О духовной жизни

Критерии духовности человека.

Мировоззрение, его сущность и значение в жизни человека.

Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).

Бездуховность: причины, следствия, пути преодоления.

Проблемы жизни и смерти, смерти и бессмертия в духовном поиске современного человека

Духовный мир человека—это сфера его внутреннего, субъективного мира, в которой человек проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Они выражаются:

— в определенных видах деятельности (создание произведений искусства, разработка новых научных открытий, формулировка оригинальных мировоззренческих позиций и т. д.);

— в определенных формах поведения;

— в системе ценностей.

Когда человек характеризуется высоким творческим потенциале:», высоконравственным поведением, ориентирован на высшие моральные ценности, то, по существу, он и обладает духовностью. Духовное всегда связывается с выходом за пределы личных интересов, индивидуальных расчетов и пользы.

Критериями духовности человека являются два вида его духовной деятельности, направленные на отыскание истины, самопознание и самоопределение истины. Речь идет о:

  • производстве духовных ценностей, которое находит свое выражение в идеях, образах, законах. Именно эти идеальные образования принимают форму основных видов духовного производства: наук.

  • искусства, религии, философии, морали, политики, права;

  • потреблении духовных ценностей, в результате чего происходит изменение сознания людей.

В общественном развитии данные компоненты человеческого духовности превращаются в относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности людей.

Одним из важнейших компонентов человеческой духовности является мировоззрение. Мировоззрение—это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Сущностью мировоззрения является:

  • вопрос об отношении человека к миру в целом;

  • место и назначение человека в этом мире;

  • решение проблемы о статусе человека в объективной реальности.

Значение мировоззрения заключается в том, что оно выступает объединяющим компонентом, который обеспечивает целостность общественного сознания. Через мировоззрение общественное сознание в целостном виде воздействует на человека, интегрируя все стороны его деятельности и поведения в осмысленную жизненную позицию.

Историческими типами мировоззрения являются:

  • мифология, которая представляет собой отражение в космически обобщенном виде общинно-родовых отношений;

  • религия, стремившаяся дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей;

  • философия, сделавшая мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, критического осмысления.

Мировоззрение является не только основополагающим компонентом общественного неиндивидуального сознания, но важнейшей составной частью духовной культуры.

Особым свойством духовности является толерантность (лат. tolerantia— терпение)— т.е. умение человека быть не только снисходительным, терпимым к кому-либо, но и способность личности совмещать различные точки зрения. Наличие толерантности является признаком уверенности в себе, осознание своих собственных позиций, не избегающих духовной конкуренции.

Одним из истоков русской духовности является святость. Святое — это то, что возвышает человеческое бытие. Являясь феноменом русской жизни, святость выступала объединяющим качеством отечественной духовности.

Бездуховность, или отсутствие потребности в духовном освоении мира, представляет собой мало развитую, инертную духовную жизнь человека. Частным случаем бездуховности является отсутствие нравственных норм.

К бездуховности можно отнести и нарастающее освобождение общественного сознания от религиозного влияния, устранения из жизни человека Бога. Теряя некий высший нравственный ориентир, человек утрачивает и свое личностное начало, превращаясь в субъект рыночных отношений, в одно из проявлений вещественно-материальной бесконечности.

Одним из проявлений бездуховности является и дегуманизация общественной жизни. Человек становится творцом массовой культуры, носителем псевдоценностей, превращаясь в эрзац-человека.

Пути преодоления бездуховности заключаются в возвращении человеку актуальности присутствия Бога в его жизни. Осознание этой проблемы вовсе не означает богообретения. Уверовать — это таинство, которое открывается не для каждого, а только для действительно духовной личности. Сегодня все понимают, что необходимо менять модель отношения человека к миру. Однако сделать это гораздо сложнее, чем понять эту необходимость.

Жизнь и смерть — это феномены, способные превращаться из одного в другое. На это обратили внимание еще древние греки, подчеркивая, что жизнь — это смерть, а смерть — это жизнь.

Проблема смерти является фундаментальным аспектом человеческого бытия. Она задает весь комплекс смысложизненных проблем, которые в совокупности дают философско-теоретическое освоение человеком мира. Смерть сама по себе нейтральна. Эпикур, например, говорил, что ее вовсе нет (пока я жив, смерти нет; когда есть смерть — уже нет меня). Смерть одинаково может быть как источником трагедии (если человек охвачен страхом погружения в ничто, в небытие), так и источником радости и покоя. Здесь в качестве примера можно привести знаменитый диалог Платона «Федон», в котором описывается, как за несколько минут до своей гибели Сократ весьма спокойно доказывает ученикам бессмертие человеческой души.

Таким образом, если смерть — это конец, некое окончательное прекращение бытия человека, тогда она — источник страха и отчаяния. Если смерть воспринимается человеком как переход в иное состояние своего бытия, переход в жизнь вечную, то она оказывается источником определенного жизненного оптимизма. Все это переводит проблему жизни и смерти в разряд философских проблем. Платон, выражая настроения античности, писал о жизни как о прелюдии к смерти, имея в виду ее неподлинность, иллюзорность, фантасмогоричность. Вместе с тем философ воспринимал смерть не как окончательный предел человеческого бытия, а как врата вечности. Именно таким образом смерть и надо воспринимать. Только такого рода понимание смерти уберегает человека от трагического восприятия собственного существования и обещает ему смыслообретение, заключающееся в том, чтобы укоренить себя в вечности.

Бессмертие, если иметь в виду биологически бесконечное существование человека, абсурдно, как все бесконечное. Если же под бессмертием понимать бесконечное существование бессмертной души, тогда оно оказывается вожделенной мечтой человека. Но при этом человек должен изменить свой статус. Он должен перестать быть только телесным существом и частью материального мира. Человек обязан признать себя и духовной субстанцией для того, чтобы обрести бессмертие.

УДК 316.752 + 130.2 + 37.017.92 Мартыненко Елена Викторовна

доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории журналистики

Российского университета дружбы народов

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СМИ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Martynenko Elena Viktorovna

Аннотация:

Россия как часть мировой цивилизации периодически находится на стадии сложного и отчасти драматического развития. Сложный комплекс вопросов, стоящий перед страной, вытекает из переломных моментов, возникающих из-за переориентации общественного сознания в условиях становления России как государства с особой спецификой и уникальностью исторического развития. При проведении реформирования всех сфер жизнедеятельности российского общества необходимо проводить научное обоснование. В работе с теоретических позиций рассматриваются состояние и приоритеты духовной жизни российского общества через призму эстетической культуры и средств массовой информации.

Ключевые слова:

духовность, российское общество, национальная идея, историческое сознание, СМИ, идеология, российская культура, мораль и нравственные ценности.

Значительное место в ряду процессов, оказывающих негативное воздействие на общественное сознание, занимает так называемое мифотворчество. «Гносеологическая основа мифотворчества — это одностороннее отношение к истине, признание в ней только абсолютного аспекта… Социальные истоки мифотворчества — это жизненная позиция, диктуемая личными и групповыми интересами, направленными на сохранение отживших положений» .

В настоящее время на фоне возросших патриотических настроений, вызванных последними политическими событиями, сохраняется опасная тенденция вхождения в духовную жизнь России чуждого нам западного прагматизма. Он проявляется в таких социальных процессах, как кризис ценностных ориентаций, меркантилизация, «клиповое мышление» как результат влияния массовой культуры и СМИ.

Не последнюю роль в противостоянии этим негативным социальным процессам и мифотворчеству в целом должно играть наше национальное историческое сознание, которое представляет собой духовно-практическое явление, свойственное многим субъектам национальной идеи России. В национальное историческое сознание как диалектическое единство входят четыре структурно-содержательных компонента.

Первый компонент — знание народа о себе, своей объективной истории. Формирование историцизма мышления — необходимая составная часть процесса развития действительно научного образа мыслей. Именно взвешенный, аналитический подход к историческому пути страны позволяет субъектам видеть общественные процессы в их реальном развитии, постигать прошлое, настоящее и будущее во всем многообразии и многоступенчатости.

Второй компонент — оценочно-эмоциональный. Для духовного мира личности недостаточно только знания отечественной истории, не менее важно уметь по достоинству дать взвешенную оценку как историческим событиям и процессам, так и реалиям.

Третий компонент — социально-психологический. Недопустимо в полном объеме представлять национальное сознание вне национального характера. Доброта, милосердие, чувство долга

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

и ответственности, сочувствие, совестливость и другие социально-психологические качества национального характера занимают далеко не последнее место в жизни общества.

Последний компонент, социокультурный, — это наша духовность, в которой выделяются взаимозависимые грани: национально-религиозная (православно-церковная); художественно-эстетическая; грань гуманистических и политико-правовых идей общественной философской мысли; грань личностных нравственных ценностей.

Развитие всех сфер жизнедеятельности России сегодня невозможно без «Человека», выбор которого всегда связан с идейно-нравственными посылами. Формирование национального самосознания становится важнейшим элементом системы развития российского общества.

Одним из важнейших инструментов формирования национального сознания являются средства массовой информации, чей аксиологический характер деятельности выражается в формировании духовного мира человека, ориентируя его на заданные идеалы (умышленные и неумышленные).

Стоит отметить, что в последнее время на телевидении, радио, в газетах и сети Интернет, а также в литературе и искусстве обозначились две тенденции: 1) освещение противоречивых явлений и событий в нашей истории, о которых в силу политических причин говорить было не принято; 2) критический пафос СМИ, искусства и литературы, допускающий произвольную трактовку процессов духовной жизни, исторических фактов, в ряде случаев — их нивелирование.

Иными словами, с одной стороны, в условиях активно развивающейся свободы слова возможность доступа к прежде закрытой или «непопулярной» информации многократно выросла. Вместе с тем средства массовой информации все чаще становятся зависимы материально и политически, появляется ангажированность. Это заставляет журналистов гнаться за прибыльными сенсациями, не задумываясь об этической и моральной составляющих профессиональной деятельности.

Еще один негативный аспект деятельности СМИ, связанный с обозначенной выше тенденцией, — создание привлекательного образа-стереотипа, суть которого заключается в возбуждении эмоционально-чувственного и принижении идейно-рационального. СМИ в реальности стали популяризировать аморальность поведения человека через такие формы, как презрение к ценности человеческой жизни, тяга к насилию, влечение к сомнительным удовольствиям.

Можно выделить три пути, где возможно полноценное противостояние информационному насилию: во-первых, это права личности и гражданина; во-вторых, плюрализм в творчестве и демократизация СМИ; в-третьих, формы и методы работы образовательной системы страны.

Инструментом и идеологической основой такого противостояния для российского общества может стать национальная идея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная идея как конструкт, воздействующий на духовный мир личности, поведение и поступки объединений людей, включает цивилизационный и формационный подходы. При первом подходе речь должна идти о выработке социальных, экономических, политических и культурных приоритетов отечественного развития, которые объединяют и вдохновляют российское общество . Во втором подходе главным методологическим критерием выступает российская культура, включающая духовные ценности, исторически присущие русскому народу на всех этапах его цивилизационного состояния и развития.

Что касается современного состояния российского общества и перспектив его развития, национальная идея может включать ряд положений.

Первое — духовность как выразитель нравственных начал общественной жизни и моральных законов поведения человека.

Второе — народовластие как система общественно-политических установок, требующих от государства служения народу.

Третьим положением национальной идеи в России должна выступать державность. Для России с ее большим геополитическим пространством, объединяющим на своей территории многочисленные народы, державность — это общность границ и инфраструктуры, отчасти спасение социокультурных традиций, паритетность всех народов и этнических групп, достойное место в мировой цивилизации.

Четвертым положением в основе национальной идеи нам видится идея свободы человека. Идея свободы человека — это справедливость без уравнительности, консолидация и солидарность, равноправие и уважение. Ее практическое воплощение — осознание необходимости формирования гражданской «российской нации», образуемой реальным многообразием всех народов России.

Духовная жизнь российского общества представляет собой сложную динамическую систему, ее процессы не должны протекать стихийно — необходима целенаправленная эффективная деятельность по их регулированию, в основе которой лежит системный подход. Он включает конкретные направления, уровни работы и опирается на ряд принципов.

Можно выделить следующие направления планирования:

— планирование деятельности средств массовой информации, государственных учреждений культуры и искусства;

— планирование деятельности культурно-просветительных учреждений, СМИ, чтобы сохранять направление на формирование политической и нравственной культуры, духовности и патриотизма.

Представляется возможным выделить определенные уровни управления планированием духовной сферы общества:

— директивный, на котором необходимо в основном материально-финансовое и техническое обеспечение всех сфер духовной жизни российского общества;

— прогностический, где не всегда возможно планирование конкретных цифровых показателей, их могут заменить нижние границы цифрового характера;

— тенденциальный, связанный с установлением ключевых направлений духовного развития российского общества.

Основные положения, определяющие специфику управления духовной жизнью российского общества, можно обозначить через следующие принципы:

— принцип преемственности, предполагающий глубокое и всестороннее объективное изучение основных концепций и подходов в отношении к духовной жизни, ее компонентам, культуре и СМИ, выдвинутых в прошлом;

— принцип комплексного подхода, предполагающий широкий охват политическим, правовым, нравственным и эстетическим воспитанием всех слоев общества, особенно российской молодежи;

— принцип соответствия методов воздействия духовным потребностям российских граждан, ориентирующий все субъекты управления духовной жизнью на необходимость объективного содержательного и нравственного подхода к тиражируемой отечественными СМИ социальной информации о событиях в стране и за ее пределами .

В общественное сознание современных россиян внедряются идеи потребительства, эгоизма, индивидуализма, гедонизма, и при этом высшей целью считается достижение личного, прежде всего материально-финансового, блага любыми средствами. В стране наблюдается пренебрежительное отношение к общественным заслугам тех, кто по праву имеет высокие награды Родины. Люди нередко стесняются произносить такие слова, как «Отечество», «патриотизм», «героический подвиг». Именно поэтому при определении тенденций духовного развития российского общества необходима ориентация на положительные образы отечественной литературы и искусства. Важно пропагандировать патриотические идеи и взгляды, вытеснять из общественного сознания все устаревшее, чуждое российской ментальности, богатой духовной культуре России.

Ссылки:

1. Ксенофонтов В.Н. Эстетическая культура в духовной жизни москвичей: состояние и приоритеты : монография. М., 2009. 160 с.

3. Там же. С. 21.

Ученик Академии Победителей (Winners Academy) задал вопрос Владимиру Довганю: «Каковы духовные принципы истинного счастья?»

Ответ на данный вопрос вы узнаете, посмотрев видео урок ниже:

Духовное и физическое совершенствование

Первый духовный принцип для счастливого человека — это духовное и физическое совершенствование. Мы пришли в этот мир, чтобы делать свою душу, свой ум лучше, совершеннее, прекраснее, конкурентоспособнее. Это процесс постоянного совершенствования души, тела, интеллекта.

Это первый главный постулат: проснулся с утра – начинай учиться, развиваться!

И когда ты выбираешь этот путь, то любое поражение воспринимаешь как нормальный тренажер. Человек, который ставит своей целью в жизни совершенствоваться, развиваться, он достаточно легко восстанавливается после разорений, падений, неудач – он всегда становится сильнее.

Другие люди, которые ставят за основу только материальные принципы (машины, квартиры, деньги и т.п.), потеряв это, начинают винить в своих неудачах окружение или «неправильную» судьбу. Они ноют и не хотят понимать, что только отношение к неудачам и умение брать ответственность на себя позволит выйти на новый уровень духовного развития и успеха в жизни.

Наполнить свое сердце любовью

Второй духовный принцип человека, стремящегося к счастью – наполнять свое сердце любовью. Начинать надо с самого себя. Если человек себя не любит, то он не способен полюбить другого.

Начните с себя

Когда вы себя сможете полюбить? Когда вы развиваетесь, когда вы становитесь мудрее, добрее, светлее. И вы понимаете, что ваша сущность, душа становится сильной и непобедимой.

Начинайте с любви к себе. Потом – к родителям, близким. Чтобы благодарность, любовь всегда наполняла ваши чувства. Затем наполняйте этим прекрасным чувством каждый момент своей жизни – полюбите мир вокруг себя, свою жизнь. Конечно, это сделать будет сложно. Просто не уподобляйтесь тем, кто не любит ни себя, ни все вокруг – это их выбор.

Возьмите под контроль свои мысли, слова и чувства

Чтобы проще стало наполнять любовью, счастьем и радостью свою жизнь возьмите под контроль свои мысли, слова и чувства – это один из важных духовных принципов совершенствования себя. В нашей Академии Победителей это один из важных уроков, который является фундаментом успеха для любого человека.

Когда вы начнете контролировать мысли, слова и чувства, то станете хозяином собственной судьбы, сможете добиться истинного счастья.

Совершенствование души, тела, разума, любовь и контроль над чувствами, мыслями и своими словами – это, на мой взгляд, самые основные духовные принципы для любого человека, который хочет познать истинное счастье.

Отец Димитрий Торшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Озерском (Подборки) Калужской области, рассказывает удивительные истории о духовных законах, которые действуют невидимо, но властно в нашей жизни.

Отец Димитрий с матушкой Софией

Уподобиться Христу

Когда мы с матушкой познакомились, она, молодая девушка, ездила в областную больницу, в Анненки, к детям-отказникам, чтобы хоть немного позаботиться о них. Это груднички, которые родились калеками, без ручек или без ножек. Матушка приходила, брала их на руки… Очень тяжело видеть подобное несчастье – это ввергает в уныние. Таких детей даже в интернат не берут, их жизнь для них – страдание и мука.

У меня растет сын – маленький Илиодор. Он назван в честь моего духовного наставника – Оптинского архидиакона Илиодора, по молитвам которого малыш родился (врачи поставили диагноз «замершая беременность» со всеми вытекающими последствиями). Я иногда смотрю на сына и думаю: слава Богу, он родился здоровеньким, у него есть ручки и ножки – он уподобился нам, своим родителям, чтобы жить земной жизнью.

Мы должны уподобиться Христу, чтобы иметь возможность жить в будущей жизни.

С отцом Илиодором

С преподобным преподобен будеши

Если рядом с нами нет тех, у кого мы можем научиться духовному возрастанию, – нам будет трудно расти духовно. Поэтому так важно читать Патерики и искать духовные маяки. Для нас жития святых – это чудеса, но на самом деле это реальность, в которой присутствует Бог.

Очень важно читать Патерики и жития святых: это духовные маяки, учебники духовного возрастания

И сейчас есть святые люди, в жизни которых происходит то, что происходило в Патериках. Мне приходилось встречаться с такими людьми: они совершали вроде бы чудесные вещи, которые для них самих были совершенно обычными. Мы просто немного выпали из этой реальности.

У моих родителей нас росло четверо своих детей и еще трое приемных. Один из моих братьев в детстве имел сильный дефект речи. Врач посоветовал отдать его в речевую школу-интернат, где у всех детей были дефекты речи. Он там не жил, просто ходил на занятия, и я, как старший брат, его отводил и забирал.

Через две недели он разучился говорить вообще: ему не нужно было стараться, все дети вокруг говорили так же плохо, как и он. Мы, к счастью, быстро спохватились, забрали братишку, перевели в обычную школу, он начал тянуться за обычными детьми и скоро стал прекрасно разговаривать.

Думаю, этот пример может послужить отличной иллюстрацией к Псалтири: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным – неповинен будеши, и со избранным – избран будеши, и со строптивым – развратишися» (Пс. 17: 26–27).

Как я оказался в Шамордино

В Шамордино я познакомился с духовными людьми святой жизни. Как я там оказался? Это произошло следующим образом.

Мой приход находится недалеко от монастыря – семь минут езды на машине. Когда я только начинал служить – встретился с большими трудностями: народу в храм ходило очень мало, и расходы на содержание церкви многократно превышали доходы.

Отец Илиодор был, конечно, в курсе всех моих проблем и решил помочь мне. Все знают, что он человек добрейший и с прекрасным чувством юмора. И вот он при мне набирает номер игумении монастыря в Шамордино, и она сразу спрашивает:

– Что вы хотите, отец Илиодор?

– Матушка, у меня все есть. Может быть, вам что-то нужно? Может, рыбки к столу?

(А к ним как раз должен был приехать Патриарх.)

– Это было бы здорово… А что вы хотели, отец Илиодор?

– Да у меня все есть! Может, вам чем-то помочь? Может, фрукты нужны?

– Да, здорово бы было… А все-таки что вы хотели, отец Илиодор?

– Да у меня все есть! У меня даже батюшки есть!

А он знал, что в Шамордино батюшки старенькие, им служить тяжело, и дополнительный священник был бы им в радость.

Я приехал к игумении, она меня тепло приняла, и я стал в свободное от службы на своем приходе время ездить в монастырь. И сейчас служу там раз в неделю, кроме того стараюсь приезжать исповедать паломников, помочь служащему батюшке, в Великом посту соборую там. И сестры монастыря тоже стараются мне помогать.

Казанская Амвросиевская пустынь Шамордино

Духовная атмосфера монастыря

Сейчас ситуация на моем приходе стала лучше, выросло число прихожан, и я мог бы уже не ездить в Шамордино, но эти поездки стали частью моей жизни, и отказ от них обернулся бы для меня большой духовной потерей.

Мы служим в храме преподобного Амвросия Оптинского, алтарь обустроен на месте кельи, где почил великий старец, и это создает такую духовную атмосферу, словно он сам там присутствует.

Алтарь обустроен на месте кельи, где почил старец Амвросий, и это создает особую духовную атмосферу

Кроме того, в этом монастыре очень серьезная богослужебная жизнь. Совершается весь суточный круг богослужений, который с перерывом составляет девять часов. Такую службу вряд ли где можно еще встретить, разве что на Афоне. С шести до девяти вечера – вечерня и повечерие, перерыв, с трех ночи – молебен преподобному Амвросию, утренние молитвы, полунощница, утреня, часы и Литургия, которая заканчивается в десятом часу утра.

Пример священства и святости

В монастыре служат два старца: духовник обители архимандрит Поликарп и иеромонах Антоний. Они оба для меня – пример священства и пример святости.

Отец Поликарп очень смиренный. Он – маститый архимандрит, окончил духовную академию, служил в московском монастыре, и это могло бы оставить на нем отпечаток собственной значимости, но он – самый смиренный человек из всех, кого я когда-либо встречал в своей жизни.

Отец Поликарп, умудренный и опытный архимандрит, – самый смиренный человек

Ни разу он сам не благословил трапезу как старший, а смиренно подает мне знак, чтобы я, молодой священник, это сделал.

Всем своим существом он старается никого не смутить, не задеть, не расстроить. И даже когда ему приходится что-то подсказывать мне по службе или по уставу – он это делает деликатнейшим образом.

Много лет он служил все длинные службы в монастыре совсем один.

Как отец Поликарп прочитал мои мысли

Мне приходилось быть свидетелем плодов его духовного подвига. Как-то раз во время службы пришел в голову помысел о том, что завтра мне понадобится одна богослужебная книга, а я не знаю, где ее найти. Отец Поликарп стоял рядом и молился. Внезапно он повернулся ко мне и сказал тихо:

– Эта книга лежит в алтаре в таком-то месте.

Со стороны это выглядело так, словно я его об этом спросил, хотя речь шла о службе другого суточного круга и никаким логическим образом нельзя было предположить, что я могу об этом думать. Он просто прочитал мои мысли.

Храм преподобного Амвросия в Шамордино

«Ваш дедушка – святой»

Другим очевидным свидетельством его подвига служит история, которая происходила на моих глазах. Как-то отец Поликарп задумался о качестве вина, на котором он служит Литургию. Известно, что туда добавляют спирт, сахар, консерванты, и он решил сделать вино сам. Кто-то подсказал ему простую натуральную технологию, легко осуществимую в условиях его скита.

Фактически это выглядит так: он с помощью соковыжималки выжимает сок из винограда и оставляет его в покое на несколько дней. Сок бродит, отец Поликарп снимает пену и получившееся вино разливает по емкостям. Выжать сок и снять пену – дело нетрудное. Вино это у него хранится долго.

Как-то раз в Шамордино приехал опытный винодел из Крыма, заинтересовался и напросился посмотреть на производство монастырского вина. Он спросил у отца Поликарпа:

– Сколько спирта вы добавляете в это прекрасное вино?

– Нисколько. Это же вино для Литургии…

– А сколько сахара кладете?

– Тоже нисколько.

– Хм… А как долго кипятите?

– Я его не кипячу, для этого в скиту нет условий.

(А в скиту голые стены да газовый баллон.)

– А где вы это вино храните?

– Да вот – в чулане стоит.

– При комнатной температуре?!

– Да, конечно.

– И сколько же оно у вас хранится?!

– Вот это свежее, это прошлого года, вот это три года назад делал, это – четыре…

Винодел вышел из чулана и говорит:

– Ваш дедушка – святой. Потому что такое вино не хранится. Этого просто не может быть.

Интересно, что как-то отец Поликарп на мой день Ангела подарил мне две бутылки своего вина. Одну мы выпили, а вторую я убрал в холодильник, чтобы при случае кого-нибудь угостить. Но через месяц вино у меня испортилось. А у него такие бутылки хранятся по многу лет…

Встреча с Христом

Как-то мы пили чай в скиту у отца Поликарпа, и отец Антоний рассказывал истории. Он сам был рукоположен давно, еще в советское время, в Даниловом монастыре, который власти разрешили возобновить в 1983 году – первым в СССР после долгих лет гонений на Церковь.

Через несколько лет стали возрождаться другие древние обители, братии в них еще не было, и отца Антония посылали восстанавливать эти монастыри: на Соловки, на Валаам, в Оптину. Еще его отправляли служить на дальние, почти безлюдные приходы: семейному батюшке там домашних не прокормить, а монах как-нибудь прокормится.

И вот как-то его отправили на один дальний приход. Там ему сказали, что прежний священник по праздникам объезжал все окрестные деревни, исповедал и причащал старушек, которые по состоянию здоровья не могли дойти до единственного в округе храма. Отец Антоний тоже стал следовать этой традиции.

Как-то раз накануне праздника прошел сильный ливень, и на старенькой «Волге» доехать до одной из деревень не было никакой возможности. Отец Антоний решил отправиться туда при первой же возможности, когда немного подсохнет, и предупредить старушек, что причастит их на неделе и чтобы они готовились.

Приезжает, стучится в первую же дряхлую избушку, заходит: сидит старушка у печи, на ней какая-то поношенная поддевка. Она извиняется, семенит к столу, а там – отглаженное платье. Она выходит, надевает платье, возвращается – чистенькая, аккуратненькая:

С каким благоговением эти старушки ждали встречи с Христом!

– Я готова, батюшка!

– Простите, матушка, вчера дорогу размыло, не смог проехать… Вот приехал предупредить: вы сегодня попоститесь, завтра с утра не кушайте, подготовьтесь, я приеду вас исповедать и причастить…

– Да-да, батюшка, мы так и поняли и еще со вчерашнего дня ничего не ели. Вы не переживайте – мы и до завтра есть не будем, подождем!

– Нет, вы уж, пожалуйста, постного поешьте, только с утра завтра не кушайте…

Он заехал во второй, третий дом – там история повторилась. И он уезжал из этой деревни со слезами на глазах, пораженный тем, с каким благоговением эти старушки ждали встречи с Христом, отложив все свои дела.

На дальнем приходе

Отец Антоний рассказал, что после этой истории ему пришлось еще раз поразиться подобному настрою. Однажды, в начале восьмидесятых, к ним в Данилов монастырь приехал один приходской священник с дальнего, практически безлюдного прихода, куда его отправили безбожные власти за его слишком деятельные пастырские труды. (Сейчас, кстати, этот священник – довольно известный архимандрит).

Так вот, приехал, значит, батюшка в монастырь на несколько дней – помолиться и погостить в святом месте. Его радушно встретили. А он был такой худой, и видно, что жизнь у него тяжелая. Братия сварили рыбные пельмени, а он очень обрадовался и говорит:

– Ничего себе, как вы здорово здесь живете! А я после службы приду в свою сторожку, холодно… Каши овсяной наварю, она быстро остынет – и как клейстер…

То есть ему даже немудреная монашеская трапеза казалась роскошью. И монахи начали откармливать этого худого батюшку, подкладывать ему кусочки получше. Приближаются выходные, и он засобирался к себе на приход. Отцы стали его отговаривать:

– Поживи еще у нас! Послужишь с нами, заодно и подкормишься!

– Нет-нет, у меня воскресная служба, я не могу!

– Да ладно! Ну не отслужишь одну службу… У тебя все равно никаких прихожан не бывает…

– Нет-нет, надо ехать: у меня там в храме две прихожанки – одной 80 лет, другой под 90. Первая приходит на Литургию за три километра, вторая – за одиннадцать, зимой – обычно на лыжах. Как же – они придут, а службы – нет?! Нельзя мне к ним не приехать!

«Как же? Эти двое придут, а службы – нет?! Нельзя мне к ним не приехать!»

Я эти истории теперь часто вспоминаю. Думаю о нашей современной жизни. Мы сейчас так сильно духовно расслабились и не понимаем, насколько для спасения нашей души необходимо то, что происходит в храме Божием. Сидим иногда или лежим и думаем: пойти в храм или не пойти? А если какие-то бытовые дела, так мы и не пойдем.

А эти бабушки – старые, изможденные, больные, у которых имелось гораздо меньше возможностей для Причастия в советское время, в годы гонений, – они преодолевали себя и знали цену богослужения.

Схимонахиня Валентина

Духовные законы

Господь печется о каждом. Любит нас больше, чем самые близкие наши люди. Соответственно, Господь знает, что у нас есть потребности и заботы, которые по сути временные, исходя из понятия вечности. И Он понимает, насколько важно нам прожить жизнь духовно, чтобы направление нашего бытия вело нас к Нему, а не от Него. Ведь от того, как мы проживаем земную жизнь, зависит наша Вечная жизнь, которую мы себе даже представить не можем, в отличие от Господа.

Поэтому Бог заложил в нашем бытии духовные законы, которые действуют так же, как законы физические. Если мы, допустим, прыгаем с третьего этажа, мы ломаем себе ноги, если не хуже, и в этом нет ничего удивительного. Если наша жизнь не ведет нас к духовному возрастанию, то в ней точно так же начинает что-то ломаться для того, чтобы ее исправить. И это, по всей видимости, милость Божия. Тогда в нашу жизнь приходят скорби и болезни.

И, соответственно, действует обратный закон: если человек правильно относится к своей скорби, если она меняет его жизнь в духовном плане, то первопричина скорби исчезает, устраняется, и с ней отступает и сама скорбь.

На моих глазах люди, пораженные смертельной болезнью, меняли свою жизнь, приходили к вере и поднимались со смертного одра.

А если человек верующий, то, что, у него не бывает скорбей? Конечно, бывают, но для духовного возрастания. Можно вспомнить преподобного Амвросия: он слег в 33 года, но стал старцем.

Или преподобный Варсонофий Оптинский… Он заболел воспалением легких, был при смерти. Когда, по его просьбе, денщик начал читать ему Евангелие, больной увидел небеса открытыми и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

Преподобный Амвросий Оптинский

Духовные причины исправляются духовными действиями

У меня есть друг. Он спортсмен и тренер, а еще глубоко верующий человек. Он всю свою сознательную жизнь неукоснительно читал утренние и вечерние молитвы, регулярно прибегал к церковным Таинствам.

Как-то, приехав на юг, он расслабился, и там его духовная собранность дала трещину. В один из вечеров они с друзьями хорошо посидели за столом, а когда пришло время сна, у моего друга уже не было сил молиться. Для него это было очень непривычно – лечь спать без молитвы. Засыпая, он подумал: вот не помолился – и ничего страшного, и вполне можно иногда и не молиться, если устал… подумаешь, делов-то…

Подумал: «Можно и не молиться, ничего страшного…» А утром проснулся с сильнейшей болью!

Когда он проснулся, почувствовал сильную боль в спине и невозможность двигаться. Вызвали «Скорую», доставили его в больницу и поставили диагноз: грыжа шейного отдела позвоночника размером что-то около 15 мм. Грыжа размером 6 мм считается уже показанием для операции, а у него оказалась такой огромной и еще в таком опасном месте.

Опасаясь непрофессионализма местных врачей, он с горем пополам переправился в Москву, где уже в серьезной столичной клинике ему подтвердили диагноз и стали готовить к операции. Предупредили, что шансов на успех – 50 на 50, но при любом, даже самом благополучном исходе ему гарантирована инвалидность.

Кроме того, у него начала сохнуть левая рука, которая почти перестала действовать. Поскольку вся его жизнь была связана с движением, для него это была трагедия даже больше, чем для обычного человека, и он находился в отчаянии.

В то же время он сразу определил для себя причину внезапного несчастья, и это вселяло в него надежду. Духовные причины можно исправить духовным же действием: молитвой и покаянием. Он под расписку уехал из больницы, взял, можно сказать, паузу, стал каяться и ревностно молиться, особенно просил о помощи святителя Луку Крымского.

А потом боль внезапно отступила, но через несколько дней заболела голова (позднее оказалось, что это было промыслительно). Он испугался, что его положение ухудшилось, срочно отправился в больницу, где ему сделали МРТ. Врач вышел со снимком и с удивлением спросил:

– Можно уточнить: на что вы жалуетесь, и с чем собственно вы к нам приехали?

Когда больной стал рассказывать о своем диагнозе, поставленном, кстати, в этой же клинике, врач удивился еще больше и сказал:

– Нет у вас никакой грыжи! А на том позвонке, о котором вы говорите, действительно имеется рубец, но, по-видимому, очень старый – примерно пятилетней давности.

Когда мой друг показал ему снимки, сделанные две недели назад, доктор собрал консилиум, который закончился пожиманием плечами. Вывод озвучил один из самых авторитетных специалистов клиники:

– В принципе практика показывает, что нет ничего невозможного, но то, что произошло с вами, очень маловероятно, и у нас, к сожалению, нет никаких предположений по этому поводу.

Прошел уже не один год, и мой друг ведет активную жизнь и неукоснительно молится, а его воспоминания укрепляют его в духовном труде.

Эта история для меня – напоминание о том, что в первую очередь нужно заботиться о душе. Нужно не ждать, пока грянет гром, а если все же прогремел, то не пытаться идти легким и бесполезным путем; если идти только им: когда человек надеется на одно лечение – это попытка борьбы с симптомами, а не с самой болезнью.

Ответственность за наших близких

Часто мне, как священнику, жалуются: у нас неверующие родители (муж или жена), мы им говорим о вере, но они не хотят нас слушать.

Что ответить? Большая ответственность за наших близких возложена на нас. От чужих скрываешь свои недостатки, а от близких – не скроешь. Мы предстаем перед ними во всем своем, так сказать, безобразии. Чем ближе мы к человеку, а он к нам, тем безоружнее мы друг перед другом в своих немощах.

И вот мы хотим наших близких подтолкнуть к встрече с Богом, а они не желают нас слушать. Это потому, что мы стараемся идти путем легким, но не тем. Мы пытаемся убедить их, а это приводит к противоположному результату: они начинают сопротивляться. А все зависит от того, насколько каждый из нас ведет христианский образ жизни. Вот две истории по этому поводу.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Озерском (Подборки)

«Как прекрасно быть верующим…»

Этим летом, в жаркий день, ко мне в храм зашел молодой человек. Он обратился с вопросами, мы начали общаться, и он рассказал, что не так давно пришел к вере и теперь очень счастлив и стал совсем другим человеком.

Есть только одна проблема: жена не разделяет его восторга и даже против его воцерковления. Я очень удивился:

– Не может быть!

И перечислил основные христианские качества, которые старается стяжать человек, ведущий церковную жизнь:

– Ведь вы, наверное, стали внимательнее к жене, стали более покладистым, терпеливым – лучшим семьянином, чем раньше? Кто же может возражать против таких качеств?

Но он словно не слышал меня и продолжал обвинять жену в неспособности понять его новые – духовные – устремления.

Он словно не слышал меня и продолжал обвинять жену в неспособности понять его новые – духовные – устремления

Наша беседа в прохладном храме продолжалась довольно долго – до тех пор, пока дверь не отворилась.

В церковь вошла рассерженная молодая женщина:

– Сколько же можно?! Я целый час сижу в машине на солнцепеке и жду тебя!

Это была жена моего восторженного собеседника, который так долго рассказывал мне о том, как прекрасно быть верующим.

В храме у отца Димитрия Торшина

Стяжи дух мирен

Нам не нужно пытаться убедить в чем-то наших близких – нужно измениться самим

Один раз в Шамордино я разговорился с паломником – глубоко верующим и воцерковленным человеком. Зашел разговор о том, как он пришел к вере, и он рассказал мне следующую историю.

Раньше, когда он был еще неверующим, ему как-то понадобилось посетить паспортный стол. Духота, обшарпанные стены, уставшие люди в очереди, напряжение в воздухе. Тяжелую обстановку усугубляла чиновница, которая срывала на всех свое плохое настроение. Этот человек сделал все свои дела, но ушел оттуда с тяжелым душевным чувством.

Прошло полгода, и ему пришлось еще раз посетить паспортный стол. Там была та же очередь, обшарпанные стены, та же духота и уставшие люди, но работала совсем другая паспортистка – она старалась всех порадовать, и у всех настроение было благостным. Доходит до него очередь, он смотрит на чиновницу и понимает, что это та же самая женщина, которую он встречал полгода назад.

Он был сильно поражен и спросил у нее прямо, как с ней произошла эта чудесная перемена. Паспортистка ответила:

– Вы знаете, я пришла к вере, начала воцерковляться и стараюсь относиться к людям с любовью…

Тогда ему захотелось понять, как это может произойти, что человек так изменился, и он решил сходить в храм. После этого начал посещать службы и постепенно стал таким, каким я встретил его в Шамордино.

Отец Димитрий с детьми

Его история поразительна тем, что подтверждает слова преподобного Серафима Саровского: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».

И это работает не только на наших близких, но и на совершенно чужих, незнакомых людях. Изменилась одна женщина – и с ее помощью началось спасение совершенно не знакомого ей человека. И нам не нужно пытаться убедить в чем-то наших близких – нужно измениться самим.

Помоги нам в этом, Господи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *