Очерки православной психотерапии

Библиографический список

2. Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Саратов, 2000.

3. Ельцова К.К. Менталитет народов в кино / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. URL: http://geo.1september.ru/2003/22/7.htm

4. Особенности национального характера, или как стать настоящим американцем. URL: http:// www.vokrugsveta.ru/vs/article/480/

S.M. Frolova

Spiritual Aspects of Social Daily Life

Духовность повседневной жизни общества рассматривается с позиции изменения религиозного (идеального), ценностного и культурного аспектов. Анализируются причины трансформации духовности и влияние повседневного бытия на ее развитие.

Ключевые слова и словосочетания: повседневность, духовность, духовные ценности, культура общения, современное общество.

УДК 1:316 ББК 60.028

С.М. Фролова

ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

О,

рганизацией повседневного бытия должны управлять не только здравый смысл, стремление к выживанию, обеспечение первичных потребностей, но и чувственно-эмоциональная сфера. Осознавая это, человек всегда стремился к формированию невещественных ценностей и определенных жизненных ориентиров, поэтому повседневно-бытовые реалии являются исходным показателем внутреннего состояния общества: ведь только в повседневности проявляются духовные приоритеты индивида, и через повседневную практику обнаруживаются его устоявшиеся предпочтения. Когда духовность лишается внутреннего единства, ясных перспектив и общепризнанных целей, то будущее любого общества ставится под вопрос, так как духовность определяет концепцию жизненного пути индивида, неотделимую от системы общественных отношений и предполагающую соотнесение индивида с религиозным субъективным идеа-

9 2

ВЕСТНИК ПАГС

лом, определяющим впоследствии смысложизненные ориентиры каждодневной деятельности.

Необходимо отметить, что понятию «духовность» до сих пор дано четкого определения. В. Федотова насчитала десятки дефиниции духовности . На наш взгляд, сложность определения духовности обусловлена ее многогранностью, а также затруднением сформулировать то, что составляет подлинный смысл бытия, упорядочивает мысль и поведение, «одобряя то, что правильно, и не одобряя того, что найдет худым в поступках и нравах…» , с учетом исторической эпохи и изменения мировоззрения человека на протяжении всего периода его существования. В связи с этим полагаем, что духовную составляющую повседневной жизни человека необходимо рассматривать как имманентный энергетический потенциал, связывающий религиозный (идеальный), ценностный, культурный и чувственно-эмоциональный аспекты, изменение которых способствует модификации сознания и внутренних установок субъекта в соответствии с требованиями эпохи. Это определяет диалектический характер духовности.

Понятие духовности связано с представлением об идеале, определяющем смысложизненные ориентиры, к которым субъект должен стремиться в процессе бытия. Почти на всех этапах развития общества понятие идеала, как и понятие духовности, было неотделимо от религиозного аспекта. Еще в Ведах понимание духовности тесно связывалось с «высшим бытием человеческой индивидуальности» (Атман), обуславливающим поведение человека, и безличным духовным началом, пребывающим вне времени и пространства (Брахман) . Атман и Брахман определяли гармонию внутреннего мира человека и предопределяли поведение и поступки субъекта. В античности (у Платона) идеальное начало четко иерархизировали и понимали как перво-сущность, а весь материальный мир относили к «образным подобиям, выраженных в низших вещах» , что также обосновывает влечение человека к идеальному.

Наличие идеала и стремление к нему наделяет смыслом индивидуальную жизнь человека в рутине повседневных будней. Вероятно поэтому сегодня понятие духовности по-прежнему неотделимо от идеальной первосущности и необходимости следовать религиозным установкам, что, согласно приверженцам такой позиции, позволит изменить, «одобрить» повседневную реальность, отразить трансцендентное в реальности, однако, на наш взгляд, в современном осмыслении феномена духовности доминирует далеко не религиозный аспект его понимания. Одной из причин такой трансформации часто называют политику большевиков, направленную на насильственное вытеснение сложившихся веками духовных ценностей. Несомненно, идеология большевиков внесла свою лепту в изменение религиозного аспекта духовности, но кардинально поменять сложившееся за тысячелетия отношение общества к религии они не могли, поскольку любое нововведение в повседневной жизни должно быть обусловлено онтологической и практической необходимостью, а не внедряемо насильно. В связи с этим полагаем,

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 9 3

что смена идеологии не является единственной причиной десакрализации духовности; скорее, этот процесс связан с изменением аксиологических приоритетов и условий каждодневного существования субъектов, а также пониманием того, что религиозные догмы не всегда отвечают требованиям насущной проблематики бытия. К тому же «светскость» более привлекательна для человека: ведь она создается им самим в результате рационального постижения мира и не требует слепого следования догмам, а обусловлена верой в себя и другого человека, в силу науки, то есть в то, что является учреждающей активностью, направляющей субъекта, обусловливающей его интеллектуально-смысловое поле и определяющей стремление к обладанию другими ценностями.

Необходимо отметить, что под обладанием понимается не стремление иметь что-либо, а отношение человека к ценности и его самоидентификация с данной ценностью, то есть желание проявить себя в процессе каждодневной деятельности. Такое стремление ставит человека в его обыденной жизни в зависимость от ценностных установок, которым он обязан соответствовать, выполняя определенные правила, поскольку с изменением ценностей меняются нормы общества, его моральные предписания. Вот почему важным аспектом, определяющим духовную составляющую человека, является преобладающая система ценностей, обусловливающая аксиологический аспект духовной жизни общества. Формирование глубинной установки, «конституирующей особенности» (В. Франкл) ценностных приоритетов общества определяется через осмысление бытия в процессе повседневной жизни, поэтому трансформация системы ценностей зависит от онтологической значимости для повседневности и не может быть сформирована без учета накопленного опыта, в обход субъективным потребностям.

Духовность нельзя сводить только к метафизичности: она включает аксиологические, моральные и эстетические элементы и является «необходимым условием формирования повседневной жизни, проявляясь посредством целей и ценностей, воплощая их непосредственно в сферу житейской практики» ; способствует проявлению индивидуального в человеке благодаря различному восприятию одинаковых предметов и событий повседневной реальности. Таким образом, духовность является основой, на которой формируются нравственные принципы, выстраиваются взаимоотношения людей.

Вне повседневной деятельности субъекта духовность существовать не может, она социальна и во многом зависима от мировоззрения субъекта, но если мировоззрение отражает взгляд на мир, то «духовность открывает человеку смысл его жизни, уточняя образ жизни, редактируя поведение с учетом уже своего внутреннего мира» и своих предпочтений. Так, если в эпоху техноцентризма и информационных технологий прагматические и сциенцист-ские установки становятся доминирующими, то естественно, что сознание большинства членов общества ориентировано на обладание, а духовность обретает иной бытийственный статус. Если человечество идет по «реестру общества потребления», то для него далеко не всегда приемлемы традиционные духовные

9 4 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ценности, поскольку главной целью в таком обществе становится получение прибыли. Часто такое общество называют больным, но для того чтобы определить болезнь как отклонение от нормы, следует установить, что значит быть здоровым.

По мнению В.В. Афанасьева, «здоровье — это способность субъекта или объекта к оптимальным изменениям» . Это позволяет утверждать, что здоровье общества нельзя отнести к неизменяемой категории, — опирающейся только на единожды установленные критерии — оно динамично и трансформируется под воздействием происходящих в обществе процессов. Как отличается здоровая активность человека молодого и пожилого, так же различны духовные установки обществ в различные исторические эпохи. В связи с этим в случае, когда субъект осознанно приспосабливается к окружающим изменениям, говорить о болезни нецелесообразно; скорее, к болезни можно отнести неприспособленность индивида к действительности либо адаптацию к действиям, влекущим за собой заведомо негативные последствия. Например, призыв к отказу от компьютерных технологий большинству сегодня покажется странным, но компьютерная зависимость в современном обществе однозначно ассоциируется с болезненным состоянием. Таким образом, для здоровья любой системы, в том числе и общественной, важны не столько материальные достижения и предпочтения, сколько отношение к ним, и если одно действие (предпочтение, начинание, идея) доминирует в ущерб другим, то происходит разба-лансирование системы, что, несомненно, является болезнью. Вот почему общество, ориентированное только на потребление и получение прибыли, — духовно нездорово, как болен человек, прячущийся от реальности в ее видимость -виртуальность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, справедливо мнение, что виртуальность — это «диктатура симулякров (иллюзорных смыслов и реальностей), деспотическая власть над душой человеческой…» , допускающая существование двух миров в мире, никогда не теряющем единства, ради реализации ненужных ценностей, мнимых целей. Полагаем, что во многом причиной такого явления выступает обдуманное стремление субъекта уйти от окружающей его действительности и осознание им невозможности соответствовать образу героя, активно пропагандирующегося средствами массовой информации. Взяв ориентир на Запад, наш кинематограф активно копирует блестящую оболочку их фильмов, не замечая, что за красивой мишурой голливудского кинематографа скрыта мораль о победе добра и справедливости, тогда как отечественное киноискусство, не имеющее ничего общего с реальностью, сосредоточено на типе криминального героя, который посредством демонстрации безнаказанного девиантного поведения добивается необходимой цели. Это несомненно изменяет духовные ориентиры молодого поколения, формирует иную поведенческую мораль, проявляющуюся в чрезмерной агрессии, эгоизме, безнравственности, усиливает девальвацию культурных и поведенческих норм, меняет культурные предпочтения индивидов. Совершенно справедливо, что «совершенствование работы с информацией и аудиториями, помноженное на знание конкретных проблем и умение их раз-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 9 5

решать, могут дать нужный эффект» в работе с современными информационными и коммуникативными технологиями, способствуя выводу общества из духовного и культурного кризисов .

В сущности феномена духовности заложено «коллективное участие людей в производстве и потреблении духовных ценностей, определяющих единство и культурную самобытность данной человеческой общности» , поэтому культура — это прежде всего показатель развития общества и осмысленного отношения к тому, что ему необходимо и чего следует избегать. Изменение обыденных установок неизбежно проецируется на культуру, анализ формирования которой раскрывает причины закрепления ее в повседневной жизни. Если исходить из того, что повседневность, является «одной из самых мощных практик конструирования социальной реальности» , то трансформацию поведенческих и моральных принципов, ведущую к искажению духовных ценностей, важно оценивать как эмпирическую необходимость, обусловленную культурными предпочтениями общества. В связи с этим немаловажным аспектом, влияющим на формирование духовности, выступает культурный аспект, который предлагается рассмотреть с позиции таких составляющих повседневного бытия, как модификация форм общения и чтения, активное внедрение в повседневную жизнь компьютерных технологий, изменение чувственно-эмоциональной культуры или способности к пониманию и восприятию эмоций и чувств других людей.

Сегодня исследователи редко обращают внимание на соотношение слова и духовности, чаще представляя речь как производную мышления; они не раскрывают значения языка в проявлении духовности, а ведь слово в философии, богословии, поэзии, литературе выступает как мощнейший духовный фактор воздействия на человека и его сознание. В. Даль подчеркивал, что речь человека есть проявление визуальной связи «между телом и духом» . Если исходить из современного, гламурного, ценового видения красоты, то становится очевидным, почему так оскудел наш словарный запас. Как элементы одежды следуют рекомендациям рекламы и выглядят гламурно однотипно, так и повседневно применяемые слова составляют набор словесных штампов, расхожих фраз, включающих и элементы жаргона из популярных сериалов-боевиков. Посредством слова выражаются эмоции и чувства, поэтому с обеднением словарного запаса оскудевает и внутренний мир человека. Существует прямая связь «между жалким состоянием нашей экономики, повсеместным воровством, всеобщей расхлябанностью, хамством и — повсеместной матерщиной» , то есть изменение основных устоев повседневного бытия неизбежно отражается на формировании культурных предпочтений социума и его духовных установках. С нашей точки зрения, трансформации речевой культуры во многом способствует постоянная загруженность современного человека и отказ от чтения книг.

Постоянная погоня за прибылью практически не оставляет времени для интеллектуальных бесед, «ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала.

9 6 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Для работы в оставшееся время над собой, для серьезных бесед и чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью.» , что уводит от осмысления жизни, заполняет духовное пространство несбыточными идеями, пропагандируемыми низкопробной культурой массового потребления. В результате подобных тенденций молодое поколение перестало воспринимать высокую культуру как ценность, книги заменил Интернет с огромным набором «ширпотребовс-кой» информации. По нашему мнению, компьютерные технологии не могут обладать достаточным духовным потенциалом, так как, во-первых, для общения в Сети используется ограниченное количество слов; во-вторых, применяется особая терминология, так называемый «лексический монотон», впоследствии формирующий речевую дезориентацию, обедняющий внутренний мир индивида, способствующий его деинтеллектуализации, а современные информационные технологии все чаще называют инструментами духовной экспансии. Парадоксальность такой ситуации в том, что человек чувствует негативное влияние на нравственные и духовные принципы стремительно распространяющихся нововведений, но продолжает неустанно совершенствовать технические средства. Разумеется, технический прогресс не остановить, поэтому в сложившейся ситуации важно придерживаться одного принципа — «не навреди».

Духовная истощенность и отсутствие смысла жизни могут порождать протест, желание спрятаться от действительности. Распространенными формами ухода от реальности стали бродяжничество, алкоголизм, наркомания, поэтому одной из причин наркомании является утрата духовности, поскольку бездуховность — важнейшая причина оторванности человека от общества, показатель его ненужности. Следовательно, только пропаганда здорового образа жизни без привлечения к духовным ценностям и четкого осознания внутренней предопределенности не даст ощутимого результата как в воспитании подрастающего поколения, так и в оздоровлении взрослого населения — ведь болезнь духа трансформирует чувственно-эмоциональную культуру человека, атрофирует способность к пониманию и сопереживанию.

Несомненно, любые преобразования предполагает форматирование существующих ценностей и моделей поведения, но это не ведет к неприятию уже существующих нравственных оснований, поскольку уход от них может лишить человека умения сопереживать чувствам других. В эпоху глобализации, когда происходит отказ от традиционной культуры и общество в повседневной жизни стремится механически копировать чужие духовные ценности, происходит массовый сбой в способности индивида эмоционально реагировать на проблемы другого. В результате человек все чаще чувствует себя одиноким, понимая, что до его интересов и переживаний никому нет дела. По этой причине при установке на трансформирование традиционных ценностей доминировать должны не экономические и технические стратегии, а этическо-нравственные. Только в этом случае возможен безболезненный переход к новому состоянию общества.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 9 7

Резюмируя, необходимо отметить, что повседневное бытие, несмотря на его несовершенство, прекрасно. Так и современное общество наряду с негативными факторами несет в себе и позитивные начала — стремление к поиску, что свидетельствует об интересе к меняющейся жизни и обретением цели движения в ней.

Таким образом, повседневно-бытовые реалии выступают исходным показателем внутреннего состояния общества, поскольку только в повседневности проявляются духовные приоритеты индивида и через повседневную практику обнаруживаются его устоявшиеся предпочтения. Духовность носит диалектический характер, неотделима от системы общественных отношений и всегда предполагает соотнесение с идеалом — константой в определении духовности. Духовность выступает как определяющий фактор каждодневного бытия, на основе которого выстраиваются взаимоотношения человека и общества. Трансформация поведенческих и моральных принципов связана с эмпирической необходимостью и культурными предпочтениями общества, а также утратой смысловой определенности повседневного бытия и традиционной системы ценностей.

Библиографический список

1. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки / Вопросы философии. 1987. № 3. С. 11-28.

2. Августин Аврелий. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко. СПб., 2008.

3. Религиозные системы Индии // Всеобщая история религий мира. М., 2007.

4. Платон. Государство: кн. шестая // Платон. Диалоги. М., 2008.

6. Безукладова Л.В. Взаимосвязь мировоззрения и духовности // Поколения в истории: ритмы духовности. Симферополь, 2012.

7. Афанасьева В.В. Феноменология здоровья // Философия здоровья. Саратов, 2012.

8. Иртенина Н. Традиция и ускользающие смыслы бытия // Традиции и русская цивилизация. М., 2006.

10. Котельников В., Ерохин В. Интуиция в деятельности врача. Рязань, 2004.

14. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

9 8 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Литература.

4. Сметанкин, А.А. Дыхание по Сметанкину / А.А. Сметанкин. — СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. — 160 с.

Г.И. Григорьев, В.А. Мильчакова

МЕТОД ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова; Международный институт резервных возможностей человека,

Санкт -Пет ербург, \estn ik-pst@yand.ex. ги

Пьянство, наркомания и другие патологические зависимости давно приобрели в нашем обществе характер самой массовой эпидемии — пандемии. Сегодня их следует рассматривать не только как чрезвычайную социальную ситуацию и проблему национальной безопасности в обществе, но и как самый массовый терроризм, ведущий к генетическому вырождению и истреблению нации, к деградации и гибели множества людей. По своей сути сегодня идет необъявленная, но самая массовая и кровопролитная в истории России война, уносящая миллионы жизней, являющаяся тягчайшим испытанием для нашего народа. Сегодня у нас просто нет выбора эффективных средств в борьбе с

наркоманиями, кроме одного: необходимо апеллировать к основополагающим духовно-нравственным качествам всего нашего народа, его генетической памяти, к его святым предкам, мученикам и новомученикам Российским, максимально мобилизовав все резервы духовности в противостоянии общему врагу.

«Понятия духовность и нравственность близки, сопричастны, родственны друг другу. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность же есть внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» . Духовно-нравственная (духовная) составляющая личности и есть ее главная основа, которая определяет поступки человека и его роль в обществе и государстве. Что касается нашего народа, то, как свидетельствует многовековая история, его духовность и нравственность проявляются в высшей степени, как говорится, по предопределению свыше — особенно во времена наиболее тяжелых испытаний, войн, эпидемий, независимо от социально-политической ситуации в стране.

Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе (ДОП ЦЗ) сформировался в процессе развития массовой эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии.

Метод ДОП ЦЗ положительно зарекомендовал себя на практике Международного института резервных возможностей в период с марта 1994 г. по настоящее время достаточно высокой эффективностью при лечении наркоманий, алкоголизма, никотинизма, игроманий, чревоугодия и иных болезненных влечений, приводящих человека к развитию патологических зависимостей.

Метод является духовно ориентированной психотерапией на православной основе не только потому, что имеет прочный фундамент в религиозно-культурной традиции, но и потому, что обращен к духовному началу в человеке, т. е. к тому, что выше психики, изучаемой и врачуемой естественнонаучной медициной. Подобная психотерапия является не просто безмедикаментозным вербальным лечением, ориентированным только на психофизического человека, его ум, волю и чувства, но, прежде всего, она направлена на невидимые и анатомически не локализованные в человеке «органы» — дух, совесть и душу.

Г лавной задачей метода ДОП ЦЗ, его основной отличительной особенностью от современных методов научной психотерапии является устранение не только психической (психологической) и физической (физиологической) зависимостей, но в первую очередь преодоление зависимости духовной (доныне отрицаемой современной наркологической наукой).

Метод целебного зарока на православной основе дает мощный импульс к физиологическому и духовному восстановлению человека:

1) снимается тяга и патологическое влечение к алкоголю, нормализуется настроение и укрепляется жизненный тонус и т. д. Человек настраивается на восприятие трезвости не как на ущемление и ограничение своей личности, а как на событие спасительное и жизненно необходимое, сверхзначимое и радостное;

2) появляется (или хотя бы намечается) понимание истинного положения вещей, что такое алкоголь и прочее, осознание пьянства и других пагубных пристрастий как зла, как греха губящего его тело и душу;

3) происходит (начинается) пересмотр прежней, привитой атеистической жизнью системы ценностей: от алкоголя и других наркотиков к непреходящим истинам, к Богу;

4) создается биологический и духовно-нравственный психологический фундамент к выходу на новое качество жизни, для которой трезвость лишь одно, но базовое, фундаментальное и абсолютно необходимое условие;

5) перед человеком открывается (обосновывается и конкретизируется) путь к воцерковлению через пост, покаяние и молитву — предлагаются конкретные шаги для восстановления отношений с любящим Отцом — Богом.

М.М. Данилова, А.С. Глотов, Т.В. Сергеева

ВЛИЯНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ГЕНОВ CYP2C9, CYP2C19 И MDR1 НА РИСК РАЗВИТИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПОБОЧНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ

ЭПИЛЕПСИЕЙ ВАЛЬПРОАТАМИ

ФГБУ «НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта» СЗО РАМН, Санкт-Петербург, elenamariamassa@gmail. com

Для профилактики приступов или достижения ремиссии при лечении эпилепсии требуется длительное (многолетнее или пожизненное) регулярное применение противоэпилептических препаратов (ПЭП). Медикаментозное лечение эпилепсии рекомендуется начинать с монотерапии. Препаратом выбора при генерализованных, эпилепсиях, юношеской абсансной и миоклонической формах эпилепсии, а также при фотосенситивной эпилепсии, синдроме Леннокса-Г асто и других эпилептических энцефалопатиях являются препараты вальпроевой кислоты (ВК). Однако 30-50% пациентов не реагируют на монотерапию, что побуждает врача прибегать к политерапии. В процессе лечения побочные реакции ВК часто могут снижать качество жизни в большей степени, чем сама эпилепсия. Кроме того опытным путем показано, что концентрация вальпроевой кислоты в крови не всегда зависит от массы тела. Основная проблема в лечении эпилепсии -достижение приоритета терапевтического действия ПЭП над побочными

Но собственно и психотерапевтическая практика Фрейда вызвала ряд едких замечаний Босса. Он иронизировал по поводу длительных разглагольствований, которые, по его мнению, сопровождают сеансы и могут вызвать некий «невроз психоанализа». Вместе с тем удивительно, что при таком отношении к классической психотерапии сам Босс не отказался от кушетки, сохранил метод свободных ассоциаций. Но все-таки надо сказать и о принципиальном различии в практической работе Фрейда и Босса. Врач и пациент в психоанализе все-таки остаются в разных сферах. Пациент является объектом исследования, которое проводит аналитик. В технике Босса аналитик и пациент рассматриваются как некое гештальтное целое. В результате процесс освобождения касается не только пациента, он существенно затрагивает и самого аналитика.

По существу дазайн-анализ также проявляет интерес к жизненной истории, к символике сна, к свободным ассоциациям, которые возникают у пациента. Но толкование клинического случая отличается. Приверженцы М. Босса стараются зафиксировать структуры психики пациента, выявить экзистенциалы. Сам речевой материал обладает для Босса неоспоримой ценностью. Но вот использование такого защитного механизма, как перенос, имеет свои особенности. Босс считает, что характер отношений с аналитиком выходит за рамки самого сеанса. Здесь обнаруживается нечто большее, а именно кристаллизация отношений пациента с близкими ему людьми. В то же время этому механизму придается меньшее значение. Он используется в основном только по ситуации. Нет у сторонников Босса и своеобразной гипертрофированной тенденции — во что бы то ни стало преодолеть сопротивление пациента. Наоборот, в обозначении тех жизненных проектов, которые возникают у пациента, аналитик обнаруживает ценный материал.

Надо сказать, что сам механизм сопротивления трактуется у М. Босса не как отступление от терапии, а как нежелание разглядеть потенциал собственного бытия. В классическом психоанализе завершением терапии оказывается устранение симптома болезненности. Но для Босса это далеко не финал. Центр тяжести падает на постижение пациентом смысла своего человеческого бытия. Иначе трактуется и феномен вины. Для классического психоанализа это чувство возникает у пациента в результате действия супер-эго. Как только исчезает ощущение виновности, можно говорить о том, что пациент избавлен от страданий. Однако М. Хайдеггер и М. Босс считают, что это чувство (виновности) так же неотделимо от человеческого существования, как, скажем, страх или тревога. Именно поэтому ликвидация данного состояния невозможна. Вина, согласно Хайдеггеру, это зов бытия. Стало быть, через вину можно высветлить внутренний мир человека во всей его полноте. Главная цель анализа М. Босса — достижение свободы и открытости.

Но ведь Фрейд тоже добивался от пациентов предельной искренности, свободы и истины. Разве это не перекликается с экзистенциальной терапией? Очевидно, нет, поскольку трактовка свободы через либидо никак не укладывается в русло экзистенциального психоанализа. Да, двигался, можно сказать, в том же направлении. Поэтому его технику можно считать тем же экзистенциальным психоанализом, но при условии, что будет признана недостаточная отрефлексированность фрейдовской позиции.

Босс подчеркивает, что экзистенциальный анализ предполагает использование различных философских, научных, психологических и психотерапевтических ходов мысли. В фундаменте психотерапевтического подхода М. Босса — стремление понять и осмыслить человека как свет и открытость. Такой философско-антропологической напряженности в трудах Фрейда нет. В экзистенциальном психоанализе проступает забота о развитии растений, животных и людей. В этом направлении реализуется и забота. Классический психоаналитик нередко соотносит предъявленную ему клиническую историю с тем, что уже встречалось в его практике. Экзистенциальный аналитик избегает готовых рецептов, но игнорирует различные факторы, которые обусловливают человеческую психику. Духовные обнаружения Фрейд интерпретирует в духе инфантильно-либидозной фиксации. Однако такая узкая трактовка не подходит для экзистенциальной практики. Отношение к божественности является вообще важным фактором, определяющим судьбу человека. Босс считал, что фундаментальная возможность исцеления пациента может быть реализована только в адекватном бытии-вместе терапевта и пациента в психотерапевтической ситуации, через которое мы можем вернуть пациенту его утраченное подлинное Я.

В классическом психоанализе аналитик ставит диагноз и сам определяет пути лечения. Для сторонников М. Босса такая позиция оценивается как авторитарная. В терапии М. Босса главное внимание уделяется диалогу. Участники сеанса при встрече «высвечивают друг друга». Но здесь не следует допускать примитивного представления, согласно которому аналитик ничем не отличается от пациента. Их взаимодействие свидетельствует о целостности, а не о равнозначности двух субъектов, вступивших на путь терапии.

Говоря об экзистенциальной терапии, разумеется, невозможно обойти тему сексуальных перверсий. Фрейд не раз подчеркивал, что всевластие любви особенно впечатляюще обнаруживается именно в отклонениях. Но Босс не разделяет концепцию Фрейда, который рассматривает перверсии как результат сбоя психосексуального развития. По Боссу, здесь нужно искать некую смесь страха, вины и отвращения. Он ведет речь об узости, ригидности и сопротивляемости психического мира тех, кто отказался от гетеросексуальных отношений. Здесь точка зрения М. Босса все же не соотносится со многими современными представлениями об этих отклонениях. Он изо всех сил старается показать ущербность этих перверсий. Но сегодня общество проявляет терпимость к гомосексуализму или лесбиянству, не пытается во что бы то ни стало вернуть заблудших на «правильный путь».

Внутри экзистенциального психоанализа, разумеется, можно проследить и внутреннюю полемику и сходные мотивы. Но каждый исследователь являет собой значительную и продуктивную фигуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *