О наградах

Скуфья

Скуфья, скуфия (от греческого «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.
В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменцо).
Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года.

Камилавка


Введена в качестве духовной награды указом Павла I от 31 декабря 1798 г. Позже право награждать священников и протоиереев камилавкой было прерогативой Святейшего Синода, который осуществлял награждение по представлению правящих епархиальных архиереев.
Название камилавки происходит от слова «верблюд». В древности это была монашеская шапка из верблюжьего волоса, которая использовалась как средство для предохранения головы от солнечного зноя. Современную форму цилиндра без полей, расширенного кверху, камилавка приобрела позже, когда сделалась принадлежностью богослужебного облачения.
В императорской России составляла постоянную принадлежность черного духовенства (иеродиаконов и иеромонахов); представителям белого духовенства (только иереям) давалась как награда. При этом монашествующие носят камилавку (черную) и вне богослужения, лица белого духовенства — (фиолетовую) только при богослужении.

Митра

Первый случай награждения митрой представителя белого духовенства — пожалование ее духовнику Екатерины II протоиерею Иоанну Памфилову в 1786 г. Характерно, что эта награда вызвала в то время существенное неудовольствие среди иерархов. Узаконенный характер награждение митрой приобрело с вышецитированным указом Павла I. До 1917 г. митра оставалась наградой, требовавшей непременного соизволения императора. Высочайшим повелением от 6 марта 1859 г. Синоду было разрешено лишь ходатайствовать о награждении митрой заслуживающих данной награды настоятелей Петербургского Исаакиевского собора.

В настоящее время архиерейская митра отличается от протоиерейской наличием креста. До недавнего времени митру с крестом наверху имели право носить Патриарх и митрополиты. Архиепископы и епископы носили митру без креста. Теперь же митра с крестом — отличительная особенность всех иерархов.

Палица

Еще один отличительный элемент архиерейского богослужебного убора — епшонатий, по-русски — полица (т.е. «малая пола») или, в просторечии, палица. Палица представляет собой квадратный (точнее, ромбовидный) плат, который привешивается на поясе за один конец на длинной ленте, так что висит на бедре ромбом, действительно напоминая по виду оружие — меч или палицу. При облачении архиерея, когда привешивается палица, произносится та же молитва, что и при облачении иерея набедренником: «Препояши меч Твой на бедре Твоей» (Пс. 44, 4-5).

Палица — обязательная принадлежность богослужебного одеяния епископа, а архимандритам и протоиереям дается лишь как награда. Архимандриты издавна (а теперь и протоиереи) одевают обычно и набедренник, и палицу. При этом архиерею палицу возлагают сверху на саккос. Архимандриты и протоиереи надевают и палицу, и набедренник под фелонь на ленте через плечо. Священник носит набедренник на правом боку. Если протоиерей (или архимандрит) награждается потом и палицей, она помещается справа, а набедренник — слева.

В императорской России, как и в настоящее время, палица являлась наградой для архимандритов и протоиереев, присвоение которой зависело от решения Святейшего Синода. Духовные лица могли также награждаться благословением Святейшего Синода — с выдачей соответствующей грамоты (либо без оной). В ведении Святейшего Синода находилось также и награждение священнослужителей саном протоиерея, игумена и архимандрита.

Набедренник

Набедренник относится к числу принадлежностей иерейского служения. Набедренник — это четырехугольный продолговатый плат, который привешивается на лентах к поясу за два верхних угла. Набедренник — чисто русское явление, на православном Востоке его нет в числе богослужебных одежд.
По символическому значению набедренник знаменует «меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 17). Этим мечом иерей вооружается против неверия, ереси, нечестия. Облачаясь на литургии набедренником, он произносит строки псалма: «Препояши меч Твои на бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. И успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя» (Пс. 44, 4-5). Протоиерей и архимандрит может, кроме набедренника, иметь также палицу. Она, как и набедренник, для иерейского сана является духовной наградой

Общая информация
Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

В государственную наградную систему Российской Федерации входят:

Высшие звания Российской Федерации:

Звание Героя Российской Федерации

Звание Героя Труда Российской Федерации

Ордена Российской Федерации:
Орден Святого апостола Андрея Первозванного

Орден Святого Георгия

Орден «За заслуги перед Отечеством»

Орден Святой великомученицы Екатерины

Орден Александра Невского

Орден Суворова

Орден Ушакова

Орден Жукова

Орден Кутузова

Орден Нахимова

Орден Мужества

Орден «За военные заслуги»

Орден «За морские заслуги»

Орден Почета

Орден Дружбы

Орден «Родительская слава»

Знаки отличия Российской Федерации:

Знак отличия – Георгиевский Крест

Знак отличия «За благодеяние»

Знак отличия «За наставничество»

Знак отличия «За безупречную службу»

Медали Российской Федерации:

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»

Медаль «За отвагу»

Медаль Суворова

Медаль Жукова

Медаль Ушакова

Медаль Нестерова

Медаль Пушкина

Медаль «Защитнику свободной России»

Медаль «За отличие в охране общественного порядка»

Медаль «За отличие в охране государственной границы»

Медаль «За отвагу на пожаре»

Медаль «За спасение погибавших»

Медаль «За труды по сельскому хозяйству»

Медаль «За развитие железных дорог»

Медаль «За заслуги в освоении атомной энергии»

Медаль «За заслуги в освоении космоса»
Медаль ордена «Родительская слава»

Почётные звания Российской Федерации:

«Летчик-космонавт Российской Федерации»

«Народный артист Российской Федерации»

«Народный архитектор Российской Федерации»

«Народный учитель Российской Федерации»

«Народный художник Российской Федерации»

«Заслуженный артист Российской Федерации»

«Заслуженный архитектор Российской Федерации»

«Заслуженный военный летчик Российской Федерации»

«Заслуженный военный специалист Российской Федерации»

«Заслуженный военный штурман Российской Федерации»

«Заслуженный врач Российской Федерации»

«Заслуженный геолог Российской Федерации»

«Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»

«Заслуженный деятель науки Российской Федерации»

«Заслуженный журналист Российской Федерации»

«Заслуженный землеустроитель Российской Федерации»

«Заслуженный изобретатель Российской Федерации»

«Заслуженный конструктор Российской Федерации»

«Заслуженный лесовод Российской Федерации»

«Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации»

«Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации»

«Заслуженный машиностроитель Российской Федерации»

«Заслуженный металлург Российской Федерации»

«Заслуженный метеоролог Российской Федерации»

«Заслуженный пилот Российской Федерации»

«Заслуженный работник атомной промышленности Российской Федерации»

«Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»

«Заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации»

«Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации»

«Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»

«Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации»

«Заслуженный работник культуры Российской Федерации»

«Заслуженный работник лесной промышленности Российской Федерации»

«Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации»

«Заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации»

«Заслуженный работник пожарной охраны Российской Федерации»

«Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации»

«Заслуженный работник ракетно-космической промышленности Российской Федерации»

«Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации»

«Заслуженный работник связи и информатизации Российской Федерации»

«Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации»

«Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации»

«Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности Российской Федерации»

«Заслуженный работник транспорта Российской Федерации»

«Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации»

«Заслуженный сотрудник органов безопасности Российской Федерации»

«Заслуженный сотрудник органов государственной охраны Российской Федерации»

«Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации»

«Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации»

«Заслуженный сотрудник следственных органов Российской Федерации»

«Заслуженный спасатель Российской Федерации»

«Заслуженный строитель Российской Федерации»

«Заслуженный таможенник Российской Федерации»

«Заслуженный учитель Российской Федерации»

«Заслуженный химик Российской Федерации»

«Заслуженный художник Российской Федерации»

«Заслуженный шахтер Российской Федерации»

«Заслуженный штурман Российской Федерации»

«Заслуженный штурман-испытатель Российской Федерации»

«Заслуженный эколог Российской Федерации»

«Заслуженный экономист Российской Федерации»

«Заслуженный энергетик Российской Федерации»

«Заслуженный юрист Российской Федерации»

Положение о государственных наградах Российской Федерации, статуты орденов, положения о знаках отличия, медалях, почетных званиях Российской Федерации, формы наградного листа утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099.

При представлении работников к награждению государственными наградами следует учитывать следующее.

Вид награды определяется исходя из характера и степени заслуг представляемого к награждению с учетом требований Положения о звании Героя Российской Федерации, статутов орденов, положений о медалях, знаках отличия и почетных званиях Российской Федерации. Необходимо соблюдать принцип последовательности награждения, строго учитывая иерархию государственных наград и их степеней. Рекомендуется воздержаться от представления к награждению орденом Российской Федерации лиц, заслуги которых ранее не были отмечены медалью или присвоением почетного звания Российской Федерации. Очередное награждение государственной наградой возможно только за новые заслуги и достижения не ранее чем через пять лет после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.

За заслуги перед государством граждане Российской Федерации могут быть отмечены Почетной грамотой Президента Российской Федерации и благодарностью Президента Российской Федерации. Коллективам организаций может быть объявлена благодарность Президента Российской Федерации.

  • Положение о наградах Русской Православной Церкви (2017 год)
  • Современная система наград Русской Православной Церкви диакон А.Е. Мусин
  • Награды духовенства

***

Награ́ды Ру́сской Правосла́вной Це́ркви – форма поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.

Награды существуют двух видов:

  • общецерковные,
  • иерархические (Служат для поощрения клириков, свидетельствуя об их достойном служении. Бывают 3-х видов: повышение в сане, элементы облачения, богослужебные отличия).

***

Из интервью с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Иерархические награды. Есть ли в них вообще смысл, ведь во многих Поместных Церквах их не существует? Можно ли священнику просить себе награду самому, или надо ждать, пока наградят? Можно ли отказаться от награды, если не понимаешь, зачем она?

– Жизненный вопрос. Верю, что в Церкви нет ничего случайного и бессмысленного, но всё может служить ко спасению. В нашей Церкви за последние столетия сложилась особая система иерархических наград, без которой теперь сложно представить себе нашу жизнь. Почему не во всех Поместных Церквях есть награды? Почему не везде они идут в одном и том же порядке? В этом тоже наверняка есть определённый смысл, коренящийся в конкретном менталитете, народных чертах и даже в аскетической мысли. Не будем сейчас в это глубоко вникать, скажем лишь о практической и духовной сторонах вопроса.

Отношение у духовенства к церковным наградам может быть трояким: левая и правая крайности и золотая середина.

Первая крайность, самая распространенная: искать наград, стремиться к ним всеми путями, пытаться их получить – лестью или даже, увы, подкупом начальства. Жаль такого священника. Такое поведение говорит о нездоровом тщеславии пастыря, которого он даже не стесняется. Это болезнь. Со стороны это выглядит очень некрасиво и неблагородно.

Вторая крайность, встречающаяся реже, противоположна первой: пренебрежение иерархическими наградами. Это когда священник, представленный к награде, начинает от неё отказываться и заявлять: мне это не нужно, это всё лишнее, главное для меня – стоять перед Престолом, а всё остальное – это мирской тлен и т.д. Такое поведение священника также говорит не о его смирении, а об обычном самомнении, а может, и о гордыне. Такого пастыря еще больше жаль, этот путь еще более пагубен.

Обе эти крайности – две стороны одной и той же медали: человеческой гордости. А кроме того, и в первом, и во втором случае неразумные священники сами себя обкрадывают и даже не подозревают об этом. Дело в том, что церковная награда может стать для священнослужителя источником благодати Божией. Да-да!

Покойный Блаженнейший Митрополит Киевский Владимир после награждения архиереев и духовенства иерархическими наградами (повышением в сане или видимым богослужебным символом) иногда поздравлял награжденных с новой благодатью. Не с честью, не со званием, а с благодатью. Почитайте молитвы, возглашаемые архиереем при возведении в сан игумена, протоиерея, протодиакона. По-иному откроется смысл иерархических наград. Становясь игуменом, протоиереем, архимандритом, даже получая свою первую награду – набедренник, священник может исполниться крепостью от Бога, как бы обновиться и укрепиться в благодати своего служения. Об этом говорю не голословно, но имея ряд свидетельств близких мне священнослужителей.

Приведу в пример одну историю. Знакомый диакон не понимал смысла наград в простоте сердца, а не по гордости. Поэтому, когда пришла весть, что на него должны возложить двойной орарь, он пожал плечами, но пошел на награждение. После возложения награды он пережил такое посещение Божией благодати, что не только больше не смел ничего думать о «мирском» происхождении иерархических наград, но даже украдкой стал… ожидать следующую.

Но для того, чтобы награда исполнила свое предназначение и была в радость, укрепление и утешение, её нельзя добиваться, даже если сильно хочется, и от нее нельзя отказываться. Нужно смиренно принять награду тогда, когда даст Господь. Иерархическая награда всегда должна быть нечаянной радостью.

– Вы говорите: «даже если сильно хочется». А позволительно ли вообще желать получения наград?

– На этот вопрос сложно ответить однозначно. Первое, что приходит на ум: «Конечно, не позволительно, ведь корень такого желания – тщеславие!» Но это не вполне справедливо. Надо смотреть на этот вопрос шире. Любое отеческое поощрение: словесное – ласковым словом, – материальное, просто искренним и участливым вниманием – это формы проявления любви. Так бывает между родителями и чадом, между священником и прихожанами, также и между архиереем и клириками. Первообраз тому – Божественные утешения подвижнику, который трудится и, конечно же, нуждается в благодатных утешениях, посещении и милости Божией, Его отеческой ласке. А иначе человек не выживет, сдуется, как воздушный шарик.

Можно ли осуждать подвижника за то, что он, трудясь самоотверженно, ждет милости и утешения от Бога? Ждет именно как милости, а не как «заслуженной платы». Можно ли осуждать ребенка, который любит, когда мама его ласкает, гладит по головке, который ждет этой ласки? Можно ли осуждать священника, который, самоотверженно трудясь у себя на приходе, не будет равнодушен к одобрению и поощрению своего труда отцом – епархиальным архиереем, – будь то добрым словом или иерархической наградой? Это естественно для человека. Это будет неестественно и греховно лишь в том случае, если клирик начнет позволять себе крайности, о которых мы говорили выше.

– Владыка, вы управляете Северным викариатством столицы Украины. Насколько мне известно, именно архиереи, управляющие викариатствами, ходатайствуют перед Митрополитом Киевским и всея Украины о награждении клириков г. Киева. Скажите, какими соображениями вы руководствуетесь в этом послушании?

– До любой награды, как и до сана, человек должен дорасти, дозреть: духовно, интеллектуально, эмоционально, в опыте служения.

Награда может принести не пользу, а духовный вред награжденному, если клирик получает её не во время. Кроме того, любой прецедент очевидно несвоевременного награждения нивелирует и саму награду. С другой стороны, если мы знаем, что клирик публично с пренебрежением относится к ранее возложенным на него наградам, не надевает их, когда положено, позволяет себе критиковать их значимость и т.д., это сигнал к тому, чтобы такого священнослужителя больше не награждать, по крайней мере до осознания им своего заблуждения и полного исправления. Одним словом, каждая очередная иерархическая награда должна принести практическую духовную пользу и самому священнослужителю, и Церкви в целом. В этом, так скажем, её задача.

Источник: Православие.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *