Доклад слушателя Библейско- Богословских курсов г.Вятки, Мамедовой Любови Васильевны, 3 курс.
Быть истинно любящей Женой и мудрой матерью, обладающей такими богатствами, как сострадание, нежность, чуткость и благородство – самое сложное и ответственнейшее искусство на земле, к которому Самим Творцом от начала своего создания призвана женщина. Однако сегодня современное общество диктует совсем иные идеалы и стремления, культивирует и насаждает такие образы, как женщина- блудница, фотомодель, карьеристка, бизнесмен и политик, а образ женщины- жены и матери – это что-то такое, что лишает женщину свободы и развития своих талантов, то, что ограничивает её жизнь и делает её скучной и однообразной. Такая смена ориентиров объясняется сильным заболеванием и оскудением человеческой духовности. Образ женщины изменился до неузнаваемости совсем не из-за того, что «время стало другое», но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса.
Содержание
- К истокам
- На распутье
- Размышления о женской красоте
- От сердца
- Приложение
- ЖЕНЩИНА-ХРИСТИАНКА В ЦЕРКОВНОМ СЛУЖЕНИИ И В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ЭПОХУ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
- Недееспособность женщины – вина мужчины
- Смиренная, послушная, с хорошими пропорциями
- Женственность – важный, недооцененный нами ресурс
- Они нужны для брака. Брак – происходит от глагола «брать», «выбирать». Брак – это выбор, благодаря которому становится возможным взаимодействие мужчины и женщины и, как следствие, проявление мужественности и женственности.
- Женщины очень многое миру не додали в культуре, науке, искусстве, образовании, богословии в силу определенных исторических обстоятельств.
К истокам
Во все времена воспитанию девочки уделялось очень большое внимание. Богобоязненность, скромность, целомудрие, сострадание, аккуратность, умение вести домашнее хозяйство – вот какие качества старались привить мудрые матери своим дочерям, начиная с их рождения. К девочкам всегда было более строгое отношение, чем к мальчикам, в которых сызмальства поощрялись смелость и инициативность. От девочки же требовалась осмотрительность и благоразумие, считавшееся очень важным женским качеством, которое проявлялось и в общении с молодыми людьми. Женихам разрешалось только ухаживать, чинно, деликатно, без грубых прикосновений.
Безрассудство, легкомыслие, беспечность, взбалмошность однозначно воспринимались в качестве недостатков, и девушке, обладающей ими, было очень тяжело выйти замуж, так как будущих жен для своих сыновей родители подбирали весьма тщательно, задолго присматриваясь к возможной невесте, прежде чем идти свататься. Потеря же девственности, безусловно, была наивысшим позором для девушки, после чего она считалась неспособной создать семью.
Такое строгое отношение к девочкам, к их воспитанию показывало, насколько важной, основополагающей жизненной ценностью являлась семья для человека во все времена, насколько люди стремились сохранить её крепкой и здоровой. Сердцем такой полноценной семьи всегда считалась духовно- нравственная, сильная женщина, воспитывающая самые лучшие качества не только в своём муже и детях, но и во всем обществе. Ведь,фактически, семья – это живая лаборатория человеческих судеб, личных и народных, причем каждого народа в отдельности и всех народов сообща.
И если мы подумаем, что «следующее поколение» все время вновь нарождается и воспитывается и все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение уже теперь слагается и созревает вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем себе отдать отчет в том, как много значит слово «жена» и слово «мама», какая ни с чем не сравнимая ответственность, данная Самим Господом лежит на женщине.
О прекрасных Божиих дарах и способностях, которыми наделена именно женщина с той целью, чтобы она смогла понести свой крест, выстоять перед трудностями, выпадающими на её долю, быть полезной для многих людей, встречающихся на её пути, совершать тяжелые повседневные подвиги, очень точно и глубоко сказал один из известных русских старцев нашего времени – архимандрит Кирилл (Павлов):
«На долю женщины выпадает поприще небольшое по пространству,но весьма великое по влиянию. И способности женщины в семейном кругу гораздо более значительнее способностей мужчины. Каждодневно в семье женщина обнаруживает всю доблесть своей души, здесь проявляются такие высокие её дарования, качества, какие присущи только ей одной. Мужчина этих качеств не имеет. И эти качества даны Творцом только женщине, а именно: практический взгляд на вещи, способность проникать в сердца людей неизвестными путями для мужчины, её ежеминутное пребывание везде, если не телом, то душой, её проницательность, острота её ума, постоянные пружины управления всем домом, её способность сочувствовать всякому горю, её способность откликаться на цепкий зов, её нежность, её мягкость, сочувствие, аккуратность в работе, даже аккуратность во всякой мелочи, её проворство в рукоделии, способность утешать утомлённых душой, проникать в сердца, открывать, пробуждать уснувшую совесть- все эти способности присущи только женскому полу. И если такова природа женщины, то, естественно она говорит, что её призвание — в любви.
Любовь составляет сущность и основу её бытия. Любить и жертвовать собою во имя любви – это потребность её души, это закон её существования. Закон, к которому никто её не принуждает. Все народы всех времен согласны с этим назначением. Какое чувство берется за образец чистой любви , любви нежной и живой ,у всех народов? Любовь женщины, любовь матери, которая не иссякает во всю жизнь, которая после всех страданий, после дневного труда, после ночного бодрствования считает достойным для себя вознаграждением ласку или улыбку своего ребенка. Поэтому любовь женщины, матери воспета всеми поэтами, всеми писателями и всем миром. И даже сам Господь взял любовь женщины к своему ребенку за образец любви к избранному Им израильскому народу. «Если,- говорит,- забудет жена свое отроча, то я не забуду тебя».
Но что же предлагает женщине современный мир? К какому идеалу стремится сегодня женщина, в чем выражается её красота, какова система её ценностей и какими качествами она должна обладать?
На распутье
Сегодня женщины ориентированы на саморазрушение, на истребление своего тонкого и богатого внутреннего мира. Очень глубоко распространилась такая нравственная порча, как духовная бездомность, так сказать, отсутствие «чувства дома» у женщины, что фактически сильно подорвало институт семьи. Все стремления, все интересы и смысл жизни женщины выведены сегодня далеко за рамки семейной жизни, она все рвется вон из дома. А дома не убрано, дети голодные и хватают что попало из холодильника, растут, как трава. Муж ходит в мятой одежде и тоже полуголодный, она же все «созидает», «общается», «имеет друзей».
Более того, созданию теплого очага и воспитанию детей резко противопоставляется карьерный рост, престижная работа, хорошая зарплата. Именно эти критерии определяют успешность женщины сегодня и, по мнению большинства , дают ей свободу.
А если задуматься, какое определение можно дать такого рода свободе? Никакого другого, как нежелание быть женой и матерью, рассматривая «сидение дома», как тяжелейшее непривлекательное бремя, которое не дает женщине раскрыться, развить свои таланты и почувствовать себя наравне с мужчинами. Другими словами, двигателем таких идей является ничто иное, как феминизм. Сегодня это явление и есть самый разрушительный грех против семьи.
Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «В поисках истины» описывает свои диалоги со старой дворянкой. Умудренная жизненным опытом женщина, сказала: » Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины моего круга. Феминизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские племена сооружали около дороги изваяния — высеченные из каменных глыб человеческие фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук и лица у них не было. Нельзя было разобрать мужчина это или женщина; их называли «каменные бабы». Феминизм представлялся мне производством каменных баб. Женщины хотели сравняться с мужчинами и превращались в какие-то грубые, бесформенные существа. Теряя женскую красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистки, которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что ездили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне предательницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами»(2,стр.64-65). Это довольно жесткий и вместе с тем очень точный образ эмансипированных женщин, болезненный для многих её представительниц и, тем не менее такой узнаваемый в наши дни.
Сегодня можно часто услышать, как жёны жалуются на своих мужей, обвиняя их в безынициативности , бесхарактерности и нежелании что-то делать по хозяйству. Но это, опять же, одно из проявлений феминизма: такая пассивность мужчин связана именно с тем, что многие из них вырастали в тех семьях, где верховодили женщины. И после того, как произошел взлом семейной природы, семейного очага, когда произошел распад семейного уклада жизни, когда все перемешалось, сегодня у нас получаются такие эфемерные бесформенные мужчины, которые сами ничего не делают. Но женщина должна понимать, что она призвана Богом к миру семейному. И поэтому, если мужчина ничего не делает, то надо не заставлять его, а надо молиться за него, молиться на коленях, с горячими слезами.
Один из подвижников ХХ века игумен Никон (Воробьев) пишет своей духовной дочери, как ей относиться к пьющему мужу. Это замечательное руководство для многих женщин.Ведь как часто жена уверена в том, что она правильно поступает со своим мужем. Но это совсем не так. Прочитав это письмо, мы увидим, какая там благодать и какое христианское отношение. Именно молитва и большая искренняя любовь жены , её терпение и мудрость могут привести мужа к обращению и вразумлению.
Такой образ жены- христианки, с большой любовью относящейся к своему супругу, очень глубоко отражен в рассказе преподобномученика архимандрита Кронида(Любимова; 1859- 1937 г.г.)
«Я ГОТОВА ТЕРПЕТЬ ВСЁ : СКОРБИ,ПЕЧАЛИ,НУЖДУ…»
Однажды на станции Бородино при возвращении из родительского дома в Лавру,- рассказывает отец архимандрит Кронид,- за час до отхода поезда я вышел на платформу и сел на скамью. Не прошло и 5 минут, как дверь вокзала отворилась ,и робкой поступью вышла на платформу молодая женщина лет 30. Лицо её и все движения были весьма скромны и смиренны.С робостью она присела около меня. Проходит еще несколько минут. Дверь вокзала с шумом распахивается и на платформе появляется какая-то разряженная по последней моде горожанка.
Проходя мимо бедной и смиренной женщины , она воскликнула: «Анна,это ты?».Та ответила: «Да, Дарья Семеновна, это я!»- » Что же ты, неужели до этого времени живешь со своим гнилым , пархатым мужем?- продолжала горожанка. Смиренная женщина скромно ответила ей: «Ах, Дарья Семеновна, ведь муж мне дан Богом и церковью. Если я покину его, кому же он будет нужен? И дети мои останутся беспризорными .Нет , мужа своего я не сменяю до его смерти ни на какие сокровища.Пусть совершится надо мной Воля Божия, но я готова терпеть все: скорби,печали и нужду.» — «Дура ты! Видишь,как я живу? Все на мне не купленное, а подаренное моими друзьями”. Покачала головой раба Божия Анна и сказала ей: «Пусть будет все это при тебе, но я не желаю никаких сокровищ получать незаконно и незаслуженно». Гордо кивнула головой на прощание городская женщина и с иронией промолвила: «Ну и живи со своим тухлым мужем, если не хочешь лучшей жизни». При этом она круто повернулась и оставила собеседницу.
По уходе щеголихи в моей душе возникли чувства глубокого расположения и особенного уважения к сидевшей вблизи от меня скромной женщине. Вот истинная жена-мироносица, достойная всякого уважения, христианской любви и почитания. Вскоре прибыл поезд. Мы уселись в вагон и поехали в Москву. Образ этой бедной женщины до сих пор неизгладимо хранится в моей памяти, как образ истинной жены-ХРИСТИАНКИ.
Размышления о женской красоте
Говоря об образе женщины невозможно не затронуть и тему женской красоты. Сегодня женская красота неразрывно ассоциируется со всевозможными косметическими средствами. И если выразить современный , прочно сложившийся взгляд на тему применения косметики и ее важности в жизни девочки, девушки и зрелой женщины, то он звучит примерно так: «Женщина без косметики, что пища без соли!».
Стало быть, образ красивой женщины без косметики, применение которой вменяется ей в обязанность и является залогом успеха, в современном мире просто немыслим.
Косметика стала сегодня для женщины как бы второй одеждой, без которой появиться в обществе просто неприлично. Более того, отказ от косметических средств расценивается сегодня как элементарное неуважение к себе самой. В связи с этим сколько раз приходилось сталкиваться с мнением и девушек-подростков и женщин о том, что мужчиной быть гораздо легче, поскольку ему не нужно краситься и тратить на это большие денежные средства и время.
Если суммировать «рецепты красоты», собранные в нынешние женские журналы и умы, то все они будут сводиться примерно к следующему:
Для того, чтобы быть красивыми, девушкам необходимо пользоваться различной косметикой, сидеть на диетах, подбирать соответствующие предметы гардероба, всячески соответствовать и многое вовремя успевать, чтобы не прослыть «синим чулком» и неудачницей.
Губная помада, тушь для ресниц, лак для ногтей, тональный крем – это лишь основные орудия косметики, которыми приходится виртуозно владеть и пользоваться женщинам каждый день для того,чтобы очаровать и впоследствии удержать своего любимого мужчину.
Приходится следить за постоянно меняющейся модой, обновляя свой гардероб, носить обувь на высоких каблуках, на которых мужчина и двух шагов пройти не сможет, проводить эпиляции, носить короткие юбки, тонкие капроновые чулки, превозмогая холод в зимнее время, чтобы подчеркнуть красоту ног.
Конечно ко всему этому можно добавить и то, что современная женщина должна иметь хорошее образование и обладать интеллектом, но при этом вы нигде не найдете хотя бы слово о том, насколько важно для женщины быть красивой душой и сердцем. «Все для тела и ничего для души»,- вот нынешний лозунг красоты, вот в чем её смысл.
Теперь обратимся к христианскому видению красоты женщины. Здесь хотелось бы привести отрывок из «Слова к современной женщине» архимандрита Тита (Бородина): «Послушай, какие дивные, высокого смысла слова говорит святой апостол Петр всем женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые узоры или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ,что драгоценно перед Богом» (Пет.3;3-4). Слышишь , что говорит апостол? Велит заботиться о преисполнении сердца любовью, сострадательностью, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, словом, нужно наблюдать за своим сердцем, чтобы никакие нечистые пожелания не коснулись его. С таким любящим и чистым сердцем женщина и в простом одеянии превзойдет всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво внешне, но бедных душевными качествами».
Наиболее полно и глубоко о том, что есть женская красота, размышляет архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст, почитаемый Православной Церковью как один из трех Вселенских святителей и учителей:
Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души – таковы признаки истинной красоты… Сколько (таких мужей), которые жили с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь. Напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.
Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело. Не столько золотые украшения делают тебя любезной и приятной для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него…
Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жен, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь. Для этого потребно веселое и спокойное состояние духа. Но когда все золото расходуется на украшение жены и вместе с тем появляются в доме недостатки, тогда нет никакой приятности для супруга. Поэтому, если хотите быть любимыми своими мужьями, доставляйте им удовольствие, а это сделаете тогда, когда перестанете украшаться и убираться более надлежащего. Все эти украшения и уборы имеют некоторую приятность в первые дни брака, но впоследствии время уменьшает им цену. Ибо если на небо , столь прекрасное, и на солнце столь светозарное, по привычке мы не всегда смотрим с равным удивлением, то будем ли удивляться телу, украшенному искусством? Говорю это для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядающую, которой украшаться заповедует апостол Павел, то есть не золотом или жемчугом или одеждами многоценными, но добрыми делами (1 Тим. ,2, 9).
Ты хочешь нравиться посторонним людям и приобретать от них похвалу? Нет, целомудренная жена не может иметь такого желания. Да и никто степенный и скромный не похвалит её за то, разве одни невоздержанные и сластолюбивые, да и эти не скажут о ней доброго, а еще осудят её за то ,что сама дает повод устремлять на неё нечистые взоры. Но жену воздержанную и те , и другие, и все похвалят, так как, смотря на неё, не только не чувствуют никакого вреда, но еще заимствуют от неё урок добродетели. Велика ей похвала и от людей, велика награда и от Бога.
Сравнивая приведенные выше понятия о красоте, которые ценятся сегодня, и те, о которых говорит христианство, невольно задумаешься о резко бросающемся в глаза контрасте между ними. Конечно, никто не говорит о том, чтобы внешний вид женщины был неаккуратный и неопрятный, но современность пропагандирует сегодня не столько эти упомянутые качества, сколько культ внешности, искажение образа Божьего, заложенного в женщине, а значит и » поправление» ошибок, которые » совершил» Господь, создавая женский пол.
В наши дни культ украшения тела сделал образ женщины вульгарным, нескромным. Одежда, изначально предназначавшаяся для того, чтобы скрыть тело, теперь существует для совершенно противоположной цели – как можно больше тело оголить. И если скромность и целомудренное поведение девушки являлись раньше её достоинством и украшением, то сегодня это недостаток, который мешает ей в жизни и «отпугивает» женихов. Но ведь успех женщины не в том, чтобы иметь много мужчин, а в том, чтобы обрести одного верного и любящего супруга.
От сердца
В заключение хотелось бы вам, дорогие жены, матери, дочери, сестры, сказать: не стремитесь к плоской, временной, бесстыжей, а значит, и не украшающей, а наоборот, уродующей женщину красоте, но созидайте красоту неувядаемую, истинную, наполненную глубочайшим смыслом и данную каждой из вас самим Творцом для того, чтобы вы смогли исполнить ваше высочайшее, установленное им предназначение – стать любящей супругой, и благочестивой матерью –христианкой своим милым детям. Помните о том, как сильно может женщина повлиять на все, что существует вокруг неё, ведь мир управляется из детской…
Приложение
Устав семейной жизни в свете Писания
По статье иерея Александра Шестопалова, настоятеля храма Св.мч. Иоанна Воина в Свято- Духовой пустыни г.Алатыря и матушки Анастасии Шестопаловой в православном журнале » Бог и человек» , вестнике Чувашской мтрополии №2 (02) 2013г.
ЖЕНЩИНА-ХРИСТИАНКА В ЦЕРКОВНОМ СЛУЖЕНИИ И В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ЭПОХУ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
Евангельская проповедь о спасении людей и их Богосыновстве открыла новый мир в области внутренних отношений человеческой личности к Богу. Но действенная сила христианства не ограничивается только сферою субъективных интимных переживаний, как это утверждают некоторые протестантские школы; христианское веро- и нравоучение провозгласило новые нормы взаимоотношений людей между собою.
Учением об искуплении рода человеческого драгоценною Кровью Сына Божия оно упраздняло моральную основу рабовладельческого строя; повеление Спасителя апостолам о проповеди Евангелия всем народам и создание Соборной Кафолической Церкви, в которой нет различия между эллином и иудеем, варваром и скифом, — естественно воспитывало вместо узкого национализма чувства братской любви и солидарности между всеми нациями; предостережение от греха любостяжания и призывы о милосердии к бедным сглаживали различия имущественного неравенства. Не меньшее влияние оказало христианство и на положение женщины.
В языческом мире женщина не считалась полноценным человеком. У восточных народов было распространено многоженство, муж покупал жену, уплачивал за нее вено, чем ставил ее по отношению к себе в зависимое, полурабское положение.
В классической Греции женщина была заперта в гинекее (женская половина дама) и могла показываться в обществе мужчин лишь сделавшись гетерой, т. е. нарушивши принятые в то время положения общественной морали.
Несколько большим уважением пользовалась женщина как хозяйка дома и мать детей (матрона) у римлян; но и здесь она, как более слабое существо, при заключении брака рукою отца целиком передавалась власти мужа. Даже у евреев, по Моисееву закону, сохранено было многоженство, и муж имел право развестись с женою не только по причине неверности (в этом случае она побивалась камнями), но и вообще, как только она оказывалась ему неугодной.
Христианство установило полное субстанциальное равенство мужского и женского естества. На вопрос саддукеев, кому в воскресение мертвых будет принадлежать жена, которая последовательно, по закону ужичества, имела мужьями семерых братьев, Спаситель ответил: «Чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся, достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лук. 20, 28—36). Достоинство Богосыновства и участие в вечной жизни усваиваются здесь в одинаковой степени как мужчинам, так и женщинам.
О том же говорит и апостол Павел в послании к Галатам: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26—28).
Чуткое сердце женщины со всею горячностью откликнулось на эту новую для нее истину о равноценности всякой души человеческой перед лицом Отца Небесного, и мы знаем из евангельской истории, какую глубину веры, любви и преданности Божественному Учителю проявили женщины, окружавшие Его в земной жизни. Обаятельные облики их встают перед нами с первых страниц Евангелия.
Вот праведная Елизавета, которая в пророческом озарении первая из людей приветствовала Чистую Деву Марию как Матерь Господа. Вот Марфа и Мария, сестры друга Господня Лазаря, увековеченные Евангелием как образы деятельной и созерцательной любви. Такова женщина из селения самарян, презираемых иудеями, исполненная веры в грядущего Мессию, в беседе с которой Спасителем раскрыто было возвышенное учение о поклонении Богу в духе и истине. Пример глубочайшей веры показала хананеянка, которая со смирением готова была довольствоваться крохами, падающими со стола… (Мф. 15, 22—28), за что и получила просимое — исцеление своей бесноватой дочери.
Трогательны евангельские рассказы о блудницах, встречавших жестокое осуждение со стороны гордых фарисеев и обращенных к праведной жизни милосердием и всепрощающею любовью Спасителя (Лук. 7, 36—48; Иоан. 8, 3—11).
Когда Христос проходил по городам и селениям, благовествуя Царствие Божие, Его сопровождали двенадцать апостолов, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней… и другие, которые «служили Ему имением своим» (Лук. 8, 1—3).
Но наиболее свою любовь и преданность Спасителю женщины доказали в последние дни Его земной жизни. Многие из женщин, по свидетельству евангелистов, последовали за Господом из Галилеи в Иерусалим, когда Он шел на вольные страдания (Мф. 27,55; Мрк. 15, 40—41; Лк. 23, 49). Дщери иерусалимские, видя Его изнемогающим под тяжестью креста, плакали и рыдали о Нем, и даже жена Пилата ходатайствовала перед своим мужем за Праведника (Лк. 23, 27; Мф. 27, 19).
Пригвожденный ко кресту Христос был оставлен своими учениками, и только слабые женщины, презирая опасность от начальников иудейских и насмешки грубой толпы, своим присутствием стремились облегчить Его предсмертные муки и приняли последний вздох Божественного Страдальца. Наиболее тяжкие муки несомненно испытывала стоящая у Креста Матерь Господа, сердце Которой «оружие пройде»; но все превозмогла материнская любовь к Божественному Сыну (Мрк. 15, 40—41; Лк. 2, 35; Мф. 27, 55—56; Иоан. 19, 25).
По смерти Господа женщины присутствовали при Его погребении Иосифом и Никодимом, а по миновании субботы поспешили с благовониями помазать тело Его. За эту великую любовь и преданность мироносицы первыми приняли радостную весть о воскресении и первыми же удостоились видеть Самого Воскресшего Господа.
По вознесении малое стадо последователей Христа имело в своем составе женщин (Деян. 1, 14), которые в день Пятидесятницы вместе с апостолами восприняли благодатные дары Святаго Духа.
В век апостольский женщины принимали ревностное участие в проповеди Евангелия или служили благовестникам, оказывая им приют и материальную помощь. Так, Иерусалимская Церковь собиралась у матери Марка Марии (Деян. 12, 12), в Филиппах центром миссионерской деятельности апостола Павла был дом Лидии (Деян. 16, 14—15), а Еводия и Синтихия были его деятельными сотрудницами (Фил. 4, 2). В Кенхрейской Церкви апостолу служила Фива (Рим. 16, 1—2), в Коринфе — Прискилла и Мариамь (Рим. 16, 3—6); в Деяниях и посланиях апостольских мы найдем много женских имен, которые принадлежат усердным помощницам апостольского благовестия.
В апостольскую же эпоху учреждена была должность диаконисс, первое упоминание о которых мы находим в послании апостола Павла к Римлянам. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу Церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 16, 1—2).
Диакониссы избирались из девственниц или вдов, на их обязанности лежала помощь при богослужении и совершении таинств, особенно при крещении женщин, они же участвовали и в делах церковной благотворительности: заботились о сиротах, больных и нуждающихся. В послании апостола Павла к Тимофею описываются те нравственные качества, которыми должна была обладать диаконисса: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (1 Тим. 5, 9—10). Не имея иерархического звания, а только церковнослужительское, диакониссы являлись настоящими духовными матерями в церковной общине. Они посвящались через хиротесию. О диакониссах упоминают Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и постановления Вселенских Соборов. В Восточной Церкви чин диаконисс просуществовал до XI в.; были диакониссы и в Русской Церкви в начальный период ее существования . Остается только пожалеть, что это полезное учреждение не сохранилось до нашего времени.
Но не одни только диакониссы проявляли ревность в служении Церкви. В период гонений, как говорят о том писания апологетов и мученические акты, женщины-христианки безбоязненно посещали узников, иногда переодеваясь даже в мужское платье, собирали останки пострадавших за имя Христа и сами, по выражению св. Иоанна Златоуста, мужественнее львов шли на мучения.
Широко распространена была среди христианок добродетель служения больным. В четвертом веке особенно прославилась на этом поприще Фабиола, которая на своих плечах переносила смрадных больных и своими руками омывала гной и кровоточащие раны. Такую же известность приобрела св. Павла, проявлявшая в уходе за больными удивительное терпение и предупредительность. Усердно служила больным, исполняя самые низкие виды труда по уходу за ними, императрица Плакилла, супруга Феодосия Великого. Св. Иоанну Златоусту в его изгнании большую помощь оказывала диаконисса Олимпиада .
Многие христианки отдали свои силы делу проповеди Евангелия и среди св. жен некоторые стяжали славу равноапостольных. Таковы св. Елена, мать императора Константина, св. Нина, просветительница Грузии, к ним же принадлежит и русская княгиня Ольга, бабка св. князя Владимира.
Обращаясь к описанию положения женщины в христианской семье, мы должны сказать несколько слов о принципиальной оценке брака в источниках христианского вероучения.
Христианству чужд дуализм восточных религий и греческой платоновской и неоплатонической философии, в которых материя рассматривается как самобытное злое начало. Равным образом христианство противоположно и буддизму с его мрачной оценкой жизни и стремлением к покою небытия в нирване. Не может быть оправдан, с христианской точки зрения, и отвлеченный идеализм, превращающий бытие в ряд логически развивающихся определений мысли. Природа, по библейскому учению, создана Творцом и имеет реальное и в доступной ей мере самостоятельное существование. Из рук Творца все вышло «хорошо весьма» (Быт. 1, 31), но грех разрушил первозданную гармонию и внес начала тления и смерти. Однако природа, подпавшая суете «не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20), сохранила яркие следы первобытной чистоты и невинности и живет в надежде избавления от суеты «в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21). «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2), говорит псалмопевец. Им же призывается к восхвалению Господа «солнце и луна, все звезды света… великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер… горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс. 148, 3—10). Отсюда и тело человека не может мыслиться началом зла. Это последнее возникает лишь в том случае, когда воля человека порабощается низшими потребностями в ущерб высшим. Христианский аскетизм, в отличие от буддийского, имеет целью не искоренение естественных влечений, а подчинение их высшим запросам духа.
Христианство высоко ставит девство, менее связывающее человека житейскими попечениями, но в равной степени уважает и брак, который получил благословение Творца еще до грехопадения. (Быт. 1, 28). Нерасторжимое единение двух существ «в плоть едину» утверждается Господом Иисусом в Его ответе на искусительный вопрос фарисеев (Мф. 19, 5—6).
На замечание апостолов, что если так затруднен развод, то лучше человеку не жениться, Спаситель отвечает: «Не все вмещают слово сие, но кому дано… кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10—12). Очевидно, выбор брачного или девственного, состояния определяется индивидуальным складом личности.
Подробные наставления о христианских обязанностях брачущихся находим мы в апостольских посланиях. Апостол Петр заповедует женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (Петр. 3, 3—4). А мужьям он пишет: «Обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Петр. 3, 7).
В посланиях апостола Павла христианский брачный союз приравнивается союзу Христа с Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Ефес. 5, 28—29).
Изъясняя эти слова апостола, св. Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным или потерпеть, или пострадать, что бы то ни было, не отказывайся… Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовию и дружбою. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены.. Слугу можно иногда связать страхом, — а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, — но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женою, как с рабою, а не как с свободной?»
И евангельские и апостольские изречения и мысли святых отцов о браке дают основания рассматривать его не как неизбежную уступку чувственности, но как форму подвига на пути к совместному осуществлению мужем и женою идеала христианской жизни. Ярко отражает это чин совершения таинства брака в молитвах о брачущихся, во вкушении ими вина из общей чаши в знак того, что они должны делить между собою радости и скорби и, наконец, в песнопениях, прославляющих мучеников, которым брачущиеся должны подражать в подвиге взаимного самоотречения.
Жизнь первых христиан дает яркие примеры исполнения апостольских наставлений о браке. Чистоту и возвышенный характер семейных отношений в современном им христианском обществе описывают сп. Иустин мученик, Климент Александрийский, Афинагор и другие апологеты и учители Церкви. Каждая христианская семья представляла собою малую «домашнюю» церковь, приветствия которой мы часто встречаем в посланиях апостола Павла (Римл. 16, 4; Колос. 4, 15; Филим. 2 и др.). Восторженно изображает красоту христианского брака Тертуллиан. В нем два сердца связаны единой верой и единым законом, двое пребывают в единой плоти. Они, как брат и сестра, вместе молятся, вместе постятся, посещают больных и помогают нищим. Они равно делят бедность и богатство и не имеют один от другого ничего скрытного; они соперничают между собою в том, кто из них лучше хвалит Господа .
В смешанных браках жены христианские нередко обращали ко Христу своих мужей-язычников, пленяя их, согласно завету апостола, без слова чистым и богобоязненным житием своим (1 Петр. 3, 1—2).
Высокие примеры показывали христианские матери и в своих заботах о воспитании детей, которое все было проникнуто духом Евангелия. По воспоминаниям св. Макрины, сестры Василия Великого, мать в детстве сажала ее с братом на свои колени и заставляла лепечущим детским языком произносить сладчайшее имя Иисуса Христа .
Блаженный Иероним дает такие советы матери о воспитании дитяти: «Помни, что начатки всего исключительно должны принадлежать Господу, поэтому первые мысли, первые слова дитяти должны быть освящены благочестием. Для матери-христианки нет радости выше той, когда она слышит дитя свое произносящим еще слабо и с запинанием имя Иисуса Христа, или когда оно пытается петь священные напевы нежным голоском своим» .
Великие вселенские учители святостью и высотою жизни во многом обязаны своим матерям и наставницам. Св. Григорий Богослов с юности посвящен был Богу своею матерью Нонною. На воспитание св. Василия Великого помимо матери оказала большое влияние бабка его Макрина. Мать св. Иоанна Златоуста Анфуса овдовела на 20 году своей жизни и, отвергнув вторичное замужество, всю силу своей души отдала воспитанию своего единственного сына. Ее самоотвержение в исполнении материнских обязанностей вызвало у языческого ритора Ливания восторженное восклицание: «какие женщины у христиан!»
Моника, мать блаженного Августина, своею кротостью и терпением победила вспыльчивый характер мужа-язычника и обратила его в христианство, уступчивостью и доброжелательным отношением заслужила любовь, в начале относившейся к ней враждебно, свекрови и своими увещаниями, наставлениями и слезными молитвами помогла своему великому сыну пройти бурный путь искания истины и обрести ее во Христе.
Высочайший идеал внутренней духовной красоты и ‘беспредельной материнской любви к страждущим христиане всех времен видят в лице Матери Воплотившегося Бота Слова, через Которую естество женское вознесено превыше херувимов и серафимов и о Которой, по словам церковного песнопения, «радуется всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род».
А. ЯСТРЕБОВ
«Христианская мысль» 1917 г., № 5—б, стр. 155. Н. Гохфельт, Забытая сила Церкви.
Свящ. Н. Добронравов. Уход за больными в христианстве. М. 1904 г., стр. 17—18.
Творения св. Иоанна Златоуста, т. XI, изд. СПБ Духовной Академии, 1905 г., стр. 167—168.
Тертуллиан. К жене.
Первые христиане. СПБ, 1906 г., стр. 87.
А. П. Лебедев. Церковно-исторические повествования. М. 1909 г., стр. 26.
Велико значение женского начала в творении. Это проявляется на всех уровнях человеческого бытия, как личного, так и общественного. Женщина действует совершенно особым образом: она, будто некий фильтр, очищает от зла. Женская природа – творение Божие.
Изучая мир Божий, видишь, как Бог все премудро устроил. То же и еще в большей степени относится к самому человеку: и в биологическом, и в психическом, и в духовном отношении, да и с любой точки зрения. Как к мужчине, так и к женщине.
Великое дело – научиться понимать свою жену: знать, как ее радовать, как поступать, чтоб она была довольна, счастлива. Ведь у женщин – свой, особый язык, и нужно учиться этому: слушать и понимать свою жену. Речь тут не о словах, а о том, чтобы понимать больше, чем могут сказать слова, – множество неприметных, но важных мелочей.
Нужно очень хорошо знать душевный склад своей супруги – не вот этой вот женщины, а женской природы вообще, равно как и жене необходимо понимать особенности мужского строения души. Мужу часто невдомек, что женская душа сложна как лабиринт, и оттого бывает ему нелегко. Нелегко отыскать в лабиринте правильный путь! Нелегко в том, что видишь или слышишь, уловить невидимое и невысказанное, понять то, что только подразумевалось.
Женщины всегда действуют иначе, чем мужчины. Так устроено Самим Богом, потому что женщина – мать. Ее отличает тонкость, ее душевное устройство беспредельно сложно, потому что такая задача возложена на нее природой. Женское присутствие – это другая нота в самой природе. Вступая в брак, нужно очень хорошо понимать, что женишься не затем, чтобы иметь детей. Женщина – не аппарат для деторождения, который потом убирают на полку, любуясь на детей, которых она произвела на свет. Это – ошибка, разрушающая человеческие отношения супругов.
Когда Новый Завет говорит, что жена должна повиноваться своему мужу, смысл не тот, что жена должна стать рабой мужа. Это значит, что жена должна относиться к мужу с любовью, должна всей душой принять своего супруга. Апостол Павел учит, чтоб жена повиновалась мужу, а муж любил свою жену, как Христос возлюбил Церковь; кто любит свою жену, тот себя любит. Апостол Павел имеет в виду особенности каждого пола. Муж нуждается, в соответствии со своей мужской природой и складом, в том, чтобы жена любила его, не отталкивала, не сомневалась в нем. Не потому, что он безгрешен, а потому, что ему нужно услышать доброе слово, услышать то, что даст силы жить дальше. И если он ошибается, сказать ему об этом надо с большой добротой и мягкостью. Точно так же и женщина по своей природе и устройству нуждается в любви супруга, в том, чтобы чувствовать с его стороны ласку и нежность: так она создана по своей женской природе. Муж должен любить жену и относиться к ней с нежностью, а жене нужно всей душой принять его и повиноваться ему – не из рабства, а из преданности.
Повиновение в браке означает, что ты выходишь за пределы своего я. Всегда действуешь из любви к Христу
Повиновение в браке означает, что ты выходишь за пределы своего я: совершенствуешься, отсекая собственную волю. Всегда действуешь из любви к Христу. В человеке не нужно видеть тирана, хозяина, властелина; в каждом необходимо увидеть Бога: «Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом, после Бога».
Я повинуюсь супругу из любви к нему, как я повинуюсь Христу, потому что люблю Его. Мое повиновение – это ниточка, связывающая меня с Христом и с вечной жизнью. Повинуясь супругу, находишь свою свободу, свое лицо, исполнение самой себя.
Муж – глава жены, как Христос – Глава Церкви и Спаситель тела Церкви. Это не означает, что муж стоит выше жены или что жена хуже мужа, но, как сказано в книге Бытия: и создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену (Быт 2: 22). Он сделал это именно для того, чтобы жена чувствовала: она с мужем – одно целое. А еще Бог это сделал для того, чтобы и муж не сказал себе: «Она – чужая мне, я не имею к ней никакого отношения: она – одно, я – другое».
Бог взял у мужа ребро, и Адам, увидев Еву, сказал: «Это – кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою». То есть не чужая, а моя, она – это я сам! Вот откуда это тяготение друг к другу: ведь двое стало из одного.
«От ребра его воссоздавый жену, и спрягий ему помощника». Сопряжение – одна упряжка. То есть Бог взял жену с мужем и поставил их в одну упряжку – брачную упряжку, чтобы эти люди вместе несли крест и груз своего брака. Это не наказание, но путь; ступая по нему, необходимо достичь связи с Богом. Христос – Глава Церкви, и делом Главы было служить Своей Церкви, спасать ее, а не угнетать. И Он спасает ее, принося Себя в жертву, за нее «распятый и воскресший». Так и муж поставлен главой жены, чтоб защищать ее, служить ей, беречь ее, жертвуя собою, и, если нужно, умереть за нее и свою семью. Апостол Павел говорит, что муж есть глава жены (Еф. 5: 23). А один мудрый старец добавляет: «Да, но жена – сердце мужа». И точно так же, как тело без головы не тело, так и без сердца оно – мертво, застыло, холодно. Если муж – глава жены, то и жена – сердце мужа. Поэтому Господь и не сделал их одинаковыми: именно с тем, чтобы они дополняли друг друга. Не мужчина и женщина, но двое воедино.
Таким образом, повиновение жены мужу означает, что она принимает его жертву, защиту и служение, его стремление оберегать ее и, если понадобится, умереть за нее.
А мужьям надо любить своих жен, как Христос любит Свою Церковь. Он не за тем возлюбил ее, чтоб она служила ему, но чтобы освятить и очистить ее – привести нас к Себе прославленными Его славой, не имеющими греха, порока и нечистоты; чтобы мы были святы и непорочны пред Ним. Потому и мужья, как собственное тело, должны любить своих жен: любящий свою жену себя любит.
Нет ничего странного в том, чтобы любить и чтить, а не подавлять свою жену, потому что твоя жена – это ты сам. Любишь свое тело, заботишься о нем, даешь ему отдых, следишь и ухаживаешь за ним? Так же должен ты, говорит апостол Павел, любить и защищать свою жену, заботиться о ней и служить ей, ибо она не чужое что, но собственное твое тело, ты сам.
В супружестве муж с женой духовно срастаются, и в этом единстве нет и не может быть никакого разделения
В супружестве муж с женой духовно срастаются, и в этом единстве нет и не может быть никакого разделения. Нельзя отделить душу от тела. Так и супруги, словно душа с телом, должны быть в таком сообщении, чтобы ни в чем не разделяться.
Когда Церковь говорит, чтоб жена во всем слушалась мужа и что муж – глава жены, речь тут не о том, что жена – бессмысленная и безвольная раба мужа, а, напротив, о согласии супругов. Ибо в послушании человек обретает величайшую свою свободу. Подчинив себя другому добровольно, сознательно, станешь всесилен и поистине свободен. Великое дело – послушание! Кто сам себя подчинит из любви к Богу, тот поймет, что есть жизнь, что есть свобода, что есть радость!
Итак, двое объединяются и учатся этой великой тайне: чтоб жена поддерживала своего мужа, а муж – жену. Мужу нужно познать, что дома, вблизи жены, он найдет мир. Это ему необходимо по природе. А жена должна научиться быть отрадой и утешением своего мужа.
Жена должна чувствовать, что глава, то есть ее муж, к ней чуток и внимателен, что он заботится о ней, уважает и чтит ее. Как мозг печется о теле, так и муж должен заботиться о жене, чтобы она не была одна.
Все это не укладывается в обыденные человеческие представления, потому что имеет иное измерение: Христово и Церкви. Когда в основу супружеских отношений положены Христос и Церковь, эти отношения углубляются и освящаются, в них открывается нездешняя перспектива, уходящая в вечность. Их цель – привести мужа с женой ко Христу, к соединению с Ним.
Недееспособность женщины – вина мужчины
– Отец Петр, как возникла тема вашей книги и зачем вообще говорить о женственности? Что с ней непонятно?
– У меня никогда не было стереотипа, что женщина – существо неполноценное и достойный ее набор профессий сводится к домашнему хозяйству и уходу за детьми. Я с детства знал, а с возрастом лишь убеждался, что многие женщины – незаурядные и яркие личности.
Священник Петр Коломейцев
Я родился в роддоме Клары Цеткин, а она была феминисткой. Можно сказать, что уже по рождению я должен был стать феминистом. Так вышло, что меня воспитывали женщины – мама и бабушка. Моими лучшими учителями тоже были женщины.
Например, преподаватель русского и литературы Авива Евсеевна Альтшуллер в далекие семидесятые познакомила меня с Библией. К поступлению в МАрхИ меня готовила гениальный педагог и замечательный рисовальщик Нина Федоровна Ненюкова. Учась в семинарии, я познакомился с женщиной, которая стала для меня первым живым богословом. Даже литургику я смог усвоить благодаря талантливому преподавателю ПСТГУ Марии Красовицкой.
Но едва начав трудиться, я увидел нездоровую тенденцию принижения женщин. «Бабы – и есть бабы», – можно было услышать в компании друзей, на работе, в транспорте. Острее ощутил проблему, когда понял, что внутри православного сообщества, особенно среди рядовых членов Церкви, существует высокомерно-покровительственное отношение к женщинам.
Поинтересовался, на чем оно базируется. Оказалось, на пустом месте.
– Что значит – на пустом месте?
– Праздник Жен-мироносиц – есть, апостолы-женщины – есть, Дева Мария – женщина, почитание Ее – есть.
Мне довелось десять дней жить на Афоне, причем в десяти разных монастырях, полностью погрузившись в жизнь этих обителей. У афонских монахов сильно почитание Девы Марии и Ее иконы, которую они называют не иначе, как «Игуменья горы Афон». Куда ни кинь взгляд, нигде нет повода для отношения к женщине, которое существует, в том числе, в православной среде. Мне захотелось разобраться в истоках проблемы. Но была и вторая причина.
– Какая?
– Проявление экстремистского феминизма. Существование такого явления, как Pussy Riot, Femen, для которых нет ничего святого. Хотя наш опыт учит, что вера во все времена была уделом женщин. Вера – это то, что впитывается ребенком от матери. А тут получается что-то совсем кощунственное, ломающее наше представление о женщине, если хотите, разрушающее матрицу – вот эта женщина-богоборец. Я пытался в этом разобраться.
– Но не из пустоты же появилось высокомерное отношение к женщине?
– Ну а чем еще, кроме вины мужчин, можно объяснить «недееспособность» женщины? Да, это примитивный способ мужчин охранять свой мир от власти женщин. Например, только в VI веке один из западных церковных соборов перевесом (в один голос) постановил, что женщина хоть и является существом низшего порядка, но все-таки имеет бессмертную душу.
Сегодня едва верится, что женщина когда-то считалась существом второсортным и юридически недееспособным и даже собственное имущество не могла наследовать, потому что права на него опекуном вручались супругу. Положение женщины многие века было зависимым. Были и объективные причины, например, роды, грудное вскармливание, воспитание. Все это отнимало время и лишало женщину возможности содержать себя и детей. Выбор профессий в городах, например, ограничивался работой прачки, уборщицы.
Суфражистки во время женской манифестации, 1913 г.
Высшее образование стало доступным для женщин в XIX веке. Кстати, многие связывают это с началом обучения умственно отсталых. Достижения коррекционной педагогики смогли убедить скептиков в способности женщин получать высшее образование.
Право выходить замуж по любви появилось еще позже. В некоторых культурах веками сохранялась традиция выкупа невесты, фактически покупки жены, как скотины, а если позволяло состояние, то нескольких жен-рабынь.
Всеобщее избирательное право для женщин – вообще подарок XX века. Во Франции женщины смогли голосовать в 1945 году, в Бельгии в 1948-м, в Греции в 1952-м, а в Швейцарии только в 1971-м. Об этом я подробно пишу в моей книге о женственности.
Смиренная, послушная, с хорошими пропорциями
– Что же такое женственность?
– Однажды спросил об этом представительницу старшего поколения, такую советскую производственницу, которая не пользовалась косметикой, не носила брюк, украшений, при этом была абсолютно в согласии с общей позицией того времени о женственности и красоте.
Когда я с ней заговорил, она как отрезала: «Ой, ненавижу эти фигли-мигли». Ну что для нее женщина? Крем, маски, накладные ресницы, ногти, педикюр и средства от морщин? Нет. По ее мнению, женщин эти вещи только унижают. Представляете, «требование» женственности в ее представлении унижает женщину!
«Вот мужчина – просто одет, пару раз махнул расческой, потер трехдневную щетину и готов идти на работу. Вроде даже хороший, вроде даже мачо. А женщина должна соответствовать каким-то глупым стандартам. Ну кто это придумал? Мужчины придумали? Фирмы, которые предоставляют всякие женские услуги? – сокрушалась она. И добавляла: – А я, может, НЕ хочу быть желанной и сексуальной». То есть суть женственности для этой советской гражданки сводилась к сексуальности и эротичности.
Другая моя знакомая, профессор, преподаватель университета, говорит, что не станет проявлять и демонстрировать свою женственность, не станет одеваться «эротично», предпочитает везде, даже не на работе, деловой стиль.
Самое интересное, что и мужчины женственность воспринимают однозначно – как сексуальность. То есть на одном полюсе мы имеем образ женственности – эдакой путаны, ночной бабочки, что дальше некуда, а на другом – профессор в деловом костюме с указкой в руке.
– В обоих случаях женственность – это нечто со знаком минус?
– Для тех, кто трактует женственность как сексуальность – это что-то с большим знаком плюс. Они хотят, чтобы женщина была сексуальной и выглядела как эротический объект, чтобы у нее были хорошие пропорции открытого и закрытого тела, или хотя бы, чтобы на нее было приятно посмотреть. Многие признаются: «Если я смотрю на женщину и не чувствую гормонального подъема, это и не женщина вовсе».
Философ Симона де Бовуар, соратница Сартра, вообще твердо стоит на позиции, что рождается женщина человеком, а женственной и женщиной ее делают обстоятельства: ломают, уминают в форму, благодаря чему она вынуждена быть женщиной.
Но в том-то и дело, что женственность – это другое. С моей точки зрения, это энергия и сила.
Maria Schaefer Photography/flickr.com
– Против чего сила?
– Наверняка встречали расхожие заголовки в глянцевых журналах: «Из мышек в кошки», «Из куриц в принцессы» или «Стань королевой мужских сердец». Вот эти книжки о покорении мужских сердец образ женственности трактуют в некотором смысле как «хищный» и буквально понимают как силу.
– То есть как способность, которая дает преимущество?
– Как власть, которая позволяет бросать себе под ноги мужские сердца и топтать их. В итоге, сколько людей, столько представлений о женственности.
Кроме того, есть идеал женственности и есть каналы, которые его транслируют. Все вместе – большой слоеный пирог. Но еще яснее, что мужчина и женщина – это люди. Если не брать физиологические отличия и принять, что профессиональные и интеллектуальные различия также довольно спорны, можно сказать, что и женственность, и мужественность находятся в некотором неточном значении.
Мужественность и женственность – это разброс показателей. Например, мы можем говорить о женственных качествах мужчины. Этот более мужественный, а тот более женственный. С женщиной та же история. Нет констант. Шкала размыта. На ней есть разные значения и самые крайние точки. Но если на одной шкале зададим мужественность и женственность, а потом отметим точку, то мужественная женщина, например, воспринимается обществом маскулинизированной – и это не очень хорошо.
Но и очень женственная женщина воспринимается не очень хорошо, пусть многие с удовольствием и эксплуатируют этот образ, как эксплуатируют они образ блондинки, не являясь блондинками по природе.
А между тем, золотая середина блестяще описана. Например, для Льва Николаевича идеалом женственности является Наташа Ростова. Это идеал в развитии. Читая роман, наблюдаем, как из по-детски непосредственного человека она вырастает в мать семейства. Толстой намеренно дает нам нестатичный образ. Вообще, он явно любуется Наташей Ростовой и апогей его восторга – эпилог романа.
Кадр из фильма «Война и мир», 1967 г.
– Это ваш идеал женственности?
– У меня их два. Пушкинская Татьяна Ларина и его же Донна Анна. Это очень цельные женщины без кокетства и с подлинным чувством. Женственность для них – это то, что позволяет женщине быть самой собой и соответствовать своему призванию, а не то, чему нужно подделываться.
– Что значит – соответствовать призванию?
– Это то, что каждая женщина должна открывать в себе. Возможность самореализации, самоактуализации. Это вообще желание разобраться в себе как в женщине.
Главная черта женственности – стремление к гармонии, гармонизация всего и вся. Мужское общество чревато перекосами, как и общество женское, или общество без ролевых моделей (унисекс), в котором утрачиваются важные ценности, и всем становится все равно, какие браки: мужчина-женщина, мужчина-мужчина, женщина-женщина.
По-настоящему живым общество бывает тогда, когда в нем есть мужская мужественность и женская женственность. Это сильный ресурс, и это возможность раскрыться в отношениях друг с другом, например, открыв в себе призвание родительства.
Причем у женщины больше возможностей развивать материнское призвание, достаточно работать в помогающих профессиях: педагогами, врачами, в приютах. А у мужчин отсутствие отцовства – трудно восполнимый опыт. Мужчина, в котором нет отцовства, – это мужчина, в котором нет чего-то важного и содержательного.
Pussy Riot, Femen пусть и редкое явление, но именно через них я обнаружил, что женщина сегодня по-настоящему отказывается от своей роли. А между тем женственность – это право быть ДРУГОЙ, не такой, как мужчина, не соперничать с ним, быть не такой, как ее видят мужчины в своих пошлых стереотипах. Женственность – это право быть самобытной и свободной.
Женственность – важный, недооцененный нами ресурс
– Я правильно понимаю, что, по-вашему, вне семьи и вне отношений с мужчиной женственность не проявляется?
– Женственность и мужественность проявляются во взаимодействии. И если мы возьмем одну персону, то это будет лишь особь мужского или женского пола. А мужественность и женственность – это предложение, то лучшее, что мужчина и женщина могут предложить друг другу, что в конце концов может стать фундаментом долгосрочных отношений. Не существует абстрактно ни женственности, ни мужественности.
– Разве в армии мужчины не тренируют свою мужественность?
– Я бы не сказал, что в армии тренируется мужественность, разве что ее отдельные черты. Под мужественностью мы понимаем многое из того, что связано с великодушием, силой, энергией, целеустремленностью, патерналистскими представлениями: стремление защитить, поддержать, помочь, проявить снисходительность, великодушие, терпение. В армии нет повода для проявления таких черт мужественности, потому что они нужны, чтобы быть выбранным.
Они нужны для брака. Брак – происходит от глагола «брать», «выбирать». Брак – это выбор, благодаря которому становится возможным взаимодействие мужчины и женщины и, как следствие, проявление мужественности и женственности.
Кроме того, тип женственности, который преподносит женщина, сильно зависит от ее представления о мужчинах. Если она считает, что «здесь покороче, здесь поглубже, здесь так рукой, а тут так глазами», ну, значит, такие у нее представления о мужчине. Главное, в этом есть что-то временное, наносное.
А женственность – это незыблемое и постоянное. Когда женщина демонстрирует свои лучшие качества не для того, чтобы угодить, а потому что это соответствует ее природе, если она видит в этом свое призвание, только тогда открывается настоящая женственность.
Женственность – это талант. Его можно реализовать, а можно закопать в землю. Я не сторонник унисексового воспитания, когда мальчики и девочки не должны отличаться. Я уверен, что различия должны быть обязательно. Они должны развиваться и реализовываться. Призвание – ключевое здесь слово.
Maria Schaefer Photography/flickr.com
– И как же найти это призвание?
– Если ты родилась женщиной, то ты не столько должна реализоваться как женщина, сколько можешь в себе это найти. Вот бутоны. Какие-то распускаются, какие-то вянут, не распустившись.
Важно то, что женственность и мужественность существуют в каждом. Разница в том, что мужественность – это нечто однозначно со знаком плюс, ей присвоены все положительные качества. С мужественностью вообще проблем нет, и никому в голову не придет писать книгу про мужественность. Это все равно, что изобретать велосипед.
Но мужественность по отношению к женщине всегда трактуется со знаком минус, как и женственность в отношении мужчин. А между тем женственность – это безудержное развитие женщины.
Исторически так сложилось, что мы имеем отрицательное отношение к женскому началу. Женственность понимается как отрицательное, второстепенное и подчиненное.
Даже книга Симоны де Бовуар называется «Второй пол» (вторичный пол).
Но женственность – это важный, недооцененный нами ресурс человечности.
Женщины очень многое миру не додали в культуре, науке, искусстве, образовании, богословии в силу определенных исторических обстоятельств.
Иметь в качестве идеала лишь мужественность, ну простите, это абсолютно искаженная уродливая модель. Если существовать будет только она, мы многого лишаемся и во взгляде на вещи, и в способах мышления. Общество, ограничивающее себя одной правильной моделью, обедняет себя.
Традиционное мужское общество – рабовладельческое, античное, средневековое, общество эпохи Возрождения или буржуазного времени. Это общество мужчин, где женщины – лишь подчиненный элемент. Но я уверен, что этот маятник слишком сильно был оттянут в одну сторону и поэтому сейчас он стремительно мотнулся в противоположную.
Согласитесь, в феминизме многое было положительным, прежде всего идея равенства, о которой сегодня мы уже не говорим. Если начать перечислять достижения феминизма, то кто-то определенно спросит: «Разве бывает по-другому?» Совершенно естественно смотрится сегодня женщина в парламенте и в университете.
Но экстремистский феминизм шагнул дальше, точнее в другую сторону. И женщины вдруг пришли не к идее реализации женственности, а к идее мужественных женщин. Мне хочется показать, что женственность – это не калька или антикалька, или зависимая производная от мужественности. Это самостоятельная ценность.