Окормление

Портал «Пастырь» опубликовал доклад клириков больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья РАМН протоиерея Виктора Гусева и протоиерея Илии Одякова, сделанный на международной конференции по попечению Церкви о душевнобольных, которая прошла в Москве 13-14 ноября 2018 года.

Наш храм в честь иконы Божией Матери Целительницы был первым, устроенным в психиатрической больнице после революции 1917 года по инициативе сотрудников Научного центра психического здоровья РАМН.

Еще в 1989 священники Валерий Ларичев и Алексий Бабурин начали окормление больных Центра. Оба они по светскому образованию врачи-психиатры с опытом практической работы. При поддержке администрации во главе с директором Центра академиком Вартаняном Маратом Еноковичем был устроен больничный храм. Он был освящен Святейшим Патриархом Алексием в 1992 году.

Особенностью нашего храма является отсутствие свободного доступа.

Отношения с врачами складываются двояким образом

С одной стороны, храм возник по инициативе группы врачей и сотрудников Центра. И в настоящее время мы активно сотрудничаем с врачами. Так, ряд сотрудников Центра постоянно духовно окормляется в нашем храме. Кроме этого, допуск больных в храм осуществляется лечащим врачом стационара, когда последний оценит состояние больного достаточно скомпенсированным и стабильным для оказания духовной помощи со стороны Церкви.

Поэтому чаще всего наш храм посещают больные после одной-полутора недель пребывания в стационаре, когда, как правило, острое состояние уже снято, и возможная угроза совершения неадекватных поступков, которые могут привести к поруганию Святыни, сведена к минимуму. Соответственно, после этого срока вполне может идти речь об активном участии в церковных Таинствах.

В случае сложных больных священники часто беседуют с лечащим врачом — организуют специально встречу либо при посещении больного в отделении.

С другой стороны, мы часто встречаемся с нецерковностью многих врачей и с непониманием или неадекватным пониманием ими смысла веры и отношений человека с Богом. Так — в крайних случаях — это проявляется в позиции типа «веришь — вот и заболел», или в том, что врач не отпускает своих больных в храм, независимо ни от каких условий (от состояния и желания больного). В лучшем случае вера, молитва, таинства и Бог рассматриваются ими как некий дополнительный — наряду с лекарствами — «ресурс», который помогает справиться человеку с болезнью. И такое отношение (к вере, молитве и Богу как к ресурсу) особенно тяжело воспринимается, когда оно звучит из уст врачей, казалось бы, воцерковленных. Ведь это отношение не просто неправославного, но — неверующего человека. Впрочем, это не имеет особого отношения к нашей теме.

Особенности богослужебный практики и пастырского окормления

Основными формами окормления, которые показали свою состоятельность и исторически прижились в нашем храме, являются следующие:

  1. организация и совершение богослужений, таинств, сопутствующие проповеди — как возможность активного участия больного в мистической жизни Церкви;
  2. проведение катехизических бесед, как помощь в осознании значения таинств, к которым прибегает больной;
  3. устройство паломнических поездок, как возможность реабилитации, установления и расширения социальных связей в период ремиссии;
  4. проведение театрализованных поздравлений в церковные праздники, как средство поддержки и миссионерство.

Прежде всего, в любых проводимых мероприятиях мы учитываем два фактора. Первые — это состояние больного. Второй — режим, установленный в Центре как в лечебном учреждении (время осмотра и лечения больных, приема пищи, отдыха и пр.).

Поскольку больные, как правило, ослаблены и находятся в измененном состоянии сознания в связи с болезнью и приемом лекарств, мы ограничиваем время богослужения. Но в то же время мы стараемся компенсировать сокращение традиционных уставных молитвословий подчеркнутой красотой их совершения.

Так, мы используем колокольный звон и однородный мужской хор, который поет византийским распевом.

По пастырскому снисхождению мы, как правило, ограничиваем литургический пост последним вечерним приемом пищи и воздержанием от курения поутру.

Божественная литургия совершается еженедельно.

Так как больные чаще всего находятся в сложном психическом состоянии — им трудно сосредоточиться, их одолевает слабость, сонливость, невозможность читать тексты, — то молитвенная подготовка к литургии ограничена либо только участием в вечернем богослужении, либо посильным совершением молитвенного правила.

Учитывая, что мы имеем дело с душевнобольными, раз в месяц совершается таинство Елеосвящения (Соборования). Причем в традиции Русской Церкви это таинство исцеления и тела, и души, что отражено в молитвах последования.

Начиная разговор о собственно пастырском окормлении, необходимо остановиться на том, каким должен быть подход и каково должно быть отношение к больному и болезни.

Мы исходим из того, что о подлинном психическом здоровье можно говорить только тогда, когда все три сферы человека — дух, душа и тело — находятся в гармонии друг с другом. Причем из перечисленных трех сфер ведущей — в норме — является духовная.

Мы помним о том, что каждый человек являет собой образ Божий. Мы помним о том, что назначение каждого человека — это обожение; то есть такое изменение, когда он, с помощью Божией становится способным достигнуть Царства Небесного. Мы помним, что жизнь человека разворачивается в контексте вечности. И еще мы помним, что ведущим в жизни каждого человека является личность. Именно личность задает особый способ существования природы человека. Именно от личности зависит свобода и выбор способа существования человека в условиях болезни.

Таким образом, мы рассматриваем «здоровье человека как целостность всех аспектов человеческого существования, исконно присущую богозданной природе человека по благости, мудрости и милости Бога. Невозможно сохранить подлинное психическое здоровье, принимая во внимание лишь телесную природу и психосоциальное благополучие человека, игнорируя при этом его нравственно-аскетическое состояние, мировоззрение и его отношение с Богом» (Православная энциклопедия, ст. «Здоровье»).

У верующих людей сохраняются ценностные ориентиры, несмотря на болезнь

В то же время психические заболевания — это состояния человека, противоположные тому, о чем мы только что с вами говорили. Они «проявляются в нарушении способности сохранять свое внутреннее единство, свою целостность, а также в невозможности поддерживать оптимальный эмоциональный фон, адекватность суждений, поведения и восприятия окружающей действительности».

Таким образом, главной своей задачей мы видим помочь человеку в состоянии болезни продолжить его сознательное возрастание к Богу. И помочь ему сделать так, чтобы это движение к Богу стало незыблемым основанием, опираясь на которое, собираясь в особое уникальное единство, развивались бы его душевная и телесная сферы.

Такой подход возможен и реален, что убедительно подтверждается, с одной стороны, многолетней практикой, существующей в нашем Центре.

С другой стороны, в рамках Центра были проведены научные исследования, посвященные изучению особенностей ценностно-смысловой сферы больных. Эти исследования показали, что у православных больных сохраняется как состав, так и структура ценностно-смысловой сферы во время болезни, что не наблюдается у больных неправославных (неверующих). У последних состав и структура ценностно-смысловой сферы существенно меняется, когда человек заболевает. И поскольку сохраняется основа мировоззрения, основа ценностно-смысловой сферы, то и человек во время психической болезни способен жить по-христиански.

Поэтому возможно и весьма конструктивно выстраивание его жизни в контексте движения к Богу на пути спасения — даже во время психической болезни. И этот контекст может и должен быть центральным, «стержневым», на котором выстраиваются его отношения и разрешаются проблемы, связанные со способом и смыслом его существования в условиях болезни.

Главными направлениями такой помощи мы видим следующие:

1. Помощь больному в осознании смысла случившейся с ним болезни.

Больной часто нуждается в таком осмыслении. Здесь, на наш взгляд, главным являются следующие моменты:

Прежде всего, необходимо помочь человеку понять, что болезнь не является проявлением того, что Бог его оставил. Бог продолжает любить и заботиться о нем.

Важно помочь человеку понять, что болезнь не отрывает человека от Бога (так, как его отрывает грех), а болезнь является особым путем Креста, который дан человеку ко спасению, и который возводит человека к Богу. Это действие особого Промысла Божия. И здесь важно помочь больному сознательно принять болезнь, как путь возрастания к Богу; как путь, который он должен пройти теперь, и на который его поставил Бог.

Важно указать больному, что болезнь часто имеет благоприятное течение.

При этом Бог, любя нас, не обязательно забирает или устраняет болезнь. И то, что болезнь сохраняется, не препятствует достижению святости и спасения. Например, как было с апостолом Павлом, преподобным Амвросием Оптинским, преподобной Синклитикией. Этот момент очень важен, потому что больные молятся об исцелении, и если они не получают исцеления, то эта тема становится весьма острой.

Мы никогда не используем и не поддерживаем отношение к психическому заболеванию как к наказанию за греховную жизнь или как наказанию за наследственные пороки. Ведь болящий, тяжело страдающий человек нуждается прежде всего в поддержке, укреплении, а не в суровом обличении.

2. Поддержка больного и «приведение» его к благодатной помощи Божией: молитве, таинствам.

Здесь важно напомнить больному о том, что жизнь христианская есть постоянное соработничество человека и Бога. И без особой — в том числе и благодатной — помощи Божией ни достичь Бога, ни справиться с трудностями жизни, ни прожить жизнь по-христиански человеку невозможно. Поэтому важно поддержать и укрепить больного в стремлении как к благодатной помощи Божией через таинства, так и в выстраивании своих личных отношений с Богом через молитву.

Напоминаю, что богослужения совершаются в нашем храме еженедельно, и мы рекомендуем своим больным причащаться регулярно, по возможности — за каждым богослужением.

3. Пробуждение собственной активности больного человека на этом этапе его спасения.

Мы говорили только что о том, что путь человека — это путь соработничества Бога и человека. И если, говоря о Таинствах, мы говорим об особой помощи, об особом действии Бога, который может принять человека, то здесь мы делаем акцент на активности самого человека. Потому что человек всегда — по крайней мере, в скомпенсированном, не в остром состоянии — может что-то противопоставить болезни и всегда может совершить действие, приближающее его к Богу. Это момент, в котором становится явной свободная, Богом данная воля человека. Это проявление собственной сознательной и целенаправленной активности. Она очень важна и зачастую приводит к положительным результатам.

До больного очень важно донести следующие два момента:

1. Человек сам может что-то сделать в противовес своей болезни. Ведь человек — существо свободное. Он способен самоопределяться и выбирать, как ему жить и относиться к себе, к миру, к своей болезни. Вот об этой свободе мы здесь и говорим. Человек может сам сделать что-то такое, что поможет ему стать лучше, здоровее. Здоровье связано со всеми тремя сферами человека — телом, душою и духом. И вот в области духа именно от больного зависит, как он будет идти и развиваться. Поэтому больной может сам активно действовать и развиваться вопреки своей болезни, укрепляя и развивая свое общее здоровье.

2. Очень важно, чтобы человек понимал и чувствовал, что именно он может сделать. Поскольку мало сказать, что ты можешь. Надо еще сказать, что именно ты можешь и как именно ты это можешь сделать. И в этой области весьма применим как опыт благочестия, так и аскетический опыт нашей Церкви (конечно, в переложении к больным). Что именно здесь имеется в виду? Ниже приведем некоторые примеры, которые помогут нам понять направление движения при работе с больными.

Возможные направления пастырской работы с нездоровым человеком

Каждый человек — это уникальная личность. И поэтому подходы и советы, которые мы даем человеку на этом этапе, бывают уникальными. И каждый раз поиск того, что может принять человек, что может сделать именно этот человек, является процессом творческим и трудно формализуемым. Даже вовсе не формализуемым.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что от человека болящего Бог многого не требует — лишь бы он нес свою болезнь с упованием и, если может, благодарил Бога.

Это упование есть проявление как доверия Богу, так и принятия Его благого Промысла. Помнить о Промысле Божием и усилием веры сохранять в себе доверие Ему — это практический, большой и важный шаг в следовании воле Бога. И в эту сторону нужно направить больного.

Тесно связана с вышесказанным добродетель терпения, без которой не совершается никакое доброе дело. Терпение болезни с надеждой на Бога — это еще одно важное делание христианина, доступное больному. В эту сторону мы тоже можем пытаться сподвигать больных.

Аскетическая практика борьбы с помыслами также может быть применима в целом ряде случаев. Так, к категории помыслов можно отнести, например, навязчивые идеи или голоса. И можно попытаться ослабить (или преодолеть — такие случаи бывали в нашей практике) влияние этих проявлений болезни с помощью подходов для борьбы с помыслами. Здесь, конечно, надо объяснять больному — объяснять так, чтобы он понял и почувствовал, — что именно имеется в виду, предлагать те или иные способы совладания с помыслами. Такой подход возможен, и он работает.

Еще один из возможных подходов в окормлении больных заключается в следующем. Господь призывает нас к исполнению Своих заповедей. Везде и всегда, невзирая на условия существования, здоровье или болезнь. В этом смысле психическая болезнь человека не является каким-либо исключением. Она является лишь особыми условиями существования человека. И в состоянии болезни человек призван, по мере сил и возможностей, также исполнять заповеди. Поступая таким образом, человек будет проявлять свою веру, верность, любовь к Богу, стремление быть с Ним. Это важнейшее действие в деле нашего следования за Христом. И призыв к исполнению именно заповедей Божиих можно обратить к больным (при условии, что у них сохраняется достаточное понимание и критика к тому, о чем мы говорим), у которых проявляются бред или голоса. То есть мы пытаемся сориентировать человека на то, чтобы он побольше внимания уделял соблюдению заповедей, а поменьше — тем самым голосам.

И последний пример. Господь призывает нас: «Непрестанно молитесь». И в целом ряде случаев мы можем обратить к больным этот призыв к молитве. При этом постаравшись, чтобы молитва не была лишь формальным вычитыванием текста. Здесь мы делаем акцент на призыв к молитве, а не к следованию за своими мыслями или представлениями. И молитва может быть двоякая. Прежде всего это, конечно молитва больного о себе, о своем исцелении, о помощи Божией. А кроме того, это может быть молитва за своих ближних, молитва друг за друга, молитва за своих врачей как выражение надежды и доверия Богу (единственному Врачу душ и тел), Который направляет ум и душу врачей (Его земных подражателей и последователей) в деле исцеления.

Вы, конечно, понимаете, что все приведенные выше примеры есть лишь некоторые схемы, возможные направления развития. В процессе реального общения с больным учитывается большое количество не обозначенных здесь важнейших факторов. Например, понимание и «чувствование» больного; осознание степени его адекватности; понимание пораженных и сохранных областей его души (на что мы можем опереться, а на что — не можем); поиск того, что он способен воспринять и сделать; определение посильной меры и формы того, что можно посоветовать ему…

Мы как верующие люди не можем не утверждать реальность чуда в нашей жизни. Чуда исцеления, чуда изменения. И такого рода чудеса случаются. Приведу один пример.

Девушка примерно 19-20 лет с пятилетним стажем героиновой зависимости, с опытом добывания денег воровством и проституцией, попала в НЦПЗ по направлению священника, который приютил ее в своей общине. Он, наблюдая нарастание депрессивной симптоматики, попросил наших врачей о помощи. На протяжении многих месяцев никакие попытки лечения медикаментами, ЭСТ и иными средствами не давали эффекта, ее состояние ухудшалось. Она смиренно несла этот крест. В какой-то момент мы взяли ее из стационара на крещенское купание в проруби на Москва-реке. Туда она шла только по послушанию, еле-еле переставляя ноги и без всякого желания жить. Результатом этого путешествия и ее погружения в воду стало начало действия той схемы препаратов, которые раньше не работали. В течение короткого срока она ожила и выписалась из клиники со значительным улучшением. Устойчивая ремиссия длится уже 20 лет. Она сейчас монахиня.

В дополнение к уже сказанному отметим, что на исповеди психически больных людей нужно особенно чутко учитывать особенности болезни и четко разделять, что из того, что говорит исповедник, относится к болезни (и в этом контексте не является грехом и областью личной ответственности человека), а что касается греховного поражения его души и требует соответствующей реакции священника.

Помочь больному правильно относиться к врачу и лечению

Нам представляется, что позиция священников и врачей сильно отличаются в отношении больного и болезни.

Врач видит перед собой страдающего человека и ставит своей главной задачей борьбу с болезнью, стремясь избавить больного от страдания.

Священник видит образ Божий в каждом человеке, воспринимает его в контексте вечности и осознает, что главная задача, стоящая перед человеком, — уподобиться Богу, войти в Царство Небесное. И главная задача, которую выполняет священник, — это помочь человеку пройти свой жизненный путь, приближаясь к Богу, возрастая к Нему, независимо от того болен человек или здоров.

И еще хочется указать на ряд специфических ситуаций, с которыми мы регулярно сталкиваемся при окормлении больных.

1. Зачастую бывает необходимо «найти место врачу». Дело в том, что целый ряд больных, особенно не очень воцерковленных или не очень правильно воцерковленных, не хочет откровенно говорить с врачом по целому ряду вопросов, аргументируя это следующим образом: «Почему я должен говорить ему то, что говорю священнику на исповеди? По какому праву он спрашивает меня об этом?» Помочь больному найти правильное отношение к врачу — это одна из задач, с которыми мы регулярно сталкиваемся.

2. Еще одна сложность, которая заключается в том, чтобы в беседе с врачом о его пациенте найти правильные формулировки, чтобы донести опасные для нашего пациента мысли, действия, влечения, но при этом не раскрыть тайну исповеди.

3. Отреагировать на желание больных прекратить прием лекарств (или частичное сокращение приема лекарств), не уведомляя об этом врача. Это тоже ситуация, с которой нам регулярно приходится сталкиваться.

В заключении стоит подчеркнуть, что окормление психически больных имеет свои выраженные особенности и предъявляет особые требования к священникам. От священника требуется понимание реалий психопатологии, представление о способах и характере лечения и действия психотропных препаратов. Также требуется особое внимание и чуткость к больному, особая ответственность за свои слова и действия; и даже не только за свои слова, но за то, как их воспринимает больной в силу своей болезни и как он использует их.

Портал «Пастырь»

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

наст. прош. повелит.
Я окормля́ю окормля́л
окормля́ла
Ты окормля́ешь окормля́л
окормля́ла
окормля́й
Он
Она
Оно
окормля́ет окормля́л
окормля́ла
окормля́ло
Мы окормля́ем окормля́ли
Вы окормля́ете окормля́ли окормля́йте
Они окормля́ют окормля́ли
Пр. действ. наст. окормля́ющий
Пр. действ. прош. окормля́вший
Деепр. наст. окормля́я
Деепр. прош. окормля́в, окормля́вши
Пр. страд. наст. окормля́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… окормля́ть

окормля́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — окормить.

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. устар. направлять кого-либо, чаще всего духовно ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: окормление

ЭтимологияПравить

Происходит от праслав. *kъrma, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. кърма, ст.-слав. кръма, русск., укр. корма́, болг. къ́рма, сербохорв. кр̀ма «рулевое весло», словенск. kŕma. Стар. и кажущееся убедительным сравнение с греч. πρύμνᾱ, ион., гомер. πρύμνη «корма», греч. πρέμνον «толстый конец бревна» сопряжено с фонетическими трудностями. Кроме того, πρύμνᾱ имеет вид чисто греческого образования от πρυμνός «крайний». Совершенно иначе объясняет греч. слово Швицер, который производит πρύμνᾱ из *πύμνᾱ под влиянием πρῶιρα «нос корабля». Его дальнейшее предположение о том, что слав. *kъrma заимств. из греч. πρύμνᾱ и что k развилось из р в результате диссимиляции губных, не подтверждается слав. параллелями. По всей видимости, эти слова не связаны друг с другом, и слав. слово родственно греч. κορμός «колода, чурбан, полено», κορμὸς ναυτικός «весло» (Евр.), κορμός … κώπη (Гесихий). По мнению Шпехта, корма́ связано с ко́рень. Сравнение с греч. κυβερνᾶν «управлять» — у Махека. По одной из версий, корма связано с *kъrmь «корм, пища»: погружение в воду весла ассоциировалось с магией кормления. Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Окормле́ние духо́вное – 1) пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве; 2) духовное наставничество вообще (может осуществляться духовно опытным христианином, не обладающим степенью священства, например, старцем в монастыре, крёстным и т. п.).

      Окормление духовное есть особая форма пастырского служения, заключающаяся как в смиренном учительском действии пастыря, так и в содействующем ему действии благодати Божией.

      «Существенный Деятель в пастырском служении – Дух Святый, а пастырь лишь посредник излияния благодати на верующих», – говорит Епископ Вениамин (Милов). Окормление духовное неразрывно связано с представлением о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей. Суть пастырства выражается посредничеством не человеческим, а благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим. 8:9).

      «Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов. В связи с этим сущность пастырского служения Господа наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве (см.: Ин. 10; 1Пет. 2:25; 5:4; Евр. 13:20).
      О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1Кор. 3:9–10; 4:1–2, 9; 2Кор. 5:20). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам <Апостолам> служение примирения…»
      епископ Вениамин (Милов). Пастырское богословие с аскетикой.

      Прп. Амвросий Оптинский

      Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Господа, и всю любовь, на какую только было способно его существо, он отдавал своему Создателю через Его творение – через ближних. По любви к Богу он покинул мир и стал на путь нравственного самоусовершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг личного усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от подвига служения миру.

      Старческое служение отца Амвросия началось с окормления братии Оптиной пустыни. Но служение старца не ограничивалось только монастырем. Этот подвижник, живший в маленькой келии, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний – все знали смиренного и прозорливого оптинского старца. К отцу Амвросию в Оптину пустынь тянулись тысячи верующих душ. Как часто келейники отца Амвросия, уступая многочисленным просьбам посетителей доложить о них старцу, говорили ему: «Батюшка, вас ждут». «Кто там?» – спросит старец. «Московские, вяземские, тульские, белевские, кадирские и прочие народы», – отвечают келейники. Десятиминутного разговора со старцем ждали по нескольку дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в многочисленных оптинских гостиницах.

      Целый день отец Амвросий проводил среди народа, приходившего к нему за советом и благоговевшего пред своим наставником. Делая каждому наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого, обращавшегося к нему, определяя его личный характер, его склонности, и с любовью указывал лучший исход. Все уходили от него утешенными и с облегченным сердцем.

      Духовный опыт старца Амвросия был настолько богат, что он как бы читал мысли приходящих к нему и часто указывал на их сокровенные тайны и в беседах прикровенно обличал их. Однажды одна монахиня пришла к нему на исповедь и говорила все, что помнила. Когда она кончила, старец сам начал говорить ей все, что она забыла. Но по поводу одного греха, названного батюшкой, она долго утверждала, что не делала его, и тогда старец ответил: «Забудь об этом, я так сказал». И еще не успел он закончить речь, как сестра неожиданно вспомнила, что этот грех действительно был совершен ею. Пораженная, она принесла чистосердечное раскаяние. Если старец беседовал с кем-либо при народе, то он не имел обыкновения обличать прямо и резко, но поучал так искусно, что его обличение, несмотря на присутствие множества народа, понятно было только одному тому, к кому относилось.

      Познав на личном опыте спасительность смирения, старец стремился научить этому и своих духовных детей. На самый насущный вопрос каждого человека, как жить, чтобы спастись, старец давал такие шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, – говорил еще старец, – жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». С первого взгляда простые и шутливые слова, но какой глубокий смысл содержится в них.

      Отец Амвросий принимал посетителей или беседуя с каждым в отдельности, или выходил на общее благословение, сначала к мужчинам, а затем к женщинам. Иногда летом он выходил к народу на воздух. Медленно шел согбенный старец вдоль жердей, которые устанавливались от крыльца и служили ему опорой для передвижения, в то же время сдерживая народ от напора. Отец Амвросий по временам останавливался, давая ответы вопрошающим его. Тысячи вопросов сыпались ему из толпы; он все выслушивал внимательно. К старцу обращались со всевозможными вопросами. «Батюшка, – спросит кто-нибудь, – как мне благословите жить?» «Батюшка, – спрашивала другая, – куда мне благословите: замуж или в монастырь?» Вопросы один за другим: «Я гибну от нищеты»; «Я потеряла все, что мне было дорого в жизни. Мне незачем жить»; «Неизлечимая болезнь меня терзает. Я не могу не роптать»; «Мои дети, в которых я вложил жизнь и душу, стали мне врагами»; «Я потерял веру, я не вижу благости Божией. На моем языке одни проклятия». К кому идти, кому довериться, перед кем выплакать душу, кто сымет с человека это каменное оцепенение долговременного безысходного страдания? И все приходили к старцу как к последнему пристанищу. И среди этих стремнин горя, греха и отчаяния стоял отец Амвросий с любвеобильным сердцем, врачуя всех. Сколько раз самые сложные, отчаянные и запутанные житейские вопросы он решал двумя-тремя приветливыми, полными сердечного участия советами. Так, по-видимому, мимоходом решалась чья-нибудь судьба, решались важные вопросы, но всегда по благословению благодатного старца выходило хорошо и решение оказывалось мудрым и правильным. Многие, имея какое-нибудь дело, желали только одного, чтобы при начале этого дела старец молча благословил их.

      Но не все приходили к отцу Амвросию за делом. Некоторые только отнимали у него время и этим очень отягощали его. Он сам жаловался на таких посетителей в своих письмах: «Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение и многие бесполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи; а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься – обижаются и оскорбляются». И как тяжело ему было переносить ропот тех, кого он не мог по болезненности немедленно принять. Так однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народной, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, – писал старец в одном из писем, – и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми». И всегда старец не только не скорбел о своей болезненности, но был в веселом настроении и даже шутил. А выражавшие ропот вскоре начинали сожалеть о своей нетерпеливости и просили старца простить их. Старец принимал посетителей до вечера, делая небольшие перерывы на прием пищи и малый отдых. Иногда после обеда, когда старец был слаб, он принимал посетителей у себя в келии. А после вечернего правила к нему приходила монастырская братия на ежедневное исповедание помыслов.

      В войсках Центрального военного округа начался зимний период обучения. Как рассказали в епархиальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, в воинских соединениях и частях состоялись торжественные построения и митинги, посвященные данному событию. В мероприятиях приняли участие священнослужители Екатеринбургской епархии, окормляющие воинские части на штатной и внештатной основе.

      В бригаде железнодорожных войск на построении личного состава иерей Владимир Устинов поздравил военнослужащих с началом зимнего периода обучения и благословил на образцовое выполнение воинского долга. Отец Владимир произнес пастырское слово о необходимости совершенствовать свои профессиональные навыки, о предстоящих учениях «Центр-2019» и серьезной задаче, поставленной воинскому соединению. Батюшка благословил личный состав, поздравил с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и провел духовную беседу.

      На митинге, посвященном началу зимнего периода обучения, на торжественном построении воинского соединения иерей Георгий Шлей сказал поздравительное слово, благословил военнослужащих на предстоящие труды и учения. На занятии по общественно-государственной подготовке он также произнес напутственную речь и предостерег военнослужащих от влияния неоязычества и деструктивных тоталитарных сект в армейской среде.

      Иерей Владимир Первушин на торжественном построении на плацу воинского соединения напомнил военнослужащим слова из завещания полководца Александра Суворова о том, что «неверующее войско учить – что ржавую железяку точить», и благословил воинов на дальнейшие обучение и службу.

      На торжественном построении личного состава иерей Илья Суворов, благословляя военнослужащих окормляемой воинской части войск ПВО на начало зимнего учебного периода, произнес напутственное слово:

      — Учиться надо всем: и тем, кто хорошо знает воинскую науку, и тем, кто только призвался в войска. Легко в учении — тяжело на службе, а тяжело в учении — легко на службе, то есть учение помогает довести навыки до автоматизма, что помогает решать боевые задачи. Еще одно выражение: «ученье — свет, а неученье – тьма», — позволяет нам понять, что ученье — источник разумных и мудрых действий. Но мы все должны помнить, что без Божественного света, без помощи Божией, без молитвы человеку невозможно найти правильный путь и применить полученные знания. Только соединяя свет Христов со своей жизнью, можно добиться отличных результатов в учебной, боевой подготовке.

      Протоиерей Геннадий Шульгин провел беседу с военнослужащими-железнодорожниками в окормляемой им части и благословил их на зимний период учебы. В ходе беседы отец Геннадий отметил:

      — В условиях современной политической обстановки необходимо совершенствовать все виды навыков. В том числе, духовные и моральные, чтобы быть сильнее вероятного противника необходимо помнить о традициях русского воинства на поле брани, а это всегда была вера в Бога и молитва.

      Иерей Виктор Бубнов в окормляемой им части в пастырском обращении пожелал обучающимся терпения, мужества и сыновнего послушания, а обучающим — мудрости, верности и отеческой заботы.

      На митинге в воинском соединении связи духовник соединения иерей Вячеслав Сергеев благословил военнослужащих на ратные и духовные подвиги, пожелал им успехов в учебе, в несении воинской службы, а также благополучия их семьям и успешной подготовки к стратегическим учениям «Центр 2019».

      Также к военнослужащим с пастырским словом священнослужители обратились в ряде воинских частей ЦВО, окормляемых духовенством Екатеринбургской епархии, поздравили их с началом зимнего периода обучения и преподали благословение.

      — Долг — это нравственное понятие. Никакими законами нельзя заставить человека идти навстречу огню. Только внутренне сознание необходимости выполнить долг, только упование на волю Божию и на его помощь и помогает военнослужащим не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах, — сказал иерей Николай Пантелеев в завершение пастырского благословения военнослужащих окормляемой воинской части. Затем отец Николай окропил военнослужащих святой водой.

      По информации отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, на канонической территории Екатеринбургской епархии 33 священнослужителя духовно окормляют 40 воинских соединений и частей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *