О вредных привычках для детей

Атарщикова Светлана Александровна

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Вредные привычки детей дошкольного возраста — это набор определенных действий, которые малыш делает довольно часто и в основном неосознанно. Привычки бывают у детей различные и возникают благодаря разным действиям.

Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте:

— грызет ногти;

— ковыряет в носу;

— сосет палец;

— вырывает волосы;

— часто трет глаза;

— ритмично покачивается из стороны в сторону;

— чрезмерно жестикулирует;

— хватает собеседника за рукав или за пуговицу;

-поминутно отплевывается;

-употребляет слова-паразиты {«ну», «вот», «значит», «короче» и т.п.}.

Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста — недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша.

Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек — усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусании. Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.

Избавиться от вредных привычек трудно, потому что такие действия приносят ребенку удовольствие и привлекают внимание взрослых, которого ему может не хватать.

Парадокс здесь заключается в том, что, если вы будете запрещать малышу эти действия, то есть пытаться убрать привычку саму по себе, вы будете лишь усугублять ее. Более того, если вы бьете по рукам, мажете пальцы горчицей — у малыша усиливается внутреннее напряжение. И даже, если вам удастся таким способом загасить одну привычку, очень скоро в обиходе ребенка появится другая, аналогичная. Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения. На быстрый результат рассчитывать не стоит.

Ласка, доброжелательность, соблюдение гигиенических правил режима дня, делают ребёнка доверчивым, послушным, помогают избавиться от неприятной привычки.

Что поможет?

1. Первым делом вы должны набраться терпения. Сама собой эта привычка не пройдет. Вам нужно запастись временем и решить для себя, что малышу эта привычка не нужна.

2. Самое главное и самое сложное — понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

3. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

4. Никогда не стыдите ребенка за его привычки.

5. Попробуйте придумать новые интересные занятия, которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение — тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

6. Никогда не угрожайте и не запугивайте своего ребенка. Этим вы можете только причинить больший вред своему ребенку, который может привести к психологическим последствиям.

7. Надо сказать, что вредные привычки — это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

8. Когда ребенок ложится спать, включайте ему спокойную музыку.

9. Постарайтесь дать ребенку много новых впечатлений.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.

Устраняя привычку, вам необходимо восполнить этот недостаток. Начните больше времени уделять малышу, играйте вместе с ним, читайте ему книжки, хвалите его.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста — это всего лишь набор определенных действий, которые не должны нанести вреда ребенку.

С ростом и развитием ребенка у него нередко появляются привычки, которые со временем, если на них не обращать внимания, становятся вредными, и могут не только вредить в детстве, но и преследовать человека всю его сознательную жизнь.

Что такое привычка и какую из них можно отнести к вредным?

Привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.

Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).

К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т.п.) с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: сосать пальцы; грызть ногти, карандаши, ручки; брать в рот посторонние предметы; ковыряться в носу; ябедничать; обманывать сверстников и старших; брать чужие вещи; сквернословить (употреблять ненормативную лексику); курить, пить, употреблять наркотики; быть зависимым от телевизора и компьютера и другие.

Причины появления вредных привычек у детей

Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени.

Одной из причин (может быть самой главной) появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, прежде всего матери, родных и близких. Другими причинами могут быть: желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;

психологические или физические проблемы у ребенка;

стремление избавиться от скуки или успокоиться;

особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;

подражание старшим или своим сверстникам и др.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Если у ребенка вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, то родителям необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а именно преодолевать ту или иную вредную привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.

Как же помочь ребенку освободиться от вредных привычек?

Привычка «сосать пальцы»– если малыш тянет пальчик или кулачок в рот, то это может означать, что он голоден, у него не удовлетворён сосательный рефлекс, что он скучает, беспокоится, его что-то мучает. Некоторые дети уже после года забывают про пальчик, иные сосут палец или соску вплоть до трёх лет. Всё это нормально. Задуматься стоит, если даже и на четвёртом году жизни ребёнок продолжает сосать палец или только начинает это делать.

Распространённой ошибкой родителей является то, что они стараются подавить привычку «агрессивными» способами: наказывают, стыдят… А ведь такие методы вызывают совершенно обратную реакцию, данная вредная привычка у ребенка только закрепляется.

Что же делать? Выяснить причину и устранить её. Установить с ребёнком доверительные отношения. Своевременно замечать, когда он напуган, чем-то встревожен, стараться приласкать и успокоить его, поговорить, отвлечь… И никогда не скупиться на похвалу!!! Ребёнку нельзя запрещать, нужно стараться объяснить почему, например, вредно сосать пальцы. Разнообразить жизнь малыша, сделать её яркой и насыщенной.

Привычка «грызть ногти, карандаши, ручки» — самое распространенное мнение на этот счет – ребенок грызет ногти, когда он нервничает. Иногда это беспокойство внутреннее, которое сам ребенок может не сознавать, и попытки родителей выяснить причину ни к чему не приводят. Было замечено, что некоторые дети школьного возраста при возникновении трудностей в общении со сверстниками или усвоении школьной программы, начинают грызть ногти. Слишком строгое отношение к ребенку со стороны отца или матери может дать толчок этой привычке. По мере взросления ребенка эта привычка угасает, но у 15 % взрослых людей она сохраняется на всю жизнь. В подростковом возрасте примерно 45% детей грызут ногти. Как же помочь этим детям?

Наказаниями и постоянными окриками: «не грызи ногти» здесь не поможешь. От взрослых требуется убедительно доказать вред этой привычки для человека. Использовать все возможные примеры из жизни: можно показать под микроскопом сколько микробов находится под ногтями.

Привычка «брать в рот посторонние предметы» — многие мальчики и девочки любят брать в рот различные мелкие предметы: монеты, пуговицы, детали конструктора. Играя, они о них забывают и могут случайно проглотить или, что еще хуже, предмет может попасть в дыхательное горло. Дети грызут ручки, карандаши, рукава, пододеяльники и т.п. Следует внушить ребенку, что во рту могут находиться только пищевые продукты, питье и еще лекарства во время болезни.Жестко контролировать, держит ребенок что-нибудь во рту или нет. Это избавит его от опасности.

Привычка «ковыряние в носу» — то, что это некрасиво понимают все. Но ведь это ещё и вредно. Дети, при ковырянии в носу, зачастую выдёргивают из ноздрей крошечные волоски, которые служат естественными фильтрами, защищающими от пыли и грязи вдыхаемого воздуха. Самой распространённой причиной ковыряния в носу у детей является сухость слизистой, из-за которой ребёнок чувствует сильное раздражение и зуд. Необходимо позаботиться о том, чтобы вдыхаемый воздух был не слишком сухим. Для этого можно купить увлажнитель воздуха или расставить в комнатах ёмкости с водой. И обязательно научить ребёнка пользоваться носовым платком. Зачастую этого достаточно, чтобы избавиться от неприятных ощущений в носу, а соответственно и от вредной привычки.

Привычка «ябедничать» – ребенку до трех лет слово «ябеда» будет не совсем понятно. Он еще не осознает последствия своего поступка и фактически своей жалобой он делится со взрослым увиденным. В старшем же дошкольном возрасте ребёнок вполне представляет какая реакция последует за его словами. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку разницу между доносом и сообщением о чём-либо. Например, рассказать о том, что кто-то попал в беду – это ответственный поступок. Дети должны рассказывать взрослым о том, что кто-то поранился, кому-то угрожает опасность. Необходимо научить ребёнка не ябедничать. Малыш должен понимать, что вы будете слушать только полезную информацию.

И ещё: стараться, чтобы ребёнок учился самостоятельно справляться с проблемами. Одной из причин «ябедничества» как раз является то, что дети не знают, как им справиться с проблемой, поэтому и обращаются ко взрослым.

Привычка «обманывать сверстников, старших» – ее истоки выходят, как правило, из перенимаемого примера от сверстников.

Если родители узнали, что их ребенок склонен говорить неправду, то необходимо:

понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался;

как можно чаще демонстрировать ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы;

исключить жестокие наказания, в том числе за ложь;

постараться самим, быть правдивыми, честными, и искренними, — это лучшее лекарство ребенку в искоренении этой пагубной привычки.

Привычка «брать чужие вещи (воровство)». Воровство – это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства и если ситуация не меняется с возрастом, — значит, это уже не проступок, а болезнь.

Родителям, воспитателям, и учителям необходимо:

Не осуждать ребенка публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.

Ни в коем случае не наказывать детей физически. Достаточно на первый раз ограничиться рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить ребенку, что даже если он в чем-то очень нуждается, воровство – не способ решения проблемы.

Не напоминать все время о проступке и не уделять ему большого внимания. Лучше подумать о том, как вы можете проводить с ребенком больше времени.

Привычка «сквернословить» — ругательства ребенок узнаёт задолго до того, как идет в первый класс. И сам их произносит до тех пор, пока не поймет, что это неприлично. В подростковом возрасте ребенок часто ругается для того, чтобы показать себя взрослым и независимым. Чтобы исправить ситуацию родителям и близким нужно:

Не использовать в своей речи ненормативную лексику.

При каждом новом «словечке» ребенка объяснять ему, что так говорить неприлично.

Привычка курить, употреблять спиртное и наркотики– одна из самых тревожных и беспокойных для родителей – получила в последние годы широкое распространение среди школьников, причем к курению дети приобщаются нередко уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным напиткам (слабоалкогольным) и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям.

Узнав о таком «опыте», родители должны бить тревогу, исключить возможность его повторения и продолжения, принять самые разнообразные меры для спасения своего ребенка, в т.ч. обратиться к подростковому врачу-наркологу.

Привычка «быть зависимым от телевизора, компьютера» – это порождение цивилизации, с одной стороны; подражание родителям и друзьям — с другой. Теле-компьютеромания приводит к тому, что многие дети, просиживая часами за компьютерами и телевизорами, «садят» зрение, «зарабатывают» искривление позвоночника, анемию (снижение кислородтранспортной способности крови), проблемы с пищеварением и лишним весом. У таких детей появляются частые головные боли, быстрая утомляемость и как результат — пропуски занятий, низкая успеваемость.

Выход из ситуации – изменение образа жизни, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе с родителями и друзьями, совместный активный отдых на природе и т.п.

Искоренение перечисленных привычек – дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить если бороться с ней от случая к случаю.


Елена Исупова

Привычка — вторая натура. Многие из них мы приобретаем в детстве и проносим через всю жизнь. Поэтому так важно привить ребенку здоровый стиль жизни на ранних этапах и подкрепить его собственным примером. Выбрали 5 особенно полезных привычек из наших книг.

Здоровый сон


Кролик, который хочет уснуть
Родители знают, насколько высыпающийся ребенок лучше справляется с задачами, насколько он более жизнерадостный по сравнению с тем, кто спит недостаточно. Но недосып влияет на здоровье и семейное счастье куда сильнее и выливается в гораздо большее, чем простое нытье. Исследования показывают, что недостаток сна не только вызывает сонливость и вялость у детей, но и является причиной проблем с вниманием, самоконтролем, поведением и успеваемостью в школе.

У недосыпающих детей более вероятно развитие тревожности и депрессии в будущем.

Дневной сон для детей не менее важен, чем ночной. Малыши до 2,5 года без дневного сна недобирают положенное количество часов в сутки. Некоторым детям дневной сон необходим вплоть до пяти лет. Недостаток сна затрудняет контроль эмоций и принятие рациональных решений.

Создавайте располагающую ко сну атмосферу: повесьте в детской светонепроницаемые жалюзи или шторы, температура должна быть 15-20 градусов Цельсия, выбирайте комфортную одежду, попробуйте использовать белый шум. А еще можно почитать ребенку сонные сказки: «Кролик, который хочет уснуть», «Слоненок, который хочет уснуть», «Тракторенок, который хочет уснуть». Они написаны профессиональным психологом и помогают засыпать детям в 43 странах мира.

Принимать свои эмоции


Одна привычка в неделю для всей семьи
Эмоциональный интеллект — это способность замечать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и руководствоваться этой информацией в своих оценках и действиях. Люди с более развитым эмоциональным интеллектом отличаются более крепким психическим и физическим здоровьем и в целом счастливее остальных. Развитие EQ — долговременный процесс и начинается он в детстве. В книге «Одна привычка в неделю для всей семьи» есть полезные советы для родителей.

  • Не обесценивайте и не игнорируйте эмоции. Когда родители признают возникающие у детей эмоции, а не обесценивают их и не пытаются «переключить» ребенка, дети чувствуют, что их слышат, и понимают, что их эмоции важны. Когда ребенок понимает, что его «видят» и он важен, он тут же снижает свои эмоциональные требования, а возникающие эмоции становятся не такими острыми.
  • Обсуждайте и проявляйте эмоции. Обсуждение эмоций в семье учит детей, что иметь чувства нормально. Дети также учатся «опознавать» эмоции, управлять ими и преодолевать их под контролем взрослых.
  • Называйте чувства своими именами. Более обширный эмоциональный лексикон позволяет выражать чувства точнее. Эксперты сходятся во мнении, что когда человек может точно назвать чувство, которое испытывает, становится легче определить его причину и выработать стратегию контроля.

Познакомить малыша с разными эмоциями помогут детские книги «Я такой разный» и «Где живут эмоции?». Наблюдая за симпатичными героями, ребенок лучше узнает себя.

Здоровое питание


О чем думает ребенок?
Все знают, что правильное питание необходимо для ребенка, но приучить малыша к незнакомой пище не так-то просто. Вот несколько советов из книги «О чем думает ребенок?»:

  • Съесть все, чем до краев наполнена тарелка, — сложная задача для ребенка. Дайте малышу маленькую порцию, а позже предложите добавку. Попросите его попробовать всего понемногу, позволив довериться своему аппетиту. Никогда не заставляйте доедать. Если ребенок перестал есть и принялся за игру, смело убирайте еду. Не бойтесь, что он будет голодать — следующий прием пищи уже скоро.
  • Ешьте вместе. Даже если не голодны, просто сядьте рядом и съешьте немного той же еды. Ребенок получит больше удовольствия от своей еды, если увидит, что вы тоже наслаждаетесь ею.
  • Соблюдайте нейтралитет. Необязательно хвалить ребенка за то, что он съел овощи, но и злиться из-за недоеденной пищи не надо. Исследования показали, что дети едят гораздо больше овощей, когда родители не акцентируют на этом внимание.
  • Никаких взяток. Не надо предлагать ребенку сладости в качестве награды или угрожать оставить его без сладкого, если малыш не съест суп или овощи. Иначе вы внушите ему мысль, что здоровую пищу едят в наказание.
  • Пробуйте. Исследования показывают, что, прежде чем согласиться что-либо съесть, малыш должен попробовать это не менее 15 раз! Продолжайте предлагать новые продукты наряду с испытанными (теми, которые ребенок точно будет есть).

Больше общаться вживую, меньше времени проводить с телефоном

Будьте уверены, ребенок уже заметил, что взрослые тратят много времени на свои телефоны. И он хочет быть таким же, как вы. Но яркие картинки, возникающие от прикосновения пальцев, возбуждают систему вознаграждения в мозге малыша. Это опасно тем, что кроха предпочтет играть, а не взаимодействовать с реальным миром. Ниже — несколько важных мыслей об этом.

  • Держите телефон вне поля зрения ребенка. Покажите пример здорового обращения с телефоном. Находясь в компании малыша, сократите зависание в соцсетях и телефонные разговоры.
  • Скажите «нет». Если вы даете ребенку телефон в качестве утешительной «пустышки», когда ему скучно, то он не научится самостоятельно справляться со скукой. Например, используя воображение или проявляя любопытство.
  • Покажите ребенку, что вокруг много интересного. Разговаривайте с малышом, играйте с ним, лепите из пластилина, гуляйте, читайте книги.


Источник

  • Не заблуждайтесь, что телефон способствует развитию ребенка. Нет никаких научных доказательств, что использование телефонных приложений в раннем возрасте улучшает познавательные способности малыша. Напротив, многие исследования подтверждают, что недостаток взаимодействия со взрослыми на этом этапе приводит к речевому и поведенческому отставанию.

Заниматься творчеством

Творческие занятия укрепляют ум и дух. Не обязательно быть художником, чтобы получать удовольствие от творчества. В ходе одного эксперимента искусство, сочинительство, музыка и театр использовались для улучшения состояния человека, а не просто ради овладения навыками. В результате этих творческих занятий у участников снижался уровень стресса, тревожность, депрессия и негативные эмоции.


Источник

Для детей творчество — это возможность проявить изобретательность, ощутить дух авантюризма, выразить себя и научиться решать самые разные задачи.

Строить что-то, писать пьесы или придумывать украшения — для всего этого ребенку необходимо постоянно принимать решения, не будучи уверенным, к каким результатам они приведут. Все это повышает гибкость мышления, учит детей принимать любые повороты творческого процесса, делает их открытыми, а также укрепляет уверенность в себе и помогает легче справляться с ситуациями, когда все идет не по плану.

Рисование, лепка, пение или игры с конструктором — все это отличные примеры творческой активности. Добавляйте ее в каждый ваш день.

По материалам книг «О чем думает ребенок», «Одна привычка в неделю для всей семьи»

Обложка поста — pexels.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *