Общение с инвалидами

Любой человек может найти десятки различных способов помочь людям с ограниченными возможностями здоровья, если у него есть такое желание. При этом далеко не всегда для этого требуются какие-то материальные затраты. Вы удивитесь, когда узнаете, насколько простых вещей подчас жизненно не хватает этим людям. Помощь может принимать самые разные формы.

Какие именно? Читайте в нашем материале:

Волонтерство

Если у вас есть свободное время и крепкие нервы, вы всегда можете помочь в качестве волонтера, т.е. добровольно и бесплатно. По большому счету, волонтерство не сильно отличается от финансовой помощи, ибо, как нам известно из марксистской политической экономии, деньги есть ни что иное, как овеществленный труд. Возможно, это прозвучит несколько цинично, но с точки зрения конечного результата, для человека с ограниченными возможностями здоровья нет большой разницы, сами вы ему помогаете или платите кому-то, чтобы он сделал это вместо вас. А вот для вас разница может быть очень существенной. Дело в том, что волонтерство очень здорово вправляет на место мозги. Увидев, с какими проблемами ежедневно сталкиваются эти люди, вы очень быстро поймете, чего стоят ваши собственные жизненные трудности и что действительно важно в этой жизни. Фактически, это бесплатная духовная практика. Возможно, вы впервые в жизни задумаетесь о том, как легко вам достать шарф с верхней полки шкафа или преодолеть расстояние от дома до работы.

Помощь с трудоустройством

Очевидно, что в очень многих отраслях человек с ограниченными физическими возможностями проиграет конкуренцию за рабочее место человеку без таковых ограничений. Однако, так же очевидно, что в современном мире существует огромное количество специальностей, которые не предъявляют каких-либо требований к физическому состоянию работника. Фактически, благодаря современным информационным и иным технологиям, в каждой компании сегодня есть определенный фронт работ, который безо всякой потери качества может быть выполнен удаленно. Более того, согласно действующему законодательству, компаниям, которые привлекают на работу людей с инвалидностью, гарантирован ряд налоговых льгот.

Из этого следует очень простой вывод. Если вы являетесь владельцем какого-либо предприятия или просто в рамках своей деятельности имеете право и возможность нанимать сотрудников, постарайтесь найти хотя бы 1-2 рабочих места для людей с ограниченными физическими возможностями.

Юридическая помощь

Согласно действующему законодательству, люди с инвалидностью имеют право на получение различных льгот и пособий. Для этого нужно подготовить определенные документы и потратить немало времени. Далеко не каждый человек с инвалидностью достаточно юридически подкован для того, чтобы отстоять свои законные права.

Если у вас есть столь полезные в наши дни знания, вы можете делать очень нужное и важное для общества дело – оказывать юридическую помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Особенно если к этому умению прилагается соответствующее образование.

Материальная помощь

Как несложно догадаться, самое простое, что может сделать здоровый человек для человека с инвалидностью – это оказать посильную материальную помощь. Финансовое благополучие людей с ограниченными возможностями, как правило, оставляет желать лучшего. Сложности с трудоустройством, а также необходимость в дорогостоящем лечении и реабилитации пробьют брешь в любом семейном бюджете. Что уж говорить об одиноких людях, да еще и с инвалидностью, которым некому помочь кроме государства и благотворительных организаций.

Материальная помощь – это не обязательно деньги. Очень может быть, что прямо сейчас кто-то нуждается в вещах, которые без толку пылятся у вас в кладовке. Чаще всего люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают необходимость в следующих вещах:

· Реабилитационная техника (коляски, костыли, ходунки и т.д.)
· Лекарства, шприцы, капельницы и т.д.
· Памперсы для детей и взрослых;
· Постельное белье;
· Продукты питания;
· Одежда и обувь.

К сожалению, на теме благотворительности сегодня нагревает руки огромное количество мошенников, поэтому помощь лучше всего оказывать либо через благотворительные фонды, либо напрямую – из рук в руки. Абсолютно точно не следует доверять слезливым историям в социальных сетях, на форумах и своем почтовом ящике – в 99% случаях это обман. Заслуживающий доверия список благотворительных фондов можно найти, например, на сайте blago.ru.

Моральная поддержка

Важно помнить, что помимо физических проблем и ограничений, инвалидность – это еще и огромный эмоциональный стресс для любого человека. Людям с ограниченными возможностями более чем кому-либо нужна психологическая помощь и моральная поддержка. Хорошо, когда рядом с человеком есть близкие люди, готовые помочь и поддержать его в трудную минуту. А если их нет? Материальная помощь – это хорошо, но она не может заменить тепла человеческого общения и сочувствия. Мы понимаем, что современная жизнь – это бег с препятствиями, в котором времени критически ни на что не хватает. Но все же постарайтесь выделить в своем графике хотя бы пару часов в неделю для того, чтобы просто поговорить с человеком, который столкнулся с тяжелой проблемой. Поверьте, это очень важно.

Помощь детям-инвалидам

Дети-инвалиды – это отдельная история и отдельная боль. Если попытаться абстрагироваться от самого факта существования огромного количества детей, страдающих тяжелыми заболеваниями и понятных эмоций, которые с этим связаны, на первый план выходит мысль о том, что им помощь нужна больше, чем кому бы то ни было. Просто потому, что помощь им нужна абсолютно во всем, начиная от обеспечения едой, одеждой, лекарствами, средствами реабилитации и заканчивая простейшими для здорового человека действиями – покушать, сходить в туалет и т.д.

Хорошо, если у ребенка-инвалида есть любящая семья, которая готова пройти вместе с ним все сложности и невзгоды. Таким семьям можно и нужно помогать, но в основном материально – деньгами, лекарствами, средствами реабилитации, одеждой и т.д. Самое главное – любящая семья – у такого ребенка есть. Но ведь нередки ситуации, когда родители отказываются от ребенка, едва узнав о его тяжком недуге. В таких случаях подставлять плечо приходится государству и неравнодушным людям – таким, как мы с вами.

Несмотря на то, что государство уделяет большое внимание детям-инвалидам (успешно реализуются федеральные программы «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов»), объем финансовой и натуральной помощи на сегодняшний день недостаточен. Как семьи, воспитывающие детей-инвалидов, так и специализированные медицинские учреждения все еще испытывают нужду в медикаментах, средствах реабилитации, волонтерской помощи т.д. Оптимальный вариант для рядового гражданина – обратиться в благотворительный фонд или волонтерскую организацию соответствующей направленности. Благо, сегодня такие организации есть практически в каждом городе.

Фонды, с которыми можно работать:

  • Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни»)
    www.advita.ru
  • Благотворительный фонд «Алёша»
    https://aleshafond.ru/
  • Благотворительный фонд «Подари жизнь»
    https://podari-zhizn.ru/main/
  • Центр «Антон тут рядом»
    https://antontuthelp.ru/
  • Региональное общественное благотворительное движение «Большая медведица»
    http://www.greatbear.ru/
  • Санкт-Петербургская Региональная организация Всероссийского общества слепых
    http://www.spbvos.ru
  • Санкт-Петербургская Региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»
    http://spbvog.ru
  • Санкт-Петербургская городская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»
    http://voi.spb.ru
  • Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей
    детей-инвалидов «ГАООРДИ»
    http://gaoordi.ru
  • Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК»
    centrtruda.com
  • Региональный общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр»
    http://www.fond-kedr.ru/
  • Санкт-Петербургская общественная организация инвалидов «Профессия»
    http://www.inva.spb.su
  • Санкт-Петербургская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ»
    http://oooiva-piter.ru/
  • Фонд «Выход в Петербурге»
    https://outfundspb.ru/wp/

Статья подготовлена на основе материалов Комитета по социальной политике, Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, информационного портала Invalirus/

Дружелюбное и искреннее отношение само по себе довольно часто способно оказать помощь и поддержку. Небрежность в общении, высокомерие, невежливость приведет к тому, что человеку больше не захочется приходить туда, где с ним так обращаются. Это аксиома. И это касается всех посетителей библиотеки (и не только библиотеки), независимо от возраста и состояния здоровья. Однако, соблюдая общепринятые нормы общения, при обслуживании инвалидов необходимо дополнительно обратить внимание на некоторые особенности, связанными с теми или иными ограничения их здоровья.
Работникам библиотек, помимо прочего, необходимо знать, например, что хотя термин «инвалид» на настоящий день сохраняет свою юридическую значимость, однако, в настоящее время всё чаще в практическом обороте (в том числе, и в разговорной речи) он заменяется другими категориями. Чаще всего употребляются такие категории, как «люди с ограниченными возможностями», «люди с ограничениями здоровья», «люди с особыми потребностями».
Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 году, подчеркивается необходимость преодолевать любые проявления ущемления прав и достоинств людей с ограниченными возможностями. В этом документе прозвучали несколько тезисов, имеющих принципиально важное значение для развития этики работы с инвалидами:

  • инвалидность – это не физический дефект, а неспособность осуществлять ту или иную деятельность по причине дефекта, а также социальных условий, в которых проживает человек;
  • инвалиды – это неоднородная группа, разные заболевания и патологии создают различные социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями;
  • создание доступной для инвалидов среды – это ответственность не только государства, но и общества;
  • важная задача государства состоит в ознакомлении населения своих стран с теми выгодами, которые могут получить отдельные лица и общество в результате вовлечения инвалидов во все сферы социальной, экономической и политической жизни;
  • приоритетны те меры социальной помощи, которые предполагают включение инвалидов в общие, а не специализированные социальные институты;
  • инвалиды, имея равные права, равны в своих обязанностях. Следовательно, люди с ограниченными возможностями должны быть максимально полно включены в активную жизнь общества;
  • в центре внимания должна находиться способность инвалидов, а не их неспособность.

Требование не допускать дискриминации инвалидов, соблюдать взаимную ответственность людей с ограниченными возможностями и общества друг перед другом составляют идеологическую основу «Конвенции о правах инвалидов» (2006).

    Этическими принципами Конвенции о правах инвалидов являются:

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация;
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • равенство мужчин и женщин;
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Конвенция обязывает все страны предпринимать активные действия, направленные на формирование положительного отношения к людям с ограниченными возможностями в широких общественных кругах, которых заключаются в следующем:

  • повышении просвещенности всего общества, в том числе, на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплении уважения прав и достоинства инвалидов, поощрении позитивных представлений об инвалидах и более глубокого понимания их обществом;
  • ведении борьбы со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе, на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;
  • пропаганде потенциала и вклада инвалидов в общественную жизнь, содействии признания навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда;
  • воспитании восприимчивости к правам инвалидов, формировании у всех детей начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов, продвижении воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам;
  • побуждении всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью Конвенции.
  • Говоря о профессиональной этике специалиста, который взаимодействует с людьми с особыми потребностями и их близкими, необходимо обозначить, что в общении и взаимоотношениях с ними специалист (социальный работник, психолог, педагог, библиотекарь и т.д.) является лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение. От того, насколько его внешний вид, поведение и речь соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение об учреждении (в нашем случае библиотеке) и ее деятельности.
    Существуют некоторые специфические нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями. Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства инвалида, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием людей с ограниченными возможностями. Вот некоторые из них:

    • при разговоре с инвалидом следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или, например, сурдопереводчику), которые присутствуют при разговоре;
    • при знакомстве с инвалидом вполне естественно (при желании) пожать ему руку — даже те, кому трудно ею двигать, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо;
    • со взрослыми инвалидами следует обращаться как со взрослыми, ни в коем случае нельзя фамильярничать (например обращаться на «ты» и проч.);
    • предлагайте помощь, и только получив положительный ответ, приступайте к её оказанию (спросив перед этим — как и что делать); сдержите все негативные проявления, если ваша помощь отвергнута.

    Говоря о работе с людьми, имеющими различные ограничения здоровья (и возникающие при этом барьеры во взаимодействии), помимо общих правил, следует рассмотреть также и конкретные ситуации и связанные с ними правила поведения.
    Например, можно выделить нормы взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

  • при общении следует занять удобное положение относительно человека с ограниченными возможностями: не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником;
  • необходимо помнить, что инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует; недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней;
  • ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника;
  • помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
  • Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение. Это выражается в стремлении говорить с сопровождающим, задавать ему вопросы и ожидать именно от него ответов, касающихся непосредственно человека с ограниченными возможностями. Иногда слепые и слабовидящие люди говорят, что они испытывают чувство изоляции: «Мне кажется, что они не замечают моего присутствия, говорят так, словно меня здесь нет».

      Соблюдайте следующие правила:

    • когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя;
    • осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях, стараясь четко определить их местоположение (например, «в трех шагах прямо по движению будет невысокий порог»;
    • предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник;
    • не пытайтесь «заигрывать» с собакой-поводырем, не отвлекайте её; помните — специально обученная собака находится на ответственной службе, требующей постоянной концентрации внимания;
    • при знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

    У людей с нарушениями слуха — другие барьеры, поэтому для эффективного общения важно соблюдать особые этикетные правила, которые служат для того, чтобы облегчить получение собеседником информации через доступные ему (визуальные или звуковые) каналы восприятия.

    Общаясь с человеком, у которого плохой слух:

  • смотрите прямо на него;
  • не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Лучше, чтобы ваш собеседник имел возможность следить за выражением вашего лица;
  • говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то или сильно повышать голос (кричать);
  • убедитесь, что вас понимают, если сомневаетесь — вежливо спросите об этом;
  • используйте короткие и простые фразы, не отягощайте речь специальными терминами, незначительной информацией и сложными речевыми конструкциями;
  • используйте «переходные» фразы, которые дадут собеседнику понять, что вы меняете тему разговора;
  • если конкретное предложение не понято собеседником, перефразируйте его;
  • сложную информацию лучше записать (продублировать), особенно если это цифровые данные.
  • Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Общение с человеком с такими проблемами требует такта и деликатности. Иногда люди испытывают непроизвольную неловкость при общении с людьми с затруднениями речи, стараются, как можно быстрей выйти из ситуации, и совершают несколько распространенных ошибок: делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так; перебивают говорящего словами «я понял»; договаривают за собеседника; прерывают общение.
    Правила взаимодействия с человеком, у которого имеются речевые затруднения, состоят в следующем:

    • не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора;
    • будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени;
    • сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником;
    • позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена;
    • не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли;
    • не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности и восприятии и обработке информации;
    • при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.

    Общение с людьми с задержкой психического развития также требует соблюдения определенных норм и правил:

  • выбирайте доступные вашему партнеру темы для разговора; используйте простой и точный язык, короткие фразы; избегайте метафор и образных выражений;
  • если есть необходимость и возможность, в процессе речи указывайте на предмет, о котором вы говорите для облегчения его восприятия информации;
  • сложную информацию напишите. Изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите вашему собеседнику обсудить это с родными.
  • Наиболее распространенная ошибка при взаимодействии с такими людьми – смотреть на человека с задержкой психического развития, как на неспособного вас понять. Это не так, определенный уровень информации доступен для него, и лучше позаботиться о том, чтобы сведения, которые вы сообщаете собеседнику, соответствовали этому уровню, тогда вам удастся построить эффективное взаимодействие.
    Иногда нам ошибочно кажется, что собеседник скорее нас поймет, если мы будем говорить громче. Не повышайте голоса при общении с человеком с задержкой психического развития. Не ведите себя высокомерно, соблюдайте все правила вежливости и этикета, которые вы соблюдали бы с любым другим человеком.

    При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый взгляд на мир. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно. Нередко, зная то, что у человека есть психические расстройства, люди резко меняют отношение и стиль взаимодействия с ним, основываясь на стереотипах, которые далеко не всегда верны.

      Поэтому:

    • не распространяйте опыт общения с одним человеком, имеющим психические расстройства, на других людей и другие случаи;
    • не бойтесь насилия и агрессии, представления о том, что все люди с психическими нарушениями склонны к «буйному сумасшествию» — это один из мифов;
    • примите тот факт, что ваш собеседник, как правило, способен оценить ситуацию и понять все, что вы ему говорите;
    • на любые проявления волнения старайтесь реагировать спокойно, исходите из мысли о том, что большинство людей с психическими расстройствами могут справиться с негативными эмоциями;
    • не раздражайтесь и не повышайте голоса;
    • помните, что если человек не лишен дееспособности, он может принять любое решение в области его прав и обязанностей;

    При организации мероприятий:

  • всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где они запланированы;
  • заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить;
  • если существуют архитектурные препятствия, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения. Например, есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые при этом не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться в местах, где это им доступно;
  • не смущайтесь, если из-за недостатка опыта вы случайно допустили оплошность, расслабьтесь и не акцентируйте на ней внимание, однако, старайтесь не допускать повторения ситуации.
  • Вопрос ограничения жизнедеятельности сегодня признан социальной проблемой и основным путем ее решения является интеграция индивида в общество. Всем, а особенно людям, работающим с этой категорией граждан, следует понимать, что эти ограничения – не атрибут индивида, а комплексное сочетание условий, многие из которых сформированы социальным окружением. Следовательно, управление ситуацией требует социальных решений и во многом предполагает коллективную ответственность общества за проведение изменений окружающей среды, необходимых для полноценного участия лиц с ограничениями жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Возвращаясь же к вопросу об этике общения и работы с людьми с ограничениями здоровья, хочется вновь повторить, что главное при взаимодействии с ними – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную вами оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя раскованно и спокойно. А это значит, что вы тем самым укрепить его желание посещать библиотеку (или общаться иначе — в доступном и удобном для него режиме — в процессе надомного обслуживания, с помощью компьютерных технологий и т.п.).

    Инвалид, или Ты — выдержишь!

    «Нет, это не я писала —
    Водила пером беда»
    Юлия Друнина
    Мои нелепые обиды,
    «Несчастий» целая гряда
    Вдруг сразу выпали из вида,
    Исчезли вмиг и без следа.
    Потрясена… Оцепенела…
    Нет! Это выстрел в спину. Влёт!
    И если б я помочь сумела.
    Помочь нельзя. Аж зло берёт!
    Такое видеть невозможно.
    Так быть не может. Не должно!
    Зачем же в жизни всё так сложно?
    Так больно. Так обнажено.
    Ведь только что в своих «несчастьях»
    Копалась я, судьбу кляня,
    Теперь увидела, что счастьем
    На три судьбы наделена!
    …Не ноги — скрюченные палки,
    И сзади — не спина. Гора!
    Лицо — икона. И …каталка.
    Не свяжешь вместе. Зла игра!
    Еще б куда ни шло, чтоб старость,
    Так нет же — молодость сама.
    За что же столько-то досталось?
    На всю катушку. Всю! Сполна!
    На пятерых разделишь — много!
    А тут — всё одному. Куда-а-а?..
    Какая ждёт его дорога,
    В какой тупик ведёт она?
    О, как же ты, Судьба, жестока.
    Зачем не поровну всего?
    Кому-то счастья — слишком много,
    Кому — ни капли. Ни-че-го!
    Дели на всех, чтоб — без обиды.
    Ведь столько одному — нельзя!
    Иль у тебя, как у Фемиды,
    Всегда завязаны глаза?
    …Спросил он что-то у прохожих, –
    Я по аллее мимо шла –
    Те – по карманам. Что ж, похоже,
    Его я просьбу поняла.
    Молодка к сумке потянулась,
    Искала долго в кошельке,
    А я прошла, не оглянулась,
    Зажав купюру в кулаке.
    Как я отдать её хотела,
    Все без остатка б отдала!
    Нет, денег я не пожалела,
    Я не сумела. Не смогла.
    Как больно: видишь — не поможешь.
    А ведь всё то, что с ним, — навек.
    Ты выдержишь. Я верю. Должен!
    Ты — выдержишь! Ты — Человек!

    Каждый человек, имеющий инвалидность, кроме общих, аналогичных нуждам всех людей, проблем, имеет и особые потребности. Человек нуждается в общении, он хочет иметь свободный доступ к разным объектам социально-бытовой сферы, посещать культурно-досуговые мероприятия, получать знания. Инвалид также хочет иметь работу, комфортные бытовые условия. Но большинство из перечисленного ему попросту недоступно. Вследствие этого люди с ограниченными возможностями представляют собой особую социально-демографическую группу. У большинства инвалидов низкий материальный уровень, мало шансов на получение образования, они не получают социальную помощь, мало кто из них занят в производственной сфере. Результатом совокупности этих факторов становятся психологические проблемы.

    Психологическая реабилитация инвалидов — выработка у людей таких качеств, которые помогут наиболее оптимально адаптироваться к окружающей среде. При разработке мероприятий по реабилитации необходимо учитывать особенности личности.

    Для психологической реабилитации наш центр имеет:

    — штатного психолога

    — отработанную систему методик

    — сплоченный коллектив волонтеров кафедры «Психология» ТулГУ

    Специфика деятельности любого реабилитационного учреждения определяется задачами данного этапа реабилитации.

    Исходя из этого, определяется и круг тех возможностей, которыми данный этап располагает.

    По программе психологической реабилитации мы реализуем следующие задачи:

    — помощь в профессиональной ориентации посредством диагностики психологических особенностей

    людей с ограниченными возможностями и членов их семей

    — коррекция неадекватного восприятия себя как работника

    — решение межличностных проблем, связанных с профессиональной деятельностью и адаптацией в обществе — психологическое сопровождение людей с ограниченными возможностями в период закрепления на рабочем месте — подбор специальных программ для инвалидов с нарушениями интеллекта и пограничными состояниями с учетом их индивидуальных особенностей — проведение семейных тренингов Психологическая реабилитационная работа показывает положительную динамику: снижается уровень психического напряжения, повышается уровень коммуникации. У некоторых людей с ограниченными возможностями наблюдается осознание своих психологических трудностей, проблем и способы их решения. Именно на это делается упор в методиках, проводимых нашими специалистами. Комплекс мероприятий, проводимых на базе нашей организации в рамках психологической реабилитации:

    • проведение с помощью стандартизированных методик диагностики психологических особенностей личности.
    • психологическое консультирование молодых людей с сохранным интеллектом и членов их семей
    • психологическое консультирование людей с нарушениями интеллекта, пограничными состояниями и членов их семей
    • подбор индивидуальных программ адаптации и социализации
    • профориентационный тренинг «Построение картины профессионального будущего»
    • коммуникативный тренинг «Искусство общения»
    • тренинг для молодых людей с ограниченными возможностями и членов их семей «На пути к взаимопониманию»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *