О дружбе для детей

Игра «Ассоциации»
Цель. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание внимания по отношению к личным качествам своим и сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая загадывает одного ребёнка из противоположной команды и совместно описывает его с помощью ассоциаций, отвечая на следующие вопросы:
На какого сказочного героя похож этот ребёнок?
На какие вид спорта, одежду, время года, цвет он похож?
Какое высказывание наиболее точно определяет его характер?
После этого команды по очереди оглашают полученные ответы и угадывают ребёнка, который был описан с помощью ассоциаций.
Примечание. В игре побеждает та команда, которая правильно и с первого раза смогла назвать имя ребёнка, который был загадан.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность.
Участники по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся плечиками,
три хлопка — здороваемся спинками.
Примечание. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Запретное движение
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Описание игры. Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:
— Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять различные движения, кроме одного.
Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и т.д.). Дети повторяют их.
Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Даётся сигнал к началу игры. Дети должны повторять все движения психолога, кроме «запретного».
Примечание. Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Иголка и нитка
Цель: удовлетворение потребности в признании, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Описание игры. Один из детей становится ведущим – «иголкой», а все остальные — «ниткой». Ребёнок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним.
Ведущий меняется, игра повторяется.
Примечание. Каждый ребёнок должен побывать в роли иголки.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Самолёты

Цель: развитие внимания, воображения, эмоционально-выразительных движений.
Описание игры. Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолёты на аэродроме».
Психолог говорит:
— Самолёты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом всё громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
— Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолёты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковёр так, чтобы не задевать друг друга.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Сова
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий – сова. Остальные дети будут изображать мышек или птичек.
По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог произносит «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеётся, и «уносит» их к себе в «гнездо».
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Варежки»
Цель. Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование. Карандаши 3-х цветов, 2 листа бумаги, вырезанные в форме варежек с одинаковым незакрашенным узором.
Описание игры. В игре участвуют двое детей. Они должны одинаково раскрасить варежки.
Другой вариант игры. Четверо детей разбиваются на пары, каждой паре по 2 варежки. Какая пара закончит раскрашивать быстрее, та победит.
Усложнение задания – рисовать на варежках узор.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Дракон кусает свой хвост
Цель: развитие воображения и совершенствование коммуникативных навыков.
Описание игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встаёт другой ребёнок.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Игра «Зеркало»
Цель. Развитие коммуникативных навыков, умения действовать согласованно, совершать произвольные движения.
Описание игры. Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое – либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклоны в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.

Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное или кривое. Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Испорченный телефон»
Цель. Развитие умения понимать других детей на вербальном уровне, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Игра для 5-6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает одного ребенка, как он провел выходные дни, а после этого говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.
Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить» цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».
Иногда дети специально, ради шутки искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер понарошку «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Сборы в поход»
Цель. Развить коммуникативные навыки, воображение, способность передавать сообщения невербальными средствами, закрепить навык чтения простых слов.
Описание игры. Все играющие делятся на пары. Взрослый объясняет, что они живут на 9-ом этаже и собираются идти в поход. Один ребёнок из пары уже спустился на улицу, но вспомнил, что забыл взять некоторые вещи. Подниматься наверх с рюкзаком тяжело, поэтому он пытается жестами передать своему напарнику, выглянувшему в окно, что же он забыл. После этого один ребёнок из каждой пары получает листок, на котором печатными буквами написаны названия трёх предметов (например, мяч очки, ложка). Все пары становятся в ряд и выполняют задания.
Примечание. Разговаривать при проведении этой игры нельзя.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Волшебные очки»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»
Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Жмурки
Цель: развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений, профилактика страхов.
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего – поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребёнок становится водящим, игра продолжается.
Примечание. Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение.
В роли водящего должен побывать каждый ребёнок. Если игрок попался во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Комплименты»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Оборудование. Маленький мячик.
Описание игры. Дети становятся в круг. Взрослый спрашивает, знают ли они что такое комплименты (приятные слова, которыми люди радуют друг друга). Взрослый предлагает, передавая мячик по кругу, говорить комплименты тому, кто его получает. В ответ на комплимент в свой адрес ребёнок должен обязательно говорить: «Спасибо, очень приятно!». Начать, разумеется, должен взрослый. Он первым передаёт мячик соседу и говорит, например: «Люба, какие у тебя сегодня красивые бантики!»
Обязательное условие – смотреть в глаза тому, с кем в данный момент говоришь.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Поймай рыбку
Цель: развитие внимания и воображения.
Описание игры. Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети – «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого «Сети!» дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали».

Примечание. Игра может проводиться под музыку.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Светофор
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Описание игры. Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, жёлтого – «гудеть» и маршировать на месте, зелёного – продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
Примечание. За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» – сажать ребёнка на стульчик.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Выполни условие»
Цель. Развить умение взаимодействовать в команде, выявлять индивидуальные особенности свои и сверстников, сплотить детский коллектив.
Описание игры. Дети свободно перемещаются по комнате. Внезапно взрослый хлопает в ладоши и сообщает условие, по которому все игроки должны разбиться на группы как можно быстрее. Условия могут быть самыми разными, главное, чтобы они были доступны дошкольникам, например: собраться группами по 2, 3, или 4 человека; собраться парами с одинаковым цветом глаз, волос; разбиться на тройки, где все одного пола; по парам мальчик-девочка и т.д. Те игроки, которые не успевают выполнить задание, отдают фанты, которые разыгрываются в конце игры.
Примечание. Эта игра поможет детям сблизиться друг с другом, удовлетворить их потребность в общении.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Жужа
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, профилактика агрессии.
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий – Жужа. Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках Жужа держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить Жужу, кривляться перед ней, произнося слова:
«Жужа, Жужа, выходи!
Жужа, Жужа, догони!»
Жужа терпеливо сидит на стуле. Но вот терпение заканчивается, она вскакивает и осаливает кого- нибудь из детей полотенцем (шарфом). Осаленный ребёнок становится Жужей.
Примечание. Надо следить за тем, чтобы удар был несильным.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Зоопарк
Цель: развитие внимания и воображения.
Описание игры. Психолог говорит:
— Попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз, прыгайте, как зайчики; хлопну два раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Конкурс хвастунов»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не с собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также «масштаб» этих достоинств – это могут быть новые тапочки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед остальными. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким — нибудь маленьким призом (картинка, бумажная медаль и значок и пр.). Такая организация игры вызывает даже у самого замкнутого и враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Пчёлкины песни
Цель: развитие внимания и воображения.
Описание игры. Все дети превращаются в «пчёлок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого «Ночь!» «пчёлки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу «День!» «пчёлки» вновь летают и громко распевают свои песни жужжалки.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Игра «Связующие нити»
Цель. Развить коммуникативные способности ребёнка, научит внимательно относиться к своим личностным качествам и личностным качествам сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить.
Оборудование. Клубок ниток.
Описание игры. Участники садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, обматывает нитку вокруг указательного пальца, а затем кидает клубок сидящему слева малышу и задаёт ему вопрос о пристрастиях. Вопросы могут быть самыми разными, например:
Что ты больше всего любишь делать (есть)?
Во что ты любишь играть?
Какая твоя любимая игрушка (цвет)?
Кто твой друг или подружка?
Какие люди тебе нравятся? и т. д.
Ребёнок должен поймать клубок, в свою очередь намотать нитку на палец, ответить на вопрос и бросить клубок, сопровождая своим вопросом, следующему по часовой стрелке игроку.
Примечание. Если вы не уверены в способности ребят придумывать подобные вопросы, можно в первой игре предложить им каждый раз после ответа на вопрос передавать клубок обратно взрослому.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.

Цели: создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; помочь учащимся в самораскрытии. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Познакомить учащихся с правилами дружбы и товарищества.

Оборудование:

мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран); презентация по теме занятия; бланки для упражнения «Я – друг”, ватман с изображением «Цветка дружбы”, лепестки для написания, цветные маркеры, клей; памятки «Правила дружбы и товарищества”.

Ход занятия

Презентация.

Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Начнем наше занятие.

Каждый человек в своей жизни связан со многими разными людьми: так, и вы, с одними учитесь в одном взводе, и много внеучебного свободного времени вы проводите вместе, с другими – встречаетесь в кружке, секции. Тех из них, которые вам симпатичны, близки по взглядам, связаны с вами совместной деятельностью, называют товарищами (товарищ по взводу, товарищ по секции и др.).

Ребята, дружба есть высшая степень товарищества , она включает:

  • глубокое знание друг друга,
  • взаимное доверие,
  • понимание, чуткость,
  • внимательность,
  • готовность к взаимопомощи,
  • преданность, верность.

Способность к дружбе,
умение дружить,
выбор друзей,
сохранение дружбы – это важнейшие качества человека.

Мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагаю вам в этом убедиться.

Игровая ситуация «Пересядьте все, кто…” Ведущий говорит: «Вы должны поменяться местами, сесть на освободившийся стул”.

«Итак, начнем, пересядьте все, кто любит мороженое, … у кого день рождение летом, … любит купаться в море, … ложиться спать вовремя, … любит ходить в цирк, … любит рисовать, … любит читать книги, … занимается спортом и … кто учится в кадетском классе”. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

Мы узнали много нового друг о друге, что может нас тоже объединить.

Обратите внимание детей на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.

Вопрос к детям: Какими качествами должен обладать друг? Каким он должен быть? (Ответы детей…)

Обсудить с детьми такое выражение – «Людей привлекает в тебе именно то, что тебя привлекает в людях”.

Для того чтобы сейчас каждый из нас для себя понял, какой он друг, хочу предложить вам упражнение «Я – друг”, которое может помочь вам войти в контакт с самим собой, если вы искренне ответите на его вопросы.

Упражнение «Я – друг” (Приложение 1)

Составьте свою характеристику как друга (свой образ «Я – друг”), отметив степень положительного качества (по пятибалльной системе).

Оцените себя по пятибальной системе

  1. Добрый 5 4 3 2 1
  2. Верный, преданный 5 4 3 2 1
  3. Щедрый, бескорыстный 5 4 3 2 1
  4. Внимательный 5 4 3 2 1
  5. Понимающий 5 4 3 2 1

Итак, если вы были откровенны перед собой, то можете увидеть, какое качество для дружбы вам необходимо развивать. А именно осознание вами тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у вас желание для их развития.

С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке, а что – отталкивает. В этом нам поможет разобраться следующая игра.

Игровая ситуация «Сердитый мальчик – веселая девочка”.

Давайте поиграем, кто желает мне помочь, мне нужны четыре человека.

Ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливого мальчика. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.

Можно сделать вывод, если мы добры и веселы, к нам потянутся люди, и появятся друзья и будет дружба.

Нужно сказать и о том, как важно оставаться самим собой, о том, что настоящая дружба невозможна в условиях подавления одного человека другим.

Друзья – это люди, которые связаны друг с другом взаимным доверием, единством взглядов и интересов и преданностью, доходящей до самопожертвования.

Дружба – продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи друг другу, сочувствии друг другу, самоотверженности друг ради друга и приносящие удовлетворение и радость .

А сейчас я хочу предложить вам составить пословицы, поговорки и мысли мудрых людей о дружбе.

Игра «Составьте пословицу, поговорку и мысли мудрых людей о дружбе”

Пословицы, поговорки и мысли мудрых людей о дружбе предложены детям в разрезанном виде, для того чтобы дети их составили (Приложение 2).

Пословицы и поговорки

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Крепкую дружбу, и топором не разрубишь.
3. Друзья познаются в беде.
4. Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Мысли великих мудрых людей.
5. «Трусливый друг – страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься” Лев Николаевич Толстой (один из самых значительных русских писателей и мыслителей).
6. «Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество”. Петр I Великий (царь Московский и первый император

всероссийский. История российского братства кадет берет свое начало во времени Петра Великого).

7. «Искренность отношений, правда в общении – вот дружба”. Александр Васильевич Суворов (великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере).
8. «Настоящий друг всегда тот, который никогда не бывает ненастоящим”. Александр Васильевич Суворов.

Дети зачитывают получившиеся фразы.

Вопрос к детям:

Ребята, зачем человеку нужны друзья? (Ответы детей…)

Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей – потребность в защищенности, в общении, в близких отношениях с другим человеком.

Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, «пуд соли с ним съесть”. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение .

Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, дает радость жизни.

Практикум «Цветок дружбы”.

Предложить ребятам создать наш «цветок дружбы”. Ребятам предлагаются лепестки для написания. «Ребята, посмотрите на цветок. Листья цветочка названы «вырастить и сохранить”, дружбу необходимо вырастить и сохранить, но что, же нужно для дружбы? Напишите на лепестках критерии дружбы и качества настоящего друга. На лепестках вы можете написать все, что Важно для дружбы. Фраза на лепестке должна начинаться со слов – «я – друг”.

Если у детей возникают трудности, можно задать следующие вопросы: Честный ли ты с другом?
Добр ли ты?
Ты верный и преданный?
Терпелив ли ты?
Помогаешь ли справиться с бедой?
Ты интересен?
Приветливый ли ты человек?
Ты завидуешь другу?
Ты зазнайка?
Умеешь ли хранить тайну?
Внимательный ли ты к другому человеку?
Умеешь ли уступать другу?
Ты ссоришься с другом по пустякам?
Ты умеешь искренне радоваться успехам друга?

Ну, вот какой у нас получился «цветок дружбы”…

Сегодня мы с вами много говорили о дружбе. Я хочу озвучить и после каждому вручить правила дружбы и товарищества.

Правила дружбы и товарищества (Приложения 3)

  • всегда говорить правду друг другу;
  • не сердиться на друга за ошибки и ненамеренно причиненные неприятности;
  • выручать друг друга в трудные минуты;
  • вставать на защиту друга;
  • делиться дорогим для тебя;
  • ничего не жалеть для друга;
  • не требовать от друга взамен какой-то услуги.

Упражнение «Мостик дружбы”.

Предложить детям по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками).

«Ребята, наши мосты соединяют людей друг с другом”. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая мост дружбы «Мост дружбы, который объединит всю нашу планету”.

Анализ упражнения: Вам понравилось строить «Мост дружбы”? Какой мост был самый красивый: мост, построенный вдвоем или совместно со всеми?

Разрешите зачитать слова В.Шекспира:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без дальних слов,
Он помочь тебе готов”.

Подведение итогов занятия. Вопросы детям: Что понравилось больше всего сегодня на занятие? Какие чувства у вас возникли? Что вам дало это занятие?

Заканчивая наше занятие, я хочу вспомнить, что в тяжелые времена Великой Отечественной войны нашим дедам и прадедам всегда помогала настоящая дружба. Они доверяли друг другу, были преданны себе, другу и Родине.

Спасибо, ребята за активную работу на занятии, мне было приятно с вами общаться!

Используемая литература:

Советы родителям

о половом воспитании детей младшего школьного возраста

Товарищество можно считать первой ступенью человеческих взаимоотношений. Для того чтобы человек мог жить среди людей и умел общаться с ними, он должен научиться быть товарищем. Он должен пройти своеобразную школу отношений и как начало ее — первый класс — товарищество. Помните, в моральном кодексе сказано: «Человек человеку — друг, товарищ и брат». Такая гармония, такое единство благородных чувств возможны только тогда, когда мы с вами научим наших детей быть такими людьми высокого класса. И наша первейшая задача — повести их из класса в класс этой великой школы человеческого благородства, начиная с класса товарищества.

Беседы с младшими подростками, их ответы на вопросы, сочинения показывают, что далеко не все дети имеют правильное представление и понятие о товариществе. Там, где родители рано начали проявлять заботу о воспитании Человека, у детей сложился неплохой запас знаний о товарищеских отношениях. Но беда, если в семье не было создано тренирующей нравственной практики. Разговоры «о хорошем» в ребячьих отношениях не связывались с конкретной жизнью детей. Не были созданы условия для проявления товарищеских чувств к окружающим людям — добра, внимательности, чуткости, сердечности и др. У ребят, не имеющих товарищей, знания о правильных и достойных отношениях часто не закрепляются поступками. Если спросить детей этого возраста, почему они считают товарищами того или иного мальчика или девочку, они нередко скажут: «Он мой товарищ потому, что учимся в одном классе. Мне он не нравится, но в нашем классе лучше нет… Вот и приходится с ним разговаривать…». «Товарищ он мне только потому, что мы живем в одном доме, гуляем в одном дворе». Высказывания ребят свидетельствуют о том, что в их сознании нет четкого понимания сущности товарищества, что отношения складываются стихийно, некритично, а потому и приводят к плохим результатам. Отсюда долг учителей и родителей объяснить детям, в чем же смысл настоящего товарищества. Кого мы называем товарищем? Человека, который живет в нашей стране, в нашем городе, учится в школе, работает на заводе и даже живет в какой-то другой стране, но разделяет наши взгляды, идеи, убеждения. Детям нужно показать прекрасные примеры истории, раскрывающие смысл товарищества.

Нужно объяснить детям, что такое отношение к товарищам говорит об их воле, смелости, выдержке. Во имя идеи товарищеской солидарности люди шли на верную смерть, так и не назвав имена «зачинщиков бунта» против царя. В этом случае они проявляли себя как настоящие товарищи. Такое отношение не имеет ничего общего с иногда встречающимся некритичным подходом наших детей к поступкам Их товарищей. Укрывательство плохого поступка означает в этих случаях не силу, а слабость характера, воли человека, делает его плохим товарищем, приносящим вред обществу, самому себе и человеку, которого он укрывает. Настоящий товарищ — первый и лучший помощник в устранении недостатков. Как правило, он первый замечает эти недостатки, смело говорит о них и помогает их исправлять. Настоящий товарищ умеет уважать людей, он никогда не обидит слабого, не нагрубит окружающим, не откажет в помощи тем, кто в ней нуждается.

Настоящий товарищ помогает всем, кому трудно, при этом особо никого не выделяет. Он с удовольствием играет, весел и вежлив со всеми. Именно такими товарищами бывают ученики младших классов, никого не выделяющие из общего числа ребят (за небольшим исключением). Такая неразделенность, общность отношений товарищества свойственна детям младшего возраста в силу их физического и психического развития. Особенно это касается первых двух лет обучения. В конце же третьего — четвертого классов у учащихся начинают появляться новые, более сложные отношения. Возникает первая дружба, но она почти не отличается от товарищества. Выделяя из класса тех, кто нравится больше, дети в то же время общаются и с другими учениками. И даже к тем, кто нравится больше, они не проявляют последовательности и особой верности: сегодня они играли с Вовой, а на другой день с Витей. Поэтому отношения между детьми младшего возраста можно назвать товариществом — дружбой.

Чувства младших детей, в частности товарищеско-дружеские, проявляются совершенно по-разному. Это во многом зависит от их индивидуально-психических особенностей, от условий воспитания в семье и от умения родителей правильно воспитывать. Так, одни дети, обычно живые, подвижные, имеют много товарищей, но сохраняют интерес к ним недолго. Их отношения поверхностны, неустойчивы. Они не умеют, да и не хотят, оценить в товарище что-то новое, хорошее и вскоре начинают общаться с другими. Естественно, родителей пока это не очень и тревожит — «мал еще, вырастет, найдет друга». Но так ли это?

Особенности сангвинического темперамента: легкость, поверхностность, быстрая смена интересов и настроений — могут сохраняться надолго и без соответствующей воспитательной работы закрепиться у человека. Такому ребенку нужно помочь стать более последовательным в отношениях с товарищами: рассказать, что нужно сохранять хорошие отношения, находить в товарище новые черты, воспитать в себе и товарище верность слову, стойкость. Постоянный контроль и советы родителей сделают свое дело. Постепенно он научится бережнее относиться к сверстникам, а позже и к своим друзьям, любимому человеку.

А у другого ребенка, обычно спокойного, медлительного, даже вялого, относящегося к людям с особенностями флегматического темперамента, товарищей совсем мало, хотя он последователен, серьезен, умеет быть верным. Ребятам с ним неинтересно, они его считают скучным, а имеющиеся у него достоинства еще не умеют правильно оценить. Только спустя несколько лет многие поймут, какова на самом деле его стойкость в дружбе, а пока… Пока он нередко один, без друзей. Вовремя помочь такому ребенку также необходимо. Нужно организовать его жизнь так, чтобы в семье было весело и ему, и приглашенным детям. Пусть их придет больше, и среди них обязательно живые, энергичные. Они будут хорошо влиять на вашего сына или дочь. Они заведут игры, в которых нужно проявить энергию, активность, и постепенно увлекут маленького «старичка», как его иногда называют.

Встречаются и очень жизнерадостные, энергичные, способные дети. К ним тянутся многие одноклассники, с ними хотят общаться. Но общаться с ними нелегко, так как они нередко бывают крайне возбуждены и безудержны. В споре такой ребенок ни за что не хочет уступить товарищу, хотя и знает, что неправ. В разгаре спора он может сказать много грубых и резких слов, обидных для товарища. Правда, спустя некоторое время он «отходит» и старается как-то оправдать свою вспыльчивость, но не всегда получает прощение, а потому и остается один. Поэтому среди ребят он слывет «вздорным» и не очень хорошим человеком. Кроме того, такой ребенок нередко излишне горд своими успехами, своим положением «лучшего» в коллективе. За это его зовут «зазнайкой», или «задавалой». Именно это также отделяет от него товарищей. Без вмешательства родителей и руководства из такого ребенка с особенностями холерического темперамента может вырасти очень вздорный, неуживчивый, резкий и грубый человек. И, кто знает, найдется ли для него друг, умеющий постоянно терпеть его выходки и прощать нанесенные обиды?

Но, пожалуй, самыми трудными бывают дети с особенностями меланхолического темперамента — замкнутые, мнительные, злопамятные. Они особенно нуждаются во внимании и поддержке старших. В младшем возрасте дети еще не умеют оценить достоинств, присущих подобного типа ребятам,— их верности и преданности другу, их нежности и целомудренности в отношениях, их стремления уважать и ценить красивое в окружающей природе, в людях, их «тонкость» и чуткость натуры, поэтому не случайно чувствительный, ранимый, поэтически настроенный ребенок не может найти себе достойного товарища. Зная особенности темперамента детей, можно успешнее управлять становлением их отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *