О духовном

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 34

Каковы критерии духовности? Духовность включает в себя множество основополагающих категорий. Попробуем исследовать этот вопрос, взяв за основу духовности триединство: Любовь (в том числе Вера в Любовь), Мудрость и Творчество (активность, действие). Будем в дальнейшем использовать эти вечные ценности для выявления духовности всего, с чем мы столкнемся. Это позволит нам: во‑первых, говорить «на одном языке»; во‑вторых, сделать шаг к истине в определении понятия «духовность»; в‑третьих, исследовать на предмет духовности все сферы жизни.

Духовность рождается и проявляется через человека. Только он может любую сферу своей деятельности наполнить духовностью. Человек может и искусство, и религию превратить в бездуховное и привести к деградации, и самый тяжелый физический труд наполнить духовным содержанием. Духовность – это сама жизнь, наполненная любовью человека.

Духовность – это сама жизнь, наполненная любовью человека.

Духовность – это глубочайшая человечность! Понимать друг друга, уважать человека любого вероисповедания и любой идеологии, больных и «умственно отсталых», президентов и преступников – это и есть духовность. Помните, у Фета: «Хоть не вечен человек, но то, что вечно, – человечно!»? Теперь рассмотрим подробнее критерии духовности.

Любовь

Любовь – это и стремление друг к другу двух человек, и любовь к себе и к Богу, и «космический принцип», объединяющий человека и Вселенную, то есть любовь к Миру, где под этим словом «Мир» понимается ВСЁ. И обязательно – сам человек.

Любовь – это и стремление друг к другу двух человек, и любовь к себе и к Богу… то есть любовь к Миру, где под этим словом «Мир» понимается ВСЁ.

Некоторые забывают об этом и относятся к себе по «остаточному принципу», отделяя тем самым себя от Мира, из‑за чего получают множество проблем, в том числе укороченную жизнь. Другая крайность – любовь к себе большая, чем к другим, также вносит в Мир дисгармонию и получает ответную реакцию. Нахождение тонкой грани между любовью к себе и любовью к Миру, выполнение заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» являются важной задачей человека.

Нахождение тонкой грани между любовью к себе и любовью к Миру, выполнение заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» являются важной задачей человека.

Исходя из этого, становится понятным, почему у глубоко верующих людей есть проблемы. Они производят разделение Мира и Бога, а человечество ставят на эту межу и разрывают его, разделяя людей на верующих и не верующих в определённого Бога, на соблюдающих и не соблюдающих те или иные законы, ритуалы и традиции. Но Бог есть Любовь, и она во всём! «Бога ни кто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (Иоанн. 4:12). Если Вера вырастает на именно таком понимании Бога, как Вера в Любовь, то человек приобретает бесконечные возможности.

Духовность человека как ценность и предмет христианской психологии

Доклад Покровских педагогических чтений

Духовность человека по-разному трактуется в светской (научной) и христианской традициях. В первой – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, — «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, — «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа» 1. В обоих случаях речь идет о высшей ценности природы человека, которая понимается по-разному в этих двух несовпадающих мировоззренческих системах и соответствующих им антропологических системах.

Осмысление истоков и причин кризиса западной цивилизации, в том числе кризиса науки (и человекознания), приводит к необходимости пересмотра горизонтальной, усекающей, приземляющей понятие духовность, гуманистической антропологии. Наука обращается к христианскому взгляду на человека, который ставит индивидуальную человеческую судьбу в исключительное положение по отношению не только к тварной природе, но и к обществу, государству, истории и даже цивилизации. Об этом хорошо сказано у Н. А. Бердяева 2:24. Он пишет, что проблема человека может быть целостно поставлена и решена лишь в свете идеи богочеловечества. Существенно для личности то, что она предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она стремится. Общество только часть личности, лишь социальная ее сторона. Личность не есть также часть мира, космоса, наоборот, космос – часть личности. Личность есть божья идея, замысел, задача. Человек, состоящий из души и тела, есть существо природное. Но дух не есть природа.

Духовность личности трансформируется в духовность общества. Эпоха Возрождения привела к прогрессирующим утратам духовности во всех сферах и на всех уровнях общественной и личной жизни, в искусстве, науке, в которой духовность вышла за рамки проблематики социальных и гуманитарных областей знания. Возникла новая ментальность и новый социальный тип человека, с иной нехристианской системой ценностей. Крупные философы, психологи, психотерапевты прошлого века дали описание этого феномена, напоминающее диагноз или даже приговор: это бездуховность или ложная духовность. Э. Фромм много писал о преобладающем в западном обществе социальном типе, «анальном» характере – скупом, пунктуальном, упрямом, направленном на стяжательство, но экономящем чувства, качества которого были возведены в норму морального поведения и рассматривались как выражение человеческой природы. «Это не имеет стержня, в нем нарушено чувство идентичности, отсутствуют духовные интересы. Главный метод успеха — красивая упаковка, умение преподнести себя как товар» 3:4.

Отчужденность от себя и других людей напоминает шизоидный характер. Фромм делает выводы о невротическом развитии личности в больном буржуазном обществе, в котором анальный тип преобладает. В статье «Рыночный характер и кибернетическая религия» он пишет о современном социальном характере, который сменил развивавшийся с XVI века, со времен промышленной революции, накопительский тип – авторитарный, одержимый, предприимчивый.

Главную роль в структуре рыночного характера играет интеллект, лишенный разума (так как имеется разрыв между разумом и сердцем). Его эмоции упрощены, он не испытывает глубокой привязанности ни к себе, ни к другим. Главные ценности – престиж и комфорт, цель – полная адаптация к рынку труда.

В 20-30-е годы ХХ века остро заявляет о себе проблема сексуальности, и К. Хорни выдвигает на авансцену нового героя – «невротическую личность нашего времени», тревожную, враждебную, не способную любить, но стремящуюся к любви, опредмечивающую объект привязанности, проецирующую на других свою агрессивность, либо стремящуюся к власти, престижу, доминированию, обладанию 14.

В 30-40-е годы Н. Бердяев описывает нарциссического человека – антипода трансцедирующей себя духовной личности. Он подробно останавливается на вечной, но принимающей различные обличья буржуазности, которая направляет свою волю к материальным благам 2:245, во многом здесь перекликаясь с Э. Фроммом и обозначенной им альтернативой существования – «быть или иметь».

Р. Мэй в середине века главной проблемой называет апатию, пустоту, внутренний вакуум, приводящие к отчаянию 6. В 70-е годы он ставит диагноз миру: шизоидный мир, мир шизоидов, шизоидный раскол как защита личности от сверхстимулирования окружающим миром. Особенности этой защиты – апатия, бессмысленность жизни, несвобода, безразличие к окружающему, уход от реальности, отчаяние, страх, тревога, агрессия, избавление от которых мнится в сексуальных и материальных объектах.

У каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия – заявляет В. Франкл 15:165. В 70-е годы ХХ века он говорит о духовной пресыщенности современного человека, об утрате им смысла существования, об экзестенциональном вакууме, приводящем к ноогенным неврозам, к распространяющемуся все шире чувству утраты смысла, которые приводят к распространению наркомании и участившимся суицидам, особенно среди молодежи. Ноогенный невроз – это не только скука, апатия – это отсутствие духовного смысла, цели жизни, это болезнь совести, ведь в поисках смысла человека направляет его совесть. Совесть – это орган смысла 15:38.

И. П. Смирнов осуществил междисциплинарное исследование на стыке психоанализа и истории литературы — от романтизма до постмодернизма 16. В каждом из этих направлений он описывает ведущий психотип, который фиксирован на одной из стадий психического созревания ребенка. С 60-х годов XX века, по его мнению, в постмодернистской новейшей культуре утверждается доминирование симбиотического характера, который выбирает между нарциссизмом и шизоидностью, в результате получается шизонарциссизм.

На языке христианской психологии разнообразные проявления бездуховности, или ложной духовности, — это варианты уклонения человека от истинного Пути, на котором человек только и может исполнить свое предназначение — восстановить образ Божий, уподобиться Богу, стать личностью.
Проблема поиска духовности «в бездуховном мире» задает широчайший диапазон вопросов без ответов и решений без исполнений. К. Юнг говорил, что среди его пациентов, вступивших во вторую половину жизни, не было ни одного, чья проблема, в конечном итоге, не сводилась бы к поиску религиозного взгляда на жизнь. Цитирующий его Ролло Мэй от себя добавляет: «Это в равной степени относится и к тем, кто еще находится в первой половине жизни, перед ними стоит задача поиска смысла своей жизни, а через него — понимание конечного смысла существования вообще» 5:126.

Наиболее чуткие умы предчувствовали обострение кризиса бездуховности, которая становится главной проблемой современности, и предсказывали возвращение человека, уже в скором будущем, к религиозным духовным ценностям. Об этом времени — Новом средневековье — писали П. Флоренский и Н. Бердяев, ощущавшие себя первыми его обитателями.

Феномен духовности во всех его ипостасях становится и актуальной междисциплинарной научной проблемой. О средневековье вспоминает и Э. Фромм, у него возникает мечта о синтезе «Града Божьего и Града Земного», он предсказывает: «…синтез духовных устремлений позднего средневековья с достижениями постренессансной рациональной мысли и науки. Имя этому синтезу — град Бытия».3:209 Но, к сожалению, в этом идеальном образе религиозность выступает без религии, без христианства, без догм и институтов Церкви.

Сегодня современная наука вступила в диалог с религией, в этой дискуссии встречаются (выдвигаемые со стороны науки) идеи о синтезе, о размежевании по предмету и о взаимодополнительности имеющихся знаний. (Отметим, однако, что в консервативных школьных и вузовских образах соответствующих научных дисциплин эта тенденция никак не представлена).

Если обратиться к центральной антропологической науке — психологии — то в разных ее школах и направлениях на Западе можно усмотреть возрождение интереса к проблеме духовности. «С начала 90-х годов даже среди традиционных школ растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки». 8:71 Однако если рассматривать духовность как религиозный феномен, то возможности психологии и других социальных наук кажутся многим христианским и нехристианским философам и психологам крайне ограниченными. Н. Бердяев справедливо пишет о том, что духовные явления открываются иначе, чем любые иные, в том числе и душевные, что духовный опыт не познается через рефлексию души, и лишь духовный опыт может убедить в существовании духовного опыта. «Науки о духе тем и отличаются по своему характеру от наук о природе, что в них требуется родство и близость познающего со своим предметом…. Однако психология как наука рациональная не знает духовной реальности и занимается лишь реальностью душевной. Позитивизм возводит незнание в самый принцип познания и утверждает преимущество познания за теми, которые лишены духовного опыта…. Подобное познается подобным. Духовная жизнь познается совсем не в психологическом исследовании душевных процессов. Психология есть наука о природе, естественная наука, а не наука о духе. Духовная жизнь как особое качество жизни душевной обычно ускользает от психологической науки» 2:47-50. Такой взгляд характерен и для других православных философов. К примеру, Т. Горичева, характеризуя явления совести, пишет о том, что это недедуцируемое понятие, которое описывается только религиозно-феноменологически — «как равномерный свет иконы, источник которого отсутствует» 9:45.

В России возвращение к духовным ценностям и интересам наблюдается не только на пути массового обращения к Православию, но и в рамках научных дискуссий о путях психологии, отражается в интересе к христианской психологии, психотерапии, психиатрии 12, 13. Христианская психология резонно предстает здесь как наука практическая, встречающая человека на полпути от мира к Храму. Основной ее метод — христианская беседа, диалог, направленный на осознание и подкрепление в сознании собеседника голоса совести или еще более глубоко — голоса внутреннего человека, в котором представлены истинные знания и ценности бытия 12. Таким образом, христианская психология становится христианским консультированием и психотерапией. Вопрос о ее гностическом, исследовательском потенциале, реализуемом в процессе эмпирического изучения духовных явлений, остается открытым. Его обсуждение разумно было бы начать с анализа специфики объекта и предмета. Объектом пристального внимания должен стать не только человек неверующий, бездуховный, но и верующий, носитель христианского сознания.

Если духовное измерение — предмет духовной, христианской психологии, то какие признанные не заслуживающими научного внимания явления, факты следует извлечь из архивов или заново изучить — описать феноменологически, типологизировать, выявить их структурные связи с традиционно изучаемыми характеристиками? Ведь многие изучаемые в психологии явления из сферы воли, эмоций, интеллекта имеют духовный компонент или иную представленность в христианском верующем сознании, чем в атеистическом, неверующем. Соответственно и изучаться они должны христианскими исследователями, имеющими духовный опыт.

Ниже мы перечислим эти явления и проблемы, не претендуя на полноту:

Сознание и самосознание. Нравственное сознание. Особенности христианского сознания, христианской картины мира и человека, очищение сознания. Убеждения, мировоззрение, ценности в структуре сознания. Картина ценностно-смысловых образований христианина и цели христианской жизни.

Специфика Я-концепции, Я-реального и Я-идеального, отношений между ними. (Заметим, что Я-идеальное христианина кардинально отлично от Я-идеального неверующего и запечатлевает образ Иисуса Христа).

Совесть как структура сознания и самосознания, Я-концепции, самоотношения. Типология видов и состояний совести. Структура совести. Трансцендентная совесть.

Личность. Структура личности. Христианское понимание личности. Внутренний и внешний человек в структуре личности. Нравственная сфера личности. Духовная сфера личности, их взаимосвязи, духовности в личностной адаптации. Духовная устойчивость личности. Духовные механизмы психологических защит личности, духовность и креативность.

Добродетели и пороки личности. Незавершенность и несовершенство душевных добродетелей. Личность как незавершенный проект. Предназначение личности. Духовные потребности. Духовные способности.

Эмоции и другие психические состояния. Духовные эмоции. Печаль по Богу. Духовная радость. Страх Божий. Трансформация негативныx эмоций при их духовном наполнении. Страстное состояние личности как зависимость от греха. Состояние прелести. Покаяние. Чувства. Духовные чувства. Христианская любовь и любовь плотская, земная. Братская любовь.

Общение. Манипулятивное и истинное, духовное общение. Избыточное общение. Одиночество как онтологическое состояние.

Речь. Слово как рождение Логоса. Предназначение слова. Слово и молчание. Духовное содержание слова. Христианский символ. Молитва. Самость и Логос.

Воля человеческая и подчинение воле Божьей. Свобода человека как сущностная характеристика Изучение этих и подобных феноменов может проводиться (и отчасти проводится) традиционными методами из арсенала академической и гуманистической психологии. Предпочтителен, по-видимому, сравнительный подход, в котором сравниваются испытуемые с разным духовным опытом, верующие и неверующие. Интересны и возможности лонгитюда, а также корреляционного исследования. Эмпирическими методами могут служить наблюдение и самонаблюдение, естественный эксперимент, психологическое тестирование, праксиметрические методы, беседа и другие методы из арсенала практической психологии — арт-терапия, библиотерапия и т. д. Отметим, что многие из существующих методов требуют модификации и переработки для изучения христианского сознания как носителя иных смыслов и ценностей (например, такой ценности как «христианская любовь»). Вообще, проблема метода в этой сфере требует отдельного рассмотрения.

Специфика, диктуемая особенностью предмета христианской психологии, возникает уже на этапе интерпретации, которая не редуцирует явление к душевным, социальным, природным процессам и состояниям, фокусирована на трансцендентных их особенностях. Другая специфика — регистрация изменений состояния испытуемых, поскольку несложные с точки зрения светской психологии задания оказываются для испытуемых эмоциогенными. Следует также упомянуть об особых требованиях к соблюдению этических правил, поскольку исследование затрагивает глубоко интимные сферы личности, оно должно быть добровольным и, при желании испытуемого, анонимным.

В рамках проводимого кафедрой методов психологического познания психолого-педагогического университета РГПУ им. А. И. Герцена комплексного и многолетнего исследования студентов проводилось измерение основных психологических характеристик личности по тестам Кеттелла, Айзенка, изучались ценностные ориентации, коммуникативные характеристики, характеристики эмоциональной сферы, эмпатии, механизмы психологической защиты, уровень самоактуализации, а также особености нравственого сознания и характеристики совести и др.

В среднем по группе со средним возрастом 19 лет, преимущественно девушек, наиболее предпочитаемыми терминальными ценностями были здоровье, любовь и счастливая семейная жизнь, а приоритетными инструментальными ценностями — образование, ответственность, честность.

факторный анализ субъективных картин жизненного пути выявил три главные тенденции: первая группа ориентировалась на счастливую семейную жизнь, вторая — на ценности самоактуализации и третья — на материальное благополучие. Кстати, выбор ценностей лоактуализации коррелировал с успешностью освоения профессии психолога.

При этом манипулятивная позиция в общении была наиболее частой в 1998 году, в 2000 году направленность на манипулятивное общение оказалась на втором месте среди других ориентации, возрос уровень диалогической ориентации.

Предпочтение христианских ценностей в ситуации морального выбора при совершении поступка (методика Е. Веселовой и С. Черняевой) оказалось позитивно связанным с такими эмоциональными характеристиками, как меньший уровень фрустрированности, напряжененности базальных потребностей, тревожности. Такие студенты обладали более высоким интеллектом. Их характеризует также более высокий уровень ответственности и саморегуляции.

Изучение совести как психологического феномена проводилось нами также у школьников 10-х классов с помощью ряда проективных методов — незаконченных предложений (проективный тест), рисунка совести, свободных ассоциаций. Выявилась отрицательная взаимосвязь между количеством религиозных трактовок совести («это Бог в душе», «Ангел-хранитель» и т. д.) и выраженностью отрицательных эмоциональных переживаний.

Носители христианских ценностей среди студентов и школьников, по предварительным данным, характеризуются более высоким уровнем социальной адаптации и эмоционального благополучия. Таким образом, первые результаты наших исследований обнаружили пеструю, неоднородную картину предпочитаемых студентами ценностей и связанных с ними личностных особенностей. В их среде присутствуют представители многих отмеченных выше тенденций — прагматического, манипулятивного типов, наличия стремлений к материальным ценностям. Налицо и феномен отвергаемой, обезличенной, обесцениваемой совести. Но эта тенденция в нашей выборке не главная, налицо и ориентации на гуманистические ценности самоактуализации, а также на духовные ценности Православия.

Литература.

Когда мы говорим о духовных отношениях между людьми, зная такие примеры, как Шри Ауробиндо и Мать, Сатпрем и Суджата, то при этом почему-то не думаем, что духовные отношения могут быть только между духовными людьми. И духовные отношения не могут быть односторонними, потому что с недуховным человеком невозможно общаться, оставаясь на духовном уровне, потому что такое общение будет им неправильно понято или не понято никак. И, конечно же, ответная реакция недуховного человека будет соответствовать ему самому. И, наконец, что такое духовность – это что, религиозность, а духовные отношения – это общение на библейские темы? Но сама по себе религиозность может не иметь никакого отношения к духовности. И может ли, например, Патриарх Гундяев Кирилл, сколотивший себе миллиарды на безвизовой торговле сигаретами и спиртными напитками, называться духовным лицом? Или, может быть, духовность – это информированность – чем больше информации содержит в своей памяти человек, тем он более духовный? Тогда, говоря о духовных отношениях, мы будем иметь в виду общение на различные «умные темы»? На самом деле, духовность – это состояние человека, стремящегося к восхождению своего сознания, и не только мечтающего об этом или читающим духовную литературу, но работающим над собой в этом направлении. Духовность не может быть каким-то модным увлечением, так как на путь, ведущий к совершенству сознания, человек становится по зову своего сердца. И однажды человек осознает, что этот путь является смыслом его жизни. Человек, идущий духовным путём, стремится к полной свободе от привязанностей к материальному плану этого мира, и не только от материальных его ценностей, но и витальных привязанностей.

Человек – многогранное существо, и не все его части одновременно принимают путь совершенствования, и соглашаются отказаться от материальных и витальных ценностей проявленного мира. И даже тогда, когда человек, кажется, окончательно утвердился на духовном пути, низшая его природа иногда пытается, и не безуспешно, взять реванш и тогда это переживается как падение. Но в то же время, это свидетельствует, что ещё многое в человеческом существе должно быть осознанно и трансформировано. На этом этапе внутренней работы духовных искателей, между ними иногда возникают периоды высокого созвучия, которое совсем не обязательно сопровождается вербальным общением. В этот период между ними возникает радость духовной общности, объединяющей их, и это единство бывает настолько глубоким, что любые слова могут быть неуместными. Человек, хотя бы однажды переживший радость духовного общения, знает, что основой его является высокое духовное состояние, однажды возникшее в нём в результате упорной внутренней работы. Ни один из духовных искателей не знает, когда может возникнуть это духовное состояние и не существует способов, при помощи которых это состояние можно удержать. Оно приходит, когда человек внутренне готов к нему, и уходит, если человек даже на время потерял направление духовного пути. Можно как угодно много говорить о духовности, в реальности не зная, что это такое. Можно предполагать, или даже быть уверенным в том, что где-то можно более успешно идти духовным путём, и искать эти места по всему свету. Но в реальности, каждый человек должен делать свою внутреннюю духовную работу там, где он живёт. По крайней мере, для большинства людей это так. В тех случаях, когда для духовной работы человеку действительно необходимо поменять место жительства, то это произойдёт для него естественно без особых усилий. И совершенно бессмысленно стремиться к духовным отношениям с другим человеком, не будучи сам духовным. Нужно во всём полагаться на Божественную волю, и не только в том, где должно быть место жительства, наиболее полно способствующее внутреннему совершенствованию, но и кто будет спутником жизни. Это совсем не означает, что человек должен пассивно сидеть и ждать когда ему принесут билет в другой город, в котором его ждёт квартира с хозяйкой в придачу. Возможно, всё было бы приблизительно так, если бы человек мог осознавать волю Божественного и следовать ей. Примером этому может быть жизнь Шри Ауробиндо и Матери, но человек ещё во многом руководствуется требованиями своего эго и, поэтому путь его полон проб и ошибок. Но всё это принесёт ему только духовный опыт, если он будет искренним на внутреннем пути.

Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя — Чайтанья Чандра Чаран дас) – известный в России и других странах специалист по ведической культуре, писатель, общественный деятель, художник, философ, психолог, теолог, проповедник.

Многие годы путешествуя по всей России и по дальнему зарубежью, он занимается популяризацией ведического знания, которое, по сути, является источником мировой культуры.

Дело его жизни – нести людям знание, раскрывающее вечные законы бытия. Его лекциям присущи строгость и чистота, необычайно яркая образность и доходчивость. В них одна за другой разворачиваются тайны ведической мудрости, открывается трансцендентная высота философии.

Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он щедро делится с людьми полученными знаниями.

Александр Хакимов – признанный духовный лидер и Почетный Директор Института Прикладных Духовных Технологий имени Джона Фейворса.

Чем является духовность в современном мире для современного человека? И есть ли параметры, которые определяют духовность?

— изначально духовность соотносится с понятием Абсолютной Истины, связью с ней. Поэтому эти законы безотносительны — и в современном мире, и в прошлом, и когда только время начиналось, — эти законы не меняются. Духовность — это неизменность или вечность, постоянство — философски можно дать такое определение. И всё же вы спрашиваете — есть же условия и обстоятельства, которые меняются в мире. Мы можем по-разному применять духовное развитие, поэтому есть разные традиции и религии. Это определяет способ преподнесения духовности: христианство, буддизм, например. Я думаю, что сейчас очень важно для человека духовность представить как одну из семейных ценностей, потому что семья должна быть освящена. Основа, платформа семьи должна быть духовной. Далее, воспитание возвышенных детей, потомства, это является практическим приложением к браку, так как сегодня институт брака страдает, совершается много разводов. Но нужно прямо сказать, что для создания семьи необходимо понимание, что у мужчины и у женщины есть бессмертная душа. Теперь эту идею уже можно развивать, переносить в жизнь, это уже безотносительная ценность. Душа описывается во всех писаниях, она всегда была, она вечна, неистребима, вот что о ней нужно знать.

— скажите, как можно определить духовного человека? Как, глядя на человека, я могу понять, духовен он или нет?

— по качествам. Потому что одеться сейчас как угодно человек может. А качества, обычно таковы: духовный человек не тревожится, когда что-то случается с ним плохое, и не радуется, когда происходит что-то очень хорошее. Он уравновешен, умиротворен, не раздражен, не обвиняет никого, он не накапливает больше, чем нужно богатств. Он обладает способностью контролировать чувства, то есть у него и речь под контролем, она всегда чистая. Ясный ум, чистый. Это человек долга, он знает, в чем его долг — семейный, профессиональный. Эти качества описаны в священных писаниях и являются критериями.

— человек же может просто сдерживать себя, не показывать свои эмоции, а внутри он может испытывать гнев, злость, зависть, но он будет считать, может быть, что показывать это нельзя. Это духовность, или нет?

— это уже хорошо. Это означает, что человек на пути к духовности, это хороший шаг. Например, мать и отец тоже иногда раздражаются, хотят завестись, но разум напоминает, что у них есть ответственность и долг. Также и здесь: у человека, если он встал на духовный путь, есть ответственность, есть долг управлять чувствами, не завидовать. Допустим, если я чувствую жадность и зависть в себе, я не должен действовать согласно этим чувствам, а контролировать себя. Это уже хороший шаг.

— скажите, сила воли и сила духа — это качества, относящиеся к духовности?

— сила воли — это разум. Сила духа — это стремление к цели высшей, к Богу. Чем сильнее вера и знания, связанные с Богом, тем больше сила духа проявляется, преодолеваются препятствия, человек сильным становится. А разум — это именно способность заставить себя контролировать чувства и ум.

— а если человек амбициозен, если он целеустремлен — не граничит ли это со страстью?

— да

— граничит?

— да, это страсть, это же деятельность, активность, способность создавать. Плюс в том, что это активное состояние, это хорошо. Способность организовать свою жизнь, возможность хорошо выглядеть, образование получить, семью создать — это все страсть. Из страсти, от этой платформы, есть два пути: один вниз, к невежеству, в чувственные наслаждения, для чего ты семью создаешь – лишь чтобы наслаждаться жизнью. Другой путь ведет к духовности.

— а каким будет этот путь к духовности?

— он будет активно изучать, обучать других. Это тоже страсть, активность, но уже проносятся духовные знания, благость, счастье. Это становится активной духовностью.

— духовный человек может поступить грубо, жестко, жестоко?

— жестокости не может быть. Твердость — может быть. Обычно, если человек высоко развит, он сочетает в себе два качества, которые обычный человек не может сочетать в себе. Этот человек твердый, как железо, и мягкий в общении, как лотос. Если эти два качества сочетаются, то это великая личность, духовная личность.

— а есть ли рецепт, как сохранять чистоту души в течение всей жизни?

— главное — это общение. Общение с духовными людьми, со священными книгами, с именами Бога (это медитация) помогает поддерживать духовность.

— духовный человек обязательно должен быть в религии?

— вы имеете в виду конфессию? Искать такого человека нужно не по конфессии, а по качествам духовным. В любой конфессии есть духовные люди. Все смешано сейчас, ориентироваться нужно только на качества. Важно одно — у него обязательно должен быть духовный учитель. Он не может быть независимым, потому что это очень опасно. Если я хочу найти себе духовного учителя, я должен знать, что у него тоже есть учитель, нужна преемственность. Если нет преемственности, нет и знания. Абсолютная истина не постигается человеком, сам человек не может познать такие вещи. Обязательно авторитетность нужна.

— есть ли разница между духовным путем мужчины и женщины?

— душа у них одинакова и духовность проявляется одинаково. Тела разные, а качества те же самые. Сам метод достижения этого состояния может отличаться. Для женщины важно материнство, семья, умение воспитывать детей, умение быть женой, матерью, сестрой. У мужчины своя, мужская задача. Но аскезы сейчас не рекомендованы. Элементы аскезы, скажем, вегетарианство, да, они приемлемы, но не путь аскезы, как скажем, в прошлом, когда люди истязали себя, или уходили в горы, пещеры. У женщины, если она выполняет свой долг в семье, аскезы достаточно. Это сам по себе уже трудный путь. У мужчины, чтобы в наше время поддерживать семью, тоже достаточно задач. И вот на этом фоне человек может добавить духовную практику — и он уже будет успешен.

— какой силой обладает сознание человека?

— границ нет. Мы живем в большом мире. И чем мы пользуемся? Почти ничем, не замечаем многие вещи, не чувствуем, не понимаем, не знаем. Это скрыто. Говорится, что могущество приходит с Богом, насколько человек ему предан. Человек сам дойдет до какой-то границы, и дальше один уже не сможет, потребуется помощь свыше. У чистоты души нет границ, как и у любви.

— помогает ли вегетарианство очищать разум?

— очень важно физическое очищение, но вегетарианство очищает не только тело. Физическое покрывает наше тонкое тело, поэтому начинать нужно с него. Вегетарианство серьезный шаг к тому, чтобы улучшить свои качества. Вегетарианцы становятся умиротворенными, они, в основном, бесстрашные, добрые. Мясо навязывает силу другого качества. Эта сила агрессивна, как у хищников. Вегетарианство важно само по себе, но недостаточно. Нужно освещать пищу. Такая еда начнет развивать духовные качества.

— можно ли самому резко перейти на вегетарианство?

— если человек думает только о пище, ему будет трудно. Вегетарианство до конца еще не раскрыто в нашей культуре. Здесь принято так: есть мясо, а остальное — гарнир. Вегетарианство кажется не таким разнообразным, а на самом деле оно наиболее разнообразно, просто нужно изучить эту кулинарию. Тут для вкуса больше пространства, тут используются множество специй, создаются тысячи блюд. Все сочетается, масла различные добавляются, только представьте! Но эту кухню нужно изучать, чтобы она была полноценной, еда не должна быть скудной.

— вегетарианство успокаивает человека, но не пойдет ли это во вред? Не станет ли человек амебным?

— смотрите, я вегетарианец более 30 лет, моя жена тоже. Дочери 30 лет, она вегетарианка с рождения, очень творческий человек. Я постоянно путешествую уже около 30 лет, у меня достаточно аскетичный режим. У вас не будет меньше вдохновения, если вы станете вегетарианцем, наоборот, такие люди больше восприимчивы к красоте, к чистоте, к хорошим словам, к благодарности. Энергия возбуждается другого уровня, не амбициозная, а творческая. Это активность другого качества. В плане конкуренции, конечно, интерес уменьшается. Чтобы не было конфликтов, нужно знание. Нельзя позволить себе отказаться от обязанностей. Нужна культура и ответственность. Когда есть знания, становится все понятно.

— существует проблема — кто-то из семьи стал вегетарианцем, а кто-то нет. На этой почве рождаются конфликты. Стоит ли продолжать такой уклад?

— лучше, когда у всех в семье один стандарт жизни. Сейчас это основной конфликт и в семье и в социуме: один принимает такой образ жизни, другой нет. И что возникает из этого: вегетарианец уже через месяц-полтора начинает видеть в мясе труп, у него видение меняется. Один видит пищу, а другой видит труп. И представьте, ваш близкий человек на ваших глазах ест чью-то ногу. И тем не менее, когда вы, вегетарианец, продолжаете терпеливо жить с мясоедом, это постепенно очищает и близкого человека. Опыт показывает, что через 3-5 лет родственники тоже становятся вегетарианцами .

— индивидуализм. Все хотят быть непохожими. Не плохо ли это? Духовно ли это?

— хороший вопрос. Это нормально, если нет отчуждения. Отчуждение — это недоброе отношение к людям и к миру, высокомерие. Но если у человека нет отчуждения, а есть индивидуальное мнение, своя точка зрения, это украшает. Это стимулирует обмен знаниями, это хорошо. Но есть опасность того, что человек обречет себя на одиночество, если перейдет грань. Сначала такие люди находят единомышленников, у них есть общение. Но, поскольку такой человек желает именно личного превосходства, то планы таких людей разойдутся рано или поздно. Славу и успех такие люди не поделят, что приведет к распаду.

— в чем тогда выход? Не проявлять индивидуальность совсем?

— нужно проявлять индивидуальность. Это дополнение, а не отчуждение. Нужно понимать, что мы все вместе, но есть разнообразие. И это разнообразие приносит радость.

— но кто-то может назвать это рамками…

— есть такое понятие, как Регулирующие Принципы Свободы. Это рамки, которые делают меня по-настоящему свободным человеком. Например, у государства есть законы, которые являются рамками. За их нарушение можно потерять свободу. Необходимо иметь правила свободы, которые запрещают насилие, которые настаивают на уважении, на внимании и уважении друг к другу. Эти нравственные рамки обеспечивают свободу. Идеальные рамки — это любовь.

— где найти канон любви? Каждый ее по-своему проявляет

— это как разжечь свой огонь. Чтобы разжечь свой огонь, нужно найти другой огонь и зажечься от него. Потенциально любовь у нас есть, но ее нужно пробудить. Если мы найдем человека, который обладает уже этой любовью, хотя бы частично, мы уже получаем ее. Ревность — это уже часть человеческой любви, отраженной от божественной. Ревность — это форма эгоизма, необходимая для супружеских отношений. Но чувство собственности — это уже нездоровое ее проявление. Супруги должны жить так, чтобы постепенно очищаться от чувства собственности. Для этого нужно одухотворяться. Нужно понимать, что близкий человек не вам принадлежит, а Богу. Это путь семейной жизни, где нужно очищать сердце и ум через духовную практику. Не имеет значения, что супруги могут быть в разных конфессиях, важна чистота. Культура должна пронизывать собой всех людей.

— каким вы видите идеальный мир?

— все люди живут по законам Бога, так, как он живет. Это описывали великие учителя прошлого и священные книги. Человеку нужно вернуться к утерянной чистоте в Царство Бога, в котором есть любовь. Любовь чувствуют все живые существа, она меняет мир. Этот идеальный мир описывается в очень древних преданиях. Говорится, что был когда-то рай на земле, золотой век. Тогда было столько любви, что никто, даже дикие животные, не ели мяса. Тигры пили молоко из-под коров. Никому не приходило в голову кого-то убить. В нашем мире люди должны хотя бы уважать вегетарианство. Это хорошая вещь. К вегетарианству людей можно привлечь только радостью. Показывать, что это здоровье, творчество, радость. Показывать ярких личностей. Вегетарианство дает силу физическую и ментальную, это следует даже из этимологии слова. Ведь известно, даже ученые подтверждают, что сила не в мясе, а в зерновых.

— опишите идеальную семью в том идеальном мире, о котором вы рассказали.

— суть в том, что семья создается для того, чтобы жертвовать. В этом ее счастье, развитие и успех. Благотворительность. Семья как часть чего-то большего. В обособленности есть злость и зависть окружающих. Когда все стараются в большой семье, приглашают в гости, когда двери открыты, когда все вместе — уже нет зависти. Уже люди мыслят отдачей. В такой семье каждый знает свою природу — мужскую и женскую, и действует, исходя из этого знания. В прошлом люди создавали семьи очень рано. Старшие были мудрые и заботились о выборе спутников жизни своим детям. Сейчас все изменилось, старшие не обладают такими знаниями, они не могут устраивать нашу личную жизнь. Поэтому не стоит торопиться сейчас с супружеством. Нужно самим серьезно готовиться к этому. Лучше, если мужчина старше на 5-7 лет. Бывает, что разница в возрасте больше, но главное, чтобы брак не был основан на сексуальной почве. Если отношения оправданы духовно, это прекрасно. Но мы сейчас говорим о правилах, на них можно только ориентироваться, а жизнь есть жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *