Новиков о молитве иисусовой

Публикуемая работа в простой и доступной любому христианину форме знакомит с традиционной для православия практикой стяжания умной и сердечной молитвы. В книге рассматриваются основные положения учения об Иисусовой молитве, в общих чертах дается обзор святоотеческого предания об умном делании — духовном пути, именуемом также священным методом трезвения и молитвы, тайным поучением, подвигом исихии, или священнобезмолвия. Комментарии составителя содержат краткий анализ ключевых положений учения с учетом опыта современных подвижников.

Содержание книги: О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлена основе келейных записей священника Антония Голынского

ЧАСТЬ I

Предуведомление от составителя

Исихазм как образ жизни
Опыт воссоздания утраченного текста
Предостережение

ЧАСТЬ II

О молитве Иисусовой
АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ

Предисловие

Молитва Иисусова

Главное оружие
Суть делания
Матерь добродетелей

Словесная молитва

Обретение навыка
Внешняя жизнь
Спасительный прибыток

Умная молитва

Деятельная степень
Воспитание благодатью
Со старцем и без него

Сердечная молитва

Деятельная степень
В пределах сил человеческих
В тайнике сердца

Высшие степени молитвы

Молитва самодвижная
Молитва чистая
Молитва зрительная

ЧАСТЬ III

Комментарии составителя

1. Правило: подходы и методы
2. Аскеза: воздержание от всего
3. Намерение: залог посмертного дара
4. Псевдомолитва: игры воображения
5. Три периода: восхождение к обожению
6. Внимание: гортань и губы
7. Целомудрие: ум, рассудок и сердце
8. Искушения: идеже не бе страх
9. Место сердечное: общение в Духе
10. Прелесть: молитва в ней неповинна
11. Причастие: ценность не в частоте
12. Трезвение: очищение сердца
13. Правило: количество и скорость
P.S. Во избежание «приближения вражеского»

ЧАСТЬ IV

Биографические сведения об авторе келейных записок
Из воспоминаний о пастыре

ЧАСТЬ V

О книжной серии «Путь умного делания»

Приближение к таинству
Как можем знать путь?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Библиография
Список сокращений
Сведения об изданиях серии «Путь умного делания»

Параметры книги: О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлена основе келейных записей священника Антония Голынского

Размер книги: 21,5 см x 14,5 см х 1,4 см
Количеcтво страниц: 240
Переплет: твердый
Бумага: офсетная
Шрифт: обычный
Вес книги: 350 гр.
Тираж: 15000
Год издания: 2011 год
Издательство: Отчий Дом

Предлагаем купить книгу «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлена основе келейных записей священника Антония Голынского. Автор-составитель Новиков Н.М.» в православном интернет-магазине Псалом.ру

Книга О молитве Иисусовой. Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского. Новиков Николай Михайлович. Издательство Путь умного делания. Обложка твердая. Бумага офсетная. 230 стр. Размеры 220х150 мм.

О молитве Иисусовой. Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского. Новиков Николай Михайлович

Описание

Публикуемая работа в простой и доступной любому христианину форме знакомит с традиционной для православия практикой стяжания умной и сердечной молитвы. В книге рассматриваются основные положения учения об Иисусовой молитве, в общих чертах дается обзор святоотеческого предания об умном делании – духовном пути, именуемом также священным методом трезвения и молитвы, тайным поучением, подвигом исихии, или священнобезмолвия. Комментарии составителя содержат краткий анализ ключевых положений учения с учетом опыта современных подвижников.

ЧАСТЬ I. ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Исихазм как образ жизни – 8
Опыт воссоздания утраченного текста – 18
Предостережение – 23
_______
ЧАСТЬ II. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ. АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
_______
Предисловие – 30
_______
МОЛИТВА ИИСУСОВА
Главное оружие – 33
Суть делания – 40
Матерь добродетелей – 50
_______
СЛОВЕСНАЯ МОЛИТВА
Обретение навыка – 55
Внешняя жизнь – 60
Спасительный прибыток – 67
_______
УМНАЯ МОЛИТВА
Деятельная степень – 71
Воспитание благодатью – 78
Со старцем и без него – 85
_______
СЕРДЕЧНАЯ МОЛИТВА
Деятельная степень – 91
В пределах сил человеческих – 99
В тайнике сердца – 109
_______
Высшие степени молитвы
Молитва самодвижная – 114
Молитва чистая – 117
Молитва зрительная – 120
_______
ЧАСТЬ III. КОММЕНТАРИИ СОСТАВИТЕЛЯ
1. Правило: подходы и методы – 125
2. Аскеза: воздержание от всего – 130
3. Намерение: залог посмертного дара – 149
4. Псевдомолитва: игры воображения – 152
5. Три периода: восхождение к обожению – 156
6. Внимание: гортань и губы – 158
7. Целомудрие: ум, рассудок и сердце – 161
8. Искушения: идеже не бе страх – 166
9. Место сердечное: общение в Духе – 168
10. Прелесть: молитва в ней неповинна – 172
11. Причастие: ценность не в частоте – 175
12. Трезвение: очищение сердца – 175
13. Правило: количество и скорость – 180
P.S. Во избежание «приближения вражеского» – 187
_______
ЧАСТЬ IV
Биографические сведения об авторе келейных записок – 192
Из воспоминаний о пастыре – 201
_______
ЧАСТЬ V. О КНИЖНОЙ СЕРИИ «ПУТЬ УМНОГО ДЕЛАНИЯ»
Приближение к таинству – 212
Как можем знать путь? – 217
_______
ПРИЛОЖЕНИЕ
Библиография – 224
Сведения об изданиях серии «Путь умного делания» – 230

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)

О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ

Слово к читателю

Дорогие братья и сестры!

Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим взыскующим спасения приобщиться к благодатному деланию, поможет устоять в духовной битве.

Одно из главных достоинств этой книги состоит в том, что автор ее — наш современник. Владыка Антоний раскрывает свой личный, обретенный в тяжелые времена гонений, духовный опыт, — удивительным образом перед нами оживает древнейшая аскетическая традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу.

За свою жизнь мне довелось немало прочитать на эту тему, и я должен отметить, что в записках владыки Антония мы находим некоторые весьма важные детали молитвенной практики, которые не встретишь в иных источниках. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь всё агрессивнее навязывает антидуховные ценности и человек всё крепче прирастает к земле, всё менее устремлен к горнему.

Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным молитвенником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи со тщанием и пониманием восстановленная почитателями владыки Антония, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины.

Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев,

духовник московского духовенства,

настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне

и Рождества Богородицы в Крылатском

От редакции

Дорогие читатели!

Перед вами келейные записи архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) — подвижника XX века, опытно прошедшего путь молитвенного подвига. Работа писалась в конце 50-х годов для узкого круга единомышленников. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть интересен для тех, кто движим стремлением приобщиться к молитвенной традиции отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлено святоотеческое предание об умном делании, обобщенно изложено учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божией.

Особенно ценным для нас является то, что незаурядный молитвенный опыт был обретен автором не в тиши исихастской кельи, но в гуще самых трагических событий ушедшего века. Исповедник и узник ГУЛАГа, неутомимый пастырь и гонимый скиталец, вовлеченный в водоворот исторических крушений и изломанных человеческих судеб, владыка Антоний своим подвигом указывает всем нам на то, что христианину должно становиться духовным воином «на всякое время», во всяком месте. Его пример весьма назидателен для нас, обреченных спасаться в пучине метущегося апостасийного мира.

К сожалению, подлинник рукописи владыки Антония был утрачен и текст дошел до нас лишь в списках, будучи подвержен различного рода искажениям. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился, — потребовалась редакторская работа по реконструкции записей, при сопоставлении материала со святоотеческим учением.

В комментариях к основному тексту представлен спектр мнений, выявляющих сходство и различие индивидуальных подходов к практике внутреннего делания. В приложении к книге, в качестве материала для сопоставления, помещен также краткий обзор учения о молитве святителя Феофана Затворника. Думается, что разнообразие взглядов и рекомендаций, как святых отцов, так и современных подвижников, поможет вдумчивому читателю самостоятельно придти к нужным выводам и получить практическую пользу.

Во второй части книги впервые публикуются краткие воспоминания о жизни архиепископа Антония (1889–1976) и отрывки из его личной переписки. Фотографии владыки также ранее не публиковались. Прискорбно, что сведения о судьбе автора весьма ограничены. Скупые документальные свидетельства не позволяют вполноте восстановить биографию владыки. Однако эти обстоятельства никак не умаляют значения его рукописного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что часто остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божию, являются общецерковным достоянием.

Николай Новиков

Часть I

О молитве Иисусовой и Божественной Благодати

Архиепископ Антоний в последний год жизни (1976).

Предисловие

Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Две выраженные здесь мысли — «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» — составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.

Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее — Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, те, которые не осквернились с женами (Откр. 14:4), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели — молитвы зрительной.

{11}

Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божия, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божию. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар — молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божий и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.

На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва — меч духовный — все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божиим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога — Всемогущего Творца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *