Око

Принцип талиона (лат. lex talionis, от talio — возмездие) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением — «око за око, зуб за зуб». (В настоящее время изречение приобрело более мирный смысл и в современном русском языке значит то же, что: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».)

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом. До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был в праве совершить такое же преступление с женой виновного. В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

Весьма полно выражена была идея талиона в древнееврейском праве, в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В Библии принцип талиона был призван остановить эскалацию мести, заменяя ее принципом равного возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24:20). Важно иметь в виду, что данный закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести. Речь идет не о мести, а о соответствии меры воздаяния тяжести преступления. Принцип талиона способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики» в его первоначальной отрицательной формуле: «Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С появлением Нового Завета стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианину приличествует останавливать зло на себе.

В Коране. В Коране и в исламе в целом прослеживается аналогичная эволюция по смягчению талиона. Как и в Нагорной проповеди, в Коране при первом упоминании правила талиона производится отсылка к уже известному закону и затем дается наставление. Однако собственно кораническое наставление не противопоставляется Моисеевому, но только сопоставляется с ним: «О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если убийца прощен родственником убитого — своим братом по вере, — то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это — облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит после разъяснения, — мучительная кара» (Коран 2:178; см. также 5:45 / пер. И.Ю. Крачковского).Но вместе с тем косвенно рекомендуется и прощение. В суре 2 прощение только упоминается, и главным при этом упоминании является «достойный выкуп». По свидетельству специалистов, само слово «уплата» («оплата») — «кисас» — это то же слово, которое обозначает возмездие, месть, но не кровную месть. В суре 5 продолжение ст. 45 (в пер. В. Пороховой) гласит: «А кто простит , И на милостыню обратит, тому послужит это искуплением «. Опять-таки прощение здесь лишь упоминается, но не прямо требуется. Указывается не только на предпочтительность прощения, в смысле отказа от физического наказания и замену его денежной компенсацией, — но и на предпочтительность пожертвования полученной компенсации на милостыню. Следующий же стих фактически закрепляет обновленный в сравненнии с классическим правом талиона ценностный контекст: прощение, снисходительность, милостыня в соотнесении со спасением задают более возвышенный, альтуристически-перфекционистский способ морального мышления (5:46). В другом месте эта идея получает дальнейшее развитие: прощение прямо противопоставляется возмездию, при этом само воздаяние злом за зло рассматривается как зло, через совершение которого мстящий приравнивает себя злодею: (42:40 / смысловой пер. М.-Н.О. Османова).Проблема равенства и уравнивания крайне существенна в Коране. Ради поддержания равенства в противостоянии с противником допускаются отступления от благочестия: » в запретный месяц, в запретный месяц. запретов возмездие. Если кто преступит против вас, то и вы преступите против него, подобно тому как он преступил против вас» (Коран 2:194 / пер. И.Ю. Крачковского). Идея равенства доводится до идеи универсализуемости, причем в требовании, касающемся отношения к «неверным»: «Если вы подвергаете наказанию неверных, то наказывайте таким же образом, как вас наказывали» (Коран 16:126).

Необходимо отметить еще один момент в коранических контекстах талиона: это правило раскрывается и конкретизируется в соотнесении с ситуациями войны или острого и ожесточенного противостояния. На войне надо быть снисходительным и готовым к прощению (см. Коран 2:192); но первому не следует прекращать сражение, если сохраняются условия, породившие войну, если продолжаются «смуты и угнетения» (См. Коран 2:193). Иными словами, по отношению к врагу, тем более неверному, надо быть великодушным, но не снисходительным. На обиду надо отвечать обидой; защищающийся вправе применять силу (см. Коран 42:41).Таким образом, в Коране, в отличие от Нового Завета, талион не отвергается решительно; лишь в одном месте содержится констатация предпочтительности полного прощения возмездия. Талион ограничивается, но это ограничение сопровождается и предложением и наставлением иных подходов в морали — прощения, терпения, снисходительности, в том числе, ради будущего спасения.Такое совмещение талиона и милосердия свидетельствует о том, что в Коране содержится иная, по сравнению с Новым Заветом этика. В Новом Завете дана в конечном счете этика совершенствования, осуществляющегося через любовь к ближнему. В Коране этика совершенствования, милосердия и прощения сопряжены с этикой активного разрешения конфликтов в условиях противостояния с врагом. В этом смысле кораническая этика предстает очевидно социально ориентированной, предполагающей обязанности человека, выраженные в его ответственности за другого и за ситуацию, которая складывается в сообществе.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.

Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 г. предписывалось за богохульство прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание наказания лишение свободы.

Око за око, зуб за зуб значение

Поль Гюстав Доре. Моисей со скрижалями завета.

Когда-то существовал закон, который звучал так: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».

Это один из библейских законов, полученных Моисеем от Бога на горе Синай. Но как же, так? Получается, что Бог призывает древних евреев мстить друг другу? Именно так, кажется, если взглянуть на это дело поверхностно. На самом же деле все было ровно наоборот. Этим законом жестокость вовсе не благословлялась, а наоборот — ограничивалась.

Дело в том, что почти у всех древних народов существовал закон кровной мести. Он предписывал членам пострадавшего рода мстить не только конкретному виновнику, но и всему роду обидчика. И независимо от тяжести вины достойной местью считалась лишь смерть.

Повеление Бога, данное Моисею, состояло как раз в том, чтобы прекратить бессмысленные кровопролития. Ответственность теперь мог нести только конкретный виновник. И мера наказания не могла превышать меру вины. За поврежденный глаз больше нельзя было убить своего обидчика.

Закон Моисея,— стал важным шагом на пути нравственного прогресса человечества. Но он не совершенен. Господь дал его людям лишь потому что к иному они еще не были готовы. Должно было пройти время.

Когда же в мир пришел Христос, Он сказал уже другие слова:

«Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

Так Спаситель призвал людей не слепо следовать закону взаимной жестокости, но проявлять смирение и милосердие в отношении близких. А потому действительно — не стоит царапать машину вашего обидчика, если у вас есть возможность решить дело миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *