Обедница последование

Богослужение Изобразительных присутствует в суточном круге богослужения и обычно совершается в случаях, когда в храме не совершается Божественная литургия (Великим постом Изобразительны читаются перед Литургией Преждеосвященных Даров). Однако на практике данное богослужение дополняется чтением Апостола и Евангелия в тех случаях, когда Божественная литургия должна совершаться, но по тем или иным причинам не совершается. В таких случаях данное богослужение именуется Обедницей, как, например, в Каноннике. К вопросу данного богослужения обращались такие известные кантонисты как В. Розанов и А. Дмитриевский. Обсуждение совершения Обедницы можно встреть на специализированных форумах и сообществах священнослужителей. Если до революции на каждом приходе имелся штатный священник и необходимости совершения Обедницы с причащением мирян необходимости не было, то в настоящее время один священник может быть единственным священнослужителем нескольких храмов. Так как совершать Божественную литургию чаще одного раза в сутки канонически запрещено, то в воскресные и праздничные дни священнику, имеющему на попечении несколько приходов, приходится самостоятельно решать проблему причащения мирян в храме, в котором он не может в этот день совершить литургию. Чин причащения болящих на дому совершенно не подходит к такому случаю, другого же уставного богослужения нет в практике Русской Православной Церкви. А. Дмитриевский приводит перевод греческого чина богослужения, в котором за чином Изобразительных совершается причащение. Однако в этом богослужении нет столь необходимых чтений Апостола и Евангелия дня, нет поминовения живых и усопших, что естественно востребованно в приходской практике. Чтение Апостола и Евангелия на Изобразительных допускает Типикон. Представляемый в качестве проекта чин Обедницы с дневными чтениями и причащением представляет собой попытку объединить имеющиеся практики воедино и, несомненно, нуждается в компетентной переработке, как следует из обсуждения данного чина в сообществе Устав. Отдельно стоит заметить, что автором написана специальная молитва на вход с Евангелием, так как молитва литургии или малого входа вечерни не подходит по смыслу к данному богослужению. Внесено изменение в молитву перед возгласом Святая святым, так как священнослужитель уже причащался в текущий день. Предлагается для обсуждения целесообразность совершения мирной и малых ектений перед антифонами. Чин обедницы с чтением Евангелия и причащением Диакон: Благослови, владыко! Иерей: Благословен Бог наш… Первый антифон. Псалом 102. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Второй антифон Псалом 145.
Единородный Сыне, и Слове Божий…
Третий антифон Отверзаются Царские врата. Вход с Евангелием. Во Царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем… Слава, и ныне: Молитва входа: Владыко Господи Боже наш, просветивый мир светом Евангелия Твоего, просвети и нас входом святых Твоих к слышанию Божественных Твоих словес. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.1 Вход с Евангелием. Тропари празднику или дню. Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. И во веки веков. Лик: Аминь.
Трисвятое:
Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Сугубая (и заупокойная) ектения. Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Святый, егда приидеши во Царствии Твоем. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Стих: Приступите к Нему и просветитеся, и лица Ваша не постыдятся. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Слава: Лик Святых Ангел и Архангел, со всеми Небесными Силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. И ныне: Символ Веры иерей раскрывает антиминс, ставит потир и дискос на него, кладет земной поклон, достает из дарохранительницы потребное количество Запасных Даров, кладет частицы на дискос, вливает теплоту в потир, кадит звездицу и покровцы, покрывает Дары на дискосе вкупе с потиром воздухом, кадит. Кладет поклон.
Ослаби, остави, прости Боже прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
Просительная ектения: Исполним молитву (по подобию той, что совершается на вечерне и утрене) до христианския кончины… Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати: Хор: Отче наш. Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Таже: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон: Главы ваша Господеви приклоните. Лик: Тебе, Господи. Священник молится: Благодарим Тя, Царю невидимый, иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя, не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес. Возглашение: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати Пречистое Тело Твое и Честную Кровь нами всем людем. Таже трижды покланяется и возглашает: Вонмем. Святая святым. Иерей снимает воздух и покровцы, высыпает благоговейно частицы в потир. Чтец: Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне грешнем, утверди, вразуми сердце мое, и всю мою отими скверну. просвети мою мысль, да выну славлю, пою покланяюся, и глаголю: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. И причастен дня или гласа.
Открываются Царские врата и совершается причащение мирян, как на литургии.
Иерей, покадив Дары, берет святый дискос, передает его диакону, диакон, ничтоже глаголя, отходит в предложение и поставляет Их. Священник же, поклонився, и прием святый потир глаголет тайно: Благословен Бог наш, и обращся ко дверем, зря к людем, возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Пренеся потир в предложение, иерей свивает антиминс и благословляет народ: Благословение Господне на вас: Буди Имя Господне благословено отныне и до века (трижды). Слава, и ныне:
Псалом 33. Диакон: премудрость. Лик: Достойно есть… иерей: Пресвятая Богородице… лик: Честнейшую… Таже окончание по обычаю и целование креста.
Используемые источники: 1. В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. Стр. 313 по http://www.mpda.ru/publ/text/369458.html 2. Типикон Маркова глава на 24 февраля «Аще ли коея великия ради нужды в память святых великих имущих полиелей, не случится быти преждесвященней литургии». http://azbyka.ru/otechnik/?Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/tipikon=48_6#sel=1313:599,1313:615 3. Дмитриевский А. А. Что такое kanon tes psаlmodias, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1889. № 38 http://www.mhzh.ru/ru/search/?s=%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&page=2
Обсуждение в Интернете: 1. http://ustav.livejournal.com/1105067.html 2. http://deacon.ru/community/viewtopic.php?p=50868

Обедница — народное название богослужения, которое также называют «изобразительные». Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. Второе название возникло потому, что обедница в определенном смысле изображает и замещает Литургию.

Происхождение понятия

Обедница — древняя традиция отшельников и монахов. В прошлые времена не все монахи принимали сан, и для проведения Божественной литургии приглашали священника. В остальное же время они правили обедницу.

Обедница – православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии

Особенно актуальной служба была во времена гонений на Церковь, когда простые люди были лишены права посещать храм и были вынуждены молиться тайно.

Название возникло от слова «обед» и считается простонародным. Служба обычно проводилась в утренние часы, и после нее миряне устраивали совместную трапезу.

Разница между Литургией и изобразительными

Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.

Сходства:

  • И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу.
  • Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы.

Различия:

  • Божественная Литургия (обедня) совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни.
  • Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается.

Важно! Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным. Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель.

Тем не менее это полезный и необходимый навык. Обедница прививает интерес к богослужебным книгам, учит мирян грамотно обращаться с ними. Тексты для богослужения становятся источником познания и внутреннего воодушевления. В итоге меняется понимание службы и сама сущность христианина, ведь приобщение к Священному Писанию и книгам великих подвижников приносит огромную духовную пользу.

Еще о богослужениях в храме:

  • Панихида по усопшим в церкви
  • Что такое молебен и как его заказать
  • Богослужение на Рождество Христово

В каких случаях проводятся Изобразительные

  1. Великий пост. Высшей радостью для каждого православного христианина является Божественная литургия и Причастие, а пост подразумевает ограничение в радостных и приятных вещах. В дни Великого поста Литургия и Евхаристия не проводятся, чтобы человек смог заново оценить этот дар Всевышнего.
  2. Отсутствие священника. Христианский мир часто сталкивается с нехваткой духовенства. Иногда священник служит сразу в нескольких храмах и не может проводить богослужения одновременно в разных местах. Когда нет возможности провести Литургию, проводятся изобразительные. Согласно Типикону, богослужение в храме могут проводить и миряне. Обедницу можно проводить как в храме, так и дома

    Христиане должны сами усердно беспокоиться о том, чтобы в храмах или домах ежедневно совершались хотя бы краткие богослужения. В противном случае, люди будут страдать от нехватки духовной пищи.

  3. Отсутствие возможности посетить храм. Не всегда миряне могут лично присутствовать в церкви на службе. Если возникает необходимость, обедницу можно служить мирским чином, то есть дома, без священнослужителя и без Евхаристии.

Правила проведения изобразительных

  1. Если служение проводится в храме, оно проходит вне алтаря.
  2. Возгласы священника замещают прошением: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
  3. Взамен ектении говорят: «Господи, помилуй».
  4. Прошение повторяют двенадцатикратно вместо великой и просительной ектении, взамен сугубой — сорок раз.

Важно знать! Ектения — прилежное моление. Во время службы священник произносит короткие молитвы, на них хор и прихожане отвечают словами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

  1. Прокимны и аллилуарии миряне провозглашают по обычаю на служении.
  2. Главы и стихи Апостола и Евангелия можно читать по обычному синодальному тексту Нового Завета.
  3. Запрещено копирование дьяконских голосовых интонаций. Чтец должен произносить текст просто, осмысленно, соблюдая необходимые паузы.
  4. Каждение можно осуществлять домашним кадилом, осенив его крестным знамением.
  5. Происходящее следует сопровождать словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
  6. Взамен традиционного завершения богослужения нужно проговаривать малое благословение: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
  7. В конце службы прихожане прикладываются к кресту.

Важно знать! Прокимен — неоднократное повторение стиха одного из псалмов, который считается предисловием Апостолов или Евангелия. Аллилуарий — стих из Псалтири, который читается перед Евангелием, вслед за чтением Апостола.

Чин обедницы

Прежде чем приступить к молитве и чтению Священного Писания, следует должным образом настроиться на духовный труд. Нужно быть особенно сосредоточенным, стараться осознавать и понимать каждое слово, чтобы наполнять этими словами свою душу.

Мирянам следует приступать к изобразительным со словами: «Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.»

Начинается чин с чтения 102 псалма и великой ектении. Таким образом верующие просят Бога о милости.

Псалом 102

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его; благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует: не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его: елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

Затем поется 145 псалом, стихи которого прославляют имя Всевышнего.

Псалом 145

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою; в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

После псалмов исполняется песнь «Единородный Сыне».

Песнь Господу Иисусу Христу

Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

После этого зачитывают девять заповедей блаженства, которые были произнесены Иисусом Христом во время Нагорной проповеди.

Заповеди Блаженства

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Перед чтением Апостолов чтец произносит прокимен, соответствующий дню недели или празднику.

По окончанию произносится аллилуарий, и верующие начинают чтение Святого Евангелия.

Затем следует сугубая ектения, после которой христиане читают молитву «Символ веры».

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

После этого произносится просительная ектения и молитва «Отче наш».

Отче наш

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Потом верующие поют тропари и кондаки. Они соответствуют празднику и храму, в котором проходит служба. Сначала произносятся все тропари, за ними — все кондаки. В последнюю очередь поется кондак праздника или Богородичен.

Завершается обедница благодарением Господа и чтением 33 псалма.

Псалом 33

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.

Последним произносится краткое заключительное слово (отпуст).

Приветствуется завершение службы душеполезным чтением трудов Святых Отцов Церкви и книг с описанием жития Святых.

Что запрещено делать мирянам

  • Проводить Литургию и Таинство Евхаристии;
  • Надевать облачения священников;
  • Совершать любые священнодействия;
  • Обращаться к Служебнику и Требнику;
  • Произносить хвалебные возгласы и ектении.

Внимание! В случае нарушения этих правил прихожанин рискует совершить грех святотатства.

Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека. Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена.

Согласно предсказаниям, последним приверженцам веры Христовой придется скрываться от гонений. Так же, как первые верующие молились тайно, последние будут вынуждены спасаться без церкви и помощи священника. Обедница учит мирян самостоятельно и правильно обращаться к Богу, вводит их в мир истинной веры, в духовный мир Православия.

Православная азбука. Обедница

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *