О покаянии

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я ка́юсь ка́ялся
ка́ялась
Ты ка́ешься ка́ялся
ка́ялась
ка́йся
Он
Она
Оно
ка́ется ка́ялся
ка́ялась
ка́ялось
Мы ка́емся ка́ялись
Вы ка́етесь ка́ялись ка́йтесь
Они ка́ются ка́ялись
Пр. действ. наст. ка́ющийся
Пр. действ. прош. ка́явшийся
Деепр. наст. ка́ясь
Деепр. прош. ка́явшись
Будущее буду/будешь… ка́яться

ка́-ять-ся

Глагол, несовершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 6a. Соответствующий глагол совершенного вида — покаяться.

Корень: -каj-; суффикс: -я; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. сознавая свою вину или ошибку, испытывать сожаление ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. + дат. п. или перед + твор. п. признаваться в своей вине, ошибке ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. религ. признаваться в своих грехах, исповедоваться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. раскаиваться
  2. виниться
  3. исповедоваться

Антонимы

  1. оправдываться

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-каʲ-/-ка-»

  • существительные: неприкаянность, окаянство, покаяние, покаянность, раскаяние
  • прилагательные: кающийся, неприкаянный, нераскаянный, окаянный, покаянный
  • глаголы: каять, каяться, закаиваться, закаяться, окаянствовать, окаять, окаивать, покаяться, раскаиваться, раскаяться
  • наречия: неприкаянно, покаянно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • каяться в грехах

Перевод

раскаиваться

  • Английскийen: repent
  • Корейскийko: 회개하다

виниться

  • Английскийen: confess (to)

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    ПОКАЯНИЕ – признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них; одно из таинств православной и католической церквей. У древних греков понятие покаяния (греч. μετάνοια) означало раскаяние по поводу отдельных частных поступков. В Свящ. Писании оно обретает смысл сугубо религиозно-нравственный, определяя собою характер и направление всей личной жизни человека, его поведения. Существенное значение приобретает покаяние в учении Нового Завета: оно опосредствовано обращением (греч. ἐπιστρέφειν) человека к Богу, через него достигается спасение человека, его переход из области греха в жизнь вечную. Покаяние предполагает не просто перелом в образе мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей. Покаяние включает два момента, связанные между собой, – отрицательный и положительный: оно подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога – любящего и милостивого Отца, надежду на прошение. Покаяние и вера, неразрывно связанные, составляют две стороны одного нераздельного акта обращения человека ко Христу, и потому могут составлять единое словосочетание «покаянная вера»; если при совершении греховных поступков человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлен на служение только Богу, на самопожертвование ради Него – в этом суть религиозного смысла покаяния. Одно из семи христианских таинств, установленное самим Христом, покаяние, находит естественное выражение в исповеди. Первоначально оно состояло только во внешних очистительных жертвах; затем пророки стали требовать при покаянии и внутреннего изменения. В Евангелии покаяние понимается как духовное возрождение человека. Во времена апостолов было два вида покаяния: а) тайное перед священником и б) открытое, публичное – перед всем церковным обществом. Под исповедью подразумевался не только единичный акт устного изложения грехов, а определенный круг покаянных подвигов, иногда многолетних, основание которых составляла эпитимия – наказание за грехи.

    Согласно христианскому учению, покаяние не достигается целеустремленным действием лишь собственных духовных сил человека; оно становится возможным только с помощью Божественной силы – благодати. Св. отцы подчеркивают, что покаяние происходит через благодать, дарованную Богом, т.е. через милость Господа. Необходимость покаяния существенна для всех при жизни – как для грешных, так и для праведных (Рим 3:23); по смерти его нет (Мф 9:6; Лк 13:24–25). Через приобретение крайнего смирения покаяние может возвести человека на самый верх добродетелей – оно может привести к святости. Как способствует покаянию смирение, так мешают ему страсти, противоположные смирению, – гордость и самооправдание. Если рассматривать покаяние как переживание духовного подвига, то его противоположностью, как считают отцы Церкви, является переживание отчаяния. Результатом покаяния становится победа человека над грехом, т.е. свободное преодоление греха и обращение к добродетели, – в этом состоит нравственное самоопределение человека. Под действием его свободной воли, с одной стороны, и Божественной благодати – с другой, происходит переход от «ветхого» состояния души в новое, человек самоопределяется в свободе. Психологический аспект покаяния состоит в свободно-сознательном отношении к нравственной норме, согласно которой человек оценивает свое наличное, эмпирическое религиозно-нравственное состояние и на основании добросовестного самоиспытания произносит приговор греховному содержанию своей жизни, определявшейся эгоизмом.

    И.Н.Михеева

    Смысл таинства покаяния состоит в том, что верующий, добровольно и искренне исповедавшись перед священником в своих грехах, получает от него прощение от имени Иисуса Христа. Необходимость этого таинства обосновывается тем, что человек не может быть безгрешным, а потому должен жаждать очищения души от скверны. Уже Иоанн Предтеча принимал, согласно Евангелию, исповедание грехов от приходивших к нему креститься. В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова дается следующее разъяснение: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1:9–10). Несомненно, что осознание человеком того, что он живет не так, как следовало бы жить, присуще людям: противоборство склонностей и нравственного долга испытывает каждый. Отсюда раскаяние и потребность новой жизни. Церковное покаяние обязывает к устному исповеданию всех грехов, к осознанию вины и твердой решимости исправления. Покаяние именуется «вторым крещением», примирением с Богом и своей совестью. С покаяния начинается возрождение. Церковное покаяние требуется от всех, кроме младенцев (в православии кроме детей до 7 лет). По решению Тридентского собора покаяние должны совершать все католики, достигшие «разумного возраста», под угрозой отлучения и лишения христианского погребения. Особую позицию по отношению к покаянию, как и другим таинствам, занимают протестантские церкви и секты. Они признают в основном только два таинства – крещение и причащение, но и им придается символическое значение как знакам общения с Богом. Устная исповедь перед священником отвергнута, но личная исповедь и покаяние перед Богом считаются важнейшим средством очищения души.

    Богословы и религиозные философы проводят различие между раскаянием и покаянием. В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние может быть разного рода, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности («в рай мне все равно не попасть»). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Христианское учение о покаянии, несомненно, выразило общечеловеческое содержание, которое требует философского и психологического осмысления. Человек, не признающий за собой никакой вины и считающий себя во всем правым, должен быть отнесен к дурным, безнравственным людям. От таких людей произошло и происходит много бедствий и зла. Поэтому есть правда в словах: «Не покаешься – не спасешься». Помимо церковного покаяния и исповеди, существует и внецерковное. Родион Раскольников и на каторге не испытывал мук совести, но однажды к нему пришло глубокое осознание неверности своего жизнепонимания и он почувствовал, что возвращается к «живой жизни». Потребность исповедаться в своих грехах может находить разное выражение – в горячем признании своей вины перед близким или даже случайным человеком, напр. попутчиком в дороге. Существует литературный жанр исповеди: под таким названием известны сочинения Блаженного Августина, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого. Такого рода публичные исповеди выражают не только признание своих грехов, но и имеют целью помочь другим людям избежать ошибок и встать на путь истинной жизни.

    В.Н.Шердаков

    Литература:

    Брянчанинов И. Поучение второе в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии. – Он же. Аскетические опыты, т. 4. М., 1993;

    Еп. Варнава (Беляев). О боголюбезном и духовном покаянии. – Он же. Основы искусства святости, т. 1, отд. 3. Нижний Новгород, 1995;

    Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению, . М., 1996.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *