О добре и зле

ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки

ЦИТАТЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Здесь собраны цитаты известных мыслителей разных времён, стран и народов, с которыми согласен автор сайта.

Высшая мудрость — различать добро и зло (Сократ)
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)
Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру. (Али Апшерони)
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (Иммануил Кант)
Когда творишь добро, сам и испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (Мишель Монтень)
Неведение добра и зла — самый тревожный факт человеческой жизни. (Марк Туллий Цицерон)
Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие… (Франсуа Рене де Шатобриан)
В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (М. Саади)
Есть добро и есть зло. Жизнь заключается в выборе стороны. (Иммануил Кант)
Добро не надевает маску зла, но часто зло под маскою добра творит свои безумные дела (Омар Хайям)
.Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью (Марк Аврелий)

Трусость — мать жестокости (Мишель де Монтень)

В вопросах совести закон большинства не действует. (Махатма Ганди)

Человек — первый вольноотпущенник творения; он ходит выпрямившись. В нем — весы, на них взвешивает он добро и зло, истину и ложь: он может искать, он может выбирать. (Иоганн Гердер)

Под именем любым зло будет злом,
Как и добро останется добром. (Уильям Шекспир)

Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек. (Кей-Кавус)

Можно делать добро, не имея полного знания того, что есть добро и зло. (Л.Н. Толстой)

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше. (Будда Шакьямуни)

Нет искусства вне добра и зла. Если вам кто-нибудь скажет это — не верьте ему. (Карел Чапек)

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море; Из благих деяний
Построй корабль и по волнам плыви.
(Рудаки —Абу Абдаллах Рудаки)
Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды, в отличие от верующих лицемеров. (Ганс Христиан Андерсен)
Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан! (Омар Хайям)
Жить — значит делать вещи, а не приобретать их. (Аристотель)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд)
Кто не замечает зла — глуп, кто не замечает добра — несчастен.

(Ежи Плудовский)
В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое. (Джами)
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Людвиг Ван Бетховен)
Не обижай людей — придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
(Фирдоуси — Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси)

Всякое доброе дело несёт награду в самом себе. (Александр Дюма)

Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у совести. (Н. Карамзин)

Выгода от доброго деяния — то, что ты использовал возможность его совершить. (Сенека Луций Анней)

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. (Конфуций — Кун Цзы)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость. (Сенека Луций Анней)
Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. (Л.Н. Толстой)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло вершится без труда,
Добро творить трудней.
(Фаррухи — Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани)
Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. (Блез Паскаль)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)
…истинно добр только тот, кто разумен… (В.Г. Белинский)
Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. (Хун Цзычен).
Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Марк Туллий Цицерон)
Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства. (Мишель Монтень)
Приносят счастье добрые дела,
Тот счастлив, кто не делал людям зла.
(Насир Хосров — Абу Муин Насир ибн Хосров ибн Фарис ал-Кабадияни ал-Марвази)
…наша совесть нам и есть лучший судья. (Н.И. Гнедич)
…самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. (Л.Н. Толстой)
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)
Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного. (Сократ)
…совершайте добро, пока вы существуете… (Дени Дидро)
Все, кроме доброты, — лишь блажь и суета.
Все преходяще здесь — но вечна доброта.
(Масуд Сад Салман)
Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. (Клод Адриан Гельвеций)
В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой)
Совершать дурные поступки — низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, — вещь обычная. Хороший человек — тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем (Плутарх)
Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. (Д.И. Фонвизин)
Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить. (Марлен Дитрих)
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
(Низами — Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф)
Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир)
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (Мишель Монтень)
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)
Пусть слаб ты, и со злом вступить не можешь в бой,
Но сам не делай зла стоящим пред тобой.
(Аттар — Абу Хамид Мухаммед ибн Аби Бакр Ибрахим)
Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. (Тацит Публий Корнелий)
В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым — глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто — велика. (Хун Цзычен)
В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… — это гениальность и доброта сердечная. (Виктор Гюго)
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой)
Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. (Сомерсет Моэм)
Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. (Сократ)
Есть две морали: одна — пассивная, запрещающая делать зло, другая — активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст)
Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре. (Иммануил Кант)
В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе. (Али Апшерони)
Все, что является нравственным злом, является злом и в политике. (Жан-Жак Руссо)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше (Гюстав Флобер)

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер)

Сказку о том, что для всех добро разное, придумали очень злые люди, чтобы всех запутать. (Борис Кригер)

Один человек вместе с Богом составляет большинство (Фрэнк Бухман)

Писать — это редактировать жизнь так, чтобы в ней можно было жить (Фазиль Искандер)

Конечная задача искусства, как и религии, — очеловечивание человека (Фазиль Искандер)

Цель человечества ― хороший человек, и никакой другой цели нет и не может быть (Фазиль Искандер)

Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель. (Эпиктет)

Граница между светом и тенью — ты. (Станислав Ежи Лец)

Не делать зла — и то благодеяние. (Публий)

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому. (Аврелий Августин)

Тот, кто намерен делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути; он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых. (Альберт Швейцер)

Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)
Добро по указу — не добро. (И.С. Тургенев)
Доброта — она превыше всех благ. (М. Горький)
Если человек не меняется к лучшему, он неизбежно меняется к худшему. (Веселин Георгиев)
Жертвовать собой позволено; жертвовать другими могут одни злые сердца. (К.М. Батюшков)
Добродетель есть обладание серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке. (Аристотель)
Жизнь злых людей полна тревог. (Дени Дидро)
Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. (Али Апшерони)
Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его. (Конфуций)
Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)
Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. (Хун Цзычен)
Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. (Публилий Сир)
Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимите всю прелесть жизни. (Жан-Жак Руссо)
Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет.
(М. Саади — Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази)
Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб; тот, что зол, — раб, даже если он король. (Августин Аврелий)
Кто не ненавидит по-настоящему зло, тот и добра не любит по-настоящему. (Ромен Роллан)
Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. (Мать Тереза)
Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром. (Конфуций — Кун-Цзы)
Доброе — это прекрасное в действии. (Жан-Жак Руссо)
Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал)
Осознать зло­­ — значит немедленно начать бороться с ним. (М.Е. Кольцов)

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы. (Пифагор)

Прекраснейшая музыка души — это доброта. (Ромен Роллан)
Тот, кто делает добро другому, делает добро себе. (Эразм Роттердамский)
Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг)

Умереть с голоду ― событие маленькое, а утратить мораль ― большое. (Конфуций ― Кун-Цзы)

Путем зла не доходят до добра. (Вильям Шекспир)

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н. Толстой)

Только сойди с пути добра — и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле. (Л.Н. Толстой)

Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. (Генрих Гейне)
Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Дейвид Торо)
Для того чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести. (Шарль Морис де Талейран-Перигор)
Так как невозможно избежать результатов наших поступков, давайте делать добрые дела. (Будда Шакьямуни)
Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. (Пауло Коэльо)
Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей. (Ф.М. Достоевский)

Лишь малое знание уводит нас от Бога, большое вновь возвращает нас к Нему (Исаак Ньютон)

Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает БОГ (Вернер Гейзенберг)

————————————————————————————
Несколько цитат Юрия Новикова (автора сайта)
Добро и зло — извечный выбор, важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина и смысл его земного века.
***
Кто говорит, что жизнь без зла
была бы скучной и унылой,
Сам предпочтёт, чтобы ему
зло никогда бы не вредило.
***
Словами, мыслями, делами
твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только можешь,
но главное — в себе самом.
***
Освободить весь мир от зла —
не в нашей это власти.
Давайте начинать с себя,
мы тоже мира части.
***
Добро и вечно и безмерно,
а зло не будет долго жить.
Оно погибнет непременно.
Тебе решать — кому служить.
***
«Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело» — вот девиз,
Который души возвышает. А зло их сталкивает вниз.
***
Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир,
А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.
***
Избытка добра не бывает нигде, никогда.
И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.
***
Основу жизни составляет
И нам судьбу определяет
Наш выбор меж добром и злом —
Так установлено Творцом.
***
Мгновенья выбора — великий дар,
возможность с вечностью соприкоснуться,
Но важно тьму от света отличать,
чтоб в этом выборе не обмануться.
***
За невезенье в мелочах будь благодарен ты судьбе.
Уж лучше пыль на сапогах, чем кирпичом по голове.
***
Когда покажется тебе, что ты всё знаешь до конца,
Гони скорее эту мысль: она достойна лишь глупца.
***
В тот день и час, когда судьба
в свои права вступает властно,
Уже не значат ничего
ни ум, ни сила, ни богатство.
***
Мир создан был гармоничным, долг наш — его сохранить.
Злу расшатать его нужно, чтобы затем погубить.
Так что держись середины, крайность — орудие зла.
Пусть гармоничными будут мысли, слова и дела.
***
Не спасут нас прогресс и правители.
Сущность мира не так уж проста.
И спасти его могут от гибели
Только истина, добро и красота!
***
Твори добро,
Борись со злом
Вокруг себя,
В себе самом
Не унывай и смелым будь –
Вот жизни смысл и жизни суть.
***
Мы живём на Земле.
Здесь не ад и не рай.

Твёрдо помни о зле,
Но добро выбирай!
Школу жизни пройди,
Чище стань и мудрей!
Мир от зла защити —
Это долг всех людей!
***
Люди, давайте жить по совести!
Зла не будем делать даже мысленно!
Пусть не всё получится, не всё исполнится,
Но зато познаем радость жизни истинной.
Ещё цитаты Юрия Новикова можно найти в разделах Стихи, Статьи и Книги

ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки

В архаическом, доцивилизационном человеке разделение добра и зла ещё не произошло. Грех в такой душе невозможен, есть лишь путешествие в потусторонний мир, которое может быть удачным или нет. Оно похоже на путешествие в чужую страну, жители которой не очень-то жалуют пришельцев, но если проявить смекалку, можно вернуться с баснословными богатствами. В этом потустороннем мире нет ангелов и демонов, там есть лишь духи, благосклонные или нет. Это мир негативен по отношению к обыденному миру, не зол, но компенсирует его. Поэтому успех в потустороннем мире часто отзывается проблемами в обыденной жизни, и наоборот, неудачники в обыденной жизни (Иван-дурак) выходят из потустороннего мира осчастливленными.

В античном, уже цивилизованном человеке добро и зло разделились и победа добра над злом произошла. Хтонические боги изгнаны с Олимпа, но и светлые Олимпийцы могут быть благосклонными или враждебными в зависимости от соблюдения или нарушения запретов, потому что и добро, и зло еще не обитают в душе — как и у архаического человека, они все еще экстернализованы. Судьба человека также зависит от его доблести, мастерства, тренированности духа (античное понимание добродетели и ее противоположности, порока). Зло хотя и побеждено в принципе, но является неотъемлемой частью мироздания, нераздельно с добром и имеет свои признанные права.

В человеке эпохи торжества христианства добро и зло максимально разделены и персонифицированы. И хотя добро наделено безусловным приоритетом, зло обладает недюжинной силой и постоянно испытывает человека, хотя эти испытания и ведут к добру. Добро и зло пронизывают поляризованное мироздание и постоянно присутствуют как в душе, так и в мире.

В человеке постхристианском, барочно-просвещенческом, относящемся к эпохе торжества науки и разума, побежденное зло постепенно переходит в невидимое состояние, в сферу возникающего как понятие бессознательного, вытесняется, интернализуется. На поверхности, в сознании, остаётся одно лишь добро в его разнообразных проявлениях. Зло прорывается стихийно, в несчастных случаях, болезнях, бедствиях, революциях и войнах, и остается случайным, необъясненным, не признанным.

И наконец, современная разновидность, человек обобществленный, то есть модифицированный обществом в законопослушного. Здесь исчезает не только зло, но и добро, их понимание становится релятивным, а разделение чисто механическим. Зло максимально вытеснено, а добро незаметно, как все привычное, и все это на фоне все более объяснимой и все объясняющей материальной реальности, которая становится единственной легитимной природой вещей. Главное, что занимает представителя нашей эпохи, это награда или наказание, ожидаемые за выполнение или невыполнение определенной социальной роли. За исключением социопатов, остальные представители этого вида не способны нарушать закон и считают, что если действовать по инструкции, все будет хорошо. Такой человек всегда готов пожертвовать собой, но причина этого в том, что во-первых он тренирован альтруистически пренебрегать своими потребностями ради социальной роли, а во-вторых, не ценит себя, поскольку потерян в повсеместности добра.

Части 1, 2

«Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что круг сей есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности, или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут тоже. На сколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, на столько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и притом так, что сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. – Так разумей и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются друг от друга, – и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближняго. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и столько соединяемся с ближними, сколько соединяемся с Богом.» – Так в простой и образной форме авва Дорофей описал закон любви для человечества.

«Добро – любить других… Зло – не любить…» Детские суждения по самому общему смыслу можно свести к одному простому знаменателю: дети воспринимают добро и зло, прежде всего, как отношение: отношение к ним самим, отношение к тому, что им дорого, что они ценят, отношения между людьми.

Первая ступенька познания добра для ребенка – познание любви родителей. Смысл жизни младенца – быть нужным своим родителям, а быть нужным – значит быть любимым. «Добро – это когда мама тебя любит…» В общении с родителями дети приобретают базовое отношение к миру, к самим себе, к окружающим. Переживание ребенком любви и нужности своим родителям дает ему опору – уверенность в себе – на всю жизнь. В составленной для родителей «Азбуке любви» психологи рассматривают эмоциональный образ семьи как «фундамент» мироощущения и мировосприятия растущего человека. «В идеальном плане развитие этого базового образа у ребенка подчиняется простой логике: «Я любим! Мама и папа хорошие! Как прекрасен этот мир!» При отсутствии таких оснований мир воспринимается ребенком как угрожающий и враждебный, а вместо интереса и побуждения к познанию мира появляются страх, агрессия или оборонительное поведение».

Результаты психологических исследований связи морального развития детей с особенностями детско-родительских отношений наглядно подтверждают, что через формирование гармоничных отношений с ребенком, принятие его и трансляцию принятия других людей дети усваивают ценностные ориентации родителей. Особое место отводится роли взаимоотношений ребенка с матерью: «Фактически мы наблюдаем линейную зависимость роста моральной компетентности детей в связи с повышением надежности и устойчивости эмоционального отношения ребенка к матери, что подтверждается данными математического анализа».

Известный психолог Г.Т. Хоментаускас в книге «Семья глазами ребенка», пишет, что если спросить родителей, любят ли они своих детей, то 99 из 100 уверенно скажут, что любят. Так ли это? Многолетний опыт работы детских психологов убеждает в том, что представления родителей не совпадают с детским восприятием родительской любви, и дети далеко не всегда уверены в чувствах своих родителей. Одна из центральных проблем, вокруг которой строит работу детская психотерапия, – убежденность детей в том, что родители их не любят, что они – дети – не нужны своим родителям. Какрождается такое убеждение? Представления о любви есть в каждом человеке, но способность выражать любовь в словах, поступках, сопереживании – наука, которая осваивается ребенком в общении с родителями, в семье. «Папочка меня не любит…», «Не хочется идти домой после школы…», «Я не могу с ней поговорить – мама меня не слышит…» Какова же реальность жизни многих детей? – Нарушение мира в семье, ссоры родителей, их занятость своими делами и проблемами, разводы, эмоциональная истощенность взрослых, неспособность адекватно проявлять эмоции и контролировать свое поведение.

Дети воспринимают мир эмоционально. Пока ребенок мал, спектр его чувств и переживаний, их глубина и разнообразие, чрезвычайно велик. Если мир взрослых не дает живого, значимого отклика на потребности ребенка чувствовать и сопереживать, то эти способности в растущем человеке не развиваются, оставаясь невостребованными и нереализованными. Если в арсенале навыков и представлений ребенка нет и не было переживания искренней заинтересованности отца в его жизни и успехах, или нет и не было теплоты и ласковости – полного принятия ребенка со стороны матери, – откуда ребенку знать, что такое бывает или может быть?

Современный стиль жизни, а вместе с ним и современные способы воспитания провоцируют отчужденность родителей от детей, а в перспективе ведут к тотальной обособленности людей друг от друга. Когда на психологических занятиях с младшими школьниками задается вопрос: «Что вы делаете, чем занимаетесь вместе с родителями?», дети нередко теряются и не знают, как ответить. Подобная реакция свидетельствует не только об отсутствии совместных дел – ведь в жизни каждой семьи есть моменты, когда дети и родители заняты вместе. Правильнее понимать смущение детей как показатель отсутствия эмоционального контакта с родителями.

Накоплено достаточно знаний, помогающих родителям учиться понимать и любить своих детей: возрастная психология, сформировав ясные представления, в чем нуждается ребенок в определенные периоды роста и развития, показывает родителям, какой стороной должна поворачиваться к нему родительская любовь. Практические советы и рекомендации обучают, как выражать родительские чувства понятным для ребенка языком. Исследования, наработки, методики – инструменты, позволяющие лучше выражать любовь. Но все средства бесполезны, если не хватает душевных сил любить детей.

Практикующему психологу часто приходится слышать от родителей (главным образом, от мам, с которыми в основном строится психологическая работа), что «нет времени и сил» на «педагогику»; «все, что вы говорите, правильно, но я не знаю, когда мне этим заниматься»; «все понимаю, но не могу заставить себя – действую по привычке» и подобное.

В практике индивидуальной, семейной, групповой психотерапии используется множество путей и способов, помогающих родителям и детям почувствовать, испытать и закрепить доверительный опыт общения. Происходит это скорее в случаях неожиданной психологической травмы, недоразумения или невольной ошибки. Однако нередки ситуации, когда психотерапия больше походит на костыль, помогающий поддерживать сложившиеся в семье формальные отношения. К психологам и психотерапевтам обращаются не с целью узнать, как помочь найти взаимопонимание с ребёнком, а с запросом: «сделайте что-нибудь, чтобы все было нормально», т.е. комфортно. Из разряда психологической помощи дело психотерапии переходит в сферу потребительских услуг. Вопрос о собственном родительском участии перестает ставиться, как не ставится и вопрос о восстановлении любви и доверия. Но как научить способам проявления любви тех, кто её не ищет? Какими средствами психокоррекции и психотерапии можно наполнить человеческое сердце любовью? Можно ли вообще научить любви к детям? Как писал прп. Иоанн Лествичник о невозможности объяснить словами высочайшие добродетели и в их числе любовь: «и кто думает одним сказанием своим просветить и научить невкусивших сего самим делом: тот делает нечто подобное человеку, вознамерившемуся словами и примерами дать понятие сладости меда тем, которые никогда его не вкушали.».

Как несоблюдение юридических законов ведет к патологии общества, так и несоблюдение психологических законов развития и воспитания детей ведет к патологии человека. Но если ущерб от правовых нарушений очевиден, то последствия от преступления психологических законов накапливаются от поколения к поколению и не всегда поддаются прогнозированию. Общий вектор современного психологического развития детей, по оценкам и психиатров, и психологов, неутешителен: нарастает патология, границы психической нормы становятся размытыми. – Человек не справляется с нагрузками современного мира; его душевный, психический потенциал оскудевает.

«Добро – когда нет ругани, ссор, обид… Зло – все идет не так …» Нет нужды писать о том, что раздражительность, грубость в отношениях с детьми, нежелание вникать в суть переживаний ребёнка не просто ранит, а уродует детские души. «Жестокость сердца разражается гневом», – писал авва Исайя. Любой школьный психолог знает, насколько болезненно дети переживают родительскую отстраненность и пренебрежительность и отчаянную невозможность высказать и пережить свою боль. Беда состоит еще и в том, что дети не только сами страдают, – на подсознательном уровне они усваивают переживаемую ими модель семейных отношений, и потом, став взрослыми, реализуют ее по отношению к собственным детям.

После второй мировой войны психологи-исследователи обнаружили уникальное и часто трагическое явление, названное впоследствии психической депривацией. В приюте при хорошем уходе и полноценном питании младенцы отказывались от еды и угасали. Причиной их смерти являлась глубинная депрессия: для жизни этим младенцам была необходима материнская любовь.

Изначально феномен относился к детям, лишенным семьи, – сиротам; позднее разные формы психической депривации стали исследовать и у детей, имеющих одного или обоих родителей. Если отойти от строгости научной терминологии, депривацией можно назвать дефицит родительской, прежде всего, материнской, любви. Это также сокращение арсенала способов и форм проявления любви к детям. В определенном смысле депривация – неспособность полновесно, от сердца любить детей.

Нелепо думать, будто дети предыдущих поколений «купались» в родительской любви, что не было патологий, и детско-родительские отношения были идеальными. Но можно определенно утверждать, что психологические проблемы развития детей сегодня – это не столько явление сугубо психологической сферы, сколько результат грандиозных социальных преобразований и нравственных искажений.

Исследование образа мира у детей дошкольного возраста, родившихся до и после кризисных преобразований в нашей стране, дает следующую картину:

В 1992-1998 гг. и в 2009 г. детям задавились одни и те же вопросы. Сравнив желания, которые дети загадывали в 90-е годы и в 2009 г., определенно обозначилась следующая тенденция: в 90-е годы практически все дети, кроме желаний для себя, загадывали желания для других. В 2009 г. – самой многочисленной являлась группа детей, которые загадывали все три желания только для себя.

В 2009 г. при ответе на вопрос: «Что ты любишь больше всего на свете?» исчезли «полезные» занятия. Раньше дети писали, например: «Люблю маме помогать», «Люблю книжки читать», «Люблю работать» и т.д. Теперь дети выбирают занятия, связанные с развлечениями, с получением удовольствия. Также исчезли ответы, в которых говорилось о любви и интересе к природе, которые были в 90-е годы (например, «Лес люблю», «Цветы люблю, тюльпаны и розы» и т.д.).

Среди обращений к волшебной палочке в 2009 г. появились просьбы об открытии собственного бизнеса и его успешном развитии (например, «открыть кафе и чтобы там было много посетителей»). Кроме того, в ответах детей стала очевидной направленность на обладание и потребление.

Потребности детей, судя по итогам данного обследования, стали все определеннее ограничиваться материальными предметами. А потребность в переживаниях, связанных с природой, с соучастием в жизни родителей, друзей, стала исчезать.

Заметим, что исчезают не переживания – потребности в душевных переживаниях замещаются другими, качественно иными. Душа ребенка не терпит пустоты: если не удовлетворяется жизненно необходимая потребность, ей находится замена, пусть даже суррогатная; если интересы и переживания ребенка связаны с миром вещей, то и любовь его будет ограничиваться этим миром.

В последние десятилетия живые эмоции детей стремительно разрушаются, а вместе с ними угасают и другие жизненные потребности:

Необходимость в консультации вполне развитой 10-летней девочки из благополучной и состоятельной семьи, возникла по причине отсутствия интереса к учебе, к познанию (что противоречит нормальным потребностям этого возраста). Используя обычный набор методик диагностики эмоциональных особенностей развития детей, психолог, проводившая обследование, пришла в недоумение, поскольку неожиданно обнаружила, что у испытуемого ребенка отсутствует отзыв на ряд базовых естественных эмоций. Как же обозначить это отсутствие? – Там пустота? Неспособность чувствовать и переживать? Душевная ограниченность? Или эмоции существуют в зародыше, но оказались ненужными и почти умерли?

Продолжение следует…

Добротолюбие. В русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. Том 2. М.: Паломник, 1998. С.659-660

Азбука любви: Книга для родителей. М.: Изд-во РОУ, 1996. С.80-81

Там же.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. С.101

Азбука любви: Книга для родителей. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 71-81; Хоментаускас Г.Т. Указ.соч.

Лествица, возводящая на небо, преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы. М.: Издательство «Правило веры», 1997. С.312

Добротолюбие. В русском переводе святителя Феофана Затворника. Том 1. М.: Издательство «Православный паломник», 1998. С.312

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *