Образ матери

Раздел: Молодежная страница

Образ матери в современной художественной литературе

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой,

— ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»
(В. Сухомлинский)

День матери один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и до своих последних дней несем в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, пожалеет и простит.
Счастье и красота материнства во все века воспеваются лучшими художниками и поэтами.

В разных странах этот день приходится на разные даты, так, например, в Украине, США, Дании, Финляндии, Германии, Италии, Турции, Японии и Бельгии День матери отмечается во второе воскресенье мая. В России праздник учрежден в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.

Известно мнение психологов о том, что мать с раннего детства служит ребенку самым близким человеком, благодаря которому происходит становление человека в обществе. В современной литературе образ матери является весьма неоднозначным.

Созданные современными писателями образы матерей значительно отличаются от идеализированного образа матери в классической литературе, ведущего свое начало от образа Богородицы. Мать, с одной стороны, помогает сориентироваться в окружающем мире, понять себя, а с другой – служит объектом острого неприятия. Одинаково трагично на судьбе сказывается и ранняя потеря матери, и слишком затянувшаяся зависимость от нее.

Основная трудность при отборе произведений, посвященных образу матери в СОВРЕМЕННОЙ художественной литературе заключалась в том, что эта тема до сих пор почти не освещена.

Тема образа матери в современной художественной литературе рассмотрена на произведениях таких авторов, как: Светлана Василенко, Ирина Полянская, Татьяна Набатникова, Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая.


НАБАТНИКОВА Татьяна Алексеевна (р. 1948) – писательница, переводчица с немецкого, член Союза писателей России.

«То, что Татьяна Набатникова пишет и говорит – это подается доброжелательно (к слушателю и читателю) и очень сдержанно, это, как правило, точно сформулировано, это составлено из, казалось бы, простых кубиков – но попробуй скажи, напиши, поживи – в такой вот красивой простоте…», — пишет о писательнице Захар Прилепин.

«Домохозяйка»

Незаурядность героини рассказа «Домохозяйка» Т. Набатниковой заключается в том, что молодая женщина обостренно и нервно воспринимает жизнь.

Раненость ее и несчастливость – не только свойства нежной психики, но и результат того, что Лена сидит с двухлетней дочкой в квартире в новом и незнакомом городе, куда они переехали с мужем.

«Она была пока чужая этому городу, и труд ее не пригождался выполнению его планов, и никому не помогали ее слезы. Все, что с ней происходило, не имело для общества пользы. Она была домохозяйкой».

В одну из ночей Лена слышит, как кто-то ужасный издевается над ребенком, <она не выдерживает, выскакивает из дома> и отнимает его у этого какого-то ужасного. Мальчик так и живет у них, став сыном, и только иногда Лена боится, что, если его начнет отнимать у нее та, другая, у Лены может не хватить сил не предать.

ПОЛЯНСКАЯ Ирина Николаевна (1952-2004) – прозаик. В конце 80-х входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе.

Финалист премии Букер (1998 г.). Лауреат премии им. Ю. Казакова, вручаемой за лучший русский рассказ года (2003 г.).

О ней по-настоящему заговорили лишь после публикации «Новым миром» в 1997 г. романа»Прохождение тени». Это была мастерски сделанная вещь зрелого писателя. О романе «Прохождение тени» много писали: все признавали самобытность прозы Полянской, интеллектуализм, безжалостную проницательность, редкое словесное мастерство. Роман был выдвинут на букеровскую премию, попал в шестерку финалистов.

«Как трудно оторваться от зеркал…»

Последний роман Ирины Полянской «Как трудно оторваться от зеркал…» оказался совсем иным. Работала она над ним уже будучи тяжело больной и, вероятно, предчувствуя исход болезни, с трудом перенеся предписанную химиотерапию, страдая от боли и почти не поднимаясь с постели.

«Личная мелодия – вот что отличает все написанное Ириной Полянской. Она может звучать сильно и мощно, как в многоплановых полифонических вещах, и может звучать тихо, мерцающе-нежно, как в последнем, прощальном романе талантливой, безвременно умершей писательницы», – считает литературный критик Алла Латынина.

Мама Лиды Гарусовой в романе «Как трудно оторваться от зеркал…» практически не разделяет интересов дочери. После встречи с Сашей Нигматовым, надолго занявшим мысли девушки, «поделиться с мамой своими переживаниями Лида не могла, заранее зная, что мама не одобрит ее выбора и даже, чего доброго, поделится Лидиной тайной с отцом, а тот станет донимать ее своими шуточками».

Мама учит Лиду, как вести себя в гостях (не озираться по сторонам, не опираться на спинку стула), но это лишь внешняя культура поведения – мама не делится с дочерью чем-то более сокровенным, женским. И дочь не желает душевной близости с матерью, даже вытесняет ее из своего пространства (делает все возможное, чтобы мать не переселялась в ее комнату, хотя раньше не имела ничего против ее присутствия).

«Горизонт событий»Даже в финале романа мать и дочь не находят общего языка. Образ матери в этом произведении является скорее одним из компонентов другого образа — образа родителей, который в женской прозе лишен даже намека на идеальность.

В романе «Горизонт событий» родители находятся в состоянии постоянной ссоры.

В детстве героиня романа предпочитает общество отца, т. к. понимает, что мамины мысли заняты отнюдь не ею и не их семьей, а чем-то, в чем мужу и дочери нет места.

«Предлагаемые обстоятельства»

Наиболее пронзительным произведением об отношении дочерей к матери можно назвать повесть И. Полянской «Предлагаемые обстоятельства». После развода с мужем (умным, талантливым ученым, ярким человеком — совершенно другим, нежели она сама) эта женщина чувствовала себя «усталой и надломленной, тянущей крыло из-под руин развалившегося дома» – такой и запомнили ее дочери.

Обе девушки, повзрослев, понимают, насколько тяжелы были страдания их мамы после развода. Они обе хотели бы изменить ее жизнь, пустив время вспять.

Так, например, старшая дочь Геля, желает отправить все письма, написанные отцом, в прошлое, хотя и понимает, что если бы жизнь мамы сложилась иначе, то ни ее, ни сестры не было бы на свете: «Пускай, получив ее <первую записку отца>, мама, прежняя мама, бойкая красавица, фыркнет, порвет записку в клочья, развеет их по ветру, уйдет на свидание к другому, и нас с тобой <так мысленно обращается она к сестре> не будет никогда».

«Условность»

Мать в рассказе «Условность» Ирины Полянской когда-то была хранительницей родового гнезда, «в дни рождения матери дочери являлись к ней как вассалы», все родственники с теплотой вспоминали «нашу маму», которая «всегда умела дать дельный совет». Но уже в пожилом возрасте мама заболела, и «дом стал зацветать, как старый пруд»: «люстра потускнела, с пола сошла краска, печка в праздник стоит небеленой, окна затянула пыль».

И чем дольше длится болезнь, навсегда приковавшая мать к постели, тем все меньше сил у уже постаревших дочерей остается, чтобы ухаживать за ней. Рассказ начинается с циничной, жестокой, на первый взгляд, фразы: «Они так желали смерти своей матери, так желали ее смерти, что она снилась им во сне».

Но, следуя за сюжетом рассказа, мы понимаем, что желание смерти матери – это желание состояться, желание прожить свою жизнь. Таким образом, диктат матери, до глубокой старости, до пожилого возраста своих детей оказывающей на них значительное влияние, несет уже иную символику: она мешает им прожить свою жизнь.

Навязанное чувство благодарности по отношению к матери оборачивается трагедией для младшей дочери, Кати. Еще с детства родители напоминали ей: «Ты родилась в глубокой асфиксии. Мама положила тебя в корыто с оттаявшим снегом, а потом согревала в валенке, и ты ожила».

После очередного напоминания отца о том случае, Катя «не своим голосом вдруг заголосила: «Ой, да выньте, выньте меня, наконец, из этой воды ледяной!».

И спустя год после этого она погибает в автокатастрофе, что воспринимается читателем как своего рода освобождение от пожизненной благодарности (что сродни повинности) за дарованную когда-то ей жизнь.

Для старшей дочери смерть матери символизирует освобождение, только теперь она обретает возможность переехать в свою квартиру со своими внуками, реализоваться не только как женщина-дочь, но и как женщина — создательница и хранительница домашнего очага.

ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна (р. 1938) – драматург, прозаик. В середине 60-х начала писать рассказы.

Во многих своих произведениях Людмила Петрушевская стремится ответить на вопросы, какова сущность женской природы и что представляет собой женщина, живущая в конце ХХ века.

Заметная фигура среди прочих женских персонажей Петрушевской – женщина-мать.

Материнство – это и поиски как бы в потемках невидимых, но желанных связей с родным человеком («Случай Богородицы»), и нередко неумелые потуги воспитания во имя ложно понятого счастья своего дитяти (рассказ «Мистика» из цикла «Реквиемы», 1990).

И всегда усилие по спасению собственного ребенка («Гигиена» из цикла «Сами хороши», 1990; «Месть» из «Песен восточных славян» , 1991).

«Женщина слаба и нерешительна, когда дело касается ее лично, но она зверь, когда идет речь о детях», — записывает в своем дневнике героиня повести «Время ночь».

В этой повести люди так сосредоточиваются на себе, что не видят и не слышат своего ближнего. И чтобы пробудить их от этой глухоты, мать избивает в кровь ни в чем не повинного собственного сына, дабы они, в том числе отец мальчика, возмутились и не дали сгинуть ребенку в детском доме, так как сама она знает, что скоро умрет.Иногда это даже подвиг, граничащий с самопожертвованием, как, например, в повести с поистине шоковым воздействием «Свой круг».


УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна (род. 1943) —писательница, сценарист. Первая женщина — лауреат премии Русский Букер (2001). Лауреат премии Большая книга (2007).

«Медея и ее дети»

Роман «Медея и ее дети» (1996) вызвал неоднозначную оценку критиков и читателей. Не всем показался удачным сюжет произведения, насыщенный повторяющимися мотивами (главный из них – мотив преступления и наказания).

Роман представляет собой историю семьи, но не просто историю, а историю семьи как бы в проекции. Сюжет построен так, что все семейные проблемы мы узнаем через главную героиню – Медею, которая является «корнем» семьи, ее основой, своего рода божество. Только она не убивает, а собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи.

Роман «Медея и ее дети» отмечен французской международной премией.

Администратор

Образ матери в искусстве. Образ матери в живописи. Взгляды психоанализа на творческие процессы, лежащие в основе создания художественного произведения (Мелани Кляйн).

От хаоса к гармонии

Любой процесс творчества — это своего рода перевод некоторого объекта из хаотичного состояния к состоянию гармонии. Художником движет стремление к идеальному образу, рождаемому в его фантазийном мире. Все либидинозные желания, побуждения, внутренняя энергия направляются в едином порыве, концентрируясь в определенном фокусе видения художника. Таким образом, в искусстве творец биологическое поднимает до духовного.

Искусство предоставляет возможность изживать противоречия, страсти, не нашедшие себе выхода в обычной жизни. Поведение человека есть процесс уравновешивания организма со средой. Л.С.Выготский в своей работе «Психология искусства» писал:

«Чем проще и элементарнее наши отношения со средой, тем элементарнее протекает наше поведение. Чем сложнее и тоньше становится взаимодействие организма и среды, тем зигзагообразнее и запутаннее становятся процессы уравновешивания. Никогда нельзя допустить, чтобы это уравновешивание совершалось до конца гармонически и гладко, всегда будут известные колебания нашего баланса, всегда будет известный перевес на стороне среды или на стороне организма. Всегда есть такие возбуждения энергии, которые не могут найти себе выход в полезной работе.

Тогда возникает необходимость в том, чтобы время от времени разряжать не пошедшую в дело энергию, давать ей свободный выход, чтобы уравновешивать наш баланс с миром. Плюсы и минусы нашего баланса, эти разряды и траты не пошедшей в дело энергии и принадлежат к биологической функции искусства».

Настроение жизни

Для ребенка навыки уравновешивания со средой, а также способность органической адаптации к обстоятельствам в рамках реакции определенного типа формирует мать, именно поэтому материнский образ оказывает столь глубокое и сильное воздействие на формирование индивидуальности человека. Мать участвует в формировании образа мышления ребенка, обучает его первичному ментальному моделированию жизненных ситуаций и проблем с тем, чтобы научиться с ними справляться.

По мнению М.Кляйн, развитие ребенка зависит от динамики двух фундаментов его психики — зависти и благодарности. «Зависть — это чувство гнева, которое испытывает субъект, опасаясь, что кто-то другой воспользуется и насладится чем-то желанным для него самого».

Если образ матери вызывает чувство благополучия, то он идентифицируется как «хорошая мать» (хорошая грудь), в случае возникновения беспокойства и тревоги формирующийся комплекс реакций запечатлевается как «плохая мать» (плохая грудь). Ребенок начинает расщеплять мир с тем, чтобы отвергнуть ненавидимую им плохую грудь и сохранить хорошую грудь. Это расщепление М.Кляйн назвала шизоидно-параноидной позицией. Необходимо отметить, что это состояние является важным шагом в развитии младенца.

По мере развития ребенка, он начинает понимать, что хорошие и плохие части принадлежат одному и тому же лицу — его матери. С этого момента начинается переход к депрессивной позиции, на которой воссоздается целостный, интегрированный образ матери. Для этой позиции характерно ощущение вины и тревоги, связанной с виной. Выход из этого мучительного состояния, согласно М.Кляйн, в репарации, т.е. желании возместить ущерб, нанесенный образу матери в собственной фантазии ребенка. Стремление к репарации определяет чувство благодарности, лежащее в основе творческих актов. Зависть же является деструктором, блокирующим любые творческие проявления.

Чувство благодарности дает способность проявлять собственную щедрость, доброту, стремление к творчеству как акту отдачи самого себя.

С точки зрения психоанализа, первичная психика неуничтожима, и взрослый человек несет в себе и инфантильную часть собственной природы. Поэтому на протяжении жизни человек постоянно осуществляет это движение от шизоидно-параноидной к депрессивной позиции, характеризующиеся сменой состояния расщепленности, упадка и хаоса состоянием интегрированности и желанием возместить ущерб, т.е. творческой поисковой активностью. Эти переходы лежат в основе движений души художника, направляя его поиски и заставляя совершать выборы художественного объекта.

Источник творчества

Итак, в основе креативности и творческих актов лежат фантазии, продуцируемые чувством неудовлетворенности и боли. Посредством фантазии человек проигрывает недоступные в реальной жизни желания и потребности. И в этом смысле творчество предоставляет человеку возможность материализовать свои фантазии, высвобождая бессознательные влечения, это возможность пережить то состояние души, которое в символическом виде изображает художник. Это не является действительностью в полном смысле этого слова, но для художника — это возможность трансформировать свои аффективные переживания в оформленные и культурные образы.

Уже на самых ранних этапах развития младенец ищет символы с тем, чтобы освободиться от болезненного опыта и переживаний. Конфликты и преследования, переживаемые ребенком, связанные с первичным объектом (его матерью), способствуют поиску новых бесконфликтных форм отношений с заменой объектов. В роли этой замены и выступают символы.

Тревога и способ ее разрешения влияет на развитие индивида, и она способна стимулировать творческий процесс, побуждать к творческим достижениям. Сопутствующий разрешению тревоги процесс симоволообразования является основой процесса сублимации. Это развивает фантазию жизни. В создаваемом символическом пространстве человек способен выразить свою тревогу и агрессию.

Символизация в основе творческих процессов — от «сомы» к «психе»

Объект желания может быть заменен символом. Только то, что репрессировано, может стать символом, то, что травмировало человека, становится побудителем к творческому акту. И, таким образом, фантазии и мечты, проистекая из этого источника, становятся символическими образованиями и находят свое выражение в искусстве и интеллектуальных достижениях человека.

В основе искусства лежат бессознательные и вытесненные влечения и желания, конфликтующие с установленными моральными и культурными нормами. При помощи искусства можно достигать желаемого без нарушения установленных норм и правил, и поэтому искусство дает возможность разрешения внутреннего конфликта, удовлетворения запретного или недоступного в силу тех или иных причин желания.

Человеческое развитие — это переход из мира телесного удовлетворения в мир символов и символического удовлетворения. Таким образом, совершается постепенный переход из тела в символический мир зрелой психики. Символы являются неотъемлемыми от переживания частей тела, это способность, данная человеку от рождения.

Человек живет не в одном мире, но в двух — во внутреннем мире своей психики и во внешнем окружающем нас мире. Внутренние объекты человеком переживаются как конкретные, реальные, находящиеся внутри Эго. Они отличны от образов и репрезентаций, которые в нашем восприятии сохраняют в себе качество эфемерности, внутренние объекты ощущаются как то, что составляет субстанцию тела и души.

Основные процессы, регулирующие внешние и внутренние факторы жизни — интроекция и проекция. Эти механизмы уходят корнями в детство, но они продолжают свое регулирующее воздействие и во взрослой жизни человека. На ранних этапах развития младенца неприятные ощущения психически представлены как отношения с «плохим объектом». «Плохой объект» существует благодаря фантазии проецирования, а благодаря фантазии интроекции так называемый «хороший объект» становится внутренним фактором.

На этом этапе жизни фантазия связана исключительно с телесными ощущениями. На более поздних этапах фантазия все меньше становится связанной с телесными ощущениями, и способна перемещаться в пространстве. Делается шаг от идентификации к символообразованию, этот процесс позволяет либидо сместиться на другие объекты и виды деятельности инстинктов самосохранения, изначально не обладающих приносящим удовольствие тоном.

Драма сепарации в основе фантазий художника

Термин проекция впервые введен в психоанализ Фрейдом. В своих наблюдениях Мелани Кляйн развивает некоторые идеи Фрейда относительно этой формы защиты. Фрейд описывал, как идеи одного человека приписываются кому-то другому. Он считал, что первоначальные отношения психики с миром строятся по линиям проекции и интроекции: плохое проецируется вовне, хорошее присваивается психикой.

Согласно Фрейду, таким образом формируется ощущение реальности. Первым отношением к миру здесь является агрессивное отношение (выталкивание вовне).

Нововведением Мелани Кляйн является описание интерсубъективного компонента данного процесса. Изначально внешним миром для младенца является мать — ее тело и психика, поэтому она и становится адресатом проекций.

Мать кормит тело ребенка пищей, а душу нежной заботой, обеспечивая малышу психологический отдых, эмоциональный комфорт, мир и гармонию. Она является посредником между детским сознанием с его знакомым домашним мирком и беспокоящим внешним миром опасных вещей и незнакомых или враждебных людей. Материнское кормление, забота и ласка смягчают чувство страха, возникающее от изоляции сначала органической и физической, связанной с фактом рождения, позже психологической, связанной с необходимостью сепарации.

Происходит психологическое отделение от материнской души, сепарация, разрушение первичного мы, т.е. чувства отождествления матери и ребенка. И это психическое отделение становится самым важным кризисом на психологическом уровне. Именно эта драма, запечатленная в глубинных слоях памяти и психического опыта, проигрывается в бесчисленных вариациях в творчестве художников.

Ребенок живет в атмосфере, которую родители создают через взаимоотношения друг с другом. Образ отца для ребенка менее глубок. Его индивидуальность испытывает формирующее влияние характеристик и качеств сложившегося у него образа матери. Сознание ребенка растет посредством ассимиляции живых примеров из окружения, посредством имитации.

Британский психоаналитик У.Бион ввел термин «мечтающая мать» — это мать, которая способна воспринять тяжелые переживания младенца, его страх смерти, переработать их и дать ему успокоение.

Мать — ее тело и психика, является изначальной первореальностью, которая является адресатом всех первичных проекций ребенка. Все отщепленные части самости ребенок проецирует в образ матери. Она является первым объектом для осуществления механизма проективной идентификации — самого раннего защитного механизма психики младенца. Потому этот образ и содержит в себе так много для бессознательного, для активизации, как фантазийной деятельности, так и самого процесса мышления человека.

Осознание, что любовь и ненависть направлены на один и тот же объект — мать и ее тело, приводит к формированию депрессивной позиции и переживанию характерной для нее тревоге и чувству вины. Творец пытается возместить ущерб разрушительных фантазий, направленных на мать, преобразовывая свои фантазии, опыт и желания в новые системы символов, т.к. символизация является основой всех фантазий и сублимаций, а также лежит в основе отношений с внешним миром и действительностью. Подавленные желания художник выражает в символической форме, объект его желания заменяется символом.

Отказ от инфантильного всемогущества и депрессивная позиция

Итак, шаги в движении к распознаванию отдельного существования символов: отказ от всемогущих форм идентификации, которые отрицают отдельность; последующая скорбь об исчезнувших объектах, результатом чего должна стать переносимость их репрезентаций; растущее понимание внутренней реальности и внешней реальности и действительной идентичности объектов.

При достижении депрессивной позиции внутренний мир радикально трансформируется во внутренний мир символов, а также вербального мышления и отношений.

Мать предоставляет ребенку свой разум и свою психику в качестве аппарата для обдумывания мыслей, ребенок, обучаясь от матери, постепенно интериоризирует функции контейнера, изначально которые выполняла для него мать (альфа-функция по Биону). Так формируется аппарат мышления ребенка, который становится контейнером для его переживаний, фантазий, проекций.

Творчество представляет собой взаимодействие психических сил, где либидинозные влечения начинают преобладать над деструктивными. Противопоставление двух планов, противоборство, о котором писал Л.С.Выготский, рождает в человеке аффективное противоречие, которое побуждает его к тому, чтобы найти разрешение этому противоречию. Художник, движимый противоборством изнутри, осуществляет процесс экстернализации фантазийной деятельности, ищет символы, способные разрешить этот конфликт.

В этом процессе бессознательная фантазия представляет собой развертывание инстинктивных импульсов в психическом поле, а также попытки преодолеть конфликты и боль. В основе желания художника лежит бессознательное стремление к созданию более благоприятного психического мира, им осуществляется поиск новых объектов, способных символически заместить отсутствующие.

Достижение депрессивной позиции и способность развивать язык символов является определяющей для успешного действия, язык символов используется как прелюдия к действию.

Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обращаемся к искусству, это позволяет понять, почему искусство раскрывается именно как творческий акт. Творческий акт преодоления сложного и мучительного чувства, его разрешения, победы над ним позволяет состояться искусству. В противном случае у творца ничего не выходит.

Образ матери в живописи

Если мы обратимся к произведениям конкретных художников, то сможем увидеть, насколько их творчество пронизано идеей поиска идеального женского образа. Возьмем ли мы средневековую живопись, живопись Возрождения, классицизм, более поздние направления, — образ женщины является ведущим для художника. Художник совершает внутренние превращения в этой творческой игре.

Излюбленный художниками образ Мадонны — это образ матери. Художник воссоздает образ матери на полотне, это попытка воссоединения с матерью, попытка проникнуть в потаенную глубину, переосмыслить непонятое и не осознанное в далеком детстве.

Глубокое чувство оставленности и заточения, свойственное параноидно-шизоидной позиции, заставляет искать утраченные объекты во внешнем мире, благодаря чему преодолевается ущербность, свойственная этой фазе. Образ Мадонны позволяет художнику интегрировать расщепленное Эго, и посредством образования символов художник решает эту сложную задачу.

Богини, женские мифологические и полумистические образы каждый художник живописует по-своему, иначе. Несмотря на каноническую подоплеку сюжетов и образов, в каждом произведении воображение художника вступает в силу, заполняя живописное пространство и формируя художественный образ в соответствии с внутренними движениями души, пережитым опытом и результатами собственных переосмыслений.

Один из канонических образов — Венера, идеал женской красоты и гармонии. Художник никогда не устанет искать этот идеал, воплощая его на своих полотнах. Спящая Венера, Венера перед зеркалом, Венера в окружении нимф и аллегорических образов — мы видим, что образ идеальной женщины трактуется каждым художником индивидуально.

У некоторых художников на полотно проникает мотив женского коварства, когда через образ женщины передается ощущение тревоги и предчувствия трагедии. Порой эти образы могут быть негативными и темными, омраченными страхом, чувством обиды или непонимания.

Отделение от матери выдвигает проблемы адаптации к физической и психической среде. Поставленный перед этими проблемами, ребенок смотрит на мать (или на того, кто занимает ее место) как на образец. Если образец оказывается неудовлетворительным или если он окружен страшными тенями, образ матери становится темным, что впоследствии может перерабатываться через соответствующую художественную символику.

Во всех этих многочисленных образах, вариациях женской ипостаси отражены отголоски детских переживаний, идеализаций или мистификаций образа матери, драматические переживания первичных объектных отношений. Кистью художника движет желание искать новые символы, способные преобразовать те психические содержания, во власти которых он находится, это отклик на странные и необъяснимые для ребенка перемены в настроении и отношении матери, происходящим по неизвестным для него обстоятельствам.

Эссе » Образ матери в русской литературе»

«Образ твой, что так велик и прост» — эссе по произведениям русских поэтов

Спирина Анна Алексеевна

Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

Колледж

3 курс

Специальность Дошкольное образование

Преподаватель: Зайцева Зоя Александровна

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать! М. Джалиль

Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любовь» – это слово святое,

То трижды священное – «женщина – мать».

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, — это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..

Человек, только-только начинающий лепетать, неуверенно складывает по слогам слово «ма-ма».

Почерневший от бессонной работы хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать!»

Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»

Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям. «Вся любовь, все

чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», — пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать-родина, мать – высшее идеальное начало.

В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:

Ещё вчера людская злоба

Тебе обиду нанесла;

Всему конец, не бойся гроба!

Не будешь знать ты больше зла!

Не бойся клеветы, родимый,

Ты заплатил ей дань живой,

Не бойся стужи нестерпимой:

Я схороню тебя весной.

«Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.

В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Сыновние чувства лирического героя выражены с пронзительной художественной силой:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты дна мне несказанный свет.

А какие проникновенные стихи о матери пишет Расул Гамзатов, советский и российский поэт:

Изрек пророк:

— Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

— Нет мамы, кроме мамы!..-

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?

Расул Гамзатов советует нам, поколению 21 века:

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

……….Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце» показал, что сердце матери может простить всё:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:

Слушайте, пока есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

Поэтесса Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает,

А добрая мама прощает всё это.

Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен.

Как здорово, что есть замечательный праздник – День матери. В нашей стране День матери стали отмечать сравнительно недавно. 30 ноября 1998 года указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина утвержден ежегодный праздник — День Матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день мы можем ещё раз высказать слова благодарности всем матерям, которые нас любят, о нас заботятся, дарят нам тепло, нежность и ласку. Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе — это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов. Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать. Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).

Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь — это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.

Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.

Замечание 1

Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.

Чрезмерная материнская любовь

Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:

  • Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин);
  • Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).

Замечание 2

И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.

Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.

Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой — они обе являются изображением образа домашнего тирана. Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями — любовью к своим детям. Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.

И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.

Образ матери в прозе

Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.

В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.

Замечание 3

Квинтэссенция образа матери в русской литературе — это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери — выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.

Образ матери в поэзии

Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.

Замечание 4

В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.

Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:

  1. «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»;
  2. «Орина, мать солдатская»;
  3. «Последние песни»;
  4. «Рыцарь на час»;
  5. «Внимая ужасам войны»;
  6. «В полном разгаре страда деревенская…»

Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.

В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина — это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.

Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:

  1. «Письмо матери»;
  2. «Русь»;
  3. «Я покинул родимый дом»;
  4. «Исповедь хулигана».

Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.

Замечание 5

У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына — с муками распятого Христа. Этот образ — приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.

Современная мама

Современные мамы! Мы остались такими же любящими и заботливыми о своих детях, но как же отличается образ и стиль современной мамы от тургеневской барышни и советской домохозяйки!

Современные мамы сейчас очень активны. Многие из нас уже на второй месяц после родов работают дома, занятия молодых мам очень многообразны. Излюбленная тема большинства из нас — это, конечно же, детская: детская одежда, постельное бельё, а особенно развивающие игрушки. Ведь кому же, как не мамам, понимать всю важность выбора. Соцсети сейчас пользуются бешеной популярностью, и возможность бесплатного размещения в них товаров и услуг встречена с благодарностью миллионами пользователей.

Многочисленные группы, созданные мамами, предлагают широкий ассортимент детских игрушек в Петербурге и других городах, и вы можете выбрать ближайший к себе район.

Одним из занятий молодых мам дома является популярная в наше время ручная работа. Мягкие игрушки
, созданные своими руками, хранят теплоту рук и особую энергетику их создательницы. Поэтому эти тёплые домашние детские игрушки так любимы детьми, и настолько харизматичны, что создают особую атмосферу в детской. Игрушки ручной работы запоминаются надолго, ребёнок потом подрастает, какие-то игрушки он отдаст соседским детям и друзьям, или маленьким родственникам. Но самую любимую детскую игрушку он не отдаст никому. Самую родную игрушку, с которой ребёнок ложился спать, которая нашептывала ему на ушко детские сказки по ночам и приносила волшебные сны, уже не малыш, а подросток обязательно оставит на память. Посадит на полочку, устроит качельку на шторах, или найдёт местечко на рабочем столе.

Купить игрушку ручной работы или продать её через соцсети очень легко. Покупатели с благодарностью оценят ваш труд, ряды поклонников качественной авторской игрушки растут с каждым днём.

Среди подобных детских игрушек особо выделяются игрушки саше, или арома игрушки. Игрушку с приятным ароматом ребёнок будет не просто рассматривать, но ещё и нюхать. Многие забывают о развитии этого замечательного детского навыка. А ведь люди, тонко чувствующие запахи, тонко различающие различные ароматы, более восприимчивы, чувствительны и лучше понимают мир. Их них вырастают замечательные творческие люди, многогранные личности, способные решать различные задачи.

Благодарим за предоставление материала пресс-центр интернет-магазина развивающих игрушек и товаров для детей you-and-baby.ru

На правах рекламы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *