Ныне отпущаеши раба

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…

Церковнославянский текст:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Перевод на русский:

Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Песнь Симеона Богоприимца — слова из Евангелия от Луки (Лк 2:29-32), произнесенные Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском Храме в день Сретения — встречи старца с младенцем Иисусом Христом. Песнь вошла в состав богослужебных песнопений — это древнейший христианский гимн. Он читается или поется в конце вечерни, перед утреней, что символично: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасителя.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» в исполнении хора Издательского отдела Московского Патриархата

Регент — Ариадна Рыбакова, композитор — Александр Архангельский

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» в исполнении Федора Шаляпина

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» в исполнении хора Сретенского монастыря

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего радн спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, н страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва Честному Кресту

(Знаменуй себя крестом и говори молитву)

Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и к веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго н поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

(Или кратко:)

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Молитва Иисусова

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Молитва мытаря

(Евангелие от Луки, 18:13) Боже, милостив буди мне грешному.

Молитва об укреплении веры

(Евангелие от Марка, 9:24) Верую, Господи! Помоги моему неверию.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва св. Ефрема Сирина

Господи и владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитвы Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Все упоклние мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прикегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва ко святому Ангелу хранителю

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Покаянная молитва, читаемая в церквах России во дни смуты

Господи, Боже, Вседержителю, призри на нас грешных и недостойных чад твоих, согрешивших пред Тобою, прогневавших благость Твою, навлекших гнев Твой праведный на ны, падших во глубину греховную. Ты зриши, Господи, немощь нашу и скорбь душевную, веси растление умов и сердец наших, оскудение веры, отступление от заповедей Твоих, умножение нестроений семейных, разъединения и раздоры церковныя, Ты зриши печали и скорби наша, от болезней, гладов, потопления, запаления и междоусобныя брани происходящия. Но, премилостивый и человеколюбивый Господи, вразуми, настави и помилуй нас, недостойных. Исправи жизнь нашу греховную, утоли раздоры и нестроения, собери расточенныя, соедини разсеянныя, подаждь мир стране нашей и благоденствие, избави ю от всяких бед и несчастий. Всесвятый Владыко, просвети разум наш светом учения Евангельскаго, возгрей сердца наша теплотою благодати Твоея и направи я к деланию заповедей твоих, да прославится в нас всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и вовеки веков. Аминь.

Молитва последних Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

«Ныне отпущаеши»

Фото: https://flic.kr/p/25k58Bi

Ежедневно во время вечернего богослужения в православных храмах поется или читается одна из самых древних молитв — «Ныне отпущаеши». Впервые она была произнесена почти две тысячи лет назад Симеоном Богоприимцем. Этот святой родился во времена, когда Израиль был в подчинении у Египта. Впоследствии Симеону и еще 69 знатокам греческого языка было поручено перевести книги Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Симеон переводил книгу пророка Исайи. Дойдя до места, где Исайя говорит о том, что Христос родится от Девы, Симеон засомневался и захотел вместо «дева» написать «жена», но в этот момент ему явился ангел и сказал, что Симеон не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит, как свершится пророчество. О последующих событиях рассказывает священник Антоний Борисов.

Симеону было уже 300 лет, когда Богородица и святой Иосиф принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Там их и встретил праведник, пришедший по вдохновению Божию. Он был очень рад этой встрече, взял Младенца Христа на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». — «Теперь Ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил, свет для просвещения язычников и славу народа израильского». Святой Симеон благодарил Бога за то, что жизненный путь его наконец-то окончен. И главное — за то, что в мир пришел Спаситель и теперь Царство Небесное открыто для всех людей. Служение Христа, которое Господь приготовил для человечества, святой Симеон называет «светом для просвещения язычников и славой народа израильского». Так он подтверждает, что Спаситель родился среди народа Израиля, но Его учение будет проповедано всем людям.

Молитва «Ныне отпущаеши…» стала использоваться на вечернем богослужении с первых веков христианства. Слова святого Симеона, который очень долго ждал пришествия Спасителя и тяготился миром, — это молитва радостного и умиротворенного сердца, которое наконец-то приобрело покой. Поэтому молитва «Ныне отпущаеши» подходит к общему настрою вечернего богослужения — ведь во время него мы благодарим Бога за прошедший день и просим покоя во время ночи. Такого мира и покоя, которые испытывал святой Симеон, произнося слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» А теперь давайте послушаем молитву «Ныне отпущаеши» в исполнении хора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Мы с вами в день Сретения Господня по милости Божией в большинстве своем удостоились неизреченного дара, приобщились святых Животворящих, бессмертных Христовых Тайн и имеем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа в недрах нашего сердца. Сегодня каждый из нас Симеон Богоприимец. Тот принял Христа на руки, мы приняли Христа в самою душу. Вот почему сегодня каждый из нас сможет вместе с благодатным Симеоном воскликнуть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Тот сказал эти слова, потому что приблизился конец его земного бытия, должно было развязаться скрепам, соединяющим душу с телом, должно отойти ему было в путь всея земли, приложиться к отцам. Мы говорим сегодня: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», — и тем самым свидетельствуем, что Господь Бог дарует нам отпущение наших грехов, тех уз и скреп, которые препятствуют нашей душе приступить к Господу так, как Он сего хочет, поклоняться Ему в духе и истине.

Действительно, если с глубоким сердечным покаянием, самоосуждением, исповеданием Христа, с верою в прощение мы приступили к таинству Церковному, Господь не может не исполнить сегодня то обетование, которое мы слышали в Его Божественном призыве: «приимите, ядите сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов».

Вот почему в сегодняшний день особым смыслом будем в тайне души, братья и сестры, повторять эти многознаменательные, всерадостные и всеобновляющие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Ибо Господь Самим Собою, присущей Ему Божественной силой вносит дивное изменение в сердце кающегося причастника. Кто был унылым, пусть получит отпущение печали, обретет бодрость и радость. Кто был невоздержанным, чревоугодником, винопийцей, пусть угодит Богу воздержанием во славу Господа. Кто гордился, обуревался тщеславием — пусть просияет смирением, укрепит себя самоукорением, а главное: воздаст подобающую славу Богу Дивному во святых Своих. Кто был нечист в мыслях и желаниях — пусть уцеломудрится, ибо ныне отпущает нам грехи наши Всемилостивый Владыко.

«Отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему с миром», — Божественный мир, превосходящий всякое разумение о нем, опочил в сердце ветхозаветного старца Симеона, когда он ощутил на руках своих, заключил в объятии свои Того, Кто есть мир, примиряющий в Себе небо и землю, мир упраздняющий всякую тяжбу, водворяющий согласие между душою и телом, духом и плотию, между видимым и невидимым составом человеческого естества. Действительно, мир наш — Христос, опочивает ныне в сердце нашем. Позаботимся о том, чтобы не возмутить этот мир ни единым прилогом тревоги, страха, а особенно раздражительностью, гневом. Но сохраним сегодня благодатный мир, спокойствие, кротость, тишину, дабы Христу Спасителю не противно было находиться в нас, но предоставим Ему наше сердце как царские палаты, дабы Он, опочив в нашей душе, явил Себя живым и действующим в сердце каждого христианина.

«Яко видеста очи мои спасение Твое», — вместе со святым Симеоном вперим очи наши внутрь самих себя. Была бы только внимательность, бдительность, трезвение. И будем созерцать спасение наше, Спасителя нашего, невидимо нам соприсущего. Как это созерцать Спасителя, когда Он невидим? Что значит видеть невидимого Бога? Это значит соединить все силы души вкупе — разум, чувства, желания – так, чтобы душа в этих трех чувствах сосложившись, устремлена была к невидимому Богу. И тот, кто имеет такое устремление, внутреннюю обращенность к Иисусу Христу, ощущает и осознает в себе таинственную теплоту, не кровяную, но духовную, которая делает весьма легким и простым дело всегдашнего молитвенного пред Богом стояния.

Тот зрит Христа в сердце своем, кто более живет невидимым, чем земным. Тот видит пред собою спасение свое, кто помышляет, удивляется: «Как это Бог вечный, вездесущий, всеслышащий, всямогущий, как это Бог, Который неистощимая благость, мир, святость соприсутствует нам, таинственно пребывает в нас, а мы в нем?» И тот, повторяем, кто ум свой и чувства держит сосредоточенными в Бозе (а признаком этой сосредоточенности служит молитва к Богу), вот такой и оказывается видящим невидимого Бога. Вместе со святым Симеоном зрит Спасителя своего, Который есть «Свет во откровение языков и слава людей Израиля».

Подлинно Бог есть свет, Который просвещает мысли и помыслы человека. Тот, кто отчасти принял этого света, оказывается способным различать добро и зло. Тот, кто имеет этот невидимый миру свет, вовремя сумеет различить всякий вражий прилог, всякую вражию злую мысль, всякое недоброе чувство, которое крадучись подползает или подходит к нашему сердцу, с тем чтобы, привлекши внимание ума, пленить сердечные чувства и таким образом вовлечь душу во зло.

«Свет во откровение языков» — есть Иисус Христос, помогающий нам вовремя изобличить всякое внутреннее зло. И с помощью усердной молитвы, сопротивления внутреннего, изгнать из пределов души всякого чуждопосетителя, то есть, все то, что мерзко, ненавистно и не угодно Богу.

«Слава людей Израиля» — Господь наш Иисус Христос. Эта слава таинственно осеняет всякого, кто причастился со смиренным, кающимся и добрым сердцем. Эта слава отзывается в душе не только миром, покоем, кротостью и тишиной, но и каким-то необыкновенным веселием, радостью, о которой возвещает тропарь Сретения: «Веселися и ты, старче Симеоне…» Где располагается радость, она связывает собою чувства сердца человека. Ощущая мир в совести, сознавая милость Божию на себе, душа неизреченно радуется, чувствуя в себе необыкновенную легкость, гармонию, устремленность ко всему хорошему. Неудобосклона душа ни к чему мирскому, подлому, лукавому, злому, она, душа, переживает благодатную детскость, исповедуя, что Господь обновил все ее способности и силы. Вот эта внутренняя радость, присущая истинным христианам, есть свидетельство славы Божией, почивающий на человеке, облагодатствованной таинствами покаянием, причащением, соборной церковной молитвой.

Позаботимся, братья и сестры, о том, чтобы эту святую, ни с чем несравнимую радость, не растерять, не разменять, не променять на сомнительные мирские радости и утехи. Что, к сожалению, слишком быстро и слишком со многими случается.

Как удержать, как умножить эту радость? Очевидно, нужно уподобиться сегодня Богу, Который излил на нас Свои благодатные дары. Всего Себя истощил Господь, дабы напитать, насытить и просветить наши души. Также должен поступать и всякий христианин, приявший милость Божию. Ко всякому человеку отнесись сегодня со вниманием. Не осуди того, кто сам себя осуждает. Не презри никого из нуждающихся в помощи. Всякому посочувствуй, даже если не можешь помочь словом или делом, за всякого помолись, каждому обрати светлый лик свой, всякого приветствуй, у всякого испроси прощения, даже если ты не согрешил пред ним, всякого назови братом и сестрою о Христе Иисусе, всякого почти как члена единой с тобою Церкви, глава Которой Господь Иисус Христос.

Итак, если мы желаем сохранить эту молитвенную радость, мы должны сегодня от сердца послужить, потрудиться в служении нашим ближним, дабы ни для кого наше сердце не было затворено, но для всех открыто.

Вот в этом-то подвиге добротворения и милования и заключается собственно служение Господу причастника Божией благодати. Если мы будем внимательны, усердны в этом простом деле, то к вечеру умножит, усугубит Господь дарованную нам благодать. И отходя ко сну, мы почувствуем, что душа наша бодрствует, не хочет смыкать очи и все повторяет вместе со святым Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи Твои спасение мое, свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля».

В лавке «Фомы» целых пять новинок от издательства «Настя и Никита», да какие! Рассказываем.

Книга о том, как была устроена жизнь Царскосельского Лицея, многие из выпускников которого оставили след в русской истории, и, конечно, о его самом знаменитом, самом первом его классе, в котором учился Пушкин.

Книга о реках Москвы, вдоль немногих из которых мы можем прогуляться и сейчас, а память о других хранят названия улиц и городские легенды. Москва-река, которая когда-то была центром жизни большого города, извилистая Яуза, таинственная подземная Неглинка…

Книга о том, какими бывают необитаемые острова, как возникают и где их искать. Как люди, попавшие на необитаемый остров, выживали в полном одиночестве, строили жилье, добывали еду и воду? Вместе с книгой совершим небольшое путешествие и узнаем много интересного!

Книга о знаменитых четвероногих друзьях, которые оставили свой след в истории и в наших сердцах. Читайте о собаках, которые участвуют в сложных научных экспедициях, задерживают нарушителей на границе, выступают в эстрадных номерах, снимаются в кино и покоряют космические просторы.

Об удивительных вымерших животных динозаврах сегодня знают все. Но жили ли они на территории России? Или, как заметил когда-то один учёный, российские динозавры примечательны только тем, что их нет? Отправимся в путешествие по нашей огромной стране и узнаем, ступала ли лапа доисторического ящера по её земле.

📚 Эти новинки, а также другие познавательные книги для ребят, сказки и рассказы есть в Лавке «Фомы» по ссылке https://bit.ly/34dPLk2
Доставка книг по России и зарубежью и бесплатный самовывоз со склада в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *