Самым веселым и народным праздником у древних славян всегда была Масленица. Он отмечался народными гуляньями и богатым угощением. Согласно легендам и летописям история Масленицы на Руси идет из язычества, религии друидов (волхвов).
До XVI столетия этот праздник носил имя Комоедица. Он был связан с Днем весеннего равноденствия и отмечался 14 дней, знаменуя начало весенних работ. Именно начало весенних работ для славян крайне было важно. Весной пробуждалась Земля, которую они считали божественной и всячески пытались воздействовать на ее плодородие. Некоторое время у славян Комоедица считалась празднованием встречи нового года.
В Х веке князь Владимир, укрепляя свою власть над восставшими племенами, силой заставил славян отказаться от языческих богов (древнеславянских идолов), которым они поклонялись, повернув их в христианскую веру из Византии. Много тогда люду погибло. Некоторые спаслись бегством на Север, но и там были окрещены.
Всех, кто остался в живых после кровавых событий, насильно крестили. Княжеские дружинники загоняли в реки старых и малых, ни кого не жалея, для крещения водой. Воды ставали красные от крови. Особенной жестокостью насаждали варяги христианскую веру, карая тех, кто оказывал сопротивление. Уничтожались атрибуты веры и религии волхвов. Идолы языческих богов, святилища и храмы — все было сожжено варягами.
Во время христианизации количество славян сократилось приблизительно в 4 раза. Их заставили забыть своих богов. Народы стали называться не поляне, вятичи, древляне, кривичи, а русские – по принадлежности к своим господам-русам.
Еще много времени славяне восставали против князя и насилия поработителей. В конце ХІІІ и в начале XIV веков сила сопротивления за независимость стала ослабевать. Упоминания о последних языческих волхвах встречаются в Новгороде, Пскове, Киеве. Были утеряны рунические письмена, и знания друидов. Практически все исторические записи и хроники были сожжены, также как и святилища и храмы. Позже на Руси волхвами станут называть еретиков, чернокнижников, знахарей.
Сохранившийся древний праздник Комоедица после крещения стали называть Кривая неделя. Он попадал на весенний солнцеворот (20 — 21 марта), и совпадал с христианским православным постом. Церковнослужители всячески запрещали веселые игры и гулянья в этот период. Они карали и преследовали тех, кто решался нарушить запрет. Но простой люд не сдавался. Не достигнув желаемого, Церковь включила древнеславянский праздник в список православных христианских праздников под названием сырная (мясопустная) седмица. Его сроки сместили. Праздник стали отмечать за 7 дней до Великого Поста.
Измененный Церковью праздник простой люд стал называть Масленица, но обряды празднования остались от предков друидов. В старину Божеством для друидов было Солнце, поэтому недаром атрибутом праздника являются круглые горячие блины. Кроме того, каждый день Масленицы, с понедельника по воскресенье, имел особое значение и свои традиции.
Масленица — не только праздник славян, но и всей Европы. Еще с древних времен его праздновали все европейские народы. Вовремя правления Петра I история Масленицы на Руси претерпела изменения. Царь любил переделывать все на европейский лад. Его указами было заведено в России всенародное празднования Масленицы. Праздник стал светским и превратился во всеобщее народное гулянье с катанием с горок, выпеканием и угощением блинами, состязанием удальцов. Именно с правления Петра І появилась современная Масленица: широкая, веселая, сытная. Основные традиции этого праздника сохранились и до наших дней.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!
Слово «Масленица», образованное от отглагольного прилагательного «масленый», правильно пишется с заглавной буквы как название праздника и с одной буквой «н» в суффиксе -ен-.
Интересующее нас слово произносится так, что создается иллюзия удвоенного согласного «н». Этот эффект произношения можно объяснить тем, что звук является непарным сонорным, то есть он произносится с большей долей голоса, чем шума, по сравнению с другими согласными звуками. Не будем полагаться на произношение этого существительного, а выясним, как все-таки оно правильно пишется и почему.
Содержание
Образование слова «Масленица»
Это существительное называет известный народный праздник, непременным атрибутом которого являются блины, но не обычные блины, а масленые.
Вот и прозвучало исходное прилагательное «масленый», которое было образовано от глагола несовершенного вида (что делать?) «маслить». Словообразование шло вот таким образом:
маслить — масленый — масленица.
Правописание слова «Масленица»
В русской орфографии основным является не фонетический (как слышу, так и пишу), а морфологический принцип написания слов. Морфема сохраняется в слове неизменной независимо от её произношения, кроме случаев чередования гласных и согласных.
Исходя из этого принципа, существительное «Масленица», образованное от отглагольного прилагательного «масленый», правильно пишется с одной буквой «н» в суффиксе. Это написание сохраняется в производных словах:
- масленичный;
- маслёнка,
- маслёнщик.
Сравним с написанием похожих существительных женского рода, имеющем в своем морфемном составе суффиксы -ен-, -иц-:
- роженица;
- ветреница.
Слово «Масленица» пишется с одной буквой «н» в суффиксе -ен-.
«Масленица» пишется с большой или с маленькой буквы?
Иногда сомневаются, с какой буквы, прописной (большой) или строчной (маленькой), следует написать название этого праздника, предшествующего Великому посту.
В современном русском языке в названиях религиозных праздников с прописной (большой) буквы пишется первое слово и собственные имена, например:
- Прощеное воскресенье;
- Рождество;
- Пасха Христова;
- Яблочный Спас.
Название праздника «Масленица» правильно пишется с прописной буквы.
Если же этим словом называется легкая, беззаботная, разгульная жизнь, то «масленица» является нарицательным именем существительным и пишется соответственно со строчной буквы:
Не всё коту ма́сленица.
Масленичные обряды в России
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы — это ее похороны, а блины — это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
Понедельник, Масленица
В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор — это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.
Вторник, Масленица
Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
Среда, Масленица
Среда – лакомка — открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом — блинами — и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг, Масленица
На четверг — разгул — приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.
Пятница, Масленица
Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Вообще на Масленицу особое место отводилось теме семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Традиция требовала, чтобы они нарядные выезжали «в люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.
Суббота, Масленица
Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье, Масленица
Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо — проводы Масленицы — с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Прощание с Масленицей
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Дополнительная информация о Масленице
А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали,
Да блинами заедали!
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Масленица – один из самых веселых и любимых славянских праздников. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье —
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!
Праздничные гулянья на Масленицу назывались «масленичными потехами». На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы — борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей.
Воскресенье — последний день масленицы. В народе этот день называют — прощёное воскресенье, целовальник. Кульминацией масленицы считается сжигание чучела зимы и наступление весны. На санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в русский национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается Масленица.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Г.ТОРЖОК) ПРОВОДИТ
ШИРОКУЮ МАСЛЕНИЦУ !
Вас ждут:
• встреча дорогих гостей хлебом-солью;
• уличные гуляния с участием гостей на интерактивной площадке «Широкий двор» Этнографического центра ВИЭМ;
• ряженые, скоморохи, Почтенный Михайло Иваныч господин Топтыгин, Баба-Яга, Коза бодатая;
• «Людям на потешанье, всему свету на удивленье» — русские народные зимние забавы: бег на ходулях, метание копий, перетягивание каната, потешные бои;
• Театр Петрушки;
• песни, хороводы с фольклорным ансамблем «Лествица»;
• сжигание чучела Масленицы;
• экскурсии по экспозициям «От рождения до свадьбы», «Исток», «Не пьянства ради…»;
• интерактивная программа «Традиции русского застолья», сопровождающаяся дегустацией спиртных напитков с блинами и исконно русскими закусками.
Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые, например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов, посещение могил и другие.
Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими.
Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и «похоронами Костромы».
Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом, их носили на могилы или оставляли на окне («Первый блин покойникам»), чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище.
«Похороны» чучела Масленицы также должны были обеспечить хороший урожай.
«Сравнивая русские и античные материалы, можно проследить фазы рождения божества растительности. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень… <…> Следующая фаза состоит в том, что сила мыслится живущей в дереве. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. <…> Следующая фаза состоит в том, что это антропоморфное существо получает имя: Ярило, Кострома, Иван, Марена, Купало. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья».
Владимир Пропп, «Русские аграрные праздники»
Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца.
Земледельческие праздники проходили в период посевной и первичного роста сельскохозяйственных культур. В другое время славяне словно забывали о божестве растений, в отличие от древних египтян и греков, которые чествовали земледельческих богов наравне с остальными обитателями пантеонов.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что изначально Масленица отмечалась в районе 22 марта — дня весеннего равноденствия. В марте начинался и новый год по славянскому календарю. По другой версии, праздник приходился на 24 февраля, когда чествовали «скотьего бога» Велеса.
С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. У праздника появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным говением, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком.
Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице. В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лён был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле.