Нравственное чувство

ОБЯЗАННОСТЬ – в широком значении – синоним долга. В философии это понятие исторически складывается в значении должного вообще. «Надлежащее» (το καϑη̃κον, от καϑήκει – подобать) у стоиков означало подобающее, т.е. соответствующее требованиям природы. Латинским эквивалентом этого термина явилось слово officium, впервые в этом значении, по-видимому, использованное Цицероном, который в силу своей практической ориентированности в моральной философии понимал под officium не отвлеченный изначальный долг, а обязанности человека как гражданина – члена римской общины. Это то должное, что обусловлено его связями, общностью с другими людьми. Соответственно Цицерон указывает на две основные обязанности: справедливость и благотворительность-щедрость (beneficientia). Со времени Цицерона, по замечанию Канта, учение о нравственности (этика) называется учением об обязанности.

Термин «officium» прочно закрепился в европейской философии. Ф.Бэкон, затрагивая проблему обязанности в связи с проблемой общественного блага, специально оговаривал, что это проблема не общественной науки, а учения о человеке, живущем в обществе. Он различал учение об общих обязанностях (обязанностях человека как человека) и учение о специальных, или относительных, обязанностях (профессиональных, сословных, статусных); учение об относительных обязанностях предполагает, по Бэкону, изучение всякого рода обманов и ухищрений и охватывает также «взаимные обязанности» (между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, соседями и т.д.). Гоббс, неоднократно упоминающий различные отдельные обязанности, не дает им специального определения, однако из контекста его рассуждений легко реконструируется его понимание обязанности как долженствования, детерминированного законом. Соответственно каковы законы (напр., естественный, гражданский, церковный), таковы и обязанности.

Кант существенно уточняет это понимание: «правовые обязанности» (officia juris), т.е. такие, для которых возможно внешнее законодательство, он отличает от «обязанностей добродетели» (officia virtutis), для которых не может быть внешнего законодательства, поскольку они направлены к цели, которая сама есть также и долг. Но долг определяется (довольно близко к гоббсовскому пониманию обязанности) как необходимость действия из уважения к закону (см. «Основоположение к метафизике нравов»). При этом у Канта долг и обязанность фактически дифференцированы нестрого; нравственная обязанность трактуется как дож; наряду с «долгом добродетели» говорится о «правовом долге». Кант делит обязанности на обязанности по отношению к себе и обязанности по отношению к другим, которые в свою очередь имеют дополнительные деления. Обязанность является совершенной, если она не допускает никаких ограничений со стороны других обязанностей, и несовершенной, если допускает ограничения.

Определяя понятие долга, Кант делает замечание, важное для дальнейшего развития понятия обязанности: «Всякому долгу соответствует некое право, рассматриваемое как правомочие» («Метафизика нравов» II. Введ., II. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965, с. 316). Это соответствие было уточнено Гегелем по отношению к обязанности: человек обладает «правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права» («Философия права», § 155). Однако это соотношение оказывается различным в абстрактном праве и в морали: в области первого праву одного лица соответствует обязанность другого лица в отношении этого права (с правовой точки зрения раб, на что указывает Кант, не имеет прав, но имеет обязанности); в области морали человек имеет право на собственное знание, воление и благо лишь в единстве с обязанностями (с моральной точки зрения раб, на что указывает Гегель, не может иметь обязанностей, не имея прав).

Т.о., складывается понятие обязанности в узком смысле – как формы долженствования, вменяющего лицу (как индивидуальному, так и коллективному – общественной организации или государственному органу) действия, гарантирующие (обеспечивающие) права людей. Отсюда данное Шопенгауэром определение обязанности как поступка, простым несовершением которого другим причиняется несправедливость, т.е. нарушаются права других. Зафиксированное Гегелем различие в соотношении обязанностей и прав задало две концепции соотношения этих понятий, практиковавшиеся в 20 в. Одна из них, согласно которой обязанности и права едины в рамках правовой системы в целом, при том что каждое определенное право одного лица коррелирует с определенной обязанностью другого (других), присуща либеральному течению политической мысли и характерна для открытых (демократических) обществ. Другая, согласно которой права человека фактически представляют собой награду за выполнение определенных (сориентированных на общество) обязанностей, присуща радикально-ригористским взглядам и характерна для иерархически организованных закрытых (тоталитарных) обществ.

Слова «обязанность» и «обязательство» в живом языке, как правило, не различаются. Обязательство – форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями.

Литература:

1. Цицерон. Об обязанностях. – Он же. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993;

2. Кант И. Метафизика нравов. – Соч. в 6 т, т. 4(2). М., 1965, с. 353–57;

3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990, с. 202–207;

4. Шопенгауэр А. Об основе морали . – Он же. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Р.Г.Апресян

§ 1. Нравственные требования к деятельности судебной власти

Выше говорилось, что все законодательство о суде и судопроизводстве наполнено нравственным содержанием, служит защите нравственных ценностей.

Закрепление в ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти. Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, образующая необходимый компонент в системе «сдержек» и «противовесов», должна отвечать высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества.

Важнейшее требование к деятельности судебной власти — справедливость. Обществу и каждому человеку нужен суд только справедливый, стоящий на стороне правды, ее активно защищающий и выражающий в своих решениях.

В уголовном процессе, где речь идет о преступлении и наказании, о защите от преступлений важнейших благ личности, справедливость приобретает повышенное значение. Несправедливый суд может причинить огромный вред как отдельному человеку, так и всему обществу. В российской истории 30-х и последующих годов XX в. суды часто использовались как орудия незаконной расправы с невиновными. В период массовых репрессий по приговорам судов были уничтожены сотни тысяч тех, кого называли «врагами народа», истреблялись ни в чем не виновные люди. Суды служили юридическим прикрытием чудовищной несправедливости, творимой государственной властью. Несправедливый суд всегда осуждался обществом. С его деятельностью связывались многие негативные явления.

Иван Посошков, известный как сторонник преобразований Петра I, писал: «Все пакости и непостоянство чинятся у нас от неправого суда».

Судебная власть оценивается как справедливая тогда, когда она применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дела, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с познанными фактами и требованиями закона. Справедливый суд — это суд, где виновный обоснованно подвергается заслуженному наказанию, а невиновный обязательно оправдывается.

Требование к судебной власти быть справедливой относится не только к ее решениям окончательного характера, но и ко всей ее деятельности с момента, когда дело поступило в ее распоряжение. Справедливость выражается и в обеспечении равенства всех, кого затрагивает судебная деятельности, и в соблюдении прав участвующих в деле лиц, и в обоснованности и законности промежуточных решений «процедурного» характера.

Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование по сути выражает уравнительный аспект справедливости. Однако требование обеспечения равенства в суде настолько важно, что оно специально выделяется законодательно и фигурирует в нравственном сознании общества.

Требование равенства в суде России законодательно закреплялось издавна, провозглашалось и в нормативных актах Петра I, Екатерины II, Александра II, и в конституциях, принимавшихся в разное время. Однако обеспечение реального равенства в суде, равных реальных возможностей отстаивать свои права перед судом людей, занимающих разное социальное, служебное, имущественное положение, остается проблемой и сегодня.

Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной. Суд необъективный, тенденциозный не способен осуществить правосудие. Он извращает саму идею правосудия и может превратиться в орудие произвола. Особенно опасна необъективность под влиянием каких-либо сил, стремящихся воздействовать на судей.

В свое время французский судья сказал королю, просившему оказать ему услугу: «Ваше величество, суд постановляет приговоры, а не оказывает услуги».

Беспристрастность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии приверженности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притязаниям и личности и действовать лишь в интересах истины и справедливости на основании закона и совести — фундаментальное требование нравственного и правового свойства. Судебная власть, не способная или не стремящаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других.

Судебная власть должна быть компетентной. Компетентность можно характеризовать в одном из ее значений как высокий профессионализм судей, глубокое знание ими законов, требований профессиональной этики, неуклонное следование им, умение Правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной ситуации. Она включает и большой жизненный опыт, опыт применения законов, юридической деятельности еще до принятия на себя обязанностей судьи. Судья должен иметь высшее юридическое образование. Однако без постоянного совершенствования своих знаний, повышения юридической и общей культуры судья неминуемо окажется отставшим от требований, которым должен отвечать представитель судебной власти, сделается некомпетентным. Между тем люди, чьи судьбы решает судья, чьи права и интересы зависят от его решения, вправе требовать правосудия «высокого качества».

Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом (ст. 2 Закона о статусе судей в Российской Федерации). Но одновременно этот же Закон разделяет судей на квалификационные классы в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств. В соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей они разделяются на шесть квалификационных классов. Материальное обеспечение судей зависит, в частности, от их квалификационного класса. Квалификационный класс судьи влияет и на оценку уровня его профессионализма. Представляется, что существующий порядок не безупречен в нравственном плане и не способствует охране авторитета судей. Он может подрывать доверие к судьям «низших» классов, хотя они, как правило, высокопрофессиональны. Что касается размеров материального обеспечения, которое, естественно, не может быть равным для всех, то их можно определять справедливо на основе других показателей.

Более конкретно о нравственных требованиях к судебной власти и ее представителям уже писали ряд авторов. Эта тема также будет рассматриваться ниже.

Следующая глава >>

Нравственные методы убеждения

Нравственные методы убеждения Основоположники классической риторики Аристотель и Платон в своей критике софизма наряду с логикой опирались также на нравственные принципы убеждения. Достаточно напомнить, какое большое значение этим принципам придавал Платон.

Смысл требования.

5. Смысл требования. — С долженствованием сопряжено некоторое требование. Всеобщезначимого, имеющего форму правового положения, безличным образом ожидают от каждого. Требование в собственном смысле имеет такой же характер, как если я требую от себя самого: оно обращено

§ 1. Общие нравственные требования к деятельности следователя

§ 1. Общие нравственные требования к деятельности следователя Расследование преступлений представляет собой специфический вид государственной деятельности, требующий от следователя соответствующих волевых, психологических и нравственных качеств, что обусловлено

Разделение труда как разделение предметов деятельности и как расщепление самой деятельности

Разделение труда как разделение предметов деятельности и как расщепление самой деятельности Каковы же исторические пути к этой универсальной деятельности – пути, пролегающие сквозь эпоху классово-антагонистических обществ и затем вырывающиеся из нее? Ответ на этот

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К пункту 2. В Германии больше, чем где-либо, право союзов нуждается в охране также и от государства.Заключительную фразу: «для регулирования» и т. д. надо было бы дополнить в виде пункта 4, придав ей соответствующую форму. В связи с этим следовало

5. Нравственные силы человека

5. Нравственные силы человека Много в природе дивных сил, Но сильней человека – нет. Софокл. Антигона{47} А. Человек – добро или зло? Положение гуманистической этики, что человек способен познать добро и действовать согласно природе и силе своих возможностей, опираясь

НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА

3. НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА Моральная обязанность и долг являются краеугольным камнем общественной нравственности, но они не исчерпывают ее содержание. Однако прежде чем мы приступим к исследованию других форм, мы рассмотрим возражение по поводу

И макиавеллиевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии власти и морали, а также денег и морали

И макиавеллиевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии власти и морали, а также денег и морали Как утверждает Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека», всякое новое изобретение представляет собой

3. Нравственные типы веры

3. Нравственные типы веры Для нравственных типов веры характерна идея закона. Бог — это тот Бог, который дал закон как дар и как приказание. Лишь те, кто соблюдает закон, способны приблизиться к Богу. Конечно же, существуют законы и в сакраментальном, и в мистическом типах

№ 2 (57), 2015 «Теория и история культуры»

— 19

Разговор о любых интерпретациях классики или новых постановках неизбежно приводит к вопросу о свободе творчества, которая нередко превращается во вседозволенность. И требуется большой талант, художественный вкус, чуткость, чтобы суметь отличить одно от другого и не позволить ничего, оскорбляющего душу зрителя . Именно об этом следует помнить всем, кто так или иначе принадлежит искусству.

Литература

1. Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. М., 1936. С. 162.

2. Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 483.

3. Труды Первого Всероссийского съезда режиссёров. М., 1908. С. 97.

4. Лучшие пьесы 2013. М., 2014. С. 7-8.

6. Товстоногов Г. А. Беседы с коллегами. М., 1988. С. 140-141.

7. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 2. М., 1954. С. 332-334.

8. Станиславский К. С. Собрание сочинений: … Т. 5. М., 1958. С. 196.

1. Nemirovich-Danchenko V. I. Iz proshlogo . M., 1936. S. 162.

2. Annenskiy I. Knigi otrazheniy . M., 1979. S. 483.

4. Luchshie p’esy 2013 . M., 2014. S. 7-8.

6. Tovstonogov G. A. Besedy s kollegami . M., 1988. S. 140-141.

7. Stanislavsky K. S. Sobranie sochineniy : v 8 t. T. 2. M., 1954. S. 332-334.

8. Stanislavsky K. S. Sobranie sochineniy … T. 5. M., 1958. S. 196.

УДК 1 (091) Е. А. НАЙДЕНКО,

кандидат философских наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств

НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ ВЛ. СОЛОВЬЁВА

Актуальные проблемы, возможности, содержание и цели нравственного прогресса рассматриваются в контексте философских размышлений Вл. Соловьева.

Ключевые слова: философия Вл. Соловьева, нравственное развитие личности, новое религиозное сознание.

UDK 1 (091) YE. A. NAIDENKO,

candidate of Philosophical sciences, associate professor of Krasnodar State University of Culture and Arts

MORAL IMPROVEMENT OF MANKIND IN V. L. SOLOVYOV PHILOSOPHY

Key words: V. L. Solovyov philosophy, personality moral progress, new religious consciousness.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Культурная жизнь Юга России» 20 ■

№ 2 (57), 2015

Пожалуй, самой значимой фигурой философии Серебряного века является Вл. Соловьёв, стоявший у истоков «нового религиозного сознания» — философии всеединства и бо-гочеловечества.

В центре нравственной философии Вл. Соловьёва различные проблемы: «смысложизнен-ный» поиск, истоки нравственности, природа добра и зла и многие др.

Проблема нравственного совершенствования является в определённом смысле традиционной для русской литературы XIX века (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.), отдельные её аспекты становятся темой размышлений философов этого периода: Н. А. Бердяева , Н. О. Лосского , Л. П. Карсавина . Но именно в творчестве Вл. Соловьёва она обретает космический характер, встраиваясь в контекст исследования нравственного прогресса.

Вл. Соловьёв полагает два возможных пути нравственного совершенствования человечества: самовоспитание, работа над собой; помощь общественного процесса, действующего не только лично, но и собирательно. Философ предпочитает и утверждает второй путь, ибо, задаваясь вопросом «возможно ли одними <.. .> единичными усилиями достигнуть того, чтобы другие люди, никаких нравственных усилий не делающие, начали их делать» , отвечает -субъективного добра недостаточно, необходимо его собирательное воплощение.

Для обоснования своей позиции Вл. Соловьёв обращается к анализу нравственности героев гомеровской «Одиссеи», русского дворянства начала Х1Х века, вспоминает войну между Севером и Югом в Северной Америке.

Жестокое отношение к рабам в античной Греции, к крепостным крестьянам в России, чернокожим в Америке не вызывало возмущения у большинства современников. Почему же это стало предметом возмущения людей конца XIX века? Может быть это связано с возникновением нового, более высокого нравственного идеала? Но более высокого нравственного идеала, «который открылся восемнадцать веков тому назад, придумать нельзя. Этот идеал был известен «истинным христианам» американских штатов и русских губерний» (С. 337). Философ уверен, что это связано с появлением «нового факта»: этот идеал нашёл своё воплощение в объективной действительности, превратившись в обязательный закон жизни.

Когда общественная среда не организована нравственно, то и субъективные требования добра от себя и других занижаются. Вл. Соловьёв полагает, что нравственность никогда не была только лишь делом отдельного человека или правилом «частного поведения». Общество является не только условием жизни людей, но и сферой, где реализуются сущностные характеристики человека (разум, нравственность); это объективно осуществляемое содержание личности или, по мнению философа, «собирательного человека», в котором типизируются основные свойства человеческой личности.

Вл. Соловьёв выделяет три ступени развития «человеческого сознания» и «общественного строя», которые имели место в истории: родовое общество и соответствующее родовое сознание; национально-государственный строй и этапы развития национального сознания вплоть до состояния настоящего времени; всемирное общение людей как идеал будущего человечества. Этим историческим этапам соответствуют три ступени воплощения «собирательного человека»: семья, народ, человечество. «На всех этих ступенях общество по своему существенному содержанию есть нравственное восполнение или осуществление личности в данном жизненном круге <.> на первой ступени он ограничивается для каждого своим родом, на второй — своим отечеством, а лишь на третьей личность человеческая, достигшая ясного сознания своей внутренней бесконечности, стремится <…> осуществить её в совершенном обществе с упразднением уже всяких ограничений не по содержанию только, но и по объёму жизненного взаимодействия» (С. 284-285).

Таким образом, краткая формулировка критерия нравственного прогресса, согласно Соловьёву, может звучать так: мера укоренения общечеловеческих норм морали в обществе, его нравственное состояние определяется тем, насколько общество (в лице своих граждан) требует от каждого из них выполнения норм морали. В этих условиях даже те, кто не желает следить за уровнем своей индивидуальной нравственности, вынуждены согласовать свои поступки с общечеловеческими нормами морали.

№ 2 (57), 2015 «Теория и история культуры» ^

В связи с этим субъектом нравственного прогресса, по мнению русского философа, является единичный человек совместно и нераздельно с человеком собирательным. В решении вопроса о соотношении нравственного прогресса и личности автор концепции подчёркивает, что при переходе от низших форм «собирательной» жизни к высшим, личность является началом прогресса («динамический элемент истории»). Общественная среда с определённой степенью объективации выступает косной системой («статический элемент истории») по отношению к развивающейся личности. Некоторые наиболее одарённые личности перерастают данную ограниченную форму воплощённого в обществе нравственного содержания и начинают относиться к нему отрицательно, но не к самому по себе, а только к данной низшей ступени его воплощения. Действия такого рода как бы подготавливают к объективации новые нравственные требования.

Вл. Соловьёвым прослеживается механизм совершенствования и развития нравственности общества. Источник нравственного совершенствования философ помещает вне человека. Справедливо утверждая, что мера добра в человечестве возрастает, не в смысле того, что отдельные люди стали добродетельнее или добродетельных людей стало больше, а в том, «что средний уровень общеобязательных и реализуемых нравственных требований повышается» (С. 245). Носителем и причиной всё возрастающего добра в собирательном человечестве определяется Бог (вне зависимости от нравственного состояния отдельно взятых человеческих единиц). Этот вывод подкрепляется анализом истории, демонстрирующей постоянный духовный и нравственный рост человечества. Объяснение этого факта требует признания существования внечеловеческой духовной среды (Бога), питающей человека и сохраняющей человеческую нравственность. И целью нравственного прогресса является Царство Божие, поскольку оно есть воплощение полноты бытия и нравственности.

Человек в процессе совершенствования не может быть понят только как следствие непрерывного развития человеческого мира. Свойства человека не могут быть выведены из биологического, из животного мира, точно также «богочеловек не может быть понят как человекобог» (С. 273).

Что касается развёртывания нравственного прогресса, логика рассуждений философа следующая: из того, что высшие формы бытия являются после низших, не следует, что они суть создания этих низших. Высшие состояния бытия существуют метафизически ранее этих низших, хотя открываются после них. Это не значит, что Вл. Соловьёв отрицает эволюцию: эволюция низших форм не может сама по себе создавать высшие, но она производит условия для явления высшего порядка. Высший тип бытия вступает в определённый момент в мир явлений: «Условия явления происходят от естественной эволюции природы, являемое -от Бога» (С. 274).

Среди современных проблем, дискутируемых в научной литературе и средствах массовой информации, далеко не последнее место занимают такие, как духовный кризис общества, возможные пути его преодоления. И здесь уместно обратиться к этическому наследию великого философа, указавшего еще в XIX веке пути нравственного совершенствования человечества.

Вся система этических представлений Вл. Соловьёва пронизана поиском смысла существования человечества, обоснованием критерия нравственного прогресса «собирательного человека», заключающего в себе индивидуально-особенное и объективно-типическое. Философ полагает в качестве критерия нравственного совершенствования человечества — степень объективации общечеловеческих норм морали.

Литература

1. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.

2. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

3. Карсавин Л. П. О личности. М., 1992.

4. Соловьёв Вл. Оправдание добра. Нравственная философия: соч. в 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 331. Здесь и далее произведения цитируются по этому изданию. В круглых скобках указывается номер страницы.

«Культурная жизнь Юга России» 22 ■

№ 2 (57), 2015

1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobodnogo duha . M., 1994.

2. Lossky N. О. Usloviya absolyutnogo dobra . M., 1991.

3. Karsavin L. P. O lichnosti . M., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 784.66

В. И. ЛЯХ,

доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Д. А. СИГИДА,

кандидат философских наук, доцент краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

СОВЕТСКАЯ МАССОВАЯ ПЕСНЯ КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА

В статье анализируется развитие массовой песни в Советском Союзе. Вокальные произведения получили широкое распространение с начала XX века и оказали огромное влияние на умонастроение народа, на формирование доминирующих ценностных установок и общественного сознания в целом. Ключевые слова: советская массовая песня, музыкальное искусство, народное творчество.

UDK 784.66 V. I. LYAKH, D. A. SIGIDA,

branch G. V. Plekhanov Russian Economic University

SOVIET MASS SONG AS A PHENOMENON OF MUSICAL ART OF XX CENTURY

Истоки массовой песни лежат в русской крестьянской, городской и солдатской песнях, в маршах революции. В послереволюционные годы подобные произведения звали к подвигу, закаляли волю, формировали мышление людей, которые знали, что вся жизнь — борьба («иного нет у нас пути, в руках у нас винтовка»), а остановка, отдых, счастье — только в мировой коммуне .

Первые такие песни возникали стихийно, их переделывали из старых, заменяя слова. К примеру, Леонид Радин сочинил текст «Смело, товарищи, в ногу!» на мелодию известной в то время студенческой песни. Среди тех, кто стоял у истоков советской песни, были Самуил Покрасс («Красная армия всех сильней»), Юлий Хайт («Всё выше») и др.

В песенный быт 20-х годов XX века вошли марши и гимны революционного подполья («Интернационал», «Варшавянка», «Вы жертвою пали» и др.), переосмысленные солдатские песни, так называемые «переделки» на темы («Было дело под Полтавой», «Взвейтесь, соколы, орлами»), старые и новые бытовые шуточные песни («Во кузнице», «Яблочко», «Проводы» и т. д.). Основной задачей тех лет была борьба с иноземными захватчиками и внутренней контрреволюцией. Отсюда песни «Белая армия, чёрный барон» (на слова П. Горина, музыкальная обработка Дм. Покрасса), «Из-за лесу и суровых тёмных гор наша конница несётся на простор» на старинный напев (слова бойца Первой Конной П. Вахтурова), «Марш Будённого» (слова А. Д’Актиля, музыка Дм. Покрасса) и др.

ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

Открытая лекция под таким названием состоялась 17 февраля 2009 года в Институте гуманитарного образования и информационных технологий. Она дала старт 2-месячному погружению всех сотрудников и студентов института в актуальнейшую проблему современности: духовно-нравственного становления подрастающего поколения.

Лекцию провел проректор по научной работе ИГУМО и ИТ, доктор юридических наук, профессор Ю.М. Антонян. Зал был переполнен. Около 200 студентов, затаив дыхание, слушали и конспектировали речь этого ученого.

В ближайшие месяцы на всех факультетах института пройдут заседания «круглых столов», в ходе которых будут озвучиваться мнения студентов и преподавателей о понятии и содержании нравственности, которые во все периоды существования человечества вызывали колоссальный интерес как у прогрессивной научной общественности, так и у широких слоев населения. Завершит 2-месячный марафон исследований Всероссийская студенческая конференция «Проблемы нравственного развития общества», которая состоится в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 16 апреля 2009 года.

Ю.М.Антонян представил вниманию собравшихся многофункциональную, научно выверенную трактовку основных аспектов темы.

Нравственность на социальном уровне не закреплена в нормах права, но она несомненно присутствует в них. Однако этот факт не является основанием вольного толкования данной категории. Нравственность – самый эффективный регулятор человеческого поведения – профессионального, публичного, бытового. По мнению докладчика, нравственность пронизывает все отношения, возникающие в обществе: между отдельными людьми, между группами людей, по поводу отношений к собственности, «нашимменьшим братьям» и т.д.

При этом важно понимать, что нравственность – категория относительная. В древние времена существовал жестокий ритуал жертвоприношения. Однако, если убрать эмоции, то мы вынуждены констатировать: наши далекие прародители видели в нем оберег, спасающий многих соплеменников. Но в контексте нынешнего времени такие факты ассоциируются исключительно с мракобесием. И наши современники воспримут этот обряд с моральным осуждением, как безнравственный поступок, а точнее, преступление.

По содержательному наполнению между исследуемыми понятиями «нравственность» и «мораль» можно поставить знак равенства. Мораль возникла одновременно с религией, нравственность долгое время была ее органической частью, как и частью каждой конкретной культуры. Устойчивость и жизнеспособность морально-нравственных норм в обществе зависят от того, что положено в их основу. Так, нацизм и большевизм, отрицавшие эти нормы должны были неминуемо потерпеть крах, что подтверждено историей.

Итак, высшие нравственные ценности являются общечеловеческими, имеют архетипический характер. Частичное искажение некоторых понятий, возникающее на отдельных этапах развития общества, достаточно условно и не отражает объективной картины взаимоотношений между людьми. К примеру, само по себе неоднозначно представление о богатых, как сугубо безнравственных личностях, не ведающих сочувствия, и о бедных, как о жертвах жизненных обстоятельств. По мнению Юрия Мирановича, негативность оценки «богатых» часто не имеет под собой никакой основы. На деле гораздо чаще мы наблюдаем у бедных слоев населения чувство зависти к более успешным людям, и совершение на этой мотивационной основе безнравственных поступков. При этом многие»страдальцы» не прилагают никаких усилий к улучшению своего благосостояния, упрочению положения в обществе.

Нравственность носит оценочный характер, способный подчас проявиться в почти мистических сферах. Странный сон, в котором старший брат поднимает руку на младшего брата, рожден подсознанием. Когда-то младший братишка, по мнению старшего, отнял у него часть родительской любви. Кто-то иной принял это как должное, а кто-то , как он, глубоко сокрыв детское неприятие, все же не утратил его безвозвратно.

Моральные предписания носят императивный характер.

Интересна точка соприкосновения нравственности с иными областями науки. Вписывается ли она в человеческую психологию? Однозначно — «да». Человек наделен сознанием, которое предопределяет постоянный поиск ответа на вопрос, что хорошо, а что – плохо.

Были рассмотрены такие узловые проблемы, как: мораль и закон, мораль и традиции, мораль и глобализация, мораль и экономика, мораль и живая природа, нравственность и политика. Соотнесение духовных категорий с разными сферами социума всегда интересно и многогранно. И это значит, что наш разговор ждет продолжения и обретет новое интересное звучание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *