О чем молиться?

Традиционно верующие молятся перед образами. Стоя перед иконами, православные христиане как бы предстоят перед теми, к кому обращена молитва. Это может быть сам Господь, Божья Матерь, святые и ангелы.

В то же время у многих православных, особенно невоцерковлённых и воцерковляющихся, возникает вопрос: как молиться перед иконой в храме и дома?

Общие правила молитвы перед иконой

В первую очередь, необходимо молиться не иконе, а тому, кто на ней изображен. Святыня – это не некое магическое изделие, не идол. Просто вышло так, что Господу угодно являть через некоторые иконы свою благодать. В любом случае, к образу необходимо относиться с почтением, не допускать его загрязнения, порчи и так далее. Таким образом, отношение к иконе должно выражаться в почитании, но не поклонении.

Перед началом молитвы, неважно, перед иконой или нет, необходимо совершить крестное знамение. Затем можно сделать поклон тому, кому молишься.

Затем требуется прочитать текст молитвы (наизусть или из молитвослова), после чего можно своими словами обратиться к Господу, Богородице или святому. Разумеется, можно помолиться и своими словами без чтения специально составленных молитв.

При желании можно благоговейно приложиться к иконе, целуя руки или ноги. Молясь перед образом честной главы Иоанна Крестителя, можно поцеловать волосы.

Как молиться в храме

Итак, вы собрались в храм на Божественную Литургию, на молебен или просто так. Главная цель визита в храм – это молитва Господу и его святым.

Мы расскажем, как правильно молиться в церкви перед православной иконой.

При входе в храм на молитву женщинам следует покрыть голову, а мужчинам, напротив, снять головной убор. Не забудьте и о том, что одежда прихожан должна соответствовать церковному дресс-коду. Впрочем, если желание попасть в храм возникло в тот момент, когда вы одеты неподобающе, то просто воспользуйтесь одним из платков, которые размещены перед входом в храм, закрыв излишне открытые части тела.

По благочестивой традиции, православные верующие ставят перед образами свечу. Если вы хотите поставить свечу перед той или иной иконой, а подсвечник заполнен, просто зажгите свечу на соседнем подсвечнике. Греха в этом нет.

Помните, что за упокой не поминают святых угодников. Это они молятся за нас, грешных, а не мы за них.

Теперь вы знаете, как правильно молиться перед иконой в храме.

Как молиться дома

При домашней молитве стоит выключить телевизор, магнитофон, компьютер (если в это время не транслируется церковная служба или чтение молитв). В противном случае эта техника может отвлекать от общения с Богом.

При молитве дома так же, как и в церкви, необходимо выглядеть благопристойно. Достойный внешний вид настроит на правильный лад. При желании можно зажечь лампаду или свечу, не возбраняется каждение.

Как правильно молиться дома перед иконой? При молитве желательно стоять прямо, но если молящийся болен, то можно сидеть и даже лежать. Конечно, молиться можно и стоя на коленях. Многие молятся в уединении, но благочестива и совместная молитва, особенно семейная: тогда молитвы читает один член семьи, а остальные про себя повторяют эти слова. Кроме того, можно разделить чтение разных молитв вслух между всеми молящимися: особенно это актуально при совместном чтении утреннего и вечернего молитвенного правила.

И, самое главное, необходимо максимально сосредоточиться на молитвенном делании, не отвлекаясь на посторонние мысли и уж тем более дела.

Подведем итог. Как молиться перед православной иконой, находясь дома?

  • Выключить ТВ, радио и так далее.
  • Привести свой внешний вид в порядок.
  • Стоять прямо или на коленях; если больны – можно молиться лежа или сидя.
  • Быть сосредоточенным на молитве.

Итак, теперь вы знаете, как правильно молиться перед иконой в храме и дома. Пусть ваша молитва будет услышана!

Купить иконы и все необходимое для домашней молитвы можно на сайте православного магазина ПравЖизнь.

В православной традиции есть, что почитать о молитве. Только в основном мы располагаем описаниями, как надо монахам молиться в келье, как именно отцы-пустынники упражнялись и преуспели в молитве Иисусовой. Это очень поучительно, спору нет, только мы не монахи.

Диакон Павел Сержантов

Большинство из нас приходит к Богу в условиях городской семейной жизни, а не пустыни. И нам знаком опыт обычной храмовой молитвы да еще домашней утренней молитвы, а не уединенного схимнического молитвенного правила.

Между тем, думается, иноческий опыт умной молитвы будет до некоторой степени полезен в наших попытках объяснить, что такое храмовая молитва. Сейчас я попытаюсь об этом поразмышлять, прошу заранее читателя быть ко мне снисходительным, ведь тема не такая уж легкая.

Разные виды молитвы

Лишь изредка весь храм буквально молится едиными устами. Когда это бывает? Когда поют «Отче наш», тропарь и величание любимого праздника. В основном же мы слышим, как молитву возглашает один батюшка, а все остальные стоят молча, лишь иногда перекрестятся.

Или другая хорошо знакомая картина: несколько певчих поют ирмосы канона утрени, в то время, как люди выстроились плотной стеной к помазанию, такой плотной, что и перекреститься почти нельзя. Что же эта очередь, совсем не молится, только слушает, как молятся певчие?

Для того, чтобы подойти к точному ответу, нам нужно поговорить о том, какие виды молитвы вообще бывают. Вот где нам пригодятся книги о келейном делании Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Существуют разные виды Иисусовой молитвы, они даже образуют своего рода лествицу. Перечислим ступени этой лествицы:

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо).

2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом).

3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем).

Далее следует ступень непрестанной, самодвижной молитвы. Не будем о последних, самых высоких, ступенях подробно говорить. Лучше остановимся на первых двух – они к нам ближе.

Устная и умная молитва

На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле.

А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да .

Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да»?.. Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше.

Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная.

Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание.

А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва.

Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш.

Так что же происходит в храме?

Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя.

Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву, а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву.

Приступим к выводам

Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче?

Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая.

Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве.

Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение, то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя, так сказать, – к «умному чтению».

Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве».

Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва.

Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

1. Если хотите, можно слова «умная молитва» взять в кавычки

2. Впрочем, не стоит преувеличивать разницу между молитвой Господней и молитвой Иисусовой, на портале мы уже высказывали наблюдение, что Иисусова молитва «составлена по принципу» молитвы Отче наш (см.: «Защитник Иисусовой молитвы»).

Словарь «Правмира» — Молитва

ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 – 6(206)

МОЛИТВА НУЖНА МОЛЯЩЕМУСЯ

Берл Лазар

Для верующего человека молитва – неотъемлемая часть жизни, настолько естественная, что даже в голову не придет поставить под вопрос ее необходимость. А вот у людей, которые только встают на путь возвращения к Б‑гу, чьи представления о религиозной практике порой весьма приблизительны, нередко возникают на этот счет сомнения. Мне не раз доводилось слышать такую аргументацию: «Зачем нужно молиться, просить Б‑га о чем‑то? Б‑г ведь и без того все про нас знает!»

На первый взгляд это рассуждение не лишено логики. В молитве мы просим у Б‑га помощи. Но Б‑г знает, что мы хотели бы получить, задолго до того, как наша просьба оформилась в слова молитвы. Кроме того, Б‑г лучше нас самих знает, что каждому человеку в действительности надо. Зачем же тогда молиться и просить Б‑га? В лучшем случае мы говорим о вещах, которые он и так даст нам; в худшем – просим того, что будет нам во вред…

И тем не менее Б‑г заповедал нам молиться. А это значит, что в молитве есть глубокий смысл. Б‑гу она, конечно, ничего прибавить не может. Но в молитве две стороны – Б‑г и человек. Значит, молитва необходима нам самим, каждому из нас.

Когда человек молится, он думает о Б‑ге. О чем бы молящийся ни просил, самим фактом своей просьбы он признается в том, что мы всё получаем от Б‑га. Это наше признание важно не для Б‑га, а для нас самих, поскольку оно сообщает нам шкалу ценностей в жизни. Вот первый, очевидный смысл молитвы для человека.

Есть и еще один смысл, не менее важный. Молитва помогает нам правильно организовать нашу каждодневную жизнь. Когда человек встает утром и полчаса молится – он думает и о Б‑ге, и о собственных нуждах, о том, как их достичь. Молитва приводит в порядок наши мысли и подсказывает пути, ведущие к достижению целей.

Здесь, конечно, нужно принимать во внимание то, что все люди разные. Есть те, которых называют «визионерами», – они тщательно продумывают свои желания, но не сильны в их практической реализации. Для таких людей молитва становится средством задуматься о собственных действиях, просчитать свои шаги. Другие люди – «прагматики» – сильны как раз в практической работе. А вот разобраться в себе, понять свои желания, отделить действительно нужное от излишних потребностей – это им дается с трудом. Решить эту задачу им опять-таки поможет молитва.

Таким образом, Б‑г заповедал нам молиться для того, чтобы мы лучше размышляли и потом лучше делали. С помощью молитвы каждый из нас преодолевает собственные слабые стороны, становится более гармоничной личностью. Человек, привыкший молиться, получает сразу два плюса: он более четко осознает свою цель, пути ее достижения и одновременно понимает, что связан с Б‑гом, так что рано или поздно получит то, в чем нуждается.

Но чтобы молитва подействовала, молящийся должен максимально отвлечься от посторонних мыслей. А это совсем не просто, даже для верующего человека. В теории каждый понимает, что во время молитвы он стоит перед Б‑гом, что душа его соединяется с Б‑гом, что он уподобляется тем нашим предкам, которые приносили жертву в Храме… Но реально во время молитвы мы часто отвлекаемся, думаем о повседневных делах. Есть известная еврейская шутка: «Откуда человек знает, что будет делать весь день? Да он все это продумал во время утренней молитвы!»

Конечно, это плохо. Но не всегда так плохо, как может показаться. Если человек во время молитвы думает о суетных вещах – как бы купить новую машину, новое платье и т. п. – это одно. Если же, отвлекаясь, молящийся продолжает думать о действительно важных вещах, это своего рода продолжение молитвы. Ведь Б‑г хочет, чтобы мы думали правильно, – значит, если мы так и поступаем, мы действительно приближаемся к Нему. То есть происходит то, для чего предназначена молитва.

Однажды евреи пришли за советом к известному хасидскому ребе Исраэлю из Ружина. Их беспокоило то, что хасидские молитвы в синагоге казались им «неупорядоченными». Посмотрите, говорили они, у других евреев, не хасидов, каждому занятию четко отведено свое время. Сначала они молятся. Кончили молитву – начинают изучать Тору. Кончили изучать Тору – переходят к другим серьезным делам. А у хасидов не так: только помолились, вдруг заводят беседу, поднимают тосты «лехаим»… Разве это серьезный подход?

Рабби Исраэль объяснил, что хасидский порядок молитвы имеет свой смысл. Когда мы молимся, говорим с Б‑гом, Сатан все время старается нас отвлечь. Поэтому мы помолимся, а потом поговорим, пожелаем друг другу всяческих благ, можем даже выпить рюмочку за здоровье. Сатан видит это и решает, что молитва кончилась, – тогда он оставляет нас в покое и уходит по своим делам. И того не понимает, что молитва продолжается! Ведь когда мы желаем ближнему здоровья, думаем о том, что ему нужно, как ему можно помочь, – по существу, мы просим Б‑га за своих друзей! А это сохраняет молитвенный настрой в нашей душе. Правильные мысли и есть молитва.

Вступление

Что значит молитва для христианина? В катехизисе сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу». Но как вознести Богу ум и сердце? Как молиться правильно? И что делать, если не всегда удается вознести молитву в храме?

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», – так наставлял Спаситель учеников своих. Молитву можно совершать и дома, в уединении, перед иконой, при свете горящей лампады или свечи. И во время молитвы нужно мыслить только о ней, а не о посторонних делах. Святитель Феофан Затворник писал: «Молитва идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет».

А можно ли молиться своими словами? Да. Но прежде нужно обрести молитвенный дух, ведь любая истинная молитва – это его веяние, воплощенное в словах, которые мы произносим. Этот дух пламенел в сердцах великих святых, оставивших нам свои молитвы. Именно эти слова и оставались в церковных молитвословах. И в тех, кто прочтет их с благоговейным вниманием, непременно возгорится молитвенное чувство.

А сколько же нужно молиться? Апостол Павел говорил: молитесь непрестанно. Да, это очень непросто. И не всегда это удается, но в любом случае ни один день не должен проходить без молитвы, иначе душа очень быстро увлекается мирской суетой. В молитвословах есть и полные молитвенные правила, и краткие; приводятся в них и молитвы на самые разные случаи жизни. Утренние молитвы читаются сразу по пробуждении, а вечерние – перед сном. Но если вы очень устали и все же молитесь через силу, боясь наказания свыше, – лучше оставьте молитву на потом. Вознесите ее тогда, когда ваша душа сама устремится к Богу. Он не требует от нас слепого и рабского исполнения предписаний. Ему важны и приятны наши искренние чувства. И все наши просьбы Он знает, слышит и в должный час на них отвечает. «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Молитвы утренние

Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Иисусова молитва

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго.

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во исповеда́нии серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *