Новоиерусалимское подворье Казань

Культура 08:10 | 20 мая 2017

Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим был основан в XVII веке, а закрыт сразу после. В советские годы все его строения, а также парк, тогда были переданы сельскохозяйственной опытной станции. Лишь в 2012 году четыре здания ансамбля были возвращены Богородицкому мужскому монастырю, а храм Тихона Амафунтского заново освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверская. Но прежние соседи съехали не полностью, оставив на территории комплекса несколько своих филиалов.

Юлия Яковлева — Казань

Казанский Новый Иерусалим возвышается на горе над озером средний Кабан в семи километрах от центра города. Древний церковный ансамбль скрывается за густыми ветвями вековых деревьев. Это место в какой-то мере мифическое, почти незаметное, обладающее своим неповторимым колоритом. Тихий оазис в большом и шумном мегаполисе.

Воскресенское Новоиерусалимское Архиерейское подворье поражает своей архитектурой, особая его гордость — это древний парк, где растет самая старая в Казани веймутова сосна в три обхвата, посаженная в 1767 году. Известно, что в монастырском парке гуляли святой праведный Иоанн Кронштадтский, царица Екатерина Вторая, Лев Толстой и другие великие персонажи российской истории. Ее высота достигает почти 30 метров. Сад с аллеями лип, лиственниц и голубых елей, в стиле екатерининской эпохи, придавшему монастырю сходство с дворцовыми комплексами под Петербургом. Аллеи лип, смешанных с кленом, заложили таким образом, чтобы рядами деревьев складывались инициалы Спасителя — ИХ (Иисус Христос), постепенно сливаясь с расположенной за парком рощей.

На этой территории были найдены две надгробные плиты булгарского периода — первая, женщины по имени Алтын Бертек (относится к XIII веку). Вторая принадлежит хану Хасан беку Мир-Махмуду. В настоящее время дворцовый ансамбль Архиерейского загородного дома является памятником ландшафтной архитектуры XVII века.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1665 году в Казани митрополитом Лаврентием по подобию Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье на р. Истра, который построили по благословению Патриарха Никона. Но основное строительство в Казани было начато по приказу Екатерины II в 1781 году. Монастырь предназначался ею в подарок опальному митрополиту Вениамину, обвиненному в связи с Пугачевским движением. Автором проекта, предположительно, является В.Кафтырев, который использовал в своей работе рисунки и чертежи Варфоломея Растрелли (1700–1771).

Ровно сто лет назад, когда разразилась революция 1917 года и церковные строения отбирались в руки государства, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был разграблен и закрыт. В 1920 годы все здания и территория монастыря были переданы Казанской опытной сельскохозяйственной станции и до сих пор находятся в собственности НИИ «Нива». В 1949 году Воскресенский собор был переделан под жилье работников станции. Такая же судьба постигла и Введенский храм казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, однако декор церкви не пострадал.

В Воскресенском же монастыре, помимо перепланировки и надстройки, было сбито все каменное узорочье храма, наличники, полуколонны и теперь собор снаружи ничем не отличается от обычного жилого дома. Сохранились только алтарные апсиды и возможно сводчатые потолки внутри храма. Рядом с собором издревле хоронили известных горожан и духовных лиц, и до недавнего времени сохранялась деревянная кладбищенская часовня середины XIX века. В 2009 году эта часовня сгорела, несмотря на то, что памятник находился на охраняемой территории аграриев. За несколько лет до этого в НИИ горело здание Воскресенского собора. Братский корпус XVII века без кровли постепенно превращается в руины.

Весной 2012 года три здания Нового Иерусалима были переданы Богородицкому мужскому монастырю. После возрождения храм Тихона Амафунтского был заново освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверская. Это самое старое здание на территории монастыря. Еще через год здесь начались ремонтные работы по восстановлению собора Воскресения Христова. Здесь возобновлена богослужебная жизнь и началось формирование приходской общины.

Уже сейчас небольшая церковь не может вместить всех желающих. При этом весь монастырский комплекс пока не имеет статуса монастыря, а только Архиерейского подворья.

— Четыре строения были полностью переданы в собственность Церкви, — рассказывает наместник подворья иеромонах Роман (Модин). — Сейчас идут юридические работы по возвращению всего комплекса, а также монастырского парка. На территории находятся два новых здания, они стоят на старых фундаментах — это ТатНИИсельхоз и республиканская агролаборатория. Ведется вопрос об их возвращении в собственность Казанской епархии, единственному исторически законному владельцу исторического ансамбля Новоиерусалимского подворья.

Многие здания комплекса были построены еще во второй половине XVII века, и являются историческими и архитектурными памятниками федерального значения. Сейчас в серьезных восстановительных работах нуждаются уникальные объекты подворья, которые полностью переданы Казанской митрополии – это храм Вознесения Господня в здании Архиерейского дома, а также Воскресенский собор. Прошлой зимой сюда был проведен газопровод, который после подключения в этом году позволит отказаться от дорогостоящего обогрева храма электричеством и сэкономить на текущих коммунальных платежах. Без этого не сможет начаться роспись стен собора.

Предстоит сделать еще очень много, чтобы здесь началась вторая жизнь: провести к зданиям все необходимые коммуникации. И каждая статья расходов требует больших средств, — говорит отец Роман. Пока элементарные блага цивилизации — система водоснабжения, канализация и вентиляция остаются в планах. Кроме этого, предстоит дождаться, когда высохнут отсыревшие стены в Архиерейском доме, и удалить там плесень химическими реагентами. Кроме того, прежде чем начать работы, необходимо выполнить ответственные инженерные изыскания: подготовить проект восстановления, изучить степень износа древних построек и восстановить весь исторический ландшафт подворья с учетом современных задач

— Те здания, которые были построены в советское время на древнем фундаменте, никак не совместимы с той культурой, атмосферой и аскетической жизнью, которая должна здесь начаться, — рассказывает священнослужитель. — Верующие люди надеются, что опыт позитивного сотрудничества Казанской епархии и государственных органов, который в последние годы сложился на Казанской земле, вернут этому святому месту его значение и исторический облик. И, конечно, мы надеемся, что с благословения митрополита Феофана в его Архиерейском подворье вновь начнет процветать монашеская жизнь, которой все здесь способствует — и некоторая отдаленность от городского шума, и ощущение глубокого духовного опыта многих подвижников веры и даже святых, связанных с Новоиерусалимским монастырем. Таких, как преподобный Гавриил Седмиезерный, который был здесь эконом в течение года по переселения в Седмиезерную обитель, и святитель Филарет (Амфитеатров), будущий митрополит Киевский, который прожил здесь целых 9 лет.

Конечно, сегодня у некоторых людей есть интересы, не совпадающие со взглядами Церкви на судьбу этого исторического духовного центра. Но мы верим, что попечением Божиим и заботой нашего митрополита Феофана историческая справедливость будет восстановлена, и тогда это святое место обретет свой колорит и первозданную красоту. После реставрации ансамбль зданий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря может стать духовной и культурологической жемчужиной Казани.

Читайте также: Перезахоронение казанских ханов: обретение духовности, вертикаль власти и 100 тысяч евро на анализ ДНК

Церковь Воскресения Христова дала название одной из красивейших в прошлом улиц Казани. Найти эту улицу легко, ведь она в нашем городе центральная и носит имя Кремлевская (бывшая Ленина). Путь лежит по улице Воскресенской мимо здания университета и дома Ушковой, в котором размещается Национальная библиотека. После сквера с памятником Н.И. Лобачевскому перед нами вырастает громоздкое здание химического факультета университета На этом месте стояла одна из древнейших церквей Казанской губернии, хотя догадаться об этом сегодня непросто.

По сведениям Ефимия Малова, известного казанского краеведа XIX в., главный храм во имя честных древ Креста Господня был основан до 1671 г. Сама же церковь Воскресения была освящена в 1734 г., но при ней уже тогда находился придел чудотворца Сергия, упоминаемый еще в 1698 г. Это говорит о том, что Воскресенская церковь в своем первоначальном виде появилась в Казани в конце XVII в.

Наибольшее разрушение этой церкви нанесли казанские пожары: храм горел в 1742, 1749 и 1774 г.г. Это привело к тому, что в 1786 г. Василий Яковлев просил дозволения «переправить» (отреставрировать) иконостас и свод. В тяжелые времена осады Казани войсками Пугачева храм подвергся поруганию. Спасаясь от пугачевцев, казанский помещик Иван Родионов спрятался под престолом Воскресенской церкви, но бандиты, найдя его, «вывели на паперть, истязали и убили». Молодая жена Родионова с тремя малолетними детьми находилась в это время в Москве. Приехав в Казань, она только оплакивала кончину мужа. Дом в Казани сгорел, а имение было разграблено крестьянами. Только вмешательство императрицы Екатерины и пастырская помощь архиепископа Вениамина помогли Анне Николаевне в скором времени не только восстановить, но и приумножить свои капиталы. Не забыла Родионова, что только благодаря помощи церкви были спасены она и дети. Поэтому большие суммы она вкладывала в организацию женского учебного заведения. Похоронена Анна Родионова на избранном ею месте, «на погосте церкви Воскресения Христова, почти против завещанного ею институту дома, у того самого места, где была устроена каморка для моления над могилою мужа».

Однако её дом для организации учебного заведения был слишком мал, а надстройка его третьим этажом была небезопасна. Поэтому город выкупил дом Родионовой за 22 тыс. руб. для размещения полицейской части (на этом месте сейчас здание физического факультета университета), а училище разместили в только что законченном строении на Арском поле, в бывшей Нееловской липовой роще, выкупленной императрицей Марией еще в 1805 г. для организации женского учебного заведения. Сейчас в бывшем здании Родионовского института благородных девиц разместилось суворовское училище . Вернемся, однако, к истории Воскресенской церкви. На карте Казанской губернии начала XIX столетия (составленной по материалам XVIII в.) и на гравированном виде города она изображена без колокольни, в которой в 1839 г. на средства Леонтия (Льва) Крупенникова была освящена церковь во имя Сергия Радонежского.

В конце 30-х г.г. прошлого века преподаватель английского языка и художник Э. Урнерелли запечатлел Воскресенскую улицу с колокольней, храмом во имя честных древ Креста Господня и частью Воскресенской церкви.

Пережив многие испытания, теплый каменный храм во имя честных древ Креста Господня в 1857 г. за ветхостью был разобран и выстроен вновь, но до конца не доделан и дал трещины в стенах Не в лучшем состоянии стояла и летняя Воскресенская церковь. С 1840 г. в ней было прекращено богослужение, и в 1873 г. храм был разобран.

На месте разобранных церквей решено было выстроить больший храм, который стал бы украшением всего города: С 1876 по 1890 г.г. он был построен архитектором Розеном. Еще не просохла штукатурка, а церковь уже отметили «поклюшники» (церковные воры). Арский мещанин Василий Елизарович Чумаков, 30-ти лет, украл с аналоя, стоящего посреди храма, икону Воскресения Господня в серебряном складе. Вор подменил икону другой и только благодаря бдительности одного из молящихся был задержан и водворен в участок.

Освящение Воскресенской церкви стало праздником для всего города. Вот как описывал это событие «Волжский Вестник»: «Накануне освящения, в субботу 13 октября, было совершено в храме всенощное бдение ректором Духовной Семинарии о. Никанором при хоре архиерейских певчих Наружный фасад храма был унизан горящими плошками. В воскресенье совершилось освящение храма. Литургию совершал высокопреосвященный Павел, архимандрит Казанский и Свияжский, в сослужении отцов ректоров Духовной Академии и Семинарии, настоятеля Ивановского монастыря, соборного ключаря, протоиерея Казанского монастыря и о. Соколова. Воскресенская улица от Ксенинской гимназии до университета была полна народа. Новый храм, заложенный еще при старосте И.С. Арефьеве и оконченный сооружением при нем же, имеет три придела: главный — во имя Воскресения Христова, правый — во имя Честных Древ, левый — во имя Всех Святых Иконостас сосновый, с резьбой из липы, без золота и без краски. Как иконостас, так и все художественные работы исполнены в здешних мастерских г.г. Трофилина и Спиридонова».

Так начал жить храм, восхищавший многих казанцев и гостей города, которые любили с его высоты осматривать окрестности. Зачем было его сносить?

В 1953 г. на этом месте по проекту А. Бикчентаева выстроили здание современного химфака КГУ.

Озеро Архиерейское

Площадь: 60 га.

Местоположение: Лаишевский район РТ, с. Тарлаши.

Землепользователь: КП «Волжский».

Характеристика объекта и его значение:

Длина 2140 м, ширина 480 м, средняя глубина около 6 м.

Карстовое, глубокое, с устойчивым подземным питанием.

Имеет научно-познавательное значение.

Озеро Архиерейское (Тарлашинское)

География

Озеро Архиерейское — бессточный водоём карстового происхождения. Расположено у села Тарлаши Лаишевском районе Татарстана. Водоём имеет вытянутую форму.

Длина озера 2137 м, максимальная ширина 494 м. Площадь зеркала 61,4 гектар. Средняя глубина достигает 6 м, максимальная глубина 18 м.

Озеро Архиерейское (Тарлашинское)

Озеро Архиерейское (Тарлашинское)

Гидрология

Объём озера 4 млн м³. Питание смешанное, подземное и грунтовое. Вода зеленовато-жёлтого цвета, без запаха, жёсткостью менее 1 ммоль/л, минерализацией 52 мг/л, прозрачность 100 см. Химический тип воды гидрокарбонатно-кальциевый.

Озеро Архиерейское (Тарлашинское)

Хозяйственное использование

Водоём является важным источником природного водоснабжения, также используется для отдыха, рыбной ловли.

Постановлением Совета Министров Татарской АССР от 10 января 1978 г. № 25 и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 г. № 644 признана памятником природы регионального значения.

Координаты:

55°33′04.17″ с. ш. 49°08′21.28″ в. д. / 55.551158° с. ш. 49.139244° в. д.

Озеро Архиерейское (Тарлашинское)

Наибольшая глубина 18 м

Средняя глубина 6 м

Тип минерализации гидрокарбонатно-кальциевый

Вытекающие реки бессточное.

Озеро Архиерейское (Тарлашинское)

Рыбалка на Тарлашинском озере (http://forum.tatfish.com)

По имевшейся у Глеба информации, на Архиерейском озере, в последние дни нового года клевал довольно солидный подлещик, это и определило выбор в пользу этого озера.

Дорога заняла совсем не много времени, быстро сориентировавшись по карте, доехали до Тарлышей, где, около церкви, и начиналось озеро. Однако дороги, ведущей к водокачке так и не нашли, со слов местных жителей, просто ту дорогу в праздники никто не чистил и её занесло снегом. Деваться было некуда, оставив машину на окраине деревни, двинулись по глубокому снегу к озеру, вернее вдоль озера, в поисках описанного «клёвого» места, предыдущими естествоиспытателями. Так как разница в весовых категориях Глеба и меня, составляет чуть более 200%, , Глеб, что бы не задерживать движение, ушёл вперёд, а я по-тихоньку догонял. В итоге, прошли, не обратив особого внимания на «загогулину меж двумя деревьями», напротив которой и предполагалось рыбачить, ввиду того, что именно в 50-100 метрах снапротив её, с 8 метров, перед новым годом у наших «информаторов» клевал довольно крупный подлещик. Но загогулина была успешно пройдена, и запутавшись в передаваемой по мобилке инфе от «первопроходцев», что надо идти «налево от водокачки», не уточнив при этом, стоя к водокачке лицом или спиной, мы ушли совсем в другой конец озера, с основной глубиной 3-4 метра, что не помешало Глебу практически сразу, начать таскать мелких сорожек и окушков. Догнав его, я пробурился в 50ти метрах. Однако, информация о глубинах в 8-12 метров не давала покоя, и ещё раз созвонившись с «пионэрами», пришли к выводу, что надо идти в другой конец озера .

В итоге, найдя то место, сели на 8 метров, однако, вместо ожидаемых лещей, сразу же начала брать такая же мелкая сорожка. Но к чести Глеба, как настоящего спортсмена, он всё-таки поймал 3 подлещика, грамм по 300, а в остальном, сорожка была не более 50-100 граммов. В принципе на этой рыбалке я «особо не отличился», почему-то вытаскивая по большей части ершей, светло-песочного цвета, и вперемежку раз от раза сорожонку. В итоге мой улов сорожки за весь день составил около 15 – 20 штучек, а все пойманные ерши без счёта были благополучно отпущенные восвояси. Глеб, же, продемонстрировал мне мастер-класс по спортивной мормышке, надёргав около 3-4 кг бели, если в штучном измерении, то около 60 штучек, не считая отпущенных. Как говориться «мастерство не пропьешь». В принципе, этой рыбалкой, оба остались довольны, немного огорчившись только лишь не сбывшимся надеждам на поимку настоящего «лёши».

Храм в селе Тарлаши

Церковь построена в 1806 году. Храмовый объем в целом (молельный зал, апсида, трапезная, колокольня) – вытянутый в плане прямоугольник с полукруглой линией алтаря. В центре двусветный, кубический объем, под крестовым сводом с люкарнами по сторонам света. Завершен небольшой главкой на квадратной шейке. Трапезная одноэтажная, протяженная в плане, под двухскатной кровлей. Колокольня трехъярусная из кубических объемов. Углы и стены храма украшены лопатками и пилястрами со стилизованными капителями. Памятник культовой архитектуры в стиле позднего барокко с элементами классицизма. В настоящее время храм передан Казанской епархии, в нем совершаются богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *