- Наречение имени. Таинства и обряды православной церкви прот. Г. Нефедов
- Наречение имени. Водою и Духом прот. Александр Шмеман
- Молитва, во еже назнáменати отрочá, приемлющее имя во осмый день рождения своего Настольная книга священнослужителя
- Наречение имени. О рождении и воспитании ребенка свящ. А. Владимиров
- Поиск имён
- Выбор имени ребенка
***
Нарече́ние и́мени – обряд, совершаемый на 8 день после рождения ребёнка, именуется в Требнике: «Молитва, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». В прежние времена младенцам имя нарекали задолго до дня Крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения.
В Ветхом Завете был закон, по которому в восьмой день полагалось обрезание младенца. В Новом Завете вместо этого обряда обрезания ставится наречение имени. Если в обрядах первого дня не произносится никакого имени, то теперь ребенок называется по имени и его имя соотносится со Святым Именем Божиим: «…и даждь, Господи, не отречену пребыти Имени Твоему Святому на нем…».
Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том случае, когда младенцу угрожает смертная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину.
***
См. также: ИМЕНИНЫ, ИМЯ
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
Нет меж живущих людей, да и не может
и быть, безымянных:
В первый же миг порождении каждый,
убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых
своих получает…
Так сказал Гомер. А вот откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были «сладостным даром»?
До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение: Светлана, Людмила, Красава, Любава, Милонега, Добронрава, Забава, Милуша, Всеволод, Владимир, Добромысл, Добрыня, Ярослав, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т. д. Кроме выбора, существовал и обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Каковое называлось, такое и давали новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье. Иногда имя скрывали или заменяли ложным, чтобы не испортил или не превратил в оборотня колдун. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь Лихой, Гнилозуб, Кручина, Болван, Угрюм, Любим и т. д. Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван — совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью «глаза», т. е. привлечения недоброго завистливого внимания злых сил, которые захотят завладеть красивым и здоровым малышом, а на какого-нибудь Гнилозуба не польстятся. Этот обычай очень древен, бытовал у многих народов и сохранился после принятия христианства. Чтобы запутать бесов, советовали называть ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим, и воистину остроумной находкой было окрестить ребенка Хоздазатом (перс. — дар божий), а звать благозвучным Федором (тоже «божий дар» на греч.) или привычным Иваном (от Йоханаана — божий дар — на евр.), или славянским Богданом, который в переводе не нуждается.
Называли детей и по времени и обстоятельствам появления их на свет. В старинных рукописях можно встретить имена: Зима, Дорога, Полетко, Суббота, Мороз, Подосен; называли и по профессиям: Кожемяка, Быкодер; по именам разных животных, птиц, рыб: Заяц, Линь, Сом, Гусь, Соловей, Баран, Кот (а вот Карп, оказывается, вовсе не рыба, а означает по-гречески — плод); по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин.
Для полного исчезновения этих имен понадобилось почти 6 столетий, и дольше всего сопротивлялась введению нового имянаречения северо-западная часть Руси, которая еще ряд столетий после принятия христианства оставалась языческой. Свободолюбивые новгородцы и поморы вплоть до XIVв совершали волхование и сами выбирали имена своим детям, за что выговаривали гневно в своих посланиях новгородские владыки духовенству: «А те арбуи (волхвы) младенцам их имена нарекают свойски, а вас, игуменов и священников, они к тем своим младенцам призывают после». Итак, после крещения Руси на первом этапе (X- XIII в.) Церковь установила систему двойного имянаречения — церковного и славянского (языческого) имени, первое — от Церкви, второе — от родителей. Это произошло, потому что при крещении дается имя прославленного своими деяниями в христианстве святого. Своих же святых на Руси еще существовать не могло, поскольку святые не могли быть язычниками. Значит, и не было таких русских имен, которые бы принимала Христианская Церковь. Приходилось давать чуждые, непривычно звучащие имена — греческие или еврейские. По свидетельству летописей, все русские люди, в том числе и князья, в XI-XII вв. имели по два имени: княгиня Ольга — Елена, Владимир Красное Солнышко — Василий, Ярослав Мудрый — Георгий, Владимир Мономах — Федор.
В Ипатьевской летописи 1178г. есть запись: «Родится у великого князя Всеволода четвертая дочь и нарекоша ей имя в святом крещении Пелагея, а в княжее Сбыслава». В Остромировом евангелии записано имя заказчика: » В крещении Иосиф а мирскы Остромир». Славянские имена в быту считались основными.
В XIII в. Церковь попыталась отменить право родителей на выбор имени новорожденному и установить монопольное право духовенства на присвоение имен христианских. Однако это не дало желаемых результатов и привело к тому, что в народе стал использоваться старый обычай наречения имени при первом постриге, совершаемом у славян, по народному обычаю, в пяти-семилетнем возрасте. Таким образом, по церковной записи после рождения человек именовался Василием, а по домашнему обычаю с пяти лет именовался Соботой. С XVI в. употребление языческих имен запрещалось и преследовалось духовенством. Впрочем, в повести А. К. Толстого «Князь Серебряный», действие которой происходит в XVI в., одного из героев зовут Дружиной Андреевичем Морозовым, а «антигероя» — Малютой Скуратовым (увы, слишком хорошо известное историческое лицо). А Богдана Хмельницкого мы знаем по его славянскому, а не церковному (в крещении он — Зиновий) имени.
Обычай присвоения двух имен продержался до Петра I, который усмотрел его неудобство, когда была создана регулярная армия, при ведении судопроизводства и оформлении гражданских актов.
Таким образом окончательно утвердилось иудейское, греческое и римское именословие, и многие народные имена оказались преданными забвению. Следует отметить, что у других славянских народов они сохранились, и дети носят имена Снежан, Румян, Милиц, Драгомиров, Радованов и Вуков (от Волка — когда-то популярного в России имени; известен, в частности, дьяк Волк Курицын, живший в XVI в.).
Жемчудница! Моя Нежняна!
Краснолюбица -жена,
Цветана и Краса-Прельстяна,
И Любмила и Весна!
Пофантазируем, станут ли когда-то женщины на Руси носить такие имена? У нас же встречаются еще и отдельные имена арабского, индийского, персидского и германского происхождения. Все они внесены в святцы Русской Православной Церкви (церковная книга, содержащая месяцеслов /календарь/, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым Церковью приурочено религиозное чествование каждого святого). Каждое имя обозначало что-либо на том языке, из которого оно было взято, главным образом, нечто положительное и достойное. Были, правда, имена, несущие неприятную смысловую нагрузку, например, Ардалион — замаранный, Клавдия — хромоногая, Варвара — грубая, Васса — пустыня, Фока — тюлень, а некоторые звучали весьма неблагозвучно и даже комично: Псой, Дул, Проскудня, Павсикакий, Агафонус. Представьте сейчас девушку, которую зовут, например, Епихария Мардарьевна, или молодого человека — Евпсихия Кастрикиевича, произведите от их полных имен сокращенные и ласкательные, и вообразите, каково этим несчастным приходилось бы, к примеру, в школе!
Каждое имя имеет своего покровителя, т. е. святого, чья память ежегодно отмечается Церковью в один и тот же день, который в быту называется именины. Некоторые наиболее распространенные имена имеют нескольких святых; случается, что и один и тот же святой чествовался несколько раз в году. Наиболее часто встречаются в святцах имена: Иоанн, Петр, Павел, Александр, Андрей, Михаил, Мария, Анна и Елена. Зато Ольга, Татьяна, Алла, Вера, Надежда, Любовь, Людмила и Екатерина имеют только один именинный день.
Итак, к середине XIX в. на каждые двенадцать носимых чисто русских имен приходилось не менее тысячи «импортных» — чужестранного происхождения. Сперва имя давалось по святому, чья память выпадала на день крещения. Постепенно это правило перестало соблюдаться, и имена стали выбираться по вкусу родителей. В некоторых семьях из поколения в поколение передаются одно-два имени предков, как по женской, так и мужской линии (чаще по последней). Например, дед — Сергей Михайлович, отец — Михаил Сергеевич, сын — Сергей Михайлович и т. д. В других семьях принято давать детям имена бабушек и дедушек, что всегда и было честью как для старшего члена семьи, так и для только что родившегося. Очень доброе дело объяснить ребенку, когда он подрастет, историю выбора его имени: кто в роду носил его прежде и что это был за человек.
С именами связывалось множество суеверий. Нельзя давать новорожденному имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы; можно назвать именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы, т. к. судьба передается через поколение, или просто удачливого предка.
«Узнав, что младенец назван Александром, дядя всплеснул руками.
— Великолепное имя, — сказал он — Два величайших полководца, государыня сестрица, в мире: великолепный Аннибал и Александр. И еще Александр Васильевич — Суворов. Поздравляю, сударыня сестрица! Это великолепное имя вы выбрали.
Вот еще какие особенности употребления имен на Руси отмечает В. Даль: «Имена умалительные были в большом ходу и в разном значении, например, как ласка (Сеня, Сенюшка, Сенюша, Сенютка), зывали так и князей своих, особо Галицких (Владимирко, Василько), или в знак преданности, покорности, подлый перед боярином, а этот перед князем, царем (Петрушка, Федька, Митька), а попы в сем значении писались на — «чище» (Иванчище, Степанчище); особое умалительное окончание водилось для детей незаконных: «Святослав ушел во Владимир, и с ним два сына его от наложницы: Мстиславец и Ярославец».
Если у женщины рождаются одни девочки, она дает последней свое имя, дабы следующим родился мальчик.
Чтобы до поры обмануть болезнь, приставшую к ребенку, надо временно назвать мальчика именем девочки, и наоборот. До крещения дитя можно назвать покуда каким-нибудь именем, например, Богдан. Наречь ребенка именем праведника — к добру, а именем мученика — к худу. Раскрыть имя ребенка до крещения — тяжкий грех, который может повлечь за собой смерть новорожденного.
С именем связано множество пословиц и поговорок:
Без имени ребенок — чертенок. Кабы она не выла, так и не была бы выпь. В лицо человек себя не знает, а имя свое знает. Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Слывет Нижним, да стоит на горе. Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит. Катя-Катерина — ножка голубина. Петька-Петух на яйцах протух. Сашки-канашки (от канальи), Машки — букашки, Маринушки -разинюшки. Фофан — с толокном, а Федор — с волокном.
Говорят, что имя может повлиять на судьбу человека. Для тех, кто верит в это, а также и для тех, кто хочет дать своему ребенку ангела-хранителя и возродить семейный праздник — день именин, приводим ниже список наиболее употребительных православных имен с указанием дней именин и объяснением значения каждого имени. Ближайший к вашему дню рождения день памяти святого, с чьим именем совпадает ваше, — и есть день вашего Ангела.
А что творилось в дореволюционном Санкт-Петербурге 30 сентября, когда именинницами становились все Любочки, Верочки, Наденьки и Сонечки (имена в ту пору весьма распространенные) одновременно! Весь город словно сходил с ума — ни цветов, ни тортов не достать, извозчики дерут втридорога, в магазинах — толкотня, ювелиры, парфюмеры и кондитеры ликуют! А именины Машенек и Шурочек превращались в государственные праздники, т. к. эти дни совпадали с именинами главных «Шурочки» и «Машеньки»: императрицы Александры Федоровны — и вдовствующей императрицы Марии Федоровны «тезоименитствами».
На именины родственники приходили без приглашения, непременными участниками торжества были крестный отец и крестная мать, пекся знаменитый «именинник» — так назывался именинный каравай, который в допетровские времена рассылался по утрам знакомым и служил напоминанием о празднике, а к началу нынешнего столетия превратился в торт (свечи на него не ставились).
Именослов (Новый стиль)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
ап. — апостол; блж. — блаженный (ая);
блгв. кн. — благоверный князь (княгиня);
блгв. ц. — благоверный царь. вмц. — великомученица;
вмч. — великомученик;
мц. — мученица;
мч. — мученик;
прав. — праведный (ая);
первомч. — первомученик;
прмч. — преподобномученик;
прмц. — преподобномученица;
прп. — преподобный (ая);
прор.- пророк,пророчица;
равноап. — равноапостольный (ая);
свт. — святитель; сщмч. — священномученик.
МУЖСКИЕ ИМЕНА
Аввакум — прор.: 15 дек.; мч.: 19 июля — любовь божия (евр.).
Авраамий (Авраам, Аврам, Абрам) — свт.: 27 февр.; мч.: 14 апр.; прп.: 17 февр., 5 июня — великий отец народов, (евр.).
Августин — блж.: 28 июня.
Август (рус.) — величавый, священный (в русских святцах имени Август нет. Слово «августейший» означает «Царственный»).
Авдий — прор.: 2 дек.; мч.: 18 сент. — слуга Господень (евр.).
Авенир — прп.: 2 дек. (значение и происхождение неясны).
Аверкии — свт.: 4 ноября; мч.: 8 июня — удерживающий, удаляющий (лат.).
Авксентий — мч.: 26 дек.; прп.: 27 февр., 1 июня, 25 июня — приумножение (греч.).
Автоном — сщмч.: 25 сент. — самостоятельный (греч.).
Агапий — мч.: б февр., 28 марта, 1 сент., 3 сент., 3 окт., 16 ноября -любовь (греч.).
Агафон — свт.: 5 марта; прп.: 5 и 15 марта, 10 сент. — добрый, благой, благородный (греч.).
Аггей — прор.: 29 дек. — праздничный (евр.).
Адам — прп.: 27 янв. — человек, вылепленный из земли. Первоначально и буквально — красная земля, краснозем (евр.).
Адриан — прмч.: 19 марта, 5 июня, 2декабря; мч.: 16февр., 30 апр., 8 сент.; прп.: 8 сент. — житель Адрии (ант.).
Азарий — прор.: 16 февр.; прав.: 30 дек. — Божья помощь (евр.).
Акакий — свт.: 30 апр., 28 сент.; сщмч.: 1 июня; мч.: 22 марта, 20 мая, 10 авг.; прмч.: 14 мая; прп.: 12 дек., 20 июля — невинный, беззлобный (греч.).
Аким — русская форма от имени Иоаким.
Алексий, Алексей — свт.: 25 февр., 2 июня, 6 июля, 18 окт.; мч.: 22 авг.; прп.: 30 марта, 7 мая, 11 окт.; блгв. кн.: 6 дек. — защитник (греч.).
Акиндин, Акундин — мч.: 1 мая, 5 сент., 15 ноября — безопасный (греч.) Алим — мч.: 14 авг. (знач. неустан.).
Амвросий — свт.: 20 дек.; прп.: 23 окт. — бессмертный, божественный (греч.).
Амос — прор.: 28 июня — крепость (евр.).
Ананий, Анания — ап.: 17 янв., 14 окт.; мч.: 11 февр., 30 апр., 14 дек.; прав.: 30 дек. — благодать Божия, дарованный Богом (евр.).
Анатолий — свт.: 16 июля; мч.: 6 мая, 3 дек.; прп.: 16 июля, 10 сент., 11 окт. — восточный (греч.).
Андроник-ап.: 17 янв., 30 мая, 12 авг.; мч.: 25 окт.; прп.: 26 июня, 22 окт. — победитель мужей (греч.).
Анфим — сщмч.: 16 сент.; бессребр.: 30 окт. — цветущий (греч.).
Аполлинарий — сщмч.: 5 авг. — посвященный Аполлону (греч.).
Аполлон — мч.: 18 июня — погубитель. Имя бога солнца Аполло у греков означало: солнце палящее, сжигающее (греч.).
Ардалион — мч.: 27 апр. — сосуд для окропления (греч.) Арий — мч.: 18 июня — лев (евр.).
Аристарх — ап.: 17 янв., 28 апр., 10 окт. — лучший начальник, глава лучших (греч.).
Аркадий — прп.: 8 февр., 19 марта, 6 июля, 27 авг., 26 дек. — житель Аркадии, центральной области древней Греции (греч.).
Артемий — вмч.: 2 нояб.; прав.: 6 дек., 2 нояб. — здоровый (греч.).
Архип(п) — ап.: 17 янв., 3 марта, 5 дек.; прп.: 19 сент. — начальник конницы, хозяин лошадей (греч.).
Афанасий — свт.: 31 янв., 15 мая, 6 нояб.; сщмч.: 4 сент.;
Афиноген — сщмч.: 29 июля — рожденный богиней Афиной (греч.) Африкан — мч.: 26 марта, 23 апр., 10 ноября — африканский.
Богдан — см. Феодот.
Борис — равноап.: 15 мая; блгв. кн.: 15 мая, 6 авг. — боец, борец; возможно, сокр. из Борислав, как древнее Борим из Боримир(слав.).
Вавила — сщмч.: 17 сент.; мч.: б февр., 17 сент. — смешение (сир., евр.).
Вадим — прмч.: 22 апр. — смутьян, спорщик. Отдр.русского глагола «вадити» — сеять смуту, споры. В святцах значение не указывается.
Валентин — сщмч.: 12 авг.; мч.: 7 мая, 19 июля — здоровый, сильный (лат.).
Валериан — мч.: 3 февр., 14 июня, 26 сент., 5 декабря — от той же основы, что и Валентин. По др. версии — из г. Валерии (лат.)
Валерий — мч.: 22 марта, 20 ноября — бодрый, крепкий, здоровый (см. Валериан).
Варлаам — мч.: 2 дек.; прп.: 2 июля, 11 окт., 19 нояб., 2 дек., в 1-ю пятницу Петрова поста. — сын Божий (халд.)
Варнава-ап.: 17 янв.,24 июня; прп.: 24 июня-сын утешения (евр.).
Варфоломей (Нафаиаил) — ап.: 5 мая, 24 июня, 13 июля, 7 сент. — сын вспаханной земли, сын полей; сын Толомея (евр.).
Венедикт — прп.: 27 марта — благословенный (лат.) То же, что Бенедикт.
Вивиан — мч.: 22 марта — живущий (лат.).
Викентий — мч.: 24 нояб. — побеждающий (лат.).
Виктор — мч.: 13 февр., 23 марта, 2 и 28 апр., 1 мая, 29 сент., 24 нояб. — победитель (лат).
Викторин — мч.: 13 февр., 23 марта, 31 дек. — победительный (лат.).
Виссарион — прп.: 19 июня — лесной (греч).
Виталий — мч.: 7 февр., 11 мая; прп.: 5 мая — жизненный (лат.).
Владимир — сщмч.: 7 февр.; равноап.: 28 июля; блгв. кн.: 4 июня, 6 июля, 17 окт. — владеющий миром (слав.).
Владислав — св.: 7 окт. — славный, владеющий славой (слав.).
Власий (Влас) — сщмч.: 24 февр.; мч.: 16 февр. — простой, грубоватый (слав.).
Вонифатий — свт.: 1 янв.; мч.: 1 янв. — благотворец (лат.).
Вукол — свт.: 21 февр. — пастух (греч.).
Вячеслав — блгв. кн.: 17 марта, 11 окт. — более славный, всеславный (слав.).
Галактион — мч.: 5 июлч, 18 нояб.; прмч.: 7 окт. — молочный (греч.).
Гелий (см. Еллий)
Геннадий — свт.: 13 сент.; прп.: 5 и 22 февр., 5 июня — благородный, родовитый (греч.).
Герасим — свт.: 6 и 11 февр.; прп.: 17 марта — почтеный (греч.).
Герман — свт.: 25 мая, 6 июля, 8 окт., 19 нояб.; мч.: 20 июля, 26 нояб.; прп.: 11 июля, 9 и 12 авг., 24 сент. — родной, единоутробный (лат.).
Глеб — блгв. кн.: 15 мая, 3 и 6 июля, 6 авг., 12 сент. (слав.). Знач. не устан. Срав. слово «глыба» и народа, «глоба» — жердь. В лат. яз. gleba — глыба.
Гордиан — мч.: 26 сент. — из г. Гордия.
Гордий — мч.: 16 янв. — из г. Гордия.
Гурий — свт.: 3 июля, 17 окт., 18 дек.; мч.: 14 авг., 28 нояб. — львенок (евр.).
Далмат — прп.: 16 авг. — из г. Далматии.
Дамиан-бесср.: 14 июля, 30 окт., 14 нояб.; прп.: 8 марта, 11 и 18окт.
Диодор — мч.: 13 и 16 февр., 23 марта, 1 апр., 12 мая, 19 июля, 24 сент.; прп.: 3 дек. — Божий дар (греч.).
Диомид — мч.: 16 июля, 29 авг. — Совет Божий. По воле Диона (т. е. главы греч. богов, Зевса) властвующий. Русск. форма — Демид.
Юсент., 16 окт. — посвященный Дионису, Вакху, богу вина и виноделия (греч.). Русск. форма — Денис.
Донат — свт.: 13 мая — подаренный (лат.).
Дорофеи — сщмч.: 18 июня; мч.: 16 сент., 20 нояб., 10 янв.; прп.: 18 июня, 29 сент. -дар Божий (греч.).
Евгений — сщмч.: 20 марта; мч.: 3 февр., 20 нояб., 26дек.; прп.: 25 февр., 4 марта — благородный, благодатный (греч.).
Евграф — мч.: 23 дек. — благописанный, хорошо нарисованный, «писанный красавец» (греч.).
Евдоким — прав.: 13 авг. — славный, хорошо прославленный (греч.).
Евлампий — мч.: 18 марта, 16 июля, 23 окт. — благосветлый, прекрасно светящийся (греч.).
Евсевий — сщмч.: 5 июля; мч.: 2 февр., 7 и 8 мая, 4 и 17 окт.; прп.: Евсей 27 янв., 28 февр. — благочестивый (греч.).
Евсигний (Евстигней) — мч.: 18 авг. — благознаменный, благой (греч.).
Евстратий — мч.: 26 дек; прп.: 22 янв.; прмч.: 10 апр., 11 окт. — добрый воин (греч.).
Евтихий — свт.: 19 апр.; сщмч. 10 июня, б сент.; мч.: 2 февр., 22 марта, 4 мая, 20 нояб; прп.: 5 сент. — счастливый (греч.).
Елеазар (Елизар) — мч.: 14 авг.; прп.: 26 янв. — Божия помощь (евр.).
Елисей — прор.: 27 июня; прп.: 19 и 27 июня, 6 нояб. — коего спасение Бог, Бог спас, спасение (евр.).
Епифаний (Епифан) — свт.: 25 мая; мч.: 20 нояб. — явление (греч.).
Ераст (Эраст) — ап.:17 янв., 23 нояб. — любящий (греч.).
Ермий — ап.: 17 янв.; мч.: 13 мая, 19 июля — Гермес, вестник (греч.).
Ермил — мч.: 26 янв. — обитающий в Гермесовой роще (при храме) (греч.).
Ермолай — сщмч.: 8 авг. — вестник народу. Народ Гермеса, Меркурия (греч.).
Ефрем — свт.: 10 февр., 21 и 28 июня, 12 сент., 11 окт.; сщмч.: 20 марта; прп.: 10 февр., 29 мая, 24 июня, 9 окт. — плодовитый (евр.)
Захария (Захар) — прор.: 21 февр.; прп.: 6 апр., 10 сент., 18 дек.; прав.: 18 сент. — память Господня, Бог вспомнил (евр.).
Зиновий — сщмч.: 12 нояб. — богоугодно живущий (греч.).
Зоил — прав.: 16 марта — любящий животных (греч.).
Зосима — свт.: 12 апр., 17 июня; мч.: 28 апр., 2 июля, 2 и 11 окт.; прмч.: 17 янв.; прп.: 17 и 30 апр., 21 июня, 6 июля, 21 авг., 20 нояб. — жизненный (греч.).
Иаков — ап.: 17 янв., 13 мая, 13 июля, 22 окт., 5 нояб.;
Изяслав — блгв. кн.: 6 июля.
Иларион (Илларион) — свт.: 6 июля, 3 нояб.; сщмч.: 31 авг.;мч.: 20 нояб.; прп.: 10 апр., 19 июня, 10 сент., 3 нояб., 2 дек. — тихий, радостный.
Илия (русс. Илья) — прор.: 2 авг.; мч.: 1 марта, 26, 30 сент., 1 янв.; прп.: 21,27 янв., 6 июля; 11 окт., 1 янв. — крепость Господня (евр.).
Иннокентий — свт.: 22 февр., 13 апр., 6 окт., 9 дек.; мч.: 18 июля; прп.: 1 апр. — невинный, безвредный (лат.).
Ипполит — сщмч.: 12 февр.; мч.: 26 авг. — распрягающий коней. По одной из легенд, толкуется, как «растерзанный конями» (греч.).
Ираклий — мч.: 22 марта, 31 мая, 4 нояб. — от Геракла (греч.).
Исаак — мч.: 31 мая, 29 сент.; прп.: 27 сент., 10 февр., 25 апр. — смех (евр.).
Исидор (Русск. Сидор) — сщмч.: 21 янв.; мч.: 27 мая, 19 июля; прп.: 17 февр., 20 мая; блж.: 27 мая, 5 июня — дар богини Изиды (греч.).
Исмаил (Измаил) — мч.: 17 июня — слышит Бог (вероятно — о детях, как бы «выпрошенных у бога») (евр.).
Каллиник (Калина) — свт.: 5 сент.; мч. 6 июня, 11 авг., 20 нояб., 27 дек. -добрый, победитель, триумфатор (греч.)
Каллистрат — мч.: 10 окт. — добрый воин (греч.).
Капитон — сщмч.: 20 марта; мч.: 25 авг. — упрямый (лат.).
Карп -ап.:17 янв., 13 июня; мч.: 26 окт.; прав. 6 июля- плод (греч.).
Климент (Климентий) — ап.: 17 янв., 5 мая, 23 сент.; равноап.: 9 авг.; сщмч.: 4 февр., 8 дек.; прп.: 17 мая — милостивый (лат.).
Кондрат — мч.: 28 апр. — отважный (герм.).
Корнилий (Корней, Корнил) — сщмч.: 5 марта, 26 сент.; прп.: 1 июня, б июля, 4 авг. — сильный (лат.)
Косма (Кузьма) — свт.: 1 мая, 25 окт.; бесср.: 14 июля, 30 окт., 14нояб.; прп.: 3 марта, 6 июля, 11, 16 авг.-украшение (греч.).
Лавр — мч.: 31 авг. — лавр (лат.).
Лаврентий-свт.: 11 февр., 19июня, 11 окт.; мч.:23авг.; прп.: 2 февр., 29 мая, 10 сент.; архид.: 23 авг.; блж.: 23 авг. — лавровый, венчающий лаврами (лат.).
Лазарь — свт;: 30 окт.; прп.: 21 марта, 30 июля, 20, 30 нояб.; блгв. кн.: 28 июня — Бог помощник, Божия помощь (евр.).
Лев — свт.: 3, 5 марта — лев (русск.); само название животного через нем. «леве», лат. «лео» восходит к древне-егип. «лябу» — лев.
Леонид — мч.: 23 марта, 29 апр., 18 июня, 21 авг.; прп.: 30 июля — подобен льву, потомок льва (греч.).
Леонтий — свт.: 27 марта, 5 апр.; сщмч.: 4 февр.; мч.: 22 марта, 7 мая, 1,23 июля, 14, 22 авг., 26 сент., 30 окт.; прп.: 1 июля, 10 сент. — львиный (греч.).
Лука — ап.: 17 янв., 5 мая, 31 окт.; мч.: 11 февр., 12 авг.; прп.: 20 февр., 20 сент., 11 окт., 19 нояб., 24 дек. — светлый (лат.), из Лукании.
Лукиан (Лукьян) — сщмч.: 16 июня, 10 сент., 28 окт.; мч.: 28 апр., 19, 20 июля, 26 сент.; прмч.: 28 окт.; прп.: 6 июля — светлый (лат.).
Максимилиан — мч.: 4 мая, 17 авг., 5 нояб. — потомок величайшего (лат.).
Мануил — мч: 4 февр, 9 апр., 30 июня — определение
Божие(евр.).
Маркел — сщмч.: 22 февр., 20 июня, 27 авг.; мч.: 14 марта, 14 авг., 28 нояб.; прп.: 11 янв. — воинственый (лат.).
Мартин (Мартын) — свт.: 27 апр., 25 окт.; прп.: 19 июня, 10 июля — воинственный, принадлежащий или посвященный Богу войны Марсу (лат.).
Матфей (Матвей) — ап.: 13 июля, 29 нояб.; прп.: 11, 18 окт. — Божий дар (греч.).
Мелетий (Мелентий) — свт.: 25 февр., 4 окт.; мч.: 6 июня — пекущийся, заботливый (греч.).
Мефодий — равноап.: 19 апр., 24 мая; свт.: 27 июня; сщмч.: 3 июля; прп.: 17, 27 июня — упорядоченный (греч.).
Мирон — свт.: 21 авг.; мч.: 30 авг. — миро (греч.).
Митрофан — свт.: 17 июня, 6 июля, 20 авг., 6 дек. — матерью явленный, слава матери, имеющий славную мать (греч.).
Михей — прор.: 18 янв., 27 авг.; прп.: 19 мая — кто подобен богу (евр.).
Модест — свт.: 31 дек.; мч.: 29 мая, 28 июня — скромный (лат.).
Моисей — прор.: 17 сент.; свт.: 7 февр.; прп.: 27 янв., 7 марта, 8, 10 авг., 10 сент., 11 окт. — отводы взятый (егип.).
Мокий — сщмч.: 24 мая; мч.: 11 февр., 16 июля — насмешник, осмеивающий (греч.).
Мстислав — блгв. кн.: 27 июня, б июля — славный мститель (слав.).
Назарий (Назар) — мч.: 27 окт. — посвященный Богу (евр.).
Наум — прор.: 14дек.; равноап.: 9 авг. — утешение (евр.).
Нестор — сщмч.: 13 марта; мч.: 14 марта, 9 ноября; прп.: 10 сент., 11 окт., 10, 12 ноября — возвратившийся домой, вернувшийся на родину (греч.).
Никандр — сщмч.: 17 нояб.; мч.: 28 марта, 18 июня, 20 ноября; прп.: 7 окт., 17 нояб. — победоносный муж, муж победы, видящий победы (греч.).
Никанор-ап.: 17янв., Юавг., 10 янв. — видящий победы (греч.).
Никита — свт.: 13 февр., 2 апр., 13 мая, 10 июня; мч.: 28 сент.; прп.: 16 апр., 17, 27 мая, 5, б июня, 6 июля, 26 окт.; прав.: 22 сент. — победитель (греч.).
Никифор — свт.: 26 марта, 15 июня; мч.: 13, 22 февр., 23 марта, 26 нояб.; прп.: 22 февр., 2, 17 мая — победоносец (греч.)
Никодим — прав.: 15 авг.; свт.: 24 мая, 12 сент.; прп.: 14, 16 июля, 11 окт., 13 нояб., 26 дек. — побеждающий народ (греч.).
Николай — свт.: 16 февр., 22 мая, 19 дек.; мч.: 22 марта; прп.: 17 февр., 6 янв.; блж.: 13 марта, 9 авг. — побеждающий народ (греч.).
Никон — мч.: 11 окт., 20 нояб.; прмч.: 5 апр.; пр
Обряды и таинства. 2012
Рождение ребенка – одно из наиболее значительных событий в жизни семьи. Вместе с радостью появления на свет нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ребенком и его воспитанием. В Исламе четко оговорены положения, регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка. Этих положений следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под благотворным воздействием исламской традиции.
Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства между людьми, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого к радостному и счастливому событию.
ЧТЕНИЕ АЗАНА И ИКАМАТА.
Согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сразу (или через некоторое время) после рождения ребенка в его правое ухо следует прочесть азан, а в левое – можно прочитать икамат.
Аль-Байхакы передал хадис: «Джинн Уммус-сибъян не нанесет вреда новорожденному, если отец прочтет в правое ухо ребенка азан, а в левое – икамат” (хадис от аль-Хасана ибн ‘Али).
Хадис от Ибн ‘Аббаса: «Пророк в день рождения аль-Хасана ибн ‘Али (сына ‘Али, внука Пророка) прочел азан в его ухо, а икамат – в левое”.
Слова азана:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
(Аллах превыше всего).
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ اللَّهُ
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с одним Единственном Богом – Всевышним Аллахом).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسوُلُ اللَّهِ
(Я свидетельствую, что Мухаммад–Посланник Аллаха).
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
(Спешите на молитву).
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)حَيَّ عَلىَ الْفَلاَحِ
(Спешите к спасению).
Аллааху акбарул-лааху акбарالله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Ляя иляяхэ илля ллаахلاَ إلَهَ إلاَّ الله
(Нет бога, кроме Аллаха).
Слова икамата:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ляя иляяхэ илля ллаах.
Данное условие очень важно, ибо Божественные и священные слова должны быть первыми, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Всевышнего Творца, содержат основную формулу Единобожия, признание которой делает человека мусульманином. Начиная с этого момента, слова азана и икамата должны сопровождать ребенка на протяжении всей последующей жизни, помогая ему и освещая его путь.
Эти сакральные формулы являются также формулами исламского экзорсизма: согласно мусульманской традиции, звуками азана изгоняется Сатана, с нетерпением ожидающий появления на свет каждого нового человека, чтобы отрицательно воздействовать на него.
Призыв к Всевышнему Господу, Его пречистой религии – Исламу – должен предшествовать зову проклятого и изгнанного Сатаны, который ежесекундно прилагает колоссальные усилия для пополнения легиона покорившихся ему людей.
Слова Единобожия и покорности Творцу всего сущего должны сопровождать человека в жизни уже с первых глотков воздуха на этой земле.
Рекомендуется также проговаривание в правое ухо ребенка слов молитвы, произнесенной матерью Марии (будущей матери пророка Иисуса) при ее рождении:
«Иннии у‘иизухээ бикя ва зуррийятахээ минаш-шайтаанир-раджиим” (Св. Коран, 3:36).
Перевод:
«Воистину, с помощью Тебя я удаляю ее и ее потомство от проклятого Сатаны”.
Известно также, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) проговорил в правое ухо одного новорожденного младенца суру «аль-Ихляс” (св. х. Ибн Разина).
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ.
В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца.
От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: » каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного . Животное закалывается на седьмой день . В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис «сахих”). Из хадиса ясно, что имя может даваться на седьмой день с момента рождения младенца.
Однако есть другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребенка. Анас говорил: «Посланник Аллаха сказал: «Ночью у меня родился сын, я назвал его именем праотца своего – Ибрахимом” (св. х. имама Муслима).
Из вышеупомянутых хадисов следует, что имянаречение не имеет строго определенного срока: оно возможно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день, а также после рождения.
Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного.
Абу Дауд передает от Абу ад-Дарда’: «Посланник Господа сказал: «Поистине, в День Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!”
От Ибн ‘Умара передают следующие слова: «Пророк сказал: «Поистине, самые любимые имена пред Господом – ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдурахман (раб Милостивого)” (св. х. имама Муслима).
Следует отметить, что к предпочтительным относятся все те имена, в которых присутствует слово «‘абд” (раб) в сочетании с одним из имен Всевышнего: например, ‘Абдур-Раззак (раб Дающего пропитание), ‘Абдуль-Малик (раб Владыки).
В одном из хадисов оговаривается предпочтительность наречения детей именами пророков и ангелов. Имя последнего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) особенно почитаемо. Пророк Мухаммад говорил:
– «Нарекайте детей своих именами пророков”;
– «Нарекайте моим именем, но не давайте моего прозвища” (хадис передан Абу Ну‘аймом). Имам Малик говорил: «Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделен особым уделом”.
Важно помнить, что человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться и о том, чтобы ему не дали имени, задевающего его достоинство и которое может оказаться поводом для насмехательств. Ат-Тирмизи от ‘Аишы (да будет доволен ею Господь) передает рассказ о том, что Пророк изменял неблагозвучные имена. От Ибн ‘Умара передают, что дочь ‘Умара звали ‘Асия (непокорная, непослушная), а Пророк назвал ее Джамиля (красивая).
Запрещено давать имена, присущие только Всевышнему Творцу, например, Ахад (Единственный), Халик (Творец) и т.д. Последний посланник Творца сказал: «В Судный День сильнее всего вызовет гнев Всевышнего тот человек, который назван именем Маликуль-Амляк (владыка всех владений). Нет Владыки, кроме Всевышнего Господа”.
Давать более одного имени возможно, но лучше, как делал это пророк Мухаммад, ограничиться одним.
Кстати, следует отличать понятие «мусульманское имя” от понятия «арабские имена”. Мусульманское имя – это любое имя на любом языке, имеющее положительное значение. Нет в Исламе условия, чтобы у мусульманина или мусульманки было обязательно арабское имя.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО СЛУЧАЮ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА.
В знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминалось в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности не было, то – в любой другой день.
От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: » каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного . Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис достоверен, «сахих”).
Большая часть ученых исламского права считают, что принесение в жертву животного по случаю рождения ребенка является для его отца желательной сунной (мустахаб), но не является обязательным (ваджиб).
Разрешается приносить в жертву животное, по своим характеристикам соответствующее тому, что приносится в жертву на праздник Курбан-байрам
Фатима – дочь пророка Мухаммада.
Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 144, 145.
Имеется в виду джинн женского пола. Дословно «мать детей”.
О последних двух хадисах имам аль-Байхакы сказал: «В цепи передававших эти хадисы есть некоторая недостоверность”. Первый хадис, в котором оговаривается только чтение азана, явно достоверен («хасан”, «сахих”). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2750. В то же время практическое использование хадисов об икамате возможно, что подтверждено действиями ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, считающегося пятым праведным халифом. См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 146.
Экзорсизм – изгнание злых духов.
См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2752, 2753.
См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадис № 2131.
В арабском языке имени Мухаммад родственны имена Ахмад, Махмуд, Хамид, т.к. они имеют единый трехбуквенный корень «хамидэ” ( حَمِدَ ). Имя Мустафа (избранный) также является одним из почетных имен Пророка.
Имеется в виду прозвище Абуль-Касым (т.е. «отец Касыма”), данное Пророку после рождения сына Касыма.
См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2752.
Чин наречения имени
Как происходит наречение имени? Как и любое чинопоследование, это записано в Требнике. Заглянем в него, чтобы сориентироваться в происходящем, когда дитя окажется в храме. Ибо глупо, согласитесь, стоять столбом, ничего не понимая, но лишь со скукой ожидая, когда же «это» закончится.
Чин наречения имени состоит из начального возгласа иерея: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков». Затем читаются так называемые предначинательные молитвы, которыми начинают любое, даже самое краткое богослужение: от Трисвятого («Святый Божий, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас» до «Отче наш». Поется тропарь дня (то есть краткая молитва сегодняшнему святому, празднику или иконе) или храмового святого.
И наконец, иерей знаменует младенцу чело, уста, перси и читает молитву, знаменая младенца крестным знамением и нарекая ему имя. Затем иерей берет на руки младенца и, творя им крест перед образом Пресвятой Богородицы, поет тропарь Сретения Господня: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево». После этого произносит отпуст с упоминанием имени святого, коего дано младенцу имя.
Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении
Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Требнике в этом месте стоит пометка: «Молитвы читает только священник». Сие, ясно дело, не означает, что, ежели мирянин прочитает данные слова, на него рухнет потолок или на месте поразит молния. Имеется в виду, что таинственное, освящающее действие молитвы, сведение на дитя Духа Святаго происходит при осуществлении чинопоследования рукоположенным иереем. То есть быстренько прочитать молитву дома, силами собравшихся родных и друзей, не означает наречь дитяти имя по-церковному.
С черного хода в рай не пущают.
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности)
Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос,
Чин наречения имени Как происходит наречение имени? Как и любое чинопоследование, это записано в Требнике. Заглянем в него, чтобы сориентироваться в происходящем, когда дитя окажется в храме. Ибо глупо, согласитесь, стоять столбом, ничего не понимая, но лишь со скукой
Без имени N-ск
Без имени N-ск Я встречалась с парнем, которого в будущем видела своим мужем. И вдруг он заявил, что уезжает надолго, а может, навсегда в Крым, к отцу. Новость была шокирующей, но в уме я себя успокаивала, что эта поездка в гости.Дома обстановка была очень тяжелая, из-за того,
Без имени X-ск
Без имени X-ск Я занималась самой настоящей магией. Мне, казалось, что маги действительно что-то могут. На моих глазах они просто, ради развлечения и тренировки, насылали болезни, а кого-то своими мистическими средствами заставляли подчиняться своей воле.Общепринятым
Философия имени
Философия имени Вспомним, как завораживает нас родословие Иисуса Христа с первых же строк Евангелия от Матфея. Вспомним, как начинаются молитвы наши: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!» И это неудивительно, ведь имя — мистический образ личности! Более того, наше отчество
Философия имени Вспомним, как завораживает нас родословие Иисуса Христа с первых же строк Евангелия от Матфея. Вспомним, как начинаются молитвы наши: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» И это неудивительно, ведь имя – мистический образ личности! Более того, наше отчество
Наречение имени
Наречение имени О.В. Человек не может жить без имени. Если ребенок рождается в день какого–то святого, то родители часто воспринимают это не как случайность, а как знак свыше. Если они реально это переживают, то они могут выбрать этого святого небесным покровителем своего
Об Имени Божием
Об Имени Божием СТАРЕЦ чаще всего именовал Бога именем — Господь. Иногда под этим именем он разумел Святую Троицу, иногда Бога-Отца, иногда Бога-Сына, и очень редко Духа Святого, Имя Которого он призывал весьма часто, и там, где, казалось бы, возможно было употребить
Об Имени Божием СТАРЕЦ чаще всего именовал Бога именем — Господь. Иногда под этим именем он разумел Святую Троицу, иногда Бога-Отца, иногда Бога-Сына, и очень редко Духа Святого, Имя Которого он призывал весьма часто, и там, где, казалось бы, возможно было употребить
Глава 171: Без имени
Глава 171: Без имени 215 (333). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Маймуны, да будет доволен ею Аллах, что, когда у неё были месячные, она не молилась, а сидела рядом с тем местом, где совершал молитвы пророк, да благословит его Аллах и
Глава 211: Без имени
Глава 211: Без имени 268 (435, 436). Передают со слов ‘Аиши и ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что перед самой своей смертью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал накидывать на лицо покрывало, а когда ему стало (трудно дышать), он убрал
Глава 228: Без имени
Глава 228: Без имени 285 (465). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) два человека из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вышли от него тёмной ночью, перед ними (зажглось) нечто двух светильников, освещавших (им
Глава 274: Без имени
Глава 274: Без имени 347 (600). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы присутствуете на молитве и тогда, когда ожидаете её
Глава 275: Без имени
Глава 275: Без имени 348 (601). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, уже) в конце своей жизни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами вечернюю молитву, произнёс слова таслима, а потом встал и сказал: «Понимаете
Глава 326: Без имени
Глава 326: Без имени 406 (745). Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время солнечного затмения, он (сначала) встал и долго стоял, потом склонился в поясном поклоне и долго не