Нравственное начало

Опубликовано в 2017, Выпуск № 11(65) Ноябрь 2017, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Попович А. П.

Кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СПОСОБНОСТЬ К ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

На обсуждение выносятся вопросы преодоления проблем и противоречий при создании условий для формирования и развития человека как личности и невозможностью самой системы воспитания и образования обеспечить процессы становления гармоничной личности. Воспитание – это универсальный процесс становления Человека, формирование его духовного стержня. Утрата морально-этического действующего начала в современных общественных отношениях показана как реальная угроза самоуничтожения человечества. Является проблемой интеграция личности в общество, в котором государственные отношения выстраиваются, исходя из понимания выгоды, государственных интересов и юридического права.

Ключевые слова: воспитание, общество, самоактуализация личности, образование, интеграция, нравственные ценности, духовность, правовые основы.

Popovich A.P.

MODERN MAN PERSONALITY FORMATION AS A CAPACITY FOR INTEGRATION IN THE SOCIETY

Abstract

Современный человек сегодня вынужден сталкиваться с глобальными проблемами практически во всех сферах жизнедеятельности, общественной, экономической, политической и др. Обострившийся кризис общества практически на всех континентах ставит перед педагогической общественностью, воспитателями, учителями, сложнейший вопрос: каким должен быть современный человек, ученик, ребенок? Идеи великих гуманистов и филантропов «не канули в прошлое», но вряд ли они в «чистом» виде могут лечь в основу воспитания человека третьего тысячелетия. Гуманизм, как основа воспитательного процесса, даже во вполне благополучной Европе, сталкивается с необходимостью преодоления проблем и противоречий, создания условий для формирования и развития человека как личности и невозможностью самой системы воспитания и образования обеспечить эти процессы становления. Гуманистический подход понимается как обращение к человеку, уважение его достоинства, доверия к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для раскрытия его способностей . Но давайте будем объективными, сможет ли молодой человек, воспитанный на таких принципах, адаптироваться в современном социуме? Маловероятно. Утверждение о том, что в последние годы гуманизм в воспитательно-образовательной системе стал ведущим, а с другой стороны – терроризм, религиозный радикализм, обострившиеся межэтнические конфликты требуют от педагогов воспитания не только гуманистических взглядов детей, но и способностей современного человека отстоять, защитить свою собственную культуру, нравственность. А этого нельзя добиться только лишь усилиями гуманистического компонента формирования личности. Да у нас, как у наследников советской педагогики, существует облик «советского человека», гармонично развитой личности, воспитанного на принципах глубочайшего патриотизма и любви к Родине . Откровенно могу сказать о своей «близости» именно к такому типу людей, но осознаю, что «он» уже в прошлом. Удивление вызывает псевдо-патриотизм педагогов, создающих и пропагандирующих образ «новых русских» или «настоящего украинца», европейца. Думаю, что сегодня надо говорить о необходимости воспитания и способности к интеграции «человека мира». Определение далеко не ново. Предвижу, что государственные деятели меня могут дополнить – «а где гражданственность, патриотизм?» Конечно, я лично именно за такие формы и принципы воспитания, но это уже прерогатива государства . Платные секции, кружки, репетиторство, пособия и арендованные учебники, вряд ли будут способствовать формированию у детей высокой гражданской позиции. До сих пор с восторгом открываю для себя величайшего педагога двадцатого столетия А.С. Макаренко. Многое использовал бы в современной школе из его педагогического наследия, но за окном «иные времена». Ю.В. Азаров, величайший педагог-гуманист современности, сердцем и душой воспринимающийся учителями и родителями в «чистом виде», тоже не решит проблемы воспитания. Поэтому все наши мысли, исследования, теории, эксперименты ведут нас к истокам, что вполне закономерно, к священным книгам – «Библии», Корану, Талмуду, в которых излагались нормы поведения, детализированные наставления о том, как себя должны вести дети и родители. Античные мыслители Сократ, Платон и др. сформировали некоторые общие теоретические положения педагогики. Методологические позиции Демокрита и Сократа обозначили два различных подхода в воспитании, актуальных и сегодня . Период средневековья до Нового времени тоже прошел под знаком соперничества спартанской и афинской систем воспитания. И, наконец, идеи Я.А. Коменского созвучны с идеями Сократа и Платона.

Приоритет воспитания над обучением, значимость нравственного воспитания и преимущества индивидуального подхода семейного воспитания над общественным, провозглашенным Дж. Локком, нашедшими отражение в работах Дидро и Песталоцци, говорят о гуманистической направленности педагогической мысли Нового времени. Вместе с тем, нельзя забывать о природной доброте человека . Но современная школа явно недооценивает значимость и значение в процессе гармоничного воспитания человека трудовой деятельности. К сожалению, приходится констатировать факт того, что педагоги, в большинстве своем, отвергают возрастающую роль различного труда во всем его многообразии. «Трудовые школы» Г. Кершенштейнера не в почете, а «идеологи» сегодня напоминают, что ручной труд в древности был уделом рабов, и значимость его в практическом применении сегодня невысока и низкооплачиваемая. Но можно ли вести речь о гармоничном воспитании современного человека без трудового? Анализ теоретического наследия К. Маркса, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В.А. Сухомлинского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского подтверждают незыблемость постулата обучения на основе труда и трудового воспитания . Поиск иных путей формирования подрастающего поколения неперспективен. Государственная политика в области образования всячески этому должна способствовать, создавая материальную базу для воспитания гражданина, патриота, гармонично развитой личности .

Обозначив проблемы которые есть сегодня в воспитании человека, я особо хочу подчеркнуть ту роль и значимость, которые играют в этой связи воспитание у человека здорового образа жизни, сохранение социального и индивидуального здоровья. Ситуация в современной России, и не только, складывается таким образом, что численность учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, за последние 10-15 лет увеличилась в два раза. В вузах эта цифра приближается к 35%. Положение в общеобразовательных учреждениях еще более удручающее. Официальная статистика говорит о том, что ухудшение состояния здоровья населения является прямой угрозой безопасности государства .

В современном обществе традиционно и совершенно справедливо бытует мнение о большом влиянии на гармоничное развитие и воспитание, физической культуры. Но необходимо признать, что проблемы воспитания у человека физического и социального здоровья, носят многоуровневый, интегративный характер и только лишь усилиями представителей физической культуры и спорта они не решаются. Популярное в последнее время понятие «социальное здоровье» в значительной мере характеризует экономический и социальный потенциал страны, исторически обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды, менталитетом и образом жизни населения, позволяющих обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни граждан, семьи, общества .

Сегодня можно прямо говорить об угрозе существования людей, по информации Римского клуба, по сути, являющейся причиной большинства остальных глобальных проблем – это утрата морально-этического действующего начала в общественных отношениях, что при существующих возможностях научного, технического, информационного потенциала делает реальным самоуничтожение человечества. Тысячелетиями народная мудрость, религиозные учения вырабатывали правила взаимоотношений человека с самим собой, окружающими людьми, с природой. А быть Человеком общественным – заложено в нашей природе: не развиваются психика и интеллект у детей, воспитывающихся не в человеческом обществе, и дичают люди, оказывающиеся в силу обстоятельств без общения с другими людьми. Но современные средства коммуникаций ограничивают прямое «живое» общение человека в социуме, и, тем не менее, процессы глобализации продолжают объединение человечества .

Только лишь воспитанием вырабатывались, по большей мере, те качества характера, от которых зависели взаимоотношения с окружающими . В то же время всегда существовало стремление ограничить масштабы и качественное содержание этой общности делением, которое сегодня выражается в гражданской, корпоративной, национальной и конфессиональной идентификации. Взаимоотношения между людьми, с древнейших времён осознания ими своей человеческой сущности, до сих пор регулируются всё-таки морально-этическими нормами, базирующимися на представлениях о справедливости, то отношения между государствами и корпорациями выстраиваются, исходя из понимания выгоды, государственных интересов, в лучшем случае, на основании юридического права. Да, мы можем объяснить существование и проявление в различных формах человеческого вандализма, мошенничества, корысти и моральных извращений предвзятой установкой сознания тем, что греховна сама природа человека. Однако из истории можно извлечь примеры не только жестокости, но и беззаветного противостояния ей, служения добру и справедливости даже ценой утраты благополучия, здоровья и самой жизни . Такие примеры, когда речь идёт о серьёзных страданиях, мучениях, нельзя объяснить влиянием только общественного мнения. Нет, здесь внутренне присущие личности качества характера и поведения, сформированные воспитанием. И.П. Павлов определил воспитание как «механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции». Действительно, мы можем вести о генетической памяти, которые основываются на условном рефлексе подражания для адаптации к окружающей среде. Цель воспитания – выживание и развитие. Необходимо говорить также о том большом влиянии, которое оказывается на человека извне, то есть, государственными и общественными институтами воспитания, что, в общем, соответствует целям не только предшествующих форм цивилизации, но и нашему сегодняшнему «рыночному» обществу . В нем произошел надлом специальных институтов воспитания (семья, школа), но зато очень действенны влияющие непосредственно и актуально реалии выживания и адаптации к различным срезам социума и современные средства коммуникации. Человек по своей сущности и глубине, в процессе своей жизнедеятельности осваивает культуру, традиции, ценности, нормы общества. В процессе воспитания взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные учреждения, средства массовой информации и др. На наш взгляд, воспитание это во многом мотивационная составляющая, побуждающая ребенка активно стремиться к познанию, творчеству, справедливости, альтруизму, здоровому образу жизни, совершенствованию, личностному росту. Велика роль и значение организации воспитывающей окружающей среды, родительского и педагогического сопровождения, помощи ребёнку в этом процессе. Важен также опыт поколений передаваемых от старших к младшим. Можно обобщить: воспитание – это приобщение ребенка и молодого человека к культурной жизнедеятельности посредством влияния старших поколений на младшие. Н.Н. Никитина (Ульяновск): «Сущность, основное назначение воспитания – в формировании духовного стержня человека – его внутреннего духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе». Воспитание – это универсальный процесс становления Человека, длительность которого, уровень достигаемой зрелости зависят от личностных потенций. Сегодня школьный учитель и педагог открещивается от воспитания. Ссылаясь на то что он носитель знаний, то есть образования, а воспитанием должна заниматься семья и родители. И в самом деле, нужно ли образовательным учреждениям заниматься воспитанием? Не становится ли таким образом институт государственного воспитания механизмом манипулирования, формирования адаптированных под социальный заказ индивидов с ущербным процессом саморазвития и самоактуализации? А как сейчас, опять-таки по факту, происходит социализация детей и молодежи в нашем обществе, где практически почти не присутствует государственное воспитание?

К примеру, проблема укрепления здоровья нации, народов, государственными чиновниками, особенно из стран Восточной Европы решается очень просто, считая, что проблемы здоровья в недостаточной мотивации своих граждан к двигательной деятельности . Но это глубочайшее заблуждение. Проблема воспитания подрастающего поколения не только в противодействии гиподинамии, а существующая прямая зависимость от следующих факторов, которые не решаются гуманитарными государственными структурами:

  • экология;
  • низкое недостаточное медицинское обслуживание;
  • наследственность (генетика)
  • социально-экономические, геополитические факторы;
  • широкое распространение среди молодежи вредных привычек;.

Создавая воспитательные, образовательные программы, выстраивая ориентиры гражданского воспитания, мы должны понимать, что колоссальное влияние на формирование человека оказывают:

  • менталитет населения (национальный характер),
  • образ жизни населения;
  • социально-экономические, геополитические, географические, культурно-исторические, религиозные и др. факторы .

Необходимо учитывать либеральную глобализацию и ее воздействие воспитательного характера на человека. Культивируемое потребление, создает современный тип социальной личности-приобретателя, циника, прагматика. Соответственно, очень близка для такого общества грань энтропии и саморазрушения. Слагаемые части гармоничного воспитания человека, начиная с детства, основываются на родительской любви, здоровом питании, стимулирующей роли физической культуры и комфортной социальной среде. К сожалению, особенно молодые семьи, не всегда имеют такие возможности, плюс к этому, приоритетность молодежи в получении образования, развития собственной карьеры, не способствуют воспитанию своих детей, формированию целостной социальной личности .

В условиях либеральной глобализации и дегуманизации современного общества, значительная роль в воспитательном процессе отводится формированию воспитания здорового образа жизни и социальной зрелости человека, как в семье, так и образовательной системой в целом. Именно от этого союза зависит будущее подрастающего поколения и общества в целом.

стр. 113 из 225

УДК 37.018 DOI: 10.12737/11896

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Салитова Фэридэ Шарифовна, доктор педагогических наук,

профессор отделения высшего образования факультета сервисных технологий,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются основные организационные и методические аспекты нравственного воспитания студенческого контингента в учебных заведениях системы высшего профессионального образования. Автор обосновывает ведущую роль вузов в формировании нравственных приоритетов наиболее образованной части молодежи. Это предполагает повышение значимости и уровня преподавания цикла гуманитарных дисциплин, поскольку требования, предъявляемые в настоящее время к учебновоспитательной деятельности российского вуза, актуализируют не только проблему повышения качества обучения, но и всестороннего личностного развития будущих специалистов, которым предстоит осуществлять профессиональную деятельность в реалиях современного социума. Нравственный потенциал и уровень общей культуры будущих первокурсников возможно выявлять еще на стадии профессионально ориентированных мероприятий. Четкие директивы для работы со сформированным студенческим контингентом заложены в федеральных государственных стандартах. Они нацеливают на реализацию задач современного отечественного высшего образования на основе применения широкого диапазона традиционных и инновационных педагогических методов и технологий, направленных на стимулирование личностного развития, реализацию творческого потенциала и интеллектуальных возможностей обучающихся. Воспитательная направленность обучения реализуется в личностнодеятельном, культурологическом, индивидуально-творческом, коммуникативно-

диалогическом аспектах педагогического процесса. Подготовка выпускника отечественного вуза в настоящее время должна представлять собой учебновоспитательный процесс, все стороны которого выступают в неразрывном единстве. Комплексное решение учебно-воспитательных задач определяет не только профессиональную подготовленность, но и мировоззренческие позиции, уровень нравственного и гражданского сознания молодого специалиста.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, нравственное воспитание, гуманитарные дисциплины в вузе

Подготовка выпускника отечественного вуза в настоящее время представляет собой учебно-воспитательный процесс, все стороны которого выступают в неразрывном единстве. Это предполагает не только приобретение специальных знаний, навыков и умений для той или иной отрасли профессиональной деятельности, но и всестороннее личностное развитие студентов, поскольку формирование их духовно-нравственной

стр. 114 из 225

культуры «является одной из приоритетных целей современной системы воспитания в высшем учебном заведении» . Наиболее оптимальным при этом выступает системный подход, который представляет собой «совокупность взаимосвязанных функционирующих элементов, имеющих цель, ресурсы для ее достижения, связь с внешней средой и т.д.» .

В последние годы происходят значительные перемены в свете дальнейшего совершенствования системы высшего образования. Учебные программы вузов, прежде всего, нацелены на обеспечение всех отраслей России высококвалифицированными кадрами. Вместе с тем время обусловило поиски новых путей не только в направлении улучшения качества профессиональной подготовки, но и решения ставшей одним из ведущих приоритетов проблемы нравственного воспитания. Ее актуальность усугубляется тем, что, несмотря на усилия педагогов общеобразовательных учреждений и пристальное внимание научно-педагогической общественности, именно данный аспект работы школ, лицеев, гимназий оказывается наиболее слабым звеном на решающем этапе формирования личности . Здесь, безусловно, играют свою негативную роль реалии современной жизни, зачастую дезориентирующие детей и юношество, привлекающие их к ложным идеалам и приоритетам.

В этих условиях, когда «все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен» , именно вузы оказываются тем звеном обучения звеном обучения, которое может и должно формировать истинные нравственные приоритеты наиболее образованной части современной молодежи.

Интеграция, взаимообусловленность профессиональной подготовки и развития духовно-нравственной культуры будущих специалистов, «отвечает инновационным образовательным тенденциям, обусловленным вхождением России в мировое образовательное пространство» .

Несмотря на то, что в настоящее время условия комплектации студенческого контингента по результатам Единого государственного экзамена практически не предусматривают прямого контакта с абитуриентами, нравственный потенциал и уровень общей культуры будущих первокурсников возможно выявлять в процессе профессионально ориентированных мероприятий, которые являются важной составной частью комплексной системы работы с будущими студентами, в значительной степени позволяющей при помощи объективных критериев определять перспективность

стр. 115 из 225

абитуриентов, и не только способности, степень довузовской подготовки, но и уровень общего развития, этических качеств и мировоззренческих устоев. Поэтому для каждого вуза необходимо поддержание разносторонних связей со школами и средними специальными учебными заведениями. Что касается последних, здесь особо полезны систематические выезды преподавателей в колледжи для участия в работе государственных аттестационных комиссий, проведения мастер-классов, консультаций с выпускниками, оказания методической помощи педагогам.

Особое значение в системе профориентационной работы вузов приобретают такие мероприятия, как «Дни открытых дверей». Во время их проведения каждое высшее учебное заведение стремится показать все свои лучшие стороны: компетентность преподавательского контингента, научный потенциал, степень материально-технической оснащенности, условия быта, наличие льгот, работа общественных организаций, обеспечение культурных потребностей студентов (творческие коллективы, туристические поездки и т.п.).

После завершения формирования нового контингента, начиная с первых дней пребывания студента в стенах вуза, главное звено в реализации поставленных целей его нравственного воспитания основывается на продуманной организации учебновоспитательного процесса, представляющего систему, включающую содержание изучаемых учебных дисциплин, формы и методы их освоения и необходимые для этого условия. Здесь открывается широкий диапазон возможностей для использования и традиционных, и инновационных педагогических технологий.

Основные ориентиры для решения воспитательных задач заложены в проектах и уже утвержденных вариантах федеральных государственных стандартов третьего поколения (ФГОС 3+). Они четко нацеливают педагогические коллективы на реализацию целей и задач современного отечественного высшего образования. Для примера показательно обратиться к таким направлениям подготовки, как «Сервис» и «Туризм», прямо связанным с удовлетворением человеческих потребностей, где особо высоки требования к нравственным качествам специалиста. Более того, именно они выступают одним из определяющих критериев его профессиональной компетентности.

Согласно федеральному образовательному стандарту общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник программы бакалавриата по направлению подготовки «Сервис», требуют от него осознания социальной значимости своей деятельности, владения всеми видами коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, способности работать в команде,

стр. 116 из 225

толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия .

В рамках направления «Сервис» освоение профиля «прикладной бакалавр» включает следующие профессионально-прикладные компетенции: способность к

диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, умение выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности. Кроме того, данное направление подготовки по профилю «академический бакалавриат» предусматривает освоение следующей профессиональной компетенции: готовность к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов .

ФГОС допускает, что при проектировании программ бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. Здесь также имеется возможность усилить воспитательный потенциал дисциплин вузовского компонента, например, за счет изучения в духовно-нравственном ракурсе региональных и этнических традиций.

Нравственный аспект подготовки студента вуза учитывается и в магистерских программах. Так, уровень подготовки выпускника магистратуры по направлению «Туризм» предъявляет следующие требования в сфере общекультурных компетенций: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Общепрофессиональные компетенции

предполагают готовность выпускника к руководству коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускник магистратуры по направлению «Туризм» должен обладать и профессиональными компетенциями в области организационно-управленческой деятельности — владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала предприятия индустрии туризма , что, разумеется, требует высокого уровня нравственности и досконального знания норм этикета. Как представляется, в процессе подготовки магистров по данному направлению, особую актуальность представляет использование допускаемых ФГОС возможностей дополнения основных учебных курсов дисциплинами, связанными с организацией

стр. 117 из 225

социально ориентированного туризма, что, соответственно, подразумевает обращение в большей степени к культурно-историческому и природному ресурсу того или иного региона. В связи с этим, закономерно включение в учебные программы курсов, ориентированных на изучение истории и культуры конкретных краев, областей и республик России.

Формирование нравственных качеств и мировоззренческих позиций будущих специалистов может эффективно осуществляться в процессе преподавания всех предусмотренных государственными стандартами циклов дисциплин (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). При решении этих задач возможно применение многообразных методов и технологий. Это, прежде всего, методы обучения, ориентированные на стимулирование личностного развития, реализацию творческого потенциала и интеллектуальных возможностей обучающихся.

Воспитательная направленность реализуется в личностно-деятельном,

культурологическом, индивидуально-творческом, коммуникативно-диалогическом

аспектах педагогического процесса.

Методы активного обучения направлены как на профессиональное, так и личностное развитие студентов. К методам активизации учебной деятельности студентов относятся: проблемное изложение материала и постановка проблемных вопросов преподавателем; поисковый и дискуссионный методы в ходе анализа тех или иных изучаемых вопросов или явлений, включая их моральные аспекты. При этом демонстрирует свою эффективность органичное сочетание апробированных многолетней практикой и инновационных (больше ориентированных на самостоятельную творческую и поисковую деятельность студентов) методов обучения. Так, основу преподавания общегуманитарных дисциплин, которые входят в учебные программы каждого вуза, безусловно, должно составлять чтение лекций и проведение практических занятий в испытанной длительной практикой форме семинара. В то же время все большее место в практической составляющей учебных курсов занимают такие привлекательные для студентов и полезные в плане закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и одновременно обладающие воспитательным потенциалом формы, как дискуссии, деловые игры, кейс-задачи, тесты, «мозговой штурм» и др.

Специфика профессиональной подготовки в вузе предоставляет возможности для результативного осуществления воспитательной работы в условиях личностного общения преподавателя и студента, например, во внеаудиторной работе, или в период преддипломной практики и подготовки выпускной квалификационной работы. При

стр. 118 из 225

педагогическом общении на основе субъективного взаимодействия ясно проявляются индивидуальные качества и психофизиологические особенности студентов. Здесь особо велика значимость нравственных и мировоззренческих позиций преподавателя.

Результативность воспитательного аспекта преподавания общекультурных дисциплин может проявляться в научно-исследовательской работе студентов. В студенческих проектах, научных докладах, публикациях, выпускных квалификационных работах могут разрабатываться и нравственные проблемы, столь актуальные в условиях современной действительности. Например, для будущих педагогов закономерны такие темы, как «Воспитание культурных ориентиров современной молодежи»,

«Воспитательная работа в современных внешкольных учреждениях», «Этнические и региональные традиции в процессе формирования нравственной культуры учащихся общеобразовательных школ»; для студентов творческих вузов — «Гуманистическое содержание изобразительного искусства эпохи Ренессанса», «Развитие эстетических ориентиров школьников на материале русского музыкального фольклора». Для тех, кто осваивает естественнонаучные или технические направления подготовки в вузах, важны темы, связанные с моральным аспектом применения научных открытий и внедрения достижений технического прогресса. В различных ракурсах могут рассматриваться проблемы экологии, утраты традиционных духовных ценностей, негативные факторы унификации культурных ориентиров и образа жизни народов в результате расширения возможностей воздействия масс-медиа и т.д.

Для студентов, избравших для себя профессии, связанные с удовлетворением социальных, культурных и бытовых нужд общества, очевидна необходимость обращения к нравственной проблематике, вопросам этики и этикета, особо актуальных в сферах сервиса, туризма, рекламы и связей с общественностью. В тематику их научных работ можно включать вопросы соблюдения этических нормативов в процессе рекламных акций, организации социально ориентированной туристической деятельности, этикета в гостиничном бизнесе и т.п.

В системе воспитательной работы в вузе выделяются формы коллективного сотворчества педагогов и студентов, реализуемые во внеаудиторной деятельности: экскурсии, походы, туристические поездки, военно-патриотические воспитательные мероприятия.

Эстетическое развитие будущих специалистов, независимо от направления подготовки, успешно осуществляется в процессе приобщения к различным видам художественного творчества (фестивали, конкурсы, концерты, выставки и т.п.).

стр. 119 из 225

Особо следует выделить участие студентов в праздновании знаменательных дат истории Отечества, организации музеев и музейных комнат, посвященных прошлому и настоящему своего края, населенного пункта или учебного заведения. Не менее важны благотворительные акции и просветительские мероприятия вузовского актива в специализированных учебных заведениях, детских домах, интернатах для престарелых и инвалидов. Все это способствует подготовке студентов к практической деятельности в условиях современной действительности, развивает у них такие качества, как гражданственность, патриотизм, сплоченность и взаимопонимание.

В заключение следует обратить внимание на такой решающий фактор всего комплекса деятельности современного вуза, как его кадровый потенциал. Преподаватели и сотрудники высшего учебного заведения должны быть не только высококвалифицированными специалистами, но и занимать активную гражданскую позицию, вести общественную и просветительскую деятельность.

Таким образом, деятельность современного вуза должна включать комплексное решение воспитательных задач, поскольку востребованность и конкурентоспособность выпускника в настоящее время определяется не только его профессиональной подготовленностью, но и мировоззренческими позициями, уровнем нравственного и гражданского сознания.

Литература

1. Борытко, Н.М. Этическое воспитание. — Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2006.

— 32 с.

2. Бугаева, Т.П., Гафурова, Н.В. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. — 2009. — № 6. — С. 102-106.

4. Димитриева, В.Н. Педагогическое обеспечение становления духовнонравственной культуры личности студентов в образовательном процессе // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, Психология. — 2014. — № 1 (37).

стр. 120 из 225

THE PROBLEM OF MORAL PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF CURRENT HIGHER EDUCATION: ORGANIZATIONAL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AND METHODICAL ASPECTS

Feride Salitova, PhD (Dr.Sc.) in Pedagogics, Professor, faridamail@bk.ru

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

1. Borytko, N.M. Jeticheskoe vospitanie .Volgograd: izd-vo VGIPK RO, 2006. 32 p.

стр. 121 из 225

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *