Нравственные поступки

Социально-политические науки

5’2018

9.2. ПОСТУПОК КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ

Фусу Лариса Ивановна, кандидат медицинских наук, психоаналитик, ректор Место работы: Институт психологии и психоанализа на Чистых прудах

Аннотация: современный взгляд науки тяготеет к интеграционному подходу в исследовании этических моделей развития человечества. Моральные нормы определяют отношения людей, одновременно являются средством и целью бытия. Моральные законы поддерживают устойчивые отношения в обществе, стабильность социума, являясь логичными и гуманными направляющим для совершения нравственного поступка. Актуальным является соотнесение поступка и морали, поступка как нравственного события.

Ключевые слова: поступок, нравственность, нравственный поступок.

ACT AS THE MAIN CRITERION OF MORALITY

Fusu Larisa I., PhD in medical Sciences, psychoanalyst, rector

Place of employment: Institute of psychology and psychoanalysis on Chistye Prudy

Keywords: act, morality, moral act.

Одним из центральных вопросов гуманитарных наук всегда был вопрос о зарождении и существовании нравственности, нередко в дискурсе ее «избыточности» или, напротив, целесообразности в бесконечной борьбе за выживание человеческого рода. Сегодня, когда многие традиционные устои жизни уходят в прошлое или видоизменяются, мы можем предполагать, что имеем дело с последствиями новой, «информационной революции», или, по терминологии Э. Тоффлера, который назвал «3-й волной» постиндустриальную цивилизацию второй половины двадцатого века, с «волной 4-й».

Сложно производить какие-либо точные измерения, находясь внутри процесса, однако некоторые из изменений в подходах к основополагающим нравственным принципам уже заметны, что позволяет делать выводы о характере трансформаций. Говорят ли эти изменения о деградации, или, напротив, о более сознательном взгляде на мораль, является полем нашего исследования, а начнем с краткого экскурса в прошлое.

Исследуя обряды африканских племен, Арнольд ван Геннеп в начале XX века (1909) открыл категорию ли-минальности и дал практическое обоснование ее координационной роли в трансформациях как отдельно взятого человека, так и общества в целом, как для сезонных изменений и пограничных состояний, так и при смене индивидуального стиля жизни человека . Известный антрополог и этнолог пишет: «это промежуточное состояние, одновременно и воображаемое и реальное, в большей или меньшей степени выражено во всех церемониях, которые сопровождают переход из одного магически-религиозного или общественного состояния в другое» .

Роль и важность обрядов перехода раскрывает Рене Жирар, отмечающий, что для первобытного человека за трансформацией, за переходом брезжит «апокалиптическая угроза» , а для общества страшная опасность: «Малейшая утрата различий,

сколь угодно локальная, может погрузить всю общину в жертвенный кризис» . Именно для спасения от всего этого приходится прибегать к большому количеству обрядов, прежде всего — к изоляции лими-нальных персон и введением табу, на что обратил подробное внимание Фройд в работе «Тотем и табу».

В своем каноническом труде «Тотем и табу» Зигмунд Фройд делает выводы о происхождении морали с позиции психоанализа. Рассматривая тему табу, он полагает, что эти запреты первоначально были направлены против инцеста. Фройд рисует воображаемую ситуацию в первобытном обществе, где самый крупный самец, владея всеми самками племени (орды), не подпускает к ним молодых самцов, своих сыновей. Те, в какой-то момент сговорившись, убили и съели отца. Чувствуя вину, они создали тотем, как бы замещающий отца, и этот заместитель со временем стал для них богом, священным предметом, наделенным сверхъестественными качествами.

С тотемом неразделимо понятие табу — ряд категорических запретов. В частности, на убийство члена своего тотема, на половую связь с ним и т.д. Запреты столь строги, что в большинстве случаев за нарушение их полагалась смерть.

«Ограничения табу — писал З. Фройд, — представляют собой не что иное, как религиозные или моральные запрещения» . Ритуалы, связанные с отцом-тотемом и табу, утверждал З. Фройд, стали начальными этапами религии и культуры. В частности, ученый нашел черты сходства табу с религиозным уставом, замечая, что одной из целей табу была функция охранения вождя племени, жрецов, священных реликвий от покушений на их жизнь и целостность. Также он замечал, что табу защищало от прикосновений к трупам, поедания мертвечины, то есть от контактов с миром мертвых и в то же время охраняло такие значимые события как роды, брачные соединения, инициацию мужчины, сексуальные проявления. Важной задачей табу была

Фусу Л. И.

ПОСТУПОК КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ

охрана людей от гнева богов или демонических существ, а также маленьких детей от опасностей (функция ангела-хранителя).

Проецируя психические процессы древних людей на всю последующую историю человечества, З. Фройд утверждал, что каждый ребенок, испытывая инцесту-озное влечение к матери, а также амбивалентное враждебно-уважительное отношение к отцу, из-за страха перед строгостью родителя, вытесняет эти чувства в бессознательное. Подробнее это явление он описал в «комплексе Эдипа».

Ученый посвятил теме «табу» немало внимания, считая ее основополагающей для многих заключений о психических процессах. Так, он заметил, что туземцы уверены, будто наказание за нарушение табу может не произойти, если обратиться к покаянию и провести соответствующие обряды.

Одно из важных наблюдений Фройда заключалось в определении им источника табу в верованиях туземцев — это некоторые люди, предметы или духи, которые являются носителями этого страшного заряда и при прикосновении к ним происходит нечто, похожее на электрический разряд: табу нарушено, преступника постигнет кара. Противостоять этой опасности может некая великая сила Mana, которой обычно обладают значительные люди — вождь племени, жрец и другие из высшего круга. Также табу, переданное человеку лицом высокого положения, у которого есть Mana, сильнее, нежели то, которое передал обычный соплеменник. Опять-таки и здесь Фройд подчеркивал важность религиозного обряда искупления вины (нарушения табу).

Основополагающий вывод книги «Тотем и табу» стал императивом для многих постфройдовских поколений психоаналитиков, а также представителей гуманитарных дисциплин: применяя принцип перенесения этапов развития индивида на характер изменений целого вида, можно заключить, что все развитие человечества проходит под действием «эдипова комплекса».

Это, несомненно, относится и к морали, хотя с данной темой связано бесчисленное количество концепций, как касающихся ее генезиса, так и дальнейшего развития. Фройдовская трактовка остается действующей и продуктивной в современном научном социуме, хотя она и остается достаточно узкой в плане ракурса.

Двигаясь в направлении современных представлений о сущности поступка как критерия нравственности, рассмотрим генеральные модели (концепции) становления морали.

Достаточно древняя по происхождению (Гераклит, Конфуций) натуралистическая (эволюционистская) концепция выведена из мира природы, здесь мораль просто продолжает инстинкты животных, являясь способом видовой борьбы за жизнь. Ближе к нашему времени, в Х1Х веке, эту позицию развивали Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П. Кропоткин (взаимопомощь в животном мире как исток справедливости в эволюции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В наше время эту точку зрения поддерживает К. Лоренц, полагая нормы морали естественным продолжением, конечно, усложненным, инстинктов животного мира. Такая позиция хорошо ложится в современные экологические воззрения и, соответственно, ими востребована, но она не устраивает ни историков, ни теоретиков культуры, ни философов, ни, понятное дело, религиоведов, поскольку не принимает во внимание духовную компоненту.

Еще одна древняя, происходящая из античности тео-

рия — антропологическая, которая выводит нравственные законы из естественных потребностей человека. Широко применимо изречение ее автора, Протагора (У в до н.э.) — «человек есть мера всех вещей». Эта позиция в виде одной из своих школ, называемой гедонистической, была особенно популярна в позднем Древнем Риме, поскольку проповедовала полноту жизни в стремлении к удовольствиям, она также эффективно встраивается в различные стороны современного мира с его стремлением к комфорту и развлекательности. Позже Фройд вернется к этой теме, утверждая основополагающий принцип бытия и функционирования человека коренящийся в избегании неудовольствия и стремлению к удовольствию. Этот принцип был назван Фройдом принципом удовольствия.

Антропологическую концепцию в этике развивали Ф. Аквинский, Д. Юм, Л. Фейербах, в России — революционеры-демократы Х1Х века, в наше время целый ряд интересных работ написано Э. Фроммом.

Еще одна ветвь антропологической этики — утилитаризм. Выгода, личный интерес индивида лежит во главе угла и моральный выбор определяется расчетом прибыли, полученной в результате поступка. Софисты античных времен — Бентам, Дж. С. Милль развивали современные им школы прагматики, что особенно было востребовано в эпоху зарождения и развития капитализма.

Социально-историческая наука этики выдвинула основной тезис о принципиальной разнице между биологической природой животных и человека, обладающего духовной составляющей жизни, а также имеющего осмысление и целеполагание в своем существовании, что отсутствует в животном мире. Эта, называемая просветительской, идеология, изложена в работах Г. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, французских материалистов.

Данное направление дополнила марксистская этика, считавшая трудовую деятельность человека, отношения, которые развиваются в ходе этих процессов, важным определяющим фактором для формирования морали. Важное обстоятельство было подмечено К. Марксом: животные не создают инструментов в ходе своей жизнедеятельности, что для человека является непременным и осознанным действием во всякого рода труде.

Грандиозные перемены в жизни человечества произвела этика креационизма, представленная различными моделями религиозной морали. В этом мире воззрений источник нравственности един — Бог. Великие учителя Моисей, Иисус Христос, Будда, Мухаммед были проводниками нравственных законов.

Десять заповедей, принесенных Моисеем, стали основой не только моральных норм большинства человечества, но и юридических законов, по сути, фундаментом цивилизации. Этическим заповедям придается наибольшее значение и в крупнейшей мировой религии — христианстве, развившем еще более совершенную форму морали, называемой этикой любви. Эти нормы, сформулированные более двух тысячелетий назад, стали движущей силой великих исторических процессов, послужили для объединения множества народов, пронизали культуру и искусство. Христианские мыслители сформулировали, а миссионерская деятельность церкви «опылила» человеческое сознание таким важным понятием как добродетель.

Психологи называют присущие человеку способности, такие как сопереживание, альтруизм, заботу о ближнем, способности к эмпатии, как качества, из ко-

Социально-политические науки

5 ‘2018

торых проистекает духовная близость, дружба, любовь — все, что цементирует человеческое общество и, по сути, позволяет ему выживать. Моральные нормы определяют отношения людей, одновременно являются средством и целью бытия.

Современный взгляд науки тяготеет к интеграционному подходу в исследовании этических моделей, полагая этику продуктом естественного развития человечества, множественность видов которой связана с определенными историческими этапами, их особенностями и потребностями общества, регулятором отношений в котором данные нормы являются. Моральные законы поддерживают устойчивые отношения в обществе, стабильность социума, являясь логичными и гуманными направляющим для совершения поступков.

В связи с вышеописанным рассмотрим соотнесение поступка и морали, поступка как нравственного события. Сам по себе данный вопрос актуализировался с момента возникновения межличностных отношений. Ответы на него появляются во многих древнейших источниках (Ветхий и Новый Завет, речения античных философов, учение Конфуция), где можно встретить в том или ином виде интерпретации «золотого правила» нравственности: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Или в зеркальном отображении: не делай другому человеку то, что не хочешь, чтобы сделали тебе.

Такая позиция провозглашает всеобщее равенство перед общими нормами (морали), из нее проистекают многие принципы со-жительства людей на планете, в том числе идея всеобщего мира, идея любви как идеальной межличностной связи.

Иммануил Кант, великий мыслитель Х1Х века, сделал еще один шаг в формулировке главного нравственного закона для человеческих отношений (и поступков, разумеется), предложив «категорический императив» :

— Человек совершает поступки по правилам, обязательным как для него, так и для других, т.е. они представляют всеобщий единый закон;

— Человек относится к каждому другому индивиду так же, как ему хотелось бы, чтобы относились к нему;

— Человек не должен видеть в другом человеке средство для достижения своих целей.

Воплотим ли в реальности императив Канта? Если -да, то когда? Сам философ не дал конкретного ответа, однако из его построений вытекает, что конструкция идеальна и для исполнения требует нравственного совершенства. Следовательно, это еще одна из тех моральных высот, которые предлагают штурмовать человечеству и многочисленные религии — здесь Кант решительно становится на теологические рельсы, полагая, что индивиду невозможно самостоятельно распознать критерии добра и зла, каковые может сообщить только Бог.

Парадоксально, но факт: Папа Римский Иоанн Павел XI, будучи признанным научным сообществом ученым-философом, в своей работе «Личность и поступок» высказывается о достаточно глубоком личном участии человека в нравственном выборе. Так, автор фиксирует онтологическую соотнесенность поступка и нравственного выбора: «только в связи с действием (или поступком) человек переживает также и нравственные ценности «добра» и «зла» («нравственность» либо «безнравственность» — как зачастую ошибочно говорят) и переживает их как «свои» ценности. Он переживает их на основе отнесения, которое одновременно

является и ощущением, и оценкой. В любом случае человек не только сознает «нравственность» своего поступка, но и адекватно (а иногда и очень глубоко) ее переживает» .

Кант описывает механизм объективного функционирования в сознании индивида как собственно поступка, так и нравственных ценностей, и отмечает их субъект-ность в переживаниях. Наконец, вывод из данного пассажа, очень важен для нас: «Как видно, обе функции сознания принимают участие в этой, можно сказать, своеобразной драме человеческого «нутра», какой является драматичная борьба добра и зла, которая разыгрывается в поступке, а через поступок — в личности. Стало быть, одновременно с тем и сознание (которое благодаря своей отражающей функции тесно связано с самосознанием) позволяет нам объектно уяснить то добро или зло, виновниками которых мы в данном поступке становимся, и одновременно позволяет нам это добро или зло переживать вместе с собственной причинностью, в чем и выражается рефлективность сознания» .

Итак, нравственность поступка не только ценна объективно, поскольку улучшает атмосферу человеческих отношений в социуме, но и позитивирует сознание индивидуума, давая ему ощущение продвижения к совершенствованию, к тому самому «добру», райскому Эдему, образ которого живет в глубинах души.

В подобном дискурсе важно выбрать одно из бесчисленных определений личности. Для наших рассуждений наиболее подходит ход мыслей Виктора Франк-ла, который утверждает, что личность не относится к сугубо фактическому, она экзистенциальна . Это очень интересные и важные дары науки, вообще интеллектуальной деятельности индивидууму, в отличие от приземленных попыток общества для собственного удобства навязать человеку сугубо конкретные ипостаси — «гражданин», «мужчина/женщина», «китаец, еврей», «крестьянин, художник».

В своей работе «Десять тезисов о личности», Виктор Франко пишет: «. В психоаналитической концепции сексуального влечения (либидо!) и в концепции социальной принадлежности индивидуальной психологии (чувство общности!) мы видим не что иное, как состояние дефицита более фундаментального феномена -любви…».

В развитие вышесказанного — с понятием личности непременно должна коррелировать тема свободы. Собственно, если нет свободы, то нет и личности. Этот вывод опять-таки вытекает из работы Франкла, который утверждал, что личность экзистенциальна, что ее не получается зафиксировать в фактических отношениях. Скорее, совершение поступка — это динамическая возможность, которая зависит от решения, то есть, выбора человека — чем он пожелает быть в следующий момент. Так, сам человек решает, в этом и есть проявление Я, но в то же время здесь должно содержаться и нечто большее, чем свобода, а именно — для чего индивидуум совершает свободный поступок, во имя кого или чего он принял решение. То есть, речь идет об ответственности и о том, каким индивидуум хочет себя осознать.

Нравственность — поступок — личность, нащупывая тонкие взаимосвязи между ними, погружаясь время от времени в глубины истории, мы складываем пазл, который мог бы дать современное толкование нравственного поступка. Итак, личность — центральная фи-

Фусу Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОСТУПОК КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ

гура складывающейся картины.

Важный вывод в своей книге «Необходимость себя. Введение в философию» делает известный философ ХХ века М. Мамардашвили: «…мы понимаем, что поведение человека диктуется каким-то интересом, стремлением к чему-то. И я могу еще бесконечно перечислять — добавим к этому, скажем, категорию удовольствия/неудовольствия. Вот поступил, потому что хотел есть, например … Но, оказывается, есть еще одна вещь, без которой слово «личность» просто не существует. Эмпирические интересы, желания, удовольствие и вдруг поступок, который не вытекает из всего этого, и тогда мы говорим: личностное основание. Поступил как личность. То есть … не по интересу, предмет которого находится вне человека, вообще не по какому-то внешнему основанию его поведения -норме, закону, обычаю. Ничего этого нет, а поступок есть — поступил личностно. Он поступил, сам взяв на себя весь риск, всю ответственность, не имея на то никаких оснований, кроме самого поступка» .

Есть ли что-либо характерное в исследуемой проблеме для настоящего момента существования человеческого общества с его быстро изменяющейся парадигмой? Выявлять закономерности, не прошедшие временного фильтра, можно методом экстраполяции, тем более что определенные тенденции уже были зафиксированы в прошедшем ХХ веке. Так, культуролог и философ М.М. Бахтин описал модель взаимодействия «двух миров» — мира «теоретической мысли» и мира «живого поступка». К этому можно добавить, что современного человека буквально обступают бесконечные модели поступков на экранах, в печатной периодике, в различных информационных каналах. Вовлеченность индивидуума в переживания и действия придуманных людей и сюжетов как бы замещает реальные поступки, создает иллюзию участия, нейтрализует жизненную активность. Таким образом происходит разрыв между искусственным миром и миром живого поступка и его осмысления.

М.М. Бахтин предлагает выход — пропасть между этими двумя мирами можно преодолеть только в императиве принятия ответственности за свою жизнь. Ответственность, утверждает философ, именно то личностное качество, благодаря которому можно шагнуть в реальность, в которой возможна полноценная жизнь с ее поступками, чувствами, мыслями, событиями, решениями. Не сделав такого шага, пишет М.М. Бахтин, не приняв ответственности за свою жизнь, человек обрекает себя на бесполезное и пустое существование.

Итак, важным условием поступка является ответственность за духовную составляющую своей жизни. Публикуемые данные психологов, психоаналитиков свидетельствует об увеличении депрессивных отклонений среди зачастую успешных людей. Эти люди рассказывают, как правило, о тех или иных случаях, когда ими были не сделаны важные поступки, при этом наиболее сильные эмоции вызывают ситуации, где человек шел против совести. Эта «эмпирическая тоска», говорят специалисты, нередко приводит к потере смысла жизни и к соматическим заболеваниям.

Совесть, справедливость, благо — обязательные компоненты полноценной жизни не существуют сами по себе, они приходят в результате поступков индивидуума. Таким образом, нравственные поступки улучшают мир, внося добро в повседневность и наполняя

высокими смыслами личность, налицо удвоение добра. Поступая нравственно, человек становится иным, движется по пути самореализации, творя новую реальность, переходя от своего прошлого «Я» к новому, такому, каким оно может быть.

Одним из важных направлений исследований в психологии, обществоведении, юриспруденции являются прикладные применения научной мысли в области изучения нравственности для совершенствования социума, межличностных отношений. Так, известный юрист Г.К. Смирнов исследовал преступную деятельность как поступок преступника и розыскную деятельность как поступок следственных органов, где действия самого ответственного лица, следователя, можно также охарактеризовать как поступок. Он пишет: «Сегодня современная наука все дальше продвигается в формулировании всеобъемлющих правовых формулировок».

Как отмечает в своем исследовании Кустов О.А., «на основе анализа современных философских и правовых воззрений формируются представления о существенных признаках понятия «личная свобода», которое определяется как состояние человека, при котором он имеет возможность свободно формировать волю к определенному поведению и выражать ее вне, в виде правомерных действий или бездействия, самостоятельно определяя и распоряжаясь в конечном итоге своей судьбой» .

Формой актуализации собственного бытия личности является поступок. «Хотеть жить — это хотеть занимать еще точки пространства и времени, то есть восполнять или дополнять себя тем, чем мы сами не обладаем», — говорил Мамардашвили, — человек есть усилие быть человеком».

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,93%.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Философия поступка/ М.: Знание, 1990.

2. Ван Геннеп А. Обряды перехода. — М.: Восточная литература РАН, 1999.

3. Иоанн Павел 11. Личность и поступок/ Независимый психиатрический журнал, №2-2005.

4. Кант И. Критика чистого разума/ М.: Эксмо-пресс, 2015.

5. Кустова О.А. Методика расследования преступлений, связанных с изъятием органов и (или) тканей человека для трансплантации. Специальность 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Академия управления МВД России. — М. — 2004.

6. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию/ М.: Лабиринт, 1996.

7. Смирнов Г. К. Методика расследования торговли людьми. Специальность 12.00.09 — «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность». / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Академия Генеральной Прокуратуры РФ7: М. — 2008. Электронная версия.

8. Франкл В. Десять тезисов о личности/ М.: Эксмо-пресс, 2000.

9. Фройд З. Тотем и табу/ СПб: Азбука-классика, 2017.

МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (нем. moralisches Gesetz, Sittengesetz) — фундаментальное понятие практической философии И. Канта. По его мнению, моральное законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер императивов (высказываний о должном). Кант полагает, что повелевающий характер не может быть логически доказан, а должен быть принят как внутренний факт чистого разума. Само наличие моральных предписаний говорит о возможности свободно следовать им, т.е. поступать морально. Допущение такой возможности влечет за собой признание свободы человеческой юли, не зависящей от каких-либо внешних побуждений (от «механизма природы»). Внутреннее ограничение чувственных склонностей моральными предписаниями порождает моральное чувство — единственное чувство, a priori познаваемое в своей определенности. Именно моральное чувство (совесть) обычно выносит решение относительно нравственной ценности поступков. Абстрактная формулировка М.з. — «стань достойным счастья» — понимается Кантом как всеобщий нравственный принцип. Моральной является лишь та максима, которая может быть основанием всеобщего законодательства (нормой человеческого общежития). Из императивного характера М.з. вытекает необходимость дополнительной моральной мотивации: чтобы стать достойными счастья, мы должны верить в бытие высшего существа, которое обеспечивает строгую пропорцию между моральными заслугами и блаженством. Однако и эта вера, и законное стремление к счастью должны быть не основаниями, а следствиями морального образа мыслей. Мораль остается автономной.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 338-339.

Как мы ранее сообщали, на Олимпиаду в Рио съехались спортсмены, в большинстве случаев представляющие самые современные химические лаборатории. Победить у них будет не просто. К тому же, народная власть не может уродовать Человека, для которой он не товар и не средство производства, а полноправный хозяин Революции и Строительсьтва Нового Общества. Именно Человек в КНДР является высшей ценностью и поставлен в центр внимания. Так гласят Великие Идеи Чучхе
В этот раз из-за известного скандала, со спортсменами, что жрали перед соревнованиями допинг в «три горла», часть из них выставили за дверь, немного пригрозив при этом пальчиком. Остановит ли это остальных? Навряд-ли. Выиграть у них будет крайне не просто.
Но тем не менее и на нашей улице случается праздник!
Северокорейский тяжелоатлет Ом Юн Чхоль, который завоевал всего лишь серебряную медаль в весе до 56 килограммов, извинился перед лидером КНДР товарищем Ким Чен Иром за то, что не взял золото.

«Он всегда будет моим вдохновителем, и я сожалею, что не смог отплатить ему золотой медалью. Надеюсь, что смогу вернуться, снова принять участие в соревнованиях и выразить свою признательность завоеванием золотой медали», – сказал Чхоль, говоря о Полководце Ким Чен Ире.
По его мнению, он не сможет стать героем для народа Северной Кореи с серебряной медалью.

Доклад и.о. проректора по учебной работе Казанской православной духовной семинарии иерея Александра Ермолина на научно-исторической конференции «1917—2017: уроки столетия в Казанском крае», прошедшей 3 декабря в рамках регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Досточтимые отцы, уважаемые коллеги, дорогие участники и гости конференции!

Мой доклад одновременно посвящен и истории, и современности. В центре его внимания находится подвиг новомучеников и исповедников Российских и, вместе с тем, он посвящен вопросу оценки их подвига в современных средствах массовой информации.

XX век — это время невиданных по своей жестокости и размаху гонений на Церковь. С времен раннего христианства известно, что «кровь мучеников есть семя христианства». И это очень непростое время дало Русской Церкви большое количество новых святых — мучеников, священномучеников, исповедников.

Святые — это в первую очередь пример для живущих ныне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одном из заседаний церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской отметил, что «новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация». Действительно, подвиг новомучеников для современного человека должен быть примером, нравственным ориентиром, на который необходимо равняться.

Многое делается для увековечивания их памяти. Недавно были разработаны методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, разработано учебное пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе» и многое другое.

Но, вместе с тем, в наши дни мы видим, как многие пытаются очернить память новомучеников Российских. Вспомним хотя бы о дискуссии по вопросу канонизации царской семьи и многочисленных обвинениях Церкви во вмешательстве в политическую жизнь.

Некоторые ресурсы либеральной направленности скептически отзываются о подвиге новомучеников, критикуют отдельные аспекты жизни Церкви в советский период. Для них подвиг новомучеников, равно как и любой подвиг за веру, является антипримером, так как сами они исповедуют совершенно иные ценности. Вместо жизни по вере, вместо следования за Христом даже до смерти, они предпочитают блага мира сего и жизнь по своим эгоистическим потребностям. Поэтому и подвиг новомучеников вызывает у них столь сильное неприятие.

И тут нужно сказать несколько слов о глобальном вопросе — вопросе нравственности в современном мире. Как уже было сказано выше, новомученики — это пример нравственной жизни. Наш мир предлагает другой, антихристианский, пример нравственности. И мы должны противопоставить ему свои традиционные ценности. Мы, как ученики Христовы, призваны быть светом миру. «Вы — свет мира» (Мф. 5:14), — говорит Господь. И этим светом мы должны быть везде: в быту, в общении с окружающими людьми и так далее. Как я уже сказал, подвиг новомучеников подвергается критике в ряде СМИ. Значит и в виртуальном пространстве мы должны быть светом миру. Напомню прекрасные слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что верующие должны защищать свою Церковь и в Интернет-дискуссиях: «молчать, ссылаясь на то, что, мол, это все чепуха, не надо. Это грех — не ответить».

Недавно имел честь принять участие в одном проекте, целью которого было научить пользователей нравственности в Сети. «Студия нравственной журналистики» — это проект, осуществленный при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива», а также таких площадок как «Живой журнал» и православная социальная сеть «Елицы». Мы с коллегами провели четыре группы вебинаров, каждая из которых была посвящена тому или иному аспекту нравственности в Интернете. Были рассмотрены многие вопросы: что такое нравственность и почему мы должны быть нравственными, как писать нравственные тексты, как создать нравственный Интернет-ресурс, как вести грамотную дискуссию и многое другое.

Разговор о нравственности в современном мире — это важный и востребованный разговор. Убежден, что мы, православные христиане, должны противопоставить распущенности современного мира свою нравственность. Мы должны быть «светом миру» и свет этот должен сиять везде, а нам нужно быть достойным подвига новомучеников и исповедников Российских.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *