Нравственные заповеди буддизма

Сущность буддийской практики — доброе и любящее сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним. 10 заповедей буддизма — это 10 добродетелей, которые совершаются телом, речью и умом. 10 добродетелей — это несовершение 10 недобродетелей, которые перечислены ниже:
1. Убийство. Не убивай, но спасай чужую жизнь — первая заповедь буддизма.
2. Воровство. Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрости — вторая заповедь буддизма.
3. Половая распущенность. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни — третья заповедь буддизма.
4. Ложь. Не лги в речах своих, будь честным и искренним — четвертая заповедь буддизма.
5. Клевета. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми — пятая заповедь буддизма.
6. Грубая речь. Не говори грубо — шестая заповедь буддизма.
7. Пустая болтовня и сплетня. Не трать время на пустую болтовню иль сплетню — седьмая заповедь буддизма.
8. Алчность. Пресеки алчные мысли — восьмая заповедь буддизма.
9. Злонамеренность. Не намеревайся причинить кому-либо вред — девятая заповедь буддизма.
10. Ложные взгляды — верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.

Главной основой соблюдения нравственности является воздержание от десяти неблаговидных действий, три из которых касаются тела, четыре — речи и три — мыслей.
Три дурных действия в отношении тела таковы:
1) убийство — преднамеренное лишение жизни живого существа — человека ли, животного или даже насекомого;
2) воровство — присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи;
3) сексуальный проступок — совершение распутных действий.
Четыре словесных дурных действия таковы:
1) ложь — обман других словом или действием;
2) злословие — раздувание вражды, чтобы согласные не соглашались, а несогласные — разошлись во мнениях еще больше;
3) грубая речь — словесное оскорбление других людей;
4) пустословие — разговоры о глупостях, мотивированные вожделением и т. п.
Три мысленных дурных действия таковы:
1) алчность — желание обладать тем, что принадлежит другому;
2) злонамереннность — желание повредить другому, неважно, сильно или нет;
3) ложные воззрения — вера, что таких реальностей, как перевоплощение, закон причины и следствия или Три драгоценности, не существует.
Моральные принципы, положенные в основу нравственного образа жизни, регулируемого некоторыми наставлениями, получили название дисциплины личного освобождения, или пратимокши. Соблюдение нравственных принципов — т. е. охрана своих трех «дверей»: тела, речи и ума от неблаговидных действий — вооружает нас внимательностью и сознательностью. Эти две черты помогают нам избегать грубых негативных физических и словесных действий, т. е. поступков, которые разрушительны как для себя, так и для других. Таким образом, нравственность — это основа буддийского пути.

Основатель – индийский принц Гаутама. Он получил имя Будды — пробужденный, осветленный. Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Четыре благородных истины:- жизнь полна страданий, — есть причина этих страданий, — можно прекратить эти страдания, — есть путь, ведущий к прекращению страданий, для этого необходимо следовать благородному восьмеричному пути. Это путь нравственного совершенствования, где соединяется сознание.

1. ступень: правильные взгляды – свободные от заблуждений, познание, понимание четырех истин.

2 ступень: правильная решимость – путь духовного отрешения от привязанности к миру.

3. ступень: правильная речь – воздержание ото лжи, от фривольных разговоров.

4 ступень: правильное поведение. Отказ от уничтожения живого, от воровства.

5 ступень: правильный образ жизни, зарабатывать на жизнь честным путем.

6 ступень: правильные цели, искоренять дурное.

7 ступень: обретение правильного направления мысли – знать, что происходит в жизни.

8 ступень: правильное сосредоточение. Приобретение невозмутимости, освобождение от всех страстей, постигаем «НИРВАНУ».

Пять требований для мирянина: 1Воздержание от нанесения зла, 2Воздержание ото лжи, 3Воздержание от кражи, 3Воздержание от чувственных излишеств, 3Воздержание от алкоголя

Буддизм утверждает принцип свободы, автономии личности. Человек параллельно живет от Бога и не зависит от него. Человек должен любить все живое. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности.

7.Этика Сократа:

СОКРАТ (около 470/469–399 до н.э.), афинский философ.

Сократ сводил добродетель к знанию. Путь к счастью лежит через познающий разум. Стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Одно зло-это невежество, богатство и знатность не приносят достоинства. Знание – способность понимать сущн-ть чел-ка и вещей. Жизнь не сводится к получ-ю матер.благ. Задача этики — практическое воздействие на чел-ка, с целью обращ-я его на путь добродетели. Метод-диалог-способ приобретения нового знания. Добродетель-знания, напр., добродетель умеренности заключ-ся в знании как обуздывать страсти. Справедливость-знание, как соблюдать законы божеств. и человеческие. Мудрость и право – одно целое. Что закон – то справедливо.

Этика Сократа может быть сведена к трём основным тезисам:

1. благо тождественно удовольствиям, счастью;

2. добродетель тождественна знанию:

3. человек знает только то, что ничего не знает.

Этика Аристотеля:

АРИСТОТЕЛЬ (ок. 384–322 до н.э.), древнегреческий философ и педагог.

Этика Аристотеля ставила цель — воспитывать в каждом человеке гражданина гос-ва.

Благо связано с целью, к кот. стремится ради неё самой. Высшее благо должно отвечать на значение – чел-к, оно заключ-ся в деят-ти души.

Добродетели – кач-ва личности, кот. занимают среднее положение между крайностями, пороками избытка и недостатка. (Мужество между чрезмерной отвагой и трусостью), (Щедрость между расточительством и скупостью).

Великодушие, правдивость, кротость, справедливость – самое важное, означает как законное и равномерное, делится на уравновешивающую и распределяющую.

Этич. идеал – жить в соответствии с тем, что есть, в чём мы всего сильнее и значительнее. Цель жизни – не наслаждение, а блаженство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *