Обеты святого крещения

Когда человек крестится взрослым, как это и теперь иногда бывает, а в особенности часто было в древности, то он сам дает обеты от своего лица, а если он крестится в младенчестве, то за него эти обеты произносит его крестный отец или крестная мать — «восприемники», как их называет Церковь. И вот эти обеты, в которых христианин обещался Богу отрицаться Сатаны и всех дел его и сочетаться, соединиться со Христом, эти обеты не только забываются людьми, но многие вообще ничего не знают о них и о том, что эти обеты за них произнесены и что они должны были бы подумать о том, как надо эти обеты исполнить.

А что, если в последний день истории человеческого рода на земле — в день Страшного Суда окажется, что человек обеты-то дал (или за него дали восприемники), а он и не знает, какие это обеты и что было обещано? Что будет с таким человеком? Подумайте, братия, о том, что значит отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться Христу.

Вся эта суета, из которой слагается наша теперешняя жизнь, есть суета богопротивная, в которой Бога нет, в которой хозяйничает и управляет Божий враг. Если мы дали обет отречься Сатаны и всех дел его, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свою душу этой суетой, но отказаться от нее, и помнить о том, что, как говорит Церковь, «едино есть на потребу» — одно только нужно — помнить, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповеди Его, но и стараться соединиться с Ним.

Святое Крещение подобно двери, через которую крестящиеся входят в Святую Церковь и становятся близкими Богу и сожителями святых, но не просто так входят, а перед Крещением произносят отречения и обеты:

1) Отрекаемся мы тогда от сатаны и всех злых дел его. Сатана есть дух лукавый и злой; он создан был Богом добрым, но со своими единомышленниками от Него отступил, и так из светлого сделался темным, и из доброго — злым и лукавым. Дела его следующие: идолослужение, гордыня, лукавство, ложь, лесть, хитрость, зависть, злоба, хищение, прелюбодеяние, блуд, всякая нечистота, клевета, хула и всякий грех. Ибо он изобретатель греха, он и прародителей наших в раю прельстил и ко греху и отступлению от Бога привел. От этого злого духа и от всех злых его дел перед Крещением отрекаемся.

2) Отрекаемся от всякой суеты, гордости и пышности мира сего, как призванные и обновленные к вечной жизни.

3) Обещаем Христу, Сыну Божию, с Отцом и Святым Духом, верой и правдой служить и стопам Его следовать.

Так постановляется между Богом и нами завет. Мы, отрекшись от сатаны, обещаем Богу служить и верными Ему быть. Бог нас в высочайшую свою милость принимает, и обещает нам наследие вечной жизни и царствия, и нас, оскверненных грехами, баней Крещения омывает, освящает и оправдывает, поэтому каждого крещенного священник приветствует: «Омылся еси, освятился еси, оправдался еси» (см. 1Кор 6:11).

Возлюбленные христиане! Вспомним эти отречения и обеты и осмотримся, храним ли мы их? Ибо Богу солгать тяжко, и лживым пред Ним быть очень опасно. Осмотримся же, не обратился ли кто из нас назад к сатане, и не отрекся ли от Христа, и не оставил ли Его? Осмотримся, на чьей стороне мы находимся, сатанинской или Христовой? Кто чью волю исполняет, тому и служит, тому и принадлежит. Отрекается от Христа не только тот, кто от имени Его святого отрекается и не исповедует Его Сыном Божиим и Спасителем своим, но и тот, кто бессовестно и бесстрашно заповеди Его святые нарушает. Это апостольское учение. Ибо апостол говорит: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются» и прочее (Тит 1:16). Видишь, что и делами, а не только устами от Бога люди отрекаются. Блудодействует ли кто или прелюбодействует, — отрекся от Христа и к сатане обратился. Злится ли кто на ближнего своего и помышляет, как бы ему навредить, — оставил Христа и пристал к дьяволу. Крадет ли кто, похищает или отнимает добро у ближнего, — отступил от Христа и приступил к сатане. Обманывает ли кто или соблазняет ближнего — уже не с Христом, но с сатаной, и прочее. Все таковые и обетов своих не исполняют, которые Богу давали, и потому Богу солгали. Рассмотрим же, возлюбленные, совесть и жизнь нашу, на чьей стороне мы находимся, Христовой или противника его, доброй или злой, спасаемых или погибающих? Кто не с Христом, тот с дьяволом и противится Христу. Ибо сам Христос говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30)!

Возлюбленные! Остережемся и будем со Христом здесь, в этом мире, как обещали мы при Крещении. Будем здесь со Христом, дабы и в будущем веке со Христом быть по неложному Его обещанию: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Послужим Ему здесь как Царю нашему и Богу, дабы в день суда признал Он нас слугами Своими, и к верным своим рабам причислил, и открыл нам двери вечной радости. Аминь.

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8), – говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения «свет в Господе» и «чада света» относятся к крещеным и миропомазанным людям.

Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения.

Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято – согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди – не творите же греха!» – как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!»

Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты.

В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый.

Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу – о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Совсем иное дело – грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику – диаволу.

«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его – значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам – когда постоянно думаешь о них и боишься их.

Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», – говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), – говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), – пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам.

«И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм – это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение.

«Сочетаешься ли Христу?» – спрашивает далее священник. «Сочетаюсь!» – отвечает крещаемый. Это второй обет Крещения.

Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви – Теле Христовом; иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2:16). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), – пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати.

Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование.

Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином.

Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, т. е. по заповедям Божиим.

Далее крещаемый читает Символ Веры, что является знаком его осознанной веры и публичным исповеданием им христианства. Если крестят младенца, за него произносят Символ Веры крестные родители.

Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты – те, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем – в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования – дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25:34).

Говорят, лучше не давать обещание, чем дать и не исполнить. Действительно, так ты просто чего-то не сделал для человека, а так – не сделал да еще и обманул. Насколько же страшнее обмануть Бога – не исполнить данный Ему обет! Не касаюсь обетов супружеских или монашеских, а частных обетов, которые человек может дать – строго по благословению духовника! – желая принести Богу сугубое покаяние или благодарение.

Сегодня хотела бы поделиться с читателями историей об исполнении одного обета.

Юрик

Юрик – наш коллега и друг, по профессии режиссер монтажа, а в сущности – целая киностудия в одном лице, совмещающем в себе специалиста по съемочной технике, звукорежиссера, оператора, а при необходимости – кого угодно. Человек талантливый и успешный во всем, за что бы ни брался, самоотверженный труженик, незаменимый в любом коллективе. И просто – добрая душа.

Сейчас он давно разменял пятый десяток, но все по-прежнему зовут его Юрик – по-другому назвать как-то невозможно: кажется, будто тогда это уже и не он вовсе. Вот и я хотела поменять в рассказе имя, да не смогла.

Мы познакомились около пятнадцати лет назад в одной небольшой православной киностудии и во время совместной работы очень подружились. Единственной странностью Юрика (а был он тогда совсем молодым человеком, не достигшим и тридцати), которая особенно бросалась в глаза, оказалась его трезвость. Он не употреблял алкоголь. Принципиально, совсем, ни капли.

Нужно знать обстановку в съемочных группах – а это многолетняя, вернее, многодесятилетняя традиция выпивать до и после, а иногда и во время работы над фильмом, – чтобы понять удивление всех, кто слышал от Юрика: «Я не пью». Не сразу, но все привыкли к этой его особенности, и всегда для Юрика на столе оказывалась бутылка газировки или кваса. Случалось, что ничего такого не было: мы много ездили по командировкам – Псков–Печоры, Псков–Елиазарово, Горелец, Чечня (задолго до окончания войны), Греция и так далее. Но даже если кроме алкоголя пить было нечего, Юрик не отступал от принципа: «Не пью».

Мне было очень интересно, как это он может проявлять такую твердость. И все как-то недосуг было спросить. Но однажды разговор зашел именно об этом.

История обета

Когда мы только познакомились с Юриком, сразу узнали, что жена его Маша – милая, умная, одухотворенная, глубоко верующая – тяжело больна. Через несколько лет семейной жизни у нее неожиданно случился истерический приступ, Машу забрали в больницу, и диагноз «шизофрения» мрачной тенью лег на их жизнь. Приятная в общении, красивая молодая женщина время от времени попадала в больницу в периоды обострения, а все остальное время была абсолютно нормальной, замечательной. Детей у Юрика и Маши тогда не было.

Протоиерей Димитрий Дудко В период, когда Маша только-только заболела, Юрик работал на съемках серии фильмов об отце Димитрии Дудко. Отец Димитрий – личность выдающаяся, и было бы неправильным не сказать здесь о нем несколько слов.

Отец Димитрий происходил из далекой деревни в Брянской области, из многодетной семьи. Мама поднимала детей одна, потому что отца раскулачили и арестовали, дальнейшая судьба его неизвестна. Во время войны семья Дудко оказалась на оккупированной территории, после освобождения деревни Дмитрий был призван в армию и воевал до 1944 года, когда получил тяжелое ранение.

В год победы он поступил в только что открытую семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, из которой был переведен в духовную академию. Но закончить академию Дмитрию Дудко не пришлось: в 1948-м его арестовали и осудили по статье 58-10 («антисоветская агитация и пропаганда») на десять лет лагерей и пять так называемого «намордника» – поражения в гражданских правах. Но в связи с развенчанием культа личности Сталина Дмитрий Дудко был освобожден немного раньше, в 1956-м.

Закончив курс академии, он принял священный сан и последовательно служил в нескольких московских храмах. Проповеди отца Димитрия были простыми, доходчивыми, обращенными к сердцу каждого. Естественно, за это он подвергался преследованиям в атеистическом государстве, каким был СССР, запрещению в служении и даже новому аресту – в 1980-м!

Но пришло другое время, отец Димитрий смог не только свободно проповедовать, но даже открыто проводить евангельские беседы, издавать книги, организовывать общества трезвости. Трезвости он посвящал много времени, отдавал много сил. Кому, как не ему, происходящему из глубоко народной среды, знать, сколько бед и слез приносит русским людям пьянство! Практиковал отец Димитрий и обеты трезвости: тех, кто хотел воздержаться от алкоголя на какое-то время, он благословлял дать обед – на год, два и так далее – по выбору самого человека.

На одной из съемок наш Юрик стал свидетелем, как отец Димитрий – а был он уже тогда седовласым старцем с доброй, отеческой улыбкой – благословлял некоторых людей дать обет трезвости.

– Он со многими говорил об этой своей практике, – рассказывает Юрик, – и все переспрашивали: ну, по праздникам-то или если застолье большое немного-то можно выпить? Отец Димитрий всегда твердо отвечал: нет, совсем не пить, совсем, весь обещанный срок… Это, конечно, пугало.

И все-таки Юрика стала тревожить мысль: может быть, взять такой обет и мне? Ведь душа его болела нестерпимо, почему-то именно себя винил он в болезни жены. Хотя в чем заключалась его вина, сам не понимал. В связи с приемом нейролептиков Маше запретили употреблять спиртное, и Юрику так хотелось сделать хоть что-то для любимого человека, разделить тяжесть испытания болезнью, вместе понести…

Отец Димитрий посмотрел на него пронзительно: «Раз сам попросил, благословляю на максимальный срок – 15 лет»

Как раз в составе съемочной группы Юрик приехал снимать отца Димитрия в день очередной годовщины его священнической хиротонии. И вот подходит он к батюшке и говорит: «Благословите и меня не пить». Отец Димитрий посмотрел на него пронзительно и отвечает: «Хорошо, очень хорошо! Раз сам ты попросил, благословляю тебя на максимальный срок». И с радостью перекрестил его широким крестом, обещая, что за тех, кого благословил, будет обязательно молиться. Когда Юрик поинтересовался у окружающих, сколько это – максимальный срок, то сначала был шокирован. 15 лет! Это казалось вечностью.

Плоды

Непросто, ох как непросто дались Юрику первые годы трезвости. Он ведь житель ближайшего Подмосковья, которое теперь стало большим районом Москвы. Здесь он родился, закончил школу, здесь живут все его друзья, и дружба их всегда включала в себя посиделки с выпивкой. Так было заведено – и как могло быть иначе?

– Труднее всего было то, – признается Юрик, – что некоторые близкие друзья просто перестали заходить в гости, да и вообще перестали общаться. А некоторые привыкли, и наша дружба через такое испытание вроде бы стала даже еще крепче.

– В то же время, – добавляет Юрик, – очень чувствовались молитвы отца Димитрия, его незримая помощь, а после его кончины помощь как будто стала приходить еще чаще. Очень чувствую его – оттуда.

В декабре 2017-го закончился для Юрика срок обета, но он по-прежнему не пьет.

«Оказывается, это дает силы – просто тем, что ограничиваешь себя», – признается Юрик

– Не хочется, – говорит, – привык без этого, и даже понравилось. Интересно, когда оглядываешься назад, думаешь: странно, необязательно же было давать этот обет, не критично выпивал, не спивался ведь. Но пришла беда, с которой толком ничего сделать не мог, и нужно было за что-то простое зацепиться и держать себя в руках во многом… Кому-то такое решение казалось полуприхотью, полубезумием, а это, оказывается, дает какие-то силы просто тем, что ограничиваешь себя. Хотя признаюсь честно: усилия мои были минимальными – видимо, отец Димитрий все брал на себя. Спасибо ему!

А за эти пятнадцать трезвых лет в жизни Юрика многое произошло.

Четверо близких друзей умерли от пьянства. Кто знает, остался бы жив Юрик, не дай он свой обет?

У Юрика с Машей родился замечательный сын, обладающий уникальными разносторонними способностями – в математике, рисовании и спорте. Назвали сына Дмитрием… А Маша после рождения ребенка больше ни разу не лежала в психиатрической больнице. Это ли не чудо?

И папа Юрика – мастер с золотыми руками, – склонный к употреблению спиртного, не спился, не опустился. Кто знает, не Юрик ли своим примером остановил падение отца?

Конечно, не нам делать выводы: что, отчего да почему. Но в жизни нашей все связано воедино той Любовью, которой любит нас Господь. И даже маленькое незначительное наше стремление принести Богу что-то от себя, а не только просить, а порой – и требовать от Него, не остается без ответа.

И сейчас, в преддверии Великого поста, думая над этим жизненным уроком, невольно понимаешь, что, лишая себя чего-то малого из пищи и пития в знак покаяния за содеянные грехи, обретешь гораздо большее – щедрые благодеяния Божии не только для себя, но и для своих близких. Ведь Господь рад дать нам всю полноту благ, но не может сделать этого насильно. Дадим Ему такую возможность своим малым подвигом.

Брачный обет отражает это обязательство душ, которые связывают себя обетом верности: «…быть с тобой и хранить тебя в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, любить и лелеять, пока смерть не разлучит нас». Именно это полное духовное и кармическое единство описал Иисус, когда сказал «и будут два одною плотью».

Если бы брак был только физическим соединением, то развод, когда он случается, не был бы настолько эмоционально опустошающим. Развод — это хирургическая операция по разделению двоих, которые стали одним; и все битвы по поводу того, что кому принадлежит и кому достанутся дети, в действительности сосредоточены вокруг мучительного процесса переоценки и отделения себя от другого «я».

Принять брачный обет означает, что, взяв друг друга «в законные жены» или «в законные мужья», мы будем вместе встречать все, что может произойти в жизни и карме супруга. Поскольку в день свадьбы ни будущее, ни подсознательное не известны, а обет выглядит таким «окончательным», он является самым серьезным и далеко идущим контрактом, который мы когда-либо подписываем в своей жизни. Вот почему св. Павел предупреждал нас не впрягаться в ярмо неравного брака с мыслящими иначе и рекомендовал обдумать, «что общего у света со тьмою?» (2 Кор. 6:14) в межличностных отношениях.

Если вы вступаете в брак с человеком, который имеет меньшие достижения на духовном пути или более тяжелую карму, чем ваша, то как только медовый месяц закончится, вы почувствуете тяжесть. Вы почувствуете, что взяли на себя карму другого человека и что этот человек выиграл от этого договора, так как он или она получили весь ваш свет, талант или деньги. Но вы, возможно, хотите именно этого, потому что сильно любите и хотите отдать часть себя этому человеку, точнее, Богу в нем.

Это может быть правильным решением. Возможно, вашей кармой предопределено, что вы должны отдать жизнь за этого старого друга, который однажды спас вас от гибели или полной безысходности. Это может быть правильным решением, даже если позднее оно окажется ошибочным или худшим из всех возможных вариантов. Вы приняли это решение, потому что вам нужно было его принять — потому что ваша душа испытывала потребность решиться.

Возможно, вам просто нужно было узнать все «как» и «зачем», все те факторы, которые определяют процесс принятия решений в вашей собственной психике, или столкнуться с одной из сторон вашего партнера, которая в действительности является и вашей стороной и должна быть полностью отработана и преодолена. Возможно, это была некая сторона вас самих, существование которой вы не были готовы принять, пока не оказались вынуждены столкнуться с ней в личности другого.

Не расстраивайтесь, когда обнаружите подобные вещи. Все это— часть Замысла. Бог любит вас и хочет, чтобы вы вернулись Домой, в Его сердце целостными — психологически, духовно и кармически. Он дает вам возможность пройти через различные переживания и встречи, чтобы оторвать вас от всего ненастоящего, дабы вы могли полюбить Его превыше всего и увидеть лик Христа, улыбающийся вам за образом того, кого вы любите.

Эту потребность в принятии решения можно понять через аналогию. Именно так чувствует себя устрица, когда в ее раковину попадает крошечная песчинка, и она вынуждена все время укрывать эту песчинку, потому что последняя является источником беспокойства, она— раздражитель для мира устрицы. Поскольку устрица нуждается в принятии решения, она делает из песчинки жемчужину.

Вот такова и карма. Она раздражает. И мы хотим сгладить ее, хотим ее исправить.

Итак, если говорить о кармическом браке или взаимоотношениях, в которых вы находитесь, то вы никогда не сможете выбраться из них, никогда не сможете освободиться от них, пока не исполните каждую йоту и черту закона — закона кармы, который требует от человека высочайшего выражения любви как необходимого условия для его свободы. Если вы не сбалансируете полностью и окончательно то, что есть между вами, то вам придется снова прийти в воплощение и вступать в определенные взаимоотношения с этим человеком, пусть это даже партнерство по бизнесу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *