НЬЮ ЭЙДЖ — аморфное и эклектичное новое западное религиозное движение, объединяющее различные религиозные и квазирелигиозные культы и секты, которые противопоставляют себя иудейской и христианской традициям.
Возникло в 1970-е годы в результате разложения и коммерциализации «молодёжной субкультуры» 1960-х годов на базе психоделической мистики и протеста против традиционных религиозных институтов. Источниками Нью Эйдж послужили также разнообразные оккультно-мистические учения конца XIX — начала XX веков: герметизм и магия, модернизированная Папюсом (Жераром Анкоссом), теософия Е.П. Блаватской, антропософия Р. Штайнера, агни-йога Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, мистицизм Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского и О.М. Айванхова. Из традиционных религий, особенно восточных, Нью Эйдж заимствовало различные магические практики и методики достижения непосредственного мистического опыта. Важной составляющей Нью Эйдж являются псевдоэкологическая мифология и вера в чудесные свойства пирамид и драгоценных камней.
В Нью Эйдж не существует строго определённой вероучительной доктрины, однако имеется ряд положений, в той или иной степени разделяемых большинством участников движения. Считается, что на смену христианской «эре Рыб» приходит новая «эра Водолея» — эпоха господства эзотеризма, мистики и магии (названия «эр» заимствованы из астрологии). Сознание человека рассматривается в Нью Эйдж как не ограниченная пространством и временем высшая реальность, или абсолют; при этом эмпирическое, конкретное сознание якобы вовлечено в эволюционный, восходящий процесс перерождений. Утверждается, что человек обладает скрытыми сверхъестественными способностями, которые можно и должно развивать. История человечества понимается в Нью Эйдж как духовный прогресс, который направляется высшими существами — «бессмертными магами», «махатмами», «космической иерархией», инопланетянами и т. п.
Практическая сторона Нью Эйдж чрезвычайно разнообразна: от магических действий (гаданий и др.) до сложных психотехник; распространены неошаманизм и ченнелинг (разновидность спиритизма). Нью Эйдж можно считать попыткой постмодернистского переосмысления и переработки всех когда-либо существовавших видов магии, колдовства, мантики и мистики. В целом практика Нью Эйдж в высшей степени технологична и ориентирована на конкретный результат (исцеление, оздоровление, решение финансовых проблем, достижение мистич. опыта и пр.). Поклонение высшим силам, в отличие от традиционных религий, занимает в Нью Эйдж незначительное место.
Организационные формы внутри Нью Эйдж также крайне разнообразны. С одной стороны, для него характерны клиентские, аудиторные и харизматические культы, которые нередко имеют сетевую структуру и конкурируют между собой на «рынке духовных услуг». С другой стороны, в рамках Нью Эйдж постоянно возникают вертикальные иерархические структуры тоталитарных сект. Кроме того, весьма распространены смешанные формы, в которых сочетается широкий клиентский культ и небольшое ядро «профессионалов», представляющее собой харизматический культ или жёстко структурированную секту .
Число последователей Нью Эйдж с трудом поддаётся определению. Большинство участников движения предпочитают называть себя по имени к.-л. харизматического лидера, самоопределяются в качестве язычников или неоязычников или не указывают свою религ. принадлежность. Идентифицируют себя с Нью Эйдж лишь несколько десятков тысяч человек. В то же время доля жителей Западной Европы, России и Америки, выступающих в качестве клиентов наиболее популярного культа Нью Эйдж — астрологии, составляет не менее 40% взрослого населения (примерно 300 млн. человек). Большинство этих людей, однако, при социологических опросах причисляют себя к христианам.
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Мы живём в совершенно исключительное время, время окончательного разделения по полюсам Света и тьмы.
В «Гранях Агни Йоги» говорится: «…С одной стороны, невежество, отрицание, неверие, жестокость и тьма… с другой — голод духовный, устремление к Свету, ощущение идущих перемен и желание потрудиться на Общее Благо»1.
Не случайно в это время нам дано Учение Живой Этики, изучив которое, как сказано, «человек будет вооружён на дальнейший путь, ибо сознание его расширится и распознавание станет сопутствовать ему на его жизненном пути»2.
Учение Живой Этики «синтезирует сущность всех религий, философий и науки и позволяет не только найти «узкую тропу, ведущую в жизнь» (о которой сказано в Евангелии. — Н.С.), но и следовать ею»3.
«Учение… сейчас самая большая Сила в Мире. Ведь это синтез всех Учений, но в новом осознании всех Основ Бытия…»4
Вот что говорится об этом в Письмах Елены Ивановны Рерих, «Гранях Агни Йоги» и книгах Живой Этики:
«Не новое оповещается, но к часу нужное»5.
«Во все времена, беспрерывно, Учение Жизни проливается на землю. (…) Как якорь спасения, как свет ведущий укрепляет Учение продвижение среди тьмы»6.
«Каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается потрясением нравственности. Помощь Учения должна быть направлена к утверждению нравственных устоев»7.
«Кн Жив Этики — основа, на которой будет строиться Новая Эра»8.
«Учение можно назвать крыльями духа»9.
«Учение даёт самые жизненные и практические советы»10.
«Учение есть указ жизни, приложенный к каждой потребности. (…)
Учение даёт решение задач каждого дня»11.
Учение — «это луч солнца»12.
Но как ещё мало поняты людьми эти духовные сокровища! На них будет воспитываться новая раса.
«Книги Учения Жизни открывают новый мир, полный безграничных возможностей, следовательно, и радостей»13.
«Они являются неисчерпаемым источником вдохновения для того, кто читает их сердцем»14.
Так «время, посвящённое на изучение книг, нам данных, есть наивысшая ценность»15.
«Широта и размах Учения Жизни таковы, что могут удовлетворить каждое сознание, устремлённое к Свету. (…) Учение представляет собою аспект Беспредельности… (…) Поэтому при наличии устремления Учение можно читать много раз и каждый раз находить нечто новое. Сознание растёт, расширяется понимание, и то, что раньше оставалось незамеченным, уже не проходит мимо. (…) И когда Учение читается десятилетиями, угол зрения меняется, освещая с другой стороны то, что казалось хорошо известным»16.
«Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее»17.
«Именно в Учении Жизни можно найти руководящую линию, найти истинное направление эволюции и сохранить необходимое сейчас равновесие и спокойствие духа»18.
«Учение Света людям дано. От принятия его зависит судьба мира. Неужели не видите, что без Учения в будущее уже не пройти?»19
«Постарайтесь представить себе, что станет с вами, если Учение перестанет вести вас? Куда пойдёте? Куда обернётесь? Кто услышит и поможет в горе? Кто укажет выход из тяжёлого положения?»20
Заутро воздвигнут алтарь Владыке Премудрости. Скоро! Куда же пойдут утерявшие мудрость тогда? Закроют вертепы позора, Не будет от гнусных притонов следа, Разрушится домик забав навсегда… Куда ж вы пойдёте? К у д а?!
Н.Д.Спирина. Заутро
«…Превыше всех дел, превыше всего стоит Учение. Если Учение воспринято частично, то и следствия будут тоже частичными»21.
«Тяжкое время смены рас насыщено необычайными возможностями приближения к Фокусу Света. Кто сумеет сейчас подойти, многого может достигнуть. Когда переходное время пройдёт и всё войдёт в берега, возможностей этих не будет»22.
«Если мы хотим пройти невредимыми через это тяжкое для всего мира время, мы должны утвердиться в основах Учения Света и напрячь всё своё внимание и зоркость и чувствознание к приложению их в жизни, не откладывая…»23 «Их надо принять в сознание и строить на них. Строительство заключается в применении на практике данных Заветов. Такое построение будет прочным. Всё же прочее, хотя и принятое, но не утверждённое делами и соответствующим мышлением, не устоит против вихрей»24
«Волны мощных пространственных воздействий устремятся на Землю, и никому не уйти от них и некуда спрятаться будет. От атомных бомб до какой-то степени могут спасти бомбоубежища, но от огненных волн ничто не спасёт, кроме собственных огней микрокосма»25.
«Так Живая Этика должна войти в жизнь каждого дня. Если Живая Этика не будет принята, то ряд грозных последствий явит свою мощь»26.
«На самых малых делах, в мелочах, среди самых обычных, но неизбежных мыслей можно стремиться в мере какой-то что-то приложить на практике из Учения…»27
Было Указано «прикладывать Учение прежде всего к себе, иначе останемся на той же ступени»28.
«Претворение Учения в жизни и есть тот Несокрушимый Щит, который сопутствует нам на всех путях наших. Без претворения Учения в жизни разве может жить любовь в сердце? Нет, она будет лишь лицемерием»29.
Как часто происходит, что «в течение дня люди, даже хорошо знающие Учение, большую часть времени отдают пустякам, суете, вещам обыденным. А время идёт, время уходит, и драгоценные часы теряются зря»30.
Как удержаться на Учении в обыденной жизни?
Указывается на несколько условий для того, чтобы «сонастроенность аппарата духа не нарушалась. Одно из них — это отсутствие суеты и торопливости. Второе — независимость от чужих настроений и умение защититься от них. Третье — удержание в сознании главного направления и памятование о нём постоянное. Каждый человек, воплощаясь, берёт на себя добровольно определённое задание, чаще всего касающееся его собственного усовершенствования. Но в суете и сутолоке жизни забывает… о том, ради чего он пришёл на Землю. Тогда земное пребывание теряет смысл и жизнь становится бесцельной. (…) …Надо прежде утвердиться на Основах. Основы Учения — как фундамент для здания, без них не устоять»31.
«…Каждое объединённое строительство во имя продвижения основ Живой Этики является, истинно, лампадою в пустыне»32.
«Если спросит вас совсем простой человек — «какие задачи Учения?» — скажите — «чтоб тебе было хорошо жить»»33.
Беда большинства приближающихся к Учению в том, что, восторгаясь Учением, они мало прилагают его в жизни каждого дня, ради него «они не поступаются ни одной привычкой и ни одним своим удобством, а между тем грозные предвестники той огненной бури, о которой столько говорится в Учении, уже начинают появляться, и непробуждённые и незакалённые духом будут погибать тысячами от новых, невиданных ещё эпидемий»34.
Елена Ивановна Рерих писала: «Истинно, все возможности, всё счастье приходит к нам через сердечное усвоение Учения. Легкомысленное отношение к книгам… недопустимо. Когда сознание просветится, как горько будут раскаиваться те, которые имели в руках эти жемчужины и по невежеству рассыпали их!»35
«…Чтение Учения без приложения указаний к действию ни к какому усовершенствованию не приведёт, наоборот, они даже могут оказаться на черте отступления, ибо знать и не прилагать есть уже сознательное попустительство злу»36.
«…В книгах Учения слышатся пламенные призывы к новому сознанию, к новому строительству, ибо в Новый Мир можно войти лишь перерождённым духом, новым пониманием и новыми путями»37.
«Будет время, когда Учение это станет мировым и ляжет основанием воспитания и появления нового человечества…»38
Поистине, «единое спасение человечества — в принятии Учения Жизни»39.
Ты — Новый Мир грядущего. И каждый, Кому он дорог, несомненно Твой. Огонь зажжён. И позванный однажды Не отнесёт его в мир старый и пустой; Но к Миру Света свой прибавит свет — Твоё — Тебе, за все дары в ответ.
Н.Д.Спирина. Капли
27 июня 1999 г.
Назад в раздел