой летописи 13. Уместно напомнить, что Синодальный список старшего извода начинается со статьи 1016 г., т. е. примерно там, где кончается Троицкий список. Отсюда возникает предположение, что в Троицком списке отразилось утраченное начало Синодального, подвергшееся правке по Новгородской пятой летописи (впрочем, это утверждение требует еще текстологического обоснования).
В настоящем томе издание 1950 г. репринтно воспроизведено полностью, за исключением указателей, которые заменены новыми. Кроме того, добавлены два приложения, в которых опубликованы два небольших летописных текста новгородского происхождения — летописные записи из рукописи Студийского устава конца XII в. и записи на пасхальных таблицах середины XIV в.
12 октября 1999 г.
Б. М. Клосс, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН
Примечания
2 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
3 Вызывает возражение только передача сокращений типа «црь» (под титлом и даже с надстрочным «с») как «цесарь» — правильным было бы в данном случае чтение «царь». Влиянием эпохи объясняется также написание слов «Бог», «Богородица» и др. со строчной буквы. \VIII\
4 Причем речь идет об утере именно тетради, а не о листе или нескольких листах, как считал А. Н. Насонов (ср. изд., с. 90-91).
5 В литературе высказано предположение, что первая часть Синодального списка переписана в 1234 г. или в ближайшее к нему время: Гимон Т. В., Гиппиус А. А. Новые данные по истории текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. Вып. 7(17). СПб., 1999. С. 18-47. Однако упоминание под 1230 г. Тимофея пономаря (датированные известия о деятельности которого относятся к 1260-м годам) противоречит этому мнению. Следует обратить внимание, что в той же статье 1230 г. читается нравоучение, что «Бог на нас поганыя наведе, и землю нашю пусту положиша» (изд., с. 69): подобные слова уместно было бы написать лишь после 1238 г. Датировать первую часть Синодального списка второй половиной XIII в. позволяет нам типологическое сходство его почерка с почерком Тимофея пономаря, известным по датированным памятникам 60-х годов XIII в. (о близости почерка Синодального списка и почерка Тимофея пономаря см.: Класс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI—XV вв.: (Материалы для описания) // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. М., 1976. С. 80-81).
7 Новгородская харатейная летопись/Под ред. М. Н. Тихомирова. М., 1964.
8 См.: Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 21 (комментарий В. А. Кучкина).
12 Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. М.; Л., 1938. С. 161—181. Из новых исследований о соотношении старшего и младшего изводов Новгородской первой летописи упомянем: Янин В. Л. К вопросу о роли Синодального списка Новгородской I летописи в русском летописании XV в. // Летописи и хроники: Сборник статей 1980 г. М., 1981. С. 153—181; Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. Вып. 6(16). СПб., 1997. С. 3-72.
ЛИТЕРАТУРА О НОВГОРОДСКОЙ ПЕРВОЙ ЛЕТОПИСИ
1. Литература о памятнике в целом
Прозоровский Д. И. Кто был первым писателем первой Новгородской летописи? // ЖМНП. 1852. Июль. Отд. 2. С. 1-28.
Погодин М. П. Новгородские летописи // Известия по русскому языку и словесности. 1857. Т. 1. Вып. 3. Стб. 209-233.
Яниш Н. Н. Новгородская летопись и ее московские переделки. М., 1874. 96 с.
Тихомиров И. А. Несколько заметок о новгородских летописях // ЖМНП. 1892. Сен. Отд. 2. С. 144-152.
Ляпунов Б. М. Исследование о языке Синодального списка 1-й Новгородской летописи. СПб., 1900.
Шахматов А. А. О начальном киевском летописном своде // ЧОИДР. 1897. Кн. 3.
Шахматов А. А. Общерусские летописные своды XIV и XV вв. // ЖМНП. 1900. № 9. С. 90-176; № 11. С. 135-200; 1901. № 11. С. 52-80.
Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.
Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. М.; Л., 1938.
Шахматов А. А. Киевский начальный свод 1095 г. //А. А. Шахматов. 1864—1920: Сб. ст. и материалов. М.; Л., 1947. С. 117-160.
Перфецький Е. Новгородський княжий літопис і його відношення до українського літописання XII століття // Записки наукового товариства ім. Шевченка. Т. 134—135. Львів, 1924. С. 1-18.
Троцкий И. М. Опыт анализа первой Новгородской летописи // Известия АН СССР. Сер. 7. Отд. общественных наук. 1933. № 5. С. 337—362.
Лихачев Д. С. Софийский временник и новгородский политический переворот 1136 г. // Исторические записки. Т. 25. 1948. С. 240-266.
Зимин А. А., Насонов А. Н. О так называемом Троицком списке Новгородской первой летописи//Вопросы истории. 1951. № 2. С. 89—91.
Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963.
Dietze J. Frequenzwörterbuch zur Synodalhandschrift der Ersten Novgoroder Chronik. Halle (Saale), 1977.
Алешковский М. X. Новгородский летописный свод конца 1220-х гг. // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 104-111.
Квирквелия О. Р. Методика анализа системы умолчания Новгородской I летописи // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986. С. 83-97.
Гимон Т. В. Работа новгородского летописца XV в.: Комиссионный список Новгородской первой летописи // Историческая антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докладов и сообщений научной конференции (Москва, 4—6 февраля 1998 г.). М., 1998. С. 91—93.
Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в.: (Исследование и тексты): Автореф. дисс. … докт. филол. наук. СПб., 1996.
2. Литература об отдельных текстах, входящих в состав Новгородской I летописи
Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в составе Новгородской I и Софийской I летописей // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 229—238.
Мещерский Н. А. Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 // Мещерский Н. А. Избранные статьи. СПб., 1995. С. 190-211.
Тихомиров М. Н. «Список русских городов дальних и ближних» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 83—137.
Хорошев А. С. Летописные списки новгородских владык // Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2(12). С. 127-142.
Шахматов А. А. Предисловие к начальному киевскому своду и Несторова летопись // ИОРЯС. СПб., 1908. Т. 13. Кн. 1. С. 213-270.
Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 14—44 (о списках новгородских посадников).
Patri S. La relation russe de quatrieme croisade // Byzantion. 1988. Vol. 58/2. P. 461—474.
3. Переводы памятника на современные языки
НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ — группа летописных памятников, наиболее полно отразивших официальную летопись Новгородской республики, составлявшуюся в XII — первой половине XV веков при новгородской епископской (архиепископской) кафедре; важнейший письм. источник по истории и культуре Новгородской республики.
Сохранилась в 2 изводах (редакциях). Старший извод представлен единственным пергаменным Синодальным списком (XIII-XIV века; хранится в ГИМ) — древнейшим из сохранившихся списков русских летописей. Рукопись дефектная: утрачены первые 16 тетрадей и тетрадь в середине с изложением событий 1273-1298 годов. Состоит из двух разновременных частей: первая часть (за 1016-1234 годы) написана почерком XIII века, вторая (за 1234-1330 годы) — почерком первой половины XIV века. На 3 дополнительных листах читаются записи за 1331-1352 годы, сделанные различными почерками.
Младший извод представлен 9 списками (XV-XIX веков), главные из которых — Комиссионный (1440-е годы, хранится в Архиве Санкт-Петербургского института истории РАН) и Академический (1440-е годы, хранится в Библиотеке РАН). Комиссионный список в его основные части доводит изложение до 1439 года и имеет продолжение до 1446 года, написанное другой рукой на другой бумаге. Академический список, с утраченным окончанием, судя по снятым с него в XVIII веке копиям, заканчивался статьёй 1444 года.
Текст младшего извода НПЛ за 1074-1330 годы весьма сходен с Синодальным списком, что объясняется не зависимостью одного от другого, а восхождением обоих изводов к общему протографу — новгородской владычной (архиепископской) летописи, ведшейся при Софийском соборе. В основу владычной летописи лёг составленный около 1115 года княжеский летописный свод, в котором текст киевского летописного источника (использованный до 1016 года полностью, а далее — в виде краткой выборки) был объединён с краткими новгородскими известиями за вторую половины XI — начала XII веков. Вскоре после его составления этот свод был продолжен погодными записями княжеских, а с начала 1130-х годов — епископских летописцев. По-видимому, по крайней мере до конца XIV века, рукопись владычной летописи (её «официальный экземпляр», по терминологии М.Д. Присёлкова) никогда полностью не заменялась, хотя отдельные листы и тетради могли заменяться на отредактированные. Синодальный список в целом отражает более раннее, а списки младшего извода (через ряд промежуточных копий) — более позднее состояние этого кодекса.
По своей протяжённости и текстологические однородности массив погодных записей, составляющих текст НПЛ с середины 1110-х годов, уникален в древне-русском летописании, что позволяет исследователям проследить на её примере периодичность пополнения летописных текстов, динамику смены летописцев, индивидуальные особенности их языка и стиля. Анализ языковой разнородности НПЛ (особенно значительной в первой части Синодального списка, где она проявляется даже на уровне орфографии) показывает, что пополнение владычной летописи носило организованный характер, причём смена архиепископа регулярно влекла за собой и смену летописца. В литературном отношении текст НПЛ также неоднороден — от кратких записей XI — начале XII веков до насыщенного авторским комментарием подробного рассказа о событиях середины XIII века. Летописцем XIII века был пономарь Тимофей, упомянувший о себе в статье 1230 года, а в 1260-х годах исполнявший обязанности владычного секретаря (его рукой написаны договоры Новгорода с великим князем владимирским Ярославом Ярославичем).
Круг событий, регулярно освещаемых владычной летописью, составляют смены князей на новгородском столе, выборы архиепископа и высших городских магистратов (посадника, тысяцкого), строительство церквей и устройство монастырей, воен. предприятия с участием новгородцев, экстремальные погодные явления, пожары, эпидемии. Имея местный по преимуществу характер, владычная летопись включила в себя и ряд рассказов о событиях, происходивших вне Новгорода: взятии Константинополя в ходе 4-го крестового похода (под 1204 год), избиении рязанских князей в 1217 году в с. Исады кн. Глебом Владимировичем (под 1218 год), Калкской битве 1223 года (под 1224), монголо-татарском нашествии (под 1238 год). Эти рассказы были, по-видимому, записаны в Новгороде на основе устных свидетельств, специально для занесения их в летопись. Надёжные случаи использования владычными летописцами летописных источников не новгородского происхождения ограничиваются несколькими известиями за 1201-1203 годы, возводимыми к владимирскому летописанию.
Помимо владычной летописи, старший и младший изводы НПЛ имели свои дополнительные источники. Непосредственным оригиналом Синодального списка в части до 1195 года послужила дополненная местными записями копия владычной летописи, начатая свящ. Германом Воятой между 1144 и 1188 годы. Эту летопись одни исследователи связывают с церковью Св. Якова в Людине или Неревском конце Новгорода (Д.И. Прозоровский, М.П. Погодин, А.А. Шахматов, Д.С. Лихачёв, Г.И. Вздорнов, В.Л. Янин), другие — с Юрьевым мон. близ Новгорода (И. М. Троцкий, В. Водов). Бесспорно в Юрьеве монастыре сделаны записи на последних листах рукописи. Дополнительными источниками младшего извода НПЛ явились Житие Александра Невского, помещённое фрагментами под 1240/1241, 1242/1243, 1246/1247, 1251/1252 годы, сказание об убиении в Орде черниговского кн. Михаила Всеволодовича и его боярина Фёдора (6753) и рассказ о Куликовской битве 1380 года, извлечённый из раннемосковского летописного памятника. Эти тексты, скорее всего, вошли в состав НПЛ при переписке владычной летописи в самом конце XIV — начале XV веков.
Текст владычной летописи неоднократно использовался в новгородском летописании. Он стал одним из главных источников Новгородско-Софийского свода — протографа Новгородской 4-й и Софийской 1-й летописей и через его посредство вошёл в общерусское летописание XV-XVI веков. Независимым образом новгородская владычная летопись отразилась в Тверском летописном сборнике.
Особое значение НПЛ имеет для истории начального древне-русского летописания. Согласно гипотезе А.А. Шахматова, разделяемой большинством совр. исследователей, в древнейшей части младшего извода НПЛ отразился киевский Начальный свод 1090-х годов, лежащий в основе «Повести временных лет». Предположение Шахматова о том, что текст этого свода оказался в НПЛ в XV веке, заменив собой текст «Повести временных лет», в настоящее время отклонено; по-видимому, на Начальном своде, продолженном записями до 1115 года, новгородское летописание основывалось уже на княжеском своде 1110-х годов.
Дополнительная литература:
Прозоровский Д.И. Кто был первым писателем первой Новгородской летописи? СПб., 1852;
Погодин М.П. Новгородские летописи // Известия Императорской АН по отделению русского языка и словесности. СПб., 1857. Т. 1. Вып. 3;
Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908;
Троцкий И.М. Опыт анализа первой Новгородской летописи // Известия АН СССР. Сер. 7. Отделение общественных наук. 1933. № 5;
Лихачев Д.С. «Софийский временник» и новгородский политический переворот 1136 г. // Исторические записки. М., 1948. Т. 25;
Янин В.Л. К вопросу о роли Синодального списка Новгородской I летописи в русском летописании XV в. // Летописи и хроники. 1980. М., 1981;
Гиппиус А.А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. СПб., 1997. Вып. 6(16);
он же. Новгородская владычная летопись и ее авторы: история и структура текста в лингвистическом освещении // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. 2004–2005. М., 2006;
2. Летописание
В годы, непосредственно предшествовавшие Куликовской битве и после нее, в конце XIV — первой половине XV в., наступает расцвет русского летописания. В это время создаются многочисленные летописные своды, летописание разных городов, в том числе и враждующих между собой, находится в тесном взаимодействии. Составители сводов пользуются местными летописями, перерабатывая, редактируя их в зависимости от тех политических интересов, которым призван был отвечать тот или иной составляемый летописный свод. Повышенный интерес к историческому прошлому в летописании проявляется в том, что в начальную часть вновь создаваемых летописных сводов, как правило, включаются рассказы о истории Киевской Руси — «Повесть временных лет», выборки из нее. Летописные своды связывают историю своего времени, своей земли со всей предшествующей историей Русского государства. Это имело принципиально важное идеологическое значение: история каждого княжества становилась продолжением истории всей Русской земли, а великие князья этих княжеств выступали наследниками киевских князей. Составители летописных сводов включают в них летописи разных княжеств, внелетописные по происхождению повести, жития, публицистические и юридические памятники. Центром русского летописания становится Москва, и, что особенно характерно, московское летописание приобретает общерусский характер.
Лаврентьевская летопись. Реально дошедшим до нас списком летописи конца XIV в. является уже упоминавшаяся Лаврентьевская летопись, переписанная в Суздальско-Нижегородском княжестве мнихом Лаврентием с помощниками в 1377 г. Большинство исследователей определяют Лаврентьевскую летопись как копию того «ветшаного» (ветхого) оригинала (так называет его сам Лаврентий), с которого он и его товарищи переписывали свой текст, т. е. как копию свода 1305 г. В. Л. Комарович высказал предположение, что в части, посвященной нашествию Батыя на Русь, Лаврентий не просто переписывал рассказ своего источника о Батыевщине, а переделывал его по указанию Дионисия, епископа Суздальского, с целью реабилитации великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, который в тексте оригинала осуждался за свои действия во время нашествия монголо-татар на Северо-Восточную Русь. Развивая гипотезу В. Л. Комаровича, Г. М. Прохоров на основе кодикологического анализа Лаврентьевской летописи пришел к заключению, что в 1377 г. переделывалась вся часть Лаврентьевской летописи, посвященная рассказу о завоевании Руси Батыем, и переделка эта производилась в уже готовом списке летописи. Это предположение, однако, вызвало возражения Я. С. Лурье, который показал, что текстуальные соотношения Лаврентьевской летописи с Троицкой и связанными с нею летописями, восходящими к своду 1305 г., не дают оснований видеть в Лаврентьевской летописи переработку свода 1305 г.: это только копия свода. Составление такой копии в 1377 г. имело важное идеологическое и политическое значение, носило злободневный характер. Летопись начиналась «Повестью временных лет», рассказывавшей о былом величии Русской земли. В Лаврентьевскую летопись было включено «Поучение» Владимира Мономаха — произведение, призывавшее забыть личные обиды и внутренние распри перед лицом грозящей Русской земле внешней опасности, дающее яркое представление о князе — мудром государственном деятеле и мужественном военачальнике. Повествование о событиях 30-х гг. XIII в. носило в летописи возвышенно-патриотический характер: хотя русские князья и гибли в неравной борьбе, но все они мужественно и единодушно выступали против татар. Конец 70-х гг. XIV в. — канун Куликовской битвы, период обострения отношений между Москвой и Ордой. Летопись предназначалась для суздальско-нижегородского князя, союзника великого князя московского, и была призвана поднять патриотизм, побудить русских князей к активной борьбе с врагом.
Летописание Москвы. Первый московский летописный свод — это свод Киприана 1408 (1409) г. — Троицкая пергаменная летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г. Этот свод начал составляться по инициативе и, может быть, при непосредственном участии митрополита Киприана, а закончен был уже после его смерти (ум. в 1406 г.). Своду Киприана, как можно судить по самому тексту этого свода, предшествовал летописный свод 1392 г. — «Летописец Великий Русский».
Летописный свод Киприана — первый общерусский летописный свод. Киприан, как митрополит всея Руси, мог привлечь для составления летописного свода летописи из всех подчиненных ему в церковном отношении русских княжеств, в том числе и тех, которые в это время входили в состав великого княжества Литовского. При составлении свода Киприана были использованы летописи Твери, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Ростова, Рязани, Смоленска и, конечно, все предшествующее летописание Москвы. Кроме того, в свод Киприана были включены сведения по истории Литвы. Свод Киприана носил промосковский характер, хотя использованные источники перерабатывались незначительно. Особенностью свода Киприана был учительный, публицистический тон летописи. Это, как пишет Д. С. Лихачев, определялось влиянием на составителя свода идей «Повести временных лет», «воспринимавшейся в начале XV в. как образец исторического изложения и политической мудрости летописца».
Усиление общерусского характера московского летописания происходит в следующем гипотетически предполагаемом летописном своде — своде митрополита Фотия, время составления которого А. А. Шахматов относил к 1423 г., а М. Д. Приселков — к 1418. Предполагаемый текст этого свода — текст общерусских известий реально дошедших до нас Новгородской четвертой и Софийской первой летописей. М. Д. Приселков так характеризует этот второй митрополичий московский свод: «Сводчик 1418 г. много потрудился над предшествующим сводом и привлек для своей работы немало новых материалов, в большинстве случаев внелетописного характера (сказания, повести, послания, грамоты), которые должны были придать новому своду характер не только исторического обзора прошлых судеб Русской земли, но и назидательного чтения». Новой чертой свода Фотия было использование в нем народных преданий о русских эпических богатырях (Алеше Поповиче, Добрыне, Демиане Куденевиче, Рогдае Удалом и др.). Составитель этого свода стремится сгладить слишком ярко выраженные московские пристрастия предшествующего свода, быть более объективным и лояльным по отношению ко всем землям Руси, в том числе и соперничающим с Московским княжеством. В своде Фотия, как отмечает Д. С. Лихачев, видно явное стремление Москвы придать летописанию общенародный характер.
На основании сравнительного анализа текстов уже упоминавшихся Новгородской четвертой и Софийской первой летописей предполагается, что в их основе лежит обширный свод, условно называемый сводом 1448 г., полностью включивший в свой состав свод Фотия. Вслед за А. А. Шахматовым до последнего времени большинством исследователей этот свод 1448 г. определялся как свод новгородский. Я. С. Лурье на основе сравнительного анализа текстов Новгородской четвертой и Софийской первой летописей, развивая гипотезу М. Д. Приселкова, пришел к заключению, что свод 1448 г. не новгородский, а общерусский свод, составленный при митрополичьем дворе в Москве в конце 40-х гг. Этот свод представлял из себя переработку свода Киприана. По схеме Я. С. Лурье свода Фотия не существовало и все особенности этого свода должны относиться к своду 1448 г.
Новгородское летописание. В конце XIV — первой половине XV в. шла беспрерывная политическая и идеологическая борьба Москвы с Новгородской боярской республикой. Большую роль в идеологической борьбе Новгорода с Москвой играл новгородский архиепископ. В 1429–1458 гг. на новгородской архиепископской кафедре находился архиепископ Евфимий II. Стремление подчеркнуть значимость Новгорода в истории Русской земли, противопоставить Новгород, новгородскую древность Москве вызывало обостренный интерес к историческому прошлому, желание показать связь истории города с историей всей Русской Земли. При Евфимии II в Новгороде оживляются исторические предания, при владычном дворе ведется интенсивная летописная работа, создаются летописные своды. Официальное владычное летописание Новгорода теряет свою былую демократичность, становится из местного летописания летописанием, претендующим на общерусское значение. В летопись, как и в московском летописании, усиленно включаются внелетописные памятники повествовательного, историко-политического характера, призванные документально обосновать исторические права Новгорода. «На протяжении 20 лет правления Евфимия были составлены один за другим три грандиозных свода и около десятка мелких, каждый из которых проделывал огромную работу для восполнения недостающих сведений. В результате, от середины XV в. мы имеем редкую по своей полноте и документальности Новгородскую четвертую летопись — основной свод XV в., Новгородскую первую младшего извода (в различных списках) и восстанавливаемые на основании разных источников более ранние своды, из которых Новгородско-Софийский свод имел первостепенное значение в русском летописании».
Тверское летописание. После разгрома Твери в 1375 г. Дмитрием Донским в ходе феодальной войны 1368–1375 гг. Москвы с Тверью тверское летописание, процветавшее в 60–70-х гг. XIV в., прерывается. Но в 1382 г. оно возобновляется вновь и не прекращается до потери Тверью своей самостоятельности. В 1409 г. составляется тверской летописный свод епископа Арсения. Велось летописание при великом князе Борисе Александровиче, которому посвящено «Слово похвальное» инока Фомы (см. далее, с. 165–166). Идейная направленность тверского летописания этого периода близка к смыслу «Слова похвального»: руководящую роль в русской истории играет Тверь, она является оплотом борьбы Руси с монголо-татарским игом, и великие князья тверские, опытные военачальники и мудрые государственные деятели, достойны стать самодержцами Русской земли.
* * *
Конец XIV — первая половина XV в. в истории летописания характеризуется тем, что летописание приобретает общерусское значение. И это черта не только московского летописания, но и летописания других городов. Отмечая стремление псковского летописания «выйти за пределы «областного», «местного»», А. Н. Насонов пишет: «Это симптоматично. В XV в. в той или иной мере становятся общерусскими летописные своды в разных городах, в разных областях России».
Следующая глава >>
Содержание
- Летописание на Руси
- Древнерусское летописание
- КАК НАЧИНАЛОСЬ РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ
- 1.3. С чего началось Начальное летописание?
- 3. Древнейшее летописание. Повесть временных лет
- 2. Летописание
- 2. Киевское летописание XI в.
- 5. Киевское летописание XII в.
- 7. Киевское летописание XIII в.
- 8. Новгородское летописание XI–XIII вв.
- Как начиналось русское летописание
- 1.1.3. Местное летописание XII–XIII веков
- 2) Летописание и приказные дьяки
Летописание на Руси
Летописание на Руси Официальное летописание на Руси началось в XV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, – сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных
Древнерусское летописание
Древнерусское летописание Важнейшим источником информации при рассмотрении истории Древней Руси нам послужит летописный свод, создававшийся в течение нескольких столетий плеядой блистательных летописцев. В основу позднейших известных летописных сводов Руси положен
КАК НАЧИНАЛОСЬ РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ
КАК НАЧИНАЛОСЬ РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ Русское летописание как таковое могло бы начаться почти точно на рубеже тысячелетий благодаря появлению в Киеве княжьей церкви Богородицы, более известной как Десятинная. Эта церковь, освященная в 997 году, то есть через девять лет
1.3. С чего началось Начальное летописание?
1.3. С чего началось Начальное летописание? Первые опыты по изучению летописания предпринимались еще в XVIII столетии В. Н. Татищевым и A. Л. Шлёцером, положившим начало попыткам реконструкции «первоначального» текста древнейшей (как тогда считалось) русской летописи — ПВЛ.
3. Древнейшее летописание. Повесть временных лет
3. Древнейшее летописание. Повесть временных лет «Историческая память» восточнославянских племен простиралась на несколько веков вглубь: из поколения в поколение передавались предания и легенды о расселении славянских племен, о столкновениях славян с аварами
2. Летописание
2. Летописание Феодальное дробление Руси способствовало развитию местного, областного летописания. С одной стороны, это приводило к узости летописной тематики, придавало отдельным летописям провинциальный оттенок. С другой, локализация литературы способствовала
2. Летописание В рассматриваемый период в летописании каких-либо существенных изменений или новых явлений по сравнению с предшествующим временем не наблюдается. В тех старых летописных центрах, где летописание сохранилось и после монголо-татарского нашествия,
2. Летописание В годы, непосредственно предшествовавшие Куликовской битве и после нее, в конце XIV — первой половине XV в., наступает расцвет русского летописания. В это время создаются многочисленные летописные своды, летописание разных городов, в том числе и враждующих
2. Киевское летописание XI в.
2. Киевское летописание XI в. Киевское летописание XI в. если и не современно описываемым событиям, то более приближено к ним, чем летописание X в. Оно отмечено уже и авторским присутствием, оживлено именами писателей или составителей. Среди них митрополит Иларион (автор
5. Киевское летописание XII в.
5. Киевское летописание XII в. Непосредственным продолжением «Повести временных лет» является Киевский летописный свод конца XII в. В исторической литературе он датируется по-разному: 1200 г. (М. Д. Приселков), 1198–1199 гг. (А. А. Шахматов), 1198 г. (Б. А. Рыбаков). Что касается
7. Киевское летописание XIII в.
7. Киевское летописание XIII в. Продолжением Киевского летописного свода конца XII в. в Ипатьевской летописи есть Галицко-Волынская летопись. Это обстоятельство, обусловленное случайностью, наличием в руках составителя Ипатьевского списка именно таких летописных сводов,
8. Новгородское летописание XI–XIII вв.
8. Новгородское летописание XI–XIII вв. Новгородская летописная традиция древнерусского времени сохранилась в нескольких списках. Древнейшим их них является Синодальный, получивший название «Новгородской первой летописи старшего извода». Памятник дошел до нас в списках
Как начиналось русское летописание
Как начиналось русское летописание Русское летописание как таковое могло бы начаться почти точно на рубеже тысячелетий благодаря появлению в Киеве княжьей церкви Богородицы, более известной как Десятинная. Эта церковь, освященная в 997 году, то есть через девять лет
1.1.3. Местное летописание XII–XIII веков
1.1.3. Местное летописание XII–XIII веков После выделения из состава Древнерусского государства отдельных земель и княжеств летописные традиции Киевской Руси получали продолжение и развитие на местах. До нас не дошли списки летописей, относящихся к этому времени.
2) Летописание и приказные дьяки
2) Летописание и приказные дьяки Если бы нам не было известно, даже гипотетически, имя автора Пискаревского летописца, то, исходя из анализа текста, мы все равно пришли бы к выводу, что это был, скорее всего, московский приказной человек: в своде много записей, близких