Очарованный странник 14 глава

Лесков левша цитатный план

Download link:

➡ Скачать: Лесков левша цитатный план

Он и раскрыл главную тайну: оказывается, в мелескоп нужно смотреть не на всю блоху, а на её лапки, которые оказались подкованными в настоящие подковы. «— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем.


В описании этого героя есть много комичного. Многие действующие лица Лесков левша цитатный план реальны, но описаны с точки зрения простолюдина. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши. Ликвидируем вспоминать и осознавать лишь тогда, когда безвозвратно теряем. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением женит- ься, которое Левша отклоняет и неодобрительно выводит об одежде и худобе англичанок 7. Их нельзя купить ни за гроши ни за почести, они готовы служить своей стране даже тогда, когда в самой стране их таланты не ценятся. Что художник привнес от себя?.

Именно Чернышев помешал сообщить важную новость, которую передал Левша, поэтому патриотом такого человека трудно назвать. В чём художник следовал обстановку кунсткамеры? У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преда­ниям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

«Левша» главные герои — На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Вот некоторые отрывки: «По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом по чину коллежского асессора.

«Левша» — новый и совершенно незнакомый шестиклассникам писатель. С чего в этом случае следует начать учителю? Способов познакомить учащихся с писателем много. Один из них — сообщить краткие биографические сведения, не останавливаясь подробно на сложном и противоречивом пути писателя. Детство Николая Семеновича Лескова 1831—1895 прошло, как постоянно подчеркивал , «…в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти. Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. Лесков уезжает в Москву 1861 , а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту. В будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» М. Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику. По силе таланта его можно поставить рядом с И. Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» 1881 «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» Ю. Учащимся интересно будет узнать об , которая сопровождала «Левшу» по выходе повести из печати. Дело в том, что Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное «. К вопросу о выдуманности левши Лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа. VI класса отводит на изучение «Левши» четыре урока. Мы попытаемся наметить общую схему распределения часов: I урок. Краткое сообщение о писателе. Чтение первых трех глав. Художественный прочитанных дома глав. Продолжение чтения главы 11—14. » — работа с иллюстрациями, беседа по вопросам. Царь Николай Павлович, его окружение. Продолжение работы над главами 15—20. Начало работы над характеристикой левши. Работа с иллюстративным материалом. Приведенное выше распределение материала примерное, оно даст лишь общий ориентир в работе. Учитель, безусловно, изберет свой путь, используя ту основу, которая предлагается в наших рекомендациях. Учитывая своеобразие произведения Лескова, оригинальность его стиля, очень важно всю работу организовать так, чтобы чтение «Сказа… » явилось кульминацией всех уроков. Причем важно уделить большое внимание не только ознакомительному первому чтению произведения Лескова, но также чтению текста на разных этапах и в самых различных его видах чтение по ролям, выборочное и т. На первом уроке после вступительного слова учитель сам читает первые три главы. После выяснения вопроса, когда и где происходит действие, учащимся предлагается выделить и прочитать цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова цитаты можно записать. Это даст возможность более обстоятельно познакомиться с героями. Записать это можно следующим образом. Александр Павлович «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми». «…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся». «Государь на все это радуется». «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может». «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко». «Пожалуйста, не порть мне политики». «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут». «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве». Платов «Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет». «…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит». «Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: Иван Москвин во граде Туле». «…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…» Дома учащиеся читают главы 4—10. Им предлагается выделить или выписать цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор. Второй урок начинается с художественного пересказа глав в их последовательности, чтобы воспроизвести содержание прочитанной части произведения. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками, поэтому вместо художественного пересказа можно обратиться к иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» гл. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому? Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга? Какие иллюстрации вам больше понравились, почему? Озаглавьте рисунки словами текста. Далее учащиеся выполняют задания 2, 3 из хрестоматии. Задание 2 Один из критиков так выразил свое мнение о рисунках Н. Согласны ли вы с этим утверждением? Задание 3 Обратите внимание на иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за Левшу, так что чувствуется почти личная их обида»? Следующий этап урока — чтение глав 11—14, после чего класс обращается к характеристике царя Николая Павловича и Платова. Для этого учащиеся зачитывают выписанные дома цитаты, а затем в классе продолжают эту работу. В результате получается следующее. Николай Павлович «Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный». «…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают». «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». «…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника». «— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали! » Платов «…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь». «А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент! » «…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели». «Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал». Характеризуя Александра I и Николая I, учащиеся придут к выводу, что цари почти лишены индивидуальных черт, хотя в определенной плоскости противопоставлены. В Александре I выделены «ласковость», симпатии к промышленному Западу и недоверие к собственной нации «…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате его заступничества и вмешательства в «политику» Александра I была опала, а затем и удаление недипломатичного героя на «досадную укушетку». «Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизмом Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты. Завершается разговор следующими вопросами: 1. Что отличало Николая Павловича от Александра Павловича? Что нового вы узнали о Платове? Завершить беседу следует чтением исторической справки о Платове задание 6 хрестоматии. В энциклопедическом словаре сообщаются следующие сведения о Платове: «Платов, Матвей Иванович 1751—1818 , русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В 1790 Платов командовал колонной при штурме Измаила… В Отечественной войне 1812 Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2 армии Багратиона, затем 1 и 2 русских армий. В Бородинском сражении провел успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков». Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»? Дома ребята читают «Сказ… » до конца и готовят выразительное чтение одного из диалогов гл. Третий урок начинается с чтения по ролям диалогов левши и царя гл. Это естественным образом подведет к беседе, которая поможет осмыслить характер главного героя и подготовить самостоятельно рассказ о нем. Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением? Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось? Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей? Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с. Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас». Учащимся предлагается прочитать места в «Сказе… «, где виден сказитель, обратить внимание на его речь «через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» и др. Следует обратить внимание на то, что в сказе много новых слов, которые появляются там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка — укушетка, вестовые — свистовые, таблица — долбица, двухместная — двухсестная, микроскоп — мелкоскоп и др. Продолжить разговор о рассказчике можно, обратив внимание на близость сказа к произведениям устного народного творчества. Учащимся предлагается выделить приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку — и подумать, какую роль они играют в этом произведении. Было бы хорошо, если бы учащиеся вспомнили конкретные сцены, диалоги из сказок, которые соответствовали бы эпизодам лесковского сказа. Закончить разговор о рассказчике можно просьбой найти пословицы и поговорки, которые играют особую роль в произведении Лескова. Если позволяют условия, хорошо бы затронуть вопрос не только о рассказчике, но и об авторе. Со слов простодушного рассказчика мы узнали о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о них же автор? Все содержание лесковского сказа дает на это ответ: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к власти и ни перед кем не несут ответственности, не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу этого народа. Задание на дом: приготовить рассказ о левше по цитатному плану в учебнике. Подумать, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. Желающие готовят рассказ о том, как левша гостил у англичан, от лица героя. Четвертый урок начинается с обсуждения цитатного плана к рассказу о левше. Учащиеся вносят свои дополнения. Далее один, а может быть, двое рассказывают о главном герое. Класс оценивает приготовленные задания и дополняет их. Очень важно при этом, чтобы рассказ о левше был близок к тексту или постоянно сопровождался цитатами из сказа Лескова. Завершается рассказ сообщением от лица героя о том, как левша гостил у англичан. Естественным продолжением работы явится обращение к портретам левши разных художников: Н. Косенкова какие сможет найти учитель. После рассматривания этих портретов учащиеся отвечают на вопросы: 1. Определите, в какой момент изображен герой. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши? Постарайтесь определить главную мысль рисунка. Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя? Какой из них произвел на вас более сильное впечатление? Беседу о главном герое можно завершить размышлениями над итоговыми вопросами, предложенными в учебнике-хрестоматии: 1. Лесков говорил: «…там, где стоит левша, надо читать русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? В оставшееся время можно рассказать о том, что интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссеры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов МХАТ — 1924 г. Кирова, Театр Спесивцева — 1980 г. Мультфильм «Левша» с большим успехом прошел по экранам. Совсем недавно зрители имели возможность увидеть телеспектакль. Если учащиеся видели одну из этих постановок, можно побеседовать с ними по следующим вопросам: 1. Понравился ли вам фильм? Что художник привнес от себя? Совпали ли ваши представления от прочитанного и увиденного? В заключение можно рекомендовать учащимся прочесть рассказ Н. Лескова «Человек на часах» к уроку внеклассного чтения. Методические советы — М. Материалы по литературе , задачи и ответы по классам, планы конспектов уроков по литературе Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь -. © Автор системы образования 7W и — Владимир Спиваковский При использовании материалов ресурса ссылка на edufuture. Разработка — Ждем Ваши замечания и предложения на email: По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:.

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования: Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Очарованного странника» по главам. Оно позволит ознакомиться с основными сюжетными линиями произведения и будет удобен для школьников и студентов.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева, у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки, которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Очарованный странник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Очарованный странник»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Очарованный странник»
  • для самых любопытных — Анализ «Очарованный странник» Лесков
  • для самых крутых — Читать «Очарованный странник» полностью

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя».

Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть».

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии». Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован». Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.

Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради», засек насмерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан», а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».

Через некоторое время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый». Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он беспаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль: стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку», «запорол» Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи», от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров». «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают». «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет».

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы: подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк».

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела», пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы»: мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести». Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках», а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку – и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал», лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван, как мог, ее развлекал и утешал. Всем, кроме Груши, было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна», у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Голован занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь», но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок», следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть, так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя: будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: «Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Голован, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Голован, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок. Его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Голован пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию», чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом».

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких, самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем: то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Очарованного странника», но и оценить повесть Лескова в полном варианте.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах было написано произведение Лескова «Очарованный странник»?

    • 1871 – 1873;
    • 1872 – 1873;
    • 1872 – 1875;
    • 1973 – 1874.

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг пересказа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *