Обязанности пономаря

Теряют ли звонари слух, нужно ли иметь музыкальное образование и сколько платят колокольным музыкантам… О нелёгком звонарском труде мы поговорили с известным звонарём Константином Мишуровским. Константин – штатный звонарь Московского Кремля, храма Христа-Спасителя, а по совместительству – экскурсовод-администратор Музея истории колоколов в усадьбе Свиблово.

К колоколам привела грампластинка

Путь Константина к звонарству начался с пластинки. В первом классе обычной общеобразовательной школы учительница поставила пластинку с ростовскими звонами, что стало самым первым сильным впечатлением ребенка. А в 11 лет мама подарила Косте новую грампластинку «Мелодии» ростовских звонов.

— Когда я это услышал, это было как море, в которое я просто ухнул, и меня все потеряли, — вспоминает Константин

Ровно через пять лет, в 1990 году, подросток прикоснулся к первому колоколу.

— За год до этого я сам стал сознательно ходить в храм Покрова Пресвятой богородицы в Медведкове. Никто меня не заставлял, родители – обычные советские люди. А в 8-м классе пришел на Пасху в Данилов монастырь на экскурсию, поднялся вместе с толпой на колокольню и в этом тарараме понял, что хочу остаться здесь, это моё. То, что я слушал 5 лет ростовские зоны, оживало в обертонах вокруг. Мне захотелось приходить туда ещё и ещё, — вспоминает Константин.

Раз в неделю юноша приходил в Данилов монастырь и спрашивал главного по звону. На четвертый раз, разыскав старшего звонаря, Костя попросил научить его звонить в колокола и зачем-то добавил:

— Я закончил музыкальную школу!

— А колокол – не музыкальный инструмент, — парировал звонарь.

— А что? – изумился Константин.

— Жизнь покажет, — философски заметил тот.

Но на обучение взял. И Костя начал учиться. Целый год из-за робости юноша не брался сам звонить во все колокола, исполняя роль «подзвонка» — помощника звонаря, дергая за веревку или нажимая на педаль. Но однажды паренек случайно остался один на колокольне. Светлая пасхальная неделя, все прихожане и священнослужители разъехались, звони – не хочу. Вышел он оттуда самостоятельным звонарём.

«Музыкалка» не нужна?

По словам Константина, и сегодня каждый, кто хочет стать звонарем, должен пройти примерно тот же путь:

— Надо искать хорошо оборудованную колокольню и звонаря, который работает не меньше 10 лет. Только тогда можно что-то получить, иначе это будут курсы «нарисуй картину за 5 дней», — говорит он.

— А как же музыкальное образование?

— Звоном как ремеслом можно овладеть и без образования, за 3-4 занятия. Но звону как искусству учатся всю жизнь. Без музыкального образования ты будешь ведомым, а не ведущим. К тому же наша симфоническая традиция – Мусорский, Рахманинов, Лядов, передаёт православную эстетику и национальный колорит, которые, в отличие от колокольного звона, не прерывались в советское время. Также важно иметь чувство ритма и быть способным выполнять разные движения одновременно двумя руками, — говорит Константин.

Первое полноценное описание психологии звонаря возникло в 19 веке – великий звонарь из Санкт-Петербурга Александр Смагин говорил «бывало, иду по улице и никакого звона нет, а мне все время кажется, что во мне какой-то колокольный звон, я несу его в себе».

— Звонарь – это не только тот, кто в правильном порядке умеет дергать за веревки, а тот, кого захватила поэзия колокольного звона. Когда ты слышишь, как внутри колокола заиграли сложнейшие краски, до 15 звуков одновременно. А всего звуков до сорока, — дополняет Константин.

«Колокольный звон — это жизнь, это творчество, от земли и неба идущее. А творчество диктует свои законы. Те, кто подходят к этому со своей меркой, уйдут с ней же, те, кто подходят к этому как к пустому ремеслу, не поймут ничего».

Похоже на танец

Обучение звону, по словам Константина, это синтетическое искусство, во многом напоминает обучение танцу и происходит напрямую — от человека к человеку.

— Звонари друг другу объясняют – вот я когда вот так сделаю на первой трети сильную долю (показывает всем корпусом и руками), а ты со мной на вторую четвертую давай, а там сам как-нибудь реши, как у тебя дальше будет. Все движения имеют динамику – язык не просто кнопка, нажал и звонит. Сначала движение, а потом удар. И все пластичные… На меня когда смотрят во время звона, говорят что я напоминаю дирижера или танцора, потому что мои движения выстраиваются в соответствии с звуком. Как нажать на колокол, чтобы заставить его дышать, один удар сделать сильнее, второй слабее, а третьим ударом догнать первый? Как вы это опишите в нотах? Есть определённый темп, оптимальный для колокола. Ты слышишь, как он волну выдал и следующую даешь вслед. Виндсерфинг! Катание с горки! Поймал слалом, поймал поворот, поймай второй, если будешь частить — улетишь, если будешь ехать прямолинейно, то съедешь с горки. Ты входишь в резонанс с теми условиями, в которых находишься, — экспрессивно рассказывает Константин.

Выживает сильнейший

У самого Константина были лучшие учителя, которые еще застали царя и патриарха Тихона. А дальше жизнь так сложилась, что когда в 90-е годы стали восстанавливать церкви и колокольни, Константин оказался в числе ведущих звонарей Москвы. Он был в первой команде звонарей колокольни Ивана Великого на Соборной площади, запустив колокола, которые не слышали 3 поколения москвичей. Участвовал в организации звона строящегося храма Христа Спасителя, и сейчас отвечает там за техническую часть. Многие идут в звонарство, привлекаемые кажущейся легкостью этого дела. Однако, как говорит Константин, в этой профессии всё по Дарвину – выживает сильнейший.

— На колокольню приходит много людей, ротация огромная. Но отсеиваются, как только начинают понимать, что опоздание невозможно, потому что по твоему звону ориентируются остальные. Ты должен быть в дождь, в снег, в мороз, в изнуряющую жару, когда тебе не можется, всё равно — иди и звони! Звонарь должен знать и соблюдать устав службы, — говорит Константин.

По сути звонарь – такой же церковнослужитель, как и батюшка, хоть и без сана.

— Я притчатник, тот, кто имеет отношение к богослужению. Также притчатниками являются певчие, — объясняет Константин.

Больше всего народу на колокольне летом, а зимой звонари остаются в одиночестве. И, несмотря на возрождение старинных и строительство новых храмов, хороших звонарей не хватает. Батюшки пытаются заменить живого человека автоматикой, звонящей в колокола молотками.

— Я крайне отрицательно отношусь к электромеханическому звону. Считаю, что это ввод людей в заблуждение – что, мол, у тебя на колокольне есть звонарь. Люди же все равно узнают, что их приветствует не живое существо, которое молится за них, общается с колоколами. Тогда человек и к самому храму будет относиться как к машине, — с горечью говорит Константин.

Колокольный консультант

При этом сам Константин за свой труд не получает ни копейки! Все 27 лет, что он звонит, он делает это безвозмездно. Основным заработком Константина до недавнего времени было учить звону и делать звонницы на церквях от и до — организовать работу строителей, литейщиков, дизайнеров, учить звонарей.

Константин – автор многих колоколен и звонов в Северо-Восточном округе – храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово, Тихвинской иконы Божьей Матери в Алексеевском, Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве (Енисейская ул.), Ризоположения в Леонове, храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Старо-Екатерининской больнице и другие. С удовольствие вспоминает настройку колокольни храма на Софийской набережной, храма Преображения Господня на Преображенской площади.

Отдельной строкой трудовой биографии Константина звучат зарубежные храмы. Вместе со своим наставником, старшим звонарём Московского Кремля Игорем Коноваловым, он сделал первый колокольный звон в новом православном храме Марии Магдалины в Мадриде, в церкви святой Екатерины в Риме рядом с русским посольством. И участвовал в возвращении Даниловых колоколов из Гарварда в Россию – оборудовал башню Гарварда новыми колоколами вместо возвращенных.

Метафизика колокольного звона

В беседе Константин раскрывает глубокий смысл колокольного звона:

Понимаете, колокола – предметы с внешней стороны храма, граница, которая отделяет одну среду от другой. С одной стороны — принадлежность храма, но уже открыты воздуху. Человек, когда слышит звон, приглашается, но не понуждается войти в храм. Колокольный звон создает человеку определенное настроение и среду обитания в акустическом плане. Когда мы читаем описания жизни людей 19 века, то видим, что человек под звон размерял свою жизнь. Он понимал, что если его колокольня зазвонила особо торжественно, то он забыл посмотреть в календарь, а сегодня праздник, надо идти. У него уже возникает коррекция в распорядке дня. И в то же время он слушал звон как музыку. И звонари соединяли звон с пением птиц, грохотом волн, со звуком дождя, раскатами грома. Колокола оказывались удивительным мостом из внутренней церковной жизни к людям, к их душе, их сердцу. Когда говорят, что колокольный звон отгоняет бесов или уничтожает болезни, то мы не должны забывать, что человек это психофизика, наши чувства наши настроения, наше состояние влияет на наше здоровье. Я уверен, как человек с высшим биологическим образованием, что механически колокольный звон не делает ничего, нет магических вибраций, которые якобы убивают вирусы. Но человек, который слышит колокольный звон правильно, упорядочивается и упорядочивает свою жизнь. В этом плане звон влияет на все – на поведение, на настроение, на головную боль, на сопротивляемость заболеваниям. И дальше следует все остальное. Я против магии! Когда говорят, что от удара колокола у меня пять грехов простят, это не православный подход. Христиане уверены, что бог не в бревнах, а в ребрах. Если мы строим храм, то мы посвящаем его богу, а не делаем для себя … Мы не создаем себе защиту, но! В службе на освящении колокола содержится прошение наверх, чтобы нам дали средства борьбы с напастями, молниями, громами, болезнями, и всем остальным. Просить мы можем, но ждать механически — нет. Колокол обладает сверхъестественными способностями в правильном смысле этого слова – выше, чем естество, выводящее за рамки обыденной жизни. Колокольный звон не спутаешь ни с каким другим звуком. Это значит, что он особенный.

Экскурсовод, лектор, учёный

Сейчас Константин, не прекращая работу звонаря, трудится московским экскурсоводом, в том числе по башням и храмам Московского Кремля и Музея колоколов в усадьбе Свиблово, ведёт научную деятельность, а также читает увлекательные лекции про храмы и колокола для всех. Оказывается, после школы Константин окончил биофак МГУ, правда, ни разу не работал по специальности. Но фундаментальная подготовка позволяет проводить исследования — по колокольной акустике, по любимым с детства Ростовским звонам, по истории колоколов. Его публикации есть в научных сборниках, его открытия поражают и подкидывают археологам и историкам новые загадки. Например, он рассчитал, как бы мог звонить Царь-колокол и воспроизвёл этот звук. Такой вот многогранный звонарь. А что касается представления, глохнут ли звонари…

— Это самый популярный вопрос. Оглохнуть можно только от плохого звона. А при грамотном звоне я нахожусь внутри звона как глубоководный ныряльщик, мало ли что вода давит на перепонки, давление-то выровнено. Если глохнем, то только от старости, — улыбается Константин.

Фото и видеоматериалы предоставлены Константином Мишуровским.

  • Последование пономарского служения протодиакон Максим Синюк
  • Чтецу богослужебной книги Апостол
  • Как читать Часы
  • Краткий устав-схема:
    — Литургии свт. Иоанна Златоуста (Word, PDF)
    — Литургии Преждеосвященных Даров (Word)
    — Всенощной (Word)
  • Церковный счёт
  • Тест: Алтарники

***

Алта́рник (пономарь) – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

В настоящее время в обязанности алтарника могут входить следующие:

  • замена иконы праздника в храме,
  • возжигание лампад в алтаре и на иконостасе,
  • при необходимости – чтение на богослужении (см. Часослов).
  • принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана,
  • подготовка кадила,
  • подготовка облачения священников и диаконов (см. Цвет облачения),
  • подавание плата для отирания уст во время причащения,
  • помощь священнику при совершении таинств и треб,
  • функции звонаря,
  • уборка в алтаре.

На эту должность настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству.

***

Алтарник как прообраз Ангела

Алтарник несет на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и наводит порядок после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В-третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.

Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.

иеромонах Иероним (Зуб)

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона

(скачать в формате Word)

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение — открыть завесу царских врат. (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило.
4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.
10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать священнику кадило для каждения Святых Даров.
13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
20) Зажечь свечу на жертвеннике.
21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать священнику чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола

(Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение заканчивается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  1. Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  2. Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  3. В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  4. Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  5. Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Правила поведения алтарников

(скачать в формате Word)

Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.

Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).

В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.

Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.

Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.

В Богослужебных книгах пометок желательно не делать

При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.

Как держать плат при причащении

Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:

  • держали руки на груди крестом;
  • ни в коем случае не крестились перед Чашей;
  • дети сразу проглатывали Святые Дары.

Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт.

Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику следует придерживать ручки младенца.

Внутреннее устройство храмов определяется ещё с глубокой древности целями христианского богослужения и особой символикой.
По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного.
Храм — есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного.
Храм — есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства.
Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:

  • для священнослужителей, совершавших богослужение,
  • для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
  • для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.

Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святая святых», «святилище» и «двор», так и христианский храм издревле разделялся на три основные части:

  • алтарь,
  • средняя часть храма, или собственно «церковь»,
  • притвор.

Более подробное описание внутреннего устройства храмов:

  1. Алтарь
  2. Средняя часть храма
  3. Притвор
  4. Иконостас
  5. Престол
  6. Жертвенник
  7. Горнее место
  8. Ризница
  9. Солея
  10. Амвон
  11. Клиросы
  12. Пономарка
  13. Паперти
  14. Крыльцо и колокольня
  15. Свечные ящики

Алтарь — главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа.
«Небо на земле» — ещё одно название алтаря.
Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания — снимать оружие.
Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол , жертвенник и горнее место .

Иконостас (, пунктиром) — перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. Однако с течением времени алтарные преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем — Господом Иисусом Христом.
Иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон, каждый из которых имеет свое значение.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые — северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата — двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря — престол и все происходящее в алтаре.
На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней.
Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.
Ризница — хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

Средняя часть храма , называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.
Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный.
Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма — начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, «Неба Небесе», где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице
Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.

Солея — возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон — полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
На самом деле Алтарь не оканчивается преградой — иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.

Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения. Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

Клиросы — конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов.
К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.
В притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.
Паперти
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.
Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Паперть — это первое возвышение храма.
Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, — это второе возвышение.
Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, — это третье возвышение.

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу:

  • первое — это начало духовной жизни, самый вход в нее;
  • второе — подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;
  • третье — это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *