Одержимость бесами

Пора выкинуть его из своей головы.

Одержимости — в принципе, плохая штука, мешающая жить. Но когда ты одержима мужчиной, особенно своим бывшим, ты просто не можешь жить дальше. Вернее, ты можешь, но это не жизнь. Когда ты постоянно о нем думаешь, ты не можешь адекватно воспринимать остальную реальность. А ведь некоторые живут с такой одержимостью, будучи уже в новых отношениях, и это вообще катастрофа!
Поверхностные методы здесь не помогут, потому предлагаем использовать психологические приемы, помогающие в буквальном смысле выкинуть человека из своей головы.

1. Подумай, почему ты одержима им.

Иногда нам кажется, что одержимость — единственный способ сохранить отношения или иметь контроль над ситуацией. То есть если ты будешь слишком много думать и тщательно анализировать все, то сможешь наладить что-то или изменить. Но в итоге ты просто становишься одержимой, это влияет на твое эмоциональное и психическое состояние, угнетает тебя, и на деле никак не помогает ситуации.

Иногда одержимость бывает, когда ты постоянно боишься сказать или сделать что-то неправильно, боишься, что тебя неправильно поймут, придумываешь себе самые плохие сценарии «а что было бы, если».

2. Меньше переживай.

Справляться со своей тревожностью тяжело, но очень важно, чтобы не думать о том, чем ты одержима. В этом состоянии ты смотришь на все через призму «Что здесь не так?», хотя все хорошо. А когда ты думаешь, что что-то не так, то и ведешь себя соответственно.

Потому, если ты борешься с одержимостью, сначала избавься от негативных мыслей. Попробуй медитацию, больше спи, хорошо питайся, тренируйся. Все эти банальные вещи помогают лучше чувствовать себя физически, а соответственно и психически, дают ощущение контроля над собой — и не только над своим телом, но и разумом, что нам и нужно в борьбе с одержимостью.

3. Определи триггеры своей одержимости.

Это значит максимально избавить себя от всего, что тебе напоминает об этом человеке. даже в мелочах. Услышала песню, которая напоминает о нем? Быстренько переключи ее или надень наушники, отвлекись. Почувствовала запах, который напоминает о нем? Сразу «занюхай» его чем-то другим — да хотя бы своими волосами или кожаной курткой.

Это может звучать странно, но если твоя одержимость им действительно на уровне, разрушающем твою психику, это важно. Да и делать это придется не всегда, а только в начале.

Убирай все то, что напоминает тебе о нем, уменьшай влияние этого на тебя.

4. Заведи новые привычки, найди новые увлечения, научись чему-то новому.

Иногда лучший способ избавиться от одержимости одним — это стать одержимой другим. Для этого не обязательно нужен другой человек, это может быть новое хобби, навык, который ты давно хотела отточить.

Преобразование одержимости в увлеченность может изменить всю твою жизнь. Это даже может помочь тебе вернуть этого человека (если ты вдруг этого действительно хочешь). Просто будь увлечена собой и своей жизнью.

Как избавиться от одержимости мужчиной: 4 психологических метода

Тема интересная, писать можно до бесконечности:)Я считаю не уместно отталкиваться от темы религии, когда речь идет об экзорцизме и одержимости, так как любая религия есть всего лишь мишура, оболочка придуманная человеком, оболочка и условное обозначение того непознанного и сакрального, того что людьми принятно называть богом, адом, раем, ангелами, демонами, бесами, духами, миром духов и т.д.

В случаях экзорцизма и одержимости, то есть КОНТАКТА того и нашего мира, тот мир просто принимает удобную для нашего восприятия форму, грубо говоря то, что мы придумали и то какими мы их себе представляем, отсюда так называемые и «адские имена», которыми называют себя одержимые, отсюда и гниющие раны и истощение и зловоние и т.д. — это сугубо наше представление о демонах или злых духах и они предстают такими какими мы их хотим видеть, отсюда же и удачный эффект от ритуала экзорцизма — типо «господь бог», опять же каким мы его себе представляем, изгнал некоего духа, опять же такого каким мы его видим 🙂

Почему вобще это происходит — сказать сложно. Тут масса теорий почему и для чего духи лезут в наш мир и непосредственно в телесную оболочку, предположений много, как со стороны церкви так и со стороны исследователей всего этого, но доказательств естественно никаких. Тема мироздания и познания сути кто мы и для чего мы здесь и что ТАМ дальше после смерти материальной оболочки — как бы у нас открыта до сих пор 🙂

Атеисты и врачи конечно же все списывают на психические расстройства и заболевания типа шизофрении и т.д. Но очень сложно обьяснить такие например моменты как: левитация, более того есть случаи вместе с кроватью, сгибание стальных дужек кровати и ВЫРЫВАНИЕ спинок кровати одержимым, который мало того что лежит, да еще руки находятся за головой — покажите мне того кто проделает такой трюк в реале:) Далее безусловно уникальные голоса одержимых. Многие записи их разговоров, криков анализировались и до сих пор не понятно, откуда берется и как вобще можно воспроизвести такой эффект, как разговор на «два-три голоса одновременно», не способен на такое человеческий организм, ни один профессиональный чревовещатель или певец с уникальным голосом не может такое воспроизвести. Кстати в последствии этот эффект стал использоваться в ужастиках, такими «голосами» разговаривают демоны к примеру в фильмах Ветер Демонов или Ночь Демонов. Опять же одновременно разговор на нескольких языках. Сваливать на высшее образование тут не уместно, потому как есть много случаев, где это происходило с людьми, которые писали то с ошибками на одном, родном своем языке:)

Я в силу своей непутевой жизни увлекался всеми этими делами и есть примеры на личном опыте. К слову сюда же можно отнести и полтергейст. как бы меня не уверяли разные «ученые», которые по факту сами ни х.ра не знают, в «чудодейственной подростковой и детской энергии» — это бред на мой взгляд и примеров так же вагон 🙂

о.Константин Пархоменко

Человеку неопытному очень сложно, почти невозможно отличить настоящую одержимость от психических заболеваний, например истерии, так как приступы этих болезней нередко очень похожи на приступы беснования. Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать, нередко у него появляется такая физическая сила, что несколько человек не могут с ним справиться.

Отличить психическую болезнь от беснования тем более сложно, что всякая болезнь и страдание в этом мире тоже являются результатом действия диавола. В самом Евангелии случаи болезни и одержимости часто переплетаются, поэтому иногда говорится об исцелении Христом одержимых, иногда – об изгнании бесов; так, например, в отрывке о мальчике, беснующемся «в новолуния», сказано: «и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час»viii.

Поэтому мы не будем пытаться провести четкую границу между психической болезнью и настоящей одержимостью, это дело опытных людей, занимающихся «отчиткой», то есть, изгнанием бесов. Важно подчеркнуть, что симптомы психических заболеваний и одержимости очень похожи, но это еще не значит, что в каждом душевнобольном человеке обитает диавол и его надо изгонять. Исцеление от болезней физических и душевных Церковь подает в Таинстве Соборования. В этом Таинстве, кстати, тоже косвенно идет речь об избавлении нас от власти диавола.

Важно упомянуть также о том, что многие, наоборот, отрицают возможность реального вселения диавола в человека и все сводят к явлениям психической поврежденности. Основное, что можно противопоставить такой позиции, – это опыт людей, занимающихся экзорцизмом, а все они свидетельствуют, что, хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личностное существо – диавол. Данный факт подтверждают и врачи-психиатры, которые по роду деятельности часто общаются с душевнобольными людьми.

Если врач-психиатр не враждебен религии, но объективно оценивает клиническую ситуацию своих подопечных, он может заметить, что некоторые из больных со странной иррациональной агрессией относятся ко всему религиозному: чтению над ними Священного Писания, молитв, окроплению их святой водой. Такие больные рычат, кусаются, забиваются под кровать, сторонятся всего святого. После соприкосновения со святыней эти больные успокаиваются на некоторое время.

Автор лично знаком с дипломированным врачом, женщиной, которая уже больше 25 лет работает в городской психиатрической больнице. После защиты диплома молодой специалист решила посвятить себя теоретическим исследованиям, сначала год-другой поработав в реальных условиях, в психиатрической лечебнице. Однако во время практики эта врач столкнулась с таинственным явлением: некоторым больным лекарства были не нужны. Они приходили в себя после соприкосновения со святыней, после чтения над ними молитв. И, столкнувшись с описанной ситуацией, врач как верующий человек осталась там, чтобы помогать несчастным, которых лечат медикаментозно, а им, как она говорит, «нужно совершенно другое». Эта врач приглашает в больницу священников, и те исповедуют и причащают больных, служат молебны. Именно это приносит на некоторое время облегчение «странным» больным.

Опыт показывает, что эти больные могут отличить святую воду от не святой, в священнике, одетом в светскую одежду, различают Божьего служителя.

Подобные опыты проводил еще больше столетия назад известный российский психиатр Н. Краинский, вначале скептик и позитивист, впоследствии – верующий человек. На эту тему им была даже выпущена книга, называвшаяся «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни». Вот выдержка из этой работы:

«Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как бы скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (исследование было произведено в средине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды».

В книге современного западного мыслителя Уолтера Мартина, которая так и называется – «Экзорцизм», приводится интересный пример. Автор описывает, как однажды с одним неверующим психологом они провели три с половиной часа у постели одержимой девушки, после чего этот насмешливый психолог уверовал в Бога и поверил, что диавол существует и вселяется в людей.

Говоря о признаках одержимости, можно выделить несколько пунктов. Прежде всего, необходимо остановиться на изменениях, происходящих в самой человеческой личности. Меняется не только внешний облик (человек принимает дикий, страшный вид) – иной становится сама сущность человека. Злой, кидающийся на всех и сквернословящий человек, когда припадок проходит, может быть вполне добродушным и спокойным. Отец Григорий Дьяченко приводит историю девушки, которая в нормальном состоянии со всеми скромно и весело беседовала, когда же начинался приступ – как зверь, бросалась на человека, старавшегося ей помочь.

Во время приступов бесноватый чаще всего находится без сознания или же сознание его оказывается в подавленном состоянии. Так, уже упоминавшейся выше Уолтер Мартин рассказывает, как сам психолог подтвердил, что девушка, к которой они пришли, была без сознания, в то время как из ее тела доносился совершенно чужой голос, а «на губах играла нагловатая усмешка».

Часто человек в состоянии одержимости бесами просто не осознает себя тем, кто он есть на самом деле. Так, милая девушка Авдотья, рассказывает протоиерей Григорий Дьяченко, была одержима злым духом, который выдавал себя за недавно покончившего собой человека. Дух в ней даже говорил с акцентом, характерным для покойного. Вообще бесы очень часто выдают себя за души умерших, с этим мы встречаемся и в спиритизме. Вероятно, они делают так потому, что этот прием легко отвлекает людей от Бога и истинного учения Церкви и сосредоточивает их внимание на вещах второстепенных и вовсе ложных.

Впрочем, нередко диавол открыто говорит о себе, и примеры тому мы видим как в Евангельских рассказах о бесноватых, например в истории с Гадаринским бесноватым, так и в жизни. Например, одержимая бесами девочка в припадке произносила странные слова о событиях, о которых она, кстати, ничего не могла знать, а именно о том, что вихрь во время ярмарки опрокинул телегу и смял несколько палаток торговцев: «Мы также были на ярмарке, мы опрокинули там телегу и разрушили несколько бараков». Такой ответ равносилен признанию, что в ребенке диавол, так как именно диавол является разрушающей силой.

Следующее, что необходимо отметить, – это физические изменения, присутствующие обычно у бесноватых. Человек нередко теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях. Часто у него появляется огромная, неестественная сила, как у Гадаринского бесноватого, который, по свидетельству Евангелия, много раз был скован цепями, но всегда разрывал их и никто не мог его укротитьix.

Подобные явления сегодня совершенно подтверждают древние наблюдения. Так, по рассказам очевидцев, хрупкая девушка весом 48 килограммов раскидывала в стороны четверых сильных мужчин. А вот описание приступа беснования одержимого юноши, свидетелем которого был один благоговейный и образованный человек (наш хороший друг, священник Аркадий Северюхин, ныне преподаватель Санкт-Петербургской Духовной семинарии) в Оптиной Пустыни в 1990 году:

«Мне довелось видеть приступы его (юноши) беснования. Во время богослужения он падал на пол и так неестественно изгибался, что, казалось, это просто невозможно для человеческого естества. Создавалось впечатление, что какая-то невидимая сила неудержимо тянула его к полу, как бы стремилась погрузить под землю. В этот момент ладони его прилипали к полу так, что невозможно было их оторвать. Когда рядом с ним проходил священник или дьякон, совершая каждение, он начинал неистово рычать, извергая хулы. Как правило, эти приступы начинались всегда, когда он приближался к святыне, слышал колокольный звон и, особенно, когда его пытались подвести к мощам преподобного Амвросия. По его словам, после приступов он ничего не помнил и очень удивлялся, когда ему рассказывали о том, что он делал».

Также у людей, одержимых бесами, чаще всего наблюдаются параномальные способности и неестественное знание. Это и неудивительно: бесы как духовные существа, не имеющие тел, знают гораздо больше человека. Так, выдававший себя за умершего мордвина дух, обитавший в известной уже нам Авдотье, однажды, как рассказывает свидетельница, стал особенно буйствовать, кричать и плакать. Естественно, пришла хозяйка дома, стала пытаться успокоить Авдотью, говоря: «Что ты кричишь, Свирид Степанович? Замолчи!» На это дух ответил ей, что раскричался он потому, что умер брат хозяйки, живший далеко от села, и что через две недели хозяйка получит об этом письмо. Все в точности так и произошло. В другом случае, приводимом отцом Григорием Дьяченко, двенадцатилетняя девочка в точности описала человеку, вернувшемуся из Парижа, Эйфелеву башню и все подробности его путешествия, хотя ни разу в жизни не покидала деревни.

Нередко беснованию сопутствуют таинственные явления, происходящие с самим бесноватым или вокруг него. Например, свечи в комнате одержимой девочки на глазах у толпы любопытных посетителей сами гасли и вновь зажигались, а в доме другой одержимой неизвестно откуда берущиеся камни разбивали все стекла и посуду.

Такие явления сбивают людей, особенно нецерковных, с толку и, как и другие оккультные явления, уводят от поисков истинной тайны бытия – Бога в астральный мир бесов. А это огромная победа диавола. «Враг спасения не всегда зло внушает, но довольствуется, если успевает занять внимание, пустяками. Ему лишь отвлечь от главного – единого на потребу и время сгубить…». Это явление называется полтергейстом и классифицируется Православием как несомненное присутствие и действие бесовских сил.

Наконец, еще одна черта, присутствующая у бесноватых, – это так или иначе приносимый самому одержимому вред и ненависть ко Христу, страх перед Ним.

Вред может выражаться просто в изнеможении и постепенном умирании человека, в страдании от приступов, от порабощенности сатаной. А нередко человек в состоянии приступа или депрессии после него стремится уничтожить себя. Двенадцатилетняя девочка, о которой мы уже говорили, во время приступов яростно била себя и старалась вырвать себе глаз, другая женщина требовала нож или веревку, чтобы убить себя и окружающих.

Ненависть и страх перед Христом проявляются особенно во время процесса изгнания дьявола. Достаточно вспомнить Евангельские рассказы об изгнании бесов Христом; так же реагируют бесы и на само имя Христово. Отец Г. Дьяченко рассказывает о священнике, который пришел с Требником и епитрахилью в дом бесноватой, чтобы помочь ей. По словам священника, едва завидев его, бесноватая стала плевать в него, «зверски глядела», пыталась попасть в него поленом, когда же поняла, что все бесполезно, заплакала, говоря: «Головушка моя бедная, зачем он пришел»?

Потакая своим страстям, мы позволяем бесам обитать и действовать в нас. Но иногда кажется, что, уничтожив ту или иную страсть в себе, мы уничтожим особенность, неповторимость нашей личности, а ведь, думаем мы, Господь сотворил каждую личность неповторимой, непохожей на другие. Но Церковь учит, что неповторимость эта – не в грехе, а как раз наоборот, в праведности жизни. Подчиняясь одним и тем же страстям, люди становятся похожими, как все старые, почерневшие иконы похожи друг на друга. И, как икону необходимо очистить от пыли и копоти, чтобы увидеть ее истинный лик, так и человек: чем более очищает он заложенный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и неповторимей становится его личность. Поэтому, начиная бороться со страстями, нужно, прежде всего, по словам св. Феофана Затворника, осознать, что наши злые влечения – не что иное, как дьявольское внушение, не считать их своими, но всеянными, что позволит нам увидеть своего врага. «Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, – пишет Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является диавол, – что, когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума – мои собственные».

Действительно, у человека может быть горячая, страстная натура или, наоборот, натура спокойная, склонная к созерцанию. Но от человека зависит, направит ли он этот дар в задуманном Богом русле или же, поддавшись внушению диавола, исказит грехом. Так, горячий темперамент можно направить как на ревностную любовь к Богу и людям, так и на гнев, раздражительность. А спокойствие и уравновешенность могут способствовать как стяжанию Божьего мира в душе, так и развитию лени и безразличия

Однако человеку, попавшему в сети диавола, ставшему его рабом, очень тяжело понять, что он не господин себе, что он выполняет чужую волю. Это неудивительно, что грешник не видит в себе бесовского действия: на белой одежде видно любое пятнышко, на черной – и большое можно не заметить. Не случайно святые так остро чувствовали свою греховность, так каялись. По словам святителя Иннокентия Херсонского, «в чистой душе малейший дурной помысел виден лучше, чем огромные грехи в темной».

О самом акте изгнания дьявола, когда над одержимым читаются специальные заклинательные молитвы, призывается на помощь Христос, – говорить очень сложно. Воля людей устремляется навстречу Божественной благодати, и происходит чудо: человек освобождается от власти диавола и становится самим собой. Но почему не всем своим чадам Православная Церковь разрешает заниматься экзорцизмом, а только отдельно благословленным на это служение людям? Такой вопрос часто задается верующими. Действительно, почему? Ведь изгоняет диавола не человек, а Христос?

Апостол Павел много внимания уделяет различным служениям членов Церкви. Он пишет: одному дается харизма «чудотворения, иному пророчество, иному различения духов, иному разные языки, иному истолкование языков»x. Павел не мог и не стремился дать полный перечень служений, его задачей было противостоять разъединению на группы, наметившемуся в Римской и Коринфской общинах, поэтому многие харизмы остались «за кадром», он лишь упомянул о специфически «церковных» служениях, сведя указание на практические служения, на служения «в миру», к минимуму. К тому же способность изгонять бесов, по мнению большинства толкователей, входит в дар, обозначенный ап. Павлом как дар «чудотворения». Во всяком случае, мы знаем, что в древней Церкви существовали люди, обладавшие особой харизмой, то есть, благодатным даром Святого Духа, даром изгнания бесов, которые занимались своим делом весьма активно.

В то же время мы должны понимать, что потенциально каждый христианин способен силою Христовой изгонять диавола, но, чтобы делать это реально, необходимо быть христианином с большой буквы, вести напряженную духовную жизнь. Христос говорил: «Если будете иметь веру с горчичное зерно, то скажете горе сдвинуться с места, и она сдвинется»xi. Разве все христиане имеют такую веру? В процессе изгнания дьявола не может быть никакого магизма. Призывание имени Христа само по себе ничего не дает. Поэтому здесь и важна личность экзорциста: «некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», но «злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»xii. Господь никогда не творит чудеса насильно, человеческая свобода неприкосновенна, для чуда необходимы искренняя вера и всецелая обращенность к Нему. Как может человек, еще не избавившийся от греха, не утвердившийся на пути совершенствования, быть проводником божественной благодати и приказывать бесам – да зачастую дьявол найдет в нем «своего» больше, чем Бог. Поистине, слепой поведет слепого…

Мы не будем рассматривать сам чин изгнания, гораздо более важно остановиться на том, что может защитить нас от власти или нападок сатаны, на том, что в силах самого человека, противящегося бесам. Ведь как, словами преп. Симеона Нового Богослова, «без греха самого человека нельзя дьяволу схватить человеческую душу», так и изгнать его из души возможно только при условии активных усилий самого человека. И если бес изгнан, а человек продолжает свою греховную жизнь, то вполне естественно, что вскоре диавол вновь завладеет им.

Мы говорим не только о крайних проявлениях одержимости, когда в человеке живет личностный дух, являющий себя описанными выше способами. Когда мы чувствуем, что наша воля порабощается грехом, мы тоже должны усиленно бороться с его вдохновителем – диаволом. Иеромонах Анатолий (Берестов) приводит пример с молодым человеком, который увлекся магией. Будучи до занятий оккультизмом вполне нормальным спокойным человеком, он вдруг стал резко меняться в худшую сторону. Друзья и родственники не узнавали его. Они не понимали, что с ним происходит. Почему он вдруг стал агрессивным и жестоким?.. Однако данный факт легкообъясним. Как миру божественному присуще добро, так миру бесовскому – зло, даже если, на первый взгляд, это не так. А, живя в мире зла, углубляясь в него, естественно такому человеку и развиваться в сторону зла, вернее, деградировать. И хотя упомянутый человек находился в сознании, приступы агрессии так усилились, что он стал по ночам избивать одиноких прохожих, а однажды в приступе гнева, чуть не зарезал свою подругу. Агрессия появлялась настолько спонтанно и так сильно овладевала сознанием, что справиться с ней, по словам молодого человека, не было никакой возможности. И он сам стал говорить, что «одержим бесом».

Первое, что необходимо сделать человеку, страдающему от нападок диавола и еще не крещенному, – это, конечно, креститься. Огромное количество личных свидетельств подтверждают, что чаще всего после Крещения диавол теряет власть над человеком. Это неудивительно, ведь человек приходит под защиту Бога. Недаром первая часть Таинства Крещения состоит из заклинательных, экзорцистских молитв, в которых человек отказывается от диавола и «всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его» и вручает себя Христу. В Таинстве Крещения, как дикая маслина, по Евангельской притчеxiii, прививается к доброй, так и человек с греховной природой прививается к чистой природе Христа, как бы срастается со Христом. Раньше мы пытались бороться с сатаной своими силами, естественно, их не хватало, теперь в нас действует сила Христова. Это, конечно, не значит, что любому человеку в целях безопасности следует креститься. Магический подход, без искренней веры и желания следовать за Христом, недопустим и не имеет смысла. Креститься может и должен только человек, верующий во Христа и желающий жить христианской жизнью.

Крещение предполагает дальнейшую церковную жизнь. Центром же Церкви, Таинством Таинств является Таинство Евхаристии, в которой под видом хлеба и вина мы соединяемся с Самим Живым Господом. В Евхаристии Христос непостижимо для разума и невидимо, но реально пребывает с нами, дает нам силы и благодать для перенесения страданий жизни, для борьбы с искушениями, дальнейшего душевного роста. Понятно, что, чем ближе мы ко Христу, тем меньше у диавола возможности достать до нас. «Как хворост, брошенный в огонь, не может противиться силе огня, но тотчас же сгорает, – читаем мы у св. Макария Великого, – так и демоны, когда хотят напасть на человека, сподобившегося даров Духа, попаляются и истребляются Божественною огненною силою».

Что мы должны делать, чтобы в повседневной жизни не растерять данную в Крещении благодать, но постоянно быть вблизи Бога? Прежде всего, уделять хотя бы немного времени для ежедневной молитвы и чтения Евангелия. «Сей же род изгоняется только молитвой и постом», – совершенно твердо сказал Христос, и вся практика жизни святых это подтверждает.

Молитва – это беседа с Богом, Господь хочет беседовать с нами, но и мы должны приложить со своей стороны усилия, чтобы диалог произошел. Пост определяется для каждого человека в соответствии с практикой Церкви и рекомендациями духовника. Он необходим для того, чтобы именно дух главенствовал в нашем существе и диавол не мог подчинить нас себе через излишнюю привязанность к чему-либо второстепенному, например через страсть чревоугодия, когда желудок становится центром жизни, своеобразным богом.

Но, конечно, все наши усилия – и регулярное участие в Евхаристии, и чтение Евангелия, и молитвы, и пост – будут бессмысленными, если не будет сочетаться с постоянным доброделанием и духовным ростом. Вернее, если все это не родило в нас желания жить по-настоящему христианской жизнью, значит, что сам наш подход к был неправильным,. Если же мы будем жить церковной жизнью, регулярно исповедоваться и причащаться, творить добрые дела, молиться, читать Евангелие и духовную литературу, то есть, углубляться в Бога, то для нас откроются и другие, более индивидуальные моменты, необходимые конкретно в нашем случае для борьбы с бесами.

Все святые отцы в один голос предупреждают нас: мы сами созидаем свою душу и мир вокруг нас. В нашей власти, служить ли Богу или диаволу, исцелять зараженный злом мир или еще умножать в нем грех и страдание.

Господь же всегда ждет нашего обращения к нему, всегда готов прийти на помощь. Но эта помощь не может быть оказана без нашего деятельного участия. Мы должны не пассивно ждать освобождения от бесовского действия (такое расслабленное состояние, наоборот, удобно бесам), а стремиться быть истинными воинами Христовыми, всегда бдительными и готовыми дать отпор врагу.

Церковь призывает нас всегда быть начеку, чтобы диавол не нашел дорогу в нашу душу. Для этого надо внимательно следить за своими помыслами, не давать бесам через грех завладеть нашим существом, а если диавол все-таки уловил нас, каяться и быть вдвойне бдительными и активными.

Современный афонский старец Паисий Святогорец говорил о том, что человеку, имеющему в себе беса, необходимо полностью изменить состояние своей души, если он хочет, чтобы из жилища бесов она стала домом Божиим: «Когда грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда диавол приобретает на него больше прав, и тогда, чтобы он оставил, нам нужно разрушить старый дом и построить новый». И продолжает наставлением о том, что необходимо и к беснованию относиться с терпением и надеждой на Бога как к своему кресту или наказанию за грехи, сочетая все это с активным духовным восхождением: «Имеющих в себе беса от рождения ждет великое воздаяние, если они не будут роптать, пока не освободятся по благодати Божией. Те же, которые сами стали причиной своей одержимости, сами должны и подвизаться».

Закончим словами святого праведного Иоанна Кронштадтского. Они о том, что можно и нужно начать делать уже сейчас и каждому из нас, чтобы изгнать дьявола из нашей души и очистить ее для Бога: «Все делай против того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, ты – люби их; ругающих – благословляй; и взимающих твое – не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться – плачь; когда находит уныние – старайся развеселиться; когда зависть – радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность – немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы – поревнуй о чистоте сердца; когда гордость – смирись; когда злоба – будь особенно добр; когда раздражительность – сохрани спокойствие; когда скуп – будь щедр; когда рассеянность – размышляй о едином на потребу».

Из личного опыта знали святые отцы о реальности и действии темных сил, однако они никогда не боялись их. Смертию на Кресте и Воскресением Христос уничтожил власть сатаны. «Не следует совершенно их бояться, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой», – пишет св. Афанасий Великий. И все евангельские рассказы об изгнании Христом бесов тоже, прежде всего, говорят об одном – о власти Христа над диаволом. Теперь с помощью Божией христиане могут побеждать бесов, диавол потерял над нами власть. Все теперь зависит от нас, от нашего желания жить в Церкви, жить со Христом, Который поможет нам совершенно освободиться от бесовской власти!

отчитка отца Германа Троице-Сергиевой Лавры против беснования и одержания демоном.
Прилагается напутствие Пантелеймона об кознях бесовских.

Вопрос: Подскажите, есть ли в иудаизме такое явление, как бесноватые? Или этих людей считают заботой психиатров, а не раввинов?

Ответ: Бесноватые – это одержимые бесами. Наши еврейские бесы – существа, безусловно, малоприятные и по-своему опасные. В принципе, хорошо тренированный бес в состоянии и с ума свести и даже убить. Но завладеть человеческим телом бесу не по силам. Разве что с согласия самого человека. Но это – отдельная история.

Так что бесноватых, в буквальном смысле слова, у нас нет. Но это не значит, естественно, что мы отрицаем явление, которое иноверцы называют «бесноватостью». Просто объясняется оно в иудаизме совершенно иначе. Речь идет ни о каких не бесах, а о душах. О людских душах, которые, по тем или иным причинам, после смерти тела, в которое они были помещены изначально, не смогли покинуть наш мир. И тем или иным образом умудрились «подселиться» в чужое тело. Такие души называются дибуками.

Лет четыреста тому назад от дибуков отбоя не было. В наше время они очень большая редкость. Не чаще раза в несколько десятилетий выявляются. Одно из следствий – осталось очень мало специалистов по их «изгнанию».

Специалист же нужен потому, что, хотя сама процедура совсем незамысловата, изгоняемую душу нужно же потом пристроить, то есть найти способ помочь ей покинуть наш мир и вернуться на Небеса. А это, по определению, очень сложно и требует и знаний, и умений, и, главное, святости и праведности. Ну а святых праведников никогда много не бывает.

А способность отличить клиента психиатров (скорее всего, страдающего от раздвоения личности) от одержимого дибуком – это проще. Но тоже далеко не всякому дано. В том числе далеко не всякому раввину. Кстати, возможно, именно поэтому случаев обнаружения дибуков все меньше, а евреев в сумасшедших домах все больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *