Новый Иерусалим

Мы находимся в Воскресенском храме Новоиерусалимского монастыря. Первую часть можно посмотреть , а мы идем дальше, спускаемся в подземную церковь Константина и Елены.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Каменная лестница из 33 ступеней, что символично. Вид на поверхности я уже размещала в предыдущем материале.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Небольшое помещение, очень необычный иконостас – медный, чеканный, вызолоченный. Немцы, отступая взорвали все, а этот храм остался цел, иконостас уцелел, полностью восстановлен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На фреске изображен император Константин, перед боем за взятие Рима – Вечного города. Силы были неравные, накануне Константину и всему его войску было знамение, причем, днем – знамение Креста Господня, с надписью – «сим побеждай». А ночью знамение было разъяснено: во сне явился Иисус Христос и велел сделать в форме креста знамя и с ним идти в бой. Победа была одержана. С Константина прекратились гонения на христиан.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На этой фреске мать императора Константина – Елена. Константин дает ей задание, найти Крест, на котором был распят Христос. Елена очень долго искала, это целая отдельная история, которую экскурсовод подробно и красочно рассказывает. Когда Кресты были найдены (три), надо было определить, какой же служил распятием Христу. Вот на фреске и изображено, что к умершему прикладывают кресты, от прикосновения одно из них умерший оживает. Так и был найден Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. На месте, где Елена нашла Крест Господень, у нас здесь, в Новой Иерусалиме, забил святой источник. Сейчас проход закрыт, вода подается на верх в отдельную палатку, там можно набрать воду.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Свод этого подземного храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Один из Приделов Страстей Господних с высоким керамическим изразцовым иконостасом. Это Северный придел, называется придел Написания титла. В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, надпись на которой говорила о вине Иисуса Христа.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Здесь специально оставили, чтобы была видна кладка: каменные глыбы, а сверху красный кирпич – как строили и достраивали.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это очень красивый придел, весь золотой, но я прослушала, что это… 🙁

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона Тихвинской Богоматери.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы или Успенский придел. Здесь есть прообраз темницы, где содержались узники под стражей перед казней.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

С этого же места Матерь Божия оплакивала своего сына, когда его повели на казнь.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид на алтарь Успенского придела. Самый большой изразцовый иконостас в монастыре. Здесь находится главная святыня – ковчег с частицей мощей (десницей – рукой) мученицы Татьяны. Новоиерусалимскому монастырю сей дар преподнесла царевна Татьяна, сестра царя Алексея Михайловича. Ковчег украшали драгоценные камни, поэтому сложно монастырю было получить назад этот дар, который хранился в фондах музея.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона, Иисус Христос перед казнью, в колодках.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

А вот то, куда заглядывает женщина – в стене помещение Темницы Господня. Там находятся каменные колодки, как на иконе; паникадило с шипами тернового венца.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Основной, главный иконостас Воскресенского собора.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

12 ярусов иконостаса

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

рядом с иконостасом

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Свод

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Так как здесь должны были проходить главные богослужения, то были сооружены две сени, красная, с орлом – для царя

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

зеленая, с крестом – для патриарха

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид от алтаря на Гроб Господень

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня Гроба Господня (кувуклия) с разных ракурсов, сложно остановиться, не снимать, слишком красиво и даже, я бы сказало, благоговейно… Подробно о часовне было в первой части моего повествования, сейчас – просто фото

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Народу много, стоит только чуть подальше отойти, чтобы целиком охватить часовню – тут же кто-нибудь да появиться… 🙂

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ура, почти получилось

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид с обратной стороны от входа в часовню

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Шатер ротонды, он ведь рухнул от тяжести, поэтому такой ажурный в стиле барокко возводится по проекту В.В.Растрелли

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручицы». Еще одна. Про первую – в первой части. Этот образ прислан был Никону в 1663 году из монастыря на Афоне, но он пропал, а это список – XIX века. А придание такое: Иоанн Дамаскин занимал должность в VIII веке советника халифа в Дамаске. Писал письма своим знакомым в Византию, где обличал правящего императора Льва Исаврянина в ереси иконоборчества. Император в ярости и приказывает оклеветать Иоанна Дамаскина. Было подложное письмо, разгневанный халиф приказывает отрубить Иоанну кисть правой руки и вывешивает ее на площади в знак устрашения.

Через друзей Иоанну вернули отрубленную руку, он в келья стал молиться перед иконой Божией Матери об исцелении. Молился долго, усердно, много часов, уснул перед иконой. Проснувшись, увидел, что рука цела, только небольшой рубец есть на месте отсечения.

В благодарность Иоанн сделал изображение кисти из серебра и приделал в углу иконы. Отсюда имя — «Троеручица».

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Лестница в приделе Марии Магдалины. Церковь построена в 1801 году супругой Павла I Марией Федоровной. По этой лестнице царская семья поднималась на деревянные хоря во время богослужения. Сам придел я почему-то не сняла, а церковь очень красива, построена по проекту М.Ф.Казакова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Макет Воскресенского собора

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Иду к выходу и хочу на память оставить как можно больше фотографий. Вид на придел, где захоронен патриарх Никон, под Голгофой.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Камень миропомазания, справа выход (вход)

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Герб у входа, внутри храма

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

еще раз иконостас с сенью для патриарха и — на выход

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Еще раз полюбуюсь Воскресенским собором в Новоиерусалиском монастыре, колокольней, которая была восстановлена в 2015 году. Фашисты уничтожили в 1941 году колокольню полностью, только спустя 74 года она была восстановлена. Но пока закрыта, на май 2016 года, внутри еще идут работы.

Фотографии Новоиерусалимского монастыря

Расписание электричек Тушино → Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская → Тушино

Расписание электричек Курский вокзал → Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская → Курский вокзал

Расписание электричек Рижский вокзал → Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская → Рижский вокзал

Новоиерусалимский монастырь — это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.

Адрес Новоиерусалимского монастыря

Московская область, Истра, ул. Советская, дом №2

Как добраться до Новоирусалимского монастыря

  • На электричке — от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
  • На автобусе — от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.

Режим работы Новоиерусалимского монастыря в 2020 году

С 1 июня разрешено посещение храмов Московской области при соблюдении некоторых ограничений: ношение масок, соблюдение социальной дистанции 1,5 метра и прочих.

Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.

Стоимость билетов в Новоиерусалимский монастырь в 2020 году

  • Вход на территорию бесплатный
  • Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
  • Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Телефон

1. Я вообще-то человек не верующий, но монастыри меня привлекают, причем абсолютно тем же самым, чем и людей верующих. Тут особая атмосфера тишины и умиротворенности. Даже в Москве в монастырях можно найти что-то подобное, например в Марфо-Мариинской обители. Там всегда тихо, и очень спокойно, шум с улицы практически не доносится внутрь. Что уж говорить о монастырях, которые расположены за городом, вдали от шумных улиц. Одно из таких мест как раз Ново-Иерусалимский монастырь. Сюда можно добраться на машине, а можно довольно удобно доехать на электричке. От платформы Новоиерусалимская до монастыря ходят автобусы и маршрутки, но я бы рекомендовал, особенно если вы приезжаете сюда первый раз, пойти от станции пешком. Здесь сделали довольно удобную дорожку и на подходе к монастырю через реку Истра есть такой вот интересный пешеходный вантовый мостик. Вообще когда идешь по тропе и перед тобой из зелени (или из снега зимой) появляются купола и стены монастыря — это довольно завораживающее зрелище.


2. Рядом с мостом в кустах спрятались дед с бабкой, это советское наследие, они выглядят довольно криповато. Их периодически подкрашивают, отчего они выглядят еще страшнее. Когда мы там были они болели желтухой и глаза их светились красным. =)

3. Монастырь находится на возвышении, река Истра это место огибает и получается такая естественная водная преграда. Монастыри же раньше были такими отдельно-стоящими крепостями и им надо было себя защищать, в том числе и высокими стенами.

4. Именно поэтому многие монастыри выглядят как хорошо укрепленные крепости. Холм, на котором находится монастырь подсыпали, чтобы монастырь еще больше возвышался над окружающим рельефом. Изначально стены обители были деревянными и снаружи был ров, но к концу XVII века стены заменили на каменные.

5. Но за крепостные стены пойдем чуть позже, а сейчас взглянем на скит патриарха Никона.

6. Симпатичный трехэтажный домик котором уединялся патриарх. Для своего времени это было довольно внушительное сооружение, а вот на фоне нынешних хором церковных иерархов, он смотрится, довольно простенько. На первом этаже жилые помещения, а выше расположена церковь. Никон задумывал Новоиерусалимский монастырь как подмосковную резиденцию патриархов.

7. Река Истра, после строительства монастыря получила, как и многие объекты на его территории, библейское название. Реку назвали Иордан, в память о той, настоящей, где по преданию крестился Иисус. А чего мелочиться-то. Мы построим свой Иерусалим с бл… вернее с рекой и храмами!

8. Здесь есть деревянный помост и во время праздника Крещения сюда съезжается большое количество народу. А летом, сюда приходят местные жители и купаются в реке, кстати это видимо для них поставили табличку на фото выше.

9. В монастыре с 2008 года шел ремонт и, приезжая сюда, всякий раз заставали стройку, казалось, что она никогда не закончится, но… даже этой эпичной работе пришел конец. Сейчас монастырь выглядит так, как он не выглядел в течении наверное лет 100 до этого.
10. Даже если вы были здесь раньше, то все равно после окончания реконструкции сюда стоит съездить еще раз.
11. Если входить через западную Надвратную башню, то попадаешь сразу как будто в средневековый город за стенами крепости. С этой стороны около стены стоит здание трапезной палаты.
12. Рядом есть трапезная и для туристов, вернее вареничная. Все довольно круто оформлено, поглядите, все ухожено, и выглядит так, как будто эта вареничная была тут всегда. =)
13. Конечно после прогулки по жаре нельзя было сюда не зайти и не перекусить. Интерьер аутентичный, еда нормальная, не могу сказать, что прям вот очень хорошая. Но зато как светятся лица тех, кто отведал местных вареников (На самом деле наши питерские друзья просто были рады немного присесть и уйти с палящего солнца).
14. Очень понравилось, что удалось почти полностью во время реконструкции избавится от современных наслоений. То, что мы в XXI веке нам напоминают разве что камеры, то тут то там висящие на стенах. Также здесь выложили дорожки плитами и сделали водоотвод. Ощущение, что ты не в монастыре в Подмосковье, а на центральной улице столицы.

15. Это, наверное мой самый любимый уголок тут. Очень атмосферное место — готовые декорации для фильма. Каждая башня крепости-монастыря имеет свое название, вот эта, например называется «Давидов дом».
16. Следующая башня — Сионская.
17. Обратите внимание, как сделано благоустройство, Дорожки, выложенные плиткой, идеально ровный газон, посаженные деревца. Все очень чисто и аккуратно. Сами здания также выглядят очень прилично.
18. Трапезная палата с другой стороны. Очень симпатичное здание с красно-белым геометрическим рисунком. Когда я был тут в последний раз, все стены были совершенно белые.
19. Справа у стены еще одно здание — трапезная. Как я понял — это основная «кафешка» для паломников и туристов. В прошлый раз этого здания не было, его построили в рамках реконструкции. Уж не знаю воссоздано ли историческое здание, ранее существовавшее здесь или это чистой воды новодел, но смотрится довольно органично не выбиваясь из остального ансамбля.
20. Справа Гефсиманская башня. Обратите внимание, что она одна, сохранившая тёсовую кровлю, все остальные покрыли железом, в том числе и боевые ходы по верху стен. Это, конечно более долговечно, но менее аутентично. Ведь раньше все было покрыто досками.
21. Главный вход в монастырь через башню с надвратной Иерусалимской церковью. С нее начинали реставрацию, по крайней мере я помню, что она уже была такой, в мой прошлый приезд.
22. Канонический вид «из арочки», ну как же без него.
23. Чем покрыли купола храма, патинированной медью или крашенными листами не до конца понятно, но судя по очень уж равномерному цвету — это скорее всего, как любят называть это некоторые товарищи «крашеная жесть». Патинированная медь материал довольно дорогой и возможно даже РПЦ не смогло его себе позволить. Но зато медь долговечнее и цвет такой живой и богатый, если вы видели дома покрытые медью, которые простояли не одну сотню лет, от вы поймете о чем это я.
24. Новоиерусалимский монастырь, безусловно, интересен именно своим необычным Воскресенским собором. Не часто встретишь такой нарядный и необычный по архитектуре храм. Хотя тут на фото на самом деле два храма.
25. Одна церковь Константино-Еленинская стоит ниже уровня земли, как будто вросла в землю. Выглядит несколько странно. Но считается, что Елена, мать римского императора Константина I, провела раскопки в Иерусалиме в результате которых был найден крест, на котором распяли Иисуса, а также гроб Господен, на месте которого построили церковь. Как раз на глубине около 6 метров и был обретен крест, поэтому церковь тоже находится на глубине порядка 6 метров. Как-то так объясняется такое странное архитектурное решение. Постоянная проблема с грунтовыми и ливневыми водами была решена в XVIII-XIX веке и теперь вода из рва отводится по специальному водоотводу.
26. Рядом с церковью некрополь с захоранениям. Тут лежат останки не только служителей культа, но и людей известных в свое время фамилий: Голицыны, Нащекины, Бестужевы-Рюмины. Раньше, помнится могильные камни были обшарпанные и старые, со стершимися надписями, сейчас же могилам сделали евро-ремонт и выглядят они одинаковыми и новодельными. Как по мне, так камни надо было оставить оригинальные.

27. В 1941 году с конца ноября, по первую треть декабря монастырь был в руках немцев. В декабре 1941 года войска Гитлера были остановлены под Москвой и началось контрнаступление. Оставляя захваченные территории, немцы не жалели ничего, в том числе ими были взорваны основные постройки Новоиерусалимского монастыря. Особенно пострадал собор, колокольня была полностью уничтожена, а ротонда лишилась своего уникального шатрового навершия, но что удивительно, уже в январе 1942 года руины монастыря были обследованы бригадой работников Академпроекта и в недрах его мастерской под руководством А. В. Щусева был создан примерный эскизный проект реставрации. Ничего удивительного в том, что именно Щусев принял участие в этом проекте, ведь он автор не только станции метро «Комсомольская» и мавзолея Ленина, до революции он спроектировал несколько церквей, работал в Почаевской и Киево-Печерской лаврах, также он работал над созданием Марфо_Мариинской обители. и В 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы XX века проходили работы в рамках реконструкции собора и монастыря. Но окончательно реставрация была завершена в период 2008-2017 годы. В частности была воссоздана колокольня, которая была разрушена 76 лет назад. Конечно же резиденцией патриархов обновленный Новоиерусалимский монастырь не стал, сейчас трудно представить, чтобы новый патриарх со всеми его элементами богатой и шикарной жизни, вдруг переехал в скит патриарха Никона. =)
28. Второго такого храма не найти, архитектура его уникальна. Еще интереснее он выглядит внутри, но это мы посмотрим чуть позже, сейчас же поднимемся на стену…
29. Раньше возможности подняться на стену вроде как не было, а сейчас, благодаря построенной лестнице (см. фото 21), туда может забраться любой желающий.
30. Здесь прекрасно видно, что накрывашка боевого хода деревянная и только снаружи покрыта стальными листами.
31. Перед входом в монастырь небольшая площадь с парковкой для машин, перед въездом стоит будка с шлагбаумом не очень понятно зачем, может быть теперь въезд платный? Раньше, 10 лет назад, сюда можно было заехать без каких-либо ограничений.
32. Отсюда, со среднего яруса надвратной башни, видна еще одна башня, она получила название «Дамасская башня». Сверху в то сторону открывается довольно симпатичный вид, так как современных построек с этой стороны нет и кругом практически одна зелень.
33. В верхний ярус надвратной церкви вход закрыт.
34. Вид в другую сторону, и тут мы снова видим Гефсиманскую башню, которая единственная сохранила максимально аутентичный вид за счет досчатого покрытия на скатах.
35. Вид в ту же сторону, но уже с внутренней стороны стены. Опять же достаточно аутентичный вид.
36. Отсюда сверху самый лучший вид на весь монастырь, но наверное, чтобы получить лучшие кадры, надо приезжать вечером, чтобы не снимать против солнца.
37. Очень симпатично. Интересна история монастыря, он был заложен патриархом Никоном в 1656 году, двумя годами позже заложили вот этот огромный Воскресенский собор. Тогда строительство велось не такими темпами, как сейчас, даже не смотря на гос финансирование и спустя 10 лет строительства монастырь был еще не готов, а вот Никон за свои реформы потерял доверие как царя, так и бояр и духовенства и в 1666 году (какая магия цифр в этой дате) его осудили и, как бы это сегодня сказали «сняли с должности в связи с утратой доверия». В одном из пунктов обвинения было сказано, что Никон надругался над святыми понятиями, назвав библейскими именами места в Новоиерусалимском монастыре. Более того, он хотел стать патриархом Нового Иерусалима, что вроде как было кощунственно. После того, как Никон был свергнут и остался простым монахом, строительство заморозили, государственное финансирование иссякло. Монастырь переименовали в Воскресенский, чтобы не было кощунственных упоминаний святых для верующих мест. Но с приходом на трон нового царя, Никону было разрешено вернуться в монастырь, и было принято решение его таки достроить. Никон, будучи глубоким стариком, а на тот момент когда разрешили вернуться ему было 76 лет, до монастыря так и не доехал, а умер по дороге, но монастырь и Воскресенкий собор были достроены. В 1723 году шатер ротонды Воскресенского собора рухнул, восстанавливать его решили только в 1756 году, и этим проектом занимался ни кто иной, как Бартоломео Растрелли. Его шатер просуществовал вплоть до 1941 года, когда и был взорван немцами…

38. А теперь заглянем в собор. Давно, лет 10 назад интерьер был в очень плохом состоянии, помню тогда меня поразили отдельные фрагменты и очень хотелось, чтобы это все восстановили. Первое, что поражает внутри, это огромный золоченый иконостас.
39. Очень богато оформленный интерьер, тут и лепнина и картины в интерьере.
40. Храм действующий, но никто не запрещает проводить съемку, разумеется если соблюдать тишину и не мешать верующим. Хотя не во многих храмах встречаешь такое либеральное отношение к тем, кто хочет запечатлеть интерьер храма на фото. Я этого никогда не понимал, ведь чем больше фото, тем больше их увидит людей и тем большему количеству захочется посетить храм.
41. Самое примечательное место — это ротонда, внутри нее находится небольшая часовня Гроба Господня.
42. Также тут есть макет собора.
43. Часовня внутри ротонды очень симпатичная. В качестве декора тут использованы изразцы — это очень круто выглядит.
44. Часовня смотрится как дорогая шкатулка.
45. Вообще собор довольно большой, и бродить по нему интересно. Обычно такая сложная внутренняя наполненность свойственна скорее католическим храмам. Помните церковь, которая как будто вросла в землю? Из основного Воскресенского собора туда ведет лестница.
46. А еще здесь есть своя персональная Голгофа, церковь, которая расположена вверху за этими ступенями. Интересно, что она была освящена еще самим Никоном и это было одно из его любимых мест.
47. Но все-таки самое примечательное место — это ротонда. Ее восстановили, восстановили весь этот вычурный роскошный декор.
48. Шатер над ротондой конечно очень впечатляет.
49. Очень и очень красиво. Тут снова ассоциация с европейскими храмами, выполненными в барочном стиле.
50. Такая вот красота.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря в подмосковной Истре полностью отреставрирован и готов к проведению богослужений — таково официальное заключение Министерства культуры. Напомним, обитель была основана в XVII веке Патриархом Никоном. Восстановление архитектурного ансамбля началось в 2008 году. Теперь, после окончания всех работ, последнее слово — за священноначалием Русской Православной церкви. Оно должно решить, когда состоится великое патриаршее освящение собора.

В исторических документах XVII века главный собор Ново-Иерусалимского монастыря именовался великой церковью Воскресения Христова. Он был задуман Патриархом Никоном как образ храма Гроба Господня на Святой земле, однако судьба его оказалась непростой. В 1723 году шатер ротонды рухнул, через три года случился пожар. 20 лет храм простоял фактически без кровли, пока Елизавета Петровна не прислала столичных архитекторов. В 1941 году, при отступлении, фашисты взорвали Воскресенский собор. И вот, наконец, 2016 год.

«Собор восстановлен полностью, чего не было никогда за всю его 360-летнюю историю. Об этом все мечтали, этого все ждали и, наконец, это сегодня свершается», — констатировал наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря игумен Феофилакт (Безукладников).

Мы несколько лет следили за тем, как менялся Воскресенский собор, как постепенно воссоздавался уникальный 12-ярусный 24-метровый иконостас, как реставрировались изразцы, восстанавливалось убранство храма.

И вот наместник Ново-Иерусалимского монастыря впервые ведет съемочную группу по целиком отреставрированному собору. Останавливаемся у главной святыни – кувуклии. Это место погребения и воскресения Христа. Как и все здесь, кувуклия была построена Патриархом Никоном по чертежам иерусалимской.

«А дальше было интересно – в 1807 году там, в Иерусалиме, был пожар, и кувуклия разрушилась до основания. И поэтому оттуда уже присылались архитекторы, которые описывали и обмеряли нашу кувуклию. То есть Новый Иерусалим послужил Ветхому Иерусалиму», — рассказал игумен Феофилакт (Безукладников).

Дверь в кувуклию инкрустирована драгоценными камнями и украшена резным изображением явления воскресшего Господа Марии Магдалине.

«Мы с вами находимся в гробе Господнем, вот это — погребальное ложе Спасителя, — показывает игумен Феофилакт (Безукладников). — На северной стороне, полунощной стороне, как было написано в архивах, показан пустой гроб. Мы видим только головную повязку, ту плащаницу, в которую было завернуто тело Господа Иисуса Христа, и двух ангелов, сидящих там, где было положено тело Господа».

Свод кувуклии покрыт копотью. Ее оставили специально как отголосок Великой Отечественной войны. Лестница на Голгофу. По просьбе Патриарха Никона из Святой земли был привезен кипарис, и монастырский мастер вырезал из него крест по размерам того, на котором был распят Спаситель.

«Этот крест у нас почитается чудотворным. Он мироточит, часто благоухает, является, действительно, святыней, к которой люди приходят и получают исцеление, облегчение, утешение» — отметил игумен Феофилакт (Безукладников).

Чтобы обойти весь храм Воскресения, со всеми его многочисленными приделами, не хватит и одного дня. Патриарх Никон, чье место последнего упокоения также находится здесь, мечтал воссоздать в подмосковной Истре Русскую Палестину. Наместник говорит, что все святыни, хотя формально и являются лишь образом и повторением иерусалимских, по вере людей могут творить чудеса.

«Благодать Божию можно получить такую же, как там, в Святой земле, можно даже больше, а можно меньше – это уже зависит от Господа и от нашей веры», — убежден игумен Феофилакт (Безукладников).

В ближайшее время наместник обратится к Патриарху Кириллу с просьбой о великом освящении храма Воскресения.

Новости культуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *