О поклонах

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Приставки «пре» и «при» в некоторых словах

1. Презрение/призрение

С первым словом все понятно, а вот второе используется гораздо реже. ПрИзрение — это попечение. ПрИзреть — значит дать приют и пропитание. В словаре этот глагол имеет помету «устар.». Домом призрения в XVIII–XIX веках называли учреждения, которые занимались опекой и попечительством.

При- во втором слове легко объяснить. Тут есть оттенок приближения, принятия, присоединения.

2. Предать/придать

Предать можно (но не нужно) друга, а придать — значение. Во втором случае опять виден мотив присоединения.

3. Преклонить/приклонить

Преклонить можно голову или колени. А приклонить, например, ветку к земле (приблизить, поэтому при-).

4. Претворить/притворить

Претворить можно мечту. И здесь приставка пре- сходна по значению с пере- (мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью). А вот притворить можно калитку (ПРИкрыть, мотив неполноты действия: закрыть, но не до конца).

5. Претерпеть/притерпеться

Претерпеть — это почти то же самое, что и ПЕРЕтерпеть. То есть перенести, переждать, пережить. А значит, нужна приставка пре-.
А притерпеться — это довести действие до конца и (опять же) сблизиться с тем, что терпишь.

6. Преходящий/приходящий

Преходящее — это то, что переходит, проходит.
А приходящий — это тот, кто приходит, приближается. Например, приходящий на эту платформу поезд. Или приходящий в детский сад ребенок.

7. Преумножить/приумножить

Эти слова различить очень трудно, это отмечают даже в справочниках. Считается, что прЕумножить — это сильно умножить, а прИумножить — добавить немного. Но это скорее оттенки одного значения, поэтому их часто путают.

8. Преемник/приемник

Дмитрия Медведева в свое время называли преемником Владимира Путина — к нему ПЕРЕшли полномочия президента. Но никак не прИемником! Запомните: приемник — это аппарат, а не человек.

О поклонах при всяком богослужении

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;

— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;

— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О поклонах во время всенощного бдения

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);

— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;

— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;

— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;

— после целования – 1 поклон;

— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;

— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;

— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;

— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О поклонах во время Божественной Литургии

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

– на всех иерейских возгласах — по поклону;

— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;

— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;

— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;

— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

— на Трисвятом – 3 поклона;

— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;

— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;

— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;

— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;

— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;

— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;

— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;

— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;

— на «Отче наш», в начале — земной поклон;

— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;

— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;

— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;

— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;

— при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;

— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е.Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля.

***

Правила о земных поклонах не относятся к воскресным дням.
Подробнее: О недопустимости земных поклонов в дни воскресные.

Поклоны существуют трех видов:

  • малые (метания)
  • поясные
  • земные (великие)

Малые поклоны еще называют метания. Малые поклоны употребляются чаще остальных. Они подразделяются на поклоны:

  • с крестным знамением
  • без крестного знамения

Следует уточнить, что термин «креститься» – не ясный. Крестное знамение – это одно, а поклон – другое. Оба могут быть вместе не связаны.

Малые поклоны с крестным знамением применяются во всяких случаях выражения молитвенного чувства и обращения. Например, при прохождении мимо Алтаря, храма, на прошении ектений, при пении «Аллилуия», «Святый Боже», когда слова молитвословий побуждают к этому («поклонимся», «припадем», «помолимся»).

Малые поклоны без крестного знамения:

  1. Когда кадят молящихся, осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом.
  2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к Алтарю спиной.
  3. При возглашении: — Главы ваша Господеви приклоните — Мир всем — Благословение Господне на вас… — Благодать Господа нашего Иисуса Христа…
  4. На Херувимской песне на Великом входе при возглашении — … вас и всех православных христиан…(при этом священник крестообразно осеняет предстоящий народ Св. Чашей.)
  5. Во время чтения Евангелия (стоят прямо, с наклоненной головой, как бы слушая самого Иисуса Христа.)
  6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах: — Христос воскресе! Отвечая: — Воистину воскресе! И др.

Крестное знамение без поклона применяется:

  1. При чтении Символа Веры на словах: «Верую…», «И во Единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…».
  2. При произнесении слов: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста…»
  3. В начале чтения Апостола, паремий.
  4. При отпусте на словах: «Христос истинный Бог наш…», а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
  5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах «Слава в вышних Богу…»
  6. При словах тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Поясные поклоны. В современной практике поясные поклоны бывают глубокие (до земли достаем рукой) и неглубокие (кланяемся в пояс).

Применяются:

  1. При входе в храм и выходе из него – 3 раза напротив Алтаря
  2. При возгласе: «Благословен Бог наш…»
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
  4. При возгласах: — «Твоя от Твоих» — «Святая Святым» (ТРИ ПОКЛОНА!)
  5. При произнесении слов на «Честнейшей»: — «…Сущую Богородицу Тя величаем»
  6. На возглас — «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
  7. В начале Великого Славословия на Утрени («Слава в вышних Богу»)
  8. После пения первой половины Херувимской песни, на Великом входе, во время выхода священнослужителей.
  9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Земные поклоны — т. е. падение ниц, «елико мощи главою до земли довести» есть выражение предельного благоговения или усиленной молитвы о помиловании. Их полагают при поклонении наибольшим святыням, в дни постов и наиболее важные в таинственном смысле моменты богослужения. Так, во время пения «Тебе поем» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный момент преложения Святых Даров. «По учению Церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею. С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять и мы в этот момент перед лицом Самого Бога! Этот момент Божественной Литургии – основа всей жизни мира, это – ось жизненного колеса. Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя», — так пишет об этом Великом моменте священномученик Серафим (Звездинский). Земной поклон здесь положен в любой календарный период. Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент предстоящий народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» многие делают земной поклон, когда он здесь неуместен. В служебнике предписывается три поясных поклона. Священнослужитель делает поясные поклоны стоя возле Престола, а народ падает ниц стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за Богослужением.

Приведем еще несколько примеров обязательного употребления земных поклонов:

  • При явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите…» В Великий Пост:
  • На Великом повечерии при возглашении: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных» и далее…
  • На Великопостной вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» и далее…
  • На изобразительных, в конце пения блаженств на словах: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». (3 поклона).

Самой распространенной ошибкой является то повсеместно принятое мнение, что не положено совершать в храме земные поклоны: В дни воскресные, в дни святок (от Рождества до Крещения), от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания. Также и в дни Страстной седмицы после прочтения последний раз молитвы «Господи и Владыко живота моего» земные поклоны прекращаются до Пятидесятницы. Исключение составляют поклоны у Плащаницы. И в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.

На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов, а только длительное стояние на коленях. Существует разница между коленопреклонением (длительное стояние на коленях) и земным поклоном (единовременное падение ниц, длящееся всего секунды).

Стояние на коленях В православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Молиться на коленях – это обычай Католической Церкви.

В Православии встают на колени на краткое время только:

  • Во время перенесения святыни на Литургии Преждеосвященных Даров.
  • В День Святой Троицы раз в году — коленопреклоненные молитвы.
  • Во время молитвы, например, в конце молебна или акафиста, когда диакон (или священник) к этому призывает: Преклоньше колена, помолимся.

Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например, Чудотворную икону, мощи. Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

Другие распространенные ошибки:

  • При каждении на «Господи воззвах», «Честнейшей», и др. преклоняют главу те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. В данном случае ошибкой бывает «провожание» кадящего, то есть поворот, как подсолнух за солнцем (бывает, что прихожане в порыве неуместного благочестия описывают полный поворот вокруг себя, поворачиваясь к алтарю спиной). Нужно помнить, что в ходе богослужения не принято стоять к алтарю спиной.
  • На Вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносцев (этим отпуская их) – народу, предстоящему в храме, преклонять главу, при этом, не надо. Это же правило относится и к Малому входу на Литургии.
  • При каждении диакона или священника с амвона на «Господи, воззвах», «Честнейшей», и др. вначале – каждение клироса, затем – народа. Также на полиелее – священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем клирос, и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо приклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
  • На «Святая святым» (Литургия) нет земного поклона, но три глубоких поясных.
  • На Великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, т.к. не происходит никаких побуждающих к тому действий, и только на словах священнослужителя «вас и всех православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящих осеняют Святой Чашей.
  • На ектениях об оглашенных предстоящие часто делают поклоны на возгласах («Оглашенные главы ваши Господеви преклоните!»), которые к ним не относятся.
  • Когда уносят Святые Дары на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, т.к. это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние времена – почти все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах.
  • Креститься и кланяться не положено на шестопсалмии. Шестопсалмие – это шесть избранных псалмов из Псалтири, читаемых в начале Утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносят слова «Слава… и ныне… Аллилуия» не совершаются крестное знамение и поясные поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Святогорец, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».

Поклоны на Литургии

  • На возглас «Благословенно Царство…» крестное знамение и поясной поклон.
  • На «Трисвятом» – малые поклоны.
  • После «Достойно есть» – земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам. Святым Тайнам – земной, Божьей Матери – поясной.

Подходя к иконам или святым мощам, необходимо совершить два поясных поклона, затем прикладываются к иконе; если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываются к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй — к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон. Икону, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, целуют однократно; не принято целовать лик святого.

Если мы идем на помазывание, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим, и делаем третий поясной поклон, и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (повернувшись в его сторону).

При каждении церкви священником или диаконом, иногда прихожане поворачиваются или даже разворачиваются. При этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом, конечно, проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Во время такого каждения молящийся должен отступить и пропустить священнослужителя и после этого сразу встать на свое место, вернувшись мыслью к службе. Если священнослужитель кадит на людей, то надо поклониться и вернуться к богослужению, а не сопровождать его взглядом в течении всего священнодействия. Правилом к действию при этом может служить следующее: если стоишь на пути батюшки — отступи, кадят в твою сторону — поклонись, прошел священнослужитель — встань благоговейно на свое место и внимай тому, что поется или читается. Так будет и тишина соблюдаться, и ум от молитвы не будет отвлекаться.

Во время богослужения молящиеся стоят лицом к алтарю. В тех случаях, когда священнослужители выходят на середину храма и стоят лицом друг к другу (т.е. боком к алтарю) недопустимо прихожанам «копировать» положение священнослужителей. Они должны продолжать стоять лицом к алтарю.

Креститься без поклонов:

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
2. В начале «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
5. При словах «Честнейшую Херувим».
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном:

1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
3. В начале пения «Достойно и праведно есть».
4. После «Тебе поем».
5. После «Достойно есть» или Задостойника.
6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
8. В Великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

1. При словах священника «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
4. «И да будут милости Великаго Бога» и
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
Креститься не положено
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

Не допускается земных поклонов:
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *