Нравственные проблемы

Определение 1

Нравственность – это внутреннее духовное качество человека, которым он руководствуется при общении с окружающими, а также определяющее правила поведения человека в обществе.

Одной из актуальных проблем современного мира является падение нравов. Данная проблема предполагает решение вопросов, связанных с причинами её появления (кто виноват, как найти выход из сложившейся ситуации и т. д.).

История проблемы

Первым источником нравственности для человечества послужили Божественные Заповеди, которые призывали людей к чистоте деяний и помыслов.

В разные временные эпохи были различные духовные ориентиры. Если обратиться к истории, и рассмотреть некоторые нравственные ориентиры древнего времени, то современного человека они могут повергнуть в шок. Например, боясь потерять свое царство, египетский фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Со временем Божественные Законы были потеснены такими нравственными нормами как честь, достоинство, верность, долг, любовь к Родине и т.д. Дошедшие до нас религиозные нормы несколько трансформировались. Это связанно с современным взглядом на религию и отношению к ней.

Некоторые нравственные нормы дошли до нашего времени, несколько изменившись, но при этом сохранив свою актуальность. Например, в Древней Руси честное слово данное купцом символизировало прямоту и искренность, оно было нерушимым. В современном мире, отношение к «честному слову» несколько иное, но уважаемые люди стремятся его держать.

Часть же нравственных норм не дошли до наших дней и потеряли своего смысла. Например, до недавнего времени, все женщины должны были ходить с покрытой головой. Сбрасывали платки и покрывала блудницы и простолюдинки. Современные женщины не соблюдают данной нормы, так как она утратила свою значимость. Однако норма ходить с покрытой головой сохранилась в ряде стран. В первую очередь это связано с религией. Во многих мусульманских странах женщины до сих пор носят хиджаб.

Если обратиться к историческим произведениям искусства, то одной из наиболее популярных картин является «Мона Лиза», которая символизирует скромность и покорность. Однако по меркам того времени, когда была написана картина, женщина, позировавшая Леонардо да Винчи, является девушкой легкого поведения. Об этом говорит её внешний облик – открытые плечи и голова.

Существуют нормы нравственности, которые дошли до нашего времени практически без изменений. Например, негативное отношение к алкоголизму. Еще во времена Плутарха был принят закон о запрете распитии спиртного, так как оно оказывает негативное влияние на организм человека и его поведение. Такое же негативное отношение к алкоголизму и алкоголю сохранилось и до наших дней.

Замечание 1

Таким образом, нравственные нормы и правила с течением времени подвергаются изменениям и трансформации. Это связано с изменениями в мышлении людей, в их отношении к явлениям и ситуациям.

Современное состояние проблемы

Современное состояние нравственной проблем обусловлено тревогой за ослабление ведущих функций семьи – рождение и социализация детей. Данная проблема негативно сказывается на демографической ситуации в стране. С нравственной точки зрения, ситуация усугубляется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются.

То, что ранее просто было недопустимо в обществе, то что осуждалось, в современном мире уже не кажется столь чудовищным и осуждаемым. Например, ранее осуждали разводы и рождение детей вне брака. В современном обществе, на эти ситуации взгляды кардинально поменялись. Соответственно изменились взгляды на семью и ее роль в обществе.

Помимо нравственных проблем, связанных с падением значения функции семьи, большую значимость приобретают проблемы, связанные с коррупцией, которая проникла практически во все сферы жизнедеятельности.

Коррупция негативно сказывается на качестве производимой продукции и услуг. Контрафактная продукция и лекарства практически заполонили весь отечественный рынок. Развитие коррупции обусловило то, что в современном мире все продается и покупается, например, за деньги можно купить диплом об обучения, даже не учась или купить победу на соревнованиях или олимпиаде.

Коррупция – это достаточно сложное явление, которое негативно сказывается на этических нормах, вызывая нравственный кризис в современном социуме.

Замечание 2

Таким образом, учитывая современное положение дел в сфере нравственности, человечество должно задуматься, какие последствия ему грозят человечеству и что необходимо предпринять для того, чтобы улучшить ситуацию.

Попытки решения проблемы

В настоящее время решением нравственных проблем занимаются на законодательном уровне, например, 15 апреля 2009 года Государственная Дума приняла Закон, предусматривающий нравственное и духовное развитие детей. Данный законопроект определяет дополнительные меры содействия интеллектуальному, физическому, нравственному и духовному развитию детей.

Современные образовательные учреждения, ориентируются на законодательство РФ, а также на ФГОС, организуя образовательный процесс, предусматривающий формирование у воспитанников и учащихся духовные и нравственные качества.

Кроме образовательных учреждений, значительная роль в нравственном воспитании подрастающего поколения отводится СМИ, телевидению и культурным учреждениям. Их деятельность направлена на:

  • формирование негативного отношения к алкоголю и наркотикам;
  • формирование ценностных установок к семье, труду, истории страны, традициям, культуре и т.д.;
  • формирование любви к Родине, родителям и т.д.;
  • формирование нравственных основ поведения.

Помимо этого большое внимание уделяется родителям, а так же тем, кто только готовится ими стать. Открываются «Школы родителей», в которых будущим родителям прививают знания о семье, ее значимости в жизни общества и государства, значимости правильного воспитания детей и т.д.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ
ПИСАТЕЛЕЙ
… Но в каждой жизни есть такая
встреча,
а в этой встрече есть такое
«вдруг»,
когда рассудок, потерявший
тропку,
и мрак души сливаются в одно,
и правда жизни, упираясь в
пробку,
в закрытом сердце выбивает дно.
Вадим Антонов.
Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную
мысль: с давних пор существуют два способа обновления и изме-
нения жизни. Один- реформа и революция, второй- путь
нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каж-
дого человека.
Кто же может достучаться до души каждого? Ответ понятен:
литература. Критика отмечает, что в произведениях ряда наших
писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле
жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою от-
ветственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках об-
щества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя.
В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь
до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проб-
лем». Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится
ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к рыноч-
ной экономике и стать богатым, богатство не сможет заменить
доброты, порядочности, честности. Наоборот, все пороки людей
могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр сво-
его творчества нравственные проблемы личности, можно назвать
Ч.Айтматова, Б.Васильева, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондаре-
ва, В.Распутина, В.Белова и других.
Валентина Распутина я читал раньше. «Прощание с Матерой»,
«Живи и помни», «Уроки французского». Писатель всегда мне нра-
вился вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из
главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбу
людей на крутом переломе, представить своих героев в траги-
ческое, исключительное для них время. В «Живи и помни» это си-
туация, когда солдат-дезертир скрывается в заброшенной бане, в
«Прощании с Матерой»- время, когда жители готовятся пересе-
литься из родной деревни, которую решено затопить.
В небольшой повести «Пожар» мы вновь видим особую ситуа-
цию. В сибирском поселке случился пожар. Загорелись орсовские
склады. И в его пламени высвечиваются душа и высокая
нравственность главного героя Ивана Петровича Егорова и пози-
ции других жителей леспромхоза поселка Сосновка. Поселок этот
писатель называет «неуютным и неопрятным, не городского и не
деревенского, а бивуачного типа», который как бы «держит себя
в постоянной готовности» к переселению. Вырубили варварски
лес, «а потом собирайся и кочуй». Известно, «лес вырубать- не
хлеб сеять».
В.Распутин развивает здесь одну из своих любимых тем: о
корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и
вырос, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному
вырождению. Поселок возник более двадцати лет назад. Окрестные
деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок
Сосновку. Исконные жители этого края называли себя старожила-
ми. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами
пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами.
Старожилы называют их «архаровцами». В результате «люди… ра-
зошлись всяк сам по себе… отвернулись и отбились от общего и
слаженного существования, которое крепилось не вчера придуман-
ными привычками и законами». Приезжих писатель насмешливо на-
зывает «легкими людьми», не отягощенными ни хозяйством, ни чем
другим, знающими только дорогу в магазин да как скоротать вре-
мя. Постепенно они составили открытую, ничего не боящуюся и не
стыдящуюся силу.
Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связы-
вали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами
был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были
крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря
внутренней связи между людьми, отсутствие стыда перед од-
носельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к
старшим, трудолюбия- все это приводит к тому, что люди превра-
щаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.
Пожар в повести как бы разделяет людей на две группы.
Первые- те, кто забыв об опасности, кидается спасти гибнущее
добро. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о кото-
рых прежде никто не догадывался (может, и сам человек): со-
весть, самопожертвование, чувство локтя. Кое-кто из шабашников
именно так себя и проявил. Но другие мародерствуют. Пользуясь
случаем, пытаются нагреть руки. И жадность переходит в жесто-
кость и преступление: «архаровцы» убивают сторожа дядю Мишу
Хампо, который препятствовал им воровать. Одна трагедия влечет
и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня, «по-
терявший имя, безвестный горемыка».
Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его мо-
рали в том или ином варианте присутствуют у многих писателей.
В романе Астафьева «Печальный детектиыв» есть эпизод, вызываю-
щий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь по-
лучает известие о том, что его мать умерла. Он считался люби-
мым сыном. Все, даже не кровные, родственники съехались. Но он
только что вернулся из отпуска, где «укреплял здоровье». Боясь
испортить эффект радоновых ванн, как бы «не подшалили нервы»,
и не желая знаться с «темной» родней, он посылает на похороны
полсотни рублей. Читатель искренне радуется, когда узнает, что
родственники вернули деньги и приписали: «Подавимся, паскуда и
срамец, своими деньгами».
А в повести Владимира Маканина «Где сходилось небо с хол-
мами» рассказывается о судьбе композитора, который вышел из
поселка, где любили петь и ценили пенье. Герой мучается мыслью
о том, что теперь его земляки мало поют, равнодушны к народной
музыке, что он своим отсутствием на родине тоже виноват в
этом. Его попытки вернуть долг наталкиваются на разорванную
связь поколений.
Хочется сказать еще об одной нравственной проблеме, под-
нятой Распутиным. Егоров живет по совести, у него «ищущая и
страдающая душа». Есть и единомышленники, которых он называет
«надежными людьми». Особенно близок ему бывший односельчанин
Афоня Бронников, который так понимает человеческое назначение:
«Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не за-
гонять палкой в свою отару». То есть главное- жить правильно
самому, а силой никого не исправлять. Что же, и это, пожалуй,
верно. Всем бы так думать!
Но Ивану Петровичу это кажется недостаточным. Он не толь-
ко болеет душой, что кругом столько непорядка и недостатков.
Его особенно волнует, что гибнут человеческие души. Мучает его
и вопрос, почему то, что раньше «было не положено, стало поло-
жено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за по-
зор… почитается за ловкость и доблесть?» И он готов бо-
роться. Но как, если нет поддержки большинства людей, если,
кроме того, с самим собой разлад? «Они не правы, и он, говоря-
щий, что они не правы, держащийся правды, как закона,- и он не
прав. В чем дело?»- размышляет герой. Ответа он пока не нахо-
дит, писатель тоже не дает готового. Надо думать всем.
Пожар, мародерство, убийство переворачивают душу Егорова.
Он решает уйти из поселка. Но читатель все же чувствует, что
добро не побеждено. Ведь Егоров и Бронников верят: «Будем
жить!»
Хорошо бы, если каждый, кто прочитал эту повесть, понял
бы, на чем держится честная жизнь. Четыре силы помогают чело-
веку: «дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и
будни, и земля, на которой стоит твой дом».
Так же, как Иван Петрович, размышляет о причинах жесто-
кости, безнравственности, эгоизма и неприятия хорошего, добро-
го Леонид Сошнин из романа Виктора Астафьева «Печальный детек-
тив». Я почти не знал этого писателя и, признаюсь, очень рад,
что открыл его для себя. Роман я прочитал с открытой душой.
Мне нравится, как писатель умело вводит в текст разговорную
речь, те житейские мелочи, которые делают изображение очень
ярким. Его произведение воскрешает в памяти подобные случаи, о
которых я слышал или читал. Возможно, роман мне понравился еще
и потому, что у меня самого отец работает в милиции, как и
главный герой- оперуполномоченный уголовного розыска. Но, ду-
мается, книга будет близка всем читателям.
Леонид Сошнин всю жизнь борется со злом, которое воплоща-
ется в конкретных людях. Их можно поймать и обезвредить. Но,
кажется, Сошнин чувствует себя, как Геракл, сражавшийся с гид-
рой: на месте каждой отрубленной головы у нее вырастали две
новых. Перед мысленным взором Сошнина проходят те страшные
случаи, которым он был свидетелем по долгу службы. Вот «интел-
лигентные» родители заперли малыша в комнату, надеясь, что он
умрет. Когда соседка заглянула в комнату, ребенка доедали чер-
ви. А то вспомнился ему убийца, который «заколол мимоходом
трех человек» и спокойно ел мороженое у кинотеатра. А народ
еще жалел его, а милицию ругал, когда его схватили…
Может быть, писатель сгустил краски, втиснул в память ми-
лиционера, слишком много таких случаев. Но он хотел, чтобы и
читатель вместе с его героем стремился понять «правду о приро-
де человеческого зла», увидеть «места, где зреет, набирает во-
ни и отращивает клыки спрятавшийся под покровом тонкой челове-
ческой кожи и модных одежд самый жуткий, сам себя пожирающий
зверь». И в самом деле, мы ломаем голову вместе с Сошниным над
болезненными вывертами психологии определенной категории лю-
дей, готовых пожалеть убийцу, насильника, отдать ему последний
кусок и совершенно равнодушных к инвалиду-соседу, хорошим лю-
дям. Такое всепрощение и долготерпение «охраняет» убийц, дает
волю хулиганам. Для Сошнина это нестерпимо тягостно.
В борьбе с преступниками герой романа становится инвали-
дом. Лишенный возможности бороться со злом как страж порядка,
он продолжает размышлять над природой зла и причинами, порож-
дающими преступность. За ответом обращается даже к Достоевско-
му, наконец, сам становится писателем. Ему трудно: ведь даже
жена не понимает его поиска. Но нам ясно, что в самоотвержен-
ный преданности долгу таких людей, как Леонид Сошнин,- залог
победы добра над злом.
Вновь возвращаемся мы к этой вечной проблеме в романе
Василия Белова «Все впереди». Герой его Дмитрий Медведев был
осужден за халатное отношение к своим обязанностям и попадает
в тюрьму. В тюремном заключении он услышал «философию» одного
валютчика: «Природа наделила людей разными полномочиями… Од-
ни всегда будут убирать свое и чужое дерьмо, причем вручную.
Другие- моделировать их поведение.» Мы уже знаем одного такого
«философа», Родиона Раскольникова, который излагал подобную
теорию! И мы, как и Медведев, чувствуем «сердечное чувство» и
сострадание к тем, кто вынужден прозябать на черной и плохооп-
лачиваемой работе.
Но если бы это исходило только от преступников. «Злые
языки страшнее пистолета»,- сказал поэт. В романе Юрия Бонда-
рева «Игра» эта мысль наша зримое подтверждение. Кинорежиссер
Вячеслав Андреевич Крымов духовно сближается с молодой киноак-
трисой, обладавшей редкой красотой и целомудренностью, Ириной
Скворцовой. Когда девушка погибает (так и не установлено- са-
моубийство это или несчастный случай), вокруг Крымова возника-
ют сплетни. Шепчутся о том, что он был в любовной связи с Ири-
ной и довел ее до самоубийства. В результате жена его испыты-
вает потрясение, ей кажется, что она потеряла любовь мужа. А
сам Вячеслав Андреевич чувствует свою вину перед близкими,
Ириной, жизнью. Этот случай заставляет его переосмыслить цен-
ности, проникнуть в «тайну жизни и тайну смерти, которая объ-
ясняет наши поступки».
Наверное, роман Бондарева больше понятен людям его поко-
ления. Есть в нем что-то, что помешало книге по-настоящему
затронуть мою душу. Однако в нем есть глубокая мысль, к кото-
рой пришел Крымов и которой мне хочется закончить сочинение.
Она подходит ко всем упомянутым здесь героям: «Страх перед
смертью исчезает, когда будет найден и осознан смысл жизни».
Напряженно ищут писатели ответы на самые жгучие вопросы
нашей жизни: что есть добро и правда? почему так много зла и
жестокости? в чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам
их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее…

Русская литература всюду проявляется как сила интеграции: она останавливает распад в своем необоримом стремлении к цельности. На пути к обретению этой цельности — гуманизм и гуманность. Гуманизм как культ высокой личности и гуманность как культ.

Примечания

1. Четина Е. М. Евангельские образы и сюжеты, мотивы в художественной культуре. Проблемы

интерпретации. — М.: Флинта: Наука, 1998. — С. 3-4.

2. Четина Е. М. Цит. соч.

Е. Л. Кудрина

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается художественное образование как механизм сохранения, воспроизводства ценностных традиций общества, а также формирования духовно-нравственного фундамента личности.

Ключевые слова: художественное образование, духовность, нравственность, культурные традиции и ценности.

Y. L. Kudrina

SPIRITUAL AND MORAL PROBLEMS OF CULTURAL EDUCATION

Keywords: art education, spirituality, morality, cultural traditions and values.

Современный период развития нашего общества характеризуется как важными позитивными переменами, так и целым рядом негативных явлений, неизбежных в период крупных социально-политических изменений. Многие из них оказывают отрицательное влияние и на общественную нравственность, и на гражданское самосознание; они изменили не только отношение людей к закону и труду, человека к человеку, но и к государству и обществу в целом. Смена ценностных ориентиров происходит и в образовании.

Следует отметить, что проблемы образования всегда находятся в центре внимания как органов власти, так и российской интеллигенции. При этом художественное образование как самостоятельно, так и в контексте духовно-нравственного воспитания занимает важное место среди образовательных проблем и представляет собой весьма противоречивую картину.

С одной стороны, на рубеже ХХ-ХХ1 веков появляется ряд нормативных документов, явно свидетельствующих о немалой заинтересованности государства в деле повышения общего уровня образования и культуры на всех уровнях (от всех типов и видов образовательных учреждений до учреждений культуры и искусства). Это Национальная Доктрина образования в Российской Федерации (2000), Концепция художественного образования детей в Российской Федерации (2001), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, где обозначены стратегические цели и задачи в сфере образования .

Подводя итоги Пленарного заседания 1Х съезда ректоров вузов России (на данном съезде в качестве самостоятельного мероприятия работала секция, связанная с проблемами духовно-нравственного воспитания), Президент России Д. А. Медведев отметил, что «следует думать не только о путях преодоления кризиса, но и о формировании системы ценностей, на основе которых будет развиваться российское общество», тем самым засвидетельствовав факт того, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом современных внешних и внутренних вызовов времени, в укреплении социальной солидарности, повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

С другой стороны, нарушается поступательное развитие российского общества, когда в период смены ценностных ориентиров распадается духовное единство общества, меняются жизненные и нравственные приоритеты молодого поколения, происходит разрушение ценностей и взглядов старшего поколения. Идет деформация традиционных для России нравственных установок и моральных норм, без чего невозможно укрепление духовных начал нашей жизни, ее нравственных основ.

В настоящее время первостепенное значение в художественном образовании приобретает духовно-нравственное развитие личности, возрождение в российском обществе гуманистических общечеловеческих идеалов свободы, добра, национальных достоинств, гражданственности и патриотизма, приобщение каждого человека к высшим достижениям отечественной и мировой культуры. «Позитивное развитие общества зависит во многом от активизации его духовного обновления, деятельности мыслящих личностей, ориентирующихся на высокие духовно-нравственные ценности. Среди таких системообразующих ценностей наиболее значимыми традиционно выступают: самоценность человеческой личности (сострадание, сопереживание, любовь к ближнему), творческая активность (умение правильно выбрать позицию в нестандартной ситуации и быть деятельно активным в ее решении), художественный вкус (способность ощущать красоту окружающего мира)» .

В этом случае повышается роль художественного образования, которое, являясь особым механизмом сохранения и воспроизводства культурных традиций и трансляции гуманитарных ценностей, выполняет целый ряд специфических функций, что позволяет ему фокусировать всеобщие человеческие ценности, включая сосредоточение художественного и духовно-нравственного опыта человечества. Художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой -на реализацию его творческих задатков, является одним из условий успешной человеческой деятельности. По мнению Л. С. Выготского, «…искусство есть общественная

техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» .

Заметное место в образовательной политике государства стала занимать проблема нравственного воспитания и формирования духовных ориентиров молодого поколения Российской Федерации. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (2007 и 2008 годов) подчеркивается, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

А. В. Камышева отмечает, что в настоящее время проблемы духовности, нравственности, духовно-нравственного формирования рассматриваются, обсуждаются и прорабатываются на различных уровнях общественного и личностного развития. Вносятся соответствующие изменения в российское законодательство, в том числе декларирующие приоритетность данного направления в концепции отечественной молодежной политики; разрабатываются и внедряются образовательные программы по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания на различных ступенях и уровнях как общего, так и профессионального образования; проводятся научные конференции, круглые столы, дискуссии и др. мероприятия.

Вместе с тем, до сих пор нет единого подхода к определению феномена духовно-нравственного развития и тесно связанных с ним понятий «духовность» и «нравственность». И это несмотря на то, что во все периоды общественного развития высоко ценилась нравственная воспитанность, насущной потребностью было и есть практически-духовное освоение мира, потому что от этого напрямую зависит выживание человечества.

В культурно-антропологическом контексте понятие «духовность» употребляется для характеристики «духовного мира личности», который тесно связан с внутренним субъективным миром человека. С точки зрения Л. П. Буевой, главным в таком подходе является не приобретение знаний, а их смысл и цель, когда духовность выступает как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, высший уровень освоения человеком своего мира и отношения к природе, обществу и самому себе» .

В рамках педагогики С. Л. Шпанагель предлагает различать два подхода: религиозный (в частности, православный) и светский. В первом случае духовность рассматривается в качестве «духа народа», выражаемого в нормах, традициях и образе жизни. Во втором случае духовность трактуется как «высшие нравственные ценности, включая нравственное и профессиональное совершенствование, стремление делать добро, сохранять честь и достоинство». Автор определяет духовность как «состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях», подчеркивая, что она определяет степень овладения человеком различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т. п.» .

Для психологии также характерно выделение двух подходов: религиозного и светского. В частности, Е. И. Гарбер, анализируя содержание понятия «духовность», отмечает следующие различия: в религии духовность понимается как близость (единение) с Богом, «искра Божья» в душе (психике) верующего человека; в философии оно трактуется как «постижение всеобщего», а в психологии — как высший уровень развития психологической индивидуальности .

Анализируя сходства и различия религиозного и научного путей изучения проблемы духовности, В. В. Знаков выделяет отдельно религиозное направление, которое имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная — это жизнь с Богом и в Боге .

Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх отмечает, что «мы должны определить для себя понятия нравственности и духовности. Если вопрос о нравственности на сегодняшний день отчасти для многих является понятным — это общепринятые законы и нормы человеческого поведения, то понятие о духовности является расплывчатым, и мы имеем по этому вопросу разброс мнений. Например, «Педагогический словарь» дает такое определение: духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов. В более упрощенных вариантах этого понятия к духовности относят все виды человеческого творчества: художественного, научно-познавательного, технического и др. Чаще всего духовность в светской традиции получает если не сугубо знаниевую, то, по крайней мере, морализаторскую или эстети-зированную трактовку.

Православно-христианская трактовка духовности логична и понятна. Известный православный богослов, эмигрант Павел Евдокимов пишет: «Слово «духовный» отсылает к Святому Духу и указывает на уровень бытия, свойственный «рождению свыше». Существуют современные, более основательные церковные разработки по вопросам духовности, в пример можно привести слова протоиерея Александра Салтыкова о специфике православной духовности. Он выделяет такие черты православной духовности, как центрированность на категории Образа, иконографический канон соборного опыта Церкви, символичность духовности, а также связь с категорией духовного подвига, основанного на «трезвйнии ума»».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, совершенно очевидно, что понятия о духе и душе относятся к сфере религиозного мировоззрения, и в этом контексте понятие о духовности исходит из того, что Духом является Бог, а духовностью является Богоподобие, которое достигается человеком в течение всей его жизни» .

Таким образом, можно отметить, что в современных условиях практически во всех общественных науках происходит разделение светского и религиозного подходов к пониманию проблемы духовности.

Актуальность проблемы нравственного воспитания становится все более значимой в связи с тем, что сегодня подрастающее поколение все чаще обвиняют в агрессивности, безверии и бездуховности. Вместе с тем, как отмечается рядом исследователей, существует целый ряд причин, повышающих эту актуальность. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном

мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него (как позитивного, так и негативного характера), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу его нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или определенного поступка для окружающих людей .

Исследователи подчеркивают, что «духовно-нравственное воспитание — это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостоянию злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству)» .

Передача духовных ценностных ориентиров, на которых на протяжении сотен лет держится уникальная культура, необходима для выживания и сохранения общества. В определенной мере духовный кризис, который переживается в России, обусловлен распадом механизмов передачи основополагающих ценностей или их подменой.

Сегодня важнейшими критериями решения социальных проблем становятся нравственность, духовность, общая культура человека. В условиях рыночной экономики именно культура способствует сохранению духовных и нравственных ориентиров нации, являясь формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья нации, определяющим условием реализации социального потенциала личности и общества, критерием развития общества и человека, выступая гуманистическим идеалом.

Внимание к культуре не дает немедленных результатов, но пренебрежение ею чревато бездуховностью и социальной апатией общества. Проблемы сохранения уникальной системы образования в области культуры и искусства требуют адекватных государственных решений в отношении художественного образования. Следует признать и гарантировать реально сложившийся статус разных уровней и ступеней в отечественном художественном образовании и культуре, повысить статус отечественного детского художественного образования до статуса основного общего творческого образования.

Являясь сложным, многоплановым процессом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом неотделимо как от жизни человека во всей полноте и

противоречивости, так и от общества, семьи, культуры, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, которая формирует образ жизни народа и сознание человека.

Ослабление взаимосвязей между образованием и культурой приводит «к дезориентации этических ценностей, к этическому разобщению, непониманию, утрате внутренних связей между культурными эпохами, свидетельствуя о возникновении новых этико-культурных приоритетов, питающих упрощенные духовные потребности и эстетические чувства новых поколений, ориентируя их на масскультурные ценности, убогую молодежную субкультуру, рационально приземляющую, стандартизирующую мышление и поведение. Глобализация человечества породила культурный тип массового человека, переступающего через устоявшиеся моральные нормы, не знающего ответственности перед настоящим и будущим, перед людьми и совестью, неудержимо стремящегося к комфорту, престижу, власти, не желающего сдерживать свои соблазны и желания» .

В условиях изменившейся парадигмы усиливается значимость художественного образования, требующая поиска новых педагогических методов, которые были бы направлены на реабилитацию классических духовно-нравственных ценностей в сознании молодого человека. Требуется полноценное вживание в качественно новый тип как мировой, так и национальной культуры каждого человека, организация его активного участия в диалоге культур, формирующая духовно-нравственное развитие.

Примечания

2. Аристарх. Духовно-нравственные проблемы общества и значение Церкви в их разрешении //

Право и безопасность. — 2008. — № 1 (26). — Режим доступа: dpr.ru/pravo/pravo_22_5.htm

3. Буева Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. — 1996. — № 2. — С. 119.

4. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. — М., 1987. — 344 с.

5. Гарбер Е. И. О природе психики. Семнадцать уроков по психологии. — М.: Изд. дом «Школа-Пресс 1», 2001. — 112 с.

6. Зайцева Л. Н. Роль художественного образования в формировании духовной культуры подрас-

тающего поколения. — Режим доступа: http://www.rsu.edu.rU/~pedag/3/4/4Pokrov145.pdf

8. Камышева А. В. Представления о духовно-нравственном развитии и источниках его формиро-

вания у современной молодежи. — Режим доступа: www.tambov.orags.org/conf-int-10-09/stat/

9. Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося». — Режим доступа: www.uraledu.ru/node/

11. Эссе. Духовно-нравственное воспитание: традиции и новации. — Режим доступа: letopisi.ru/ index.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *